Государственное управление и право» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление и право»



Управление организацией

Учебная программа для специальности:

Государственное управление и право»

первой ступени высшего образования

Факультет управления

 

Кафедра государственного управления экономическими системами

 

Курсы 2 (о) 2,3 (з)  
Семестры   4,5  
Лекции     Экзамен – 4 (о), 5 (з)
Практические занятия      
Семинарские занятия     Контрольная работа – 5 (з)
Всего аудиторных часов по дисциплине      
Всего часов по дисциплине   Форма получения высшего образования очная (о), заочная (з)

 

Составили: Петрович М.В., д.э.н., проф.; Балдин И.В., к.э.н., доц.; Загорец И.В., к.геогр.н.; Монтик О.Н., к.э.н., доц.

 

Минск 2011

 

 

Программа разработана на основе учебной программы «Управление организацией», утвержденной 17.06.2011, регистрационный № УД -06.13.П/уч.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры государственного управления экономическими системами

 

 

    «4» мая 2011 г., протокол № 15   Заведующий кафедрой ____________________ М.В.Петрович    

 

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией факультета управления Института управленческих кадров

 

    «21» июня 2011 г., протокол №7   Председатель _________________ А.М. Зеневич  

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа «Управление организацией» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право» в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право».

Цель изучения дисциплины «Управление организацией» – сформировать у студентов необходимый уровень теоретических и практических знаний о сущности, принципах, целях, методах, функциях, организационных структурах и механизме управления социально-экономическими системами.

Основными задачами дисциплины являются:

- на основе изучения содержания и проблематики учебной дисциплины сформировать у студентов необходимую теоретическую базу о социально-экономических системах, управлении, менеджменте, управленческом цикле, миссии, целях и задачах организации, механизме управления организацией;

- обучить технологиям управления принятия управленческих решений в реальной хозяйственной деятельности организаций на основе их целей, задач, принципов, функций;

- привить и развить навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой по тематике дисциплины «Управление организацией»;

- обучить методам логического и системного анализа, синтеза, систематизации, структурирования, приемам публичного изложения и аргументации основных теоретических, методических положений и практических приемов, полученных в результате изучения дисциплины «Управление организацией».

Место дисциплины в подготовке специалиста: дисциплина «Управление организацией» органично вписывается в учебный план подготовки специалиста по специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право». Она развивает и конкретизирует систему знаний по ранее изученным дисциплинам (экономическая теория, экономика организации) и создает методические основы для изучения последующих дисциплин: государственное управление, психология управления.

К методам обучения, отвечающим целям изучения дисциплины, относятся:

- элементы проблемного и вариативного изложения, реализуемые в ходе проведения лекционных занятий;

- элементы учебно-исследовательской, творческой деятельности, реализуемые на практических и семинарских занятиях, а также при выполнении курсовой и научной работы студентов;

- подготовка рефератов и выступлений с докладами по тематике дисциплины;

 

 

- учебные дискуссии по темам дисциплины, реализуемые на практических и семинарских занятиях;

- метод анализа конкретных ситуаций.

 

К методам воспитания, отвечающим целям изучения дисциплины, относятся:

- методы формирования сознания личности (лекция, дискуссия, диспут, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации, демонстрации, педагогическое требование, инструктаж);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, дискуссия, соревнование, командная работа);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

В результате изучения дисциплины «Управление организацией» обучаемый должен:

знать:

- основные положения менеджмента, его генезис;

- основные элементы системы менеджмента (принципы, методы, функции);

- ключевые понятия и структуру стратегического менеджмента;

- методы анализа среды в стратегическом менеджменте;

- механизм формирования миссии и целей организации;

- типы стратегий развития бизнеса;

- функции стратегического менеджмента;

- ключевые понятия и механизм управления персоналом;

- задачи и функции службы управления персоналом;

- главные исторические этапы развития управленческой мысли и эволюцию концепций организации;

- систему целевых установок в управлении социальными системами;

- виды и состав организационных структур управления и особенности взаимосвязей между элементами структуры;

- современные методы принятия решений в организациях и оценки эффективности их реализации;

- административные, экономические и социально-психологические основы управленческого процесса;

- основные стили управления;

- современные типы организаций;

уметь:

- анализировать используемые в организации функции и методы менеджмента;

- применять на практике принципы и методы менеджмента;

- обосновывать и оценивать управленческие решения;

- анализировать факторы внешней и внутренней среды организации;

- формулировать миссию и строить дерево целей;

- выбирать и оценивать стратегию организации;

- осуществлять организацию стратегического контроля;

- организовывать деятельность персонала;

- управлять развитием и деловой карьерой персонала;

- обеспечивать деловую активность и мотивацию персонала;

- проводить идеологическую и воспитательную работу в рамках основных положений государственной кадровой политики;

- определять функциональное содержание систем управления;

- определять особенности стиля и методов управленческой деятельности;

- характеризовать сущность современных организационных форм;

- анализировать преимущества и недостатки организационных структур управления;

- анализировать состояние системы управления организацией, ее достоинства, недостатки и потенциал;

- анализировать эффективность систем управления;

приобрести навыки:

- применения основных принципов и методов управления организацией в ежедневной практической деятельности субъекта хозяйствования;

- анализа факторов внутренней и внешней среды организации, оценки ее потенциала и прогноза развития;

- выбора и реализации методов управления в зависимости от конкретной ситуации;

- анализа проблемных ситуаций и выработки управленческих решений;

- эффективного управления трудовыми ресурсами организации;

- высокой организационно-управленческой культуры и эффективной управленческой деятельности.

Программа рассчитана на 166 учебных часов, в том числе объем аудиторных часов для очной формы обучения – 70, из них: лекции – 40 часов, практические занятия – 14 часов, семинарские занятия – 16 часов; для заочной формы обучения объем аудиторных часов – 16, из них: лекции – 8 часов, практические занятия – 8 часов, управляемая самостоятельная работа – 150 часов. Распределение учебных часов по семестрам для заочной формы обучения: 4 семестр – 4 часа лекции, 18 часов управляемая самостоятельная работа; 5 семестр – 4 часа лекции, 8 часов практические занятия, 132 часа управляемая самостоятельная работа.

II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема 3. Анализ внешней и внутренней среды организации

Идентификация факторов ближнего и дальнего окружения организации. Построение «карт причастных». Анализ шансов и угроз для организации.

SWOТ анализ. Анализ сильных и слабых сторон организации. Выбор ключевых областей деятельности. Выбор системы отнесения. Бенчмаркинг.

Тема 11. Стиль руководства

Понятие стиля руководства. Классическая классификация стилей. Классификация стилей в системе ГРИД. Стиль и эффективность деятельности руководителя. Портрет современного руководителя. Принципы оценки эффективности стиля руководства.

Тема 17. Развитие персонала

Содержание работы по развитию персонала. Сущность подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки.

Понятие профессионального обучения. Формы обучения персонала. Субъекты обучения персонала, их цели. Методы обучения персонала. Процесс организации обучения. Мотивация обучения.

Деловая карьера и ее виды. Управление деловой карьерой.

Литература

Основная

1. Петрович, М.В. Управление организацией: учебник / М.В.Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008. – 864 с.

2. Петрович, М.В. Управление организацией: пособие / М.В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В. Петровича. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 316 с.

3. Петрович, М.В. Вариативное управление: словарь-справочник руководителя / М.В. Петрович, А.А. Брасс. – Минск: Дикта, 2008. – 368 с.

4. Петрович, М.В. Управление организацией: учеб. пособие / М.В. Петрович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 340 с.

5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992. – 542 с.

6. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 648 с.

 

Дополнительная

7. Адаир, Д. Искусство управлять людьми и самим собой: пособие / Д. Адаир. – М.: Эксмо, 2006. – 656 с.

8. Балашов, А.П. Основы менеджмента: учебник / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 288 с.

9. Баринов, В.А. Организационное проектирование: учеб. пособие / В.А. Баринов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 384 с.

10. Брасс, А.А. Основы теории организации: учеб. пособие / А.А. Брасс. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. – 152 c.

11. Брасс, А.А. Управление персоналом: курс лекций / А.А. Брасс. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 199 с.

12. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998. – 402 с.

13. Глумаков, В.Н. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Н. Глумаков. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 352 с.

14. Глухов, В.В. Менеджмент: пособие / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер: Лидер, 2010. – 600 с.

15. Десслер, Г. Управление персоналом: учебник / Г. Десслер. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с.

16. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пособие / П.Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2002. – 220 с.

17. Друкер, П.Ф. Менеджмент: учебник / П.Ф. Друкер, Дж. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2010. – 699 с.

18. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин. – М.: Инфа-М, 2008. – 157 с.

19. Коул, Д. Управление персоналом в современных организациях: учеб. пособие / Дж. Коул. – М.: Вершина, 2004. – 350 с.

20. Мильнер, Б.З. Управление знаниями: учеб. пособие / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 320 с.

21. Управление современной компанией: учебник / под ред. Б. Мильнера и Ф. Липса. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 542 с.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

- устный опрос во время занятий;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

- выступления студентов на семинарах;

- защита курсовых работ;

- тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

- зачет;

- устный экзамен.

 


Перечень вопросов к экзамену по дисциплине

«Управление организацией»

 

1. Организация как социально-экономическая система, ее основные признаки.

2. Понятие управления, управленческий цикл, предмет и методы науки управления организацией.

3. Системный, процессный и ситуационный подход в управлении организацией.

4. Понятие внутренней и внешней среды.

5. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.

6. Идентификация факторов ближнего и дальнего окружения организации, построение «карт причастных».

7. Анализ шансов и угроз для организации

8. SWOT– анализ. Анализ сильных и слабых сторон организации.

9. Структура системы управления организацией, система и механизм управления организацией.

10. Понятие принципов, функций, методов управления, стиля руководства.

11. Сущность целей, классификация целей организации.

12. Сущность, классификация целей, требования, предъявляемые к целям.

13. Миссия организации и цели организации; факторы, влияющие на формирование миссии, механизмы формирования миссии организации.

14. Понятие прогнозирования, его место в системе управления.

15. Понятие и цели планирования, требования, предъявляемые к планированию.

16. Понятие и классификация методов управления.

17. Понятие и содержание административных методов управления

18. Понятие и содержание экономических методов управления организацией.

19. Мотивационные теории: понятие и классификация.

20. Мотивация в системе функций управления, система мотивации персонала.

21. Соотношение материальных и моральных мотивов трудовой деятельности, мотивация и стимулирование трудовой деятельности.

22. Сущность функции организация, полномочия и власть, виды полномочий.

23. Сущность делегирования, взаимоотношение полномочий, ответственности и власти.

24. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки.

25. Понятие и этапы контроля, виды управленческого контроля: предварительный, текущий, заключительный

26. Функция анализа в управленческом цикле.

27. Административные методы управления: организационные, распорядительные, дисциплинарные.

28. Экономические методы управления.

29. Социально-психологические методы управления.

30. Понятие стиля руководства, классическая классификация стилей.

31. Классификация стилей в системе ГРИД.

32. Ситуационная модель Ф. Фидлера.

33. Теория жизненного цикла П. Херси и К.Бланшара.

34. Модель принятия решений Врума-Йеттона.

35. Стиль и эффективность деятельности руководителя.

36. Понятие организационной структуры, классы организационных структур: бюрократические и адаптивные.

37. Виды организационных структур: линейные, штабные, функциональные, продуктовые, региональные, проектные, матричные.

38. Параметры организационных структур: уровень бюрократизации и централизации, соотношение норм управляемости на разных уровнях организации, соотношение линейных руководителей и административного аппарата.

39. Факторы, влияющие на структуру организации.

40. Проектирование и развитие организационных структур, принципы построения и эффективность организационных структур.

41. Понятие организационной культуры.

42. Виды и нормы организационных культур.

43. Проявление организационной культуры в организационных процессах (кооперации, контроля, выработки и принятия решений, организационных коммуникаций).

44. Факторы, определяющие культуру организации, дифференциация организационной культуры.

45. Понятие управленческого решения, классификация управленческих решений, требования, предъявляемые к управленческим решениям.

46. Методы выработки и оценки альтернатив.

47. Сущность категорий «персонал», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы».

48. Человек как индивид, личность, индивидуальность, структура личности: темперамент, характер, способности, талант, предрасположенность, толерантность, эмпатия.

49. Особенности персонала как ресурса организации.

50. Понятие маркетинга персонала, внешние и внутренние факторы маркетинга персонала.

51. Процесс маркетинга персонала: поиск источников маркетинговой информации, анализ внешних и внутренних факторов, разработка и реализация маркетинговых мероприятий.

52. Сущность, источники, методы и принципы набора трудовых ресурсов.

53. Роль отбора в механизме формирования трудовых ресурсов организации, оценка качеств кандидата на вакантные должности.

54. Методы отбора: изучение документов, тестирование, решение задач, моделирование деятельности, испытательный срок, интервью.

55. Интервью с кандидатами на вакантные должности, структурированное и неструктурированное, групповое и стрессовое интервью.

56. Результативность интервью, оценка эффективности набора и отбора трудовых ресурсов.

57. Содержание работы по развитию персонала.

58. Понятие профессионального обучения, формы и методы обучения персонала.

59. Деловая карьера и ее виды, управление деловой карьерой.

60. Понятие и цели оценки деятельности персонала.

61. Показатели, методы и технология оценки деятельности персонала.

62. Понятие, эффективность, параметры команды.

63. Процессы становления и развития команды.

64. Роли членов команды, методика определения командных ролей.

65. Понятие организационного конфликта, позитивные и негативные последствия конфликта.

66. Типология конфликта.

67. Управление конфликтами в организации, стили поведения в конфликте.

68. Содержание и особенности управленческого труда, эффективность управления.

69. Деятельность руководителя, ее целесообразность и особенности, оценка эффективности деятельности руководителя.

70. Методы и технологии оценки труда руководителя.

 


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

 

Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)[1]
         
         
       

 

 


[1] При наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Управление организацией

Учебная программа для специальности:

Государственное управление и право»

первой ступени высшего образования

Факультет управления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.079 с.)