Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. От больших городов к городам-гигантамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй половине XIX в. градостроителям остается лишь констатировать, что большой промышленный город в общей системе расселения стал новым развивающимся явлением. В 80-е годы появляется первый трамвай, а в конце века уже строят первые подземные и даже подвесные дороги, без которых было бы невозможно справиться с ежедневной переброской людей на значительные расстояния между жильем и местом работы. Сталь и железобетон позволяют возводить многоэтажные дома, а горизонтальный транспорт дополняется не менее важным средством передвижения по вертикали — электрическим лифтом. Важнейшей проблемой становится регулирование строительства новых, стихийно растущих городских напластований, бесцеремонно перешагивающих исторически сложившиеся административные границы городов. Новое направление в расселении ярко отражено в книге Иоганна Петера Виллебранда, написанной еще в 1775 г.1. В книге посвященной так называемым прекрасным городам, автор изложил свои взгляды на общее устройство города, систему его управления, условия поддержания в порядке его улиц и коммуникаций, уделил внимание различным зданиям и специальным сооружениям, вопросу снабжения городов и т.д. Значительная часть книги пронизана мыслью о необходимости поощрять рост городов. Виллебранд перечисляет различные факторы, которые могли бы способствовать росту числа городских жителей, и рассматривает те меры, которые должны были бы жителей в городах удерживать. Работа Виллебранда — одно из свидетельств того, что еще в конце XVIII в. рост города был часто нереальной мечтой властей и магистратов. Прошло всего 100 лет, и неудержимый рост города стал самой серьезной проблемой. Еще с середины XIX в. говорили о необходимости роста и расширения старых городов. На рубеже того же века мы сталкиваемся уже с понятием «большого города», которое на длительный период становится почти единственной темой градостроительной литературы, достаточно обширной по тому времени. Правда, преимущественная часть этой литературы все еще продолжает развивать темы XIX в., а в разработке эстетических вопросов города исходит из псевдоклассических тенденций, тяготея к XVIII в. Архитектурные журналы на рубеже века уделяют сравнительно мало места вопросам расселения. Сигналы нового подают скорее технические журналы, информирующие о новинках на транспорте, о первых самолетах и дирижаблях, автомобилях и трамваях. Одним из таких журналов был немецкий «Reform», выходивший с 1900 г. Осенью 1901 г. в этом журнале публикуется небольшая статья американского инженера-транспортника Билла Арчера «Город будущего». В статье говорится о стремительном росте городов и роли транспорта для дальнейшего развития расселения. Автор делает упор на разработку новых средств передвижения и заявляет: «Мы можем по праву считать, что сегодняшний день является концом одной эпохи, за которую в течение столетий с точки зрения городского транспорта не произошло никаких существенных изменений. Но начиная с сегодняшнего дня идет непрерывное совершенствование городских средств транспорта и их развитие еще далеко нельзя считать оконченным»2. Арчер верит в то, что через 100 лет города будут иметь по 20, 30 и даже 50 млн. жителей, а диаметр города прибли-
30. Билл Арчер. Город будущего; 1901 г. Проект городского плана, состоящего из набора шестиугольников. Позже эту идею использовали в ряде других градостроительных концепций, обосновывая ее потребностями транспорта 31. Теодор Фрич. Спиралевидный рвет города; 1896 г. Автор предлагает спиралевидное развитие городского плана от начального ядра путем постепенного обволакивания существующего города отдельными функциональными зонами зится к 100 км. В ногу с такими переменами должен идти и транспорт. Кардинальным вопросом дальнейшего прогресса он считает разработку новой концепции общего плана города, строительство достаточно широких улиц и тщательную координацию работы отдельных видов транспорта. Продумывая вопрос о размерах и планировке города, Б. Арчер отвергает шахматную сеть улиц. Исходя из правильного понимания роли диагональных направлений, он делает вывод о том, что наиболее удобным будет город, состоящий из шестиугольных ячеек. В каждой ячейке будет круглый квартал с зеленью в центре. Транспорт пойдет по нескольким уровням — массовый под землей, автомобильный по земле, а тротуары — на галереях, на уровне второго этажа. На статью Арчера обратил внимание И. Штюббен. Он прореагировал на нее одной из первых комплексных работ о большом городе, опубликованной в 1902 г. в трех номерах научного франкфуртского журнала «Die Umschau»3. Штюббен оценил важность статьи Арчера о транспортных проблемах больших городов, но при этом заметил, что планировка будущего города не может определяться требованиями развития транспорта. Поэтому сам он занялся последовательным разбором не только технических, но также социальных и эстетических проблем большого города. О позиции Арчера Штюббен говорит: «Автор ошибается, когда оценивает развитие города только с точки зрения транспорта и пренебрегает вопросами художественными и социальными. Транспортные вопросы безусловно важны, но внимание только к ним не может определить будущей формы города»4. Обмен мнениями между Арчером и Штюббеном открыл длящуюся по сей день дискуссию о том, в какой степени на развитие и формирование городов влияют их отдельные функции. Штюббен согласен с тем, что для бо льшого города шахматный план неудобен, но при этом он впол не о боснова нно считает, что система из щестиугольников^ще менее приемлема, Т)н рекомендует'совсем отбросить геометрические системы планов и разработать радиально-кольцевую сеть коммуникаций, соответствующую природным условиям и специфическим потребностям города. Он продумывает вопрос о дальнейшем разделении транспорта на разные уровни и об отделении пешеходных путей от путей транспортных, предполагая при этом, что в будущем направления скоростного городского транспорта совершенно не будут зависеть от схемы уличной сети. Анализируя социальные факторы, Штюббен особо выделяет гигиенические требования инсоляции квартир и подчеркивает важное значение зелени в городе. Интересны также его размышления о неблагоприятных последствиях спекуляции землей, которую он, однако, считает естественной и неустранимой. Третья часть работы Штюббена, посвященная художественным проблемам, представляет собой полемику со сторонниками геометрических концепций городских планов, прямых улиц и симметричных композиций площадей. Подобно Зитте он подчеркивает преимущества нерегулярных живописных решений и считает возможным в будущихбольших городах использовать композиционные принципы городов средневековья. В своих статьях Штюббен развил идеи, изложенные в ранее написанной имкниге. В целом его представления о будущем развитии больших городов весьма консервативны и, за исключением требования регулирования (но отнюдь не устранения) спекуляции землей, никоим образом не выходят за пределы ограниченных возможностей целенаправленного руководства строительством городов на том этапе развития общества. Городской район Подобный же характер носит и статья Отто Вагнера о больших i 0| О. Вагнера дах, написанная в 1911 г. Он повторяет в ней ряд мыслей, высказанных им в ранее написанной книге. Однако в отличие от Штюббена Вагнер отвергает роыантическградостроительные концепции, потому что «неверно и в художестве ном смысле ложно сознательное, ничем не обоснованное искривлен»' улиц, оправдываемое мнимым стремлением к живописному возденет! пространства»5. Его идеал — радиально-кольцевой план города и концентрическое расположение жилых кварталов, каждый из которых имс i бы в среднем по 100—150 тыс. жителей на площади от 500 до 1000 гс Новой мыслью Вагнера, идущей, очевидно, от венского Ринга, ются парковые кольцевые «зональные» проспекты шириной в 80—1" пронизывающие весь город. На эти широкие городские проспекты В;-нер возлагает надежды как на резервы, которые «в будущем взяли на себя функции, которых мы еще не знаем»8. При этом он переоцея-вает возможности кольцевого транспорта, не учитывая, что на зп тельном удалении от городского центра такой транспорт обычно не достигает большого развития. Свою статью О. Вагнер сопроводил проектом плана 22-го ра Вены, созданным на основе новых принципов. Это — классическая к:» позиция, напоминающая шахматным планом и плотной регулярной тью небольших площадей план старейшей части американского го] Саванна. Ось всего района образует зеленый пояс, представляющие бой отрезок «зонального» проспекта. Вызывает, однако, удивление факт, что резервные зоны Вагнер перегораживает крупными, масс; ми общественными зданиями. Сплошная, по всему периметру заст: ка жилых кварталов зданиями одинаковой высоты внесла лишь неГ шой облагораживающий мотив в распространенную тогда практику полнения кварталов доходными домами. Вагнеровскую трактовку енческого градостроительства можно увидеть па примере общего г _ пия и архитектуры района Дсйвице в Праге, спроектированш " 1922 г. учеником Вагнера Антонином Энгелом. В статье Вагнера есть также интересные замечания о буд i сборных и передвижных домах и о других предполагаемых компо города будущего. Среди прочих высказываний привлекает вним. заключительная часть всей статьи, ярко характеризующая тогда:.: а для многих стран еще и сегодняшний уровень проектирован-: дов: «Нельзя далее равнодушно предоставлять дело строитебольших городов слепому случаю, нельзя отвергать художествен» замыслы как нечто лишнее и подчинять жизнь города произволу i» шей земельной спекуляции»'. Итак, уже на рубеже века проблемы большого города занимаютцелого ряда мыслителей, ощутившихспецифику повой формы ления.
Город будущего Т. Фрича 32. Отто Вагнер. 22-й XVIII в.). К северу и к югу спроектирована «зональная» улица Будущий город Э. Энара В то же время город будущего становится довольно распространенной темой ряда книг и других работ. Одна из наиболее старых работ этого рода — книга Теодора Фрича *, изданная в 1896 г. и представляющая собой смесь предположений о будущем развитии большого города с изложением националистических и реакционных политических взглядов. Полной смысла представляется ему картина города, где «благородные виллы» располагаются вокруг центральных общественных зданий, а рабочие кварталы заполняют собой городские окраины. В то же время в качестве одной из первых Фрич выдвигает идею городов-спутников, идею строительства общих коллекторов для инженерных сетей, предлагает транспортные развязки в разных уровнях, отделение жилья от промышленных районов системой зеленых поясов, части которых в виде клиньев пронизали бы город от его окраины до центра. Весьма интересно представление Фрича о таком росте и реконструкции города, где «наиболее удобной формой является застройка полукругом, но не исключено, что строительство перешагнет за полукруг и постепенно замкнет полный круг... Тогда вновь возникающие части города смогут развиваться в растущих по спирали зонах, которые охватят внутреннюю монументальную часть старого города и заменят менее ценную застройку окраинных зон»8. Несмотря на множество работ, созданных на рубеже века, пальма первенства в создании концепции современного большого города должна быть отдана Ле Корбюзье. На протяжении многих лет Ле Корбюзье занимался проблемами большого города, анализируя этот вопрос в целом ряде теоретических работ, создавая проекты. Но нельзя забывать, что основные мысли его концепции были сформулированы еще до него, в ряде случаев теми, с кем он был лично знаком. Другое дело, что никто из них ис оказался способным разработать и преподнести свои взгляды столь блистательно. С 10 по 15 октября 1910 г. в Royal Akademy Galeries в Лондоне проходила конференция по градостроительству, па которой встретились самые известные градостроители того времени — Штюббен, Бернхэм, Гед- «Die Stadt der Zukunft». дес, Хоуард, Энвин и др. На этом форуме с докладом на тему «Горо;-будущего» выступил главный архитектор Парижа Эжен Энар, известный сборником статей по вопросам реконструкции и как автор идеи двв-жущегося тротуара и перекрестка с непрерывным кольцевым движение» Свое внимание Э. Энар сосредоточил на том влиянии, которое на будущий город окажут развивающаяся наука и техника. В связи с этим формулирует значительную часть принципов, ныне приписываемых Ле Корбюзье. К ним относятся транспортные развязки, ликвидация трад;: ционной улицы, железобетонные дома, использование плоских крыс зданий для устройства посадочных площадок самолетов и для разбивкт садов. Он рисует картину города, «улицы которого с интенсивным движением будут иметь пропорционально потребностям транспорта тр или четыре уровня... Наряду с многоэтажными домами у нас буду" многоэтажные улицы. Так может быть решена транспортная проблема сколь серьезной бы она ни была»9. Он даже предвидит неизбежность управления «воздушной полицией» движением самолетов над городом и поэтому считает необходимым исключить из области городских центров индивидуальный авиатранспорт. По его мнению, в больших городах для ориентации самолетов будут 500-метровые башни, выполняющие одновременно роль композиционных точек и радиопередатчиков. Это современное описание города будущего Энар дополняет изображением поперечных сечений улиц с движением транспорта в разны:-. уровнях. Он дает вид сверху на городской центр, в котором мы находи* отзвуки всех архитектурных стилей и облика важнейших городов мира. Эклектическая архитектура зданий, башен и вся композиция города в сравнении с приведенными высказываниями производит разочаровывающее впечатление. Мы уже знаем, что у энаровской концепции организации движения транспорта в разных уровнях был ряд предшественников, к которым в числе первых относился Леонардо да Винчи. Стоит также напомнить, что вообще впервые идея развязки движения транспорта и пешеходов в разных уровнях была практически осуществлена еще в 1851 г., т. е почти за полвека до изобретения автомобиля. Речь идет о ньюйоркском Сентрал Парке, построенном по проекту Ф. Л. Ольмстеда, занявшего на конкурсе первое место. Нетрудно найти предшественников и других идей Энара. Башенные дома занимали воображение теоретиков эпохи Возрождения, не говоря уже о вавилонской башне и многоэтажных домах античного Рима. В 1884 г. в Чикаго был построен первый 18-этажный дом, открывший эру башенных домов и небоскребов. Футуристический Накануне первой мировой войны, в 1914 г., со своей теорией «нового город Сант Эяиа города» выступает 26-летний архитектор Антонио Сант Элиа. Вместе со своим другом Марио Чаттоне он демонстрирует на одной из миланских выставок эскиз города с 70-метровыми небоскребами и транспортными развязками. Несколько позже Маринетти привлекает архитектора к движению футуристов, переработанный текст каталога выставки издается в качестве манифеста футуристической архитектуры. До сих пор рисунки Сант Элиа обычно сопровождаются подписью «футуристический город». В отличие от работ Энара идеи, запечатленные на 160 сохранившихся рисунках Сант Элиа и предназначавшиеся, очевидно, для их осуществления в Милане, производят весьма динамичное и вполне современное впечатление. В манифесте футуристической архитектуры говорится: «Мы должны планировать современный город заново, от самых основ и строить его как гигантскую и шумящую верфь, активную, полную движения и динамики. Футуристский дом должен быть подобен гигантской машине» 10. Приходится лишь сожалеть о том, что Сант Элиа не смог развить свои идеи: двумя годами позже, в возрасте 28 лет он погиб на итальянском фронте.
Город Ле Корбюзье на 3 т Жителей Идеи города небоскребов с 1905 г. занимали также известного французского архитектора Огюста Перре, у которого некоторое время работал Ле Корбюзье. В 1905 г. на улице Франклина в Париже было закончено строительство спроектированного Перре жилого дома, по праву относящегося к основополагающим произведениям современной архитектуры. К 1920 г. Перре создает проект группы 65-этажных небоскребов, соединенных на уровне половины своей высоты транспортными эстакадами. Сохранились также его наметки будущего города с обширными парками и центром в нескольких уровнях. В журнале «L'lllustration» в августе 1922 г. работам Перре была посвящена статья, симптоматично названная «Кафедралы современного города» п. В статье раскрывается замысел архитектора создать вокруг Парижа зеленую зону шириной 250 м и построить 100 башенных домов по 800 квартир в каждом. Башенные дома, изображенные на иллюстрации к этой статье, по своей архитектуре не типичны для Перре и скорее напонимают незадолго до того построенный и ставший весьма популярным 244-метровый ныойоркский небоскреб Вулворт Билдинг. В 1922 г. в парижском Осеннем салоне Ле Корбюзье вместе с Пьером Жаннере демонстрирует 16-метровую диораму Une ville contemporaine de trois millions d'habitants — великолепную картину современного большого города, центр которого образуется высокими башенными домами. В своих теоретических работах Ле Корбюзье не раз вспоминал о возникновении я основных идеях этого его первого градостроительного проекта. О влиянии Перре он говорил следующее: «Когда в 1920 г. я набрасывал этот эскиз, то хотел в нем использовать идеи Огюста Перре». Однако в августовском номере журнала «'Illustration» за 1922 г. была показана совершенно иная концепция архитектора 12. Город Ле Корбюзье свидетельствует о том, что его создатель, выдаваемый обычно за разрушителя традиций, не только был хорошо знаком с теоретическими концепциями городов своих предшественников, но что он не смог не отдать своей дани классическим образцам конца XVIII— начала XIX в. Современный город скомпонован в довольно традиционном духе. Его правильная центрическая и симметричная композиция напоминает идеальные звездообразные города эпохи Возрождения. Город открывается триумфальной аркой, общественные здания увенчаны куполами, а основу композиции составляют длинные, прямые, коридорного типа обстроенные проспекты. Проект города Корбюзье — еще один пример противоречий между взглядами и конкретным воплощением идей одного и того же автора. Достаточно сравнить работу Корбюзье 1922 г. с вводными словами его книги «Планировка города»: «Город — орудие труда. Города не выполняют больше этой функции... Они недостойны нашей эпохи, они больше недостойны нас» |3. И вот здесь Корбюзье как раз преодолевает свойственные ему ранее противоречия. Эскизы иллюстраций названной книги совершенно избавлены от влияний эклектики. Вся книга — это искрящееся эссе об архитектуре, ее истории и будущем, о развитии городов, их современных недостатках и будущей судьбе. Концепцию своего проекта 1922 г. он сводит к нескольким принципам, среди которых, в частности, выделяет устранение улиц-коридоров, повышение плотности застройки в центре и одновременно увеличение озелененных пространств благодаря строительству башенных домов, а также классификацию транспорта и организацию его движения в нескольких уровнях*. Жителей Корбюзье предлагает расселить таким образом, чтобы в самом городе проживал I млн. человек, а 2 млн. — в озелененных пригородах. В районе небоскребов он считает допустимой плотность 3 тыс. че- Современный город на 3 млн. жителей.
Ж Ле Корбюзье. Современный город на 3 млн. жителей; 1922 г. В общей концепции использован отчетливый и достаточно строго скомпонованный центрический план, в котором проявляются и признаки развития города вдоль основных осей Лучезарный город ловек на 1 га, в шестиэтажных домах с комфортабельными квартирами— 300 жителей на 1 га, а в замкнутых пятиэтажных блоках — 305 жителей на 1 га. В центре сосредоточиваются 60-этажные административные здания. Здесь же размером в 20 000 м2 — площадка для посадки самолетов. Под площадкой — автомобильный перекресток центра, под ним — вестибюль и кассы подземных трасс массового транспорта. В первом подвале — станции подземного внутригородского транспорта, во втором —линии, ведущие в окрестности города, и, наконец, в третьем — скоростные линии дальнего следования. К книге приложен известный эскиз, показывающий, как Корбюзье предполагал использовать башенные дома при реконструкции центра Парижа. В непосредственной близости от Лувра, Тюильри и Елисейских полей, в окружении парков возвышаются 60-этажпыс 220-метровые дома торгового центра. Расстояния между домами—400 м, их соединяет подземная дорога, станции которой расположены под каждым домом. Впервые проект был выставлен в павильоне «Эспри нуво» на Международной выставке декоративного искусства в 1925 г. в Париже. Если концепция города для 3 млн. жителей представляет интерес как первый градостроительный проект Корбюзье, то его «Лучезарный город» — «La Ville Radieuse», относящийся к началу 30-х годов, по праву считается наиболее значительной работой архитектора. У этого проекта интересная история, которую биографы Корбюзье обычно обходят молчанием или по-разному искажают ее смысл. В этой связи полезно вспомнить о тех событиях жизни Корбюзье, которые предшествовали разработке замысла Лучезарного горо-
35. Ле Корбюзье. Жи>шя застройка Лучезарного города; 1933 г. да. Широко известно, что первое большое здание Ле Корбюзье строил в Советском Союзе — это дом Центросоюза. На проект этого здания в 1928 г. был объявлен конкурс, к участию в котором наряду с советскими архитекторами были приглашены известные зарубежные зодчие, а среди них Ле Корбюзье, Петер Бсренс, Макс Таут и др. Первую премию получила работа Ле Корбюзье, и ему было поручено составить окончательный проект. В период с 1928 по 1930 г. Корбюзье появляется в Москве 3 раза. Он занимается вопросами строительства здания Центросоюза и одновременно знакомится с проектами советских градостроителей, а среди них, очевидно, с концепцией «ссоцгорода» Н. А. Милютина, показанной на выставке конкурсных проектов «Зеленого города» ". О том, как появилась идея Лучезарного города, Корбюзье рассказал в книге «La Ville Radieuse» (1933 г.). После вступительного эссе, посвященного вопросам жизненной среды, он напоминает о том, что в 1930 г. его попросили высказать мнение о принципах реконструкции Москвы. Под названием «Ответ в Москву» он отправил обширный материал с 20 чертежами, на которых наглядно представил свои соображения. Нетронутым он оставил лишь исторический центр города, а остальные его части полностью перестроил по плану, четко разделенному на производственную, административную и жилую зоны. И Корбюзье заключает: «Случилось так, что в одни прекрасный день название «Ответ в Москву» было заменено более широким «Лучезарный город»15.
е изменения, которые произошли в а плане его города еще сохранились гсометризма, в целом он уже не цент-!Т параллельная компоновка отдельных пых перпендикулярно по отношению \\ю, и состоит суть милютинского соц- города. В книге «Лучезарный город» вновь и весьма исчерпывающим образом Корбюзье высказал ряд основных мыслей и среди прочих требование «разгрузить центр городов за счет увеличения плотности, кото-
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.136 (0.016 с.) |