Города и городские республики в Западной Европе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Города и городские республики в Западной Европе.



Иную роль в формировании политического и правового сознания сыграли средневековые города, некоторые из которых вели своё начало от римских времён. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI – XII в., когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни – производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (торговые монополии).
Но тем не менее по своей сути города были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане всё больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы власти. Учитывая всё возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.
История средневековых городов – это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для 11 -13 вв., т.е. того периода, когда ещё не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными способами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства – города. В таких городах – государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда, занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали всё больший политический вес. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.

Городское право.
В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нём некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании, и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.\

51. Мусульманское право.Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата. При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна. В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы государственной верхушки, состоявшей из: 1. племенной аристократии; 2. рабовладельцев; 3. формирующегося класса земельных собственников. В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы: - государственной верхушки, - землевладельцев, - богатых купцов, - мусульманского духовенства. Шириат включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом. Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Характерные черты: - относительная целостность, - конфессиональный принцип, - постепенное превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки, - с утверждением главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты.

Мусульманское право.Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне; фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как:

1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.

Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.

В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:

1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания;

2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания;

3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду.

Мусульманское право.
Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право — шариат(в пер. с арабского «шариа» — надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:

Коран— главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна— сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного исудебного права. Впоследствии отношение к этому источнику
в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.

Иджма— решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

Фетва— письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.
Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.
Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:

1.
преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания — хадд;

2.
преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;

3.
правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.
К преступлениям хадц относились прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.

Среди преступлений против отдельных лиц • право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).

Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.

Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.

Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом,— разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.

В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

1.
хиджаз— земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

2.
вакуф— земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;

3.
мульк— земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;
4) иктпа— временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался не-обменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.
Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.

Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.

Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной власти.

По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили односторонний характер и содержали заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Неисполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (накормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может принудить этих лиц к выполнению обета.

Согласно шариату за всяким договором, целью которого является передача права собственности, обязательно должна следовать фактическая передача вещи. Договоры считались недействительными в тех случаях, когда отсутствовало добровольное согласие сторон, в частности, когда договоры были заключены вследствие обмана, по ошибке и по принуждению. По учению ислама являлось греховным и воспрещалось взимание процентов, ростовщичество, спекуляция. При размене денег не допускалось получение прибыли. Практиковалась выдача денежных знаков под будущий урожай или под обязательство выполнить какую-нибудь работу. По шариату предусматривался договор о переводе долга в тех случаях, когда должник уплачивал свой долг посредством претензии, которую он имеет к третьему лицу (вроде переводного векселя).

Широкое распространение в Арабском халифате получили договоры о союзах, основанных на объединении капитала и труда, на взаимном доверии. Например, договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в борьбе за ислам.

В области семейных отношений шариат утверждал господство мужчин (мужа, отца). Мусульманин мог иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. При заключении брака женщина считалась объектом сделки, ее покупали за калым. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах, носить паранджу и т.д. Ей не разрешалось учиться и заниматься профессиональной или общественно-политической деятельностью. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Он должен был содержать жену и других членов семьи.

Развод по шариату зависел только от мужа, который не обязан был объяснять поводы, побудившие его требовать разрыва супружеских отношений. Однако после развода муж должен был выдать жене алименты на четыре месяца. Если в этот срок муж пожелал возобновить супружеские отношения, развод аннулировался.

В арабском халифате руководствовались изречением: "Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство". По мусульманскому праву наследование определялось как перемещение имущества собственника к другим лицам после его смерти. Это перемещение рассматривалось как один из способов приобретения прав умершего, но не его обязательств. Наследники получали одну треть имущества, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего. Завещатель назначал душеприказчика, который в присутствии двух благочестивых свидетелей производил пропорциональное распределение имущества между всеми законными наследниками (ими считались сыновья, внуки, племянники и т.д.).

По характеру ответственности преступления по шариату делились на два вида: 1) преступления, за которые виновный отвечал своей жизнью или своим телом: 2) преступления, которые влекли за собой уплату штрафа. К первому виду преступлений относились восстание, мятеж, богохульство, оскорбление религиозных святынь, убийство в разбое, которые карались смертной казнью. По учению ислама на том свете преступника, как опасного зверя, ждали мучения в аду. Он лишался гражданских прав, а его имущество конфисковывалось. Таким же наказаниям подвергались родственники виновных мужского пола. Жен и детей виновного продавали в рабство.

Ко второму виду преступлений относились умышленные и неосторожные убийства, причинение увечий и ран, нанесение материального ущерба. Признавая кровную месть, шариат разрешал родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Преступник мог быть отдан семье потерпевшего, которая по своему усмотрению решала, какое наказание применить к нему. Однако она могла и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч диргемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство неверного - в размере одной трети.

За нанесение телесных повреждений сумма выкупа уменьшалась. В том случае, если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник прибегал к кровной мести. При этом они обязаны были применять оружие, каким действовал виновный, а также нанести последнему ранение, какое получил потерпевший.

Сорок ударов плетьми полагалось мусульманину за употребление вина, поркой наказывалась игра в азартные игры. За кражу виновному отрубали руки.

Сосредоточив внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания соучастников преступления.

В случае, когда наказание за преступные действия не было предусмотрено шариатом, судья назначал его сообразно социальному положению обвиняемого.

Специфика судебного процесса по шариату заключалась в том, что он не признавал деления на гражданские и уголовные дела, носил обвинительный характер, не делал разницы между истцом и обвинителем (ответчиком и обвиняемым). При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс начинался только по жалобе потерпевшего или его родственников.

В шариате отсутствовали процессуальные нормы, обязательные для судьи. Он не был связан в оценке доказательств и мог прекратить дело на любой стадии его рассмотрения. Свобода усмотрения, в том числе и в выборе наказаний, делала суд удобным орудием в руках богатых против бедняков.
52. Буржуазные революции и становление буржуазного права.
. Буржуазные революции и становление буржуазного права.В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии. Буржуазные революции привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка. Буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. В центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные. Действовалипринцип юридического равенства, принцип свободы (предпринимательству, торговли, конкуренции), принцип законности.Буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права.
В отечественной исторической науке хронологическими рубежами Нового времени обычно считаются XVII — конец XIX в. Отсчет новой эпохи ведется от 40—50-х годов XVII в.— времени революции в Англии, которая была фактически первой буржуазной революцией «европейского масштаба». Буржуазная революция в Нидерландах, свершившаяся несколько раньше, носила локальный характер и не оказала такого значительного влияния на развитие сопредельных стран, как английская, а затем французская революция XVIII в.

И тем не менее победа буржуазного строя ознаменовала новый, исключительный по значимости шаг в движении человечества по пути социального прогресса. Создавались условия для бурного, невиданного ранее развития производительных сил, качественно важных изменений в государстве и праве. Утвердилось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений.

Этим кардинальным преобразованиям предшествовала подлинная революция в идеологии. Рождались новые философские, политико-юридические, экономические идеи, объективно обосновывавшие неизбежность становления нового общества, его предполагаемые основы, включая принципы будущего государства и права. Первоначально многие идеи воплощались в религиозных формах, что было естественно для теоретических учений, появившихся еще при феодализме с его доминирующим религиозным мировоззрением. Но уже в XVIII в. антифеодальная идеология приобретает светский характер. Французским мыслителям — Вольтеру, Гельвецию, Монтескье, Руссо, развивавшим идеи нидерландских и английских ученых Спинозы, Локка, Мильтона, основывавшиеся на опыте государственно-правового развития Нидерландов, Англии, США, где уже совершились буржуазные революции, удалось в предельно концентрированной форме изложить главные выводы передовой политической мысли того времени.

В области государственно-правовой идеологии впервые наиболее последовательно обосновывались положения, сохраняющие и ныне актуальность. Особое место отводилось правам человека, от природы присущим ему как «естественные и неотъемлемые». Государство не дарует их, его назначение — их защищать. Только такое государство может считаться правовым. Обеспечению свободы и безопасности граждан должно было служить разделение властей — деление государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, организационно, независимые и взаимоуравновешенные. Обосновывался принцип несменяемости судей как важнейшая гарантия независимости суда.

В странах, где не удалось полностью отстранить дворянство от власти или, наоборот, где его значительные слои обуржуазились, складывается правящий союз буржуазии и дворянства, воплощением которого стала конституционная монархия. Лишь в последующей политической борьбе, часто сопряженной с новыми революциями, конституционная монархия постепенно преобразуется из дворянско-буржуазной в буржуазную парламентскую монархию, а нередко в республику. В странах, где революция изначально имела буржуазно-демократический характер, чаще сразу устанавливается республиканская форма правления. Но общим для всех революций XVII—XVIII вв. было стремление новых правящих классов сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. При этом ограничивалась заявленная в теории и провозглашенная в декларациях демократия. Вводились цензовые избирательные системы. Государственный механизм, обособленный от народа, нередко сохранял преемственность с феодальным прошлым. Логическим завершением этого процесса являлось установление ,в некоторых странах авторитарных режимов, лишь завуалированных конституционными формами. Там же, где демократия сохранялась, она приобретала элитарный характер.

В сфере экономических отношений государству отводилась роль «ночного сторожа», признанного их охранять, не вмешиваясь в их функционирование.

В праве постепенно утверждается формальное равенство всех участников правового общения, т. е. все члены общества постепенно становятся формально равными субъектами права. Относительно рабовладельческого и феодального общества это явилось важнейшей прогрессивной ступенью в развитии права. Вместе с тем вскоре заявила о себе ее историческая ограниченность. Признание формального равенства без учета фактически существующего социально-экономического неравенства людей исключало юридические преграды для усиления эксплуатации. Рабочий класс был лишен всех юридических форм социальной защиты от диктата работодателя относительно условий труда, массовой безработицы и т. д.

Тяжелое экономическое положение трудящихся вызывало обострение классовой борьбы, стимулировало появление социалистических теорий, включая марксизм.

В таких условиях социальная борьба приобретает новое качественное содержание. В наиболее развитых странах Европы 30—40-е годы XIX в. отмечены первыми массовыми выступлениями рабочих как самостоятельной политической силы. Государству наряду с военно-полицейским подавлением все чаще приходится идти на уступки. Во второй половине XIX в. появилось социальное законодательство, были частично признаны профсоюзы, отменены некоторые избирательные цензы, ограничения свободы печати, собраний, образования политических партий. Тем самым во многом сохранялась основная тенденция в развитии государственности Нового времени, обычно именуемой в юридической литературе либеральной демократией. При всей ее классовой ограниченности она стала важной ступенью в истории представительных учреждений, в утверждении прав и свобод граждан.

53. Предпосылки буржуазной революции в Англии. Огораживания и обезземелие успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. Главным предметом экспорта являлась уже не шерсть, а сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании. Но буржуазия недовольна. Она тяготилась типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников и др. постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами. Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах («Звездной палате», «Высокой комиссии»), постоянные насилия над судами общего права, солдатские постои в домах частных лиц, жалкое состояние вооруженных сил, игнорирование парламента и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.014 с.)