Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XII. Предпосылки будущего развития расселенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о будущем развитии городов и всего расселения авторы градостроительных теорий видят целый ряд различных возможностей — от полного растворения жилья человека в природе до сосредоточения всего населения мира в нескольких гигантских суперметрополиях; от идиллических поселков-садов с разбросанными в них индивидуальными домами до нагромождений небоскребов со сложными системами транспортных развязок. Довольно часто создатели тех или иных теорий и концепций видели и продолжают видеть в них универсальное средство решения всех проблем и трудностей современных городов, а зачастую даже и целого общества, его устройства, жизненного уровня и морали. Но любая теория, претендующая на универсальность, остается в пределах возможностей своего времени, она зависит ог уровня развития науки и техники, а также от субъективных взглядов своих создателей. В каждой теории, не исключая и те из них, которые на первый взгляд кажутся совершенно оторванными от реальности, заложено стремление отразить потребности своего времени и учесть те факторы, которые для строительства и развития городов Односторонность концепций представляются наиболее актуальными на данном этапе. В отдельных концепциях ярко отражаются специфические условия соответствующей страны или города, в котором они возникли. Стремление решить наиболее актуальные проблемы своего времени часто приводит к возникновению односторонних концепций. Узость взгляда имеет то преимущество, что позволяет сформулировать выработанные принципы в сжатой форме. Но она же становится причиной их слабости, проявляющейся при столкновении с конкретными условиями и требованиями жизни. Примером такой односторонней концепции может служить решение считать в пределах одного города максимальной численность населения, равную 2 тыс. или, допустим, 250 тыс. человек, и затем в течение нескольких лет или десятилетий переселить в такие «оптимальные города» одинаковых размеров все население мира. То же самое относится и к тем представлениям, в соответствии с которыми единственно верным и обязательным для повсеместного внедрения может быть только один тип человеческих поселений — радиальный или шахматный, центрический или поясной.
Иногда такая узость взгляда находится на грани ошибки. Известно, что Сория и Мата до такой степени увлекся возможностями трамвая, нового для своего времени вида рельсового городского транспорта, что единственно приемлемой считал лишь линейную форму расселения, организуемого вдоль трамвайных путей. Несмотря на то что он был инженером, он все же понял, что наличие одного ряда индивидуальных домов вдоль коммуникации не позволит достаточно эффективно использовать новый вид транспорта и соблюсти в то же время необходимые интервалы движения. При этом совершенно не принималось во внимание то обстоятельство, что трамвай будет ходить под окнами жилищ преимущественной части населения и в результате этого его удобства могут легко превратиться в свою противоположность. Проект Сория и Мата является типичным свидетельством попыток привлечь к разработке форм расселения новые средства и возможности техники. В данном случае речь шла о развитии массового городского рельсового транспорта. В других случаях имели место попытки подогнать структуру поселений к требованиям индивидуального автомобиля. В эпоху Возрождения форма города, его контуров и вид укреплений зависели от возможностей огнестрельного оружия и вытекающих отсюда способов обороны и нападения. Облик современных жилых кварталов зачастую определяется хотя и прогрессивными в основе, но пока еще недостаточно гибкими способами индустриального домостроения. В то же время, несмотря на все недостатки, идея Сория и Мата явилась бесспорным вкладом в общее развитие градостроительных теорий. Со временем стало ясно, что рельсовому транспорту лучше отвечает несколько иная компоновка жилых комплексов. Зато в центр внимания попали проблемы взаимосвязи расселения и транспорта и появились новые, линейные формы поселений, обогатившие систему расселения, в которой до того преобладали главным образом центрические формы. От первоначальной идеи «Ciudad lineal» мадридского пригорода унаследовано немного, но сама концепция линейного города заняла полагающееся ей место в ряду других форм современных поселений. С момента своего возникновения преимущественная часть теоретических концепций расселения претерпела существенные изменения. Между первоначальными представлениями Хоуарда и сегодняшним пониманием города-сада общим осталось лишь название. Точно так же поясной город Милютина стал основой для ряда проектов, авторы которых, хотя и исходят из взаимосвязи отдельных функциональных компонентов расселения, но уже не сохраняют ее параллельной поясной компоновки. Наоборот, поясными и линейными сегодня называются поселения, в которых продольная коммуникационная ось или параллельная компоновка функциональных зон не являются ведущими принципами.
13а*
В массе градостроительных теорий можно встретиться и с такими идеями, создатели которых любой ценой гонятся за оригинальностью и саморекламой. Такие идеи получают, как правило, пышные и экзотичные названия и окутываются сложным квазифилософским налетом. Зачастую они кажутся чрезвычайно оригинальными, а их творцы тщательно затушевывают какие бы то ни было признаки, которые могли бы свидетельствовать о существовании предшественников пропагандируемых ими теорий. В действительности же на всем протяжении строительства городов, так же как и в других областях человеческой деятельности, наблюдаются сложнейшие взаимосвязи, влияние и взаимодействие отдельных концепций. Новые импульсы в практику проектирования городов вносят и те проекты, которые на первый взгляд можно было бы отнести к области фантастики. Однако и в таких проектах сказывается определенная реакция на какие-то новые явления или отдельные проблемы, уже наметившиеся в развитии расселения, но еще не проявившиеся достаточно выпукло. Оказывается, что благодаря таким предложениям, так же как благодаря экспериментальным проектам, появляется предпосылка заново исследовать возможности пространственной организации городов, проверить предельные границы концентрации населения, а иногда, используя крайние варианты, решить вопросы, связанные с новыми требованиями транспорта. Такие проекты не только облегчают поиск, но и определяют и расширяют границы тех будущих условий, которые на сегодняшний день кажутся недостижимыми. Узость отдельных градостроительных теорий может быть связана с субъективными симпатиями и антипатиями их создателей, может зависеть от их опыта, знаний и увлечений, от общественного положения и той среды, в которой они живут, а также от условий того города, который им знаком лучше других. Одни теории исходят из принципов работы транспорта, другие — из оптимального членения селитебной территории, третьи — главное видят в композиции или же наиболее целесообразном размещении технического оснащения. Авторы одних концепций сосредоточивают основное внимание на селитебной части города, другие исследуют состояние инженерных сетей, а третьи важнейшим моментом считают связь жилья с работой. Как и в других теоретических областях, такие односторонние взгляды затрудняют комплексное понимание предмета исследования, закономерностей его формирования и развития. Но зачастую случается так, что именно односторонность какой-то идеи содействует углубленному исследованию частного аспекта, пополняет знание о каком-то явлении, ведя тем самым к установлению его закономерностей. Оценивая градостроительные теории, полезно помнить слова Ленина о том, что «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками» '. В эволюции представлений о будущем расселении сказывается извечное стремление человека создать среду, максимально пригодную для жизни человека, стремление актизно воздействовать на нее и предвидеть направление ее дальнейшего развития.
В наше время для односторонних концепций остается все меньше возможностей. Все более частыми становятся представления о городах и других типах поселений, выраженных в форме сложных систем, которые невозможно создать руководствуясь какой-либо однозначной целью В 20е годы пленялись картиной города, состоящего из регулярно расставленных домов-башен с сетью дорог, расположенных в разных уровнях. Довольно часто такой город считался единственным способом решения всех градостроительных вопросов. Решительно не соглашаясь с тем, что подобным образом можно раз- Влияние природных условий
Развитие И размещение Производства решить сложный узел проблем, в то же время рассматривать такие упрощенные проекты, можно как важный этап очищения градостроительства от традиционных эклектичных представлений. Творцам градостроительных теорий приходится все больше считаться с той очевидной истиной, что нельзя прийти к какому бы то ни было универсальному решению, не учитывая конкретных условий страны, ее истории и природного окружения. Конечно, на природные условия можно воздействовать с помощью современной техники, однако это не означает, что не нужно принимать во внимание конфигурацию рельефа и климатические условия, уровень обеспеченности источниками воды, направления преобладающих ветров и тип грунта. Как в старых городах, так и во всех новейших поселениях приходится учитывать роль природных условий, оказывающих влияние на условия жизни, на экономику строительства и уровень эстетического воздействия всей среды, окружающей человека. Особенно важно учитывать природные условия в отдельных, конкретных звеньях расселения. Так, для городов-курортов особое значение приобретают климатические условия, для сооружений системы здравоохранения — чистота атмосферы, а для отдельных зданий— расположение по отношению к странам света и преобладающим направлениям ветров. Природные условия оказывают и будут оказывать в дальнейшем свое влияние на формирование городов и всего расселения. Однако здесь необходимо учитывать два момента. Во-первых, воздействие природы относительно стабильно. Так, наши сегодняшние требования к расположению города в принципе не отличаются от того, что знали еще Витрувий и Гиппократ. Во-вторых, предусматривая возможные изменения в структуре и развитии расселения, нельзя исходить только из природных условий.
Здесь на сцену выступают и другие факторы. В первую очередь к ним относятся развитие и размещение производительных сил, новая организация жизни общества, а также достижения науки и техники. Во всех этих областях в настоящее время происходят те важнейшие перемены, которые без сомнения окажут свое сильное влияние на дальнейшее развитие городов и расселение. При этом в дальнейшем человечеству будет недостаточно полагаться на те стихийные процессы, которые преобразовали систему расселения до недавнего прошлого. Весьма настоятельной будет необходимость подходить к формированию жизненной среды значительно более осознанно и целенаправленно. Новые автоматизированные производственные процессы вызывают необходимость сосредоточивать производство в довольно больших производственных комбинатах, в которых количество работающих будет скорее всего снижаться. Усложнение производственных процессов и необходимость точного управления ими поведет к укреплению связи производства с наукой. В промышленности и в производстве в целом будут все больше стираться различия между физическим и умственным трудом. Напряженный, непродуктивный и механический труд будет заменяться работой механизмов и автоматов. Одновременно поднимутся требования к уровню знаний каждого работника и к его способности управлять производственным процессом. Значительное влияние на характер расселения окажет и сдвиг в сторону таких промышленных отраслей, как химия и электроника, особенно важных на современном этапе. Для размещения промышленности большое значение имеет переход к новым источникам энергии. Первые мануфактуры возникали в лесистых районах, а в качестве топлива им служило дерево. Классическим источником энергии для промышленности конца XIX — начала XX в. был уголь; тогда крупные промышленные агломерации вырастали преимущественно в районах угольных месторождений. В наше время совершается переход к электроэнергии, передаваемой на расстояние. Наряду с
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.008 с.) |