Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.В. Мишечкина, О.А. Овсянникова

Поиск

В.В. Мишечкина, О.А. Овсянникова

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ЧАСТЬ 1

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом

ОрелГТУ в качестве учебно-методического пособия

для студентов факультета дистанционного обучения

 

ОРЕЛ 2007

 

УДК 159.9(075)

ББК 88я7

М71

Рецензенты

Кандидат педагогических наук,

доцент, кандидат педагогических наук

Орловского государственного технического университета

Н.Т. Рожков

 

Кандидат педагогических наук, доцент

кафедры психологии и педагогики начального обучения ОГУ

И.В. Щекотихина

 

М71 Мишечкина В.В., Овсянникова О.А.

Психологияи педагогика:Часть 1. Учебное пособие. Орел, 2007.

Пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта "Психология и педагогика" с учетом региональной специфики и особенностей организации учебного процесса на дистанционном факультете в ОрелГТУ.

Данное пособие содержит краткие справочные сведения по психологии, вопросы для самоподготовки, список литературы по темам, вопросы к зачету. Предназначено для студентов факультета дистанционного обучения ОрелГТУ.

 

УДК 159.9(075)

ББК 88я7

© ОрелГТУ, 2007.

© Мишечкина В.В.,

Овсянникова О.А.

 

 

Содержание  
Введение  
1. Введение в психологию  
2. Характеристика житейских и научных психологических знаний  
3. Сознание и самосознание  
4. Психология познавательных процессов  
5. Деятельность как форма социального бытия человека  
6. Индивидуально психологические особенности личности  
7. Общение как форма социального бытия человека  
8. Мотивация и направленность личности  
9. Воля  
Литература  
Приложение. Контрольные вопросы для подготовки к зачету  

 

Введение

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Психология является одной из самых интересных и важных отраслей человеческого знания. Научные сведения из этой области необходимы каждому человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

«Психология и педагогика» для студентов факультета дистанционного обучения ОрелГТУ является составной частью учебно-методического комплекса, включающего учебное пособие «Психология и педагогика», методические рекомендации для самостоятельного изучения курса, подготовленные коллективом авторов.

Данное пособие содержит изложение теоретического материала, вопросы для самопроверки, литературу для самоподготовки студентов по данному курсу, вопросы к зачету.

Для удобства усвоения курса каждая из тем разделена на несколько самостоятельных вопросов. Последовательность изложения материала отражает логику восприятия нового курса проблем и опирается на сложившуюся в психологической науке традицию. Авторы стремились максимально облегчить усвоение программы по этой дисциплине и свести к минимуму необходимость обращения к другим источникам.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Психология (греч. рsyche – душа и logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Психология как наука изучает факты, закономерности, механизм психики.

Предметом психологии является психика, или душа. Она образует внутренний или душевный мир человека, который легко обнаруживается с помощью своеобразного внутреннего зрения. Душа является нам в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, решений, фантазий и тому подобное. Все эти явления называются психическими, или субъективными.

В отличие от других явлений окружающего мира душа не обладает никакими известными физическими и химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т.п. Поэтому она не досягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. До сих пор неизвестно ее местонахождение. Попытки найти ее в теле человека не увенчались успехом.

Принципы психологи

Принципы (лат. Principium – основа, первоначало) психологии – это основные исходные положения психологической науки, лежащие в основе ее методологии и методики.

1. Принцип детерминизмa (причинная обусловленность) означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.

2. Принцип единства сознания и деятельности:

- деятельность – форма активности сознания;

- сознание – результат поведения и деятельности;

- сознание образует внутренний план деятельности человека;

- изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика).

3. Принцип развития (генетический):

- психика, постоянно количественно и качественно развивается и изменяется;

- характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит опережающий характер.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающаяся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Таким образом, психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностью, это субъективное избирательное отражение объективного мира.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы подразделяются: познавательные (ощущения и восприятия), представления, память, мышление и воображение; эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические состояния – это определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает продуктивно, при другом – неэффективно.

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние – внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

2) настроение (жизнерадостное, восторженное, грустное, гневное, депрессии и т.д.).

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства образуют сложные структурные образования личности: жизненную позицию личности; темперамент; способности; характер как систему отношений и способов поведения.

 

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, теоретических принципов, основных научных понятий, вошедших в обиход. Результаты исследований общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения с людьми, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах.

Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (детская психология, психология юности и зрелого возрасти, психология старости (геронтопсихология)).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Психология труда психологические особенности трудовой деятельности, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и использования АСУ, новых видов техники.

Медицинская психология изучает особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Клиническая психология изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает особенности поведения участников уголовного процесса, психофизиологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

История психологии рассматривает вопросы становления и развития психологии.

Методы психологии

Метод (греч. methodos – «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом, упорядоченная деятельности. Каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Основными методами исследования в психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций.

Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное), выборочное, сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Самонаблюдение – разновидность наблюдения. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, опросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого.

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы (если вопросы и ответы представлены в письменном виде, то это называется анкетирование).

Опросники самоотчета – это такого типа методика, когда испытуемым предлагается отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей его характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Существуют два типа опросников самоотчета: одномерный (определяется один аспект личности), многомерный (измеряют одновременно несколько личностных характеристик).

Анкета – это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондента о психологических явлениях и процессах.

Главный метод – эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. В лабораторном эксперименте создается искусственная ситуация, когда испытуемый знает, что его исследуют. Поэтому в его поведении может наблюдаться напряжение или стремление определенным образом подать себя, что снижает достоверность результатов. Естественный эксперимент не имеет подобных недостатков, поскольку протекает в обычных для испытуемого условиях.

Методы психодиагностики.

Метод тестов – это стандартизованная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека, изучаемого психологического качества. Выделяют два варианта тестов: тест-опросник, тест-задача. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (достоверности) и надежности вопросов. Тест-задание предполагает оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает.

Тесты достижений позволяют выявить степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тест интеллекта – выявляет умственный потенциал индивидов (IQ).

Тесты креатиивности используются для изучения и оценки творческих способностей.

Особую группу составляют проективные методы. В основе таких методов лежит механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности и ценности.

Выделяют пять категорий проективных методов:

1) ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством;

2) конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо;

3) методы завершения, где предлагают испытуемым завершить мысли, начало которых содержится в стимулируемом материале;

4) экспериментальные методы предлагают выразить свои чувства посредством какой-либо деятельности, например рисование картинок;

5) методы выбора или распределения по порядку требуют от испытуемого отбора или расположения по порядку предпочтения набора стимулов.

Сила проективных тестов в том, что они позволяют скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижают вероятность фальсифицируемых и установочных ответов. Слабость проективных тестов в том, что они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проверки, оценки и интерпретации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психология?

2. Что такое психика?

3. Какие свойства и функции имеет душа?

4. Для чего необходимы психологические знания?

5. Назовите и охарактеризуйте отрасли современной психологии. Что является предметом изучения различных отраслей психологии?

6. Дайте определения метода исследования в психологии. Назовите и охарактеризуйте методы психологических исследований.

7. Охарактеризуйте структуру психики.

 

Литература

2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. – 120 с.

3. Гальперин, П.Л. Введение в психологию / П. Л. Гальперин. - М.: Просвещение, 1976. – 185 с.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. В 2 т. - М.: Просвещение, 1992. – 300 с.

5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

6. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Просвещение, 1990. – 120 с.

7. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М.: Педагогика, 1966. – 200 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику житейских психологических знаний, указав их источники и особенности. Приведите пример житейских психологических знаний.

2. Охарактеризуйте научные психологические знания.

3. Дайте сравнительную характеристику житейской и научной психологии по следующим параметрам: объекту; уровню обобщенности знаний; способам получения знаний; путям и способам передачи знаний.

 

Литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. –М.:Владос-пресс, 2003. – 228 с.

2. Романов, К.М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие /К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 319 с.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

· бытийное сознание (сознание для бытия). Включает в себя:

- биодинамические свойства движений, опыт действий;

-чувственные образы;

· рефлективное сознание (сознание для сознания). Включает в себя:

- значение;

- смысл.

На бытийном слое сознания решаются сложные задачи, т.к. для эффективного поведения человека необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

На рефлективном слое сознания значение представляет собой содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:

- образ;

- операционное и предметное значение;

- осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка.

Функции сознания:

· отражательная;

· регулятивно-оценочная;

· порождающая (творчески-креативная);

· рефлексивная – основная функция, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения; сами процессы рефлексии; свое личное сознание.

Свойства сознания:

· категоричность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

· отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

· осознавание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

· обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

· сознаниеконцептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Выделяют четыре этапа развития сознания:

I этап – психика (пока еще не сознание) животных и предчеловека;

II этап - стадное сознание;

III этап – сознание разумного человека;

IV этап – сознание человека родового общества и появление самосознания.

Принято выделять следующие уровни сознания (по В.А. Ганзену):

1 уровень – утрата сознания. Характеризуется полным отсутствием сознания, отсутствием реакции на стимуляцию.

2 уровень – глубокий сон. Сон без сновидений. Характеризуется полным отсутствием сознания, невозможностью восприятия снов и воздействий.

3 уровень – быстрый сон. Сон со сновидениями. Значительно редуцированное, дискретное сознание, воспроизведение сна, переработка информации.

4 уровень – состояние перехода от активности ко сну. Имеет место частичное сознание, свободное перемещение мнемических образов.

5 уровень – пониженная психическая активность. Характеризуется ослабленным сознанием, малоподвижным, легко переключаемым вниманием, затруднением мнемических функций.

6 уровень – среднепсихическая активность. Сознание полное, легко переключаемое внимание, мнемические реакции в норме.

7 уровень – состояние повышенной психической активности. Характеризуется расплывчатым сознанием, диффузным впечатлением. Мнемические реакции либо ухудшаются, либо улучшаются.

8 уровень – состояние измененного сознания. Периферическое внимание сужено, центральное внимание получает уменьшенную энергию, доступность получаемой информации из вне.

В психологии имеют место различные подходы к трактовке и пониманию самосознания. Так, например, В.М. Бехтерев считает, что самосознание предшествует сознанию. С точки зрения С.Л. Рубинштейна самосознание – этап в развитии сознания. По мнению И.М. Сеченова, самосознание развивается одновременно с сознанием.

Образ ″Я″, или самосознание возникает у человека не сразу, а складывается постепенно, на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание ″Я″ как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально–нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Рядом авторов самосознание определяется как венец развития сознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Критерием отношения человека к себе прежде всего являются другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его многограннее. Сознательное поведение человека является результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания – сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка оказывается неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция – защитная – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

В психологии имеют место различные подходы к выделению критериев самосознания. Рассмотрим основные из них.

В.М. Бехтерев считал, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. [2]

Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн подчеркивали, что самосознание есть этап в развитии сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими. [2]

Р. Чамата определял самосознание как возникающее и развивающееся одновременно с сознанием. Он считал, что самосознание возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. [2]

Школа психоанализа доказывала, что процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери. Дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

И.С. Кон, Э. Штрангер подчеркивали, что периодом возникновения сознательного ″Я″, как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни [1. С. 117-129].

Таким образом, в общем, можно выделить следующие критерии самосознания:

- выделение себя из среды (физической, социальной), осознание себя как субъекта, автономного от среды;

- осознание своей активности - ″Я управляю собой″;

- осознание себя ″через другого″;

- моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания выделяют:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего ″Я″ (″Я″ как действующий субъект);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (″Реальное Я″ и ″Идеальное Я″);

· познавательные, когнитивные представления о себе (″Я как наблюдаемый объект″);

· эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

- самоотношение (эмоциональное отношение к себе).

В результате развития самосознания у человека складывается ″ Я - концепция ″, представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

I этап (до 3-х лет). Осознание границ своего тела (например: до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Способность к самостоятельным действиям с предметами. Ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в лексикон входит местоимение ″Я″, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности.

II этап (дошкольный возраст). Начинается длительный период развития самооценки. Самооценка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе достаточно ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст). Складывается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Происходит сопоставление подростком разных мнений о себе, на основе которых вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются и рациональные. Следующий этап – моральная самооценка.

Очень часто возникает несовпадение самооценки и уровня притязаний, что приводит к возникновению фрустраций (эмоционально тяжелых переживаний человеком своих неудач, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение сознания, раскройте его сущность.

2. Дайте характеристику и раскройте содержание индивидуальной и общественной форм сознания.

3. Перечислите и раскройте этапы развития сознания.

4. Расскажите о структуре сознания.

5. Дайте характеристику уровней сознания.

6. Дайте определение самосознания, раскройте его сущность, функции.

7. Охарактеризуйте различные подходы к выделению критериев самосознания.

8. Перечислите и раскройте критерии самосознания.

9. Расскажите о структуре самосознания.

10. Дайте характеристику этапов развития самосознания.

11. Покажите взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций.

 

Литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология / Б.Б. Айсмонтас. –М.: Владос-пресс, 2003. – 228 с.

2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.

Ощущение

Ощущением называется процесс психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела. Ощущения как субъективные образования возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Возбуждение систем нервных клеток при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений – анализаторами [1].

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический отдел включает все органы чувств (глаза, уши, нос, кожа), а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).

Человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих им ощущений. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как модальность. Модальность – это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Охарактеризуем их:

1. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названые так за их внешнюю форму;

2. Слуховые ощущения (дистантные). Благодаря этому виду ощущений человек способен слышать речь, имеет возможность общаться. Раздражители – звуковые волны. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумовые.

3. Кожные ощущения (контактные). В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Осязание представляет собой специфическую человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

4. Статические ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела в пространстве могут привести к головокружению.

5. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено.

6. Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих предметов. Органы обоняния – клетки верхней части носовой полости.

7. Вкусовые ощущения (контактные) вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые палочки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Особое место и роль в жизнедеятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Они возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

В зависимости от функционального назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Рецепторы могут находиться непосредственно на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для ощущения движения и положения органов тела в пространстве, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой, т.к. находятся в мышцах и связках. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль воспринимающего аппарата. Рецепторы имеют очень жесткую специализацию в том смысле, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых предметов и явлений.

Ощущения обладают некоторыми важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явлений. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более подробно.

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы вызывающий стимул достиг определенной величины. Минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговым. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом ощущений.

Важнейш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.89 (0.016 с.)