Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проекты лондона военного времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Планы Аберкромби 101. Патрик Аберкромби. План Большого Лондона. Основная сеть автомобильных коммуникаций и проект городов-спутников, 1944 г. Черным обозначены города-спутники, связанные с новыми городами, построенными после войны 1 — Стивенедж: 2 — Харлоу 178 Характерным явлением довоенного времени было все возраставшее передвижение жителей Англии на юг страны и, в частности, в лондонскую агломерацию. В 1937 г. была создана специальная комиссия, которая должна была исследовать географическое размещоние населения, работающего в промышленности. Особое внимание комиссия уделила росту Лондона, чрезмерной концентрации мест приложения труда и населения в его пределах. Она предложила целую систему мероприятий, существо которых сводилось к созданию авторитетного правительственного органа, который бы влиял на размещение промышленности, в частности активно воздействовал бы на разгрузку переуплотненных агломераций и, наоборот, поддерживал развитие обезлюдевших областей. Настоящие градостроительные работы были начаты в 1940 г., когда Патрик Аберкромби и главный архитектор муниципалитета лондонского графства Джон Генри Форшоу были уполномочены разработать генеральный план графства. В 1942 и 1944 гг. было предложено несколько планов строительства и реконструкции Лондона. Из этого числа работ мы уже ранее называли два проекта: группы МАРС и Л. Гильберсей-мера, применивших комбинацию принципов зонального и линейного города. В октябре 1942 г. был выставлен генеральный план Лондона, разработанный в Королевской академии под руководством известного английского архитектора старшего поколения Эдвина Лютьена. План был решен в духе академических традиций XIX в. Авторы проекта не занимались техническими, эксплуатационными и экономическими проблемами и свой план сами назвали «идеальной возможностью». Весной 1943 г. в Национальной галерее был выставлен другой план Лондона ■ его пригородной территории, разработанный коллективом архитекторов под руководством А. У. Кеньона. План охватывал территорию около 2200 км2. Его авторы предлагали дезурбанизацию Лондона, который в их проекте вообще назывался не городом, а «самым большим градостроительным комплексом в Великобритании». Для полноты картины необходимо также напомнить о плане реконструкции Сити, разработанном в июне 1943 г. под руководством инженера Ф. Форти. В своем существе этс план ограничивался лишь небольшим улучшением существующего состояния плотно-застроенного городского ядра.
После двухлетней работы, в июле 1943 г П. Аберкромби и Д. Г. Форшоу представили план лондонского графства, т. е. компактно застроенного центра существующего Лондона с населением 3 млн. человек Главная идея проекта состояла в том, чтобы снизить число жителей более чем на 600 тыс. человек. Это снижение должно было произойти в основном вследствие планомерного переселения из ropoz: Сама территория р сматривалась как неким конгломерат мелких жилых образований, в: зультате сращивания.-горых город, собственно. и возник когда-то. Этим планом нельзя было достичь лучших результ;-
102. Патрик Дберкромби. План Большого Лондона. Основные общественные комплексы; 1944 г. Выделение отдельных, естественно формирующихся общественных и жилых комплексов на территории города. Черным обозначен общегородской центр и местные центры расселения вне границ лондонского графства тов, поскольку он был ограничен административными границами, случайно совпавшими с центральной частью значительно более крупного комплекса. В декабре 1944 г. П. Аберкромби вместе с большим штатом сотрудников закончил план Большого Лондона, начатый в 1942 г. По этому проекту охватывалась территория 6700 км2 с населением, превышавшим тогда 6 млн. человек, разделенных на 143 самостоятельные административные единицы. Это одна из наиболее крупных выполненных градостроительных работ. Сегодня ее уже рассматривают как классическую Этот план и его судьба заслуживают того, чтобы рассмотреть их более подробно. П. Аберкромби во вступлении к сопроводительному документу своего плана весьма ярко формулирует пять основных принципов, на которых базируется общее решение: «1....за исключением чрезвычайных случаев, не допускать в Лондоне и центральных графствах никакой новой промышленности... 2....децентрализовать население и промышленность из переуплотненного центра в соответствии с выводами генерального плана лондонского графства... Основным изменением, вытекающим из этих двух принципов, будет новое размещение населения и промышленности внутри области.
80 км 103. Патрик Аберкромби. План Большого Лондона. Концепция четырех основных колец; 1944 г. / — административная территория лондонского графства (черный цвет); 2— внутреннее городское клльцк 3 — предместья; 4 — зеленый пояс; 5 — внешнее ландшафтное кольцо 104. Лондон. Размещение новых городов-спутников; 1946. Эти города, как правило, размещались за границей зеленого изолирующего пояса вокруг Лондона. Кроме них выбраны некоторые так называемые перспективные города, в которых поддерживается развертывание жилищного строительства
3....общее число жителей области не вырастет, но наоборот, несколь 4....лондонский порт и в дальнейшем останется одним из крупней 5....необходимо создать новые инструменты планирования, включая Существо решения состояло в том, чтобы разгрузить город более чем на 1 млн. жителей. Внутри разрабатываемой области должно было переместиться свыше 769 тыс. жителей, из них 125 тыс. — в жилые районы, связанные с компактной застройкой и называемые Аберкромби квазнсателлитами. В 10 вновь спроектированных городов-спутников предполагалось переселить 383 250 жителей, а в существующие города вокруг Лондона 261 тыс. человек. Вне планируемого района должно было переселиться 263 750 жителей. Этим принципам соответствовала и общая планировочная концепция Большого Лондона, разделенного на «четыре округа, которые могут быть охарактеризованы следующим образом: 1) внутренний городской округ; 2) округ предместий; 3) зеленый пояс; 4) внешний ландшафтный округ»4. Первый округ представляет собой центральную компактную городскую территорию, охватывающую почти всю площадь графства и некоторые другие административные единицы за его пределами. Именно с этой территории предполагалось перемещение населения и точек приложения труда. Другие округа представляют собой по существу компактные, но не столь плотно застроенные предместья, в которых количество населения должно было стабилизироваться. Зеленый пояс резервировался для сельского хозяйства. Он должен был стать своеобразной преградой на пути роста города. Внешний пояс, наоборот, был предназначен для размещения жилой застройки и промышленности, выводимых из центральной области. Английские «новые города»
Таковы главные черты проекта, проработанного весьма подробно вместе с анализами промышленности, решением транспортных вопросов, проектом зеленых площадей и зон отдыха. Авторы не забыли даже выделить охраняемые зеленые области для отдыха и спроектировать пешеходные трассы для прогулок жителей в окрестности города. Этот проект системой округов напоминает некоторые теоретические концепции, рассмотренные нами в предыдущих главах. Планировка самой застраиваемой территории лишь намечена в радиально-кольцевой системе коммуникаций, в системе обслуживания и в проекте последовательного членения жилой территории на микрорайоны с числом жителей 5—10 тыс., «что представляет максимальную величину социальной единицы, которую мы считаем приемлемой и которую мы поэтому предложили в плане лондонского графства»5. Величина микрорайона, далее делимого на группы по j 00—300 семей, выводилась из количества жителей, имеющих детей и потому зависящих от начальной школы. Для среднего микрорайона в плане приведены соответствующие расчеты и несколько примеров конкретного градостроительного решения. Составной частью проекта является также план и расчеты города-спутника на 60 тыс. жителей, располагаемого на одном из предложенных мест у города Онгар в Эссексе. Авторы предложили свой проект только как предварительную концепцию, рекомендуя разработать на его основе генеральный план города, по которому можно было бы руководить строительством и дальнейшим развитием. Первой предпосылкой планомерного развития Лондона они считали преобразование его административных органов и особенно деятельность авторитетного планирующего учреждения для всей лондонской области. Некоторые принципы плана Большого Лондона начали реализовать в первые послевоенные годы. В 1946 г. был издан закон о новых городах, в соответствии с которым только вокруг Лондона, в среднем на расстоянии 40—50 км от него, началось строительство восьми городов-спутников, из которых два воздвигались на местах, предложенных планом Аберкромби. Кроме того, на расстоянии 60—100 км было выбрано 12 существующих городов — «expanding towns», с которыми Лондон заключил договор о переселении жителей и принял на себя обязательства, касающиеся финансовой помощи. Всего после войны в Англии было заложено 15 новых городов. Они строились не на абсолютно свободных территориях и в своем большинстве были связаны с поселениями, имевшими в целом 133 302 коренных жителя. Средняя перспективная величина была определена в 50— 70 тыс. жителей, что в целом составляет 895 тыс. человек. В настоящее время в этих городах живет свыше полумиллиона человек. В их градостроительном решении были использованы некоторые принципы городов-садов, касающиеся главным образом озеленения и преобладания малоэтажной застройки с низкой плотностью населения. Жителям были созданы здоровые условия жизни. Архитектурное решение новых жилых комплексов и, в частности, их торговых и общественных центров вместе с пространствами для пешеходов отличается тщательностью. Новые английские города бесспорно относятся к наиболее интересным результатам послевоенного градостроительства 6. Однако строительство новых городов вызвало и критику. Обнаруживается тот факт, что проживание в новых городах доступно лишь для обеспеченных слоев населения и что поэтому жилищная проблема не решается как раз там, где она наиболее остра. В новых городах не удалось создать удовлетворительной среды для общественной жизни. Критикуется также невыразительность общего решения, слишком низкая плотность населения и бесконечное море небольших индивидуальных домов. Психологи констатируют, что в новых городах не формируются дружеские связи и люди живут во взаимной изоляции. В последних вариантах градостроительного решения «новых городов», как, например, в проекте нереализованного Хука, очевидно стремление к большей концентрации, увеличению плотности населения и замене свободной: структуры микрорайонов более компактным решением плана. Большой Лондон Новые города не выполнили своей основной роли. Они не разгрузили растет дальше переуплотненный городской центр. Английский урбанист А. Армстронг сказал об этом на недавно состоявшейся градостроительной конференции в Дортмунде: «Эти города удалены от Лондона на значительное расстояние и затрудняют ежедневные поездки, что, собственно, и не предусматривалось, поскольку поездки уже сами по себе достаточно большие. Скорее эти города должны были...функционировать как самостоятельные города, причем главной идеей было откачать полмиллиона из 9 миллионов официальных жителей Лондона. Однако какая могла быть разница между 9 и 87г миллионами? Но и этот главный замысел не оправдал себя. Полмиллиона жителей не было выселено из Лондона, но, наоборот, население Лондона за время строительства этих городов увеличилось на 1 млн.»7 Хотя в центральной части Лондона количество работающих в промышленности уменьшается, в то же время каждый год количество работающих здесь служащих административных учреждений возрастает на 15 тыс. За период с 1948 по 1956 г. в центре Лондона было допущено строительство конторских зданий с общей площадью всех помещений около 4 млн. м2. Этот процесс продолжается, в последнее время здесь строятся башенные административные объекты. Продолжается и перемещение жителей в лондонскую область. Почти 40% всех новых точек приложения труда Англии и Уэльса возникает в лондонской области, а свыше 13% — непосредственно в центре города. В новые города переселяется население не из центров, а из внешнего округа и агломерация в результате этого еще более увеличивается. Ежегодно в агломерации прибывает по 70 тыс. жителей. При этом в городе остались последние резервные территории приблизительно для 128 тыс. квартир, а в новых городах-спутниках— для 62 тыс. квартир. Эти факты могут служить поводом для нового ряда анализов и выводов. В 1960 г. официальная комиссия исследовала ход осуществления плана Большого Лондона. Комиссия, подобно тому как это уже раньше отмечал сам автор плана Аберкромби, констатировалг, что главные принципы плана не реализуются. Не удалось отрегулировать развитие мест приложения труда и лимитировать число жителей *. Новые города не помогли разгрузке переуплотненного центра, в котором все больше концентрируются административные учреждения. В городе не были построены коммуникационные сооружения, возрастают трудности с транспортом. Вся агломерация непрерывно и стихийно растет, а ее центр все больше перегружается. По мнению комиссии, «эти отклонения от предпосылок плана Большого Лондона будут скорее увеличиваться, чем уменьшаться», и поэтому «комиссия не сомневается в том, что предпосылки плана Большого Лондона требуют как можно более скорого пересмотра. Для всей рассматриваемой территории такую меру может обеспечить только орган, у которого была бы официальная обязанность контролировать всю соответствующую территорию и плакировать необходимым образом»8. Конечно, проще всего было бы свалить вину на генеральный план, однако ясно, что причины неудовлетворительного развития Лондона кроются в другом. Ближе к действительности оказываются выводы комиссии там, где они констатируют недостатки в координации и руководстве общим развитием города и напоминают о том, что именно в этом было и остается одно из основных условий реализации плана. * По данным Совета Большого Лондона 1971 г., за последнее десятилетие удалось все же сократить население города, которое к 1970 г. уменьшилось до 7,6 млн. человек. (Прим. ред.) TS2
105. С. С. Шестаков. Большая Москва; 1924 г. 1 — центральная городская зона; 2 — два промышленных сектора; 3 — четыре сектора городов-садов; 4 — окружная железная дорога Другая комиссия констатировала, что с 1944 г. не разрабатывался никакой новый комплексный план Лондона и его области и что «строительство ведет большое количество организаций с различными функциями, имеющих разные интересы и потому действующих лишь в своих ограниченных сферах... Отсутствует координирующий авторитетный орган,., который бы выступал от имени Большого Лондона»9. Именно поэтому выдвигается ряд различных предложений, по одним из которых новые города отрицают, а по другим считается необходимым строить их в как можно большем количестве. Одни рекомендуют строить новые небольшие города, а другие — города для 300-—400 тыс. жителей. Тот факт, что Лондон разрастается преимущественно за счет административных учреждений, породил идею о необходимости построить вокруг Лондона несколько городов для учреждений и служащих с населением по 200 тыс. жителей. Однако все эти проекты весьма проблематичны и нереальны до тех пор, пока правительство не обеспечит условия, в которых план можно было бы реализовать»10. Это относится не только к плану Лондона 1944 г., но к любому другому плану этого большого города, осущест-
Москва 106. Ле Корбюзье. Проект реконструкции Москвы; 1930 г. Первое проектное воплощение идей Лучезарного города Корбюзье 1 —■ промышленность; 2 — жилье; 3 — административный центр; 4 — спортивные центры; 5—главный вокзал: 6 — университетский городок «Большая Москва» Шестакова 107. Эрнст Май. Москва — групповой город; 1932 г. Более жирной линией обведены жилые районы, тонкой линией обведена промышленная территория. Вариант представляет собой наиболее яркое воплощение дезурбанистических тенденций вление которого особенно тесно связано с общим развитием расселения и размещением производительных сил в Англии. Еще в первые годы после революции был разработан проект «Новой Москвы». Достаточно напомнить о том, что Парк культуры и отдыха им. Горького, ныне пользующийся большой популярностью, был заложен в соответствии с этим планом еще в 1923 г. Его заложили на месте бывшей городской свалки и в том же году использовали для проведения первой сельскохозяйственной выставки. Тогда еще не были созданы экономические предпосылки для более широких вмешательств в старую структуру города. Тем не менее благодаря первому плану была начата систематическая градостроительная деятельность, которая существенным образом повлияла и на планирование других советских городов. Наиболее интересный проект Большой Москвы середины 20-х годов был разработан С. С. Шестаковым ". Проект представлял собой ясную концепцию разгрузки города за счет городов-спутников. Планом предусматривалась планировка не только самого города, но и обширной пригородной территории, причем собственно Большая Москва охватывала площадь 215 000 га. Обращает на себя внимание предполагаемый рост населения по плану Шестако-за, весьма точно соответствовавший действительному развитию. Активная дискуссия о градостроительных проблемах, проходившая на рубеже 20-х и 30-х годов, довольно отчетливо отразилась и во взглядах на дальнейшее развитие Москвы. Эти вопросы рассматривал и пленум ЦК ВКП(б), проходивший 11—15 июня 1931 г. Пленум принял постановление о перепланировке г. Москвы, как социалистической столицы пролетарского государства"
Варианты 1930— 1932 гг. В процессе подготовки генерального плана реконструкции Москвы в период около 1930 г. советские и зарубежные архитекторы разработали ряд вариантов дальнейшего развития города. Вплоть до сегодняшнего дня эти варианты представляют собой наиболее полный сборник различных возможностей решения градостроительной структуры большой существующей агломерации 13.
108. Ганнес Майер. Москва — город со спутниками; 1932 г. Большие спутники сосредоточены вокруг основных транспортных линий и особенно в юго-восточном направлении за крупнейшими московскими промышленными районами 109. Курт Мейер. Москва — город с предместьями; 1932 г. Расселение развивается в виде непрерывных поясных цепей вдоль основных транспортных линий К этим вариантам относится также ответ Ле Корбюзье на анкету о дальнейшем развитии Москвы, сопровожденный графическим проектом более позднего Лучезарного города 14. Наиболее характерным было решение коллектива, которым руководил Эрнст Май. Проект был назван «групповым городом», но сами авторы разрабатывали его под девизом «пролетарская Москва — город-коллектив». Город по этому проекту решался как система «производственно-жилищных комбинатов», т. е. районов со средним количеством населения 100 тыс. жителей. Легкая промышленность территориально связана с комбинатами. Пешеходная доступность к ней через зеленые пояса составляет 15—20 мин. Тяжелая промышленность сохраняется на юго-востоке и востоке, она связана с жилищными комбинатами своих окрестностей скоростными дорогами, которые должны были стать основным средством транспорта во всем групповом городе. Отдельные комбинаты, удаленные от Москвы на 10—15 км, представляют собой типичную механическую строчную застройку, развитую, как правило, вдоль коммуникационной оси, а принцип параллельного членения жилья и производства, очевидно, связан с концепцией Милютина15. На этом проекте легко проследить относительность различных понятий. Деление города на комбинаты является использованием принципа, который в СССР предлагался так называемыми урбанистами, и в частности Л. Сабсовичем. Однако в конкретных условиях Москвы использование этого принципа не означало проявления урбанистических тенденций, но представляло собой, наоборот, явную дезурбанистиче-скую концепцию. Идею «сателлитового города» выдвигает группа Ганнеса Майера, а сам он заявляет, что «Москва—это система городов с полным административным, политическим, культурным и хозяйственным обслуживанием» 16. Это решение, подобно предыдущему проекту, предполагало перемещение жителей в города-спутники, привязанные к железнодорожным путям и размещенные главным образом в юго-восточном направлении, за промышленностью. Наиболее компактным проектом зарубежных авторов был «город с предместьями», созданный группой Курта Мейера. Связанные с центром отдельные поясные, комплексно оборудованные районы, должны были отходить от него лучеобразно. Этот проект в большей степени, чем другие, учитывал существующие условия города и его-отдельные функциональные зоны. Курт Мейер обосновывал решение тем, что «принципом государственного порядка социализма является принцип демократического централизма. Идеальная геометрическая фигура этого принципа — система лучей...»17 Сходная концепция была у коллектива советских архитекторов, предложивших так называемый город с колониями. Суть решения составляет тоже звездообразное развитие города вдоль отдельных железнодорожных путей. Оно должно было представлять собой продолжение на плановой основе развития расселения в окрестностях Москвы, которое стихийно сосредоточивалось в цепи вдоль железных дорог. Самыми интересными были три проекта коллективов советских архитекторов, которые учитывали возможности развития всех функциональных компонентов города в будущем и этому фактору подчинили свои концепции.
ПО. Г. Б. Красин и коллектив. Москва — город, развивающийся звездообразно; 1932 г. В значительной степени сконцентрированный город с радиальными лучами жилых комплексов 111. В. В. Кратюк и коллектив. Москва — город как совмещение специализированных районов; 1932 г. Динамичный план, учитывающий дальнейшие возможности развития города поясами вдоль вновь спроектированных скоростных дорог 1 — промышленность; 2 — жилая территория; 3 — направление развития центра Подготовка генерального плана Бригада В. В. Кратюка разрабатывала Москву как «сумму специализированных районов» и рассчитывала на рост города и его центра вдоль трасе скоростных дорог «в нескольких направлениях, неравноценных по своему объему и интенсивности, с сохранением основного направления, подчиненного основному фактору промышленности на восток»18. Группа Н. А. Ладовского предложила «город-ракету». Этот проект на первый взгляд мог бы показаться весьма формалистичным и нереальным. Необходимо, однако, помнить, что графическое изображение отдельных проектов схематично и отражает лишь главную идею решения. Сопоставление схемы с самим решением показывает, что авторы и этого проекта учитывали конкретные условия. Решение Ладовского представляет собой своеобразное использование идеи зонального города, состоящего из четырех параллельных зон — центра, жилой, промышленной и сельскохозяйственной. Представляет интерес тот факт, что в 50-е годы этот принцип в качестве якобы совершенно нового решения предложил один западногерманский автор. Конкретное рождение этого принципа в условиях Москвы произошло вследствие существующего расположения города и стремления использовать здесь зональный принцип. Недостатки этого проекта состоят в том, что промышленность размещается вдоль реки, отрезая, таким образом, существенную часть города от природы и т. п. Непрерывным комплексным городом назвала свой проект бригада членов известного Всероссийского общества пролетарских архитекторов — ВОПРА, основанного в 1929 г. и руководимого В. В. Бабуровым. По существу это был зональный город с параллельной компоновкой пяти комплексных жилых единиц, предвосхитивший сходное использование того же принципа группой МАРС и Гильберсеймером в проектах Лондона. Вновь очень интересной была идея поясного развития центра в направлении на юго-запад и северо-восток; та же идея в несколько иной форме появилась и в настоящее время. Несмотря на то что вышеприведенные проекты были интересны, отличались новизной и оригинальностью, ни один из них не был использован. Очевидно, это произошло потому, что в них содержались слишком отвлеченно теоретические и малореальные концепции, которые в недостаточной мере учитывали существующий город, его возможность и потребности. Одновременно нельзя забывать о том, что эти работы оценивались в тот период, когда в советской архитектуре и градостроительстве наметился сдвиг от авангардистских направлений к более традиционным трактовкам и реальным решениям, необходимым в период перехода от программных градостроительных заявлений к конкретному строительству городов. Уже упоминавшийся июньский пленум ЦК ВКЩб) (1931 г.) пришел к заключению, что «дальнейшее развитие промышленного строительства страны должно идти по линии создания новых промышленных очагов в крестьянских районах и, тем самым, приближать окончательное уничтожение противоположности между городом и деревней», а поэтому
112. Н. А. Ладовский и коллектив. Москва — город-аракета»; 1932 г. Яркая концепция, являющаяся своеобразным выражением принципов поясного города 1— промышленность; 2— жилая территория; 3 — направление развития центра 113. Коллектив ВОПРА. Москва — непрерывный комплексный город; 1932 г. Использование принципа поясного города Генеральный план реконструкции Москвы 1935 г. нецелесообразно нагромождение большого количества предприятий в ныне сложившихся крупных городских центрах19. На основе этих выводов было решено с 1932 г. в Москве и Ленинграде не размещать новых промышленных предприятий. Позже это решение было распространено на Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, г. Горький и Свердловск. Оно оказало значительное влияние на планирование дальнейшего развития Москвы. Той же цели содействовали принципы разработки и утверждения генеральных планов городов, одобренные Советским правительством в июне 1933 г. Эти принципы формулировались следующим образом: «а) обеспечивать возможность дальнейшего развития и роста населенных мест в соответствии с общими перспективами развития народного хозяйства СССР; б) обеспечивать наиболее благоприятные условия деятельности и развития новых и расширения существующих промышленных и транспортных предприятий; в) обеспечивать создание наиболее благоприятных условий труда и жизни населения; г) предусматривать места для строительства учреждений по социально-культурному и бытовому обслуживанию, в целях планомерной перестройки быта на социалистических началах...; д) содержать указания по архитектурно-художественному оформлению»20. Рабочие группы специальной комиссии исследовали вопросы размеров городов и основные концепции, касающиеся транспорта, архитектурных решений, жилищного строительства, общественного обслуживания, промышленности и инженерных сетей. В 1932 г. работу над общим генеральным планом Москвы начал большой авторский коллектив под руководством В. Н. Семенова. Основа плана была готова в июне 1933 г. Оценивала эту работу большая комиссия, в составе которой были наиболее известные советские архитекторы и градостроители: Б. М. Иофан, А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, К. С. Алабян, В. А. Веснин и М. Я- Гинзбург. В 1934 г. продолжались уточнение и проработка всего плана, которой руководил С. Е. Чернышев. Одновременно с городом разрабатывались вопросы его пригородной территории и зоны отдыха. Вскоре после открытия первой линии метрополитена, 10 июля 1935 г. был одобрен генеральный план реконструкции Москвы. В Постановлении об этом плане сформулированы также некоторые общие градострои-
114. Москва. Генеральный план строительства и реконструкции; 1935 г. Основная концепция исходит из сохранения радиально-кольцевой планировочной системы, в которой отдельные жилые комплексы отделены один от другого выразительными зелеными клиньями тельные принципы, ставшие основой дальнейшего развития строительства советских городов. В Постановлении говорилось о том, что «ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего. ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану. ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Важнейшими условиями этой перепланировки являются правильное размещение жилых домов, промышленности, железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнение города, разуплотнение и правильная организация жилых кварталов с созданием нормальных здоровых условий жизни населения города» м. Далее в Постановлении было высказано положение, сильно повлияв-
шее на дальнейшее развитие советской архитектуры. Оно заключалось в том, что «должно быть достигнуто целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков, с использованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники»22. Главные принципы нового плана Москвы можно свести к нескольким пунктам: 1) не закладывать в Москве никакой новой промышленности, а пер 2) снизить плотность населения и в связи с этим постепенно расши 3) постепенно присоединять к городу резервные территории и, кроме 4) обеспечить снабжение города водой, соорудить канал Москва — 5) построить набережные рек Москвы и Яузы и провести по ним хо 6) разгрузить и перестроить центр города и другие территории, пред 7) создать систему улиц шириной не менее 30—40 м, а наряду с этим 8) вместо малых кварталов площадью 1,5— 2 га строить укрупнен 9) создавать сеть общественного обслуживания, размещая ее пред
10) постепенно вывести из города промышленные предприятия, вред 11) вывести из пределов города сортировочные и товарные станции В Постановлении помимо принципов новою плана содержались конкретные задачи строительства и их сроки, разбитые на отдельные этапы. Были поставлены точные задачи строительства дорог и мостов, жилищ и общественных зданий, набережных, инженерных сетей и энергетических устройств. Оценивая сегодня генеральный план Москвы 1935 г. и рассматривая результаты его осуществления, можно глядеть на его концепцию по-разному. Можно, безусловно, обратить внимание на те сильные акценты,,которые придавались парадным пространствам. Можно не согласиться с тем, что большинство домов строилось вдоль основных городских магистралей и что их архитектура не отвечала ни своему времени, ни их жилой функции. Можно критически относиться к чрезмерной компактности и довольно традиционной трактовке городского плана и композиции отдельных улиц и площадей. Можно сожалеть и о том, что не были в большей мере использованы те отдельные возможности для разгрузки города, которые возникали в результате слома и реконструкции старого города. Имея в виду отдельные факты, можно говорить об излишних укра- Расширение границ Москвы
шениях на фасадах домов и злоупотреблении симметрией в качестве композиционного принципа при сооружении отдельных зданий, ансамблей, городских пространств и целых районов. Трудно согласиться и со слишком плотной застройкой на новых набережных. Такая застройка неудачна на бе
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.023 с.) |