Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дефицит времени в деятельности специалистаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Дефицит времени как фактор деятельности специалиста может рассматриваться с двух сторон: а) как лимит, недостаток времени для выполнения поставленной задачи в конкретных условиях (объективный фактор); б) как предел возможности человека выполнять данную деятельность в рассматриваемом временном диапазоне (субъективный фактор). Соответственно, можно выделить объективные и субъективные условия (или предпосылки) возникновения дефицита времени. К объективным предпосылкам относятся следующие: 1) Высокая скорость протекания процесса или функционирования управляемого специалистом объекта. 2) Кратковременность поступления информации или сигналов. 3) Сложность и многоэлементность управляемого объекта или процесса (например, необходимость параллельной обработки специалистом разнообразной информации и т.д.). 4) Резкие, внезапные нарушения в работе управляемого объекта или процесса (например, возникновение аварийной ситуации, внезапное изменение условий задачи деятельности и др.). Однако психологическая проблема дефицита времени возникает лишь тогда, когда перечисленные выше объективные предпосылки сочетаются с определенными субъективными условиями. Их можно выразить на языке математических символов: t1 – время приема информации о проблемной ситуации; t2 – время переработки информации и принятия решения; t3 – время реализации принятого решения (осуществления управляющих воздействий). Тогда основное условие эффективности работы специалиста (отсутствия ощущения дефицита времени) выразится в виде формулы: å ti < T, где T – некоторое заданное предельное время (объективная составляющая); å ti = t1 + t2 + t3 – субъективная составляющая. Чем больше разность (å t i –T ), тем более «острой», – в смысле ощущения дефицита времени, –является данная ситуация. На основании используемого информационного подхода к анализу деятельности выделяют следующие причины увеличения субъективной составляющей å t i дефицита времени. При этом ряд причин вытекает из негативного влияния внешних условий на эффективность деятельности специалиста, а ряд причин связан c внутренними причинами, т.е. с собственно «человеческим» фактором исполнителей. 1. Негативное влияние внешних условий на исполнителя: а) общая неудачная организация труда (например, неоптимальное распределение функций между специалистами, а также между «человеческой» и «технической» частью системы); б) неудачный с точки зрения психофизиологических возможностей способ(и/или форма) представления информации, необходимой для работы специалиста, что приводит к увеличению компонентов t1 и t3 субъективной составляющей; в) дискомфортные внешние условия (как физические, так и социально-психологические). 2. Влияние собственно субъективных причин – «человеческого» фактора исполнителей: а) недостаточная обученность; б) индивидуально-психологические особенности (в том числе и типологически обусловленные); в) неблагоприятное функциональное состояние (например, утомление, состояние монотонии, психическая напряженность и т.д.); г) как отрицательные, так и положительные личностные качества (например, такое личностное качество, как чрезмернаяответственность, ведет к излишней осторожности и усугубляетощущениедефицитавремени. С другой стороны, неуверенность специалиста в своих силах также, в конечном счете, приводит к обострению дефицита времени). На основе выявленных выше обстоятельств (как внешнего, так и внутреннего характера), намечаются следующие возможные пути преодоления дефицита времени: – Уменьшение времени t1 и t3 за счет оптимизации информационного обеспечения профессиональной деятельности, а времени t2 – за счет такого обучения специалиста, когда он начинает «видеть» (прогнозировать) решение, т.е. за счет «растворения» времени принятия решения t2 – во временах t1 и t3. – Рациональное распределения обязанностей между исполнителями, также между человеком и техникой, рациональное использование на рабочих местах технических средств коммуникации и средств автоматизации труда (Включая информационную и оргтехнику, ПЭВМ, имеющих соответствующее программное обеспечение и удобные интерфейсы, создание АРМ – автоматизированных рабочих мест и т.д.). Ощущение дефицита времени зависит от индивидуально-типологических свойств, прежде всего от таких, как подвижность нервных процессов, а также от темперамента. Различия в ощущении дефицита времени зависят и от особенностей восприятия различными людьми объективного (хронологического) времени и субъективного (личностного) времени. Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются: – качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; – объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); – отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; – престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; – особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; – наличие отработанной системы внедрения новшеств; – гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; – особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; – личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его. психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов: – структурное закрепление функции управления адаптацией; – технология процесса управления адаптацией – информационное обеспечение этого процесса. В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие: 1) Выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала. 2) Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. 3) Развитие наставничества. Зарубежные фирмы активно применяют наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успешно развивается и в европейских фирмах. 4) Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга. Предметом функциональных взаимосвязей между подразделениями управления адаптацией и организации управления являются главным образом вопросы форм и принципов организации труда, системы внедрения новшеств и т.п. Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. Продуманная реализация данной функции становится фактором успешной адаптации работников к новым условиям труда. В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие: – организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации; – проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; – интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, работников, впервые вступающих в должность; – проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств; – специальные курсы подготовки наставников; – использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач; – выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; – выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.); – подготовка замены кадров при их ротации; – проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики. Следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести: – создание целевых групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы; – определение рациональной степени свободы режима труда, широкое использование аккордного принципа работы; – оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов соревновательности подразделений, проектов и т.п.; – гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных); – участие работников в управлении (использование методов групповой выработки решений, коллективного участия в разработке стратегических программ, делегирование полномочий и ответственности и т.п.); – проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью; – использование возникающих референтных групп; – использование творческих методов выработки решений; – обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки. Информационное обеспечение процесса адаптации в первую очередь связано со сбором и оценкой показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработка информации об уровне и длительности адаптации проводится в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Здесь отличие состоит в том, что по отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации. В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в его деятельность и исключать ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.д. Поэтому в адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника: – недоумение: все позитивные представления, связанные с предприятием, рушатся; – испуг: неизвестно, что делать и как себя вести; – уныние: ощущение, что нет необходимости проявлять себя; – возмущение: появляется склонность негодовать по пустякам; – псевдоответственность: утрачивается всякий авторитет начальства; – нарушение режима работы; предпринимается любое нарушение распорядка; – пассивное принятие: подчинение любому распоряжению; – притязание: склонность присоединяться к коллективным протестам; – лень: индифферентность и апатия становятся каждодневными; – отсутствие диалога с начальством, делающее проблемы неразрешимыми; – отсутствие коллективной цели, в результате чего работник не чувствует свой труд достаточно мотивированным; – отсутствие доверия к себе, которое работник усматривает в действиях начальства; – отсутствие участия: работник все меньше отождествляет себя с коллективом; – отсутствие цели: работник осознает, что предприятие не предоставляет ему никаких возможностей для развития.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |