Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доходы и уровень жизни. Соц. Политика гос-ва и особенности ее реализации в РБ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Доходы населения - сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначенных для определенных благ и услуг для потребителя. Величина дох-в и их распредел-ие по группам населения определяют, в осн-ом, уровень жизни нас-ия. ООН рекоменд. использ-ие 12 групп показателей, определ-их Ур. жизни: 1) рождаемость, смертность, др демографич. хар-ки населения 2) потребление продовольств товаров 3) санитарно-гигиенич условия жизни 4) жилищные условия 5) образование и кул-ра 6) условия труда и занятости 7) доходы и расходы 8) стоимость жизни и потребит цены 9) транспортные ср-ва 10) организация отдыха 11) соц обеспечение 12) свобода чел-ка 3 вида дохода на-ия: 1) номинальные (выраж. В деньгах)2) реальные3) располагаемые 1. номин. – сумма денежн доходов, получаемых населением 2. реальн. – стоимость реально потребляемых нас-ем благ или кол-ва товаров и услуг скорректированных на уровень инфляции, т.е. то кол-во благ, кот можно купить на номин-ый доход в течение определенного периода 3. расп. – доход, кот используется на личное потребление или сбережения, меньше номин-ого дохода на сумму налогов и обязательных платежей. В области политики доходов сущ-ет: 1) соц подход – исходит из того, что общ-во должно гарантировать каждому гражданину, на позволяющ. ему опуститься ниже черты. бедности, т.е. пособие по безработице должно нах-ся в границах прожиточного минимума. 2) рыночный подход – основывается на том, что задачей гос-ва явл-ся не гарантирование какого-л. уровня дохода граждан, а создание им условий для повыш-я доходов за счет собств. экономич. активности. Соц подх – страны Зап. Евр, рын – для США Соц политика – гос пол-ка, направленная на изменение ур-ня и кач-в жизни населения. Ур жизни-совокуп показ харак-х обесп-ть насел необх для жизни материл и дух благами Кчество ж – более слож показ ур жизниб усл труда, культ ур-нь насел Соц пол-ка направлена на: 1) реализацию программ занятости 2) оказание помощи малоимущим слоям и многодет семьям 3) развитие сферы образ-ия 4) развитие соц страхования и кул-ры 5) регулир-ие доходов и обеспеч-ие соц защиты 6) обесп-ие устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия Соц пол-ка осущ на разн Ур-ях: 1) с.п. фирмы/предприятия в отношении своего персонала 2) региональная с.п 3) общегос. СП. 4) межгосуд. СП. (глобализация, ее проблемы, соц эк. отсталость групп стран) Возм-ти решения задач СП опред-ся фин. ресур-ми, кот-ые гос-во может направить на ее реализацию. Для опр дох насел исп кривая Лоренца. Если предпол равенство в дох, то 10% насел получат 10% дох, 20-20 и тд. график будет в виде прямой ОА. В реал жизни всё иначе: 10%насел-40% дохода, др 10%-2% и тд Кривая L, чем она дальше от ОА тем больше неравенство. Индекс G-чем больше велична, тем больше неравенство. Равенотношению сред дох 10% самой обесп части насел к сред дох 10% самой бедной части. Предельно критич 10 к 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И Ф-ИИ ДЕНЕГ. Обмен товарами без денег - зарождение рынка. Первонач. эквивалент выраж. в овцах – золото (в ункциях) – появ. денеж. эквивалент; плавим копейки из золота, напр. 5 гр. золота = 5 копеек. Но от этой копейки начали отрезать граммы – выплавили металлические, но они были очень тяжелые. Каждое гос-во стремится чтобы деньги быстрее вернулись в бюджет. Деньги – всеобщий эквивалент. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, способствуют эффективному функционированию производства и обмену. Сущность денег проявляется в их функциях. Маркс в «Капитале» выделил их 5. Функции денег: 1.деньги как мера стоимости (товары в натуральном виде опред. в стоимостном выражении, выражают затраты общественно- необходимого труда на производство товаров) 2.деньги как ср-во обращения Т-Д-Т(деньги посредник при обмене товаров) 3.деньги как ср-во накопления(сбережение денег) 4.ср-во платежа в условиях продажи и купли – необход. ден. ср-во(кредитные отношения) 5.мир. деньги: в услов. мир. торговли можно купить товар – приравнивание одной ден. ед. в другую(могут исп-ся в международном обороте). Денежно-кридит. с-ма – постепенная оплата за услуги и товары. 34. Спрос и предложение на денежном рынке. Деньги покупаются и продаются на денежном рынке. Элементы функционирования рынка: спрос и предложение и % ставка (уена денег) Спрос на деньги- общее кол-во денег, кот-е бизнес, предпринимательство и хоз - во желают иметь в данный момент. Обусловлен выполнением деньгами 2 функций(обращение и накопления). Поэтому спрос распадается на 2 составляющие: 1. Спрос на деньги для сделок. Определяется тем, что деньги нужны субъектам для покупок и платежей. Зависит от ВВП(реального, а не номинального). Чем больше в общ-ве покупок, тем выше спрос на деньги для сделок. Для простоты можно предпол что что необх колво денег не связано с изменением ставки судного%. Т к ВВП в данном году величина пост, то кривая спр на деньги для сделок (D1) имеет вид вертек прямой 2. как ср-во сохранения богатства (со стороны актива). Спрос на деньги должен покрываться предложением. Зависит то %- ставки. Общий спрос на деньги=на деньги+со ст актива ГРАФИК
Спрос на деньги должен покрываться предложением денег. Предложение денег - общее кол-во денежной массы (m) зависит от политики главного банка, от поведения эконом. субъектов, деят-сти других банков. Центральный банк осуществляет эмиссию денег и регулирует деятельность банковской системы. Коммерческие банки способны создавать кредитные деньги, используя депозиты. Для измер денеж м её разбивают на неск групп м0 (наличные деньги в обороте) м1 (сумма м0+депозиты до востребования) м2 (м2+ срочные депозиты в рублях) м3 (м2+ др депозиты) м4 (м3+ депозиты в иностр валюте) Равновесие денежного рынка. Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. (График)
Общие меры стабилизации денежного рынка: 1.Регулирование %; Если повышается %-ставка по кредитам, спрос уменьшается; если растет ставка по депозитам, то спрос на деньги для сбережений повышается.2.Покупка-продажа ценных бумаг государством. 3.Использование международных кредитов. 35. Кредитно-банковская система государства. Кред.банк. система-основа финн.системы гос-ва Кредитные отношения обслуживает кредитная система страны, которая вкл совокупность кред-финансовых учреждений (банки, страховые орган-ии, инвестиционные фонды, финансовые компании, ломбарды). Главной составляющей к-б системы является банковская система, которая состоит из 3 уровней: 1) Национальный Банк РБ. 2) коммерческие банки. Банковский кодекс Рб вступил в действие в 2001 и определил основные цели, функции и правовой статус бел банков.3) совокуп спец кред фин инстит, кот вып 1-2 фин операции (инвестиц фонды, страх фирмы) Банковский кодекс определяет (2001) принципы деят-ти банк сист, цели и функции бванков, правовой статус банков Принципы банковской деятельности: 1) независимость банков и невмешательство в их деятельность гос-ва за исключением случаев, предусмотренных законом. В РБ 11 представительств иностранных банков 2) обязательство соблюдать установленные НБ экон. нормативы (норматив ликвидности активов; норматив уставного капитала) 3) обязательность получения банками лицензии на осуществление банк-х операций 4) соблюдение банками тайны по операции 5) обеспечение возврата денежных средств вкладчиками Цели нац банка: 1) защита и обеспечение устойчивости бел рубля 2) обеспечение функциоир платеж сист гос Функции ЦБ РБ 1) защита и обеспечение устойчивости нац валюты 2) укрепление и развитие б системы гос-ва 3) обеспечение надежного функционирования платежной системы гос-ва 4) осуществление эмиссии денег 5) валютное регулирование 6) регулирование денежного обращения и кредитных операций 7) установление ставки рефинансирования 8) создание золотовалютных резервов 9) контроль за деятельностью коммерческих банков 10) эмиссия ценных бумаг Фунцуии комерч банков: п ривлечение денег во вклады на депоз счета, размещение ден средств на усл возвр платности и срочности, осущ кредит операций, открытие и веден6ие банк счетов физ и юр лиц, валютные операции, трастовые операции Денеж-кредит политика совокуп ср-в и методов с помощью кот гос осущ денеж предл и регулир денедной массы Операции коммерческих банков: 1. пассивные (по привлечению денежных средств физич и юридич лиц во вклады) 2. активные (по размещению денежных средств в кредитование на условиях возвратности платности и срочности) 7 наиболее надежных банков РБ: 1. БеларусьБанк 2.БелпромстройБ. 3. Приорбанк 4. БелВнешЭкономБанк 5. БелИнвестБанк 6. БелАгроПромБанк 7. 36. Виды, инструменты денежно-кредитной ( дальше –д-к) политики Центрального Банка. Основные направления д-к политики. Монетàрная политика ЦБ РБ. Методы и инструменты д-к политики: Методы политики: общие (те, кот влияют на ден рынок вцелом), селективные (предназн для регулир конкр видов кредитов) Общие методы: учётная политика, операции на откр фондовом рынке, установление норм обяз резервом по операциям комерч банков, Учётная палитка базир на изм учёт ставки (-%по котрому ЦентрБанк выдаёт кредит комерч банкам, явл основой для формир банк % по кредитам и депозитам) Операции на откр фонд рфнке – осн способ контроля за ден м, у нас фонд рынок в стадии формир Установление норм обязательных рзервов-предпол перечисл части суммы депозитов комерч банкми на счета гос банка. установление ставки рефинансирования (учетной ставки), по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования – главный элемент учетной (дисконтной) политики операции на открытом финансовом рынке. широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Затруднен в развивающихся странах использование Обязательных Резервов банка – части суммы депозитов*, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Депозит – Разновидность денежных вкладов, ценные бумаги и т.п., помещаемые на хранение в финансово-кредитные учреждения (обычно банк) и подлежащие возврату внесшему их лицу по наступлении определенных условий. Селективные методы и инструменты д-к политики контроль по отдельным видам кредитов (в РБ это кредит по ипотеке на жильё) Ипотека – Система предоставления населению долгосрочных кредитов для приобретения жилья, выдаваемых под залог недвижимого имущества.регулирование риска и ликвидности банковских операций Ликвидность – 1. Степень быстроты реализации, продажи материальных ценностей и превращения их в наличные деньги. 2. Мобильность активов, способность банков, предприятий своевременно выполнять свои финансовые обязательства. Монетàрная политика – это важнейшая функция и часть госполитики, которая заключается в создании системы по регулированию денежной массы в стране. 2 основных вида МП 1. кредитная экспансия – денежная политика, направленная на стимулирование кредита и денежной эмиссии. Эмиссия – Выпуск бумажных денег /ценных бумаг, осуществляемый государством или под его контролем. 2. кредитная рестрикция – денежная политика, напр на сдерживание и ограничение кредита. Направления МП 1. гос контроль над банковской системой – направление финансовой полит, имеющее целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требование вкладчиков.2. укрепление гос долгом – направление, которое предполагает гос регулирование в условиях бюджетного дефицита и роста гос задолженности3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии – направление, которое применяется для воздействия на хозяйственную активность экономич субъектов и населения. Регулирование кредитных операций осуществляется на базе изменения процентных ставок (учетных ставок) и на базе контроля за ликвидностью банков. Госбюджет (ГБ), ГБ является ведущим звеном финанс. системы любого гос-ва, по эконом. сущности ГБ – сов-ть финанс. отношений, которые возникают между гос-вом и юридич. и физическ. лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударств. фонда денежных средств. ГБ определяется как ежегодная смета доходов и расходов гос-ва. ГБ яв-ся главным финанс. планом гос-ва, в котором отражается движение централизованных ресурсов. Специфика ГБ РБ заключ. в том, что он включает в себя, согласно закону «О бюджетной сист. РБ», бюджет республик-ий и местный, имеет 2-уровневую систему. Сов-ть всех видов бюджета образует бюджет. систему гос-ва. Доходы и расходы ГБ: Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы Б связаны с функциями гос-ва и показывают направленность бюджетных асигнований (распределения). Доходы связаны с поступлением в бюджет налоговых и неналоговых платежей(сдача гос. собственности в аренду). Основ. направления расходов ГБ РБ: 1. Затраты на содерж. органов гос. управления 2. расходы на содержание правоохр. органов 3. …госуд. безопасности 4. … нац. обороны 5. … финансирование нац. экономики 6. затраты на междунар. деятельность 7. на науку, образование, соц. политику, обслуживание гос. долга. Доходы ГБ РБ классифицир. по источникам и видам. По источникам: 1. налоги 2. сборы 3. займы По видам: 1Основные (налог на прибыль, НДС, подоходный налогб акцизыб тамож. пошлины) НАЛОГ поступл и Неналог поступл Бюджетн. Дефицит (БД) – сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Причины БД: Объективные (бедствия, катастрофы,, кризис) субъектив (плохое иуправл эк, милитариз эк-кир)1. Эконом. кризис 2. осуществл. крупных гос. программ развития экономики 3. стихийн. бедствия 4. милитаризация страны. Виды БД: 1 структурный(связан со спадом произ-ва) 2. циклический(равняется разностью между реальным и структур. Д) Способы урегулиров. БД: 1. повыш. налогов. ставок 2. Долговое финансирование, когда для покрытия Д осуществл. выпуск и продажа госуд. ценных бумаг на открытом фондовом рынке (внеш. и внутр.) 3. денежн. финансир. в форме прямой эмиссии денег Государственный долг (ГВ) и его экономич. последствия. ГД – сумма задолженности страны своим или иностранным юридич., физич. лицам или правительствам др. стран. Есть внутр. и внеш. долг. Внутр. долг- долг госуд. населению и субъек. хозяйствования своей страны (формы внутр. долга в СССР- облигации внутр. займа. Последним был 3% гос. выйгрышный заем 1982г. Был погашен в нач. 90-х) Внеш. долг- физич., юридич. лицам и провительствам др. стран. Внутр. долг появляется при финансировании БД путем выпуска гос. ценных бумаг. Последствия внутр. долга: 1. продажа гос-вом своих ценных бумаг ведет к повышению ставки ссудного %, что частично вытесняет частные инвестиции экономики страны.2. рост внутр. долга сопров-ся увеличением суммы % выплат по нему, к-рые могут оказаться непосильными для ГБ. Меры по сокращению ГД: 1. повыш. налоговых ставок или введение спец. налогов.2 сокращ-ние ассигнований по отдельным статьям ГБ.3 секвестированние бюджета- равномерное уменьш. расходов по всем статьям ГБ Внеш. долг может появится по 2-м причинам: 1.в результате прямого заимствования средств у иностр. гос-в и частных компаний. 2 путем продажи гос. ценных бумаг на откр. фондовом рынке иностр. лица и гос-вам. Последствия внеш. долга м.б. более тяжелыми чем внутр. При внеш. нация вынуждена отдавать др. странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить % и погасить долг, это сниж-ет уровень жизни населения. При предоставлении займа страна- кредитор м. потребовать выполнения ряда условий, к-рые негативно отразятся на эконом. и соц. полит. ситуации страны- заемщика. Показатели внешнего долга. В связи с негат. последств. внеш. долга для гос-ва обычно законодательно устонавл. его лимит. В мир. практике использ. след. показатели внеш. долга: 1 доля внеш. долга к валовому внутр. продукту. 2. отношение год. объема выплат по внеш. долгу к объему возможных поступлений за год (оптимально 25%) 39. Сущность, цели и виды фиск. Политики. Особенности реал. Фиск. Пол. В РБ. Для выполн.своих ф-ций гос-во нужны денежные сред-ва, основн.источ. которых явл.налоги. Фиск.политика-сис-ма методов и способов взымания налогов для покрытия бюдж.расходов. Налоги-важные инстр.воздействия гос-ва на экономику; представляет собой обяз.платежи,взыскаемые гос-вом с юридических и физ.лиц для удовлет.общ.потребностей. Налоги эконом.выполняют фиск., регулир. и соц.функции. 1)Фиск.функ.-обеспеч.получение средств в гос.бюджет. 2)Регул. – через сис-му налог ставок и льгот можно влиять на процесс воспроизв.,т.е. стимул.развитие одних отраслей и сдерживать развитие других. 3)Соц. – позволяет гос-ву с помощью сис-мы налогообложения смягчать дифференциацию доходов в обществе с помощью прогрессивной шкалы. В мировой практике испол.различные виды фиск.политики:1)дискреционная,2) автоматическая(политика встроенных стабилизаторовДискр фиск пол -сов. мер, предприним. правоводством по изменению гос. расходов и налогообложению. Активная политика правительства в сис-ме налогообложения называется дискреционной. Автом. фикс. политика – вид политики, когда налоговые поступления могут изменяться даже если правоводство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенных стабилизаторов- механизмы, которые автоматич. реагируют на измен. состояния экономики, увелич. или сокращ. гос. расходы и налоговые поступления. К ним относ. соц. трансферты (пенсии, выплаты по безработ., стипендии),сбережения корпораций, личные сбереж. Встроен. стаб. смягчают колебания совокуп. спроса и тем самым помогают стабилиз. выпуск нац. продукта. Выделяют: стимул(экспонсионистскую) и сдержив(рестрикционную). Стим. фикс. политика – провод. в периоды спада произв. Пытаясь смягчить спад, прововодство снижает налоги. Сдер. фиск. политика использ. для сниж. темпов информ., приней увелич. налоги и сокращ. гос. налоги. Цели фиск. полит. 1) сглажив. колебаний эконом. цикла.2) обеспеч. устойч. темпов эконом. роста.3) достиж. выс. уровня занятости.4) сниж. инфляции. Особен. реал. фиск. полит. в РБ явл. то, что бел. налог. сис-ма в большей мере выполн. фиск. функцию, нежели стим. 40. Принципы и формы налогооблож. основ. тенденции и пути совер. налог. сис-мы в РБ. В основе постр. налог. сис-мы лежат след. принципы:1) принцип всеобщ. т.е. налогами охватыв. все юрид и физ. лица, располагающие доходами и имущ.2) принцип обязат.: налогоплательщики обязаны уплачив. налоги в сторого устан. сроки и по устан. ставкам.3) принц. равнонапряженности: налоги взымаются по единым ставкам, независ. от субъекта налогооблож. 4) прин. стабильности: ставки налогов не должны часто изменяться. 5) принцип гибкости: налог. сис-ма должна стим. развит. приоритетных отраслей. Классиф. налогов: 1) по объекту обложения-прямые(налог с прибыли, подоходный налог, на имущество)2) косвенные налоги (акцизы, НДС, тамож. пошлины). Прямые- налоги на доходы физ. и юрид. лиц и налоги на объекты имущества:1) налог на прибыль организ.2)подох. налог с физ. лиц. 3) поимущ. налоги. Косвенные- налоги, которые включ. в цену товара или услуги, оплачивает их потреб.: 1) НДС(налог на добав. стоим.)2)акцизы мин. вода, табак) 3) тамож. пошлины. 2) по принципам построения -1) пропорц. налоги – налоги, в которых ставка остается постоян. при измен. дохода налогоплат. 2) прогрессивные- в которых ставки возрастают с увелич. дохода налогоплат. и по мере его сокращ. 3) регрессивные- в котрых ставки уменш. по мере увелич. доходов. Классиф. налог. в зависим. от цели использ.: 1) общие налоги- поступлен. в казну гос-ва и использ. для общегосуд. нужд. 2) местные- налоги поступ. в регион. и муницип. бюджеты Классиф. налог. в зависим. от вида плательщика.: 1) с физ. лиц 2) с юрид. лиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.01 с.) |