Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность и психические процессы

Поиск

Психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, речь) не только участвуют в человеческой деятельности в качестве компонентов, но и развиваются в ней, представляя собой особые виды деятельности.

Восприятие (перцептивная деятельность) в процессе практической деятельности человека приобретает важнейшие качества. В раннем и дошкольном возрасте формируются следующие его виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Так, например, манипулирование ребенком объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. Следящие движения рук и глаз, сопровождаемые координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменение скорости движущихся объектов автоматически воспроизводится в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Связь деятельности с воображениемпроявляется в том, что человек не в состоянии представить то, чего не было в его личном опыте, не было бы элементом, предметом, условием или моментом какой-либо его деятельности.

Взаимодействие памятии деятельности ярко проявляется в двух основных ее процессах: запоминании и воспроизведении. Запоминание происходит в деятельности и представляет собой мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к запоминанию. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п. Воспроизведение также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

Мышление(интеллектуальная деятельность)в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также является особого рода деятельностью. Характеризуя ее, обычно, пользуются словосочетанием «речевая деятельность».

Психические процессы и по своему происхождению и по своей структуре являются деятельностью. Доказано, что психические процессы можно формировать через организованную внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, превращения их в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

 

Умения, навыки, привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются умениями, навыками и привычками.

Умения представляют собой элементы деятельности, позволяющие что-либо делать качественно (например, точно и правильно выполнять какое-либо действие). Умения включают в себя автоматически выполняемые действия, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемую деятельность.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Умения, в отличие от навыков, всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда возникают нестандартные ситуации, требующие принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические. Двигательные включают разнообразные движения, простые и сложные, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические связаны с абстрактным интеллектом и выражаются в способности человека анализировать, обобщать, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Привычка отличается от умений и навыков тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки, как правило, связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от умения привычка не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение деятельности, раскройте основные ее характеристики.

2. Покажите отличие деятельности человека от активности животных.

3. Охарактеризуйте структуру человеческой деятельности и дайте характеристику основных ее компонентов.

4. Сравните между собой процессы интериоризации и экстериоризации.

5. Перечислите виды человеческой деятельности, раскройте их особенности.

6. Дайте сравнительную характеристику общения игровой, учебной и трудовой деятельности.

7. Охарактеризуйте познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.

8. Дайте сравнительную характеристику навыков, умений и привычек.

 

Литература

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРО, 2005. – 332 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

 

6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Характер

Характер – (от греч. charakter – черта, признак, особенность) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер есть совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях.

Характер определяет отношение человека к миру, другим людям, своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и проявляется в его эмоциях и чувствах.

Задатки к тому или другому типу характера человек получает от рождения. Но формируется характер в процессе жизни. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, но они образуются и формируются в них.

Свойства характера подразделяются на общие (глобальные) и частные (локальные). К общим свойствам, оказывающим воздействие на широкую сферу поведенческих проявлений, относят самоуверенность/неуверенность, согласие, дружелюбие/ враждебность, сознательность/импульсивность, эмоциональная стабильность/ тревожность, интеллектуальная гибкость/ ригидность. К частным, влияющим на частные, узкие ситуации, относятся общительность/замкнутость, доминантность(лидерство)/подчинение, оптимизм/уныние, совестливость/бессовестность, доверчивость/ подозрительность, самостоятельность/комформизм, самоконтроль/импульсивность, деятельная активность/пассивность, миролюбие/ агрессивность, деликатность/грубость, смелость/осторожность, гибкость/ ригидность и др.

Типы характеров

Существуют разные классификации типов характеров. Приводим одну из широко известных типологий характера /6 /.

Демонстративный тип. Часто меняет наряды, хорошо говорит, броско выглядит. Всегда в курсе всех новостей и сплетен, может говорить о вещах малознакомых, но убедительным тоном. Не прочь прихвастнуть, обмануть. Всегда в центре внимания. Умеет выслушивать, посочувствовать, посоветовать, но вскоре теряет интерес. С каждым новым человеком ведет себя по-разному. Основная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия или даже ненависти. Не переносит только равнодушия и безразличия к себе. Характерно использование недомогания как способа разрешения затруднительных ситуаций или избежания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь, причем это не притворство, а устойчивый бессознательный способ психической адаптации.

Астеноневротический тип отличается повышенной утомляемостью, раздражительностью. Такие люди часто безынициативны, пассивны, у них негибкое консервативное мышление, склонность все принимать на веру, покорно относиться к власти, к авторитету. В общении им не хватает непринужденности, они медленно приспосабливаются и плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах. Непритязательны, довольствуются малым, хорошо переносят привычные трудности. Заботятся о своем здоровье. У личности данного типа часто формируется невроз: повышенная и быстрая утомляемость, раздражительная слабость, непереносимость к холоду, духоте, определенным звукам, частая головная боль, плохая память, ослабление внимания.

Психастенический тип. Нерешительный, склонен к рассуждениям, тревожной мнительности в виде опасений за свое будущее, тяга к самоанализу. Характерна усиленная забота о своем здоровье. Человек этого типа постоянно во всем сомневается, для него очень трудно принять какое-либо окончательное решение, он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Увлечения, как правило, интеллектуально-эстетические. Самооценка не всегда адекватная.

Конформный тип. Основная черта — постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему окружению. Такие личности не могут противостоять своему окружению. В хорошем окружении — это неплохие люди и труженики, но попав в дурную компанию, быстро усваивают ее обычаи и привычки. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Такие люди несамолюбивы, привязчивы, хорошие товарищи, теплы в общении. Если все расписано и задача четко определена — они хорошо ее выполняют, для них трудна нерегламентированная деятельность.

Застревающий (паранойяльный) тип — отличается склонностью к формированию сверхценных идей, которые постепенно овладевают их сознанием и оказывают существенное влияние на их поведение. Характерны большой эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Окружающая действительность имеет для них интерес лишь в той мере, в какой она касается их личности, поэтому они повышенно чувствительны, малейшим неудачам придают чрезмерно большое значение, а удачи переоценивают. Крайне озабочены своим личным престижем, любое возражение, несогласие или просто равнодушие воспринимается как личная обида и оскорбление. Часты конфликты с окружающими. Агрессивны, злопамятны, безжалостны. Видя причину своих неудач и несчастий в конкретных людях, они считают своим долгом мстить, не прощая никакой мелочи. Встречая противоречие, могут резко оборвать, подчеркнуть свое первенство. Самомнение и самооценка завышены.

У эпилептоидного типа нередки периоды озлобления, тоскливого настроения с нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать плохое настроение. Любовь у таких людей почти всегда окрашена мрачными тонами ревности. Характерны мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное выполнение правил, педантизм, беспокойство о собственном здоровье, злопамятность, несклонность прощать обиды, почти инстинктивная тяга к обогащению. В группе стремятся властвовать. Перед начальством бывают угодливы, если ждут поддержки или каких-либо благ.

Гипертимный тип. Люди этого типа обладают хорошими способностями, у них живой ум, все они схватывают на лету, но страдают неусидчивостью, часто отвлекаются, недисциплинированны. Хорошее настроение сочетается со здоровьем, нередко цветущей внешностью, активностью и энергией. Плохо переносят дисциплину и строго регламентированный порядок, режим. Находчивы, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, легко переступают грань между дозволенным и запрещенным. Всегда тянутся к компании, стремятся к лидерству. Плохо справляются с работой, требующей усидчивости, аккуратности, кропотливого труда. Отходчивы. Поссорившись с кем-либо, быстро мирятся и даже дружат.

Постоянно жаждут деятельности, стремятся к новому не из честолюбия, а в силу большого любопытства, испытывают огромную потребность в общении. Не очень надежны, могут пообещать и забыть. Не терпят стеснения своей свободы, не считаются с чужим мнением. Свою вину обычно перекладывают на других, но и сами легко прощают.

Темперамент

Темперамент — (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных "соков организма" – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из этого учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от латинского sanguis – кровь), флегматик (от греческого phlegma – флегма), холерика (от греческого chole – желчь) и меланхолика (от греческого melas chole – черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Охарактеризуем каждый из типов темперамента: холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам; сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления, чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое; меланхолик человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства; флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Физиологической основой темпераментов являются особенности нервной системы. В 20-23 годы XX века И.П. Павлов показал, что существуют различные типы нервной системы, отличающиеся друг от друга по следующим признакам: 1) сила нервных процессов — возбуждения и торможения, 2) равновесие между процессами возбуждения и торможения, 3) подвижность этих процессов, способность сменять друг друга.

Тип нервной системы и темперамент не являются чем-то, безусловно, неизменным, хотя они заданы человеку от рождения. Он является достаточно устойчивым свойством человека, характеризующим психические особенности личности. У большинства людей наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Тот же самый человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов

Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания и самовоспитания человека.

 

Способности

Способности – этоиндивидуально-психические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Исходной предпосылкой для развития способностей служат те временные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития человека, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент. Уровень развития способностей зависит от качества врожденных нервных механизмов психической деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, воли), от большей или меньшей тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов, и, наконец, от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое, а главное, от воспитания и самовоспитания.

Способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способности — это возможности развития индивида, проявляющиеся всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Развитие личности зависит не только от психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то обычно говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности. Если данная деятельность требует развития именно тех способностей, которые в потенции имеет индивид, то, занимаясь этой деятельностью, он не только будет успешно ее осуществлять, но и быстро развивать свои способности к этой деятельности. Если же индивид не имеет в потенции нужных для данной деятельности способностей, то хотя он может и добиваться определенных успехов в этой деятельности, но развития способностей к ней у него не произойдет.

Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей. То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения данной деятельности, называется одаренностью к данной деятельности. Человек, обладающий одаренностью к некоторой деятельности, явно выделяется среди лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

Талант — это высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях. Те свойства личности, которые определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе и работает он не так, как другие неталантливые люди, занимаю­щиеся той же деятельностью.

Гениальность -высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Хотя иногда говорят и о «гениальных злодеях». Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

 

Эмоции и чувства

Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющейся в 1)субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (страх, радость и т.д.); 2) неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов; 3) специфическими двигательными реакциями.

Основными функциями эмоций являются: приспособительская, сигнальная, оценочная, регуляторная, коммуникативная.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъектаю.

Каждая эмоция состоит из двух компонентов — импрессивного, характеризующегося переживанием субъективной неповторимости данной эмоции, и экспрессивного — непроизвольных реакций организма, включающих в свой состав реакции внутренних органов и систем, недифференцирован­ные мышечные реакции.

В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью.

Аффект - бурно протекающая эмоция большой интенсивности, которая оказывает выраженное дезорганизующее действие на протекание познавательных психических процессов. Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-то выраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio — обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины. Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме — меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния — это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства — это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью — они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны — они всегда связаны с предметом или действием с ним.

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.

Эмоциональная впечатлительность — это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям. Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля — внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций.

Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс /2/предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений:

1. Любовь, веселье, радость.

2. Удивление.

3. Страх, страдание.

4. Гнев, решимость.

5. Отвращение.

6. Презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними. Шлосберг/2/ соединил первую и шестую эмоции и получил таким образом круг, который отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому, противолежащие же эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие—неудовольствие, который по сути дела представляет собой знак эмоции.

Американский психолог К. Изард /2/ предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие:

1. Интерес.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Горе, страдание и депрессия.

5. Гнев.

6. Отвращение.

7. Презрение.

8. Страх.

9. Стыд и застенчивость.

10. Вина.

Эти десять эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное переживание (феноменологическое качество). Каждая из этих эмоций описывается по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологическое и психологическое значение.

Эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.

 

Литература

1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1995. – 340 с.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРО, 2005. – 332 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

5. Разум и поведение. Эмоции / Ф. Блум [и др.]. – М.: Центр, 1998. – 273 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.013 с.)