Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и методы современного протекционизма. Деятельность ГАТТ/ВТО

Поиск

Государственное регулирование внешней торговли представляет собой совокупность используемых государством методов и инструментов воздействия на межгосударственные хозяйственные связи в своих национальных интересах

Внешнеторговая политика — это политика, которая определяет условия доступа обращающихся в международной торговле товаров и услуг, а также их поставщиков на национальные рынки отдельных стран

Регулирование внешней торговли осуществляется по двум направлениям: 1.проведение протекционистской торговой политики 2.политики свободной торговли. Протекционизм — политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса. Вводяться барьеры такие как таможенное облажение экспорта-импорта, нетарифные барьеры. Нетариф барьеры-меры прот политики предст собой совокупность прямых и косв огранич внешнеэк деят-ти. Прямые меры: 1)квотирование экспорта отдел товаров (в РБ квоты на быт технику, медикаменты), 2)лицензирорвание 30гогс монополипя на произв отдел видов товаров Косв меры: нац стандарты на качесвто ввозимых товаров 2)налог пол гос Аргументы в пользу протекционистского режима 1.Защита национальной экономики (Аргумент о молодости отрасли, Аргумент о стареющей отрасли, Аргумент о налоговых сборах, Аргумент о перераспределении доходов, Аргумент занятости) 2. внешнеэкономические отношения (Аргумент о торговом балансе, Аргумент о санкциях, Аргумент независимости от других стран (энергетика), Аргумент национальной обороны, Аргумент о стратегическом преимуществе, Аргумент условий обмена) Минусы протекционизма: 1.Консервация технологической отсталости 2.Сложность в определении перспективных для данной страны отраслей3.Рост цен, который при высокой эластичности спроса снижает доходы государства 4.Сложность в определении отраслей, от которых зависит безопасность страны 5.Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом 6.Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей 7.Национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации Виды протекционизма: 1.Отраслевой протекционизм 2.Скрытый протекционизм 3.Селективный протекционизм 4.Интеграционный протекционизм Политика свободы торговли — политика устранения ограничений в международной торговле с целью активизации международных экономических отношений Плюсы свободной торговли: Стимулирует процессы конкуренции Позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ Создает возможности для использования международной специализации Содействует расширению границ рынка Инструменты государственного регулирования: Таможенно-тарифные инструменты Квазитарифные инструменты Валютно-финансовые инструменты Конъюнктурные пошлины Государственная монополия на внешнюю торговлю Установление технических барьеров Квотирование внешнеторговых операций Лицензирование Таможенная пошлина — особый вид платежа, взимаемый государством при ввозе товара на таможенную территорию страны или вывозе товара с таможенной территории страны Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте и экспорте из данной страны Создание ГАТТ/ВТО В феврале 1946 г. Экономический и социальный совет ООН на своем первом заседании принял резолюцию в поддержку созыва конференции по разработке устава Организации международной торговли (ОМТ) В 1947 г. в Женеве состоялось первое заседание конференции (подготовка устава ОМТ, переговоры об общем соглашении о многосторонних сокращениях пошлин, закрепление общих положений об обязательствах в области таможенной политики — основа ГАТТ — Генерального соглашения по тарифам и торговле) В 1948 г. 20 стран подписали протокол к соглашению о сокращении пошлинВ 1995 г. на основе ГАТТ стала действовать Всемирная торговая организация (ВТО) Принципы ГАТТ: 1. Отказ от дискриминации между торговыми партнерами. ГАТТ содержит оговорку о: режиме наибольшего благоприятствования – принцип недискриминации на таможенной границе национальном режиме – предоставление иностранным товарам тех же условий в области налогов и сборов, что и национальным товарам 2. Взаимность тарифных уступок. 3. Гласность торговой политики. Важную роль играют и исключения из общих принципов. Например: стране разрешается применять торговые ограничения, если импорт наносит существенный ущерб местному производству. Структура и состав ВТО На момент создания в ВТО входили 125 стран мира, обеспечивающих свыше 90% мирового товарооборота В настоящее время ВТО объединяет около 150 стран, более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО Высший орган ВТО — Министерская конференция В промежутках между министерскими конференциями руководящим органом является Генеральный совет, которому подчинены: Совет по товарамСовет по услугам Совет по торговым аспектам вопросов интеллектуальной собственности

47. Тов-геогр стр-ра внешн торговли РБ. Влияние эк кризиса на внешн-торг пол-ку РБ I. Кризисные явления в н. 90-х, связанные с распадом СССР, негативно сказались на мат-х и инт-х возможн-х участия РБ в междун-й торг-эк, произв-техн сотрудничестве. Но РБ выбрала успешн. путь по преодолению слож-ся ситуации. Сегодня осн торг патрнером РБ по экспорту явл: 1. Russia - 46%, 2. др страны СНГ. Налаживаются конт-ты со странами Востока (Иран, Венес-ла, Ливия, Индия). Тов-я стр-ра: Экспорт: машины, обор-е - 23%минер-е прод-ты - 28% хим – 15.5%Импорт: минер-е прод-ты – 28 машины, трансп ср-ва – 24 пищев пр-ть – 11 чер, цв мет – 14 Но! недост-но эфф-я стр-ра экспорта: малый удельный вес наукоемкой прод-и! Сложность для РБ: зав-ть эк-ки т импорта сырья и энергоносителей (газ - 100%, нефть - 93%, чер и цв мет - 99%) >ОСЛОЖНЕНИЕ ЭКОН СИТ-И!!!! РБ имеет потенциальные возм-ти для усил-я внеш торг оборота, в перв очередь, экспорта. Геопол пол-е спос-т вкл-ю страны в междун-е разд-е труда. Перспективы по разв-ю туризма, соц услуг, созд-ю наукоемких производств. II. Миров экон кризис, к сож-ю, задел и нашу эк-ку, тк она явл-ся частью мир эк-ки, но это лишь явл-ся дополнит стимулом к поиску путей его преод-я: поск нов рынков сбыта, налаж-е контактов с нов партнерами, внедр-е нов техн-й. Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно-сырьевых ресурсов. Развитие внешнеэкономических связей и повышение их эффективности объявлены приоритетными направлениями национальной экономической политики. Беларусь активно участвует в процессах интернационализации мирового хозяйства, реализуя через сферу внешней торговли значительную часть производимой продукции. Если принять в качестве условного критерия открытости экономики отношение товарооборота внешней торговли к валовому внутреннему продукту страны (ВВП), то по данному показателю республика значительно опережает большинство промышленно развитых стран мира. Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси в принципе формируется в соответствии с теориями мирохозяйственных связей (теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и др.). Низкая обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами обусловливает высокий удельный вес минеральных продуктов (в среднем от 1/5 до 1/3) в структуре импорта республики (табл. 1). Относительно высокая квалификация трудовых ресурсов и выгодное географическое положение Беларуси предопределили создание крупного промышленного комплекса, ориентированного на выпуск конечной продукции. В структуре экспортных поставок преобладают машины и оборудование, а также продукция химической промышленности, которые в сумме концентрируют почти половину белорусского экспорта. Номенклатура экспортной продукции Беларуси включает свыше 1000 наименований. К числу важнейших экспортных товаров республики относятся грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники и морозильники, телевизоры, шины, химические волокна и нити Экономическая эффективность экспорта во многом определяется удельным весом в его структуре высокотехнологичной наукоемкой продукции. В целом для Беларуси характерна прогрессивная структура экспорта, приближенная к показателям экономически развитых государств. В сравнении с партнерами по СНГ наша страна характеризуется повышенной долей машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта Следует учитывать, что подавляющая часть экспорта продукции высокой и средневысокой наукоемкости, такой, как грузовые автомобили В условиях падения покупательной способности потребителей спрос на белорусские товары в странах СНГ определяется, главным образом, их невысокой стоимостью, в то время как на рынках развитых стран важнейшим критерием конкурентоспособности выступает качество продукции. В сложившихся условиях сохранение позиций белорусских товаров на зарубежных рынках часто требует существенного уменьшения экспортных цен, что снижает эффективность внешнеторговой деятельности. Кроме того, в силу технологической отсталости (высокая энерго- и материалоемкость производства и др.) неизбежно повышается себестоимость белорусской продукции, что не позволяет рассматривать снижение экспортных цен в качестве надежного источника конкурентного преимущества. Товарная структура белорусского экспорта существенно различается по основным географическим направлениям. К примеру, товарная группа "машины и оборудование, транспортные средства" занимает ведущее место в структуре экспорта в страны СНГ (34,0 % стоимости поставок в 2000 г.), однако в структуре поставок в дальнее зарубежье ее доля составляет лишь 11,4 %. Особый интерес представляет анализ товарной структуры экспорта республики на рынки экономически развитых стран. Примеры Германии и США (соответственно, 6-й и 10-й партнеры Беларуси по экспорту) свидетельствуют о том, что в структуре поставок белорусских товаров на рынки высокоразвитых стран преобладает низкотехнологичная продукция с невысокой степенью обработки. Так, около половины экспорта Беларуси в Германию приходится на сельскохозяйственную продукцию, лесоматериалы и текстильные изделия. ние эффективности внешнеэкономической деятельности Беларуси необходимо связывать в первую очередь с совершенствованием товарной структуры торгового обмена. В структуре экспорта республики преобладают товары массового производства со средним и низким уровнем наукоемкости, от выпуска которых развитые государства предпочитают избавляться путем переноса в развивающиеся страны, концентрируя усилия на высокотехнологичных секторах экономики.

 

48. Сущность, пр-ны, формы междун миграции капитала. Инвестиц-й климат в РБ.

Международная миграция капитала (ММК) — процесс встречного движения капитала между странами, его ввоз и вывоз с целью получения дохода в виде прибыли и использование его как фактора экономического роста. Такая возможность формируется тем, что страны вошли в мировое хозяйство и связаны друг с другом различными формами сотрудничества. Основными причинами миграции капитала являются:. относительный избыток капитала в данной стране, его пере накопление;. разная предельная производительность капитала, определяемая процентнойставкой: капитал движется оттуда, где его производительность ниже, туда,где она выше;. наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самымподталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновенияна рынок;. стремление фирм к географической диверсификации производства;. растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал;. несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение вразличных сферах и отраслях народного хозяйства;возможность монополизации местного рынка;наличие в странах, куда вывозится капитал, более дешевого сырья илирабочей силы;стабильная политическая обстановка и в целом благоприятныйинвестиционный климат. Движение капитала можно характеризовать по разным признакам: По источникам происхождения перемещающийся капитал делится наофициальный и частный:Официальный капитал - это государственный капитал (займы, ссуды,гаранты, помощь), который предоставляются одной страной другой на основемежправительственных соглашений. Частный капитал представляет собой средства негосударственных фирм,банков и т.п., перемещаемые по их собственным решениям.. По характеру использования капитал делится на предпринимательский и ссудный. Предпринимательский капитал - это средства, прямо или косвенно вкладываемые в какое-либо зарубежное производство в целях получения прибыли Ссудный капитал. Вывоз капитала в ссудной форме предполагает предоставление средств взаймы на определенный срок в целях получения процента за их использование, судный капитал, вывозимый за границу, может выступать виде кратко-, средне- и долгосрочных займов и кредитов или банковских депозитов и средств на счетах других финансовых институтов ММК: 1. экспорт 2. импорт Причины экспорта капитала: 1. правомерность накопления капитала в различных странах и появление относительного избытка капитала на некоторых национальных рынках. 2.невозможность эффективного вложения капитала или вложение его по высокой норме прибыли 3. наличие таможенных барьеров, которые препятствуют импорту товара и подталкивают к необходимости через вывоз капитала проникать на отдельные товарные рынки. 4. приближение производителей к источникам сырья Причины импорта капитала: 1. ввоз капитала из-за рубежа открывает возможности для развития новых производств, модернизации и расширения производства продукции, которая имеет значительный спрос 2. внедрение в достижения научно-технического прогресса 3. расширение или увеличение количества рабочих мест Вывоз капитала: 1. замедляет экономическое развитие 2. является эффективным средством внешнеторговой экспансии предприятий национальной экономики Международная миграция капитала оказывает важное влияние на платежный баланс страны. Международная миграция капитала в предпринимательской форме (прямые и портфельные вложения) показывается в платежном балансе по статье "Движение долгосрочного капитала".Как правило, промышленно развитые страны имеют дефицит по этой статье, так как вывозят капиталов больше, чем ввозят. Этот дефицит компенсируется обычно большим положительным сальдо по статье "Доходы от иностранных инвестиций", которая показывается в разделе платежного баланса по текущим операциям. В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она стала одной из сфер государственного регулирования. Валютные ограничения, например, существенно сдерживали международную миграцию капитала. Ряд стран, в частности Япония, в течение длительного времени сдерживали приток иностранного капитала в экономику своей страны. Более 50% иностранных инвесторов, работающих в Беларуси, оценивают инвестиционный климат в стране как улучшающийся Анализируя проведенную работу, Сергей Сидорский констатировал, что условия для инвесторов в Беларуси созданы прозрачные, нормативно-правовые акты имеют прямое действие. Сергей Сидорский также подчеркнул, что Беларусь приветствует любого инвестора, который хочет прийти в страну работать. Но действующие крупные предприятия будут продаваться только по реальной рыночной стоимости "с учетом стоимости не только станков и оборудования, но и бизнеса".

Портфельные инвестиции – вложения кап-ла в иностр цен бумаги с целью получения дохода, а не уст-я контроля за хоз деят-ю заемщика. Движ-е ссудного кап-ла в сфере внешэкон связей выст в виде междун-го кредита- ссуды в ден или товарн форме, кот предост-ся кредитором 1-й страны заемщику из другой на усл-х сроч-и, возвр-ти и платности. Сущ-т мировой р-к ссуд-х кап-в.

По врем-му критерию: краткосрочн-е капиталовлож-я (до 1 г), среднеср (1-5), долгоср(болле5). Вывоз кап-ла связ с ТНК(транснац корп) – межд корп-я, головная комп-я которой прин-т кап-лу одной страны, а дочерние – нах-ся в др странах. По данным ООН в сер 90-х на 100 крупн-х ТНК приходилось 1/3 всех иностр инвестиций. Инв-й климат в РБ благоприятный! страна открыта для переговоров и заинтересована в иностр-х инвестициях. Проводится политика налоговых льгот по отн-ю к новосозданным препр-м с целью привлечения инвесторов в РБ. За 2009 год в экономику республики поступило около 4,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие 4 года. Валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов США. Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. Кроме того, Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне. В настоящее время заключено около 50 договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, которыми предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др. Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Так, ряд преференций предоставлен инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон ( Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей): "Брест" (1996), "Витебск" (1999), "Гомель-Ратон" (1998), "Гродноинвест" (2002), "Минск" (1998) и "Могилев" (2002). Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий

 

49. Международная миграция рабочей силы. Это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Этот процесс включает в себя эмиграцию (перемещение части трудовых ресурсов за национальные границы), иммиграцию (приток трудовых ресурсов из-за рубежа) и реэмиграцию (возвращение на родину ранее эмигрировавших лиц). Основные причины трудовой миграции в настоящее время- экономические, и прежде всего это безработица и национальные различия в уровнях зарплаты. Использование иностранной рабочей силы на данном этапе является одним из условий нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранную рабочую силу, целые отрасли экономики находятся в зависимости от ее импорта. Так, во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве, более 30%- в автомобилестроении; в Бельгии половина горняков, в Швейцарии 2/5 занятых в строительстве- иностранные рабочие.

Импорт рабочей силы воздействует на экономику принимающих стран многосторонне. Более низкие издержки приводят к повышению конкурентоспособности товаров. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов. Однако вместе с экономической выгодой принимающие страны сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов.

Противоречивы последствия трудовой миграции и для стран- доноров. С одной стороны, международная трудовая миграция способствует поступления в страну валюты (ежегодно Индия, Индонезия, Турция получают 2-3 млрд долларов в виде переводов эмигрантами денежных средств на родину), новых технологий, накоплению опыта работы, изменению профессиональной и квалификационной структуры занятости. В целом, по оценкам зарубежных специалистов, экспорт рабочей силы в 4-5 раз выгоднее для страны, чем экспорт товаров. Следует учитывать и то, что выезд части трудоспособного населения за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. В тоже время в связи с высокими масштабами эмиграции для стран-доноров могут возникать серьезные осложнения. Эти станы лишаются более мобильной и прогрессивной части национальных трудовых ресурсов. Через определенный период времени часть из них возвращается на родину, и возникает проблема реадаптации этой категории работников, уже отвыкших от местных условий работы и жизни. В силу этого правительства ряда стран начинают проводить политику сдерживания оттока квалифицированных работников за границу.

Из основных мировых центров трудовой миграции следует назвать Западную Европу (только в странах ЕС сегодня проживает более 15 млн мигрантов и членов их семей); нефтедобывающие страны Ближнего Востока (в средине 90 гг прошлого века иностранная раб. Сила здесь по численному показателю в 2 раза превосходила местную);США; Австралию; страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Традиционно велик приток иммигрантов в Израиль. Процессы преимущественно внутренней миграции активно происходят в Латинской Америке и Африке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.013 с.)