Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 Психология трудовой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие о деятельности. Особенности трудовой деятельности. Виды деятельности. Внутренняя и внешняя регуляция деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Две сферы в структуре деятельности: потребностно-мотивационная и предметно-операционная. Понятие о потребностной сфере. Потребности и мотивы. Мотивы и цели деятельности. Принципы единства сознания (психических явлений) и деятельности. Деятельность, действие и операции. Саморегуляция в предметном действии.
Деятельность – это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед собой человек. Личность в деятельности сознательно осуществляет поставленные цели. Достигая эти жизненные цели, личность проявляет все свои качества, подаренные самой природой и приобретённой им в социогенетическом развитии. Изучение психической деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности – её установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. А.Н. Леонтьев: «Деятельность – это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика». Деятельность определяет жизненный путь личности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.). Деятельность можно охарактеризовать как специфический вид активности человека, направленный на удовлетворение потребностей и интересов, на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень – уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий – уровень операций, и наконец, самый низкий – уровень психофизиологических функций. Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относят: общение, игру, учение и труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.). Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Основным и исторически первичным видом деятельности человека является труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Именно труд, как известно, выступил в качестве решающего фактора, под влиянием которого возник и сформировался современный человек как особое биологическое и общественное существо. С помощью труда человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, познает и изменяет окружающий мир, создает все необходимые предпосылки для существования и развития человеческого общества. В процессе труда «ваяется» также и личность самого работающего. Создавая ценности общественного бытия, человек, вместе с тем, развивает и свои собственные силы и способности, формируется как личность. Хорошо организованный труд в нормальных производственных и социальных условиях обладает притягательной силой для человека – он может увлекаться им и проявлять свою творческую активность, переживать чувство радости и заинтересованности, получать эстетическое удовлетворение. Огромным значением труда в жизни общества и отдельного человека и объясняется тот неоспоримый факт, что люди издавна проявляли большой интерес к его всестороннему изучению. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда – трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. Преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития общества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества. В процессе исторического развития человечества и общественного разделения труда выделилось несколько его видов: промышленный и сельскохозяйственный труд, труд в сфере строительства и транспорта, обслуживающий труд и т.д. В каждой из этих сфер деятельности труд, в зависимости от способа и характера использования средств производства, может быть трех типов: ручной, механизированный, автоматизированный. Ручной труд выполняется на основе чисто физических (манипулятивных) действий с применением (или без применения) некоторых простых инструментов. Примером такого труда могут служить сортировка, упаковка, сборка, штукатурка, слесарные, малярные, плотницкие работы и т. п. Чаще всего он встречается при массовом, поточном производстве определенных изделий. Механизированный труд характеризуется широким использованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает человека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой. Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций. Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфического производства, водители транспорта, машинисты, трактористы, газоэлектросварщики и т. д. Автоматизированный труд практически полностью исключает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок. В условиях автоматизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется – его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и переработка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений. Иначе говоря, при автоматизированном труде на первый план в регуляции деятельности выходят мыслительные действия и операции. К этому типу труда относится деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энергосистем, аппаратчиков химического производства и т. д. В особый вид труда принято выделять умственный труд, который нередко противопоставляется труду физическому. Это противопоставление корнями своими уходит далеко в глубь истории человеческого общества. Действительно, умственный труд (например, труд ученого, писателя, учебный труд студентов, школьников) в психофизиологическом отношении отличается рядом особенностей – малой активностью моторно-двигательного аппарата и высоким напряжением нервно-психических функций, преобладанием в деятельности интеллектуальных (умственных) действий и т.д. Однако разделение трудовой активности человека на физическую и умственную следует считать достаточно условным: нет физического труда, который бы не требовал от исполнителя участия интеллекта, и нет умственного труда, при котором бы не проявлялась активность двигательного аппарата и других физиологических систем организма. Речь, следовательно, может идти лишь о разной степени участия в обоих видах труда тех или иных психических и физиологических функций. Все перечисленные выше типы и виды труда представляют значительный интерес для психологии. Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а социально- экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Трудовую деятельность можно рассматривать как своеобразный переход субъекта в объект, труд как бы «овеществляется» в предмете, «угасает» в продукте, соединяется с предметом труда. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реализация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для общества продукты и предметы. В труде активизируются не только различные психофизиологические функции человеческого организма, но и «овеществляются», «материализуются» знания, умения, квалификация работающего. Ведь для того, чтобы изготовить какой-либо продукт, человек должен обладать определенным уровнем общих и профессиональных знаний, соответствующими способностями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения, связанных с ней потребностей, становятся новые предметы материальной и духовой культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации, знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности – действие – поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель является привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность. Из приведенного выше описания структуры целесообразной деятельности человека видно, что она невозможна без сознательного отражения окружающего мира. В любом виде труда человек осознает цель своих действий, предвосхищает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, получает и анализирует необходимую информацию, осуществляет контроль за ходом деятельности. Психика, отдельные мыслительные процессы и функции выступают, следовательно, в качестве регуляторов этой деятельности. Вот почему труд и производственная деятельность человека не могут находиться вне поля зрения психологической науки и соответствующих психологических исследований. С общефилософской точки зрения труд – это основная форма связи и взаимодействия человека с окружающей средой. Данное положение базируется на понимании природы труда К. Марксом, взгляды которого во многом определили современные подходы к изучению трудовой деятельности. «...Труд, – писал К. Маркс, – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Если с общественной и экономической точки зрения труд есть целесообразная деятельность для создания «потребительных стоимостей», то с физиологической стороны он представляет собою «... функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и форма, по существу есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.». Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включённые в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. По мере развития и совершенствования деятельности происходит систематический переход внешних компонентов во внутренние. Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую, психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Возможность предвидения человеком будущих результатов действий возникает благодаря одной принципиальной особенности окружающего мира – его закономерности. Это означает, что различные явления связаны определёнными постоянными связями и отношениями; предметы имеют определённые устойчивые свойства и структуры. Такие устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и явлениями называются существенными свойствами объектов и закономерностями явлений. Именно благодаря наличию существенных и устойчивых свойств и закономерностей человек может предвосхищать «поведение» предметов в определённых условиях, в результате определённых воздействий на них. При этом внешняя, предметная деятельность предваряется внутренней, идеальной деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями над существенными свойствами этих объектов. Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.). Интериоризация – означает переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку, это превращение внешних действий с предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Интериоризация является основным механизмом развития психических функций. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на его органы чувств. Важнейшим орудием интериоризации является слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Поэтому овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт всего человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности. Экстериоризация – процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Всякая человеческая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков. В процессе труда К. Маркс выделяет три простых момента: 1) предмет труда; 2) средства труда; 3) целесообразную деятельность человека, или собственно труд. Предмет труда – это то, на что направлена трудовая активность человека. Им может быть вещество или объект, непосредственно данный самой природой (каменный уголь, извлекаемый из недр земли), полуфабрикат (металлическая заготовка, обрабатываемая на токарном станке) и т. д. Предметная область труда очень обширна и включает в себя массу различных объектов, явлений, процессов и свойств, с которыми человек оперирует в трудовой деятельности. К средствам труда относятся любые реальные вещи и приспособления, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет». К ним принадлежат ручные и машинные орудия труда (инструменты, машины, станки), приборы контроля и переработки информации, автоматизированные системы управления, а также производственные помещения, здания, сооружения и т. д. Предмет труда и средства труда в своей совокупности составляют средства производства. Целесообразная деятельность – это проявление психической и физической активности человека, направленной на достижение сознательно поставленных целей (создание материальных и духовных благ, необходимыхдля человека и общества): Трудовая деятельность, следовательно, есть такая активность, которая идет от человека, и в этом смысле о нем говорят как о субъекте труда. Именно субъект труда осуществляет взаимодействие между компонентами трудового процесса и выступает как интегрирующее звено этой взаимодействующей системы. Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. Деятельность субъекта труда характеризуется определенной структурой, важнейшими элементами которой являются следующие: Цель деятельности, т. е. то, ради чего действует человек. Цель – это ожидаемый результат деятельности. На начальном этапе она всегда выступает как мысленный, идеальный образ того результата, который стремится достичь человек. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. К. Маркс, рассматривая различия между инстинктивными действиями животных и трудовой деятельностью человека, писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». Этот мысленный образ-цель сохраняется в сознании на протяжении всего процесса труда и выступает в качестве основного психического регулятора деятельности человека. Мотивы деятельности. Активность человека как субъекта труда всегда направлена на удовлетворение тех или иных потребностей, которые, осознаваясь, становятся движущей силой поведения человека. Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Мотивом называется любое психическое явление, которое побуждает человека действовать, стремиться к достижению цели. В качестве мотивов чаще всего выступают биологические и социальные потребности, но мотивировать деятельность человека могут и другие психологические образования – интересы, убеждения, ценностные ориентации личности и т. д. Мотивы непосредственно связаны с целями. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Нельзя понять смысла деятельности человека, если не установить, что именно побуждает его к деятельности, и какие цели при этом он ставит перед собой. Однако важнейшим источником мотивов являются потребности, в которых отражается зависимость человека от условий существования и развития. Через потребности осуществляется регуляция поведения человека. Потребности могут отражать материальную, духовную и социальную зависимость. Соответственно выделяют и группы мотивов. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими (удовлетворение естественных потребностей организма); функциональными (удовлетворение с помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом); социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей); духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека). Этапы формирования мотива (А.А. Файзуллаева): осознание побуждения – иначе спелой поиск, импульсивность поступков, принятие мотива преобразования в личностный мотив, включение его в систему личностных ценностей – иначе раздвоенность и неопределенность; реализация мотива – насыщение его содержанием – иначе фрустрация; закрепление мотива – преобразование мотива в черту характера – иначе нецельность характера; актуализация мотива – с данного мотива начинается процесс формирования новых мотивационных образований. То, какой будет деятельность, исходящая из конкретного мотива, определяется целью. Из одного мотива могут формироваться разные цели. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в её реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация выполняет оценочную и компенсирующую роль. Формирование деятельности начинается с принятия её личностью. Возникает желание выполнить эту деятельность, которое стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Мотивация побуждает трудовую активность и влияет на формирование цели и путей её достижения. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности. Она включает две стороны: во-первых активизирует в деятельности все потребности личности, во-вторых, помогает оценить реальный вклад каждого работника в общем итоге деятельности. Отношение к труду вообще и к конкретной профессиональной деятельности в частности принципиально определяют успешность деятельности. Эти отношения выражаются в мотивах деятельности. Мотивы – это побудительные причины деятельности. Все побудительные источники активности личности объединяются понятием мотивационной сферы. Она включает потребности личности, интересы, стремления, убеждения, влечения, установки и т.п. Вместе с тем, мотивирующей силой могут обладать также социальные нормы и правила, жизненные принципы, цели, ценности, система мировоззрения в целом. Действия. Всякая деятельность осуществляется на основе ряда частных действий. Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели. Действия обязательно включают в себя моторные компоненты (движения) – с их помощью выполняются те или иные действия. Однако, кроме моторных, в любой деятельности большое значение имеют и умственные действия. Соотношение между теми и другими в значительной степени зависит от характера, формы и особенностей труда. Так, в частности, чем больше уровень механизации и автоматизации труда, тем больший удельный вес в деятельности имеют действия умственные и, наоборот. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие – это одновременно и акт поведения, который реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают сенсорные действия (по восприятию объекта); моторные (двигательные); волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти) – это умственные действия, выполняемые во внутреннем плане сознания; внешние и предметные, направленные на изменение состояния или свойства окружающего внешнего мира; импульсивные – это действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных. Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).
Рисунок 3.1 – Компоненты действия и их функция
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. Наряду с действиями, в качестве составных частей деятельности в производственной практике часто выделяют операции. Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков. Операцией именуют способ осуществления действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Например, разные люди запоминают и пишут информацию по-разному, т.е. при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Сам термин «операция» широко употребляется в разных областях и имеет разное значение. В психологии труда этим термином обозначается выделенный в результате разделения технологического процесса элемент деятельности (включающий ряд действий), который постоянно выполняется на одном рабочем месте одним работником или группой работников. Классический в данном случае пример – изготовление какого-либо изделия при конвейерной форме организации производства, где весь технологический процесс разделяется на отдельные производственные операции, каждая из которых выполняется одним человеком или группой работающих. Поскольку одна и та же операция может осуществляться разными способами, в психологии труда нередко говорят о приемах работы. Прием – это определенное законченное действие, которое направлено на достижение простой технологической цели. Например, закрепление заготовки на токарном станке является приемом, который входит составной частью в ряд токарных операций. Необходимо отметить, что достижение цели в трудовой деятельности представляет собою не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, протекающий во времени. Он всегда развертывается в систему частных задач, каждая из которых решается с помощью выполнения отдельных действий, приемов и операций. Поэтому, в принципе, любую деятельность можно рассматривать как систему сменяющих друг друга действий. А для того, чтобы эти действия были связаны между собой и подчинялись достижению главной цели, человек должен иметь план деятельности, который организует ее во времени и пространстве. План, как и цель, складывается в сознании человека еще до начала деятельности, в чем проявляется одна из важнейших психических функций человека – функция опережающего отражения действительности. 4. Результат деятельности. Под результатом понимается реальное воплощение цели деятельности, которая в ее начале выступала как мысленный образ-цель. Основное требование к результату деятельности – его соответствие поставленной цели. Чтобы не произошло рассогласования результата и цели, субъекту труда необходимо получать текущую информацию о ходе выполнения каждого действия и, опираясь на нее, осуществлять контроль за ходом всей деятельности. В случае рассогласования цели и результата субъект труда на основе данных контроля принимает и выполняет соответствующие корректирующие решения и действия. Таким образом, постановка мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, переработка текущей информации, контроль результатов, принятие решений и некоторые другие элементы являются важнейшими структурно-функциональными составляющими сознательной деятельности субъекта труда. Средства осуществления деятельности – это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Деятельность всегда носит опосредованный характер. В качестве средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое поле деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято. Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер её мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в её состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, со
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.014 с.) |