Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дефицит времени в деятельности специалистаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дефицит времени как фактор деятельности специалиста может рассматриваться с двух сторон: а) как лимит, недостаток времени для выполнения поставленной задачи в конкретных условиях (объективный фактор); б) как предел возможности человека выполнять данную деятельность в рассматриваемом временном диапазоне (субъективный фактор). Соответственно, можно выделить объективные и субъективные условия (или предпосылки) возникновения дефицита времени. К объективным предпосылкам относятся следующие: 1) Высокая скорость протекания процесса или функционирования управляемого специалистом объекта. 2) Кратковременность поступления информации или сигналов. 3) Сложность и многоэлементность управляемого объекта или процесса (например, необходимость параллельной обработки специалистом разнообразной информации и т.д.). 4) Резкие, внезапные нарушения в работе управляемого объекта или процесса (например, возникновение аварийной ситуации, внезапное изменение условий задачи деятельности и др.). Однако психологическая проблема дефицита времени возникает лишь тогда, когда перечисленные выше объективные предпосылки сочетаются с определенными субъективными условиями. Их можно выразить на языке математических символов: t1 – время приема информации о проблемной ситуации; t2 – время переработки информации и принятия решения; t3 – время реализации принятого решения (осуществления управляющих воздействий). Тогда основное условие эффективности работы специалиста (отсутствия ощущения дефицита времени) выразится в виде формулы: å ti < T, где T – некоторое заданное предельное время (объективная составляющая); å ti = t1 + t2 + t3 – субъективная составляющая. Чем больше разность (å t i –T ), тем более «острой», – в смысле ощущения дефицита времени, –является данная ситуация. На основании используемого информационного подхода к анализу деятельности выделяют следующие причины увеличения субъективной составляющей å t i дефицита времени. При этом ряд причин вытекает из негативного влияния внешних условий на эффективность деятельности специалиста, а ряд причин связан c внутренними причинами, т.е. с собственно «человеческим» фактором исполнителей. 1. Негативное влияние внешних условий на исполнителя: а) общая неудачная организация труда (например, неоптимальное распределение функций между специалистами, а также между «человеческой» и «технической» частью системы); б) неудачный с точки зрения психофизиологических возможностей способ(и/или форма) представления информации, необходимой для работы специалиста, что приводит к увеличению компонентов t1 и t3 субъективной составляющей; в) дискомфортные внешние условия (как физические, так и социально-психологические). 2. Влияние собственно субъективных причин – «человеческого» фактора исполнителей: а) недостаточная обученность; б) индивидуально-психологические особенности (в том числе и типологически обусловленные); в) неблагоприятное функциональное состояние (например, утомление, состояние монотонии, психическая напряженность и т.д.); г) как отрицательные, так и положительные личностные качества (например, такое личностное качество, как чрезмернаяответственность, ведет к излишней осторожности и усугубляетощущениедефицитавремени. С другой стороны, неуверенность специалиста в своих силах также, в конечном счете, приводит к обострению дефицита времени). На основе выявленных выше обстоятельств (как внешнего, так и внутреннего характера), намечаются следующие возможные пути преодоления дефицита времени: – Уменьшение времени t1 и t3 за счет оптимизации информационного обеспечения профессиональной деятельности, а времени t2 – за счет такого обучения специалиста, когда он начинает «видеть» (прогнозировать) решение, т.е. за счет «растворения» времени принятия решения t2 – во временах t1 и t3. – Рациональное распределения обязанностей между исполнителями, также между человеком и техникой, рациональное использование на рабочих местах технических средств коммуникации и средств автоматизации труда (Включая информационную и оргтехнику, ПЭВМ, имеющих соответствующее программное обеспечение и удобные интерфейсы, создание АРМ – автоматизированных рабочих мест и т.д.). Ощущение дефицита времени зависит от индивидуально-типологических свойств, прежде всего от таких, как подвижность нервных процессов, а также от темперамента. Различия в ощущении дефицита времени зависят и от особенностей восприятия различными людьми объективного (хронологического) времени и субъективного (личностного) времени. Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются: – качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; – объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); – отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; – престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; – особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; – наличие отработанной системы внедрения новшеств; – гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; – особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; – личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его. психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов: – структурное закрепление функции управления адаптацией; – технология процесса управления адаптацией – информационное обеспечение этого процесса. В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие: 1) Выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала. 2) Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. 3) Развитие наставничества. Зарубежные фирмы активно применяют наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успешно развивается и в европейских фирмах. 4) Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга. Предметом функциональных взаимосвязей между подразделениями управления адаптацией и организации управления являются главным образом вопросы форм и принципов организации труда, системы внедрения новшеств и т.п. Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. Продуманная реализация данной функции становится фактором успешной адаптации работников к новым условиям труда. В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие: – организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации; – проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; – интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, работников, впервые вступающих в должность; – проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств; – специальные курсы подготовки наставников; – использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач; – выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; – выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.); – подготовка замены кадров при их ротации; – проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики. Следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести: – создание целевых групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы; – определение рациональной степени свободы режима труда, широкое использование аккордного принципа работы; – оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов соревновательности подразделений, проектов и т.п.; – гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных); – участие работников в управлении (использование методов групповой выработки решений, коллективного участия в разработке стратегических программ, делегирование полномочий и ответственности и т.п.); – проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью; – использование возникающих референтных групп; – использование творческих методов выработки решений; – обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки. Информационное обеспечение процесса адаптации в первую очередь связано со сбором и оценкой показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработка информации об уровне и длительности адаптации проводится в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Здесь отличие состоит в том, что по отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации. В процессе адаптации следует плавно вводить нового работника в его деятельность и исключать ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой ритм коллектива, непредвиденные трудности, связанные с перегрузками, дефицитом информации и т.д. Поэтому в адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника: – недоумение: все позитивные представления, связанные с предприятием, рушатся; – испуг: неизвестно, что делать и как себя вести; – уныние: ощущение, что нет необходимости проявлять себя; – возмущение: появляется склонность негодовать по пустякам; – псевдоответственность: утрачивается всякий авторитет начальства; – нарушение режима работы; предпринимается любое нарушение распорядка; – пассивное принятие: подчинение любому распоряжению; – притязание: склонность присоединяться к коллективным протестам; – лень: индифферентность и апатия становятся каждодневными; – отсутствие диалога с начальством, делающее проблемы неразрешимыми; – отсутствие коллективной цели, в результате чего работник не чувствует свой труд достаточно мотивированным; – отсутствие доверия к себе, которое работник усматривает в действиях начальства; – отсутствие участия: работник все меньше отождествляет себя с коллективом; – отсутствие цели: работник осознает, что предприятие не предоставляет ему никаких возможностей для развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.011 с.) |