Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Управление созданием, накоплением знаний – задача креативного менеджмента

Поиск

Управление знаниями – это управление тем, что мы не видим.

Управление знаниями включает такие укрупнённые функции как:

– создание знаний;

– накопление (наращивание) знаний;

– охрана, сохранение, защита знаний;

– трансформация (перевод) знаний из одного вида в знания другого вида, в том числе в информацию;

– использование знаний для их расширенного воспроизводства;

– использование знаний для получение дохода (богатства).

Определим место креативного менеджмента в общей системе управления знаниями. Креативный менеджмент возлагает на себя такие функции управления как:

– создание знаний;

– накопление (наращивание) знаний;

– использование знаний для их расширенного воспроизводства.

Остальные функции управления знаниями делят между собой другие виды функционального менеджмента. Задача креативного менеджмента формулируется исходя из того, что знания приобретаются в результате творческой деятельности и опыта (практической деятельности). Интеллектуальный труд – источник знаний и в тоже время основной их потребитель (пользователь).

Современная экономика – экономика знаний. В высоко развитых странах на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: в США – 85%; в Великобритании – 89%; в Японии – 90%. Рабочая сила превратилась в значительной степени в «интеллектуальную и информационную рабочую силу». В 60-е гг. прошлого столетия в США за 10 лет удвоили выпуск специалистов в области науки и техники, а с 1965 по 1985 увеличили подготовку специалистов в области вычислительной технике в 10 раз.

Самое большое хранилище знаний – библиотека конгресса США в Вашингтоне насчитывает 112 млн. книг и документов. В период с 1984 по 2000 было создано 442 000 рабочих мест для учёных, 600 000 – для инженеров, 1389000 – для техников. При общем увеличении числа рабочих мест на 25%, в сфере высоких технологий число рабочих мест увеличилось на 75%.

Знания – это своеобразный объект, включающий в себя интеллектуальный потенциал организации, который нельзя продать, можно продать часть объектов интеллектуальной собственности, но сохранившийся потенциал восполнит проданное. Интеллектуальный капитал (знания) можно продать, передать только с организацией, он неотделим от неё, он распределён между персоналом и информационными базами организации. Управление знаниями также распределено на управление носителями интеллектуального потенциала и информационными базами. Креативный менеджмент – это управление носителями интеллектуального потенциала, той его части, когда эти носители интеллектуального потенциала занимаются созданием знаний путём творческой деятельности. При этом, носители интеллектуального потенциала используют информационные базы в своей деятельности, а затем пополняют их за счёт вновь созданных знаний. Таким образом, креативный менеджмент организует процесс расширенного воспроизводства знаний и их накопление (наращивание) за счёт творческой деятельности.

Вступают в силу объективные законы развития – движение по кругу (по орбите), при этом каждый виток в творческой деятельности осуществляется на новом, расширенном объёме знаний и на каждом витке создаётся новый объём интеллектуальной продукции (знаний).

В результате новым объёмом знаний, расширенным объёмом информации выполняются библиотеки и компьютерные сети, наращиваются объёмы интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности, интеллектуальных активов организации.

Носители интеллектуального потенциала – это люди (персонал, коллектив), объём и состав носителей интеллектуального потенциала постоянно меняется с изменение состава меняется и качество носителей интеллектуального потенциала. Сменяемость носителей интеллектуального потенциала естественно, неизбежно и постоянно, при этом выбывают как правило наиболее подготовленный, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом специалисты, а на их место приходят сотрудники, которым необходимо получать знания, развивать свой интеллектуальный потенциал путём обучения, получения информации, приобретение навыков, опыта, связей внутри организации и вне её. Имеет место и морального износа носителей интеллектуального потенциала, когда сотрудники перестают самосовершенствования, отстают от времени, теряют квалификацию. Процесс творческой деятельности – непрерывный замкнутый цикл, который связан с другими видами деятельности через замену носителей интеллектуального потенциала, через обмен информации с информационными базами через потребляемые ресурсы и выдачу интеллектуальной продукции (идей, новшеств, новых знаний, новой информации. Замкнутый цикл управления знаниями в системе креативного менеджмента показан на рис. 4.1.

 

 

Рис. 4.1. Замкнутый цикл управления знаниями в системе

креативного менеджмента

 

Поскольку креативный менеджмент занимает определенное место в создании новых знаний и использовании знаний в своей деятельности, то он органически вписывается в систему управления знаниями. Авторы книги «Управление знаниями: руководство к действию» [6] рассматривают основную задачу – создания и поддержания знаний, которое гарантирует сохранение жизнеспособности организации и её конкурентоспособности. Креативный менеджмент ставит эту задачу как создание и накопление (приращение) знаний.

Для того чтобы создавать и накапливать знания организация должна распределять ресурсы таким образом, чтобы выполнять (накапливать, наращивать) и создавать знания.

Распределение ресурсов – самый чёткий сигнал, который руководитель посылает работникам обнаруживая, таким образом, приоритеты организации. Кроме распределения ресурсов решаются следующие задачи:

– подчинить информационную технологию специалистам;

– создать условия, которые направляют внимание организации на интеллектуальный капитал;

– организация должна формировать взаимоотношения способствующие достижению её целей в управлениями знаниями;

– пропагандировать сотрудничество между подразделениями внутри организации;

– развивать новые способы сотрудничества с другими организациями;

– сохранять ценных работников.

При управлении знаниями решается множество других задач находящихся в интересах различных функциональных менеджментов.

Рассмотрим способы решения поставленных задач создания и сохранения знаний методами, изложенными в книге «Управление знаниями: руководство к действию» [6].

Подчинить информационную технологию специалистам – это значит, что информационная база, информационные потоки должны создаваться под потребности конкретных специалистов под конкретные направления деятельности организации под конкретные её стратегические цели, под развитие творческой деятельности как источника пополнения интеллектуального капитала. В крупных организациях целесообразно иметь менеджера по информации, который облегчает работу специалиста, экономит их время и способствует творческой активности сотрудников.

Создать условия, которые направляют внимание организации на интеллектуальный капитал – это значит создать систему управления создания интеллектуальной продукции, базирующейся на регламентировании взаимоотношений сотрудников и организации, выработки «правил игры», выработки системы стимулов, обеспечивающих активизации творческой деятельности, создать систему доверия использования творческого потенциала сотрудников в интересах организации. Система стимулов должна включать:

– обучение сотрудников;

– рост сотрудников по служебной лестнице;

– совпадение целей сотрудника и организации;

– обеспечение сотрудников информацией;

– гарантии правового распределения интеллектуальной, созданной при творческом участии сотрудников;

– материальные стимулы.

 

Организация должна формировать взаимоотношения, способствующие достижению её целее в управлении знаниями – это значит, что организация должна создать прочные и уникальные связи со своими специалистами, завладеть сердцами и умами людей, которые с ней связаны. Только в этом случае организация может с наименьшем риском вкладывать ресурсы в человеческий капитал и в такие формы организационного капитала, как культура, моральные ценности и нормы, то есть в тот капитал, который не является собственностью организации. В этом направлении организация должна решать несколько важных задач:

– сохранять ценных сотрудников;

– внимательно подбирать новых сотрудников;

– обучать сотрудников;

– развивать информационную систему, направленную на развитие творчества сотрудников;

– организовать сотрудничество внутри организации о распространении опыта;

– развивать способы сотрудничества с другими организациями, позволяющие использовать их знания в целях повышения интеллектуального потенциала своих сотрудников.

 

Пропагандировать сотрудничество между подразделениями внутри организации – это обеспечение эффективного использования интеллектуального потенциала организации в его расширенном воспроизводстве, другими словами, замена внутренней конкуренции между подразделениями (отмена соцсоревнования!) доверительным сотрудничеством в использовании опыта. Возросшая внешняя конкуренция настолько велика, что развивать внутреннюю конкуренцию организации нецелесообразно.

Развивать новые способы сотрудничества с другими организациями – это «стратегическое партнёрство», «совместные предприятия», «слияние компаний», как правило, в этих случаях остаётся независимой деятельность организации, вступившей в альянс, но они выступают совместно на рынке, монополизируют его. Единая рыночная политика приводит к тому, что организации обмениваются достижениями в сфере интеллектуального потенциала (технологии, идеи, приёмы, опыт). Иногда это приводит к решению задач и проблем совместными творческими усилиями. Некоторые мелкие организации совместными усилиями выполняют крупные заказы, создавая временные объединения, альянсы – такой принцип называется «сетевым производством». Интересен пример в этом направлении с угольной отрасль. Угольщики всего мира вынуждены участвовать в борьбе за выживание своей отрасли и конкуренция внутри отрасли уходит на второй план.

Сохранение ценных работников – продолжает приолировать метод «кнута» и «пряника». Для этого организации прибегают к контрактным методам найма сотрудников. В контракте организация оговаривает все условия, обязательные для выполнения сотрудников (хорошо отлаженный метод «кнута»). Когда организация принимает на работу высококвалифицированного специалиста, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом, то с целью привлечения его к активной творческой деятельности, обеспечивающей использование интеллектуального потенциала сотрудника в интересах организации применяется принцип «пряника».

Рассмотренные методы позволяют решать ряд задач по созданию и сохранению (накоплению) знаний. Они находятся в сфере интересов креативного менеджмента.

Экономика современных государств рассматривается как экономика роста, а это обеспечивает только новые знания, новые высокие технологии, наукоёмкие технологии. Экономическое здоровье страны оценивается не накопленным богатством (как ранее), а показателем темпов роста общего национального продукта, этот показатель называют показателем выживаемости страны (показатель конкурентоспособности). Показатель темпа роста общего национального продукта напрямую связывает с результатами использования интеллектуального продукта, созданного в прошлом. Но прошлое приближается к настоящему ускоренными темпами, интервал времени между открытием и его практическим использованием постоянно сокращается. Например:

– энергия пара – 2000 лет;

– электричество – 100 лет;

– фотография – 100 лет;

– пластмассы – 55 лет;

– телефон – 50 лет;

– радио – 35 лет;

– антибиотики – 10 лет;

– синтетические волокна – 9 лет;

– интегральные схемы – 3 года.

 

Творческую деятельность, научные исследования, создания новых технологий рассматривают в настоящее время как открытие и разработку нового месторождения золота. Вероятность прибыльности создания интеллектуальной продукции оцениваются в настоящее время очень высоко, знания стали необходимым ресурсом для функционирования любой организации. Но значительная часть знаний, особенно революционных, которые в корне меняют технологии, возникают не на основе производственного опыта, а на основе новых идей, новых открытий – это область творчества, область деятельности фундаментальной науки. Осознать это и соответствующим образом принимать решение при разработке политики инвестирования, распределения ресурсов пока остаётся самой сложной проблемой управления для любого уровня, для любой организации.

 

 

 

 

Тема 3. Найти идею. Методы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.011 с.)