Использование новых творческих методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование новых творческих методов




тельства новых населенных мест. Ясно, что без четкой работы эффектив­ных средств массового транспорта нельзя размещать жилье на боль­шом удалении от мест работы, а без солидного инженерного оборудо­вания невозможно увеличивать плотность населения. Та или иная фор­ма расселения будет постоянно оказывать свое влияние на всю жизнь людей, на окружающую их среду, на уровень их обслуживания, на то-количество времени, которое они будут затрачивать на транспорт и в. конечном итоге на то, в каком направлении пойдет развитие производ­ства и целых городов.

В каком бы свете мы не рассматривали соотношение расселения и-развития производительных сил, вопросы формирования жизненной среды не могут отодвигаться на задний план. Эстетических принципов,, созданных в свое время для традиционно понимаемого города, сейчас уже недостаточно. Конечно, соблюдение пропорций между отдельными пространствами, по-прежнему, сохраняет свое значение, но решающей при этом становится композиция города в целом, а она не может быть втиснута в рамки распространенной прежде городской плакировки, упо­доблявшейся одной из разновидностей орнамента. Новые эстетические проблемы связаны с архитектурным решением транспортных сооружений и самих средств транспорта. Намечаются конфликты между масштабом современных зданий и масштабом человека. Восприятие среды у пеше­ходов иное, чем у человека, едущего в быстродвижущемся транспорте. Индустриальные методы строительства, особенно на своем первоначаль­ном этапе, привели к нежелательной монотонности среды и создали угрозу для сохранения индивидуального облика городов и сел. Традици­онная городская среда с замкнутым пространством принадлежит прош­лому, но современные ансамбли пока еще не образовали такой среды,, которая бы своими качествами превзошла свою предшественницу.

Новые районы по существу служат спальнями. В них не удается создать необходимого пульса жизни, связанного, очевидно, как с при­емлемой структурой отдельных функций, так и с их пространственным расположением. Жизнь новых городов и поселков изучается недоста­точно, а результаты немногочисленных исследований не находят полно­го отражения в практике проектирования и строительства. Чаще всего-города рассматриваются как комплексы зданий, инженерных соору­жений и устройств, а тот факт, что они являются и средой для жизни людей, у которых есть свои потребности, стремления и желания, пре­дается забвению. Поэтому основным мерилом успеха или неудачи каж­дой градостроительной концепции должна стать степень удовлетворе­ния разнообразнейших потребностей каждого отдельного человека и-всего общества в целом.

При этом широко известно, что в современных городах жизненная среда неизменно ухудшается, увеличивается загрязненность воздуха и воды, количество пыли и шум. Все это свидетельствует о неумении сде­лать выводы из новых требований, предъявляемых транспортом и про­изводством, из тех новых явлений, которые сопровождают всю жизнь современного города. Вместо того, чтобы создать благоприятную среду для человека, часто полагаются на его большую приспособляемость да­же к весьма трудным условиям жизни.

Целенаправленная разработка структуры и конкретных форм рассе­ления вызывает также необходимость совершенствовать творческие ме­тоды и углублять уровень научных исследований. Огромное значение-приобретает генеральная планировка отдельных городов и целых обла­стей. В Чехословакии такой подход к градостроительной работе полу­чил большое распространение еще в период после первой мировой вой­ны. Тогда в городе Брно ряд архитекторов разрабатывали теорию плани­ровки больших территорий. Так, архитекторы Богуслав Фукс и Индржих Кумпошт первыми разработали проект «южноморавской области», вклю-



чающей город Брно. Проблемами градостроительных решений целых

городских областей в применении к развитию крупнейших чехословац-

ких городов систематически занимается профессор Эммануил Грушка.

Потенциальные возможности развития расселения и городов учитывал

и Алоиз Микушкович. Он посвятил этим вопросам книгу «Техника

градостроительства» (Technika stavby mest). Написанная в 1933 г. эта

книга по сей день остается одной из основополагающих работ чехосло-

вацкой градостроительной литературы.

Но лишь планирование экономики на социалистических началах соз-

дало базу для генеральной планировки целых областей. Значение этой

деятельности нашло в Чехословакии отражение и в создании Государ-
ственного института районной планировки. По объему и направленно-

из других стран. Проблемы районной планировки приобрели в настоя-

щее вРемя особую специфику и в данной работе не представляется воз-

..... можным раскрыть их в исчерпывающей полноте. Но нельзя не сказать

хотя бы о том, что именно в этой области градостроительной работы наи­более важно сотрудничество специалистов самых разных профессий и что проведение такой работы и практическое использование ее резуль­татов тесно связано с условиями социалистического общественного строя.

Безусловной предпосылкой дальнейшего развития теории проекти вания городов и расселения, а также всех научных исследований явля-

ется расширение их тематики. До сих пор такие работы ограничива-

ются проблемами капитального строительства, поисками оптимальных размеров городов и поселков, принимаемых лишь в зависимости от расходов, необходимых для их строительства и эксплуатации. В дейст­вительности проблемы расселения намного шире и включают в себя вопросы психологии, физиологии, идеологии и экономики. Наука о че­ловеческих поселениях должна использовать и синтезировать сведения целого ряда научных областей.

Другой безусловной предпосылкой дальнейшего развития градост­роительной теории является более глубокое и точное осмысление всего широкого комплекса условий, которые влияют на создание среды, окру­жающей человека.

Сейчас, как никогда раньше, в градостроительстве могут быть ис­пользованы достижения науки и данные статистики. Весьма ценные ре­зультаты может дать использование современных математических мето­дов. В особенности они важны при сопоставлении различных вариан­тов решений и при их оптимизации. Уже сейчас математические методы лроходят экспериментальную проверку при размещении капиталовло­жений, при решении некоторых транспортных проблем и трассировке коммуникаций, при сопоставлении расходов на строительство и на экс­плуатацию города. Можно ожидать и того, что при генеральной плани­ровке будут использованы математические модели и теория вероятно­сти, оперативное исследование, теория игр и ряд других методов.

При разработке теории градостроительства нельзя ограничиваться
общими представлениями и полагаться лишь на интуицию и субъектив­
ные взгляды, необходимо глубже проникать в закономерности исследуе­
мых процессов. Л. Авдотин в заключение своей статьи, посвященной ис­
пользованию в градостроительстве кибернетических методов, говорит
следующее: «Дальнейшее развитие... градостроительства... требует
современного уровня организации и проведения научно-исследователь-

ских работ. Математические и кибернетические методы совершенно не

приложимы к анализу материалов, полученных на базе общих представ-

лений и субъективных суждений. Наука движется от общих качествен-

ных оценок описаний явлений к установлению точных зависимостей и

математических закономерностей»3. Д. Бернал в заключительной статье цикла, посвященного использованию данных науки в архитектуре и строительстве, выдвинул следующее требование: «Прежде чем говорить


о строительстве, необходимо увеличить средства, расходуемые на иссле­дование в этой области, в 10 раз. Сейчас нет отрасли, в которой на ис­следование расходовали бы меньше, чем это делают в строительстве. Ка­жется, что строителей вовсе не интересуют выводы, которые могли бы способствовать решению их проблем»4.

Конечно, было бы неправильно прервать развитие теории и практики градостроительства и ждать, когда расходы на исследования удесяте­рятся и благодаря этим средствам выявится достаточно данных и объ­ективных закономерностей. Углубление научных методов будет происхо­дить постепенно. Что же касается самих городов и расселения в целом, то они будут непрерывно развиваться дальше. Вновь и вновь люди бу­дут проектировать и строить новые жилые районы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школы и больницы. В связи с этим представляет интерес на основе современных знаний попытаться отве­тить на вопрос о том, как же дальше будут развиваться города, другие элементы системы расселения и все расселение в целом.


Сноски к главе XII


При изучении предпосылок дальней­шего развития расселения, городов и их отдельных функциональных элементов необходимо иметь в виду результаты ис­следований целого ряда общественных и естественных наук. В последнее время эти вопросы все больше попадают в центр внимания, поскольку трудности и недостатки современного расселения не­прерывно растут.

1. В. И. Ленин. К характеристике
экономического романтизма. Соч., изд-е
4, т. 2, стр. 166.

2. A. F 1 е i s h e r. The Influence of
Technology on Urban Forms. The Future
Metropolis. New York, 1961, p. 64—102.
В статье А. Флейшера рассматриваются
вопросы развития транспорта, ликвида­
ции мусора и обеспечения питьевой во­
дой. При этом все внимание автора со­
средоточено на исследовании максималь-


но возможной величины городов. Он приходит к выводу о том, что на протя­жении последующих 50 лет уровень техни­ки создаст возможности для роста мет­рополий с населением 50 млн. человек. Лимитирующим фактором он считает обеспечение питьевой водой, а единст­венной возможностью решения этой проблемы считает использование опрес­ненной морской воды.

3. Л. А в д о т и н. Градостроительст­
во и кибернетика. «Архитектура СССР»,
1963, № 3, стр. 23. Большое внимание
использованию математических методов
при разработке генеральной планировки
систематически уделяется в американ­
ском журнале «Journal of the American
Institute of Planners».

4. J. D. В e r n a 1. Modern Science in
Architecture. «Architectural Association
Journal», 1962, № 11, p. 167.


 



XIII. БУДУЩЕЕ РАССЕЛЕНИЕ

В градостроительных теориях распространены два крайних взгляда. Сторонники одного из них полностью отрицают города и стоят за мак­симальное дробление расселения вплоть до его наименьших единиц. Приверженцы другого, наоборот, отстаивают крупные города и считают, что со временем в них сосредоточится все человечество. Энтузиасты де­централизации указывают на почти неразрешимые проблемы больших городов — их эксплуатации и организации жизненной среды. Защитники крупных городов, наоборот, утверждают, что только в них можно обес­печить населению необходимый уровень общественного обслуживания, культуры, предоставить все возможности для получения образования и работы по специальности.

Сторонники того и другого взгляда пользуются хотя и односторонни­ми, но в то же время справедливыми аргументами. Поэтому попытки найти золотую середину обычно приводят к поискам оптимального горо­да, т. е. города такой величины, который бы располагал достаточным уровнем общественного обслуживания и в то же время не превышал границ, за которыми дают себя знать многочисленные пороки большого города. Доводы в пользу оптимального города обычно сопровождаются расчетами, показывающими расходы на строительство и эксплуатацию


Город и система расселения

Теория центров


города, обоснованиями размеров города, в котором еще можно создавать некоторыми крупные учреждения культуры и т. п.

Расчеты такого рода довольно сложны, а их результаты, как прави­ло, различаются в зависимости от того, каким фактором отдают пред­почтение их авторы. Наиболее распространен вывод о том, что оптималь­ное количество жителей в городе должно колебаться в пределах от 60 до 250 тыс. человек.

В любом случае такие расчеты подтверждают, что неправильно соз­давать города-гиганты или же, наоборот, стремиться к предельному раз­дроблению расселения. Поэтому авторы ряда градостроительных теорий приходят к заключению о необходимости превратить всю систему рас­селения в сеть приблизительно одинаковых по величине, оптимальных городов. Однако такое требование вступает в противоречие с конкретны­ми условиями размещения производительных сил и географической средой, а потому не может считаться реальным и стать основой для бу­дущего развития расселения. Это требование столь же односторонне, как и те концепции, в соответствии с которыми рекомендуется соору­жать город определенной формы или компоновки. Оно недостаточно учитывает конкретные условия и запросы расселения.

Средневековые города, ограниченные крепостными стенами, были замкнутыми производственными и общественными единицами. Для сво­его непосредственного сельскохозяйственного окружения они выступа­ли в роли центров торговли и ремесел и располагали собственными пра­вовыми нормами. В настоящее время ни один из городов не представля­ет собой замкнутой единицы, способной всесторонне удовлетворять потребности своего населения и самостоятельно развивать свою эконо­мику. Этого нельзя сказать ни о малых поселках, не располагающих соб­ственной системой общественного обслуживания высшей ступени, ни о крупных городах, существование которых связано с обширной террито­рией. Сегодня практически невозможно определить точные границы от­дельных городов. В ряде плотнонаселенных промышленных областей есть целые системы городов, которые могут функционировать только благодаря тесным контактам.

Поэтому в современной градостроительной теории становится все меньше представлений о том, что можно решать вопросы одного города в отрыве от всех других. Сейчас внимание сосредоточивается на целых системах расселения. В последнее время их проблемами занимаются группы теоретиков в ряде стран. Довольно глубоко исследуются эти проблемы в Чехословакии, в частности в отделе генеральной планировки Исследовательского института строительства и архитектуры в городе Брно. В начале 1961 г. этот институт вместе с другими исследовательски­ми, научными проектными организациями провел конференцию, посвя­щенную тенденциям преобразования расселения в ЧССР1. Занимаясь структурой сельскохозяйственного расселения, институт в своей работе исходит из конкретных условий ЧССР и основывается на рациональной организации обслуживания и на предполагаемом целесообразном раз­мещении центров сельскохозяйственных предприятий и их оптимальных площадей2.

В том же институте исследуются общие тенденции структуры рас­селения в ЧССР. В своей работе члены коллектива пришли к выводу о том, что уже теперешняя сеть расселения группируется в систему трех ступеней центров, которые характеризуются следующим образом: «Пер­вой ступенью можно обозначить центры, которые развились в сельском расселении с округом обслуживания в расчете на несколько близлежа­щих сел в радиусе 6—8 км, в отдельных случаях— на большем расстоя­нии. Это, как правило, большие села или маленькие городки, которые уже в прошлом приобрели значение центров, поскольку выполняли ряд функций, выходивших за пределы местного значения. Здесь сосредото-


 


 





Kralupy

20 км

118. Ога Мачел. Пример
анализа естественной се­
ти центров сельского рас­
селения; 1962 г. В системе
сельского расселения по­
степенно стихийно обра­
зуются центры более вы­
сокой ступени, сосредо­
точивающие в себе си­
стему общественного об­
служивания

119. Пражская агломе­
рация; 1963 г. Ярко вы­
раженное группирование
промышленности и рас­
селения, характерное для
окрестностей больших
городов

 

 


чивались большие господские усадьбы, церковные приходы, суды, в Словакии — нотариальные конторы, отдельные населенные места были известны тем, что в них периодически происходили ярмарки. Здесь сосредоточивались объединения ремесленников, небольшие промышлен­ные предприятия и здесь же происходила более оживленная торговля. В последнее время в этих центрах разместились некоторые гражданские учреждения, выходящие за пределы местного значения. Это, например, поликлиники, полные средние школы, отдельные специализированные магазины. Сегодня эти поселения, как правило, являются и центрами объединенных сельскохозяйственных предприятий. Ввиду этого их функ­ции как центров стали еще отчетливее.

Второй ступенью можно обозначить центры настоящего и бывшего районного значения. В большинстве случаев центрами бывших районов считались практически все наши города, относящиеся к категориям раз­личной величины. Там, где таких городов не было, центрами становились малые города (местечки) или же крупные села. Так, например, обстояло дело в Словакии. Сеть таких районных городов на территории ЧССР от­носительно густа и регулярна. Развитие в течение длительного периода содействовало их превращению в характерные центры нашего расселе­ния. Здесь сосредоточивались административные и медицинские учреж­дения, учреждения культуры и учебные заведения, торговые центры и спортивные комплексы. Большинство таких городов превратилось в цент­ры промышленного производства. У них была реальная возможность развить хорошую связь с селом, поскольку территория, управляемая ими, в большинстве случаев была наибольшей, создавая возможности для регулярных поездок.

Третьей ступенью мы обозначаем все города бывшего и современного областного значения. Речь идет о характерных ядрах нашего расселения, которые еще на этапе своего исторического развития выполняли функ­цию экономических и культурных центров довольно широких областей. В отличие от других в этих городах сосредоточивались различные спе­циальные учреждения культуры, здравоохранения, образования, спорта, науки, торговли, гражданские учреждения специального характера. Сей­час почти все эти центры являются одновременно самыми большими промышленными центрами в ЧССР. Управляемая ими территория ко­леблется в пределах приблизительно 40 км. Можно было бы определить еще и четвертую ступень расселения. В этом случае надо было бы на­звать центры общегосударственного значения, т. е. такие города, как




 

 


 


 


120. Владимир Палла и Иржи Личеник. Совре­менная сеть центров расселения второй и третьей ступени; 1962 г. Система отношений вы­водится из администра­тивных функций отдель­ных городов., В опреде­лении центров третьей ступени (теперешних и бывших областных го­родов) в некоторых об­ластях она выглядит не­достаточно убедительно


Прага, Брно, Братислава, играющие ведущую роль в экономической и культурной жизни ЧССР. Однако с позиции интересующих нас проблем мы рассматриваем эти большие города, как выполняющие функции цен­тров третьей ступени, т. е. центров областного значения».3

С такой системой поселений связано и размещение сети обслужива­ния, в которой тоже развивается многоступенчатая система. В. Палла считает, что сети обслуживания будут соответствовать иерархии трех ступеней центров.

Для исследования возможностей дальнейшего развития системы расселения работа Исследовательского института строительства и архи-тектурк имеет большое значение. Его сотрудники исходят в своей дея­тельности из анализа современного расселения, а результаты их ра­боты в известной мере уже используются в практике размещения капи­таловложений. Конечно, на современном этапе работа такого рода представляет собой лишь какую-то одну концепцию расселения и при конкретном использовании ее результатов необходимо учитывать специ­фические условия ряда территорий ЧССР. Предложенная трехступен­чатая система довольно статична и соответствует скорей областям стра­ны, менее развитым в промышленном отношении и с преобладающим сельским населением. Применение трех ступеней центров расселения до­вольно спорно для больших городских агломераций и их пригородных территорий, а также в таких плотнонаселенных промышленных областях, центрами которых являются, например, города Острава или Мост. Кро­ме того, трудно себе представить, что различные требования разнообраз­ных сетей учреждений культуры, здравоохранения и образования можно будет втиснуть в одну трехступенчатую иерархию. О своих особых тре­бованиях заявит и такой компонент, как инженерные сети и устройства, которые охватят целые группы населенных мест, испытав на характере своей компоновки условия рельефа и других составляющих природной среды.

Все внимание разбираемой концепции сосредоточивается на городах и поселках, которые рассматриваются как основные функциональные звенья системы расселения. В результате этого недостаточное внимание уделяется остальным компонентам расселения, таким как центры добы-


121. Развитие системы
расселения. Состояние
до начала индустриали­
зации. Звенья жилой си­
стемы выделены четко.
Отдельные функции, за
исключением основного
членения на городское и
сельское расселение, не
дифференцированы

122. Начало индустриа­
лизации. Первые желез­
нодорожные пути и раз­
растание смешанных
промышленных кварта­
лов вокруг вокзала. Рас­
ширение населенных
мест, расположенных по
преимуществу на важ­
нейших транспортных
путях


чи сырья, промышленные комбинаты, транспортное оборудование, ку­рортные области и т. д. В структуре будущих территорий необходимо считаться со всеми этими компонентами, отношения между которыми, по всей видимости, получат более сложный характер. При более при­стальном рассмотрении становится ясно, что город или поселок сами по себе не представляют единственных звеньев системы расселения. Стираются границы городов и их пригородных территорий. Все более важными составными частями системы расселения становятся круп­ные предприятия или другие учреждения, а их сегодня в ряде слу­чаев бывает очень трудно отнести к какому-то конкретному городу или иному населенному месту.

В непосредственной близости от Праги разрастаются такие промыш­ленные агломерации, как Модржаны, Чаковице, Летняны, Ржичаны. Угржиневес, Кладно, и Кралупы. Жители этих мест ездят на работу в Прагу, а жители Праги ездят в эти места. Возникает вопрос — самосто­ятельны эти города или же они представляют собой составные части од­ной крупной городской агломерации? Составной частью какого города — Моста или Литвинова, является большой химический комбинат в Залужи, если он расположен приблизительно в центре расстояния между ними? Является ли Восточнословацкий металлургический комбинат промыш­ленным предприятием города Кошице, в котором будут жить рабочие и служащие комбината, удаленного от города на расстояние почти 10 км? Что представляет собой Поруба — новый большой жилой район Остравы. является ли она ее автономным спутником или же вполне самостоятель­ным городом? Аэродром города Готвальдова находится от него на рас­стоянии многих километров в Голешове, а новый остравский аэропорт вблизи города Пршибора и служит всей северной Моравии. Жители Праги зимой по воскресеньям ездят на отдых в Крконоши, удаленные от города на 100 км, а летом на плотины реки Влтавы к югу от Праги. Из Остравы ездят в Бескиды, а из Братиславы — в Карпаты. В Мостец-ком угольном бассейне в самом областном городе сосредоточены от­дельные общеобластные учреждения культуры. В то же время област­ной симфонический оркестр располагается в Теплицах, где находится также областной музей, тогда как областной архив сосредоточен в Литомержицах.

Сооружаются энергетические системы для целых областей и стран, электроэнергия передается на расстояния, равные сотням километров. Объединенные водопроводы обслуживают несколько населенных мест, а большие города ищут для себя источники питьевой воды на расстоя­нии многих десятков километров. Весь мир соединен сетями телекомму­никаций и радио, со временем такой же охват получит и телевидение.


 


 




 




 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.034 с.)