Государственное регулирование экономики.(ГРЭ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование экономики.(ГРЭ)



Гос.рег. -совокупность форм и методов целенаправл. возд.-ия гос.-ва на эк.-ку для обеспеч. и поддерж. её в задан. режиме.

Теоретическое обосн.-е необх.-сти и возмю-сти ГРЭ предложил амер.экон.-ст Кейнс в период великой депрессии в США в 30-х г.г. 20в. Цели ГРЭ:1)поддерж.ситуации рыночн. равновесия. 2)стимулир.-е вып.-ка одних товаров и содерж.-е произв-ва других. 3)борьба с инфляцией 4)борьба с безработицей 5)вырвн.ур-ня доходов. Методы ГРЭ: 1)прямые - базир. на силе гос.власти и вкл. в себя меры запрета,разрешения и принужд.,т.е. прямое вмеш-во гос-ва в жизнед-ть предпр. в виде целевого -финансир.прграмм -введение фиксир.цен,гос.заказов 2)косвенные - возд-е гос-ва на эк-ку с помощью: налогов, налог.квот., тамож.пошлин, субсидий, политики ускор.амортизации. В ситуации, когда гос-во активно вмеш-ся в эк., оно устанавл. фиксир.цены на товар. Использ.субсидир.цены для стабилизации эк.ситуации в стране. В ситуац.дефиц.тов. и активиз. чёрного рынка,субс.цена не всегда уравновеш.эк-ку. Опишем типичн.ситуац. установ.фиксир. цен на товары 1-й необх-сти. Субс цена м.б установлена как а уровне превыш цену ран равновесия (избыток товаров), так и ниже её (дефицит). В период дефицита в 80-90 директ цены были ниже рыночных. для огранич монопол власти на рынке кот проявл в завыш ценах гос-во устан макс цену кот ниже монопол (потолок цен) В условиях рыночн.эк. субсидир-е цены могут использ-ся ограниченно(в сист ЖКхб транспорт) В переходящей к рынку эк-ке в РБ гос-во играет особую роль. Можно выделить ряд напр-й деят-ти гос-ва в соц-эк-й системе РБ:1.выбор приоритетов развития Беларуси Приоритет-сложн. и многофак. проц.,в кот. учит-ся:а)масштабы страны,б)полит.пол.стр., в)сохр-е эк. безоп-сти стр.,г)эк.эффект-ть нац. пр-ва,д)сбалансир-сть внешн торговли 2.создание правовых инст-в,необх.для функц-я рын.эк. К ним относ.:а)правов.гос-во, б)провед. антимонопол. политики,в)обеспеч. свободы предпр-ва,г)ин-т частн.собст-ти 3.перестройка гос.стр-ры на принципах рын. Хоз-ва 4.выр-ка эк. политики, стратегии и тактики реформир-ия РБ. Роль гос-ва в регулир. эк. проявл. в след.: - гос-во в перех-й период акт-но осущ-т законотворч-ю деят-ть,кот.необх. для предотвращения анархии при рыночн. перестройке. -гос-во активно участв. в форм-и пр-са разгосударств-я приват-ии общества. -гос-во играет сущ-ю роль в борьбе с инфляцией.В РБ не провод-сь сис-ма либерализации цен подобно рос-й в 90-х гг.Либерализация цен в России привела к соц-й нестаб-сти и к обнищ-ю нас-я. Потому в РБ гос-во конт-т цены. Однако намеч-ся тенденция отпуска цен. Гос-е регул-е кас-ся в основном ценообр.в жилищно-ком. Хоз-ве, общ-м транспорте, торг-ле тов-ми!-й необх. -гос-во в РБ пров-т гибкую внешнеэк-ю политику. С 1-й стороны, напр-ю на либер-ю внешнеэк-й деят-тисубсидий хоз-ва, с др.стороны, проводит протекцион-ю политику (ввод. высокие ввозные пошлины,исп. нетариф.-е барьеры, прин-ся меры для увелич-я экспорта) -гос-во активно участ. в регулир. соц. отношений.т.е. оно разраб.:а)сис-му соц-й защиты населения, б)акт. участ-т в реш-и жилищ-й проблемы, в)регулир-т доходы населения сцелью недопущения значимых разрывов уровня жизни нас-я.

Предпринимательство

История предпринимательства исходит вглубь веков, когда Адам Смидт в 18в. охарактеризовал предпринимателя как «собственника, который берёт на себя риск познания ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.» объекты производства:-доходное дело,-хозяйственные единицы,-предприятия Субъекты производства:-индивидуальные предприниматели,-собственники капиталов,-собственники факторов производства,-акционеры,-государство. Предприниматель-субьект рыночных отношений, который осуществляет нововведения, поиск и реализация новых возможностей. предприниматель-человек идущий на риск;он рискует своим трудом, средствами и деловой репутацией. предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые законом. Сферами его деятельности выступают: 1)коммерческое посредничество 2)торгово-закупочная деятельность 3)консультационная деятельность 4)инвестиционная деятельность 2 Развитие предпринимательства предполагает ряд условий: 1)обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Экономическая свобода-свобода определять, что и как производить, свобода выбирать поставщиков и потребителей, свобода определять цены на свои товары и услуги, свобода распоряжаться прибылью после уплаты налогов. 2)наличие определённой рыночной среды(инфраструктуры рынка)наличие рыночной финансово-кредитной системы, системы юрид.аудиторских услуг, система рекламных услуг, транспортных услуг, образовательных и др. 3)применение современных рыночных методов менеджмента и маркетинга Менеджмент-основа эффективного хозяйствования использования методов рыночного управления. маркетинг-система эффективного сбыта товаров и продвижение его на рынке. 4)наличие многообразных форм собственности(коллективной,акционерной,государственной и др. 3)виды предпринимательства: выделяют следующие виды предпринимательства:-единоличное владение,-партнёрство(товарищество),-корпорация(акционерное об-во),-кооператив(коллективное хоз-во)-гос предприятие 1)единоличное владение-форма предпринимательства, которая основана на собственности одного лица или его семьи. Признаки неограниченная ответственность вплоть до личного имушества;ограниченные возможности размеров капитала;макс.гибкость и оперативность.т.е. не надо ни с кем согласовывать своё экономич поведение. 2)Партнёрство-форма производства, которая базируется на собственности нескольких человек и имеет следующие признаки:-ограниченные возможности, ограниченная ответственность,-гибкость. 3)корпорация-форма производства, которая предполагает объединение собственности и многих субъектов. основным способом объединения является выпуск акций.признаки:-широкие возможности расширения бизнеса в связи с привлечением капитала других юридических и физич.лиц -ограниченная гибкость.т.е деятельность ограничивается уставом -ограниченная ответственность собственным акционерным капиталом. Открытве и закрытые 4)кооперация-форма производства, которая предполагает создание предприятия путём добровольного объединения лиц на арендной основе для осуществления хозяйственной деятельности.Признаки:-самофинансирование,-матерьяльная ответственность, работника за результаты хоз. деятельности.-при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля имущества. 5) Гос предпр –тип хоз-ия при кот в собств-ти гос-ва нах всё его имущество либо гос владеет контр пакетом акций.

18.Издержки производства фирмы.

1Издержки производства являются основным элементом издержек обшества.Издержки обшества-совокупные затраты живого и общественного труда на производство товара. Изд общества (совоуп затраты живого и овеществл труда (затраты осн и оборот фондов) Изд фирмы-обос часть стоимости прод кот вкл в денеж выраж затраты конкр предпр на произв прод. Эл-ты себестоимости: сырьё, зарплата, амартизация, энергорес и топливо, транспорт и цеховые расхб расх на рекламу платежи

Издержки фирмы представляют собой обособившуюся часть стоимости продукции.в денежном выражении затраты на сырьё основные и вспомогательные матерьялы,полуфабрикаты,зароб плату. основных и вспомогательных рабочих, начисления на зарплату(взносы во внебюджетные фонды),амартизация,транспортные расходы,затраты на топливо и электротехнику.затрата на оплату коммерчиск платежей и прочие коммерч.и заводские расходы. Себестоимость -важнейший показатель, характеризующий хоз. деятельность предприятия. Она – понятие, которое даёт педстовление об индивид. воспроизвед. продукта и об уровне использования ресурсов.С её помошью рассчитывается прибыль и рентабильность предприятия.прибыль-разность между ценой единицы продукции и себестоимостью единицы продукции.по этой причине важнейшим направлением максимизации прибыли является снижение себестоимости.снижение себестоимости может быть доступно по направлениям:1)рост производственности труда2)экономия всех видов матерьяльных и энергоресурсов3)ликвидация всех видо патерь(простоев,прогулов,браков) 2)В Э.Т используют различные подходы к классификации издержек. 1 Деление ЭИ на внешние и внутренние.внешние (явные) издержки-которые фирма осуществляет поставщикам факторов производства в том случае когда эти факторы фирме не принадлежат. внешние(неявные) издержки-стоимость факторов производства,которые используются,но не являются покупными(я продавец и сама продаю) «)Деление издержек на производственные издержки и издержки обращения. Производств издержки-непосредственно связанные с производством товаров и услуг. издержки обращения-которые связаны с реализацией продукции(затраты на хранение,расфасовку,упаковку,транспортировку,рекламу,создание фирменныз магазинов и на оплату труда наёмных работников) 3) издержки постоянные и переменные. Постоянные-величина их не меняется в зависимости от изменения объёма производства.К ним относяться страховые взносы,рентные платежи,аренда,заработная плата работников охраны,высшего менеджмента.на коммуникационные платежи(условно постоянные) Переменные издержки-издержки величина,которых меняется в зависимости от изменения обьъёма производства:стоимость сырья и матерьялов,покупных полуфабрикатов,зарплат рабочих сдельщиков,транспортных расходов на топливо и энергоэнергию.Выделяют общие издержки-сумма постоянных и переменных издержек.

издержки долгосрочные и короткосрочные периоды. 1издержки производства в долгосрочные периоды. В зап.теориях ИП используют деление на:-средние постоянные,-средние переменные,-средние валовые.В долгосрочном периюде все издержки рассматриваються как переменные в течение длительного срока времени могут быть изменены все расходы,растраты,связанные с большими капиталовлажениями. Сумма постоянных и переменных издержек = общие И. 2)При расчёте издержек произведённых в кароткосрочном периоде особое внимание уделяется предельным издержкам(издержки связанные с производством дополнительных единиц продукции.они показывают во что обойдёться предприятию увеличения количества выпуска продукции на 1 единицу или каждую сумму можно сэкономить в случае сокращения объёма производства на эту единицу.чтобы минимализировать издержки предприятия может увеличить объём производства пока предельные издержки не станут равны средним.

ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

Доход-сон эк показатель работы предпр кот отражает его финанс поступл от всех видов деят-ти за опр период. осн финанс поступл: 1) выручка от реализ прод и услуг 2)внереализ доходы. Выруска от реализ продукта- осн источник дохода предпр=цена*кол-во ед товара С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между валовыми доходами от продажи товаров и издержками производства. В зависимости от того, что включается в состав издержек, экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль - разница между валовыми доходами и бухгалтерскими издержками производства. Экономическая прибыль - разница между валовыми доходами и экономическими9внеш и внутр) издержками. Именно она и является предметом исследования экономической теории. Если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается "нулевой", или "нормальной". "Нормальная" прибыль - основное понятие прибыли в неоклассической модели совершенной конкуренции. Считается, что "нормальная"(у Маркса - "средняя") прибыль - это доход фирмы настолько высокий, чтобы удержать ее "в деле". Виды прибыли: 1) прибыль от продаж 2)внереализ доходы 3) налогоооблаг прибыль4)чистая прибыль Прибыль-конечн результат функционирования предпр и явл рез взаимоотн всех участников произ-ва гос-ваб предпрб работников. Функции прибыли: 1) распределительня –с её помощью формир доходы всех участников произ-ва и распр часть вал хох гос. 2) стимулирующая 3)учётная- с пом приб опр мин границы дохода, закладываемого в цену товарадля обесп норм воспроизв процессаю На увел приб влияют: V произв, цены товаров, себест прод, ур внереализ доходов. Рентабельность – относит показатель деят-ти фирсмы. Виды: рент-ть произ-ва и проукции. Рент произв-ва отраж результативность исп осн и обор средств предпр. рез-ть прод – отраж рез-ть текущих затрат предпр.

РЫНОК ТРУДА (РТ)

Рт это система соц эк отнош между нужд в работе и владельцами средств произ-ва. Компоненты 1) цена раб силы(зарплата) 2)конкур на рынке тр 3) спрос и предл на раб силу Цена раб силы (зарплата) Конкур-сопернич между работниками за места, работ, работником и работадателем за усл найма. Спрос на раб силу выступает как потребность в рабочей силе работодателя на опр предпр. Предл на раб силу- кол-во и структура труд рес кот присутствуют на рынке. Факторы, влияющие на предл раб силы 1) общая числ насел, 2) числ трудосп насел 3) качеств параметры труда (квалифик) 4) конъюнктура ранка тр (соотн между спросом и предл раб силы) Трудодефицитный (спрос больше предл), трудоизбыточный (предл превыш спрос), равновесный Эффект замещения и эффект дохода.

Рынок труда (рабочей силы) - система экономических отно­шений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-по­литической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. В России синонимом понятия “рабочая сила” является поня­тие “экономически активное население”. Экономически активное население - это часть населения стра­ны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производст­ва товаров и услуг. Численность экономически активного насе­ления включает занятых и безработных. К занятым относятся лица: работающие по трудовому дого­вору (контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимаю­щиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, про­ходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по во­просам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней.

Рынок труда – это система эк. отношений, возникающих в процессе реализации закона спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда формируется предложение труда и спрос на труд определенного вида. Рынок труда может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции.

Для такого рынка характерно: начительное кол-во предприятий, которые конкурируют между собой за то, чтобы нанять нужных работников наличие многочисленных обученных рабочих нужной квалификации Ни одно предприятие, ни один рынок, ни один рабочий не имеют сильного влияния на рынке. Т.е. рынок труда – это система экономических норм, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и использование труда. Реальная потребность в рабочей силе определяется спросом. Именно медленный рост спроса в сравнении с предложением, спады в экономике обуславливают безработицу и отрицательно влияют на жизнь людей.На рынке труда в условиях несоверш. конкуренции огромное влияние оказывают профсоюзы, правительство. РТ является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о стабильности в стране, стабильности нац. экономики. На РТ продавцами выступает наемная раб. сила, при этом оговариваются условия работы, размеры зарплаты, должностные обязанности.

Специфика РТ заключается в том, что в качестве объекта купли-продажи выступает живая раб. сила. Работник продает не созданную продукцию, а способность к ее созданию. Работник – это независимый продавец, он сам выбирает место приложения своего труда. продажа не может быть отсрочена на долгое время, это и определяет конкуренцию между работниками. РТ регулирует государство, это выражается в установлении мин. зарплаты. Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости.

Биржа труда- организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустрой­ству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профес­сиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.01 с.)