Лекция 9. Политическая деятельность и политические отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Политическая деятельность и политические отношения



Предварительный этап (инициирование оценивания).

2. Планирование оценивания, в том числе:

• определение общего замысла оценивания;

• определение целей и критериев оценивания;

• определение плана-графика оценивания;

• выработка стратегии оценивания;

• коммуникация с заинтересованными группами.

Проведение оценивания.

Представление и распространение результатов оценивания.

Определение проблемы.

Когнитивацию (когнитивный обзор) политической ситуации, обнаружение и формулирование потенциальной проблемы.

4.1.2. Аргументирование (исследование) и оценивание потенциальной проблемы, в том числе признание или непризнание её в качестве актуальной.

4.1.3. Подготовку условий для решения проблемы, оценённой и признанной в качестве актуальной, в том числе:

а) уточнение её формулировки,

б) составление плана-задания по её решению,

в) подготовку необходимых и достаточных ресурсов, а также их перераспределение по мере изменений условий.

4.2. Определение, т. е. когнитивный поиск (генерирование) и формулирование, нескольких потенциальных вариантов (альтернатив) программы и связанных с ней решений (решений проблемы). В частности, определение вариантов (альтернатив) входящих в эти программы целей, задач, ценностных ориентиров, ресурсов, процедур и правил политической деятельности.

4.3. Аргументирование потенциальных вариантов (альтернатив) программы и связанных с ней решений (решений проблемы).

4.4. Оценивание потенциальных вариантов (альтернатив) программы и связанных с ней решений (решений проблемы).

4.5. Принятие (выбор, утверждение) варианта программы и связанного с ней решения (решения проблемы).

4.5.1. Предварительный выбор, предварительное принятие одного варианта (одной альтернативы) программы и связанного с ней решения (решения проблемы), признанного лучшим и актуальным (более других нуждающегося в реализации).

4.5.2. Апробирование и в случае необходимости корректировка данного варианта.

4.5.3. Согласование и в случае необходимости корректировка данного варианта.

4.5.4. Окончательное признание и принятие (утверждение) данного варианта.

5. Реализацию.

5.1. Продвижение в фазу реализации принятого варианта политической программы и связанного с ней решения, ориентирующего реализующих его людей – субъектов и контрсубъектов политики.

5.2. Подготовку и использование данными субъектами и контрсубъектами политики ресурсов (исходного материала, или объектов, и средств) политической деятельности.

5.3. Проверку эффективности политической деятельности, т. е. обратную когнитивацию и оценивание её процедур (операций) и результатов.

5.4. Корректировку (в случае необходимости) элементов политической деятельности, в том числе её процедур, ресурсов (исходного материала, или объектов, и средств), программы (включая цели, ценностные ориентиры) и того или иного связанного с ней решения.

Лекция 9. Политическая деятельность и политические отношения

 

План

 

1. Структура и динамика политической деятельности.

2. Виды политической деятельности.

3.Объективные политические отношения и поле политики.

4. Субъективные политические отношения.

 

1. Структура и динамика политической деятельности

 

Политическая деятельность (RП), как и любая другая – телесная, психическая, духовная (идеально-знаковая), социальная, вещественная или экономическая – деятельность, представляет собой систему побуждаемых мотивами (М) и осуществляемую субъектами или контрсубъектами политики (СП С'П) субъект(контрсубъект)-объектных актов-отношений (аr) – психических актов (Па), высказываний (идеально-знаковых актов – В) и действий (материальных актов – Д),

 

RП = ∫(ar)n = ∫(Па ×Д × В). (1.1)

 

включающих в свой состав определённые цели (Ц) – потенциальные (будущие) промежуточные результаты, отвечающие актуально доминирующим потребностям и репрезентированные в психических образованиях субъектов и контрсубъектов политики ( Пр±NDП), объекты (О), средства (Ср) и результаты (Пр), когда

 

Па = [(СП ↔ С'П)nТо,По,Ио,Со,Во,Эо,П(Ц = Пр±NDПо)] →

→ Ср → О → ПоПр, (1.2)

 

В = [(СП ↔ С'П)nТо,По,Ио,Со,Во,Эо,П(Ц = Пр±NDПо)] →

→ Ср → О → ИоПр, (1.3)

 

Д = [(СП ↔ С'П)nТо,По,Ио,Со,Во,Эо,П(Ц = Пр±NDПо)] →

→ Ср → О → МоПр, (1.4)

 

а также

1) регулирующую, управляющую часть (Uаr), представленную соответствующими психическими образованиями и актами, которые ориентируют, организуют и контролируют осуществление, исполнение деятельности, когда

 

[Uаr = UПа UД UВ] = (ПоU ПаU), (1.5)

 

2) исполнительную часть, т. е. операции [1], процедуры [2], порядок, способы осуществления, исполнения деятельности (Иаr), когда

 

[Иаr = ИПа ИД ИВ] = (Ср → О → Пр). (1.6)

 

Однако, в отличие от других деятельностей, её мотивом, целью, объектом, средством и/или результатом, так же как целью, объектом, средством и/или промежуточным (частичным) результатом входящих в неё психических актов, высказываний и действий является не телесные, психические, духовные (идеально-знаковые), социальные, вещественные или экономические образования, а государственная власть (ГВ) (рис. 1.1а и 1.1б), когда

 

RП = [(СП ↔ С'П)То,По,Ио,Со,Во,Эо,П → ГВf(М Ц О Пр Ср)]. (1.7)

 

↑→→→→→→→→→→→→→↓

↑ Мотивы→→↓(С↔С'П)nТо,По,Ио,Со,,Во,Эо,П

↑ Цели

↑ (Uar = ПоU ПаU)

Государственная власть

Входы→Объект→→→→→Процедуры →→→ Результаты→Выходы

↓ (операции = Иаr)

↓ Средства

→→→→→→→→→→→→→↑

Окружающая среда (объективные и субъективные условия)

[(С ↔ С')nТо По Ио Со Во Эо П] Г О Ч

 

Рис. 1.1а. Модель политической деятельности

 

 

Рис. 1.1б. Состав политической деятельности

 

Политическая деятельность выполняет ряд функций (f), в частности, направлена на формирование (ФР), сохранение (СХ), изменение (ИЗ), регулирование (РГ) и/или использование (ИС) субъектами и контрсубъектами политики государственной власти для реализации присущих им интересов (I), когда

RП = S¦(СП ↔ С'П)То,По,Ио,Со,Во,Эо,П ®

® (ФР, СХ, ИЗ, РГ, ИС)ГВ ® I[3]. (1.8)

 

Политическая деятельность, как и любая другая – телесная, психическая, духовная (идеально-знаковая), социальная, вещественная или экономическая – деятельность, актуализируясь и развиваясь (развёртываясь), проходит ряд фаз, или, говоря иначе, ряд моментов, стадий, ступеней, звеньев. Одни из них могут быть определены как исходные, первые, первоначальные, т. е. такие, в рамках (интервалах времени) которых политическая деятельность начинается. Другие – как завершающие, в рамках которых политическая деятельность завершается, заканчивается. Третьи – как промежуточные или средние, опосредствующие, которые опосредствуют собой исходные и завершающие фазы политической деятельности, находятся в середине, между ними, когда

 

ΔRП = (RП(t1)→RП(t2)→,…,→RП(tn)). (1.9)

 

Так, в ней можно выделить такие фазы, моменты, стадии её развития (развёртывания), как мотивация (актуализация мотива), когнитивация, оценивание, программирование и реализация.

 

А). Мотивация

 

Мотивация (аМRп) начинается актуализацией потребностей (аN) субъектов и контрсубъектов политики, предполагает их трансформацию сначала в запросы (ЗП = ND), затем в несознаваемые предпочтения (ПЗНС = NDНС) или интересы (I), т. е. сознаваемые предпочтения (ПЗСЗ = NDСЗ), и заканчивается их «опредмечиванием» («объективацией»), т. е. формированием и актуализацией определённого мотива. В обобщённой форме стадии (моменты) актуализации потребностей субъектов и контрсубъектов политики, включая стадию (момент) запоминания и временной дезактуализации потребностей могут быть представлены формулой

 

Стадия I {(Н = N–а) → Па → (Н = N–а)По → [Δ(Н = N–а)По = N] →

Стадия II → (N→ ПаПМ=N → NПМ) →

Стадия III → [аN = Δ(NПМ → NЗБ = N–а)] →

→ (NЗБ = N–а = Н) → ПаВП=N

→ [(NЗБ = N–а = Н)По=ВП = (ПоВП=N = NПо=ВП) ] →

Стадия IV → [(ПоВП=N = NПо=ВП) → (ПаN → ПоN)] →

Стадия V → [ПаВП → (ПоВП=ПРN = ПРNПо=ВП = ПР–аN)] →

Стадия VI → [Па → (ПоПо=ВП=ПРN=ПР–аN)] →

Стадия VII

→ а< } аN.

(1.10)

 

Говоря иначе, можно выделить следующие стадии (моменты) актуализации потребностей субъектов и контрсубъектов политики, каждая из которых одновременно является стадией (моментом) актуализации мотивов политической деятельности:

1) стадия репрезентации (отображения) в психических образованиях и преобразования в актуальные потребности «очеловеченных» нужд, т. е. потенциальных потребностей, субъектов и контрсубъектов политики в чём-либо необходимом для их жизни;

2) стадия запоминания, т. е. репрезентации (отображения), актуализируемых потребностей в сенсорной (сверхкратковременной), кратковременной и/или долговременной ментальной памяти данных субъектов и контрсубъектов;

3) стадия воспоминания, или активации, в ментальной памяти субъектов и контрсубъектов политики, ранее запомненных ими актуализируемых потребностей;

4) стадия репрезентации (отображения) активированных (вспомненных) потребностей в других психических образованиях (например, в представлениях, воображении или мышлении, а также в эмоциях или убеждениях) данных субъектов и контрсубъектов;

5) стадия воспоминания (активации) следов (энграмм) тех имеющихся в ментальной памяти субъектов и контрсубъектов политики предметов удовлетворения ранее актуализированных потребностей, которые одновременно являются потенциальными (возможными) предметами удовлетворения актуализируемых в данной ситуации потребностей;

6) стадия репрезентации (отображения) в других психических образованиях вспомненных (активированных) следов (энграмм) тех имеющихся в ментальной памяти субъектов и контрсубъектов политики предметов удовлетворения ранее актуализированных потребностей, которые одновременно являются потенциальными (возможными) предметами удовлетворения актуализируемых в данной ситуации потребностей. Проще говоря, стадия дальнейшего продолжения «опредмечивания» актуализируемых потребностей, т. е. определения потенциально реализуемых актуальных потребностей, или запросов;

7) стадия определения (выделения среди запросов) актуально доминирующих потребностей (предпочитаемых запросов, или предпочтений).

При этом необходимо учитывать, что процесс актуализации тех или иных потребностей и мотивов политической деятельности в любой момент может быть прерван (отложен) на определённое время или полностью прекращён. Некоторые его стадии могут быть пропущены или, наоборот, соединены с предыдущими или последующими стадиями в одну.

 

В психологии существуют различные подходы к определению мотива (англ. incentive, motive, reason). В «Кратком психологическом словаре» А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1985 г.) читаем: «Мотив (от лат. movere – «приводить в движение, толкать») – 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности»[4]. В качестве мотива называют самые разные психические феномены. Л. И. Божович – представления и идеи, чувства и переживания[5]. Х. Хекхаузен – потребности и влечения, побуждения и склонности[6]. П. А. Рудик – желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга[7]. А. Г. Ковалёв – морально-политические установки и помыслы[8]. К. К. Платонов – психические процессы, состояния и свойства личности[9]. А. Маслоу – установки[10]. В. К. Вилюнас – условия существования[11]. А. Н. Леонтьев – предметы внешнего мира[12]. Многие психологи XIX–XXI вв. рассматривают мотив как побуждение[13], как побудительную, движущую силу. Мотив всегда побуждает либо что-то делать, либо что-то не делать. Так, Л. И. Божович пишет: «будем называть мотивами все побудители …деятельности»[14]. В. И. Ковалёв утверждает, что мотив – это осознанное побуждение[15]. По мнению М. Ш. Магомед-Эминова мотив – это только один из видов побуждений, наряду с потребностями, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами[16]. Согласно М. Г. Ярошевскому, мотив (от лат. moveo –«двигаю») – это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Его «служба» в этой жизни представлена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическое подкрепление поведения на всём пути стремления к ней. Он является «запалом» любых действий и их «горючим материалом»[17]. Б. Ф. Ломов подчёркивает: когда речь идёт о мотивах деятельности человека (и его поведения в целом), то имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к действию. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, как непосредственная внутренняя причина его поведения[18]. Кроме того, одни психологи отождествляют мотив с потребностью, тогда как другие понимают мотив как предмет, намерение или цель, третьи – как устойчивые свойства личности, или личностные диспозиции, четвёртые – как состояние, пятые – как формулировку, шестые – как удовлетворённость. Например, К. К. Платонов пишет, что потребности тождественны мотивам[19]. Д. В. Колесов считает, что движущей силой психики являются потребности. Он говорит о ядре потребности, которое состоит из модели потребного результата (соответствующего, по П. К. Анохину, «акцептору» действия»), и генератора потребностного возбуждения (побудительной активности). Исходящее из генератора возбуждение побуждает исполнительную систему к деятельности (к воздействию на определённый объект окружающей среды). Информация о полезном результате проходит через модель потребного результата, играющую роль фильтра, к ядру потребности и ведёт к затормаживанию генератора, т. е. к угасанию потребностного возбуждения, и деятельность исполнительной системы на время прекращается[20]. Согласно В. А. Иванникову, термин «мотив» следует закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение»[21]. С. П. Манукян утверждает, что определённые предметы и явления (объекты) порождают потребность с конкретным содержанием. Это содержание каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или образ его по каким-то причинам воспроизводится в сознании. Поэтому не потребность вызывает деятельность, а предмет потребности или его образ[22]. Б. Г. Мещеряков определяет мотив, следуя за А. Н. Леонтьевым, во-первых, как материальный или идеальный «предмет», побуждающий и направляющий на себя деятельность, смысл которой состоит в том, чтобы удовлетворить определённые потребности, и, во-вторых, как психический образ данного предмета[23]. Согласно теории К. Левина (Lewin), которая в своей основе может быть отнесена к гештальпсихологии, основным механизмом, побуждающим поведение человека, является уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках более общей системы – «поля» личности. Напряжение в определённой области этого «поля» и есть потребность. Поле содержит разные по локализации и размеру области – различные сферы потребностей и намерений. По близости расположения к внешней среде они подразделяются на периферические и центральные области. Они различаются также по взаиморасположению (близости друг другу, сходству друг с другом), проницаемости (взаимозаменяемости). При возникновении напряжения в некоторой области поля (появления потребности) система стремится восстановить равновесие, распределив напряжение. К. Левин говорит о действиях по намерениям. Под намерением же, которое похоже на потребность и является квазипотребностью[24] (мнимой, ненастоящей потребностью), он понимает такие волевые акты, которые создают ситуацию, позволяющую человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым, а чисто условно-рефлекторным. Намеренность, отмечает К. Левин, основывается на том, чтобы создать действие, вытекающее из непосредственного требования вещей (окружающего поля)[25]. В. С. Мерлин и М. Ш. Магомед-Эминов считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности[26]. Этой же точки зрения придерживается и К. К. Платонов, утверждающий, что «в качестве мотивов могут выступать и психические процессы, и состояния, и свойства личности»[27]. Понимание мотива как особого состояния человека, заставляющего его действовать или бездействовать, обозначено, например, Дж. Гилфордом[28] (Guilford), Е. Р. Хилгардом[29] (Hilgard), Р. А. Пилояном[30]. Определение мотива как формулировки цели и средств даёт К. Обуховский[31]. Мотив как удовлетворённость рассматривается В. Г. Асеевым[32], А. Г. Ковалёвым[33], П. М. Якобсоном[34]. Во всех этих случаях доминирует монистическое представление о мотиве. Иначе говоря, за мотив в этих случаях принимается какой-то один конкретный психический феномен. Е. П. Ильин считает, что монистический подход к рассмотрению сущности мотива себя не оправдывает[35].

Следуя за Д. Н. Узнадзе[36], Е. П. Ильин предлагает рассматривать мотив как сложное, многокомпонентное интегральное, или системное, психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются в готовом виде уже при рождении. Они не могут действовать непроизвольно. Не может быть внешних и внутренних мотивов. Мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой – намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Это значит, что в структуру мотива не входят стимулы, и в то же время сам мотив не залезает в структуру исполнительного действия. Мотиву может принадлежать лишь стратегия деятельности, а тактика получения потребного результата складывается уже после формирования намерения другими психофизиологическими структурами и механизмами, отвечающими за исполнение принятого намерения (например, акцептором действия по П. К. Анохину). В структуру мотива могут входить различные компоненты, относящиеся к трём блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому. В потребностный блок входят биологические и социальные потребности, а также осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» по К. Левину). В блок «внутреннего фильтра» – нравственный контроль, оценка внешней ситуации и оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), а также предпочтения, интересы, склонности и уровень притязаний. В целевой блок – образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды или решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду или голод) и представление процесса удовлетворения потребности (попить, поесть или подвигаться). Все эти компоненты (элементы) мотива могут проявляться в сознании человека как в вербальной (словесной, внутриречевой), так и образной форме, но не все сразу. В каждом конкретном случае в каждом блоке может быть взят в качестве основания действия или поступка (принимаемого решения) один из компонентов. Структура же каждого конкретного мотива (т. е. основания действия) строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение и, как кирпичики, позволили создать здание, именуемое мотивом. Образ этого «здания» закладывается человеком в его память и сохраняется в ней не только в момент осуществления соответствующей деятельности, но и после её завершения. Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у двух лиц (тождество входящих в мотивы компонентов) не означает их тождества по смысловому содержанию, так как у каждого человека свои склонности, ценности, своя оценка ситуации и возможностей, специфическое доминирование потребностей. Кроме этой, горизонтальной, структуры мотива, у него может быть и вертикальная структура, так как в его состав могут входить два или три компонента из одного блока, один из которых играет главную роль, а остальные – сопутствующую, соподчинённую[37].

 

В данной работе при определении мотива политической деятельности учитываются многие существующие в психологии и приведённые выше точки зрения. При этом, однако, мы исходим из следующих основных посылок.

Во-первых, в качестве мотива политической деятельности могут выступать различные элементы человеческого бытия. В частности, те или иные материальные, идеально-знаковые или психические образования либо совокупности этих образований, в том числе телесные, социальные, вещные, экономические и политические материальные образования.

Во-вторых, быть иному материальному, идеально-знаковому или психическому образованию либо той или иной совокупности этих образований мотивом политической деятельности – значит выполнять в ней определённую функцию. Мотив политической деятельности – это материальные, идеально-знаковые или психические образования либо их совокупности, выполняющие определённую функцию. Одно и то же материальное, идеально-знаковое или психическое образование, одна и та же совокупность этих образований в одном случае может выполнять функцию объекта политической деятельности, в другом – функцию её средства, в третьем – функцию её результата, в четвёртом – функцию её цели, и, наконец, в пятом случае – функцию её мотива. Мотив политической деятельности – это, следовательно, её функциональный, а не процессуальный или субстанциональный элемент. Мотив – это не процесс или существующие сами по себе какие-либо материальные, идеально-знаковые или психические образования либо их совокупности, а функция («работа»), выполняемая тем или иным материальным, идеально-знаковым или психическим образованием либо той или иной совокупностью этих образований, когда

 

МRп = f (Мо, Ио По)]. (1.11)

 

Психологи выделяют различные мотивационные функции [38]. Во-первых, побуждающую функцию, или функцию побуждения, которая отражает энергетику мотива и мобилизует энергию, энергетический потенциал, энергетические ресурсы человека. Во-вторых, направляющую функцию, т. е. функцию направленности энергетики мотива на определённый объект, на определённую активность. В-третьих, с тимулирующую функцию, которая отражает напряжение потребности и связана с продолжением побудительности при осуществлении намерения, так как мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергия не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность. В-четвёртых, можно говорить также об управляющей функции. К частным проявлениям управляющей функции следует отнести организующую и контролирующую функции. Первая из них означает, что внешне ещё не проявляемая деятельность мысленно организуется, так как уже существует некий предварительный и общий (абстрактный) замысел, но не его осуществление. Такое понимание организующей функции мотива близко представлению О. К. Тихомирова и Т. Г. Богдановой о структурирующей функции, когда важность конечного результата приводит к более тщательному анализу ситуации, к его большей вербализации и критической оценке[39]. Вторая, контролирующая функция, как полагает А. В. Запорожец, осуществляется не прямо, а через механизм «эмоциональной коррекции», когда эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности. По своему содержанию данная функция близка смыслообразующей функции мотива, о которой пишет А. Н. Леонтьев[40]. Некоторые философы и криминалисты рассматривают также отражательную функцию мотива, благодаря которой происходит отражение в психике человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. Е. И. Головаха и А. А. Кроник выделяют объяснительную функцию мотива, под которой понимают сознательно формируемый человеком источник его поведения[41]. К. Обуховский говорит о защитной функции мотива и защитных мотивах, в которых истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности[42]. Д. Макклелланд (McClelland) пишет, что «благодаря мотивам осуществляются побуждение, ориентирование и выбор поведения»[43].

Мотивационная функция, т. е. функция мотива, выполняемая в политической деятельности тем или иным материальным, идеально-знаковым или психическим образованием либо совокупностью этих образований, состоит в первую очередь в том, чтобы побуждать к данной деятельности осуществляющих её людей – субъектов и контрсубъектов политики (обозначим данную функцию символом f ПБ[44]), когда

 

МRп = f ПБ (Мо, Ио По)→ [(СП Ù С'П) → RП]. (1.12)

 

Быть тому или иному материальному, идеально-знаковому или психическому образованию либо той или иной совокупности этих образований мотивом политической деятельности – значит быть её побудителем. Если же оно не побуждает субъектов и контрсубъектов политики к данной деятельности, то оно, следовательно, и не является её мотивом. При этом необходимо учитывать, что, выполняя данную функцию («работу»), эти образования или их совокупности проявляют с определённой силой содержащуюся в них энергию, а также актуализируют, в том числе мобилизуют, энергетический потенциал, энергетические ресурсы осуществляющих политическую деятельность субъектов и контрсубъектов политики.

 

На данное обстоятельство обращают внимание и психологи. С их точки зрения, сила мотива определяется интенсивностью мотивационного побуждения, которое, в свою очередь, зависит, как отмечает К. В. Судаков[45], от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организме. Гипоталамо-ретикулярные центры оказывают восходящее активирующее влияние на кору головного мозга и выступают в роли генераторов энергии, необходимой для формирования побуждения к деятельности. Кроме того, силу мотива определяют и психические факторы: знание результатов деятельности, а не выполнение работы «вслепую», понимание её смысла, определённая свобода творчества, а не жёсткое регламентирование. Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего он может приобрести аффективный характер. Яркая эмоциональная окраска мотива указывает на преимущественно экспрессивный его характер, требующий немедленной и исчерпывающей «энергетической разрядки» в соответствующей внешней деятельности. Сила мотива больше, если человек сам детерминирует свою деятельность, исходя из собственных внутренних побуждений. Сила мотива слабеет, если цель достигается, что, по А. А. Ухтомскому, связано с затуханием доминантного очага возбуждения. Однако случается, что цель по каким-то причинам не достигнута, но напряжение ослабевает[46].

 

Мотивационная функция, т. е. функция мотива, выполняемая в политической деятельности тем или иным материальным, идеально-знаковым или психическим образованием либо совокупностью этих образований, может состоять также в том, чтобы при соответствующих условиях придавать данной деятельности определённый смысл. В этом случае функцию мотива политической деятельности выполняют те материальные, идеально-знаковые или психические образования или их совокупности, которые не только побуждают к определённой политической деятельности осуществляющих её субъектов и контрсубъектов политики, но и при соответствующих условиях придают данной деятельности определённый смысл. Обозначим данную функцию символом f СМ[47]. Так, А. Н. Леонтьев пишет, что «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами»[48]. Следовательно, если побудительная функция присуща любому мотиву, то смыслообразующая функция присуща не всякому мотиву, а лишь определённому мотиву, в частности, как нам представляется, мотиву, сознаваемому осуществляющими политическую деятельность субъектами и контрсубъектами политики (такой мотив, т. е. сознаваемый мотив, может быть обозначен символом М(сз)Rп, в отличие от несознаваемого мотива, который может быть обозначен символом М(нс)Rп), когда

 

М(сз)Rп = f (ПБ+СМ) (Мо, Ио По) → RПП Ù С'П). (1.13)

 

Что касается направляющей функции, которую приписывают мотивам некоторые психологи, то она выполняется не мотивом, а целью. Точно так же, как функция организации, управления, регулирования политической деятельности, в том числе функция ориентирования в ней и в жизненной ситуации и входящей в неё политической ситуации осуществляющих её субъектов и контрсубъектов политики, а также функция направления их психических актов, действий и высказываний на определённые объекты и результаты.

В-третьих, мотивом политической деятельности могут быть только те материальные, идеально-знаковые или психические образования либо их совокупности, которые отвечают лишь определённым актуально доминирующим потребностям осуществляющих данную деятельность субъектов и контрсубъектов политики, т. е. выступают в качестве предметов удовлетворения их актуально доминирующих потребностей. Иначе говоря, мотивом политической деятельности могут быть только те материальные, идеально-знаковые или психические образования либо их совокупности, которые отвечают не любым потребностям, а лишь сознаваемым предпочтениям (интересам) или несознаваемым предпочтениям субъектов и контрсубъектов политики, когда

 

МRп = f ПБ (Мо, Ио По)ND → [(СП Ù С'П) → RП]. (1.14)

 

Если же материальные, идеально-знаковые или психические образования либо их совокупности не отвечают определённым актуально доминирующим потребностям, т. е. несознаваемым или сознаваемым предпочтениям, осуществляющих эту деятельность субъектов и контрсубъектов политики, не выступают в качестве предметов удовлетворения этих потребностей-предпочтений, то они не являются и мотивами данной деятельности. Мотив политической деятельности, следовательно, предполагает не только наличие определённых материальных, идеально-знаковых или психических образований либо их совокупностей, но и наличие определённых актуально доминирующих потребностей (сознаваемых или несознаваемых предпочтений) субъектов и контрсубъектов политики. При этом ещё раз подчеркнём, что мотив политической деятельности – это не потребности осуществляющих её субъектов и контрсубъектов политики, а те материальные, идеально-знаковые или психические образования, которые выступают в качестве предметов удовлетворения их актуально доминирующих потребностей, т. е. их несознаваемых или сознаваемых предпочтений. Иначе говоря, это есть материальные, идеально-знаковые или психические предметы удовлетворения актуально доминирующих потребностей (сознаваемых или несознаваемых предпочтений) осуществляющих данную деятельность субъектов и контрсубъектов политики, т. е. всё то, что выступает в качестве предметов удовлетворения этих потребностей, что отвечает им. Это есть не нужда и не состояние нужды осуществляющих политическую деятельность субъектов и контрсубъектов политики, а то, в чём они нуждаются, что выступает в качестве предметов удовлетворения их актуально доминирующих потребностей (сознаваемых или несознаваемых предпочтений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.066 с.)