Характеристика рынков несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика рынков несовершенной конкуренции



Конкуренция- эконом. категория, кот. представляет собой систему отн-ий соперничества между рыночными субъектами за выгодные для себя условия производства купли/продажи товара. Это элемент саморегуляции рынка. Конкуренция выполняет санирующую ф-ю, вытесняя из рыночной сферы эконом-ски нежизнеспособных субъектов. Несоверш. конкур.- состояние рыночн. системы, при кот. нарушается хотя бы 1 из признаков совершенной к-ции. Формы несов.к-ции: 1.Чистая монополия- тип рын. сист., когда 1 фирма явл.единств.производителем прод-ции, у нее нет близких заменителей. Характерн. черты:-единств. продавец-отсутствие близких заменителей товаров. Покупатели не свободны в выборе товаров-монополист диктует цену-вход новых фирм блокируется монополистом 2.Олигополия- тип рынка, при кот. несколько крупных фирм захватывают произ-во и сбыт основной массы продукции данного вида. Хактерн. черты:-производит стандартизированную/дифференцированную продукцию-взаимозависимость входящих в олигополию фирм-конкуренция носит неценовой хар-р внутри олигополии 3.Монополистическая конкуренция- тип рын. сист., кот. предполагает сочетание совершенной к-ции и чистой монополии. Характ. черты:-относит-но большое число произв-ей.Т.к. каждая фирма обладает небольшой долей рынка, то она имеет ограниченный контроль над ценами-тайный сговор между фирмами с целью огранич-я V произв-а и искусственного повышения цен невозможен-при относит-ой многочисленности фирм нет взаимной зависимости между ними-есть дифференциация продукта по кач-ву, оказанию услуг и по рекламе.

Антимонопольное регулирование экономики

А.Р.Э.- комплекс экон., администр. и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рын. конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функц-ю рын. механизма. Антимоноп. регул-е включает регул-е уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство. Оно имеет 4 принципиальных направления: - охрана и поощрение конкуренции – контроль за ценами – контроль за слияниями компаний - защита интересов и содействие разв-ю мелкого и средн. бизнеса Антимоноп. законод-во в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Правительство предпринимает меры против того, когда в результате слияния фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, если одна из фирм- банкрот. Начало антимоноп. закон-ву было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят 1-й закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные па ограничение произв-ва и торговли. Исторически сложилось два типа антимоноп. законов: - антитрестовское закон-во США(формальное запрещение монополий,которое смягчается “правилом разумности”, т.е.запрет только на отрицат., неразумные действия монополий) - западноевропейское антимоноп. законод-во(контроль за монополист. объед-ми в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке). Американская система принята и в Аргентине. Европейская- Германия,Россия,the UK,Австралия.

Спрос и пред-ние.

Спрос и пред-ние лежат в основе механизма функ-и рынка. Спрос -форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соотв-щими денежными сре-вами.Величина спроса-макс. Кол-во опред. товара кот. покупатели хотели и могут купить в ед. времени при опред. условиях. Функ-ия спроса показ зависимость величины спроса от определяющих его факторов. Выраж-ся формулой-d-спрос;Qd=f(Px)

Пред-ние -обобщающий показатель,хар-щий поведение продавца на рынке.Пред-ние-эк. категория,кот. опред.собой кол-во товаров,предлагаемое для реализации на рынке в опред.период времени опред.условиях.Величина пред-ния(Vпред-ния)-макс.кол-во опред. товара,кот.продавци готовы предложить в ед.времени при опред. условиях.Vпред-ния зависит от:1.цена реализуемого товара;2.цена на ресурсы и др.товары;3.кол-во и кач-во производственных мощностей,прир. Ресурсов,раб.силы;4.состояние применяемых технологий;5.уровень налогообложения;6.уровень гос. дотаций;7.природно-климат.ус-ия.Фун-ция пред-ния показ. зав-сть предл-ния от опред. его факторов:Qs= f(Px)

ГРАФИК ПРЕДЛ ГРАФИК СПРОС

 

Закон спроса -м/д ценой спроса и Vспроса сущ. опред. взаимосвязь:при прочих равных условиях снижение ед. спроса обратнопропорц-но росту ед.цены т.е спрос падает на ед.,когда рост на ед. Величина спроса на товар опред-ся ценой данн. товара.Если все ост.факторы,влияющие на величину спроса принять как неизменяемые,то зав-ть спроса приобретает вид фун-ции спроса от цены и имеет след.вид:Qdx(ф-ция спроса от цены)=f(Px)(цена товара данного вида)

Цена спроса-макс. цену,по кот. покупатель еще может купить этот товар. Неценовые детерминанты-доход покупателя. а)сит-ия.когда доходы у поупателя увелич.При такой же цене Ро будет куплено большее кол-во товара,чем раньше.Т.е. произойдет увеличение спроса на каждом ценовом уровне.Ктивая сместиться вправо в пол-ние Д1.б)доходы покупателя уменьшились,т.е.при прочих равных условиях кривая спроса сместиться влево в положение Д2. т.Е0,Е1,Е2-кол-во ед. товара,кот.покупает покупатель по зад.цене Ро при разных условиях дохода. ГРАФИК СПРОс НЕЦЕН ДЕТЕРМ ГРАФИК НЕЦЕН ПРЕДЛ

 

Изменение величины спроса вызывается изменением ценового фактора и показывается движением спроса вдоль одной и той же кривой Д. Изменение спроса в спросе- рез-т действия неценовых факторов(смещение смещаются кривые спроса в положение Д1,Д2. Предл: Неценовые детерминанты(изм-е технологий;цены на производственные ресурсы;налоги;дотации и др.) 1.допустим,прим-ние предприятиями соверш.техн позволило ув-ть выпуск и предл-ние товара.Это значит,что при кажд. д.цене за ед.товара к реализации будет предложено большее кол-во товара.на графике это смещение кривой предл-ния вправо,в полож. S1. 2)если у предприятий выросли издер-ки,то предл-ние уменьшитсяи кривая сместиться влево,в пол.S2. т.Е0,Е1,Е2-кол-во ед. товара,кот. продавец предлагает на рынок по соотв-ей цене Р0 в зависимости от действия на него неценовых детенрминант.Изменение величины предл-ния вызываеться ценовым фактором и означ. Движ-е по одной и той же кривой S.Изменение самого предл-ния вызыв-ся неценовыми факторами и означ. Смещение кривой предл-ния в ту или иную сторону от своего первоночального полож-ния(S1,S2)

14.Эластичность спроса и предл-ния. Эл.спроса по цене показывает степень возд-ия изм-я цены на изм-е кол-ва товаров,на кот. предъявлен спрос.Степень ценовой эл-ти спроса измеряется коэффициентом ценовой эл-ти(Еd)-Ed=процентное изменение величины спроса/проц. измен-я цены.Спрос эластичен если вел спр изм на больший % чем цена, одинакова-единичная эл-ть. Эл-ть предл-ния по цене-показатель степени реагирования величины предл-ния на измен-е цены.(Еs=процентное измен-е величины продукции/процентное измен-е цены.

15. Рыноч.равновесие и равновес. цена.

Рыноч.равн-е(РР) – сост-е рынка,при кот. С и П уравновешены на опр.ур.цены(идеальн.сост-е). D =f(p) – функция С от цены S =f(Q) – П от цены E – т. равновесия Равновесная цена – точка пересеч. графика спроса и графика предл-я в сит., когда объем спроса=объему предл-я, а рынок сбалансирован. Цена Px – равнов.цена Q2x – равновес. объем производства

В усл.равн-я произв. не выгодно дальн. расшир. пр-ва,т.к. товар не найдет спроса(покуп. будут приобр. товар по устан. цене и при увел-и П буд. рассчит-ть на скидку) РР постоянно нар-ся. Допустим,что уменьш. доходов потреб. вызвало сдвиг кривой спр. влево из пол. D в пол. D1

 

При нач. цене P1 и том же объем. П появл-ся избыток тов., равн. Q1-Q3. В этой ситуац. нач расти тов.запросы. Цена не мож. остав. далее на ур. P1. В рез-те конкур. нач-ся давление на цену и она станет сниж. спр. С паден. цены произв. начнут сокращ. объем произ-ва. Двигаясь по кривой S сверху вниз, они достиг. точки E2, где планы потребит. и произв. совпадут. Т. E2 – нов. точка равнов-я. При росте доходов потреб. кр.спр. смест. вправо,повыш. спр. вызыв. дефицит товар., стимул. рост произв. и рост цен, т.е. устан. нов.равнов. цена. Рассм. ситуац., когда изм-ся предл.,а спр. ост-ся пост-м.

Допустим, что подорожание топливно-энерг.рес-в привело к росту произв. издержек и П к.-л. товара сокр-сь. Крив. П сместилась из S в S1. При прежн.рыноч. цене P1 и этом же спр. возн-т товарн. дефицит – Q1,Q3. Товарн. запасы сокр-ся, спрос превыш. предл., цена раст. По мере роста цен растет произв. Потреб. соглаш-ся на более выс. цену,цены растут, растет произ-во. Потребит. Согл-ся на бол. выс цену. Растущ. ценывызовут сокр-е произ-ва и рынок придет к нов. равн. цене P2. Если примен-ся соверш. технологии, предл. растет, появл. товарн.излишки, цена падает, сокращ. объем пр-ва, повл-ся нов. т. равн-ся E4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.007 с.)