Этапы становления и развития экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и развития экономической теории.



Этапы становления и развития экономической теории.

1) Ксенофонт, Платон, Аристотель и др. мыслителей древности

2) Меркантилизм. (Томас Мэн, Ж.Б. Кольбер) Сущность: Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения. М. прошел два этапа. На раннем этапе (15 – нач. 16 вв.) - в форме монетаризма, для кот. хар-на идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию "денежного баланса", в соответствии с кот. они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. Поздние меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена– концепция, которая видела основу нац. процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. Недостатками меркантилизма были, 1)неправильная трактовка источника богатства, прибыли и их основных форм; 2)ошибочное определение собственной стоимости денег (меркантилисты считали, что эта стоимость обусловлена природными свойствами золота и серебра); 3)рекомендации ранних меркантилистов запретить вывоз денег из страны, ограничить импорт сдерживали развитие торговли; 4)предметом политической экономии они считали отношения в сфере обращения.

3) Физиократы (к. 16 - в нач. 17 в., Француа Кенэ и Анн Тюгро), школа отражала в основном интересы не торговой буржуазии, а промышленной буржуазии. Суть: продукты, произв. в с/х.Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.

3) Классическая политическая экономия ( 18-19 вв. Адам Смит, Давид Риккардо). политической экономии. Прежде всего, классики – сторонники экономического либерализма, полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. «Невидимая рука». Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки.Осн. недостатки КШ политической экономии: 1)А.Смит, анализируя процесс воспроизводстваобщественного капитала, стоимость совокупного общественного продукт а свел только к величине заработной платы и прибыли; 2) Д. Рикардо определял стоимость товара через механизм спроса и предложения; 3) классики не смогли научно обосновать стоимость товара рабочая сила; 4) А. Смит и Д. Рикардо понятие «капитал» свели лишь к его вещному содержанию — средствам производства, отождествив его с последними; 5) классикам не удалось выделить наиболее абстрактную и наиболее общую форму стоимости продуктов труда; 6) игнорировали или существенно недооценивали роль государства в хозяйственной жизни, что было естественным в тот период.

4) Марксизм (2ая пол. 19 в Карл Маркс) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения. К. Маркс по-новому определил предмет политической экономии, которая должна изучать не только законы распределения произведенного продукта (как считал Д. Рикардо), но и непосредственного Производства, обмена и потребления, исследовать производственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественного воспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил.

5) маржинализм. (сер. 19 в. (от фр. «marginal» — предельный), К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас). По мнению У. Джевонса, сфера изучения экономики — чистая теория, обоснование универсальных закономерностей. В связи с этим он заменяет понятие «политическая экономия» термином экономикс (экономическая теория). Основой маржинализма явл. теория предельной полезности, согласно кот. рыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товара.

6)Неоклассическая экономическая теория. (70-е гг. 19 в., К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, У. Джевонс, Л. Вальрас и др.) Основная категория анализа - предельная полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости. Стоимость товара они определяют полезностью последнего, наименее необходимого предмета потребления, то есть предельной полезностью. Общие принципы концепции предельной полезности были развиты С. Викселем и Дж. Б. Кларком. Двумя ее направлениями являются маржинализм и монетаризм.

7) Кейнсианство ( 1936 г. книга Дж. М. Кейнса) Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступаем решающим фактором развития производства и предложения. Для повыше­ния совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюд­жетную и кредитно-денежную политику государства.

8) Монетаризм -такое течение экономической мысли, которое ставит, деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Мо­нетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной полити­ки, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики.

9)Неолиберализм. «либерализм» (от лат. «liberalis» — свободный). отрицание необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь и понимание механизма саморегулирующегося рынка как единственного эффективного регулятора хозяйственных процессов. Идеи неолиберализма были положены в основу теории социально ориентированного рыночного хозяйства,

10) Институционализм (от лат. «institutum» — учреждение) -к. 19- в нач. 20 в. Т. Веблен, Д. Коммонс К институтам представители данного направления относят конкуренцию, профсоюзы, налоги, государство, монополии (корпорации), устойчивый образ мышления, юридические нормы и др.

3.Потребности, ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.

Потребности – осознанные запросы или нужды в чем-либо. Классификация потр-тей:

1. в зав-ти от роли в воспроизв раб. силы: - физич. (еда, жилье), - интеллектуальные, - соц., (дружба, любовь)
2. в зав-ти от ур-ня развития: - элементарные, - высшие
3. в зав-ти от соц. стр-ры общества: - потр-ти общ-ва в целом; - потр-ти класса; - потр-ти отдельных людей

4 - первичные; - вторичные

5 – экономич.- для удовл-я необходимо производство. - неэкономич- могут быть удовл. без наличия произ-ва(воздух, земля)

Ресурсы = блага Блага- ср-ва пригодные для удовл. потр-тей. Классиф. Благ: 1 – эконом. блага- те блага, кот. явл. объектом или результатом экон. деятельности людей. - неэкон. блага – не явл. предметом производ. деят. людей, не обмениваются на др. блага. 2 – материальные (земля, воздух, вода, дары природы, продукты с/х, здания, приборы)

- нематериал. (проф. мастерство ч-ка, деловые способности ч-ка, способность получать удовольствие, деловая репутация) 3 – долговременные – исп. для удовл-я одной и той же потр-ти несколько раз (здания, машины) - недолговрем.- удовл. потр-ти лишь один раз и полностью потребляются 4 – предметы первой необходимости (пища, жилье) - предметы не первой необх. Ресурсы произ-ва каждый данный момент времени ограничены по отн. к потр-тям. Эта ограниченность бывает абсолютной (ресурсы вообще не возможно увеличить) и относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей мере по сравнению с ростом потребностей) 1 ограниченностью труда как ресурса явл. общая численность насел-я и доля трудоспособного насел-я. 2 о граниченность ср-в произ-ва – можно увеличить, но за короткий срок их нельзя получить в желаемом кол-ве. 3 о граниченность земли и полез. ископаемых - не достаточно для удовл. всех потр-тей. Истощины и полез. ископ. Поэтому в нац. экономике стоит проблема производственных возможностей.

Экономическая система (ЭС)

ЭС состоит из базовых эл-тов(на micro уровне – предприятия, фирмы, учреждения, предприниматели; на macro ур-не – министерства, ведомства, гос. органы высш. управления). Важнейшим св-м ЭС явл-ся наличие у нее структуры.

Эк.стр-ра представляет собой взаимосвязи и взаимодействия эк.элементов, образующих сис-му. В ЭСах структура выступает как внутренняя организация всего пр-ва, кот. проявл-ся в произв. Деятельности людей. Характериз. произв. деят-ть людей сис-мы, производственных отношений. Основой произв. отношений явл-ся отн-я собственности. Особенностью ЭС явл-ся наличие инфраструктуры- совокупность объектов, которая обеспечивает функционирование производства и условия жизнедеятельности людей. Поэтому выделяют производственные(ПИ) и соц. инфр-ры(СИ). К ПИ относят: транспорт, связь, коммуникации. К СИ: здравоохранение, образование, науку. Важнейшим специфическим св-вом ЭС является наличие цели. Важнейшей целью ЭС является удовлетворение потребностей людей. ЭС всегда находится в развитии, поэтому она обладает определенными качествами: - Стабильность -Изменчивость -Противоречивость. Сложность ЭС обуславливает необходимость управления ею. Управление- эк. Категория, кот. Предполагает координацию эл-тов и частей ЭС и направление их взаимодействия к достижению цели. Важнейшее влияние на функционирование ЭС оказывает внешняя среда(природная и соц. сферы) Прир. Среда является поставщиком энергетических/ сырьевых и продовольственных ресурсов. Соц. ср.- общественное устройство, вид полит. власти, сис-ма законов, регулир-х эк. деятельность. Важнейшим понятием явл. субъект-предприятия, дом. Хоз-во, гос-во. ЭС- совокупность всех отношений и видов хозяйствования, кот. Реализуются через функц-е производст. сил и осуществл. в форме определ. производственных отношений. Подх. к класс эс.:1)базисные теории (осн вним при класс ЭС удел господ формам собственности и материал интересам их владельцев), 2) технологич теории (индустр и постиндустр ЭС) 3) по ист типу общеста (первоб-общинные, рабовлад., феодл, капиталистич, ком-администр, смеш

6. Эк-ий рост- это экон. категория, кот.представляет собой результат увеличения предлож-я ресурсов и технич. прогресса.Эк. рост явл-ся центральной эк. проблемой всех нац. экономик.По динамике эк. роста судят: О развитии нац. экономики О жизненном уровне населения. Эк. рост сдвигает границу производственных возможностей и относительно решает проблему ограниченности ресурсов. Эк. рост-это реальное приращение объема нац. продукта в рез-те увеличения кол-ва используемых факторов производства или совершенствование техники и технологий. Поэтому различают 2 типа эк. р.: 1) интенсивный 2) экстенсивный Интенс. тип эк. Р.-это увеличение производственного потенциала в рез-те совершенствования техники и технологий. Экстен. тип эк. р.-это увеличение производственных ценностей в рез-те увеличения кол-ва используемых факторов произ-ва.! Реальный эк. рост всегда имеет смешанный х-р. Показатели: Эк.р. измеряется годовыми темпами роста валового продукта в %. Темп роста валового продукта = ВП текущ. года(в деньгах):ВП баз. Года Х 100%.Положительные темпы роста свидетельствуют об эффективной экономике, но могут быть и отрицательные. Отриц. темпы роста говорят о кризисе экономики. Факторы эк.роста 1)кол-во и кач-во природных ресурсов 2)кол-во и кач-во трудовых ресурсов 3)размер основного капитала(производств. и финанс. капитал) 4)уровень технологий 5)факторы, которые повышают спрос на производ. продукцию и на стимулирующие ее рост (размер зарплаты, строительная индустрия,склонность населения к сбережениям)

Экономические системы

Любая страна имеет свою экон. с-му. Экон. система – это система связей между производителями и потребителями матер. благ и услуг; это совокупность экон. процессов, которые совер-ся в общ-ве на основе имущ. отношений и организационных форм. На практике выделяют: рыночную командно-административную смешанную Черты рыночной системы: частная собственность на экономические ресурсы свобода выбора конкуренция, опирающаяся на личные интересы ограниченная роль государства. При капитализме каждый свободен в использовании экономических ресурсов. И сам решает каким бизнесом заниматься, какой товар выносить на рынок, что производить. В чистой капиталистической экономике роль государства ограничена. Движущей силой выступает стремление к личной выгоде как со стороны продавцов, так и со стороны потребителей. Поведение каждого субъекта обуславливается личной выгодой, но удовлетворяя свои потребности общества т.к. он производит продукцию необходимую обществу. Способ координации всех экономических процессов - рынок. Командная экономика - основана на государственной собственности практически на все экономические ресурсы. Монополизация и бюрократизация экономики. Централизованное планирование. Особенности хозяйственного механизма: непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра государство полностью контролирует распределение и производство продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные отношения между субъектами хозяйствования использование административно-распорядительных методов. Смешанная. Основой экономической системы являются командная и чист. капитализм. В чистом виде они сегодня практически не встречаются. Существует смешанная экономика. Ей присущи черты обеих экономик. Она основана на частной и государственной собственности, характеризуется вмешательством государства в экономику. Когда рынки не справляются с размещением ресурсов, обращаются к государству. Оно выполняет след. функции: определяет приоритеты развития системы, цели, выделяет ресурсы для достижения этих целей законодательная и правовая. Государство создает правовую базу для эффективного функционирования экономики, обеспечивает защиту прав собственника, регулирует отношения между производителями и потребителямию экономической стабилизации формирование рыночной инфраструктуры. Основные черты современной экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность, современные технологии, использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования, совершенствование отношений собственности и ее развитие, экономическая свобода, развитая система хозяйственного законодательства, достижение макроэкономического равновесия активная роль государства позитивное воздействие рынка

Спрос и пред-ние.

Спрос и пред-ние лежат в основе механизма функ-и рынка. Спрос -форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соотв-щими денежными сре-вами.Величина спроса-макс. Кол-во опред. товара кот. покупатели хотели и могут купить в ед. времени при опред. условиях. Функ-ия спроса показ зависимость величины спроса от определяющих его факторов. Выраж-ся формулой-d-спрос;Qd=f(Px)

Пред-ние -обобщающий показатель,хар-щий поведение продавца на рынке.Пред-ние-эк. категория,кот. опред.собой кол-во товаров,предлагаемое для реализации на рынке в опред.период времени опред.условиях.Величина пред-ния(Vпред-ния)-макс.кол-во опред. товара,кот.продавци готовы предложить в ед.времени при опред. условиях.Vпред-ния зависит от:1.цена реализуемого товара;2.цена на ресурсы и др.товары;3.кол-во и кач-во производственных мощностей,прир. Ресурсов,раб.силы;4.состояние применяемых технологий;5.уровень налогообложения;6.уровень гос. дотаций;7.природно-климат.ус-ия.Фун-ция пред-ния показ. зав-сть предл-ния от опред. его факторов:Qs= f(Px)

ГРАФИК ПРЕДЛ ГРАФИК СПРОС

 

Закон спроса -м/д ценой спроса и Vспроса сущ. опред. взаимосвязь:при прочих равных условиях снижение ед. спроса обратнопропорц-но росту ед.цены т.е спрос падает на ед.,когда рост на ед. Величина спроса на товар опред-ся ценой данн. товара.Если все ост.факторы,влияющие на величину спроса принять как неизменяемые,то зав-ть спроса приобретает вид фун-ции спроса от цены и имеет след.вид:Qdx(ф-ция спроса от цены)=f(Px)(цена товара данного вида)

Цена спроса-макс. цену,по кот. покупатель еще может купить этот товар. Неценовые детерминанты-доход покупателя. а)сит-ия.когда доходы у поупателя увелич.При такой же цене Ро будет куплено большее кол-во товара,чем раньше.Т.е. произойдет увеличение спроса на каждом ценовом уровне.Ктивая сместиться вправо в пол-ние Д1.б)доходы покупателя уменьшились,т.е.при прочих равных условиях кривая спроса сместиться влево в положение Д2. т.Е0,Е1,Е2-кол-во ед. товара,кот.покупает покупатель по зад.цене Ро при разных условиях дохода. ГРАФИК СПРОс НЕЦЕН ДЕТЕРМ ГРАФИК НЕЦЕН ПРЕДЛ

 

Изменение величины спроса вызывается изменением ценового фактора и показывается движением спроса вдоль одной и той же кривой Д. Изменение спроса в спросе- рез-т действия неценовых факторов(смещение смещаются кривые спроса в положение Д1,Д2. Предл: Неценовые детерминанты(изм-е технологий;цены на производственные ресурсы;налоги;дотации и др.) 1.допустим,прим-ние предприятиями соверш.техн позволило ув-ть выпуск и предл-ние товара.Это значит,что при кажд. д.цене за ед.товара к реализации будет предложено большее кол-во товара.на графике это смещение кривой предл-ния вправо,в полож. S1. 2)если у предприятий выросли издер-ки,то предл-ние уменьшитсяи кривая сместиться влево,в пол.S2. т.Е0,Е1,Е2-кол-во ед. товара,кот. продавец предлагает на рынок по соотв-ей цене Р0 в зависимости от действия на него неценовых детенрминант.Изменение величины предл-ния вызываеться ценовым фактором и означ. Движ-е по одной и той же кривой S.Изменение самого предл-ния вызыв-ся неценовыми факторами и означ. Смещение кривой предл-ния в ту или иную сторону от своего первоночального полож-ния(S1,S2)

14.Эластичность спроса и предл-ния. Эл.спроса по цене показывает степень возд-ия изм-я цены на изм-е кол-ва товаров,на кот. предъявлен спрос.Степень ценовой эл-ти спроса измеряется коэффициентом ценовой эл-ти(Еd)-Ed=процентное изменение величины спроса/проц. измен-я цены.Спрос эластичен если вел спр изм на больший % чем цена, одинакова-единичная эл-ть. Эл-ть предл-ния по цене-показатель степени реагирования величины предл-ния на измен-е цены.(Еs=процентное измен-е величины продукции/процентное измен-е цены.

15. Рыноч.равновесие и равновес. цена.

Рыноч.равн-е(РР) – сост-е рынка,при кот. С и П уравновешены на опр.ур.цены(идеальн.сост-е). D =f(p) – функция С от цены S =f(Q) – П от цены E – т. равновесия Равновесная цена – точка пересеч. графика спроса и графика предл-я в сит., когда объем спроса=объему предл-я, а рынок сбалансирован. Цена Px – равнов.цена Q2x – равновес. объем производства

В усл.равн-я произв. не выгодно дальн. расшир. пр-ва,т.к. товар не найдет спроса(покуп. будут приобр. товар по устан. цене и при увел-и П буд. рассчит-ть на скидку) РР постоянно нар-ся. Допустим,что уменьш. доходов потреб. вызвало сдвиг кривой спр. влево из пол. D в пол. D1

 

При нач. цене P1 и том же объем. П появл-ся избыток тов., равн. Q1-Q3. В этой ситуац. нач расти тов.запросы. Цена не мож. остав. далее на ур. P1. В рез-те конкур. нач-ся давление на цену и она станет сниж. спр. С паден. цены произв. начнут сокращ. объем произ-ва. Двигаясь по кривой S сверху вниз, они достиг. точки E2, где планы потребит. и произв. совпадут. Т. E2 – нов. точка равнов-я. При росте доходов потреб. кр.спр. смест. вправо,повыш. спр. вызыв. дефицит товар., стимул. рост произв. и рост цен, т.е. устан. нов.равнов. цена. Рассм. ситуац., когда изм-ся предл.,а спр. ост-ся пост-м.

Допустим, что подорожание топливно-энерг.рес-в привело к росту произв. издержек и П к.-л. товара сокр-сь. Крив. П сместилась из S в S1. При прежн.рыноч. цене P1 и этом же спр. возн-т товарн. дефицит – Q1,Q3. Товарн. запасы сокр-ся, спрос превыш. предл., цена раст. По мере роста цен растет произв. Потреб. соглаш-ся на более выс. цену,цены растут, растет произ-во. Потребит. Согл-ся на бол. выс цену. Растущ. ценывызовут сокр-е произ-ва и рынок придет к нов. равн. цене P2. Если примен-ся соверш. технологии, предл. растет, появл. товарн.излишки, цена падает, сокращ. объем пр-ва, повл-ся нов. т. равн-ся E4.

 

Предпринимательство

История предпринимательства исходит вглубь веков, когда Адам Смидт в 18в. охарактеризовал предпринимателя как «собственника, который берёт на себя риск познания ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.» объекты производства:-доходное дело,-хозяйственные единицы,-предприятия Субъекты производства:-индивидуальные предприниматели,-собственники капиталов,-собственники факторов производства,-акционеры,-государство. Предприниматель-субьект рыночных отношений, который осуществляет нововведения, поиск и реализация новых возможностей. предприниматель-человек идущий на риск;он рискует своим трудом, средствами и деловой репутацией. предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые законом. Сферами его деятельности выступают: 1)коммерческое посредничество 2)торгово-закупочная деятельность 3)консультационная деятельность 4)инвестиционная деятельность 2 Развитие предпринимательства предполагает ряд условий: 1)обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Экономическая свобода-свобода определять, что и как производить, свобода выбирать поставщиков и потребителей, свобода определять цены на свои товары и услуги, свобода распоряжаться прибылью после уплаты налогов. 2)наличие определённой рыночной среды(инфраструктуры рынка)наличие рыночной финансово-кредитной системы, системы юрид.аудиторских услуг, система рекламных услуг, транспортных услуг, образовательных и др. 3)применение современных рыночных методов менеджмента и маркетинга Менеджмент-основа эффективного хозяйствования использования методов рыночного управления. маркетинг-система эффективного сбыта товаров и продвижение его на рынке. 4)наличие многообразных форм собственности(коллективной,акционерной,государственной и др. 3)виды предпринимательства: выделяют следующие виды предпринимательства:-единоличное владение,-партнёрство(товарищество),-корпорация(акционерное об-во),-кооператив(коллективное хоз-во)-гос предприятие 1)единоличное владение-форма предпринимательства, которая основана на собственности одного лица или его семьи. Признаки неограниченная ответственность вплоть до личного имушества;ограниченные возможности размеров капитала;макс.гибкость и оперативность.т.е. не надо ни с кем согласовывать своё экономич поведение. 2)Партнёрство-форма производства, которая базируется на собственности нескольких человек и имеет следующие признаки:-ограниченные возможности, ограниченная ответственность,-гибкость. 3)корпорация-форма производства, которая предполагает объединение собственности и многих субъектов. основным способом объединения является выпуск акций.признаки:-широкие возможности расширения бизнеса в связи с привлечением капитала других юридических и физич.лиц -ограниченная гибкость.т.е деятельность ограничивается уставом -ограниченная ответственность собственным акционерным капиталом. Открытве и закрытые 4)кооперация-форма производства, которая предполагает создание предприятия путём добровольного объединения лиц на арендной основе для осуществления хозяйственной деятельности.Признаки:-самофинансирование,-матерьяльная ответственность, работника за результаты хоз. деятельности.-при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля имущества. 5) Гос предпр –тип хоз-ия при кот в собств-ти гос-ва нах всё его имущество либо гос владеет контр пакетом акций.

18.Издержки производства фирмы.

1Издержки производства являются основным элементом издержек обшества.Издержки обшества-совокупные затраты живого и общественного труда на производство товара. Изд общества (совоуп затраты живого и овеществл труда (затраты осн и оборот фондов) Изд фирмы-обос часть стоимости прод кот вкл в денеж выраж затраты конкр предпр на произв прод. Эл-ты себестоимости: сырьё, зарплата, амартизация, энергорес и топливо, транспорт и цеховые расхб расх на рекламу платежи

Издержки фирмы представляют собой обособившуюся часть стоимости продукции.в денежном выражении затраты на сырьё основные и вспомогательные матерьялы,полуфабрикаты,зароб плату. основных и вспомогательных рабочих, начисления на зарплату(взносы во внебюджетные фонды),амартизация,транспортные расходы,затраты на топливо и электротехнику.затрата на оплату коммерчиск платежей и прочие коммерч.и заводские расходы. Себестоимость -важнейший показатель, характеризующий хоз. деятельность предприятия. Она – понятие, которое даёт педстовление об индивид. воспроизвед. продукта и об уровне использования ресурсов.С её помошью рассчитывается прибыль и рентабильность предприятия.прибыль-разность между ценой единицы продукции и себестоимостью единицы продукции.по этой причине важнейшим направлением максимизации прибыли является снижение себестоимости.снижение себестоимости может быть доступно по направлениям:1)рост производственности труда2)экономия всех видов матерьяльных и энергоресурсов3)ликвидация всех видо патерь(простоев,прогулов,браков) 2)В Э.Т используют различные подходы к классификации издержек. 1 Деление ЭИ на внешние и внутренние.внешние (явные) издержки-которые фирма осуществляет поставщикам факторов производства в том случае когда эти факторы фирме не принадлежат. внешние(неявные) издержки-стоимость факторов производства,которые используются,но не являются покупными(я продавец и сама продаю) «)Деление издержек на производственные издержки и издержки обращения. Производств издержки-непосредственно связанные с производством товаров и услуг. издержки обращения-которые связаны с реализацией продукции(затраты на хранение,расфасовку,упаковку,транспортировку,рекламу,создание фирменныз магазинов и на оплату труда наёмных работников) 3) издержки постоянные и переменные. Постоянные-величина их не меняется в зависимости от изменения объёма производства.К ним относяться страховые взносы,рентные платежи,аренда,заработная плата работников охраны,высшего менеджмента.на коммуникационные платежи(условно постоянные) Переменные издержки-издержки величина,которых меняется в зависимости от изменения обьъёма производства:стоимость сырья и матерьялов,покупных полуфабрикатов,зарплат рабочих сдельщиков,транспортных расходов на топливо и энергоэнергию.Выделяют общие издержки-сумма постоянных и переменных издержек.

издержки долгосрочные и короткосрочные периоды. 1издержки производства в долгосрочные периоды. В зап.теориях ИП используют деление на:-средние постоянные,-средние переменные,-средние валовые.В долгосрочном периюде все издержки рассматриваються как переменные в течение длительного срока времени могут быть изменены все расходы,растраты,связанные с большими капиталовлажениями. Сумма постоянных и переменных издержек = общие И. 2)При расчёте издержек произведённых в кароткосрочном периоде особое внимание уделяется предельным издержкам(издержки связанные с производством дополнительных единиц продукции.они показывают во что обойдёться предприятию увеличения количества выпуска продукции на 1 единицу или каждую сумму можно сэкономить в случае сокращения объёма производства на эту единицу.чтобы минимализировать издержки предприятия может увеличить объём производства пока предельные издержки не станут равны средним.

ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

Доход-сон эк показатель работы предпр кот отражает его финанс поступл от всех видов деят-ти за опр период. осн финанс поступл: 1) выручка от реализ прод и услуг 2)внереализ доходы. Выруска от реализ продукта- осн источник дохода предпр=цена*кол-во ед товара С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между валовыми доходами от продажи товаров и издержками производства. В зависимости от того, что включается в состав издержек, экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль - разница между валовыми доходами и бухгалтерскими издержками производства. Экономическая прибыль - разница между валовыми доходами и экономическими9внеш и внутр) издержками. Именно она и является предметом исследования экономической теории. Если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается "нулевой", или "нормальной". "Нормальная" прибыль - основное понятие прибыли в неоклассической модели совершенной конкуренции. Считается, что "нормальная"(у Маркса - "средняя") прибыль - это доход фирмы настолько высокий, чтобы удержать ее "в деле". Виды прибыли: 1) прибыль от продаж 2)внереализ доходы 3) налогоооблаг прибыль4)чистая прибыль Прибыль-конечн результат функционирования предпр и явл рез взаимоотн всех участников произ-ва гос-ваб предпрб работников. Функции прибыли: 1) распределительня –с её помощью формир доходы всех участников произ-ва и распр часть вал хох гос. 2) стимулирующая 3)учётная- с пом приб опр мин границы дохода, закладываемого в цену товарадля обесп норм воспроизв процессаю На увел приб влияют: V произв, цены товаров, себест прод, ур внереализ доходов. Рентабельность – относит показатель деят-ти фирсмы. Виды: рент-ть произ-ва и проукции. Рент произв-ва отраж результативность исп осн и обор средств предпр. рез-ть прод – отраж рез-ть текущих затрат предпр.

РЫНОК ТРУДА (РТ)

Рт это система соц эк отнош между нужд в работе и владельцами средств произ-ва. Компоненты 1) цена раб силы(зарплата) 2)конкур на рынке тр 3) спрос и предл на раб силу Цена раб силы (зарплата) Конкур-сопернич между работниками за места, работ, работником и работадателем за усл найма. Спрос на раб силу выступает как потребность в рабочей силе работодателя на опр предпр. Предл на раб силу- кол-во и структура труд рес кот присутствуют на рынке. Факторы, влияющие на предл раб силы 1) общая числ насел, 2) числ трудосп насел 3) качеств параметры труда (квалифик) 4) конъюнктура ранка тр (соотн между спросом и предл раб силы) Трудодефицитный (спрос больше предл), трудоизбыточный (предл превыш спрос), равновесный Эффект замещения и эффект дохода.

Рынок труда (рабочей силы) - система экономических отно­шений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-по­литической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. В России синонимом понятия “рабочая сила” является поня­тие “экономически активное население”. Экономически активное население - это часть населения стра­ны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производст­ва товаров и услуг. Численность экономически активного насе­ления включает занятых и безработных. К занятым относятся лица: работающие по трудовому дого­вору (контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимаю­щиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, про­ходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по во­просам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней.

Рынок труда – это система эк. отношений, возникающих в процессе реализации закона спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда формируется предложение труда и спрос на труд определенного вида. Рынок труда может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции.

Для такого рынка характерно: начительное кол-во предприятий, которые конкурируют между собой за то, чтобы нанять нужных работников наличие многочисленных обученных рабочих нужной квалификации Ни одно предприятие, ни один рынок, ни один рабочий не имеют сильного влияния на рынке. Т.е. рынок труда – это система экономических норм, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и использование труда. Реальная потребность в рабочей силе определяется спросом. Именно медленный рост спроса в сравнении с предложением, спады в экономике обуславливают безработицу и отрицательно влияют на жизнь людей.На рынке труда в условиях несоверш. конкуренции огромное влияние оказывают профсоюзы, правительство. РТ является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о стабильности в стране, стабильности нац. экономики. На РТ продавцами выступает наемная раб. сила, при этом оговариваются условия работы, размеры зарплаты, должностные обязанности.

Специфика РТ заключается в том, что в качестве объекта купли-продажи выступает живая раб. сила. Работник продает не созданную продукцию, а способность к ее созданию. Работник – это независимый продавец, он сам выбирает место приложения своего труда. продажа не может быть отсрочена на долгое время, это и определяет конкуренцию между работниками. РТ регулирует государство, это выражается в установлении мин. зарплаты. Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости.

Биржа труда- организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустрой­ству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профес­сиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

Понятие капитала, виды.

рынок капитала- сист отнош спроса и предл и процесс формирования цены в усл конкур на товары и денеж ресурсы.

Капитал, с точки зрения экономики, - это ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг. В классической экономике - это один из трех факторов производства; две другие - земля и труд. Любое средство труда при таком подходе рассматривается как физический капитал. Однако средство труда может стать капиталом только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей илы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакого дохода. Даже его использование лично владельцем станка не превращает станок в капитал. Капиталом он становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду. Карл Маркс отмечал в «Капитале»: Капитал — это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами. Виды капитала: 1)Основной капитал - переносит свою стоимость на продукт производства по частям за относительно большое время (например, станок); 2)Оборотный кап



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.045 с.)