Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политических программ и решений в фазу их реализации

Поиск

 

Стратегии Недифференцированного продвижения Монодифференцированного продвижения Полидифференцированного продвижения
Целевые группы Широкий круг исполнителей Одна хорошо определённая целевая группа исполнителей Две и более хорошо определённые целевые группы исполнителей
Имидж программ и решений, людей или организаций Один имидж для всех или многих типов исполнителей Один имидж для одной целевой группы исполнителей Отличительный имидж для каждой целевой группы исполнителей
Каналы и виды продвижения Все возможные каналы и виды продвижения Все подходящие каналы и виды продвижения Все подходящие каналы и виды продвижения
Акцент в стратегии Ориентация на различные целевые группы исполнителей через общий план продвижения Ориентация на одну конкретную целевую группу исполнителей через специализированный план продвижения, приспособленный к этой группе Ориентация на две и более конкретные целевые группы исполнителей через различные планы продвижения, приспособленные к каждой группе
Точки продвижения Все возможные точки продвижения Все подходящие точки продвижения Все подходящие точки продвижения, различные для различных целевых групп исполнителей

 

Люди, продвигающие политические программы и решения в фазу реализации, могут использовать как каждую из них в отдельности, так и их сочетания в зависимости от выявленного ими характера политической ситуации (окружающей среды), наличия в ней недифференцированных, монодифференцированных и полидифференцированных целевых групп потенциальных исполнителей.

Необходимым моментом разработки указанных стратегий продвиженияявляется определение целевых групп исполнителей политических программ и решений, т. е. определение тех групп, коллективов, коллективно-групповых образований исполнителей, на которые эти стратеги нацелены. Именно с него – с определения целевых групп исполнителей – как правило, должна начинаться данная разработка. Причём определение этих целевых групп может быть осуществлено либо при подковке или принятии продвигаемых программ и решений, либо после их принятия. Однако в любом случае оно включает последовательный ряд следующих основных шагов:

1) определение максимально возможных характеристик, признаков, свойств, качеств целевых групп исполнителей и их требований к политическим программам и решениям;

2) исследование и оценивание отдельных сходств и различий, присущих представителям данных целевых групп;

3) разработку профилей целевых групп;

4) выделение, выбор тех целевых групп, которые будут реализовывать (исполнять) политические программы и решения.

При этом целевые группы исполнителей должны отвечать определённым требованиям:

 

1) между целевыми группами должны быть установлены достаточно существенные различия, иначе возможна лишь недифференцированная стратегия продвижения;

2) в каждой целевой группе между их членами должно быть достаточно существенное сходство, чтобы их можно было объединить в данную целевую группу и выбрать специфическую для неё стратегию продвижения;

3) характеристики, сильные и слабые стороны целевых групп и их требования к политическим программам и решениям должны быть измеряемы, должны иметь количественные параметры, в том числе для того, чтобы можно было определить направляемые на них усилия;

4) состав членов целевых групп должен быть существенным и устойчивым по их основным объединяющим признакам, чтобы на них можно было ориентироваться при продвижении политических программ и решений. В частности, целевые группы должны быть достаточно большими, если речь идёт о программах и решениях, требующих значительного числа исполнителей;

5) члены целевых групп исполнителей должны быть достаточно доступными для тех, кто осуществляет продвижение политических программ и решений.

При определении целевых групп исполнителей могут учитываться различные критерии, каковыми выступают те или иные параметры характеристик, признаков, свойств или качеств телесного, ментального, духовного, социального, вещного, экономического, политического, пространственно-временного и иного потенциала входящих в них людей. В частности, количество, мера организованности, пол, возраст, уровень образования, национальность, состав семьи, а также род занятий, профессия, социальная мобильность или уровень доходов входящих в эти целевые группы людей.

Ещё одним необходимым моментом разработки стратегии продвижения политических программ и решений, следующим за определением целевых групп исполнителей, является конструирование имиджа, т. е. идеально-знакового образа, этих программ и решений, принявших и продвигающих их людей. Этот имидж, или образ, должен быть достаточно точным, полным и осязаемым. Точным – значит правильным, адекватным. Полным – значит соответствующим объёму характеристик, признаков, свойств, качеств, имеющихся у продвигаемых политических программ и решений, принявших и продвигающих их людей. Осязаемым – значит измеряемым с помощью количественных и качественных показателей. Чтобы сконструированный имидж можно было использовать наиболее эффективно, он должен быть конкретным, расширенным и обобщённым, а не абстрактным, узким и необобщённым. Иначе говоря, должен быть не односторонним, а многосторонним или даже всесторонним, должен включать не только основные, но и сопутствующие, вспомогательные характеристики, а также не случайные, единичные и малосвязанные, а общие характеристики. Кроме того, он должен быть достаточно уникальным, со временем совершенствоваться, обновляться, а также обладать желательными для исполнителей характеристиками.

Продвижение в фазу реализации политических программ и решений, осуществляемое в рамках системно-синерго-дятельностного подхода и присущих ему стратегий продвижения, как правило, выполняет следующие функции:

• информирует о продвигаемых программах и решениях их исполнителей;

• создаёт или изменяет имидж данных программ и решений или его использование;

• порождает и сохраняет их узнавание и популярность среди исполнителей;

• создаёт энтузиазм среди участников продвижения;

• убеждает исполнителей в необходимости реализации продвигаемых программ и решений;

• отвечает на вопросы, которые возникают или могут возникнуть у исполнителей;

• создаёт благоприятную информацию о людях, продвигающих данные политические программы и решения;

• обеспечивает связь людей, продвигающих и реализующих данные программы и решения, в том числе после их реализации.

Люди, продвигающие политические программы и решения, реагируют на стремление потенциальных исполнителей данных программ и решений принять или не принять их к реализации. Продвижение поддерживает те или иные ожидания исполнителей, даёт им возможность увидеть и выделить преимущества продвигаемых программ и решений, отличающие их от других программ и решений. Вместе с тем, продвижение порождает нередко нечестные приёмы борьбы с конкурентами, слишком большие и не всегда обоснованные ожидания. Главное в продвижении состоит в том, чтобы верно определить место, где исполнители вероятнее всего могут получить сообщение о продвигаемых программах и решениях и привлечь к ним их внимание.

Чтобы продвижение политических программ и решений было эффективным, оно должно проектироваться, или планироваться. Проектирование же продвижения представляет собой систематическое принятие и реализацию решений, касающихся всех его сторон. В частности, план продвижения, как правило, состоит из определения его целей, бюджета и структуры.

Цели продвижения состоят, во-первых, в стимулировании спроса на продвигаемые политические программы и решения у тех, кто является или может стать их исполнителем, во-вторых, в улучшении имиджа этих программ и решений, а также принявших и продвигающих их людей. Цели продвижения могут быть выстроены в определённый иерархичный ряд среднесрочных и долгосрочных целей продвижения, включая:

• формирование желания участвовать в реализации политических программ и решений у тех, кто может быть их исполнителем;

• формирование спроса на определенный тип политических программ и решений у их потенциальных исполнителей;

• получение информации о продвигаемых программах и решениях их исполнителями;

• формирование положительного имиджа продвигаемых программ и решений;

• обеспечение узнавания продвигаемых программ и решений их исполнителями;

• формирование благожелательного отношения (положительных эмоций, мыслей) и предпочтения к продвигаемым программам и решениям их исполнителей;

• формирование значительного предпочтения к продвигаемым программам и решениям их исполнителей;

• формирование, поддержание и сохранение убеждения в необходимости реализации продвигаемых программ и решений их исполнителей;

• формирование желания принять к реализации и реализовать продвигаемые программы и решения у тех, кто может быть их исполнителем;

• реализация продвигаемых программ и решений.

Следуя по этой иерархии целей, продвигающие политические программы и решения люди могут переходить от информирования к убеждению, а затем к напоминанию о своих предложениях. На первых этапах, когда продвигаемые программы и решения мало известны их исполнителям, целью продвижения является первичный спрос на определенную категорию политических программ и решений. На более поздних этапах, когда целью становится предпочтение продвигаемых программ и решений, продвигающие их люди пытаются удовлетворить селективный спрос на конкретные, продвигаемые ими программы и решения. Иногда эту иерархию целей используют, чтобы возобновить интерес к зрелым политическим программам и решениям.

Установление бюджета продвижения политических программ и решений осуществляется по остаточному принципу, по принципу прироста к предыдущим ассигнованиям, по принципу паритета с конкурентами, по принципу увязки и соответствия ассигнований целям. Но в любом случае для продвижения политических программ и решений требуются немалые средства, и их, как правило, обязательно предусматривают и выделяют.

Структура продвижения состоит из сочетания его официальных и неофициальных каналов и видов. Она является основной и важнейшей частью плана, или проекта, продвижения.

Каналы продвижения, в том числе официальные и неофициальные, могут быть прямыми и косвенными (в зависимости от того, отсутствуют или имеются посредники между людьми, принявшими политические программы и решения, и реализующими их людьми), простыми и сложными (в зависимости от числа посредников, когда таковые имеются). Они характеризуются длиной – числом независимых посредников, расположенных во времени, и шириной – числом независимых посредников, расположенных в пространстве (например, при наличии узкого канала продвижение осуществляется через несколько независимых посредников, при наличии широкого – через многих). Интенсивность использования этих каналов продвижения может быть различной. При эксклюзивном (ограниченном) использовании каналов продвижения имеется ограниченное (небольшое) число независимых посредников, стремление к контролю над каналами продвижения и высокой его эффективности. При избирательном использовании каналов продвижения имеется среднее число независимых посредников, сочетание контроля над каналами с хорошей эффективностью продвижения. При интенсивном использовании каналов продвижения имеется большое число независимых посредников, стремление к влиянию на широкий круг целевых групп людей, участвующих в реализации политических программ и решений, к сочетанию массовой стратегии с высокой эффективностью продвижения. По мере прохождения программ и решений в фазу реализации они могут переходить от эксклюзивного использования каналов продвижения к избирательному использованию, а затем к интенсивному. Или, наоборот, от интенсивного использования – к избирательному, а затем – к эксклюзивному. При этом может применяться либо экстенсивный, либо исключительный, либо выборочный методы. Экстенсивный метод предполагает размещение программ и решений во всех возможных каналах и точках продвижения, исключительный – в каком-то одном канале, какой-то одной точке, а выборочный – в двух-трех и более каналах и точках.

Выбор каналов и методов продвижения, интенсивность их использования зависит от местонахождения, возможностей и характера участников продвижения, их количества, посылаемых ими сообщений, канала продвижения, размеров его территории и других факторов. Во многих случаях выбор канала продвижения – наиболее важное решение людей, продвигающих политические программы и решения. При этом им необходимо учитывать, что чем больше посредников они используют, тем меньше у них непосредственных контактов с людьми, реализующими данные программы и решения, и тем ниже степень их контроля над ними и над структурой продвижения. Тем не менее, роль посредников и, следовательно, каналов продвижения чрезвычайно велика. Они, в силу своей близости к людям, реализующим политические программы и решения, имеют хорошее представление об их характеристиках, потребностях, целях. Поэтому посредников используют в качестве экспертов при исследовании окружающей среды (политической ситуации) и адаптации программ и решений, через них воздействуют на людей, реализующих данные программы и решения. Продвижение программ и решений происходит значительно легче в освоенных каналах продвижения или с известными в них программами и решениями. Сложнее проникнуть в существующие каналы новым или известным, но обновленным программам и решениям. Определённые сложности вызывает необходимость освоения новых, ранее не используемых каналов.

Виды продвижения могут быть, как уже отмечалось, официальными и неофициальными. К неофициальным видам продвижения относятся: реклама, паблисити[160] и персональные встречи. Политическая реклама – это любая оплачиваемая форма неличностного продвижения политических программ и решений реализующим их людям. Политическое паблисити – это неличностное и неоплачиваемое стимулирование спроса на те или иные программы и решения посредством использования различных источников информации и сообщений (например, презентаций на радио, телевидении, в газетах), которые косвенно влияют на мнение людей, реализующих данные программы и решения. Персональные встречи – это устное представление программ и решений в ходе непосредственных личностных контактов продвигающих и реализующих их людей. Как правило, в продвижении политических программ и решений используется не одна какая-нибудь форма продвижения, а их комбинация. При этом каждый вид продвижения выполняет различные функции и поэтому дополняет другие. Реклама ориентирует на большое число людей и информирует их о продвигаемых программах и решениях. Паблисити даёт широкой аудитории достоверную информацию, приводит к краткосрочному росту популярности продвигаемых программ и решений и дополняет рекламу. Однако содержание и время появления паблисити не контролируется или слабо контролируется людьми, продвигающими данные программы и решения. Персональные встречи обеспечивают личный контакт, гибкость взаимоотношений людей, продвигающих и реализующих программы и решения, развивают вызванный рекламой и паблисити первоначальный интерес к ней, но ограничены масштабами аудитории.

Структура продвижения политических программ и решений зависит от характеристик продвигающих их людей, возможностей их доступа к каналам продвижения и степени их поддержки. Небольшая группа людей, продвигающих программы и решения, ограничена в видах рекламы. Крупная группа действует в рамках большого региона, может делать акцент на рекламе и персональных встречах. По мере того, как программы и решения продвигаются по каналам продвижения, меняется содержание и структура продвижения. Некоторые средства массовой информации могут быть недоступными. Участники каналов продвижения могут требовать особых форм продвижения или средств. В целом же при разработке структуры продвижения учитываются следующие факторы: 1) люди, реализующие политические программы и решения (большой разброс их целевых групп определяет целесообразность рекламы, для большой целевой группы предпочтительнее персональные встречи); 2) бюджет (ограниченный бюджет исключает рекламу по телевидению и концентрирует усилия на персональных встречах); 3) содержание программ и решений (программы и решения, которые трудно отличить от программ и решений конкурентов, больше требуют персональных встреч); 4) конкуренция (каждая группа людей, продвигающих политические программы и решения, устанавливает свою собственную структуру продвижения после изучения конкурентов); 5) средства информации (те, которые доступны для данной группы продвигающих программы и решения людей); 6) существующее законодательство (определяющее, в частности, порядок продвижения).

Чрезвычайно важно учитывать и то, что информация о политических программах и решениях проходит через межличностные коммуникативные каналы. В частности, через обсуждение того, что было прочитано в газетах или листовках, увидено по телевидению, услышано по радио или во время персональных встреч. Информация о программах и решения из одного канала попадает в другие, в том числе в канал межличностного общения, образуя второй слой аудитории, весьма специфический. Межличностные каналы информации являются своеобразными показателями эффективности использования других каналов (например, средств массовой информации). Вместе с тем, они являются их резонатором. Узнав что-нибудь о политических программах и решения из средств массовой информации или листовок, обсуждая их, люди продолжают осмысливать их содержание, проникать в их суть. Контакт между людьми оказывает на них тонизирующее воздействие и способствует более активной переработке и усвоению того, что они услышали, прочитали или увидели. В ходе такого контакта телезритель, радиослушатель, читатель не только может получить ответы на возникшие у него вопросы, но и испытать удовлетворение от приобщения к идущей по другим каналам продвижения дискуссии. Ближайшей аудиторией обсуждения политических программ и решений являются члены семьи, родственники, товарищи по работе. Именно с ними в первую очередь делятся люди своими впечатлениями. Но, с другой стороны, именно они оказывают обратное воздействие на характер этих впечатлений.

Набор сообщений о политических программах и решениях, передаваемых по каналам продвижения, и истолкование их содержания в немалой степени зависят от соответствия предложенных там оценок и образцов оценкам и образцам ближайшего окружения получателя сообщения, а также от склонности его к общению с этим окружением. Люди склонны соглашаться с мнением большинства своего ближайшего окружения, независимо от того, соответствует оно объективной истине или нет. Они вынуждены сообразовывать свои высказывания и действия с оценками близких людей потому, что именно с их стороны они встречают одобрение или негативные санкции. Вот почему люди, продвигающие политические программы и решения, должны учитывать характер связи получателя сообщения с его ближайшим окружением. Это позволит им вполне понять механизм влияния данных каналов на продвижение программ и решений, предсказать его результаты с большей точностью. Нередко апелляция только к знаниям и разуму приводит к неудовлетворительному результату. Дело в том, что люди очень часто являются лишь «приёмниками» получаемых ими сообщений о продвигаемых программах и решениях. Эти сообщения опосредуют их восприятие. Необходимо проследить весь путь сообщений, адресованных им, от источников сообщения до адресата.

Чтобы политические программы и решения, продвинутые в фазу реализации, были реализованы, реализующие их субъекты и контрсубъекты политики должны подготовить (в том числе мобилизовать, сосредоточить) и использовать определённым способом и в определённом порядке, определённой последовательности запрограммированные ресурсы (объ екты и средства). Иначе говоря, должны выполнить определённые операции, или процедуры. Это важнейший и необходимый момент исполнительной (реализующей) части, или фазы, любой политической деятельности, в том числе деятельности, реализующей политические программы и решения. Напомним при этом, что исполнительная часть, или фаза, политической деятельности представляет собой совокупность процедур (операций) входящих в неё психических актов, действий и высказываний, а под процедурами (операциями) понимается использование определённым способом и в определённом порядке, в определённой последовательности их ресурсов, т. е. объектов (исходного материала) и средств[161].

Использование ресурсов (объектов и средств) тем способом и в том порядке, который определён в программе политической деятельности, т. е. выполнение предусмотренных в ней процедур (операций), составляющих её исполнительную фазу, или часть, означает реальное, действительное исполнение программы данной деятельности, реальное, действительное движение к намеченному в ней результату, или, говоря словами П. Я. Гальперина, «реальное целенаправленное преобразование исходного материала или положения в заданный продукт или состояние»[162]. Это есть важнейший момент, важнейшая фаза политической деятельности. «Каждый шаг действительного движения, – пишет К. Маркс в мае 1875 года в письме В. Бракке, – важнее дюжины программ»[163].

Согласно Г. В. Плеханову, «сущность политической… борьбы заключается в том, что каждая из борющихся сторон старается разрушить или хотя бы ослабить силы, поддерживающие существование другой стороны»[164]. В. И. Ленин пишет: «Всё искусство управления и политики состоит в том, чтобы своевременно учесть и знать, где сосредоточить свои главные силы и внимание (курсив наш. – И. Г.)»[165]. «В решающий момент в решающем пункте иметь подавляющий перевес сил – это "закон" военных успехов есть также закон политического успеха… (курсив наш. – И. Г.)»[166].

Напомним, что в качестве ресурсов политической деятельности таковых могут выступать различные элементы и формы человеческого бытия. В частности, определённое количество людей с их телесным и метальным потенциалом, а также духовным, социальным, вещным (в том числе техническим), экономическим, политическим (включая государственно-властный) и пространственно-временным. Именно эти составляющие потенциала, как правило, образуют то, что является материальными, информационными, организационно-управленческими и пространственно-временными ресурсами политической деятельности, предусмотренными, запланированными в её программе и имеющимися в распоряжении реализующих данную программу субъектов и контрсубъектов политики.

При реализации политических программ и решений могут возникнуть проблемы, или трудности, связанные с тем, что необходимые для реализации ресурсы могут контролироваться различными людьми или организациями, в том числе теми, которые имеют свои собственные интересы и возможности препятствовать подготовке и использованию данных ресурсов. Так, они могут задержать поставку необходимых ресурсов (например, эфирного времени на радио или телевидении), сорвать график или просто отказать в их выделении. Чем выше возможности этих людей и организаций удерживать необходимые ресурсы, тем выше вероятность провала реализации тех политических программ и решений, которые рассматриваются данными людьми или организациями как недостаточно привлекательные для них или противоречащие их интересам[167].

В современной политической науке сложились различные школы, дающие свои собственные рекомендации по решению проблем, возникающих в фазе реализации принятых политических программ и решений. Одна из этих школ, которую можно назвать школой программной имплементации, исходит из предположения, что данные проблемы могут быть упрощены, если не устранены, путём тщательного и эксплицитного[168] (ясного, точного, подробного) предварительного программирования процедур имплементации (реализации). В рамках этой школы проблемы имплементации (реализации) диагностируются как проистекающие, по меньшей мере, из трёх источников: 1) неоднозначности политических целей, вызванной непониманием, замешательством или конфликтом ценностей; 2) участия слишком большого количества конкурирующих политических акторов (агентов) с пересекающимися сферами ответственности; 3) сопротивления исполнителей, их неэффективности или непродуктивности. Идеалом программной имплементации является формирование политических программ и решений, содержащих автоматически исполняемую подпрограмму их реализации. Другая школа, которую можно назвать школой адаптивной имплементации, предполагает, что проблемы имплементации могут быть решены путём адаптации политических программ и решений к изменяющимся обстоятельствам или условиям. Согласно представителям данной школы, проблемы имплементации возникают из-за чрезмерной спецификации и жёсткой определённости целей, неспособности вовлечь значимых акторов (агентов) в процесс формирования политических программ и решений, чрезмерного контроля над исполнителями. Идеалом адаптивной имплементации является процесс, обеспечивающий возможности модификации, пересмотра и обновления реализуемой программы и решений, т. е. её адаптации в соответствии с реально складывающимися взаимоотношениями между данной программой и институциональной средой. Программная имплементация применима только тогда, когда: 1) масштаб изменений в поведении исполнителей, предполагаемый реализуемой программой, незначителен; 2) обоснованность (основательность) теорий и технологий, положенных в основу программы, сравнительно высока; 3) исполнители в целом согласны с предлагаемыми целями и средствами; 4) среда, в которой находятся исполнители, сравнительно стабильна. Если отсутствует хотя бы одно из этих условий, целесообразно применить возможности адаптивной имплементации[169].

Реализация политических программ и решений может быть либо алгоритмической, алгоритмизированной, либо адаптационно-эвристической, или адаптивной. По форме (способу) адаптации к реализации политическая программа может быть либо алгоритмической (алгоритмизированной), либо эвристической. В первом случае программы и решения содержат алгоритм (план) их реализации, т. е. систему операций, процедур, применяемых последовательно и по строго определённым правилам. Во втором случае программы и решения допускают возможность их реализации путём творческой адаптации в соответствии с непредвиденными новыми обстоятельствами, возникающими в процессе её реализации. Эта реализация предполагает возможность её творческой адаптации, т. е. творческой модификации, пересмотра и обновления, в соответствии с реально складывающимися взаимоотношениями между данной программой и её институциональной средой, а также свободу выбора для исполнителей программы.

Политическая деятельность, осуществляемая субъектами и контрсубъектами политики, реализующими политические программы и решения, нуждается в проверке её эффективности [170]. А также в проверке эффективности нуждаются и все реализующие данные программы и решения и входящие в данную деятельность психические акты, действия, высказывания и процедуры (операции). В частности, степень их соответствия реализуемой программе и результатов представленным в ней целям.

При этом под эффективностью какой-либо системы понимается не просто её результативность, а определённое соотношение её входов и выходов. Входами в политическую деятельность являются не только мотивы эффективности, но и её цели, т. е. намеченные и представленные (отображённые) в программе данной деятельности её потенциальные конечные и основные промежуточные результаты, а также затрачиваемые на их достижение ресурсы (исходный материал, или объекты, и средства). Выходами из неё являются её реальные результаты. Поэтому эффективность политической деятельности предполагает, во-первых, совпадение её реальных результатов с её целями, когда, по выражению Т. Котарбинского, действия людей «ведут к результату, задуманному как цель»[171]; во-вторых, достижение максимального результата (выхода) на единицу затраченных ресурсов (входа). При этом необходимо учитывать, что конечные и основные промежуточные результаты оцениваются как позитивные, желательные, полезные, а побочные – как позитивные, желательные, полезные либо негативные, нежелательные, бесполезные. Поэтому эффективность политической деятельности предполагает также достижение максимального преобладания позитивных результатов над негативными. Таким образом, эффективность политической деятельности заключается, во-первых, в максимизации совпадения её реальных результатов с её целями, во-вторых, в максимизации преобладания позитивных результатов над негативными, в-третьих, в минимизации затрачиваемых ресурсов (исходного материала, или объектов, и средств). Поскольку совпадающие с целями результаты – это, как правило, позитивные результаты, а побочные имеют не меньшее значение, чем основные позитивные результаты, то эффективность политической деятельности, по сути дела, заключается в достижении на единицу затрачиваемых ресурсов максимального преобладания реальных позитивных (основных и побочных) результатов над негативными. Иначе говоря, э ффективность политической деятельности – это достижение максимума намеченных результатов при наименьших затратах ресурсов. Она определяется также способностью субъектов и контрсубъектов политики решать стоящие перед ними проблемы. Как пишут В. Соболев и М. Шаповаленко, эффективность политического режима определяется его способностью решать проблемы, отвечать на вопросы и запросы, которые поступают из общества. Некоторые политологи в качестве критериев эффективности власти считают наличие у неё способности:

1) определять приоритеты в системе противоречивых требований;

2) наиболее оптимально использовать ресурсы;

3) координировать конфликтующие цели;

4) возмещать ущерб властвующим группам;

5) репрезентировать многочисленные неорганизованные интересы как хорошо организованный общий интерес;

6) обеспечивать выполнение государственной политики;

7) обеспечивать политическую стабильность;

8) представлять интересы государства на международной арене;

9) управлять политическими противоречиями так, чтобы они не перерастали в гражданскую войну[172].

Реализация политических программ и связанных с ними решений влечёт за собой ряд последствий. Таковыми, согласно Г. Саймону, являются: 1) изменения поведения индивидов и социальных групп; 2) структурирование и переструктурирование общества[173]. Среди этих последствий могут быть и нежелательные. Например, М. Рокар отмечает, что любое решение может иметь неоднозначные, а зачастую и нежелательные последствия. Так, например, горячая инициатива одного настойчивого министра, сумевшего убедить остальных, подтолкнула государство на создание системы домов с умеренной квартирной платой. Это привело к серьёзным отрицательным последствиям только потому, что предложение, имеющее целью обеспечить оплату жилья будущими квартиросъёмщиками, оставляло в стороне самых обездоленных людей. То же самое можно сказать об оказании поддержки сельскому хозяйству, которая больше содействовала укрупнению землевладения, нежели защите мелкого крестьянства. Способность принимать решения относится к незаменимым качествам политического деятеля и является одним из условий успеха ответственных руководителей. Анализ прежних решений того или иного кандидата даёт ключ к оценке его соответствия выборному посту[174].

Проверка эффективности политической деятельности, реализующей те или иные политические программы и решения, предполагает когнитивацию и последующее оценивание её результатов, а также тех психических актов, действий, высказываний и процедур или операций, которые обеспечивают достижение этих результатов. Данная когнитивация может быть определена как обратная (или вторичная), так как она осуществляется в реализующей части (фазе) политической деятельности и обеспечивает её обратную связь как специфической управляемой системы, в том числе того, что достигнуто в процессе реализации её программы, с тем, что в ней намечалось. Именно обратная когнитивация обеспечивает субъектов и контрсубъектов политики информацией о тех изменениях, которые происходят в политической ситуации, а также в процедурах, объектах, средствах и результатах психических актов, действий и высказываний данной деятельности. Тем самым обратная когнитивация обеспечивает и их ориентирование в этих изменениях. Что касается оценивания результатов политической деятельности, реализующей те или иные политические программы и решения, а также оценивания психических актов, действий, высказываний и процедур (операций), обеспечивающих достижение этих результатов, то такое оценивание может быть определено как текущее ( in-term), или промежуточное (mid-term), либо как итоговое (ex post). И тот и другой вид оценивания осуществляется в реализующей части (фазе) политической деятельности, на основе обратной когнитивации и вслед за ней. Затем осуществляется либо (в случае негативного оценивания этих результатов, психических актов, действии, высказываний и процедур) корректировка (исправление) и продолжение данной политической деятельности, либо (в случае позитивного оценивания этих результатов, психических актов, действии, высказываний и процедур) её прекращение. Оба этих оценивания могут быть выражены в форме внутриречевых или внешнеречевых высказываний (понятий и суждений), так и в форме эмоций, или аффектов, которые могут проявляться при выполнении данных внутриречевых и внешнеречевых высказываний или без них. И то и другое оценивание отличается как от предвосхищающего (ex ante) оценивания, так и от ретроспективного. Предвосхищающее оценивание либо предшествует, либо относится к фазе подготовки политических программ и решений, в том числе к фазе прогнозирования, оценивания и выбора их альтернативных вариантов, и ориентировано на оценивание ожидаемых, прогнозируемых результатов их реализации. Ретроспективное оценивание ориентировано на долгосрочные и непредвиденные последствия реализации политических программ и решений и осуществляется спустя годы после завершения их реализации. Вместе с тем, если при текущем (промежуточном) оценивании оцениваются промежуточные (частичные) результаты политической деятельности и обеспечивающие их достижение промежуточные психические акты, действия, высказывания и процедуры, то при итоговом оценивании – конечные результаты данной деятельности и обеспечивающие их достижение конечные (завершающие) психические акты, действия, высказывания и процедуры.

Проверка эффективности политической деятельности – это необходимая и нео



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.235 (0.017 с.)