Доходы и уровень жизни. Соц. Политика гос-ва и особенности ее реализации в РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы и уровень жизни. Соц. Политика гос-ва и особенности ее реализации в РБ.



Доходы населения - сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначенных для определенных благ и услуг для потребителя. Величина дох-в и их распредел-ие по группам населения определяют, в осн-ом, уровень жизни нас-ия. ООН рекоменд. использ-ие 12 групп показателей, определ-их Ур. жизни: 1) рождаемость, смертность, др демографич. хар-ки населения 2) потребление продовольств товаров 3) санитарно-гигиенич условия жизни 4) жилищные условия 5) образование и кул-ра 6) условия труда и занятости 7) доходы и расходы 8) стоимость жизни и потребит цены 9) транспортные ср-ва 10) организация отдыха 11) соц обеспечение 12) свобода чел-ка 3 вида дохода на-ия: 1) номинальные (выраж. В деньгах)2) реальные3) располагаемые 1. номин. – сумма денежн доходов, получаемых населением 2. реальн. – стоимость реально потребляемых нас-ем благ или кол-ва товаров и услуг скорректированных на уровень инфляции, т.е. то кол-во благ, кот можно купить на номин-ый доход в течение определенного периода 3. расп. – доход, кот используется на личное потребление или сбережения, меньше номин-ого дохода на сумму налогов и обязательных платежей. В области политики доходов сущ-ет: 1) соц подход – исходит из того, что общ-во должно гарантировать каждому гражданину, на позволяющ. ему опуститься ниже черты. бедности, т.е. пособие по безработице должно нах-ся в границах прожиточного минимума. 2) рыночный подход – основывается на том, что задачей гос-ва явл-ся не гарантирование какого-л. уровня дохода граждан, а создание им условий для повыш-я доходов за счет собств. экономич. активности. Соц подх – страны Зап. Евр, рын – для США Соц политика – гос пол-ка, направленная на изменение ур-ня и кач-в жизни населения. Ур жизни-совокуп показ харак-х обесп-ть насел необх для жизни материл и дух благами Кчество ж – более слож показ ур жизниб усл труда, культ ур-нь насел Соц пол-ка направлена на: 1) реализацию программ занятости 2) оказание помощи малоимущим слоям и многодет семьям 3) развитие сферы образ-ия 4) развитие соц страхования и кул-ры 5) регулир-ие доходов и обеспеч-ие соц защиты 6) обесп-ие устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия Соц пол-ка осущ на разн Ур-ях: 1) с.п. фирмы/предприятия в отношении своего персонала 2) региональная с.п 3) общегос. СП. 4) межгосуд. СП. (глобализация, ее проблемы, соц эк. отсталость групп стран) Возм-ти решения задач СП опред-ся фин. ресур-ми, кот-ые гос-во может направить на ее реализацию. Для опр дох насел исп кривая Лоренца. Если предпол равенство в дох, то 10% насел получат 10% дох, 20-20 и тд. график будет в виде прямой ОА. В реал жизни всё иначе: 10%насел-40% дохода, др 10%-2% и тд Кривая L, чем она дальше от ОА тем больше неравенство.

Индекс G-чем больше велична, тем больше неравенство. Равенотношению сред дох 10% самой обесп части насел к сред дох 10% самой бедной части. Предельно критич 10 к 1.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И Ф-ИИ ДЕНЕГ.

Обмен товарами без денег - зарождение рынка. Первонач. эквивалент выраж. в овцах – золото (в ункциях) – появ. денеж. эквивалент; плавим копейки из золота, напр. 5 гр. золота = 5 копеек. Но от этой копейки начали отрезать граммы – выплавили металлические, но они были очень тяжелые. Каждое гос-во стремится чтобы деньги быстрее вернулись в бюджет. Деньги – всеобщий эквивалент. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, способствуют эффективному функционированию производства и обмену. Сущность денег проявляется в их функциях. Маркс в «Капитале» выделил их 5. Функции денег: 1.деньги как мера стоимости (товары в натуральном виде опред. в стоимостном выражении, выражают затраты общественно- необходимого труда на производство товаров) 2.деньги как ср-во обращения Т-Д-Т(деньги посредник при обмене товаров) 3.деньги как ср-во накопления(сбережение денег) 4.ср-во платежа в условиях продажи и купли – необход. ден. ср-во(кредитные отношения) 5.мир. деньги: в услов. мир. торговли можно купить товар – приравнивание одной ден. ед. в другую(могут исп-ся в международном обороте). Денежно-кридит. с-ма – постепенная оплата за услуги и товары.

34. Спрос и предложение на денежном рынке.

Деньги покупаются и продаются на денежном рынке. Элементы функционирования рынка: спрос и предложение и % ставка (уена денег) Спрос на деньги- общее кол-во денег, кот-е бизнес, предпринимательство и хоз - во желают иметь в данный момент. Обусловлен выполнением деньгами 2 функций(обращение и накопления). Поэтому спрос распадается на 2 составляющие: 1. Спрос на деньги для сделок. Определяется тем, что деньги нужны субъектам для покупок и платежей. Зависит от ВВП(реального, а не номинального). Чем больше в общ-ве покупок, тем выше спрос на деньги для сделок. Для простоты можно предпол что что необх колво денег не связано с изменением ставки судного%. Т к ВВП в данном году величина пост, то кривая спр на деньги для сделок (D1) имеет вид вертек прямой 2. как ср-во сохранения богатства (со стороны актива). Спрос на деньги должен покрываться предложением. Зависит то %- ставки. Общий спрос на деньги=на деньги+со ст актива ГРАФИК

 

 

Спрос на деньги должен покрываться предложением денег. Предложение денег - общее кол-во денежной массы (m) зависит от политики главного банка, от поведения эконом. субъектов, деят-сти других банков. Центральный банк осуществляет эмиссию денег и регулирует деятельность банковской системы. Коммерческие банки способны создавать кредитные деньги, используя депозиты. Для измер денеж м её разбивают на неск групп м0 (наличные деньги в обороте) м1 (сумма м0+депозиты до востребования) м2 (м2+ срочные депозиты в рублях) м3 (м2+ др депозиты) м4 (м3+ депозиты в иностр валюте)

Равновесие денежного рынка. Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. (График)

 

Общие меры стабилизации денежного рынка: 1.Регулирование %; Если повышается %-ставка по кредитам, спрос уменьшается; если растет ставка по депозитам, то спрос на деньги для сбережений повышается.2.Покупка-продажа ценных бумаг государством. 3.Использование международных кредитов.

35. Кредитно-банковская система государства.

Кред.банк. система-основа финн.системы гос-ва

Кредитные отношения обслуживает кредитная система страны, которая вкл совокупность кред-финансовых учреждений (банки, страховые орган-ии, инвестиционные фонды, финансовые компании, ломбарды). Главной составляющей к-б системы является банковская система, которая состоит из 3 уровней: 1) Национальный Банк РБ. 2) коммерческие банки. Банковский кодекс Рб вступил в действие в 2001 и определил основные цели, функции и правовой статус бел банков.3) совокуп спец кред фин инстит, кот вып 1-2 фин операции (инвестиц фонды, страх фирмы)

Банковский кодекс определяет (2001) принципы деят-ти банк сист, цели и функции бванков, правовой статус банков

Принципы банковской деятельности: 1) независимость банков и невмешательство в их деятельность гос-ва за исключением случаев, предусмотренных законом. В РБ 11 представительств иностранных банков 2) обязательство соблюдать установленные НБ экон. нормативы (норматив ликвидности активов; норматив уставного капитала) 3) обязательность получения банками лицензии на осуществление банк-х операций 4) соблюдение банками тайны по операции 5) обеспечение возврата денежных средств вкладчиками Цели нац банка: 1) защита и обеспечение устойчивости бел рубля 2) обеспечение функциоир платеж сист гос Функции ЦБ РБ 1) защита и обеспечение устойчивости нац валюты 2) укрепление и развитие б системы гос-ва 3) обеспечение надежного функционирования платежной системы гос-ва 4) осуществление эмиссии денег 5) валютное регулирование 6) регулирование денежного обращения и кредитных операций 7) установление ставки рефинансирования 8) создание золотовалютных резервов 9) контроль за деятельностью коммерческих банков 10) эмиссия ценных бумаг Фунцуии комерч банков: п ривлечение денег во вклады на депоз счета, размещение ден средств на усл возвр платности и срочности, осущ кредит операций, открытие и веден6ие банк счетов физ и юр лиц, валютные операции, трастовые операции Денеж-кредит политика совокуп ср-в и методов с помощью кот гос осущ денеж предл и регулир денедной массы Операции коммерческих банков: 1. пассивные (по привлечению денежных средств физич и юридич лиц во вклады)

2. активные (по размещению денежных средств в кредитование на условиях возвратности платности и срочности)

7 наиболее надежных банков РБ: 1. БеларусьБанк 2.БелпромстройБ. 3. Приорбанк 4. БелВнешЭкономБанк 5. БелИнвестБанк 6. БелАгроПромБанк 7.

36. Виды, инструменты денежно-кредитной ( дальше –д-к) политики Центрального Банка. Основные направления д-к политики. Монетàрная политика ЦБ РБ.

Методы и инструменты д-к политики: Методы политики: общие (те, кот влияют на ден рынок вцелом), селективные (предназн для регулир конкр видов кредитов) Общие методы: учётная политика, операции на откр фондовом рынке, установление норм обяз резервом по операциям комерч банков, Учётная палитка базир на изм учёт ставки (-%по котрому ЦентрБанк выдаёт кредит комерч банкам, явл основой для формир банк % по кредитам и депозитам) Операции на откр фонд рфнке – осн способ контроля за ден м, у нас фонд рынок в стадии формир Установление норм обязательных рзервов-предпол перечисл части суммы депозитов комерч банкми на счета гос банка. установление ставки рефинансирования (учетной ставки), по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования – главный элемент учетной (дисконтной) политики операции на открытом финансовом рынке. широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Затруднен в развивающихся странах использование Обязательных Резервов банка – части суммы депозитов*, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Депозит – Разновидность денежных вкладов, ценные бумаги и т.п., помещаемые на хранение в финансово-кредитные учреждения (обычно банк) и подлежащие возврату внесшему их лицу по наступлении определенных условий. Селективные методы и инструменты д-к политики контроль по отдельным видам кредитов (в РБ это кредит по ипотеке на жильё) Ипотека – Система предоставления населению долгосрочных кредитов для приобретения жилья, выдаваемых под залог недвижимого имущества.регулирование риска и ликвидности банковских операций

Ликвидность – 1. Степень быстроты реализации, продажи материальных ценностей и превращения их в наличные деньги. 2. Мобильность активов, способность банков, предприятий своевременно выполнять свои финансовые обязательства.

Монетàрная политика – это важнейшая функция и часть госполитики, которая заключается в создании системы по регулированию денежной массы в стране. 2 основных вида МП 1. кредитная экспансия – денежная политика, направленная на стимулирование кредита и денежной эмиссии. Эмиссия – Выпуск бумажных денег /ценных бумаг, осуществляемый государством или под его контролем. 2. кредитная рестрикция – денежная политика, напр на сдерживание и ограничение кредита.

Направления МП 1. гос контроль над банковской системой – направление финансовой полит, имеющее целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требование вкладчиков.2. укрепление гос долгом – направление, которое предполагает гос регулирование в условиях бюджетного дефицита и роста гос задолженности3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии – направление, которое применяется для воздействия на хозяйственную активность экономич субъектов и населения. Регулирование кредитных операций осуществляется на базе изменения процентных ставок (учетных ставок) и на базе контроля за ликвидностью банков.

Госбюджет (ГБ),

ГБ является ведущим звеном финанс. системы любого гос-ва, по эконом. сущности ГБ – сов-ть финанс. отношений, которые возникают между гос-вом и юридич. и физическ. лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударств. фонда денежных средств. ГБ определяется как ежегодная смета доходов и расходов гос-ва. ГБ яв-ся главным финанс. планом гос-ва, в котором отражается движение централизованных ресурсов. Специфика ГБ РБ заключ. в том, что он включает в себя, согласно закону «О бюджетной сист. РБ», бюджет республик-ий и местный, имеет 2-уровневую систему. Сов-ть всех видов бюджета образует бюджет. систему гос-ва.

Доходы и расходы ГБ: Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы Б связаны с функциями гос-ва и показывают направленность бюджетных асигнований (распределения). Доходы связаны с поступлением в бюджет налоговых и неналоговых платежей(сдача гос. собственности в аренду). Основ. направления расходов ГБ РБ: 1. Затраты на содерж. органов гос. управления 2. расходы на содержание правоохр. органов 3. …госуд. безопасности 4. … нац. обороны 5. … финансирование нац. экономики 6. затраты на междунар. деятельность 7. на науку, образование, соц. политику, обслуживание гос. долга. Доходы ГБ РБ классифицир. по источникам и видам. По источникам: 1. налоги 2. сборы 3. займы По видам: 1Основные (налог на прибыль, НДС, подоходный налогб акцизыб тамож. пошлины) НАЛОГ поступл и Неналог поступл Бюджетн. Дефицит (БД) – сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Причины БД: Объективные (бедствия, катастрофы,, кризис) субъектив (плохое иуправл эк, милитариз эк-кир)1. Эконом. кризис 2. осуществл. крупных гос. программ развития экономики 3. стихийн. бедствия 4. милитаризация страны. Виды БД: 1 структурный(связан со спадом произ-ва) 2. циклический(равняется разностью между реальным и структур. Д) Способы урегулиров. БД: 1. повыш. налогов. ставок 2. Долговое финансирование, когда для покрытия Д осуществл. выпуск и продажа госуд. ценных бумаг на открытом фондовом рынке (внеш. и внутр.) 3. денежн. финансир. в форме прямой эмиссии денег

Государственный долг (ГВ) и его экономич. последствия.

ГД – сумма задолженности страны своим или иностранным юридич., физич. лицам или правительствам др. стран. Есть внутр. и внеш. долг. Внутр. долг- долг госуд. населению и субъек. хозяйствования своей страны (формы внутр. долга в СССР- облигации внутр. займа. Последним был 3% гос. выйгрышный заем 1982г. Был погашен в нач. 90-х) Внеш. долг- физич., юридич. лицам и провительствам др. стран. Внутр. долг появляется при финансировании БД путем выпуска гос. ценных бумаг.

Последствия внутр. долга: 1. продажа гос-вом своих ценных бумаг ведет к повышению ставки ссудного %, что частично вытесняет частные инвестиции экономики страны.2. рост внутр. долга сопров-ся увеличением суммы % выплат по нему, к-рые могут оказаться непосильными для ГБ. Меры по сокращению ГД: 1. повыш. налоговых ставок или введение спец. налогов.2 сокращ-ние ассигнований по отдельным статьям ГБ.3 секвестированние бюджета- равномерное уменьш. расходов по всем статьям ГБ Внеш. долг может появится по 2-м причинам: 1.в результате прямого заимствования средств у иностр. гос-в и частных компаний. 2 путем продажи гос. ценных бумаг на откр. фондовом рынке иностр. лица и гос-вам. Последствия внеш. долга м.б. более тяжелыми чем внутр. При внеш. нация вынуждена отдавать др. странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить % и погасить долг, это сниж-ет уровень жизни населения. При предоставлении займа страна- кредитор м. потребовать выполнения ряда условий, к-рые негативно отразятся на эконом. и соц. полит. ситуации страны- заемщика. Показатели внешнего долга. В связи с негат. последств. внеш. долга для гос-ва обычно законодательно устонавл. его лимит. В мир. практике использ. след. показатели внеш. долга: 1 доля внеш. долга к валовому внутр. продукту. 2. отношение год. объема выплат по внеш. долгу к объему возможных поступлений за год (оптимально 25%)

39. Сущность, цели и виды фиск. Политики. Особенности реал. Фиск. Пол. В РБ.

Для выполн.своих ф-ций гос-во нужны денежные сред-ва, основн.источ. которых явл.налоги. Фиск.политика-сис-ма методов и способов взымания налогов для покрытия бюдж.расходов. Налоги-важные инстр.воздействия гос-ва на экономику; представляет собой обяз.платежи,взыскаемые гос-вом с юридических и физ.лиц для удовлет.общ.потребностей. Налоги эконом.выполняют фиск., регулир. и соц.функции. 1)Фиск.функ.-обеспеч.получение средств в гос.бюджет. 2)Регул. – через сис-му налог ставок и льгот можно влиять на процесс воспроизв.,т.е. стимул.развитие одних отраслей и сдерживать развитие других. 3)Соц. – позволяет гос-ву с помощью сис-мы налогообложения смягчать дифференциацию доходов в обществе с помощью прогрессивной шкалы. В мировой практике испол.различные виды фиск.политики:1)дискреционная,2) автоматическая(политика встроенных стабилизаторовДискр фиск пол -сов. мер, предприним. правоводством по изменению гос. расходов и налогообложению. Активная политика правительства в сис-ме налогообложения называется дискреционной. Автом. фикс. политика – вид политики, когда налоговые поступления могут изменяться даже если правоводство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенных стабилизаторов- механизмы, которые автоматич. реагируют на измен. состояния экономики, увелич. или сокращ. гос. расходы и налоговые поступления. К ним относ. соц. трансферты (пенсии, выплаты по безработ., стипендии),сбережения корпораций, личные сбереж. Встроен. стаб. смягчают колебания совокуп. спроса и тем самым помогают стабилиз. выпуск нац. продукта. Выделяют: стимул(экспонсионистскую) и сдержив(рестрикционную). Стим. фикс. политика – провод. в периоды спада произв. Пытаясь смягчить спад, прововодство снижает налоги. Сдер. фиск. политика использ. для сниж. темпов информ., приней увелич. налоги и сокращ. гос. налоги. Цели фиск. полит. 1) сглажив. колебаний эконом. цикла.2) обеспеч. устойч. темпов эконом. роста.3) достиж. выс. уровня занятости.4) сниж. инфляции.

Особен. реал. фиск. полит. в РБ явл. то, что бел. налог. сис-ма в большей мере выполн. фиск. функцию, нежели стим.

40. Принципы и формы налогооблож. основ. тенденции и пути совер. налог. сис-мы в РБ.

В основе постр. налог. сис-мы лежат след. принципы:1) принцип всеобщ. т.е. налогами охватыв. все юрид и физ. лица, располагающие доходами и имущ.2) принцип обязат.: налогоплательщики обязаны уплачив. налоги в сторого устан. сроки и по устан. ставкам.3) принц. равнонапряженности: налоги взымаются по единым ставкам, независ. от субъекта налогооблож. 4) прин. стабильности: ставки налогов не должны часто изменяться. 5) принцип гибкости: налог. сис-ма должна стим. развит. приоритетных отраслей. Классиф. налогов: 1) по объекту обложения-прямые(налог с прибыли, подоходный налог, на имущество)2) косвенные налоги (акцизы, НДС, тамож. пошлины). Прямые- налоги на доходы физ. и юрид. лиц и налоги на объекты имущества:1) налог на прибыль организ.2)подох. налог с физ. лиц. 3) поимущ. налоги. Косвенные- налоги, которые включ. в цену товара или услуги, оплачивает их потреб.: 1) НДС(налог на добав. стоим.)2)акцизы мин. вода, табак) 3) тамож. пошлины. 2) по принципам построения -1) пропорц. налоги – налоги, в которых ставка остается постоян. при измен. дохода налогоплат. 2) прогрессивные- в которых ставки возрастают с увелич. дохода налогоплат. и по мере его сокращ. 3) регрессивные- в котрых ставки уменш. по мере увелич. доходов. Классиф. налог. в зависим. от цели использ.: 1) общие налоги- поступлен. в казну гос-ва и использ. для общегосуд. нужд. 2) местные- налоги поступ. в регион. и муницип. бюджеты

Классиф. налог. в зависим. от вида плательщика.: 1) с физ. лиц 2) с юрид. лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.023 с.)