XII. Предпосылки будущего развития расселения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XII. Предпосылки будущего развития расселения



Говоря о будущем развитии городов и всего расселения авторы градостроительных теорий видят целый ряд различных возможностей — от полного растворения жилья человека в природе до сосредоточения всего населения мира в нескольких гигантских суперметрополиях; от идиллических поселков-садов с разбросанными в них индивидуальными домами до нагромождений небоскребов со сложными системами транс­портных развязок.

Довольно часто создатели тех или иных теорий и концепций видели и продолжают видеть в них универсальное средство решения всех проб­лем и трудностей современных городов, а зачастую даже и целого об­щества, его устройства, жизненного уровня и морали. Но лю­бая теория, претендующая на универсальность, остается в пределах возможностей своего времени, она зависит ог уровня развития науки и техники, а также от субъективных взгля­дов своих создателей. В каждой теории, не исключая и те из них, которые на первый взгляд кажутся совершенно оторванными от реальности, заложено стремление отразить потребности своего времени и учесть те факторы, которые для строительства и развития городов


Односторонность концепций


представляются наиболее актуальными на данном этапе. В отдельных концепциях ярко отражаются специфические условия соответствующей страны или города, в котором они возникли.

Стремление решить наиболее актуальные проблемы своего времени часто приводит к возникновению односторонних концепций.

Узость взгляда имеет то преимущество, что позволяет сформулиро­вать выработанные принципы в сжатой форме. Но она же становится причиной их слабости, проявляющейся при столкновении с конкретны­ми условиями и требованиями жизни. Примером такой односторонней концепции может служить решение считать в пределах одного города максимальной численность населения, равную 2 тыс. или, допустим, 250 тыс. человек, и затем в течение нескольких лет или десятилетий пе­реселить в такие «оптимальные города» одинаковых размеров все насе­ление мира. То же самое относится и к тем представлениям, в соответст­вии с которыми единственно верным и обязательным для повсеместного внедрения может быть только один тип человеческих поселений — ра­диальный или шахматный, центрический или поясной.

Иногда такая узость взгляда находится на грани ошибки. Известно, что Сория и Мата до такой степени увлекся возможностями трамвая, нового для своего времени вида рельсового городского транспорта, что единственно приемлемой считал лишь линейную форму расселения, ор­ганизуемого вдоль трамвайных путей. Несмотря на то что он был инже­нером, он все же понял, что наличие одного ряда индивидуальных до­мов вдоль коммуникации не позволит достаточно эффективно использо­вать новый вид транспорта и соблюсти в то же время необходимые ин­тервалы движения. При этом совершенно не принималось во внимание то обстоятельство, что трамвай будет ходить под окнами жилищ преи­мущественной части населения и в результате этого его удобства могут легко превратиться в свою противоположность.

Проект Сория и Мата является типичным свидетельством попыток привлечь к разработке форм расселения новые средства и возможности техники. В данном случае речь шла о развитии массового городского рельсового транспорта. В других случаях имели место попытки подо­гнать структуру поселений к требованиям индивидуального автомоби­ля. В эпоху Возрождения форма города, его контуров и вид укреплений зависели от возможностей огнестрельного оружия и вытекающих отсю­да способов обороны и нападения. Облик современных жилых кварта­лов зачастую определяется хотя и прогрессивными в основе, но пока еще недостаточно гибкими способами индустриального домостроения.

В то же время, несмотря на все недостатки, идея Сория и Мата яви­лась бесспорным вкладом в общее развитие градостроительных теорий. Со временем стало ясно, что рельсовому транспорту лучше отвечает не­сколько иная компоновка жилых комплексов. Зато в центр внимания попали проблемы взаимосвязи расселения и транспорта и появились но­вые, линейные формы поселений, обогатившие систему расселения, в которой до того преобладали главным образом центрические формы. От первоначальной идеи «Ciudad lineal» мадридского пригорода уна­следовано немного, но сама концепция линейного города заняла пола­гающееся ей место в ряду других форм современных поселений.

С момента своего возникновения преимущественная часть теорети­ческих концепций расселения претерпела существенные изменения. Между первоначальными представлениями Хоуарда и сегодняшним пониманием города-сада общим осталось лишь название. Точно так же поясной город Милютина стал основой для ряда проектов, авторы кото­рых, хотя и исходят из взаимосвязи отдельных функциональных компо­нентов расселения, но уже не сохраняют ее параллельной поясной ком­поновки. Наоборот, поясными и линейными сегодня называются поселе­ния, в которых продольная коммуникационная ось или параллельная компоновка функциональных зон не являются ведущими принципами.


 


13а*


 




В массе градостроительных теорий можно встретиться и с такими идеями, создатели которых любой ценой гонятся за оригинальностью и саморекламой. Такие идеи получают, как правило, пышные и экзотич­ные названия и окутываются сложным квазифилософским налетом. За­частую они кажутся чрезвычайно оригинальными, а их творцы тщатель­но затушевывают какие бы то ни было признаки, которые могли бы сви­детельствовать о существовании предшественников пропагандируемых ими теорий. В действительности же на всем протяжении строительства городов, так же как и в других областях человеческой деятельности, наблюдаются сложнейшие взаимосвязи, влияние и взаимодействие от­дельных концепций.

Новые импульсы в практику проектирования городов вносят и те проекты, которые на первый взгляд можно было бы отнести к области фантастики. Однако и в таких проектах сказывается определенная ре­акция на какие-то новые явления или отдельные проблемы, уже наме­тившиеся в развитии расселения, но еще не проявившиеся достаточно выпукло.

Оказывается, что благодаря таким предложениям, так же как бла­годаря экспериментальным проектам, появляется предпосылка заново исследовать возможности пространственной организации городов, про­верить предельные границы концентрации населения, а иногда, исполь­зуя крайние варианты, решить вопросы, связанные с новыми требова­ниями транспорта. Такие проекты не только облегчают поиск, но и оп­ределяют и расширяют границы тех будущих условий, которые на се­годняшний день кажутся недостижимыми.

Узость отдельных градостроительных теорий может быть связана с субъективными симпатиями и антипатиями их создателей, может зави­сеть от их опыта, знаний и увлечений, от общественного положения и той среды, в которой они живут, а также от условий того города, кото­рый им знаком лучше других.

Одни теории исходят из принципов работы транспорта, другие — из оптимального членения селитебной территории, третьи — главное видят в композиции или же наиболее целесообразном размещении техническо­го оснащения. Авторы одних концепций сосредоточивают основное вни­мание на селитебной части города, другие исследуют состояние инже­нерных сетей, а третьи важнейшим моментом считают связь жилья с работой. Как и в других теоретических областях, такие односторонние взгляды затрудняют комплексное понимание предмета исследования, закономерностей его формирования и развития.

Но зачастую случается так, что именно односторонность какой-то идеи содействует углубленному исследованию частного аспекта, попол­няет знание о каком-то явлении, ведя тем самым к установлению его закономерностей.

Оценивая градостроительные теории, полезно помнить слова Ленина о том, что «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исто­рические деятели сравнительно с современными требованиями, а по то­му, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками» '. В эволюции представлений о будущем расселении сказывается извечное стремление человека создать среду, максимально пригодную для жиз­ни человека, стремление актизно воздействовать на нее и предвидеть направление ее дальнейшего развития.

В наше время для односторонних концепций остается все меньше возможностей. Все более частыми становятся представления о городах и других типах поселений, выраженных в форме сложных систем, кото­рые невозможно создать руководствуясь какой-либо однозначной целью В 20е годы пленялись картиной города, состоящего из регулярно рас­ставленных домов-башен с сетью дорог, расположенных в разных уров­нях. Довольно часто такой город считался единственным способом ре­шения всех градостроительных вопросов.

Решительно не соглашаясь с тем, что подобным образом можно раз-


Влияние природных условий

 

Развитие

И размещение

Производства


решить сложный узел проблем, в то же время рассматривать такие упрощенные проекты, можно как важный этап очищения градострои­тельства от традиционных эклектичных представлений.

Творцам градостроительных теорий приходится все больше считать­ся с той очевидной истиной, что нельзя прийти к какому бы то ни было универсальному решению, не учитывая конкретных условий страны, ее истории и природного окружения. Конечно, на природные условия мож­но воздействовать с помощью современной техники, однако это не озна­чает, что не нужно принимать во внимание конфигурацию рельефа и климатические условия, уровень обеспеченности источниками воды, на­правления преобладающих ветров и тип грунта. Как в старых городах, так и во всех новейших поселениях приходится учитывать роль природ­ных условий, оказывающих влияние на условия жизни, на экономику строительства и уровень эстетического воздействия всей среды, окружа­ющей человека. Особенно важно учитывать природные условия в от­дельных, конкретных звеньях расселения. Так, для городов-курортов особое значение приобретают климатические условия, для сооружений системы здравоохранения — чистота атмосферы, а для отдельных зда­ний— расположение по отношению к странам света и преобладающим направлениям ветров.

Природные условия оказывают и будут оказывать в дальнейшем свое влияние на формирование городов и всего расселения. Однако здесь необходимо учитывать два момента. Во-первых, воздействие при­роды относительно стабильно. Так, наши сегодняшние требования к расположению города в принципе не отличаются от того, что знали еще Витрувий и Гиппократ. Во-вторых, предусматривая возможные измене­ния в структуре и развитии расселения, нельзя исходить только из при­родных условий.

Здесь на сцену выступают и другие факторы. В первую очередь к ним относятся развитие и размещение производительных сил, новая ор­ганизация жизни общества, а также достижения науки и техники.

Во всех этих областях в настоящее время происходят те важнейшие перемены, которые без сомнения окажут свое сильное влияние на даль­нейшее развитие городов и расселение. При этом в дальнейшем челове­честву будет недостаточно полагаться на те стихийные процессы, кото­рые преобразовали систему расселения до недавнего прошлого. Весьма настоятельной будет необходимость подходить к формированию жиз­ненной среды значительно более осознанно и целенаправленно.

Новые автоматизированные производственные процессы вызывают необходимость сосредоточивать производство в довольно больших производственных комбинатах, в которых количество работающих бу­дет скорее всего снижаться. Усложнение производственных процессов и необходимость точного управления ими поведет к укреплению связи производства с наукой. В промышленности и в производстве в целом будут все больше стираться различия между физическим и умственным трудом. Напряженный, непродуктивный и механический труд будет за­меняться работой механизмов и автоматов. Одновременно поднимутся требования к уровню знаний каждого работника и к его способности управлять производственным процессом. Значительное влияние на ха­рактер расселения окажет и сдвиг в сторону таких промышленных от­раслей, как химия и электроника, особенно важных на современном этапе. Для размещения промышленности большое значение имеет пере­ход к новым источникам энергии. Первые мануфактуры возникали в ле­систых районах, а в качестве топлива им служило дерево. Классическим источником энергии для промышленности конца XIX — начала XX в. был уголь; тогда крупные промышленные агломерации вырастали преиму­щественно в районах угольных месторождений. В наше время соверша­ется переход к электроэнергии, передаваемой на расстояние. Наряду с


 


 



 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.015 с.)