Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наилучшее государство Бернарда Бользано.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Из немецких утопистов того времени вопросами расселения больше других занимался Франц Генрих Зигенхаген. Свои взгляды он изложил в философском произведении «Lehre vom richtigen Verholtniss», изданном в 1792 г. в Гамбурге30. В этой работе он предлагает заменить современные города и села системой небольших поселений с правильными четырехугольными планами. Он допускает использование и существующих поселений, но с условием их коренной перестройки. Девять его «колоний» объединялись в кантон, в котором отдельные поселки располагались в шахматном порядке, а в центральном из них сосредоточивалась система общественного обслуживания всего кантона — Дом торговли, культурный центр, гостиница, больница для приезжих, а также фабрики и мануфактуры. Интересно, что для собственных жителей колония не располагала ни больницей, ни тюрьмой, поскольку предполагалось, что в будущем обществе не будет ни больных, ни преступников. Представление Зигенхагена обо всей системе расселения довольно проницательно. Он видит ее не как отдельные изолированные поселки или кантоны, он говорит «о большом гармоничном городе и в то же время о непрерывном саде, созданном вместо отдельных, разбросанных и плотно застроенных городов, больших лугов и пустынь...»31 Свои колонии он пытается строить проводя эксперименты сначала в Вальдерс-бахе. потом в Штейнтале в Вогезах. Свое представление о городе в 20-е годы XIX в. выразил и И. В. Гете, который в заключении второй части «Фауста» приближается к представлениям утопистов своей поэтической картиной превращения пустынь в плодородные края. Приблизительно к тому же времени относится довольно оригинальное утопическое сочинение эпохи чешского Возрождения, написанное Бернардом Бользано. Это произведение — о наилучшем государстве, охватывающем все человечество. Автор считает, что среднее поселение могло бы состоять приблизительно из 100 семей. В работе высказываются мысли, которые до сегодняшнего дня остаются основой создания сети обслуживания и кооперирования поселков вокруг более крупных центров обслуживания. Бользано описывает также наиболее удобное устройство жилого дома и подчеркивает, что «исключено, чтобы дом был имуществом частным. Дом принадлежит поселению, а граждане, которые в нем живут, платят соответствующую плату»32. Несмотря на значительное развитие утопических теорий в различных странах центром утопических учений XIX в. остается Франция. 23. Эп*Н. Кабе Икара— столица Икарии; 1840 г. Шахматный в плане город с центром на острове и с двумя рядами площадей, расположенных концентрическими кругами в точках пересечений бульваров. С точки прения общественного обслуживания город должен был делиться на вО районов Характерные взгляды на расселение содержатся в книге французского революционера Ф. Буонарротио заговоре Ьабефа, написанной в Италии и изданной в Брюсселе в 1828 г. Он задумывается о больших городахотвергает их, но отмечает также, что « существованиебольших'городов (если не ошибаюсь) есть симптом общественного недуга и непреложный предвестник гражданских потрясении»". В будущем <<не будет более столицы, не будет больших городов; страна постепенно покроется церевнями, выстроенными в наиболее полезных для здоровья и в наиболее удобных местностях, расположенными таким образом, чтобы легко сообщаться между собой при помощи дорог и многочисленных каналов, открытие которых во всех направлениях будетвобщихинтересах Дворцы уступят место жилищам, расположенным в изящной симметрии, радующей глаз... Великолепие архитектуры и искусств придающих... еще больше блеска, будет сохранено для общественных складов, амфитеатров, цирков, водохранилищ, мостов, каналов, площадей...»34.
Икария Кабе В конце первой половины XIX в. п Париже выходит одна из наибо Кабе*. В этой большой работе объединены элементы традиционного приключенческого утопического романа с восторженным философским трактатом и обзором всех теории, взглядов н исторических событий, которые автор считал предзнаменованием социализма. Что касается расселения, то здесь мы встречаемся с уже известными представлениями о сходстве всех провинций, поселков, городов, коммун И даже домов. Икария, которая должна была иметь столько жителей, сколько имели Франция и Англия того времени вместе, а именно 50 млн., делится на 100 почти одинаковых провинций, из которых каждая опять делится на 10 коммун. Вся организация ландшафта, прокладка шоссейных и железных дорог и каналов, а также размещение городов и поселков ведется по региональным планам, разработанным для всех провинций. Кабе один из немногих утопистов XIX в., который в будущем обществе предполагает сохранение и больших городов. Реконструированная столица Икарии — это идеализированная комбинация Парижа с цент-ром на острове, с прямыми широкими улицами и аллеями, колоннадами и статуями, садами, парками и Лондона с его большим портом, промышленностью и оживленной торговлей. В кругообразной столице — шахматная уличная сеть, состоящая из 50 улиц, параллельных реке, и 50 улиц, ей перпендикулярных. Некоторые улицы отведены для грузового транспорта, движение которого ограничено определенным отрезком дня. Тротуары для пешеходов изолированы от движения транспорта и, подобно остановкам городских средств транспорта, имеют крыши, защищающие от непогоды. Архитектура города в представлении Кабе должна символизировать дружбу всех людей мира. Поэтому каждый из 60 полностью оборудованных районов, на которые делится столица, своей архитектурой олицетворяет один из народов, а центр такого района напоминает Пекин, Иерусалим, Константинополь, Рим, Париж и другие столицы. Все здания окружены зеленью, а внутри отдельных корпусов есть тоже сады, открытые для всего населения. У Кабе можно найти и ряд других интересных замечаний, касающихся, например, размещения вне города вредного в гигиеническом отношении производства, больниц и кладбищ, устройства целых систем общественного обслуживания и транспорта, чистки города и организации самого жилища. Подобно остальным своим единомышленникам Кабе уделяет большое внимание описанию жизненной среды Икарии. Коммуна Дезами Современником Кабе был Теодор Дезами** — его секретарь и поз- же критик, который не без основания отвергал спорные политические взгляды Кабе, его оппортунизм и теоретический эклектизм. Будучи активным революционером, участником революционных событий 1848 г., Дезами еще в 1843 г. издает свое главное произведение «Кодекс общности», в котором излагает свои взгляды на расселение, в том числе критикует идею Кабе — сохранить большие города. Сам он стремится объединить преимущества города и села в системе коммун, на которых лежит отчетливая печать влияния теорий Фурье. Хотя он говорит: «Что касается характера и внешнего вида жилищ в коммуне, то я предоставляю архитекторам, врачам, всем компетентным в этом вопросе лицам позаботиться об окончательном плане. Я ограничусь лишь замечанием о необходимости такого расположения жилищ в коммуне, при котором * Этьен Кабе (1788—1856 гг.) — французский утопический социалист, участник французской буржуазной революции 1830 г. Отстаивал идеи «примирения» классов сравнения потребностей, считал необходимым сохранить при коммунизме религию. К. Маркс называл Кабе популярным, хотя и самым поверхностным представителем коммунизма. (Прим. ред.) ** Теодор Дезами (1803--1850 гг.)—выдающийся французский представитель рс-1ОЛЮЦПО1ШОГО утопического коммунизма. К. Маркс высоко оценивал взгляды и идея Дезами, называя их «логической основой коммунизма». (Прим. ред.) О 100 200 300 24. Теодор Дезами. Общественный дворец; 1843 г. Градостроительная концепция представляет собой комбинацию проектов Фурье и Оуэна / — внутреннеездание(столовая, зал собраний, опе-»а>, конторы, кафе, библио. теки ); Г—соединительные галереи; 3 — внешнеездание |артнри :терск! обеда по мере роста численности населения было бы легко их постоянно переделывать, соблюдая при этом экономию»36. Именно у него, как ни у кого из утопистов можно найти подробнейшее описание новых форм расселения вплоть до мельчайших деталей. В работе есть описания каналов, оросительных систем, способов преобразования климата, разбивки парков, строительства мастерских и жилых домов. Здесь мы впервые встречаемся с подробным описанием квартиры вместе со встроенной мебелью. Отдельная часть книги посвящена использованию принципов гигиены и в организации жизни. Дезами описывает общественные столовые и клубы, больницы, отдельные корпуса родильных отделений, а также дома для престарелых, расположенные в наиболее красивых местах коммуны. Он говорит о развитии промышленности и устранении тяжелого ручного труда при помощи машин, о жизненной среде, о постепенной перестройке городов в коммуны и о ландшафте. Свои рассуждения о расселении он заканчивает обращением к буржуазии: «Превратите в красивые и удобные поселения эти грязные деревни, эти гнилые перенаселенные города, где разлагаются одновременно тело, ум и сердце! Если эта задача выше ваших сил, оставьте, оставьте коммунизму осуществить ее. Он сумеет полностью оправдать все надежды и даже превзойти их!»37. Новые люди Чернышевского Й год Беллами Дезами благодаря своей цельной концепции коммуны вместе с Мо-релли, Оуэном и Фурье относится к тем социалистам-утопистам, которые внесли действительно новое понимание общественного развития, формирования расселения и всей жизненной среды. В его творчестве мы находим наиболее систематичное изложение утопических взглядов на расселение и жилье. Во второй половине XIX в. различные сочинения утопистов находят дальнейшее распространение, но в то же время они постепенно утрачивают свое значение. С одной стороны — это популярный инструмент пропаганды социалистических идей, но с другой — они отвлекают уже существующее революционное движение пролетариата от его конкретных задач. С отчетливым отголоском утопических представлений мы встречаемся в царской России. Что касается расселения, то наиболее известны мысли Чернышевского из его книги «Что делать?», имеющей характерный подзаголовок «Из рассказов о новых людях». Взгляды автора на будущее выражены в снах героини Веры Павловны. В четвертом сне рассказывается о будущей прекрасной жизненной среде, о городах, парках и зданиях. Дома там построены из стекла и стали так же, как прославленный Хрустальный Дворец, возведенный в 1851 г. в Лондоне по проекту Пекстона. Но в целом у Чернышевского городов «осталось меньше прежнего, — почти только для того, чтобы быть центрами связей и перевозки товаров, у лучших гаваней, но эти города больше и великолепнее прежних; все туда ездят на несколько дней для разнообразия; большая часть их жителей беспрерывно меняется»38. Подобно Дезами, Чернышевский заканчивает свои рассуждения пламенным призывом трудиться во имя лучшего будущего *. Из американских утопий наиболее известно сочинение «Взгляд назад» Эдуарда Беллами. Обычная схема пробуждения героя Юлиана Веста в будущем обществе создает рамки для изображения уравнительного общества, отражающего, однако, скорее идеалы американского мещанства, чем социализма. Что касается расселения, автор прежде всего рисует свое представление о будущем Бостоне, как об огромном городе с милями широких улиц, парками, аллеями, статуями и фонтанами. Дома отапливаются электричеством, а в каждом районе на расстояниии 5—10 мин ходьбы от жилья есть выставки товаров, которые жителям по их выбору бесплатно выдают из центральных складови доставляют по пневматической почте. В городе есть радио с несколькими программами, телевидение, общественные прачечные и кухни. Большая популярность книги, миллион экземпляров которой был продан за короткий срок, воодушевила Беллами на продолжение этой книги. Через 9 лет, в 1897 г. он выпустил роман «Равенство»39, в котором описал Нью-Йорк с парками, выросшими во много раз. Всю землю он представляет себе разделенной на отдельные районы, каждый из которых обладает всесторонне развитой промышленностью. Он описывает новые воздушные и наземные средства транспорта, приводимые в движение электричеством, и ряд других технических новинок. Работа Беллами представляет собой смесь утопических представлений н описаний идеализированного американского крупного города и домашнего хозяйства конца XIX в. Философию 2000-го года он излагает в форме проповедей, которые можно послушатьп церкви или же * Автор не упоминает о весьма интересной с точки зрения рассматриваемых проблем русской утопии Владимира Федоровича Одоевского (1804—1869 гг.), написанной им в 1834 г. В ней предсказывается огромное развитие городов, которое, в частности, приведет к сращиванию Москвы и Петербурга в единую агломерацию {употребляя современную терминологию). В утопии рассказывается о развитии массовой культуры, о методах наглядного обучения, о появлении новых скоростных видов транспорта, изменивших стнль зкямш, о новых типах домов со стеклянными перекрытиями и т. п. (Прим. ред.) по телефону и радио, — деталь, представляющая собой довольно точный прогноз современной действительности Соединенных Штатов Америки. «Страна свободы» В качестве примера явного упадка и профанации утопических фило- Хертцки софских романов, злоупотребления их популярностью можно привести выдержавшее в прошлом много издании описание «страны свободы», автором которого был австрийский экономист Теодор Хертцка (первое издание выпущено в 1889 г.)40. По словам автора, он отталкивается от своих утопических предшественников. По существу же это прежде всего пропаганда проходившей тогда немецкой колонизации Восточной Африки. Книга, пропитанная нелепой клеветой на коммунизм, повествует о подготовке и самой закладке утопической колонии на африканском континенте. Описание столицы новой колонии — это конгломерат самых тривиальных мещанских представлений. В виллах, переполненных тяжелыми коврами и мрамором, кругом — кнопки, с помощью которых можно мгновенно вызвать прислугу; вечером озера, освещенные прожекторами, заполнены гондолами с катающимися. Город состоит из «приятных домиков», а в ароматных садах поют соловьи, привезенные из Европы и Азии. Когда новый человек проходит по улице, «звон бокалов, музыка и серебряный смех долетают до его ушей». Моррисовская Однако не мещанствующим австрийцем мы закончим главу о лю- мечта о будущем дях, которые своим гениальным предвидением обозначили многие из целей нашего общества и дали идеи для современного градостроительства. В конце XIX в. мы встречаемся с работой, которую можно рассматривать, как исключение, в характерном для того времени процессе постепенного упадка утопических взглядов. Это поэтическая утопия англичанина Уильяма Морриса •, восхищавшегося средневековьем и трудом ремесленников, эстета, и в то же время критика капитализма и одного из тех людей, которые внесли большой вклад в историю социалистических учений. Его взгляды часто отождествляют с теориями его учителя Джона Рескина, но в действительности более революционный и мечтающий о социализме Моррис существенно превзошел своими взглядами Рескина. В одной из своих лекций об искусстве, прочитанной в 1868 г. в Дублине Рескин описывает город, устроенный таким образом, «чтобы не было вокруг никаких зловонных и грязных предместий, а были бы внутри стен только чистые и оживленные улицы, а вне их — открытое поле за широкою каймою садов и огородов, и в нескольких минутах ходьбы от любой части города — трава, совершенно чистый воздух и вид дальнего горизонта»". Уильям Моррис жизненную среду будущего описывает намного подробнее, высказывая при этом свои представления о будущем социалистическом обществе. Он знакомится с работой Беллами, вышедшей В 1888 г., а через год в журнале «Коммоиуил» критически высказывается по ее адресу, правильно показывая, как мало у книги Беллами общего с социализмом и как мало привлекателен описанный в ней общественный идеал. * Уильям Моррис (1834-1896 гг.) — английский социалист, писатель, художник II архитектор, выдающийся реформатор материальной культуры и искусстве. Видел it искусстве мощноесредство воздействия на общество. Активно участвовал в рабочем движении, изучал и пропагандировал учение Маркса, не став, однако, последовательным марксистом. Сыграл важную роль в становлении модерна как художественного направления, а также оказал сильное влияние на формирование новых архитектурных финцнпов, стремясь к сочетанию прекрасного и полезного, органичности содержания и формы, функции и художественного образа в зодчестве. Моррис резко выступал против элитарности искусства и считал произведением искусства все, что окружаем человека и отмечено печатью его деятельности. Он требовал, чтобы все материальное окружение человека было прекрасным. (Прим. ред.)
Вскоре после этого он издает свою самую известную и интересную работу «Вести ниоткуда», которая в известной степени была также ответом Беллами. Это насыщенное поэтическое произведение, отразившее, разумеется, в значительной степени и те противоречия, которые его автор испытывал. В отличие от Беллами, Моррис не занимается расписыванием различных технических устройств и сосредоточивает внимание главным образом на раскрытии новых, лучших свойств людей. При этом он критикует капитализм как «эпоху машин», а будущее представляется ему временем, вернувшимся к «эпохе ремесла». Его герой просыпается в 2000 г. в английском обществе после социалистической революции, но люди здесь носят средневековые одежды. Общество 2000 г. занимается ручным производством, а наибольшее внимание из всех производственных процессов Моррис уделяет описанию уборки сена, которую он, очевидно, очень любил. Во многих местах здесь проявляется любовь Морриса к средневековью, столь характерная и для его эстетических взглядов. При этом его книга — единственный утопический роман, в котором рисуются картины социалистической революции, включающей генеральную забастовку, уличные бои, попытки контрреволюции повернуть ход истории назад, объявление осады в Лондоне, стрельбу в рабочих, создание рабочей милиции и гражданскую войну. Действие утопии разыгрывается в Англии, а к ее самым прекрасным частям относится поэтичное описание возрожденной земли я реки Темзы. Описание будущих населенных мест Моррис использует как повод для выражения своего взгляда на другие теории: «Поймите, что бедность исчезла. Фаланстеры Фурье представлялись естественными в свое время, но они были всего иавсего убежищами от крайней нужды. Такой образ жизни мог быть придуман только людьми, подавленными жесточайшей нищетой»42. На месте бывших трущоб в английских городах ежегодно в мае проводится праздник в память «уничтожения нищеты», сопровождаемый танцами и песнями. Хотя в стране оставлены небольшие города, основная часть населения перебралась в небольшие сельские поселки. Лондона в представлениях автора нет, а на его месте — обновленная земля с системой небольших поселков. «Что касается большихмрачных городов, которые были когда-то промышленными центрами,- пишет У. Моррис, — они исчезли, как и лондонская пустыня из кирпича и известки. По так как они были всего лишь центрами промышленности и, следовательно, не служили ничему иному, как только спекуляциям на денежном рынке, они оставили меньше следов своего существования, чем Лондон»43. Моррис понимал, что «все наши перенаселенные города и фабрики являются попросту результатом погони за прибылью. Капиталистическое производство, капиталистическая собственность на землю и капиталистическая торговля гонят людей в большие города, чтобы эксплуатировать их там в интересах капитала...»44. Возможность ликвидации такого положения он видел только в уничтожении городов и промышленности. Именно последние из приведенных цитат иллюстрируют противоречивость взглядов Морриса И его идеализм, отразившийся в его основном представлении о будущем расселении как федерации небольших идиллических поселков*. • В то же время следует отметить, что доктрина планового централизованного расселения, необходимость устранения кр\пных городов н уничтожения противоположности между городом н деревней выдвигаются Моррисом за 10 лет до появления нашумевшей книги Эбспизера Хоуарда и его идеи города-сада. Социальные позиции У. Морриса заставили его пересмотреть общую направленность архитектурного творчества и установить новую «школу ценностей» архитектурных задач. Впервые на первый план Моррис выдвигает совершенно неведомую раньше архитекторам проблему — создание «красоты земли», т. с. тему районной планировки. Вслед за этим он ставит tic дворцы, театры, музеи, как это было раньше, а архитектуру рядовых массовых жилых домов и промышленную архитектуру, ни которую раньше вообще не обращалось внимания. (Прим. ред.) Утопии и литература Научно-фантастическая литература Рассказ о развитии утопических теорий в XIX в. был бы неполным без упоминания ряда попыток практического основания утопических поселений и применения новых форм расселения. Такие попытки мы можем наблюдать уже в середине III в. н. э., когда античный философ Плотин хотел в соответствии с идеалами Платона основать недалеко от Рима город «Платонополис». Во второй половине XIX в. наиболее успешным использованием принципов Фурье можно, очевидно, считать создание Б. А. Годеном «фамилистеры» для рабочих его литейного завода во французском городе Ги. Наибольшее количество утопических колоний было основано в США. Их создавали различные религиозные секты, отдельные утописты или их ученики43. Однако в своем большинстве это были небольшие поселения, в которых представления утопистов проявились лишь частично: совместное ведение хозяйства, столовые и т. п. Английский писатель Герберт Уэллс сознательно внес утопические черты в ряд своих романов. На взгляды Беллами и Морриса он в 1898 г. реагирует горестной картиной будущего в книге «Когда спящий проснется». В 1901 г. он делает попытку систематического изложения своих представлений о будущем развитии общества и науки в «Предвидениях»46. Он не отрицает дальнейшего существования больших городов, возникновение которых соединяет прежде всего с развитием транспорта. Уэллс предполагает возможность дальнейшего роста многомиллионных городов-гигантов, он считает необходимым заботиться о более равномерном размещении промышленности и одновременном устранении различий между городом и деревней. Из французской литературы наиболее известно жюль-верновскос изображение идеального Франсевилля на 100 тыс. жителей и отталкивающего Штальштадта в романе «Пятьсот миллионов бегумы», написанного в 1879 г. и несущего на себе отпечаток впечатлений от франко-германской войны и утопических представлений (в особенности в описании Франсевилля). Анатоль Франс посвятил утопическим представлениям главу своего философско-поэтического романа «На белом камне», написанного в 1904 г. Герой книги пробуждается в 2270 г. и спрашивает Мишеля — гражданина, живущего в эпоху 2270 г. «Как? Вы уничтожили города? Что же сталось с Парижем»? — «Там теперь никто и не живет, — ответил Мишель. — Большая часть этих пятиэтажных домов, нездоровых и безобразных, в которых квартировали горожане прошлой эры, развалилась и не была восстановлена. В XX в. этой несчастной эры строили прескверно... Не имея ни судов, ни торговли, ни армии, мы не имеем и городов в точном смысле слова. Однако населенность в некоторых местах гуще, чем в других, и, несмотря на быстроту сообщения, металлургические и рудные центры населены до крайности»47. Отзвук утопических представлений можно найти и в чешской литературе. С целым рядом таких мотивов мы встречаемся чаще всего в романах и повестях Якуба Арбеса. Вспомним хотя бы его «Кандидатов существования», герои которых готовятся основать утопические колонии чешских эмигрантов в Небраске. Различные взгляды на будущее расселение мы могли бы найти в литературных произведениях вплоть до наших дней. Особенно это относится к научно-фантастической литературе. В романе «451° по Фаренгейту» Рея Бредбери рисуется пессимистическая картина механизированного города с ракетными автомобилями и механизированным жилищем с экранами вместо стен48. Абсолютное изменение всей системы расселения и сельскохозяйственного производства изображает в своей книге «Туманность Андромеды» Иван Ефремов49.
Значение утопистов Раскрытие необозримого богатства градостроительных представлений утопистов можно было бы без сомнения продолжать дальше. Идеи утопистов живы до сих пор, в то время как градостроительные взгляды той поры в ряде случаев принадлежат уже только истории. Жизненность творчества утопистов базируется на том, что свои представления о будущих городах они выводили из глубоко продуманных новых общественных отношений и в большинстве случаев соединяли их с ликвидацией частной собственности, со справедливым разделением общественных богатств и лучшими отношениями между людьми. У утопистов мы находим все варианты развития расселения. Одни из них предполагали сохранить города и деревни, другие исходили из ликвидации городов и создания сети небольших поселений, третьи сосредоточивали все население в одном городе, четвертые предлагали совершенно новые системы расселения. При этом утописты задумывались не только о том, каким могло бы быть расселение в будущем, но также о технических средствах и особенно об общественных условиях, которые стали бы предпосылкой достижения их целей. Именно у них мы впервые встречаемся с продуманными системами общественного обслуживания жилых районов и целых городов, а в связи с этим и с идеями зонирования городов. У них же мы находим принципы устройства домов-коммун и рационального размещения отдельных частей города и его обслуживания. Поэтому именно у них можно искать прообразы современных градостроительных теорий и концепций дальнейшего развития расселения. Разумеется, взгляды утопистов на расселение не были единообразными и в отдельных случаях сегодня кажутся нам наивными, Однако мы не должны судить о них с позиций современных знаний, а подходить к ним прежде всего, с точки зрения того нового, что они принесли в свое время, как способствовали обогащению мысли человеческого общества и сколько идей дают нам сегодня. Многие из их взглядов на расселение сегодня мы уже не считаем утопическими, но мы также знаем, как много их вполне оправданных принципов, относящихся к организации жизни города, еще только ожидает своего воплощения в будущем.
Сноски к главе I
1. И. Мацек. Табор в гуситском 2. М. Machovcova — M. Ма- 3. Томас Мор. Утопия, М, 1953. 4. Томаззо К а м п а н е л л а. Гор* 5. Там же, стр. 40. 6. А. В. Луначарский. Ленин 7. Johanes Valentinus A n d г е а е. 8. Френсис Бекон. Новая Атланти 9. Английским утопистам посвящена 10. Развитию утопических взглядов однако, периоды XVII н XVIII вв. характеризует лишь в общих чертах. Преимущественно французских утопистов касается работа: F. К1 е i n w а с liter. Staatsromane. Wien, 1891, содержащая ряд фактических данных. 11. Denis V a i г a s s e. Histoire des 12. Там же, стр. 250—256. 13. Gabriel de Foigny. La Terre aust 14. Francois de Salignac de la Mothe 15. Encyclopedic methodique. Vol. 16. Charles Francois Tiphaigne De XVII в. Тифен Дслярош». История со-цналпсшческих учений. М,, 1962, стр. 89—111.1 17. Mercier. L'an deux mille quat- 18. Там же, стр. 10. 19. Там же, стр. 14—15. 20. Море л л п. Кодекс природы или 21. Роберт Оуэн, Избранные сочи 22. Robert Owen. A. Development 23. Там же, стр. 40. 24. Victor Considerant. Expo 25. Шарль Фурье. Избранные со 26. Charles Fourier. Theorie de 27. Там же, стр. 312. 28. Charles Fourier. Cites ouvrie- 29. Victor Considerant. Exposi 30. F. II. Z i e g с п h a g e n. Lehre Schoepfungswerken, und die durch oefent-liche Kinfuenmg dersclben allein zu be-wuerkende algemeine Menschenbegluek-kung. I Iamburg, 1792. Детально его влияние рассматривает G. Strauss в специальном исследовании: F. Н. 2 ie genii a gen. Ein vergessener deutscher Uto-pist und seine Siedlungsprojekte von 1792. Omagiu ku gtorge Oprescu. Bucu-resli, 1961. 31. Там же, стр ..i:i7. 32. Bernard Bolzano. О nejlep- I & Ф. Б у 0 и а р р о т и. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа.,М—Л., 1948, т. 1, стр. 306. 34. Там же, стр. 306—310. 35. Этьен К а б с. Путешествие в 36. Теодор Деза м и. Кодекс об 37. Там же, стр. 377. 38. Н. Г Чернышевский. Что де 39. Эдуард Беллами. Равенство. 40. Theodor Hertzka. Freiland ein 41. Джон Ре скин. Сезам и лилии . 42. Уильям Моррис. Вести ниот 43. Там же, стр. 118—119. 44. William Morri s. Useful work 45. Короткое описание ряда таких 46. Г. Д. Уэллс. Предвидения 47. АнатольФранс. На белом каы стр. 143. 48. Реи Б р е д б е р и. 451* по Фарен 49. Иван Ефремов. Туманность IV. ГОРОД XIX ВЕКА В то время как утописты размышляли о будущем гармоничном обществе и его прекрасных городах, в реальной действительности шел процесс стихийного роста капиталистического города. Ф. Энгельс, много внимания уделивший вопросам формирования и развития капиталистического общества, в середине прошлого века охарактеризовал этот процесс на типичном примере Англии, которая еще «шестьдесят—восемьдесят лет тому назад... была страной, похожей на всякую другую, с маленькими городами, с незначительной и малоразвитой промышленностью, с редким, преимущественно земледельческим населением. Теперь это — страна, непохожая ни на какую другую, со столицей в 2'/г миллиона жителей, с огромными фабричными городами, с индустрией, снабжающей своими изделиями весь мир...»'. Наступление В нескольких словах здесь дано определение явления, которое было урбанизации бы можно иллюстрировать большим числом статистических данных о концентрации жителей в больших городах, о непрерывном увеличении процента городского населения, о развитии промышленности и транспорта, об уничтожении старых городов и росте антисанитарных рабочих предместий. В 1850 г. в городах мира с населением свыше 10 тыс. жителя'1 жило вдвое больше людей, чем в 1800 г., а в настоящее время население этих городов возросло по сравнению с 1850 г. более, чем в 10 раз. В 1800 г. в европейских городах с числом жителей, превышающим 100 тыс. человек, жило свыше 5 млн., через 50 лет их было уже 13 млн., в 1900 г. — 50 млн., а еще через 50 лет — 120 млн. жителей. В Лондоне в 1800 г. было приблизительно 800 тыс. жителей, а в 1900 г. — 4,5 млн. Для Парижа та же разница выражена в соотношении 0,5 и 2,7 млн., для Берлина 0,1 и 1,9 млн., для Нью-Йорка (без пригородов) 0,07 и 3,4 млн. Это период упадка архитектуры и одновременно период возникновения первых сооружений из стали, небоскребов и скоростных дорог. Ухудшающиеся условия жизни в городах повлекли за собой довольно большие социальные последствия. В районах бедноты, лишенных элементарных санитарных условии, вспыхивали эпидемии, захлестывавшие и население привилегированных кварталов. Рабочие кварталы городов становились очагами революционного движения, а большие города, которые капитализм неизбежно порождал, угрожали материальным и политическим основам его существования. Последствия в этой связи легко понять некоторых буржуазных политиков XIX в., урбанизации критиковавших состояние городов того времени и взывавших к переме- нам. Бисмарк стоял за ликвидацию больших городов, не дававших ему хороших сол
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.02 с.) |