Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имплементация (реализация) результатов оценивания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержанием предварительного этапа является инициирование оценивания, которое может быть как внешним, так и внутренним. Оно может исходить от различных лиц и организаций. В том числе от разработчиков или исполнителей политических программ и решений, органов государственной власти, политических партий, заинтересованных групп, профессиональных оценщиков, которые должны быть уверены сами и должны убедить других в необходимости и пользе оценивания. Чтобы быть эффективным, оценивание должно иметь чётко сформулированный общий замысел, определённые цели и критерии оценивания, план-график и стратегию оценивания. При составлении плана-графика оценивания особое значение имеет его своевременность (результаты оценивания должны быть представлены и распространены к определённому моменту принятия программ и решений), продолжительность (для оценивания необходимо выделить достаточно времени) и зрелость объекта оценивания (результаты реализации программ и решений должны успеть проявиться). Стратегия оценивания определяет структуру и основные компоненты оценочного процесса. Она обычно отражает следующие аспекты: ресурсы (людские, финансовые, организационные, технические и информационные); дизайн (цели и задачи, методологический аппарат); менеджмент (распределение обязанностей и контроль исполнения); кадры (требования к членам рабочей группы и условиям их участия); применение результатов (формат и механизм представления и распространения результатов оценивания). Предметом коммуникации между заинтересованными сторонами может быть выбор применяемых оценочных методик с точки зрения соотношения их цены и качества и сравнения качественных характеристик. Выгоды и издержки предлагаемых методик должны быть соотнесены с точностью и надёжностью ожидаемых результатов. Заинтересованные стороны должны быть вовлечены в процесс оценивания на всех его стадиях. Проведение оценивания предполагает сбор (получение) и обработку (анализ) значимой и надёжной информации, а также проявление оценщиками творчества и гибкости, в том числе в выстраивании коммуникации с другими сторонами. При этом могут быть использованы такие методы, как социальный эксперимент, квазиэксперимент (включая метод временного ряда), установление возможности и меры оценивания; мониторинг производительности, выявление и оценивание воздействий и результатов, качественное оценивание, опросные методы (анкетные и телефонные опросы, интервью и др.), экспертные методы; измерительные методы; аналитические методы, анализ документов; наблюдение, фокус-группы. Представление и распространение результатов оценивания предполагает, что отчёт оценщиков должен соответствовать основному замыслу, целям и задачам оценивания, быть обоснованным, убедительным, непредвзятым (нейтральным), структурированным, читабельным и презентабельным. Представление результатов оценивания может осуществляться в форме публикаций, брифингов, пресс-релизов, тренингов и повышения квалификации. Чтобы имплементация (реализация) результатов оценивания была эффективной, эти результаты должны содержать конкретные рекомендации и выводы и иметь обратную связь. Вероятность конструктивной утилизации оценивания может быть повышена за счёт: 1) приобретения и поддержания профессионального авторитета оценщиков; 2) обобщения результатов оценивания и ясного изложения их значимости и практической применимости; 3) ясного донесения до заинтересованных сторон результатов оценочного исследования, включая предполагаемые издержки и последствия рекомендуемых изменений; 4) содействия в выборе вариантов политических программ и решений, методик оценивания; 5) содействия в имплементации выбранных альтернатив; 6) мониторинга имплементации выбранных рекомендаций; 7) выработки материальных и нематериальных стимулов к улучшению программ и их реализации[82]. Акты оценивания политической ситуации предполагают определение ценности, значимости, смысла для субъектов и контрсубъектов политики или их посредников как политической ситуации в целом, так и входящих в неё отдельных (единичных) элементов. Тем самым в актах оценивания политической ситуации проявляется (актуализируется) определённое отношение к ней субъектов и контрсубъектов политики или их посредников. Объектами актов оценивания могут быть различные элементы жизненной ситуации и входящей в неё политической ситуации, в том числе выступающие в качестве факторов политической деятельности. Это могут быть сами субъекты и контрсубъекты политики или их посредники, их телесные и психические образования, деятельность, действия и высказывания. Так, проведённый Фондом «Общественное мнение» и «ФОМ–Украина» 16–25 апреля 2008 года опрос 2000 взрослых (18 лет и старше) респондентов в 160 населённых пунктах Украины выявил следующие оценочные мнения украинцев о работе В. Ющенко на посту президента Украины (рис. 1.5–1.7) и Ю. Тимошенко на посту премьер-министра Украины (рис. 1.8–1.10)[83].
Рис. 1.6. Распределение ответов по регионам Украины
Рис. 1.7. Динамика показателей оценки работы президента В. Ющенко
Рис. 1.8. Распределение оценок работы Ю. Тимошенко Рис. 1.9. Распределение ответов по регионам Украины Рис. 1.10. Динамика оценки работы премьер-министра Ю. Тимошенко
Объектами актов оценивания могут быть такие элементы политической ситуации, как идеально-знаковые (духовные), социальные, вещные, экономические и политические образования, включая государственную власть, отношения между данными элементами политической ситуации, в том числе их пространственно-временные отношения. Так, проведённый в апреле 2008 года и упомянутый выше опрос украинцев выявил следующие их оценочные мнения об экономической ситуации на Украине (рис. 1.11–1.13)[84].
Рис. 1.11. Распределение оценок экономической ситуации на Украине
Рис. 1.12. Распределение оценок возможного уровня (%) инфляции
Рис. 1.13. Динамика экономической ситуации на Украине В соответствии с элементами политической ситуации, выступающими в качестве объектов оценивания могут быть классифицированы и выделяемые в ней ценности, а также акты оценивания, направленные на определение ценности того или иного элемента политической ситуации. Ценности и акты оценивания могут быть дифференцированы и по другим основаниям. В частности, можно выделить акты оценивания, которые определяют, способны или неспособны те или иные элементы политической ситуации выполнять в политической деятельности функцию либо её цели, либо её объекта, либо её средства. Поскольку элементами политической ситуации являются результаты предшествующей деятельности людей, результаты их предшествующих действий, высказываний и психических актов, то акты оценивания этих результатов также являются важным моментом оценивания политической ситуации. При этом следует учитывать, что все акты оценивания связаны друг с другом, зависимы друг от друга и интегрированы друг с другом. Как таковые они образуют единый, целостный процесс оценивания политической ситуации. Установив, отвечает или не отвечает жизненная ситуация и входящая в неё политическая ситуация предъявляемым эталонам-требованиям, субъекты и контрсубъекты политики или их посредники проявляют к оцениваемой ситуации определённое отношение, суть которого состоит в одобрении или неодобрении, принятии или непринятии данной ситуации. Это одобрение или неодобрение, принятие или неприятие и есть либо эмоциональная (аффективная), либо мысленная, внутриречевая, либо внешнеречевая, мимическая или иная идеально-знаковая оценка политической ситуации. В первую очередь это относится к самим субъектам и контрсубъектам политики или их посредникам, когда оценка – это «одобрение или неодобрение, которое проявляет индивид, группа, организация или общество в целом по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых к ним требований»[85]. Так, проведённый в апреле 2008 года опрос украинцев выявил следующие их оценочные мнения об экономической ситуации на Украине (рис. 1.14–1.19)[86]. Рис. 1.14. Уровень одобрения действий В. Ющенко Рис. 1.15. Распределение ответов по регионам Украины
Рис. 1.16. Динамика показателей одобрения действий В. Ющенко Рис.1.17. Уровень одобрения действий Ю. Тимошенко
Рис. 1.18. Распределение ответов по регионам Украины
Рис. 1.19. Динамика показателей одобрения действий Ю. Тимошенко
Ошибка в оценке жизненной ситуации и входящей в неё политической ситуации, допущенная субъектами и контрсубъектами политики или их посредниками, как правило, ведёт к весьма серьёзным последствиям не только для них самих, но и для других людей, вплоть до значительного ухудшения их политического положения (статуса) или их политической (или даже физической) гибели. Такое случилось, например, с некоторыми руководителями КПСС в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Поэтому результат каждого такого акта оценивания, как и результат всего процесса оценивания политической ситуации в целом, должен проверяться неоднократно с учётом изменений, появляющихся в ходе развития данной ситуации. Должны приниматься во внимание вновь возникающие факторы и ранее отсутствующая информация. Оценка политической ситуации, так же как и её когнитивация, может стать частью профессиональной деятельности определённого круга лиц. Как правило, ею занимаются специально подготовленные эксперты-посредники - политологи-аналитики, мнение которых доводится до всех участников политической деятельности по различным каналам, в том числе через средства массовой информации. Тем самым эти лица существенно влияют на формирование оценки политической ситуации у значительного числа субъектов и контрсубъектов политической деятельности, а также других зависимых или не зависимых от них посредников. Состав ценностей иерархичен. Можно выделить базовые (основные) и производные, а также высшие, средние и низшие ценности. Ценностей сотни, но базовых (основных) немного – 20–30. Например, участники телепередачи Виталия Третьякова «Что делать?», состоявшейся на канале «Культура» 20.04.08, назвали несколько базовых ценностей, доминирующих в современном российском обществе. Среди них: собственная жизнь, семья, Родина, идеология (вера), свобода и честь, а также безопасность и порядок. В разных социумах и социальных группах – различные иерархии ценностей. Структура ценностей со временем изменяется. Заметим, что присущие россиянам ценности находят своё отображение в их мечтах. Так, проведённый Фондом «Общественное мнение» 8–9 февраля 2003 года опрос 1500 респондентов по месту их жительства в 100 населённых пунктах 44 областей, краёв и республик России и дополнительный опрос 600 респондентов-москвичей показал следующее. «Есть ли у вас мечта?» – на этот вопрос утвердительно ответили 78 % совершеннолетних россиян. «Мечтателей» значительно меньше среди людей старше 50 лет (63 %), зато в более молодых возрастных группах мечтают по 83–84 % опрошенных. О чем? Чаще всего о деньгах (16 %). Причем если одни – «выиграть миллион долларов», то другие в мечтах ограничиваются тем, чтобы «иметь достаточно денег на питание и на необходимые покупки». Мечты 12 % опрошенных связаны с будущим детей и внуков, им хочется «видеть детей счастливыми», «устроенными», просто «сделать из них хороших людей». О собственном жилье – отдельной квартире, доме – мечтают 8 % опрошенных. При этом россияне говорят не о дворцах и замках, а просто о том, чтобы «в хорошем благоустроенном доме пожить», «в отдельной изолированной квартире со всеми удобствами». С работой связаны мечты 6 % россиян – как правило, тоже не очень претенциозные: «устроиться на работу», «найти работу в государственном секторе», «сменить место работы». Мечтают о здоровье для себя и близких 5 % респондентов: «чтобы дети были здоровыми», «чтобы не болели родители», «чтобы все были живы, здоровы», «выздороветь». О высшем образовании, об успешном обучении своих детей, внуков говорят 4 % опрошенных («получить высшее образование»; «поступить в медицинский институт»). «Прежде думать о Родине, а потом о себе», – такого принципа придерживаются 6 % респондентов. Они хотят, чтобы жизнь в России наладилась, «чтобы прекратилась война в Чечне», чтобы был «мир во всем мире». Грёзы 3 % связаны с различными приобретениями: кто мечтает «купить свиней» или «новый трактор», а кто – «иметь машину BMW» или «яхту на Черном море». Одни хотят приобрести стиральную машину или «компьютер для внука», другие – «дом на берегу моря» или «квартиру в комплексе "Алые паруса" в Москве». «Обзавестись семьей» или детьми, путешествовать, подольше жить, но при этом «не очень быстро состариться» мечтают по 2 % россиян[87]. Выработанная на основе специализированных знаний и более или менее систематизированная совокупность ценностных ориентиров, моделирующих и регулирующих политическую деятельность и политические взаимоотношения субъектов и контрсубъектов политики и выражающих (отображающих) интересы тех или иных относительно больших социально-экономических и политических групп, составляет содержание соответствующей политической идеологии. Политическая идеология (обозначим её символом ПИ[88]) – это, следовательно, специфический элемент политической культуры (обозначим её символом ПК[89]). Иначе говоря, политическая идеология – это специфический элемент относительно устойчивой системы знаний, оценок (в том числе ценностных ориентиров) и норм, моделирующих и регулирующих политическую деятельность и политические взаимоотношения субъектов и контрсубъектов политики[90]. Данное утверждение может быть представлено формулой
ПИÎ[(ПК = ∫(ЗОН) ↔ (П = RП ОП)]. (1.35)
Политическая идеология – это такой элемент политической культуры, в котором доминируют не знания (как, например, в науке) и нормы (как в морали и праве), а оценки, ценностные ориентиры политической деятельности и политических взаимоотношений субъектов и контрсубъектов политики. Знания и нормы политической деятельности и политических взаимоотношений субъектов и контрсубъектов политики выполняют в идеологии необходимую, но лишь вспомогательную роль. Данное утверждение может быть представлено формулой
ПИ = ∫(зОн) ↔ (П = RП ОП). (1.36)
При этом под идеологией мы понимаем особого рода идеально-знаковую модель общественной жизни, в том числе модель её экономической, социальной, политической, духовно-психической сфер. Причём модель, претендующая на то, чтобы играть роль общественного идеала, которому должны следовать и который должны реализовать все члены или определённая часть общества. Она представляет собой особого рода относительно устойчивую систему знаний, оценок и норм. В ней доминируют не рациональные знания (как, например, в науке) или нормы (как в праве), а оценки и ценностные ориентиры, выражающие наиболее фундаментальные (коренные) экономические, социальные, политические, духовные интересы определённых общественных групп, объединений и организаций. Формирование данной модели осуществляется актами мышления. Но мышления не более или менее беспристрастного, а, наоборот, чрезмерно пристрастного, подчинённого определённым интересам и, следовательно, эмоциям; мышления, основанного не столько на актах адекватного восприятия и объективной, т. е. беспристрастной, оценки действительности, сколько на актах воображения, конструирующего (изобретающего) и, следовательно, идеализирующего в соответствии с интересами и желаниями его субъектов и контрсубъектов не только будущее, но и настоящее и прошлое. Поэтому всякая идеология, в том числе так называемая «научная идеология», может и должна быть отнесена не к рациональным, а к внерациональным моделям человеческого бытия. Именно такого рода модели (идеологии) определяют собой всё содержание политических программ многих политических партий. Например, в основе политической программы, реализуемой КПРФ в её политической деятельности, лежит марксистско-ленинская идеология, идеология «научного социализма», или «научного коммунизма». Точно так же как в основе политических программ и политической деятельности многих политических партий Запада и современной России лежит либо либеральная идеология (идеология либерализма), либо консервативная идеология (идеология консерватизма), либо социал-демократическая идеология (идеология социал-демократии). Некоторые из политических партий современного мира придерживаются националистической, или фашистской, идеологии (идеологии национализма, или фашизма), господствовавшей во второй четверти XX века в Италии и Германии, тогда как другие – идеологии религиозного, в частности исламского, фундаментализма, характерной, например, для современного Ирана[91]. Оценивание политической ситуации и осуществление политической деятельности может сопровождаться и, как правило, сопровождается проявлением определённых эмоций [92], в том числе аффектацией [93], т. е. наиболее сильными и бурно протекающими психическими переживаниями, душевными волнениями, страстями души. Без них, заметил как-то Г. Гегель, «никогда не было и не может быть совершено ничего великого»[94], в том числе, добавим, в политике (хотя многие совершенно справедливо считают, что дела большинства политиков не могут быть отнесены к числу великих деяний). Они выражают определённое настроение и самочувствие субъектов и контрсубъектов политики, создают своеобразный эмоциональный фон их политической деятельности. Так, проведённые 22–23 февраля 2003 года и 20–21 августа 2005 года Фондом «Общественное мнение» опросы 1500 респондентов в 100 населённых пунктах 44 областей, краёв и республик России и дополнительный опрос 600 респондентов в Москве показали следующее. По самооценке большинства россиян (61 % в 2003 году и 63 % в 2005 году), на неделе, предшествовавшей опросу, у них было хорошее настроение, а 35 % в 2003 году и 29 % в 2005 году оценили его как плохое (рис. 1.20).
Рис. 1.20. Настроение россиян в 2003 и 2005 гг.
Если на первом варианте ответа в 2005 году чаще останавливались респонденты с высшим образованием (70 %), люди молодые (77 %), с доходами более 3000 рублей на человека в семье (71 %), то второй вариант особенно часто выбирали россияне старше 55 лет (46 %), с неполным средним образованием (46 %), а также люди, не нашедшие, по их собственной оценке, места в жизни (46 %). Безусловно, настроение человека в значительной мере зависит от его самочувствия, физического состояния (рис. 1.21).
Рис. 1.21. Физическое самочувствие россиян в 2003 и 2005 гг.
В 2005 году почти две трети опрошенных (61 %) определили свое самочувствие как хорошее (в 2003 году таковых было 58 %), и треть (33 %) – как неважное (в 2003 году таковых было 39 %). Данные показывают, что жизнь первых протекает в основном с позитивным настроем, тогда как в жизни вторых чаще преобладают негативные эмоции. Впрочем, соотношение хорошего и плохого настроения в одном случае составляет 10: 1, а в другом – примерно 1: 3. Так что если тезис о пребывании в здоровом теле здорового духа подтверждается весьма наглядно, то обратная зависимость выглядит не столь жесткой. Отвечая в 2005 году на вопрос о том, какие чувства и эмоции определяют настроение людей, респонденты сравнительно часто выбирали из предъявленного им списка такие, как «надежда» (21 %), «радость» (20 %), «спокойствие» (17 %), «любовь» (16 %) и «интерес» (13 %), а также «усталость» (30 %), «беспокойство» (21 %), «тревога» (15 %) и «неуверенность» (11 %). В целом же частота выбора «плохих» и «хороших» эмоций оказалась примерно одинаковой. Естественно, люди, определявшие свое самочувствие и настроение как хорошее, заметно чаще предпочитали называть эмоции со знаком «плюс», тогда как противоположный полюс оказывался ближе тем, кто чувствовал себя неважно и пребывал в плохом настроении. Иная картина обнаружилась, когда россиянам был задан вопрос о чувствах и эмоциях, возникающих у них в связи с положением дел в стране (респондентам был предложен тот же список «подсказок»). Из числа позитивных эмоций только «надежда» набрала более-менее значимое число голосов (17 %). В остальном же превалировали тяжелые, малоприятные эмоции: «беспокойство» (30 %), «тревога» (24 %), «неуверенность» (22 %), «разочарование» (18 %), «возмущение» (17 %), «обида» (14 %), «стыд» (12 %), «раздражение» (12 %), «беспомощность» (12 %), «страх» (11 %). Что характерно, в ответах людей с «хорошим» и «плохим», по их признанию, настроением и самочувствием на этот раз не обнаружилось существенных различий. Столь явная несхожесть «эмоциональных палитр», с помощью которых россияне описывают свою собственную жизнь, с одной стороны, и положение дел в стране – с другой, говорит о важной особенности нашего времени. Тематическая область, которая маркируется как «жизнь страны», оказывается в значительной степени автономной по отношению к повседневному миру людей – с иной событийностью, с иным символическим наполнением, а значит применительно к ней действует иная логика оценок, суждений и эмоциональных реакций[95].
Проблема эмоций, или аффектов, давно интересует исследователей, в частности, философов. В этой области ими выдвинуто немало идей. Возьмём лишь те из них, которые наиболее интересны и важны для целей данного исследования. В частности, нам представляются весьма актуальными и плодотворными идеи Т. Гоббса, Р. Декарта (Descartes), Д. Юма (Hume), И. Канта (Kant) о противоположности аффектов разуму и рассудку, об их природе (причинах возникновения), механизмах осуществления и критериях дифференциации, о различении и выделении в их многообразии первичных, простых и наиболее фундаментальных. Так, Т. Гоббс считает, что аффекты (волнения, страсти души) «в большинстве случаев… делают невозможным правильное размышление. <…> Некоторые из них врождены людям, как, например, желание есть и пить..., другие желания, каковых в общем немного. Все остальные желания, являющиеся желаниями конкретных вещей, возникают из опыта и из испытания их действием на нас самих или на других людей. <…> Их причиной являются сами предметы, действующие на органы чувств, oни не есть нечто свободно избираемое человеком…, могут быть порождены соответствующими образами воображения и сами порождать эти образы»[96]. К аффектам Т. Гоббс относит также радость, ненависть, надежду, страх, гнев, месть, гордость, стыд, смех, печаль, любовь, надменность, неуверенность, подавленность, милосердие (сострадание), зависть, удивление, уважение, благоговение, тщеславие, смирение, малодушие, раскаяние, отчаяние, доверие, негодование, сладострастие, доброжелательность, изумление и другие волнения души[97]. Согласно Р. Декарту, любая «страсть вызывается прежде всего имеющимся в мозгу впечатлением»[98]. Говоря о классификации страстей души, Р. Декарт отмечает, что, «для того чтобы расположить их по порядку, я кладу в основу деления время»[99]. В частности, он выделяет шесть наиболее простых и первичных эмоций (страстей души): удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Кроме того, Р. Декарт называет такие страсти души, как уважение, пренебрежение, великодушие, гордость, смирение, низость, почитание, презрение, надежду, страх, ревность, уверенность, отчаяние, нерешительность, мужество, смелость, соперничество, трусость, ужас, угрызение совести, насмешку, зависть, жалость, самоудовлетворенность, раскаяние, благосклонность, признательность, негодование, гнев, позор, отвращение, сожаление, веселье и другие аффекты, причём «удивление есть первая из всех страстей», так как «если в представляющемся нам предмете нет ничего поражающего нас, он нас совершенно не затрагивает и мы рассматриваем его без всякой страсти»[100]. Д. Юм считает, что рефлективные впечатления «могут быть подразделены на два вида: спокойные и бурные. К первому виду относятся чувства прекрасного и отвратительного, испытываемые при восприятии какого-либо поступка, произведения искусства (composition) или же внешних объектов; ко второму - аффекты любви и ненависти, печали и радости, гордости и униженности». Кроме того, аффекты могут подразделяться на «прямые» и «косвенные». Под первыми Юм понимает «гордость, униженность, честолюбие, тщеславие, любовь, ненависть, зависть, сострадание, злорадство, великодушие и все производные от них аффекты, под вторыми - желание, отвращение, печаль, радость, надежду, страх, отчаяние и уверенность»[101]. Для И. Канта аффект есть «неудержимое стремление»: «Аффекты специфически отличаются от страстей. Первые относятся только к чувству, вторые принадлежат к способности желания и суть склонности, которые затрудняют или делают невозможной всякую определимость произвола основоположениями. Аффекты бурны и непродолжительны, страсти продолжительны и обдуманны; так, негодование как гнев есть аффект, но как ненависть (жажда мести) - страсть;<…> каждый аффект слеп или в выборе своей цели, или, если эта цель также дана разумом, в ее осуществлении; ведь аффект - это движение души, которое делает нас неспособными свободно размышлять об основоположениях, чтобы согласно им определить себя». В качестве аффектов И. Кант называет удивление (аффект при представлении о новизне, которая превосходит ожидания) и восхищение (удивление, которое не исчезает и с утратой новизны), умиление, сентиментальность, сострадание, смирение, раболепие, презрение, энтузиазм, гордость, одобрение, мечтательность, простодушие, печаль, сочувствие, отвращение, грусть, страх, любовь, уважение, радость, скорбь, ненависть, зависть, месть, тщеславие, надежду, насмешку, смех как «аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». Он различает «энергичный аффект (который возбуждает сознание наших сил для преодоления любого препятствия, animi strenui), например, гнев и даже отчаяние (а именно негодующее, но не малодушное) и томный аффект (который само стремление сопротивляться делает предметом неудовольствия, animum languidum)», сильные и томные аффекты[102], что сопоставимо с различением Д. Юмом бурных и спокойных аффектов.
Некоторые из этих идей находят подтверждение в современной психологии[103]. Чаще всего эмоции, а также чувства рассматриваются как «особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека» [104] и его инстинктам [105]. Близкую позицию занимают и другие авторы. Так, согласно Б. И. Додонову, эмоции - это то, что представляет мотив деятельности в психике осуществляющих её людей [106], в том числе политической деятельности субъектов и контрсубъектов политики. П. В. Симонов считает, что эмоция есть отражение какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую субъект оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция отражает предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальной потребности субъекта, откуда и возникает категория значимости этих предметов и событий, их субъективная оценка. Для множества эмоций характерно прогнозирование вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на несознаваемом уровне. Это прогнозирование, следовательно, осуществляется как на сознаваемом, так и на несознаваемом уровне высшей нервной (психической) деятельности. Вместе с тем, эксперимент и наблюдения убедительно показывают, что порождаемая потребностью эмоция оказывает обратное влияние на потребность и прогноз её удовлетворения. Кстати, и прогноз способен существенно влиять на силу потребности. Эмоции могут быть разделены на две традиционные группы: положительные и отрицательные. Первые возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом (при «мгновенном срезе») или в ситуации возрастания вероятности достижения цели (если генез эмоции рассматривается в его динамике). Вторые представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели. Вероятность достижения цели в огромной мере зависит от эффективности действий субъекта. Поскольку это так, то вторым принципом классификации эмоций оказывается характер взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность. Взаимодействие может быть контактным, уже происходящим, или дистанционным, в виде ожидания, защиты и преодоления (борьбы). В подобной системе координат мы получаем четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие-отвращение, радость-горе, уверенность-страх, торжество-ярость. Регуляторные функции эмоций, их участие в организации целенаправленного поведения определяются отражательно-оценочной функцией. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от неё, то субъект (в том числе субъект и контрсубъект политики. – И. Г.) стремится максимизировать, усилить, продлить, повторить первое состояние и минимизировать, ослабить, прервать, предотвратить второе. Эмоция, будучи мерой ценности, не является ценностью сама по себе. Цена представляет функцию минимум двух факторов: спроса, т. е. потребности, и предложения – возможности этот спрос удовлетворить. Конкурируют не потребности, а порождаемые этими потребностями эмоции, которые, как известно, зависят не от одной лишь потребности, но и от вероятности (возможности) её удовлетворения. Иными словами, в процессе эволюции эмоции возникли и сформировались в качестве своеобразной «валюты» мозга, универсальной меры ценностей, сами по себе этой ценностью не обладая. Здесь наблюдается аналогия с функцией денег. При этом эмоции не восполняют дефицит информации, но замещают её[107]. Согласно сказанному, впервые появившаяся в 1964 году «формула эмоций» П. В. Симонова, которой близка появившаяся позднее (в 1976 году) «формула стресса» Мак-Граса[108] (McGrath)
S = Cо(D–C), (1.37)
может иметь вид либо формулы
Э = f[(П,(Ин–Ис)…], (1.38)
либо формулы
Э = –П(Ин–Ис). (1.39)
Таким образом, подавляющее большинство психологов подчёркивают связь эмоций с актуальными потребностями людей и мотивами осуществляемой ими деятельности. Многие из них считают, что эмоции возникают вслед за мотивацией и предшествуют мышлению и воле. Как отмечает А. Н. Леонтьев, эмоции «возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности»[109]. Заслуживает внимания также точка зрения П. В. Симонова и К. К. Платонова и других психологов о том, что эмоции генетически первичны по отношению к интеллекту (мышлению) и воле[110]. У субъектов и контрсубъектов политики эмоции могут возникнуть лишь в том случае, когда эти субъекты и контрсубъекты, оценивая на основе имеющейся у них информации меру соответствия между реально существующими элементами ситуации, выступающими в качестве объектов, средств или результатов осуществляемой ими политической деятельности, и своими актуальными потребностями, ментально обнаруживают, отображают и переживают разницу (несоответствие) между ними. Следовательно, эмоция субъектов и контрсубъектов политики – это функция ментального обнаружения, отображения и переживания ими на основе имеющейся у них информации разницы (несоответствия) между реально существующими элементами ситуации, выступающими в качестве объектов, средств или результатов осуществляемой ими политической деятельности, и своими актуальными потребностями, когда
Э = f[ÎSуÙRп)–N]И=По. (1.40)
В случае, когда
Î[(SуÙRп)>N]И=По, (1.41)
эмоции субъектов и контрсубъектов политики являются положительными, а в случае, когда
Î[(SуÙRп)<N]И=По, (1.42)
– отрицательными. Эмоции очень разнообразны. Приблизительный их «словарь» включает до шести тысяч терминов. Современная психология различает эмоции положительные и отрицательные, первичные и вторичные, простые и сложные [111]. Известный английский специалист в области социальной психологии М. Аргайл (Argyle) отмечает, что существует два основных диапазона эмоциональных проявлений: «приятно-неприятно», иначе говоря, «счастливый-печальный», и «активация-торможение», или степень интереса и возбужденности. Основному измерению положительных эмоциональных состояний соответствуют чувство радости и экзальтации (эйфории). В исследованиях последних лет появилось третье измерение эмоций: интенсивность или глубина переживаний. В итоге, М. Аргайл говорит о трёх измерениях эмоциональных состояний: «приятное-неприятное», «активация-возбуждение» и «глубина-поглощённость». К основным эмоциям он относит ощущение счастья, печаль, раздражённость, страх, отвращение, презрение, удивление, интерес и чувство стыд а[112]. Согласно П. Экману (Ekman), существует шесть основных эмоций: радость, горе, отвращение-презрение, удивление, страх и гнев [113]. По мнению К. Изарда (Izard), таких эмоций девять: интерес, удовольствие-радость, удивление, горе-страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение [114]. Как показывают проведённые нами исследования электоральной политической практики, среди множества эмоций первичными, наиболее простыми (элементарными), фундаментальными по отношению ко всем остальным и особе
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.017 с.) |