Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция государственного строя в средневековой Германии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раннефеодальное государство (IX—XII вв.). «Священная Римская империя германской нации». Государственный строй. В IX—X вв. в Германии происходило усиление королевской власти, обусловленное тем, что многочисленные крупные и средние земельные собственники — аллодисты нуждались в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников; сильная королевская власть нужна была монастырям и епископам, заинтересованным в расширении церковного землевладения; политическое объединение Германии необходимо было ввиду внешней опасности (нападение норманнов, венгров). В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Отгон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые «оттоновские привилегии», сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены эти владения. В то же время церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей королевской юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доход с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику — церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Отгон I, стремясь получить императорскую корону и тем самым возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине X в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов. Кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в то время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил на Отгона I императорскую корону. Возрожденная империя впоследствии получила название «Священная римская империя германской нации»: «священная» — потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; «римская» — потому что ее рассматривали как преемницу западной римской империи; «германская» — потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии. Центром высшей государственной власти был королевский двор. Он включал членов королевской семьи, их слуг, министериалов и служащих свободного происхождения, которые составляли правительственный аппарат. Между этими служащими и личными королевскими слугами не проводилось строгих различий, функции их частично смешивались. При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных и светских феодалов. Из их среды рекрутировались высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, дворецкий, канцлер. Канцлер — главное должностное лицо ведал почти всеми делами управления. Важное значение имела должность дворецкого (майордома), ведавшего дворцовыми делами. Обслуживающий персонал состоял из министериалов, функции которых не ограничивались собственно дворцовой службой. Поскольку других органов исполнительной власти не существовало, министериалы вели правительственные дела. Постепенно они отодвинули сановников на задний план. В политической жизни страны огромную роль играли собрания феодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти, в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, вступали в переговоры с папой; на собраниях производились назначения на высшие государственные должности, предоставления ленов. В начале XI в. при короле образовался совет из высших представителей власти (гофтаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела. В Германии длительное время существовали отдельные племенные герцогства. В X—XI вв. рост феодального землевладения и этническое сплочение населения страны привели к разложению системы раннефеодальной организации. Герцогства превращались в территориальные княжества, представлявшие собой замкнутые политические образования. Они располагали почти полным суверенитетом и только в слабой степени подчинялись верховному сюзеренитету короля. Княжества сложились на базе крупных вотчин. Превращение феодала в князя осуществлялось путем установления права собственности на все земли в черте его территории и приобретения иммунитетных привилегий. В конце XI в. восторжествовали принципы избирательной монархии. Избрание короля князьями представляло собой юридический акт. Тот, кто не участвовал в выборах, считал себя свободным от королевской власти. Германия в период феодальной раздробленности (XIII — XIX вв.) Государственный строй. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. Решения рейхстага приводились в исполнение за счет средств отдельных земель, входивших в состав империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом. Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтагов) — сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две — духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право противостояния налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т. д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были по своей сути более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи. Большую роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII — XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли так называемые «цеховые революции» — движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились перемен в городском строе. Ремесленники вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями. Раннефеодальное государство (X—XII вв.). «Священная Римская империя германской нации». 43. Особенности развития феодального права в Германии. Источники права. Основным источником права Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Саксонское зерцало» состояло из двух частей: 1) земское право, регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами шеффенского сословия и 2) «ленное право», регулирующее отношения вассалитета между феодалами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии. «Швабское зерцало», регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге Германии. Особенностью Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 году было признано основным источником права империи и рецепциировано в полном объеме. Одним из результатов этой рецепции стало создание кодексов уголовного, гражданского права. Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключенные договора должны были носить письменную форму. Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа. Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой отцу невесты покупной цены (виттум), которую отец передавал ей после заключения брака. После заключения брака муж должен был дать жене и так называемый «утренний дар». Виттум и «утренний дар» составляли впоследствии вдовью долю. Жена не могла ничего отчуждать из своего имущества без согласия мужа. После смерти мужа жена получала свою «вдовью долю» и так называемую женскую долю — домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения. По ленному праву лен переходил только к одному сыну, по земскому — право наследования имели все сыновья. Преимущества наследования имели дети мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в родительском доме и получение приданого. Уголовное право и процесс. В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое «кулачное право», санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд. А фактически — произвол права «сильного». 44. Саксо́нское зерца́ло (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии. В XIII веке появляются попытки кодификации обычного права. Около 1230 г антгальский рыцарь и судья Эйке фон Репков составил сборник, в который вошло обычное право Саксонии и других областей с некоторыми добавлениями из канонического права. Сборник был написан сначала на латинском затем переведен на немецкий и получил свое название Саксонского зерцала. Саксонское зерцало действовало на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга (см. Магдебургское городское право), откуда распространилось в Голландии, Лифляндии и Польше. «Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением наземское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право (Landrecht) содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право (Lehnrecht) регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д. «Саксонское зерцало» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в других странах Европы. Сохранилось более двухсот рукописей «Саксонского зерцала», некоторые из них обильно иллюстрированы. Структура Структурно Саксонское зерцало разделено на две части. Часть первая. Земское право, которая включает в себя: · Стихотворное введение · Книга первая (статьи 1-71) · Книга вторая (статьи 1-72) · Книга третья (статьи 1-91) Часть вторая. Ленное право, которая включает в себя: · Глава первая (статьи 1-133) · Глава вторая. О порядке судопроизводства (статьи 1-70) · Глава третья. О городском лене (статьи 1-23)[1] 45.. «Каролина» предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: 1) государственные (измена, мятеж, нарушения земского мира и др.); 2) против религии (богохульство, колдовство и др.); 3) против личности (убийство, отравление, клевета и др.); 4) против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.); 5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т. д.); 6) преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство, лжеприсяга); 7) преступления против порядка торговли — обмер и обвес. Каролина выделяет также покушение на преступление, соучастие (подразделялось по соучастию до совершения преступления, во время совершения преступления, после его совершения), неосторожность, необходимая оборона и т. д. В основу системы показаний в Каролине положен принцип устранения. Предусматривались: 1) смертная казнь; 2) членовредительские и телесные наказания; 3) позорящие наказания; 4) изгнание из страны; 5) штраф как основное наказание и дополнительные (сопутствующие тюремным заключением, терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к месту казни и прочие). Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину относились отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга. К отягчающим относились характер причиненного вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление (рецидив). Процесс по Каролине делился на две стадии: Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый — оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки». Обвинение было возможно и от лица государства судьей. В таких случаях следствие велось по инициативе суда, и не было ограничено сроками. Для получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями .
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.011 с.) |