Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жилая территория и ее членение

Поиск

131. Прага. Схема основ­ного членения; 1963 г. Город делится на цент­ральный сектор с обще­городским, центром и пять других секторов с их общественными цент­рами


в функциональном, подчиненной в эксплуатационном и скоординирован­ной в экономическом отношении» 2.

Приведенное определение довольно исчерпывающе, но роль «центро­вого» города здесь несколько завышена. Он излишне противопоставля­ется всей остальной территории, которая характеризуется как подчи­ненная в функциональном и эксплуатационном отношении и которой в системе расселения отводится в значительной степени пассивная роль. Такое преувеличенно одностороннее разделение функций было бы не­желательным и может быть осуществлено лишь ценой больших усилий.

По своему существу город будет лишь более высоким и более комп­лексным элементом всей системы расселения, его зона влияния в ряде случаев не будет точно ограничиваться, а районы этого влияния, пред­ставляющие собой отдельные звенья и выполняющие различные функ­ции, будут взаимно дополнять друг друга. Несколько четче более регу­лярное иерархическое членение, очевидно, можно будет применить в некоторых видах гражданского обслуживания, таких как начальные школы, медицинские учреждения, предприятия торговли и коммуналь­ных услуг. В этой иерархической системе могут найти отражение и раз­ные ступени управляющих и административных функций.

Основной функцией городов и поселков во всей системе расселе­ния, очевидно, и в дальнейшем останется жилье, и жилая территория составит их наиболее крупную составную часть. Разработка жилой тер­ритории городов — предмет наибольшего числа исследований и теорети­ческих работ, где основное внимание уделяется вопросам членения территории на отдельные звенья. В настоящее время, пройдя опытную проверку, система таких жилых звеньев, различающихся размерами и диапазоном обслуживания, находится на стадии стабилизации.

Самое маленькое звено — это жилая группа приблизительно для 2 тыс. жителей, имеющая свою первичную систему обслуживания. Сле­дующая ступень — микрорайон, имеющий школу, детские сады и ясли, торговые точки с товарами ежедневного потребления, пункты услуг, столовую, комплекс игровых площадок и клуб. Раньше средние по раз­меру микрорайоны рассчитывались на 4—5 тыс. жителей, но в Праге и ряде других больших городов себя оправдали укрупненные микрорайо­ны на 6—8 тыс. жителей и более. В них легче развивать систему обще­ственного обслуживания и можно более рационально организовать всю территорию.

В последнее время в Чехословакии и ряде других стран теории жи­лого микрорайона уделялось большое внимание, а во многих случаях

6км

эта проблема отодвину­ла в сторону все другие вопросы структуры жи­лой территории и города как единого целого. Бла­годаря проведенным ис­следованиям удалось до­статочно глубоко прора­ботать вопросы опти­мальных размеров и на­иболее рационального оборудования микрорайо. нов. Однако односторон­нее внимание к этому звену жилой территории иногда приводит к его переоценке и схематично­му использованию опыта без учета конкретных ус­ловий.




Б км<

 


 


132. Прага. Современное членение юго-восточной части города


Жилой комплекс тех же размеров и с тем же, но несколько допол­ненным оборудованием, можно себе представить как самостоятельное звено системы расселения, т. е. как поселок, для жителей которого об­служивание высшей ступени было бы обеспечено в ближайшем более крупном населенном месте. Авторы ряда работ, посвященных будущему развитию сельскохозяйственного расселения, считают оптимальной ве­личиной сельскохозяйственных поселков или их групп 6—8 тыс. жи­телей.

Следующее более крупное звено жилой территории города — это-жилой район в среднем на 30 тыс. и более жителей, который в больших городах служит основным определяющим звеном жилой территории. Такая численность населения дает возможность создать первичный общественный центр с Домом культуры, с магазинами, кафе и ресто­раном, кинотеатром, библиотекой и пунктами обслуживания более вы­сокой ступени. Кроме того, жилой район располагает средней школой,, спортивным комплексом, в перспективе — крытым плавательным бас­сейном и другими элементами обслуживания. Важной составной частью района является зелень, которая не просто пронизывает район, а пред­ставлена здесь уже районным парком. Общественный центр жилого-района располагается таким образом, что пешеходная доступность к нему с самого дальнего конца составляет 15 мин.

Поселок, величиной с жилой район, тоже может образовывать, укрупненный самостоятельный компонент системы расселения, а при учете соответствующего уровня обслуживания эта величина может считаться минимальной для малого города или же небольшого городка вместе с его округой. В этих случаях более подходящей цифрой было' бы 50 тыс. жителей, что при более компактном градостроительном ре­шении все еще представляет собой такое жилое образование, которое



I I



б КМ



 


133. Прага. Перспектив­ное членение юго-восточ­ной части города; 1963 г. По сравнению с совре­менным состоянием оче­видно более четкое функциональное члене­ние жилой территории и более яркое выделение отдельных жилых комп­лексов с их обществен­ными центрами

1 — общегородской центр:

2 — центры секторов; 3 —
центр полуавтономного жи­
лого комплекса (южный го­
род); 4— жилые кварталы со
своими центрами; 5 — места
приложения труда; 6 — зона
отдыха


не нуждается в услугах транспорта и в то же время способствоватьразвить удовлетворительный уровень общественного обслуживания

В этом можно убедиться на примере существующих чехословацких городов, хотя имеющаяся в них система обслуживанияеще не в полной мере рассчитана на управляемую ими территорию.

Следующие ступени членения на группы по 100 тыс. и болеежителей связаны лишь с самыми крупными городами. В отличие от гглого рай­она их иногда называют городской район или же городе:-::н сектор. На территориях таких групп уже необходимы массовый транспорт, бо­лее высокие ступени обслуживания, такие как спортивные стадионы, театры, большая сеть предприятий общественного питает » гостиницы и т. д.

Конечно, это основное членение неизменно и его нельзяжзюльзовать механически, без учета конкретных условий города. Выяснение отдель­ных жилых групп должно проходить в соответстз естественными отношениями тяготения в городе, а их границы определяться в зависимости от существующих или запланирсвгннлЗ. искусственных или естественных преград, в качестве которых выетушшшгт трассы шос­сейных и железных дорог, водные пути, границы лщиупиж функциональ­ных зон и т. п. При этом желательно, чтобы жилой групг~, не проникал транзитный транспорт и чтобы общегородскими коммуникациями с развитым совым транспортом.

Практика показывает, что членение, вания жилых групп в значительной степени в городе. В целом можно говорить о том, что к границе города или же чем более она автономия, быть ее размеры и тем более насыщенной должна располагать.


Развитие сетей обслуживания

 


Характерным признаком современных городов, отраженным в пла­нах их дальнейшего развития, является постоянно растущая потреб­ность в увеличении территорий. Этот признак характеризует даже те города, население которых существенно не увеличивается. Новые тер­ритории оказываются нужными для расширения сетей общественного обслуживания с учетом их современного диапазона и разновидностей. Особенно характерен этот процесс для школ. Их размеры увеличивают­ся в связи с удлинением общего срока обучения, кроме того, возраста­ют площади пришкольных участков. Еще в начале нашего века школы строились непосредственно внутри кварталов доходных домов и еще недавно участок площадью 1—1,5 га считался вполне достаточным. Сегодня школьные участки превышают площадь 3 га, их составными частями стали спортивные площадки, сады и т. п.

Есть много оснований для того, чтобы в процессе дальнейшего раз­вития городов и поселков увеличение их селитебных территорий считать закономерным явлением. В первую очередь это будет связано с улуч­шением жилищных условий и постоянно растущим объемом учрежде­ний общественного обслуживания. Можно себе представить, какие изме­нения произойдут в новом жилищном строительстве и в существующих жилых районах в результате увеличения нормы жилой площади на од­ного жителя с 10 до 15 мг.

Новые территории потребуются для реконструкции старых кварта­лов, сильно переуплотненных в больших городах и лишенных как эле­ментов обслуживания, так и зелени и современных коммуникаций. Некоторые разработки реконструкции отдельных пражских кварталов показали, что, даже при существенном увеличении застройки, в новых жилых домах, построенных на площади, полученной в результате сло­ма старого жилого фонда, можно будет предоставить жилье лишь ИЗ- или 1/2 жителей, проживавших здесь ранее. Это значит, что для ос­тальных 1/2 или 2/3 жителей надо будет построить жилье на новых сво­бодных территориях.

В такой плотнонаселенной стране, как Чехословакия, с новыми территориями надлежит обращаться особенно бережно и стремиться использовать их предельно экономично.

Иногда переоцениваются возможности высотной застройки и не об­ращается внимания на тот факт, что если при застройке до шести — восьми этажей плотность населения получает возрастающую тенден­цию, то при последующем увеличении высоты зданий количества жителей на 1 га уже растет не существенно. Здесь, очевидно, действует правило золотой середины. Отсюда следует, что, если нежелательна чрезмерная рассредоточенность застройки, не только неэкономичная, но и ведущая к распадению жилых комплексов, то в той же мере нежела­тельна и повышенная плотность, ухудшающая санитарные условия и затрудняющая создание комфортабельной жилой среды.

С жилыми комплексами тесно связано общественное обслуживание, роль которого непрерывно возрастает как в системах расселения, так и в городах. Если раньше жилой дом был тем местом, где протекала вся жизнь семьи, где сосредоточивались воспитание, образование, лече­ние, отдых, культура, товарообмен и даже производство, то сегодня все эти функции, все более отрываясь от жилья, устремляются в само­стоятельные объекты. При этом обширный комплекс общественного обслуживания непрерывно обогащается и дифференцируется, увеличи­вается потребность в новых земельных участках и усиливаются требо­вания к размещению отдельных элементов этой системы. Требования к общественному обслуживанию повышаются вместе с повышением жизненного уровня и с увеличивающейся долей свободного времени.

Одни элементы общественного обслуживания размещаются не­посредственно в жилых комплексах, другие — в центрах городов или, наоборот, в пригороде. На примере условий, создаваемых для отдыха



 


Общественные центры

 

134. Прага. Схема цент­ральных площадей; 1963 г. Общественный центр большого города формируется в виде си­стемы площадей

1 — площади на территории исторического ядра; 2 — но­вые площади центра; 3 — центры секторов


и спорта, видно, сколь богатыми могут быть отдельные виды общест­венного обслуживания — от зеленых уголков и спортивных площадок для самых маленьких детей, устраиваемых по соседству с жилыми до­мами, через городские парки и спортивные центры вплоть до лесопар­ков и обширных зон отдыха в близлежащих городах.

В последнее время стало ясно, что размещение группы элементов общественного обслуживания в общественных центрах обладает рядом преимуществ. Уже в микрорайоне можно говорить о своего рода микро­центре, который образуется за счет первичной группы торговой сети и коммунальных услуг. Более развитые местные центры формируются из элементов общественного обслуживания жилого района, а более вы­сокие ступени центров соотносятся с городскими районами или секторами.

Создание местных центров важно для повышения жизнедеятельно­сти жилых комплексов, оно удобно с точки зрения использования его отдельных элементов и дает возможность при строительстве объеди­нять их в более развитые объекты.

Размещение локальных центров зависит от местных условий. Жела­тельно, чтобы к ним была обеспечена пешеходная доступность и чтобы на пути к ним не приходилось пересекать оживленную транспортную магистраль. Отсюда был сделан вывод, что наиболее удобно размещать такие учреждения в геометрических центрах соответствующих жилых комплексов и связывать их с внутренними пешеходными путями. Но оказалось, что такие центры тяготеют к коммуникациям и особен­но к остановкам массового транспорта, что особенно удобно для насе­ления. Одновременно ощущается и определенное тяготение первичных центров к центрам более высоких ступеней.

В большинстве новых жилых районов чехословацких городов пла­нируется создание местных центров, и такие центры постепенно строят­ся. Хуже обстоит дело с существующими районами и кварталами, где отдельные элементы обслуживания размещаются случайно. При этом можно наблюдать стихийную концентрацию узлов обслуживания на отдельных участках главных улиц жилых районов или же на пере­крестках путей массового транспорта, где чаще всего размещаются магазины. Такие факты свидетельствуют о стихийном тяготении узлов обслуживания к массовому транспорту, но результат оказывается не­удовлетворительным. В таких «местных центрах» приходится много раз переходить через дороги и перекрестки и двигаться по тротуарам, пол­ным пешеходов.

Самые лучшие зарубежные общественные и торговые центры, со­здаваемые в новых английских городах, в восстановленном центре

Зкм

Роттердама или в приго­родах Стокгольма, преи­мущественно представля­ют собой пешеходные пространства, насыщен­ные зеленью, малыми формами архитектуры и детскими площадками. Было бы неплохо учесть опыт и сотен новых тор­говых центров США, где стремление привлечь внимание потребителя со­действует чрезвычайной тщательности проработ­ки градостроительного к архитектурного реше­ния всего комплекса




зданий и их деталей. Одновременно серьезно продумываются условия наиболее рациональной организации центра и всего его оборудования.

Весьма сложную проблему представляют собой общегородские центры, значение которых не снижается от того, что в отдельных рай­онах создаются свои местные центры. Разработка общегородского центра и руководство его строительством относятся к наиболее сложным градостроительным задачам. В центре города размещается целый ряд учреждений общегородского значения, а в старых городах здесь же находится большое число различных мастерских, складов, разных оф-фисов и элементов административного управления. Ежедневно центры городов посещает в среднем 30% их населения, а вследствие радиаль­ной сети улиц большинства городов через центр проходит весь городской транспорт, включая транзитный.

При формировании общегородского центра действуют те же прин­ципы, которые свойственны центрам местным. Здесь также важно обеспечить хороший уровень обслуживания транспортом и одновре­менно выделить необходимые площади и пространства для пешеходов. Стремление к созданию пешеходных центров становится понятным в связи с непрерывным развитием автомобилизма. Конечно, недоста­точно только выделить часть улиц для пешеходов, нужно решить еще ряд эксплуатационных проблем, изменить функции отдельных объ­ектов и т. п.

Местные центры и центры малых городов обычно стремятся ожи­вить, сосредоточивая в них все пригодные для этого элементы общест­венного обслуживания. В центрах больших городов создается прямо противоположное положение. Из них стремятся вывести все, без чего можно обойтись. Это касается не только всех складов и производствен­ных цехов, но также различных учреждений обслуживания и мастер­ских. Кроме того, желательно размещать вне центра и крупные ансамб­ли административных зданий, а также некоторые другие важные объекты, выполняющие общегородскую или еще более высокую функ­цию. Такие здания и объекты могут существенно обогатить облик рай­онных центров. Напротив, в центре желательно оставить определенную часть жилья, хотя здесь у него наряду с преимуществами есть и свои специфические недостатки.

По сравнению с теми неприятностями, которыми грозит чрезмерная интенсивность использования площадей жилых районов, значительно большую опасность представляет собой перенасыщенность центров городов, что является следствием реконструкции жилых районов. К со­жалению, сегодня это довольно распространенное явление наблюдается в ряде крупных зарубежных городов. В их центрах происходит нагро­мождение все более высоких административных зданий, усиливается концентрация мест приложения труда, ухудшаются санитарные усло­вия и условия для работы транспорта. Одним из примеров этого рода может служить реконструкция территории Nedre Normalm в Стокголь­ме. Общая картина группы 15-этажных административных зданий с пешеходными участками, торговым центром, концертным залом, различным оборудованием производит весьма благоприятное впечатле­ние. Однако тем самым в силуэт города внесен неблагоприятный эле­мент и, что еще хуже, непосредственно в центре города сосредоточились административные здания с общей площадью помещений 80 000 м2 и складские помещения с общей площадью 45 000 м2.

Сложны и транспортные проблемы центров. Особенно сильно они дают себя знать в американских городах в связи с максимально раз­витой здесь степенью моторизации.

В ряде стран составной частью городских центров служат истори­ческие ядра — первоначальные средневековые города, окруженные но­выми кварталами, главным образом XIX и XX вв.

 

135. Прага. Основные пешеходные пути. Они идут главным образом через историческое ядро и зеленые пояса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.011 с.)