Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Градостроительный идеал БатиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
49. Ян Котера. Проект рабочей колонии в Зли-ке; 1918 г. Злин, ставший центром преуспевающих фабрик Бати, в период у.-в.- ду двумя мировыми войнами рос быстрее других чехословацких горе дов. В этом небольшом моравском городке в 1921 г. проживало 7.г. человек, в 1930 г. эта цифра выросла до 26 тыс., а в 1940 г. — уж«42 тыс. человек. Столь бурному росту города и широким плана:, не могли отвечать ни проект планировки Яна Котеры, созданные в 1918 г. для идиллического жилого района с 8 тыс. человек, ни р£-ботанная Ле Корбюзье перспектива зонального города, состоящего и высотных домов. Об урбанистических представлениях Бати лучше всего свидетеле ствуют различные проекты «идеальных промышленных городов. рые по его заказу разрабатывали известные архитекторы того ври1 Несмотрн на большое число конкретных решений, проекты объг некоторыми общими чертами, нашедшими отражение в концепзш Злина. Если в столичных городах периода барокко и классицизма тзщ ные лучевые улицы сбегались к резиденции феодала как к осное ядру композиции, то в новейших «идеальных городах» таким центтв стали ворота фабрики. Пространство перед ними представляло ехда единственную большую территорию, где рабочие собирались под а*. зором своих шефов. Значительный участок этой территории заникф магазины, принадлежавшие, разумеется, фабриканту. Рабочему те! мым создавались все условия для беспрепятственного возврата нимателю части заработной платы. Основная часть городской тер: at рии сплошь была покрыта коттеджами, также принадлежавшими:* риканту, но способными при этом рождать в голове рабочего цель;. иллюзий, выгодных капиталисту. Семья Бати выработала даже довольно стройную теоретически >: «стему — распорядок «идеального промышленного города для 10— \2-rn жителей»; размеры такого города, его расположение в сельскохоз жас венных областях на значительном удалении от старых промышлсяи центров нашли в этой системе свое конкретное обоснование: «1. Изолировать служащих предприятия от политически сознателв го и революционно настроенного пролетариата. Начальство много г» шествует, и у него должна быть уверенность в том, что на предприяг не возникнет общественных беспорядков. 2. Получить дешевую рабочую силу, поскольку в месгах быпг^ шен, лугов и лесов у населения был низкий уровень жизни и мин; J. ные запросы.
D 50. Яозеф Гочар. Идеальный город на 10 тис. жителей; 1937 г. Традиционная градостроительная композиция трансформирована здесь в соответствии с потребностями функционального расположения промышленного города 1 — завод: 2 — аэродром; 1 — выставочная территория; 4 — огороды; 5 — торговый и 5 — жилые комплексы на
3. Получить дешевые земельные участки (от 0,2 до 2 крон за1л2), 4. Обеспечить экономичность и организационную управляемость не Этим принципам никак нельзя отказать в целенаправленности и продуманности. Мало в какой градостроительной концепции можно встретиться со столь недвусмысленным выражением определенных интересов, ставящих, однако, под сомнение поэтический лозунг Корбюзье о том, что планы — это не политика, но рациональные и лирические памятники, воздвигнутые посреди случайности. Злин перерос предполагавшиеся оптимальные размеры, но его застройка вполне отвечала батевским принципам. Здесь было и главенст- вующее положение фабричных ворот, окруженных магазинами, и композиционно выделенные административные здания руководства предприятия, и жилые колонии. Застройка, привлекающая наибольшее внимание в современном Готвальдове, — район им. Юлиуса Фучика, дом-коммуна, башенные и продольные дома — не имеет ничего общего с наследством Бати. Все они были построены уже после войны, в условиях нового общественного строя, на новом этапе развития города. Что же касается общей оценки строительства довоенного Злина, то дать ее вовсе не так просто, поскольку это строительство представляло собой конгломерат сложных, часто взаимоисключающих сторон развития архитектуры и градостроительства в условиях капиталистического общества. С одной стороны, город развивался в соответствии с потребностями Бати и ярко воплотил эти потребности в своей структуре. С другой стороны, город был новым и уже этим своим качеством выгодно отличался от ряда других промышленных городов. Здесь не было отвратительных кварталов доходных домов XIX в. с их неудобными квартирами, недостатком инсоляции и несоблюдением элементарных требований гигиены. Современная градостроительная концепция включила в себя и простор и зелень. Нельзя забывать, что Батя умел хорошо считать и знал, что его фабрики, магазины, целые поселки и города должны своей архитектурой производить впечатление на его служащих и быть особенно хорошей рекламой как его изделий, так и экономических и политических идеалов. Умел Батя подбирать и способных архитекторов. Среди них оказались люди, придерживавшиеся прогрессивных политических взглядов. Их менее всего интересовали градостроительные представления Бати. Свое основное внимание они направили на изучение теоретических принципов передовой, в том числе советской, архитектуры, что, разумеется, не могло не отразиться на их творчестве. Современные Концепция малых городов как самостоятельных частей структуры малые города расселения развивается по сегодняшний день. Еще во время второй ми- ровой войны Вальтер Гропиус, его коллеги и ученики создали в США ряд проектов поселков, в которых стремились к максимально целесообразной организации жилых комплексов. В этих теоретических работах были учтены новые условия работы транспорта, отделение транспортных коммуникаций от пешеходных путей. Вместе с Мартином Вагнером Гропиус пришел к выводам, которые можно было бы использовать при дальнейшей реконструкции и строительстве новых городов. Гропиус считает необходимым прежде всего снизить чрезмерную плотность и концентрацию жителей: «Прежде всего мыдолжны тех жителей, которые не связаны с городом своей постоянной работой, вместе с мелкой промышленностью переместить за город, в поселки... Освободившиеся городские территории можно использовать для необходимого благоустройства, для разбивки парков и создания коммуникаций, соединяющих жилые кварталы с общественными центрами. На начальном этапе реконструкции, т. е. при проектировании на свободных участках новых микрорайонов, необходимо приобрести тот опыт, который понадобится на значительно более сложном этапе последующего строительства новых жилых массивов в старых городах»27. Идеальным он считает жилой массив на 5—6 тыс. жителей, спроектированный таким образом, чтобы все общественные учреждения нахо дились в 10—15 мин ходьбы и чтобы пешеходные пути нигде не перекрещивались с транспортными коммуникациями. Имея в виду конкретное общественное устройство. Гропнус рекомендует построить вокруг городов небольшие поселки с сельскохозяйственными участками, которые могли бы «вобрать в себя в периоды кризисов хотя бы часть безработных» 2S. Голландские архитекторы разрабатывают новые концепции малых городов и поселков на полдерах, занимаясь при этом поисками таких 51. Школа В. Гропиуса и М. Вагнера. Оптимальный жилой массив на 5 тыс. жителей; 1943 г. В решении жилого комплекса особое внимание уделено отделению автомобильного транспорта от пешеходных путей. Переулки, обеспечивающие возможность подъезда к отдельным домам и одновременно препятствующие сквозному проезду транспорта, являются типичным признаком, в частности, американских «автомобильных» поселков планировочных решений, которые бы обеспечивали возможность органичного роста поселков на длительную перспективу. В Чехословакии разработкой небольших жилых комплексов занимался Карел Гонзик. Он пришел к интересной концепции «пешеходного поселкам, для которого характерно минимальное использование транспорта внутри жилого массива. На организации систем общественного обслуживания жилых районов большое внимание е своих разработках сосредоточил Иржи Штур-са, а на взаимосвязи и организации отдельных функций населенного места-—Иржи Воженилек. Много идей содержится также в тех конкретных проектах новых поселков и городов, которые сопровождают развитие промышленного производства в ряде стран. Большие возможности предоставляют также те новые города и пригороды, при помощи которых в Англии. Швеции, Финляндии и других странах пытаются снизить чрезмерную концентрацию населения в больших городах. Большой и малый город При разработке проектов строительства и реконструкции большие и малых городов приходится решать проблемы, специфичные для каждого из городов этого типа. Если большой город стремятся рассредоточить, ограничить его дальнейший рост, то в малом городе, наоборот, думают о стимулировании его планомерного развития. Из больших городов производство стремятся вывести, в то время как размещение промышленности в малых городах является условием их развития. Центры больших городов перенасыщены и страдают от чрезмерной концентрации людей и транспорта. Центру малого города, наоборот, необходимо значительно большее оживление и несколько усиленная концентрация. Большие города страдают гипертонией, малые — анемией. Малые города не страдают транспортными проблемами. Значительную роль здесь играет транзитный транспорт, и поэтому вопрос обычно решается простым созданием обходных коммуникаций. Если в большом городе очень трудно обеспечить контакт его жителей с природой и улучшить чистоту атмосферы, то в малом городе трудно создать желательный объем общественного обслуживания и построить такие инженерные сети, которые в большом городе — очевидная необходимость. В малом городе все учреждения и вге его отдельные части находятся в пределах пешеходной досягаемости. Большой город без транспорта был бы совершенно немыслим, а жизнь супергородов парализует и сам транспорт, который в то же время является условием их существования. В больших городах исследуют верхние границы величин, превышение которых нежелательно и ведет к чрезмерным расходам на организацию жизни города, содержание его транспорта и технических сетей. В малых городах и поселках, наоборот, изучают нижние границы величин, выход за пределы которых создает неблагоприятные предпосылки для экономичного развития основной системы общего, школьного, культурного, медицинского и технического обслуживания. Существенно различаются и эстетические проблемы большого и малого города. В малом городе очень важно использовать достоинства ландшафта и природных условий. Здесь фальшиво прозвучат элементы чрезмерной монументальности и геометрических систем, в то время как в больших городах в отдельных случаях они могут оказаться достаточно впечатляющими. Основные структурные и композиционные элементы большого города — это целые жилые и промышленные районы, большие парки и сложные транспортные системы. В малом городе урбанист имеет дело со зданиями и их группами, отдельными деревьями н небольшими пространствами. Теоретические проекты и отдельные реализации принципов малыхгородов и городов-садов оказали свое воздействие и на решение проблем больших городов. Они подняли значение природного фактора, в особенности рельефа местности и зелени, напомнили о роли градостроительных деталейи свободной композиционной структуры. Они оказали свое влияние и на разработку структуры больших городов, которые видоизменяются, переходя от состояния первоначального нерасчлененного сплава к органичной системе отдельных функциональных и композиционных звеньев. Они содействовали углублению интереса к проблемам жилой среды человека и особенно к его микросреде, которая в масштабах больших городов часто уходит из поля зрения. В связи с проблемой города-сада начали исследовать влияние город-скоп среды на состояние здоровья ее жителей, и не случайно приверженцами и пропагандистами этого движения часто оказывались гигиенисты и врачи. Нельзя переоценить и той важной роли, которую в городах играет зелень по всех ее формах — от больших паркоаых систем и защитных поясов вплоть до мелких деталей в виде одного дерева или клумбы. Развитие теоретических концепций малых городов и гододов-садов вызывалось различными мотивами, составившими довольно сложную картину. Большую роль в этом развитии сыграла критика больших го-
родов и убежденность в том, что их проблемы неразрешимы. Немалое влияние оказали взгляды утопистов, полагавших, что именно малый город явится тем типом расселения, который постепенно заменит современные, стихийно выросшие агломерации. В формировании концепций малых городов нашли отражение и нереалистичные представления о том, что процессы концентрации населения, вызываемые экономическими причинами и развитием промышленного производства, можно преодолеть лишь простым убеждением в преимуществах городов-садов. Свое слово сказало и стремление к бегству из больших городов в идиллическую и далеко не всем одинаково доступную среду города-сада. Разумеется, па возникновении теории малых городов сказалось и просто стремление создать благоприятную среду для жизни человека, для его работы и отдыха. Понятно, что малый город со своими преимуществами и недостатками и в дальнейшем останется одним из довольно распространенных элементов системы расселения. При этом ясно и то, что он не может стать единственным и универсальным компонентом этой системы. К такому же выводу пришли и участники юбилейного заседания, посвященного 50-летию основания Международной федерации жилья и генерального планирования, проходившего в 1963 г. Темы обсуждения формулировались в виде вопросов; «Какой была идея городов-садов? Что с ней стало? Имеет ли она значение еще и сегодня?» Основной доклад сделал один из наиболее упорных и активных пропагандистов идеи городов-садов английский урбанист Ф. Д. Ос-борн, который следил за развитием идеи Хоуарда почти с момента ее зарождения. Симптоматичным было название заключительного доклада конференции— «Большие города или больше городов?» В нем констатировалось, что условия изменились и «огромный диапазон проблем решительно превзошел все то, что имело место в дни движения за города-сады»29. Развитие теории малого города и города-сада отразило объективный процесс постепенного осознания того факта, что современное сложное и многоликое расселение нельзя заменить сетью малых городов-садов, окруженных парковыми поясами и сельскохозяйственной землей, сколь привлекательной и идиллической не была бы такая картина. Малый город не стал и не станет единственно возможным компонентом расселения не потому, что мы не поняли аргументов его глашатаев или не захотели ими руководствоваться. Этого не произойдет потому, что такой характер расселения противоречит условиям размещения и развития производительных сил и не соответствует объективным потребностям и возможностям человеческого общества. Сноски к главе VI Самая большая литература по теме малого города относится к началу нашего века, когда движение за города-сады прошло по всему миру и ряд урбанистов ожидал, что с их помощью можно разрешить проблемы больших городов. Наиболее систематически сведения о начальных этапах развития городов-садов, особенно в Англии, изложены в книге: С. В. Р ц г d о m. The Garden City. A Study in the Development of a Modern Town. London, 1913. l.C. N. L e d о u x. L'Architecture considerce sous le rapport de l'art, des moeurs et dc la legislation. Paris, 1804, p. 101- E. К a u f m a n n. Die Stadt des Architcktcn Ledoux. Kunstwissenschaft-Hche Forschungcn. Zweiter Band. Berlin, 1933, S. 132. 2. Это интересное творчество французских и других архитекторов революционного времени описано, в частности, в сочинениях Э. Кауфмана и Е. Розенау. Интересен разработанный Ж- Н. Собрэ проект Храма бессмертия в виде плавающего по озеру шара с залом заседаний внутри. 3. J. S. Buckingham. National 4. Там же, стр. 183. 5. R. P ember to n. The Happy Co 6. B. W. Richardson II v g e i a. 7. Это, в частности, книги Coningsby 8. Название первого издания книги измененное издание 1902 г. — Garden Cities of To-Morrow — отразило название всего движения, начатого евн в 1899 г. с основания Garden City Association. 9. Э. Говард. Города будущего. 10. R. U n w i п. Town Planning in 11. Первоначальное название — In 12. С. В. Purdom. The Building of 13. E. Howard. How far Have the 14. A. R. Sennett. Garden Cities 15. В. Л. Ружже. Города-сады. тей и в других журналах, а также свою кандидатскую диссертацию. 16. Э. Г о в а р д. Города будущего. 17. Th. Frit sch. Die Neue Gemein- 18. E. Howard. Gartenstadte in 19. E. Howard. Zahradne mista 20. Clarenc S. Stein. Toward New 21. Там же, стр. 42—44. Градострои 22. W. Hegemann. City Planning 23. T. Garnic r. Une Cite Indust- 24. Там же, стр. 5. 25. Там же, стр. I. 26. J. Hubacek, J. Stasa. Od stareho 27. Walter Gropius, Rebuilding 28. Там же, стр. 52. 29. J. V i n k. Bigeer cities or more VII. НОВЫЕ ФОРМЫ РАССЕЛЕНИЯ За последние десятилетия возникло много новых градостроительных концепций, радикально отличающихся от традиционных. Появился целый ряд различных проектов, объединенных идеей отрицания традиционного центрического города, поисками новых планировочных приемов И нового функционального расположения населенных мест. Некоторые из этих проектов совершенно отвергают сосредоточенные формы расселения. Еще в 80-е годы прошлого века испанский инженер и философ Ар-туро Сория и Мата выдвинул идею линейного города, популярность которого приблизилась к уровню известности города-сада Хоуарда. Впервые свои идеи Сория и Мата изложил в серии статей, опубликованных в мадридском журнале El Progreso в 1882 г. Тогда же он выпустил брошюру, в которой содержался проект строительства кольцевой линии скоростного трамвая, соединяющего Мадрид с рядом населенных мест в его окрестностях. Двумя годами позже Сория и Мата обобщил свои взгляды в книге «La Cuidad Lineal»1. 5 марта 1894 г. Сория основал общество «Compania Madrilena de Urbanizacion» (CMI), которое в пригороде Мадрида начало строить первый участок линейного города и развило огромную пропагандистскую деятельность. Если у Хоуарда был целый ряд предшественников, от которых он отталкивался, то Сория и Мата выдвинул идею существенно новую. До него намек на подобную форму расселения можно найти лишь у Филарете в его описании района ремесленников, который должен был состоять из коттеджей в садах, расставленных в длинный ряд вдоль канала.
Линейные формы расселения 52. Цисаржов у Оломоу-ца; приблизительно 1782 г. Типичный пример линейного массива сел, расположенных по классической схеме Линейный город Сория и Мата Некоторые аналогии планировочного приема линейных городов можно найти и в существующем расселении, в частности там, где это вызвано конкретной конфигурацией рельефа и другими природными условиями. Вытянутая планировка характерна для городского и сельского расселения вдоль дорог и в долинах небольших рек. Вытянутую форму имеют отдельные прибрежные города, в особенности там, где узкая полоска побережья сдавлена возвышенностями. В Чехословакии некоторым подобием линейной формы расселения может считаться город Литвинов, узкая лента которого сжата между отвесным склоном Рудных гор и выходом добываемого здесь угля. Многие из тех поселков, которые были заложены в Чехии преимущественно в конце XVIII в., имеют простую и регулярную вытянутую планировку. Например, поселок Цисаржов в районе города Оломоуц. Совершенно неожиданным оказывается решение поселка Нове Кестр-жаны у Стракониц, ведущего свое начало тоже с конца XVIII в. и построенного рядом со старинным романским поселением. Жилой пояс состоит из одного ряда домов и хозяйственных построек, вытянувшихся вдоль дороги на расстоянии 1600 м. В центре этого линейного массива когда-то был двор, поэтому и у изгиба плана есть свое функциональное оправдание. Массив Новых Кестржан является некоторым прообразом линейных домов Гинзбурга и Корбюзье. Он лишний раз свидетельствует о бесспорной преемственности различных градостроительных концепций и учит видеть рациональное зерно даже в тех проектах, которые зачастую кажутся оторванными от жизни. Сория и Мата продумывает концепцию линейного города в связи с уровнем развития транспорта и характером расселения конца XIX в. Ведущая роль транспорта довольно четко отражена в главных принципах планировки и застройки линейного города, сформулированных следующим образом: «1. Вид транспорта определяет форму строительства городов. Устройство города будет совершенным, когда сумма времени, необходимого для передвижения из одного дома во все остальные, будет минимальной, как это бывает в линейных городах. Поскольку самым быстрым и са-
S3. Иове Кестржаны у Стракониц. Кружком обозначено место бывшего подворья у перекрестка дорог. Отчетливо виден массив непрерывной линейной застройки. План поселка фактически предвосхищает современные градостроительные концепции линейных домов мым дешевым является рельсовый транспорт, города должны иметь продольную и линейную форму, вытянутую вдоль рельсовых путей. 2. План города должен предшествовать его строительству. 3. Планировочные типы улиц и кварталов должны быть как можнс 4. Распределение территории должно быть таким: 1/5 — для жилья. 5. Застройка по принципу: каждой семье — дом, а при каждом до-| 6. Достаточная удаленность домов от дороги. 7. Соблюдение принципа триангуляции (в каждой стране со време 8. Трудные участки. После преодоления водных поверхностей, i и других препятствий... ширина города ограничится площадью, необходимой для простой или сдвоенной коммуникации и линии рельсовог. j транспорта. Если не представится другой возможности, линейные и точечные города будут соединены висячими или подземными дорогамп- 9. Возвращение к природе. Уход из городов в оставленные села. 10. Справедливость в разделении земли»2. Основой плана и главной осью линейного города, по мысли Сория. I должна была стать коммуникация «cardo» шириной 40—100 м. От четырех до восьми рядов деревьев делят ее на среднюю проезжую до-| рогу, линию рельсовой дороги, тротуары и вспомогательные коммун! кации вокруг домов. 54. Артуро Сория и Мата. Линейный город; 1884 г. Первый участок линейного города был привязан в пригороде Мадрида к трамвайной линии, и его предполагали продлить дальше вокруг города / — конторы общества CMI: 55. Артуро Сория и Мата. Линейный город между двумя существующими центрическими го родами; 1884 г. Сория и Мата считал, что все важнейшие современные города будут постепен-■-'о соединены между со-'юй линейными жилыми массивами, выстроенными вдоль транспортных магистралей Поперечные улицы предполагались шириной 20—40 м, а улицы на окраинах жилого пояса — 10—20.«. Через каждые 300 м, на перекрестке главной улицы с поперечной располагался бы комбинированный пункт общественного обслуживания, в который помимо трамвайной станции входили бы почта, медицинские учреждения, полиция и т. п. Отдельные, правильных очертаний кварталы делились бы на участки со средней площадью 400 м-. Они предназначались для коттеджей не выше трех этажей, занимающих максимально 1/5 часть участка. Первый участок линейного города в соответствии с выработанными принципами энтузиасты CMI начали строить в районе Мадрида, меж ду Пуэбло Нуэво и Хамартин де ля Росе протяжением 5200 м. Город в целом планировался длиной 50 км. Главную ось образовывала трамвайная линия, первоначально представленная конкой, позже — транспортом на паровой тяге, а с 1909 г. на электротяге. Планы общества не ограничивались лишь пригородами Мадрида. Была предложена целая система линейных городов для возведения их между самыми большими испанскими городами, вдоль морских побережий, в Европе и колониях. Таким образом, еще в 90-е годы была сформулирована грандиозная концепция, которая затем по-разному варьировалась во многих проектах линейных городов. Эта концепция сложилась в соответствии с характером образования Сория — инженера и транспортника. Но примечательно как раз то, что именно в транспортном решении содержится не только основа притягательной силы идеи линейного города, но и корень ее ошибки. По-видимому, автор увлекся перспективами развития массового рельсового транспорта, растущее значение которого он правильно предусмотрел. Но при этом он не учел, что у массового транспорта должны быть остановки и что поэтому нет никакого основания равномерно обстраивать его линии. Исключение могли составить лишь инженерные сети, которые можно было бы провести вдоль главной коммуникации линейного города. Кроме того, при узкой полосе застройки индивидуальными домами невозможно обеспечить достаточное использование трамвайных линий, что приводит к неэкономичности в эксплуатации и такому увеличению интервалов движения, что транспорт практически перестает выполнять свою роль. К тому же именно в такой разновидности линейной формы расселения система общественного обслуживания оказывается труднодоступной. Комплексно, по плану не было построено ни одного линейного города Но пажно то, что Copufl и Мата точно понял зависимость характера рассе- Дезурбанистические теории ления от транспорта, влияние которого, однако, п большинстве случаев носит стихийный характер. В особенности это относится к автомобильному транспорту, который содействует нежелательному росту жилья вдоль дорог. Довольно часто транспортная магистраль, вынесенная из пределов населенного пункта, в течение нескольких лет вновь обрастает жилыми домами. На это явление обратил внимание американский инженер Эдгар Чемблесс. Еще в 1910 г. он разработал концепцию так называемых шоссейных городов — жилых поясов, располагаемых над коммуникациями 3. В настоящее время, особенно в США, автомагистрали становятся настоящими магнитами для самых различных заведений, окружающих дороги непрерывными рядами. Вместе с бензоколонками и станциями технической помощи здесь появились мотели, магазины, рестораны, кинотеатры и другие элементы общественного обслуживания. Линейный город относится к наиболее явным дезурбапистическим концепциям, особенно в некоторых своих более поздних вариантах. С этой точки зрения он стоит довольно близко к тем проектам, которые полностью отрицают даже малые города и предусматривают рассредоточение расселения при помощи небольших поселков. Зародыши таких идей можно найти в далеком прошлом. Так, еще утописты лишь в исключительных случаях допускали возможность сохранения городов, а идеал видели в небольших поселениях, о чем свидетельствуют теории Фурье и Оуэна. В конце XIX в. идея полного отрицания городов нашла поддержку в анархистском движении. Один из его теоретиков, П. А. Кропоткин в заключении к своей наиболее известной теоретической работе призвал рабочих: «Устраивайте фабрики и заводы возле ваших полей и работайте в них»4. Некоторые теоретики дезурбанизации ссылаются также на взгляды некогда популярного французского экономиста и активного пропагандиста кооперативного движения Шарля Жида, который сам испытал влияние Фурье и был приверженцем идей городов-садов и линейных городов. Свои взгляды он пропагандировал в многочисленных лекциях, изображая в них будущий мир «наполненным тысячами различных ассоциаций — сельскохозяйственных, промышленных, потребительских и т. д. «Я вижу, — говорил он, — как право на все — на землю, продукцию, заводы — принадлежит ассоциации»5. Наиболее сильно идеи дезурбанизации повлияли на отдельных немецких архитекторов начала 20-х годов — периода, когда для архитектуры Германии были характерны черты экспрессионизма. Творчество прогрессивных архитекторов того времени, объединенных в Рабочий совет по искусству, отразило разочарование, связанное с поражением революции в Германии. По этому поводу в 1919 г. высказался скульптор и архитектор Герман Обрист: «Да здравствует утопия. В действительности это то единственное, что нам остается. Давайте жить в Утопии, придумывать планы и воздушные замки, делать все «как-будто» и подготавливать время, которое наступит через 30 лет»6. Урбанистические — или скорее дезурбанистические — представления Рабочего совета по искусству, распавшегося в 1921 г., наиболее четко сформулировал Бруно Таут, которого по праву можно считать одним из вдохновителей этой группы. В утопическом письме к своим друзьям от 24 ноября 1919 г. он пишет: «...мы верим, что только полный переворот может привести нас к труду. Мешанин, включая наших коллег, справедливо чует в нас революцию. Все привычные понятия и принци- пы рассеиваются и распадаются»7. В другом письме 1920 г. Бруно Таут высказывает свое мнение о го роде: «Может ли стать распад городов препятствием на пути к дальнейшему объединению? Сегодня город — это каменная пустыня. Он должен совершенно исчезнуть и он исчезнет... Как это произойдет? Этого, очевидно, не знает даже земля...»8. Таутовский «распад городов» 56. Элиэль Сааринен. Большие Хельсинки; 1918 г. Генеральный план Хельсинки является самым известным градостроительным проектом автора, в котором он применил принцип децентрализации. В данном конкретном случае разгрузка плана достигнута за счет водной поверхности, расчленяющей городскую территорию В 1920 г. Бруно Таут выпустил книгу «Распад городов или Земля — хорошее жилище»9, ставшую лозунгом дезурбанистических теорий. Существенную часть книги составляет тридцать частично цветных изображений различных поселений, кристаллообразных сооружений и абстрактных архитектурных композиций, сопровождаемых надписями. В заключении приведены отрывки из произведений различных авторов, которые должны якобы подтвердить правильность идеи «распада городов». Рисунки Таута и сопровождающий их текст достаточно образно передают ощущение разочарованности и поисков выдуманного рая без городов. На первом же рисунке под изображением развалин современного города мы читаем: «Пусть рухнут воздвигнутые безобразия. Каменные дома рождают каменные сердца». На нижней половине страницы дан вид идиллической местности с равномерно расположенными небольшими домами поселков, планы которых имеют форму цветов, В орнамент рисунка вписаны слова: «Теперь наша земля расцветает...»10. Подобного рода изречения сопровождают рисунки, изображающие рабочие поселки на 500—600 жителей, системы нового расселения с коммуникациями и каналами, сельскохозяйственные колонии, общественные здания и т. п. Существом всей крайне дезурбанистической концепции является замена всего существующего расселения системой маленьких колоний, которые как бы разбредаются но земле, образуя рав- номерную сеть отдельных домов без ярко выраженных поселенческих центров. Интересно, что почти в то же время Бруно Таут вместе с другими авторами выпустил намного более консервативную книгу «Корона города»11. В отличие от предыдущей работы здесь преимущественную часть иллюстративного материала представляют фотографии исторических зданий и городов, а также таутовские рисунки городских центров и их доминирующих сооружений. Таут исходит из того, что церкви и церковные здания не могут образовывать основных элементов силуэта современного города. Новые возможности он увязывает с большими залами собраний, театрами, Домами культуры и т. п. Органическая Кроме дезурбанистических теорий немецких архитекторов 20-х го- децентрализация дов были разработаны и другие концепции, в основе которых тоже лс архитектор Элиэль Сааринен примерно в те же годы ищет намного более реалистические пути преобразования современных крупных городов. Свои представления о структуре города, состоящего из отдельных полуавтономных образований, он продемонстрировал на ряде генеральных планов отдельных городов еще в период первой мировой войны. Элементы типичных для него решений можно распознать на плане Таллина 1913 г., а наиболее отчетливое их воплощение — на известном плане Хельсинки 1918 г. Именно этот проект по праву считают одним из важных этапов развития представлений о структуре большого города, а иногда ег
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.017 с.) |