Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большой город Л. ГильберсеймераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
рая сократит расстояния» 1б. В год мирового наступления фашизма и угрозы войны Корбюзье заканчивает книгу словами: «Необходимо решительно нацелиться на строительство и отвергнуть уничтожение»17. Проект Лучезарного города — кульминационный пункт в разработке проектов компактного большого города. К таким же проектам относятся и разработки меандровых систем застройки, созданные в 1929— 1930 гг. и представленные в 1930 г. на конгресс CIAM в Брюсселе. Чтобы осознать все значение творчества Корбюзье и его роль в развитии архитектуры и градостроительства XX в., необходимо постичь всю глубину его гигантских усилий, направленных поистине на творческое осмысление основополагающих элементов современного урбанизма. Теоретики архитектуры зачастую изображают Корбюзье как деятеля, выступившего с абсолютно новыми идеями, не имевшего предшественников, но зато имевшего последователей. Нет вины Ле Корбюзье в том, что это не соответствует действительности. Он был не один и часто был не первым. Его работа была пронизана идеалистической верой в способность новой архитектуры преодолеть социальные противоречия. Эта его вера была высказана в словах, далеких от реальности: «Архитектура или революция. Революции можно избежать» 18. Однако именно он сумел, как никто другой, ярко выразить идеи своей эпохи, потому принятые его современниками как воплощение их собственных устремлений. Его творчество вобрало в себя почти все новейшие идеи западноевропейской архитектуры и градостроительства XX в.. не исключая ошибок и колебаний.
Параллельно городу Корбюзье на 3 млн. жителей в начале 20-х годов появляется ряд других проектов больших городов с подробной разработкой их структуры и архитектуры. К таким проектам относится, например, работа известного немецкого архитектора Людвига Гильберсейме- pa*, в 30-е годы, подобно многим другим, эмигрировавшего в США. В 1925 г. вышла его книга, в которой изложены принципы архитектуры большого города. Небольшой текст и простые иллюстрации книги, не столь ослепительные, как в работах Ле Корбюзье, все же заставляют думать, что их автор конкретно и правильно понимал отдельные проблемы больших городов. Гильберсеймер указывает на недостатки капиталистического города и подчеркивает, что основные элементы города — это не респектабельные здания и монументальные проспекты, а жилые районы и транспортные пути. В его представлении город будущего — это система 20-этажных домов-пластин и четыре уровня под землей. Пешеходам он отводит на уровне шестого этажа специальные платформы, отделенные от транспорта. На этом уровне начинается жилая часть домов; нижние этажи отведены под торговлю, конторы и другие учреждения. Он пишет: «...о торговом городе с автомобильным транспортом внизу, над которым возвышается жилой город с пешеходными путями» ;:'.
Наряду с высокими зданиями Гильберсеймер допускает существование четырехэтажных домов и сблокированной застройки из двухэтажных индивидуальных домов. Вместе с тем он набрасывает схему жилого города-спутника на 125 тыс. жителей, соединенного с основным городом линией скоростного транспорта, занимается разработкой оптимальных вариантов квартиры, жилого дома, квартала и в отличие от Ле Корбюзье продумывает целесообразную организацию городского обслуживания. Другие концепции В десятках других архитектурных книг описываемого периода мы на- ходим много самых различных градостроительных проектов, авторы которых стремятся прореагировать на новые потребности и спонтанно приходят к созданию общих принципов; к их числу относится строгий геометрический план города, использование высотных домов, отделение транспорта от пешеходов, устройство коммуникаций в нескольких уровнях и проиизывание городов зеленью. В качестве одного из таких проектов можно назвать радиальный город Рихарда Нейтры** (1928 г.), для проекта которого характерны дома-пластины, автомобильные развязки и пассажирские подъемники, соединяющие транспортные пути с пешеходными эстакадами главных проспектов. В 1930 г. появляется «Вертикальный город» Андре Люрса ***, основу которого составляют 15-этажные дома. Если отвлечься от несколько схематичного расположения объектов, то проект Люрса выглядит вполне современно и реалистично. В каждом башенном доме от 120 до 144 квартир, а восемь домов, расположенных на участке 180X180 л, образуют жилую группу для 2300 жителей с собственной системой первичного обслуживания.
К этому же времени относится проект нового башенного города к западу от Парижа, разработанный Анри Дешаном. Основа этого города — крупные правильные кварталы, застроенные высокими домами. В Голландии в начале 20-х годов различными вариантами большого города с организацией движения транспорта в разных уровнях занимается Март Штам. В Чикаго в 1928 г. для побережья озера МичиганД. Г. Бэрнхэм проектирует систему небоскребов, соединенных под землей линией скоростного транспорта, а по крышам — автомобильными трассами.
" Людвиг Гнльберсеймер (род. в 1885 г.) работал в Берлине, затем в Баухаузе. В Соединенных Штатах преподавал в Иллипойском технологическом институте в 37. Иозеф Гавличек.
37. Артур Т. Эдвардз.
Конгрессысовременнойархитектуры ( CIAM ) В Чехословакии в 1927 г. ту же концепцию башенных домов, выполняющих роль опор для моста, переброшенного через Нусельскую долину в Праге, применяют инженер Ярослав Поливка и архитектор Йозеф Гавличек. Несколько позже, очевидно, под влиянием Корбюзье. Иозеф Гавличек разрабатывает для центра Праги проект трех 75-этажных административных зданий 20. Наряду с разработкой различных вариантов башенных городов в тот же период много архитекторов и градостроителей занимается вопросами общей структуры большого города, наиболее целесообразным размещением коммуникаций и зелени. Параллельно с прямоугольными планировочными системами появляются схемы строго геометрического радиального города, отдельпые секторы которого предназначены для выполнения его различных функций. Примерами таких решений могут служить «Идеальный город будущего» Адольфа Радинга (1924 г.) и «Образцовый город» А. Т. Эдвардза (1930 г.). Авторы этих проектов стремилисьрассредоточить традиционный центрический город, частично за счет зеленых клиньев, доведенных вплоть до центра.
В обобщенном виде прогрессивные взгляды на градостроительство того времени отражены в документах Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM), объединивших ряд выдающихся западноевропейских архитекторов21. Вопросам градостроительства была посвящена значительная часть первой декларации CIAM*, принятой 28 июня 1928 г. Новый функциональный подход к проектированию городов был здесь охарактеризован доеольно четко: «1. Строительство городов представляет собой организацию всех функции коллективной жизни. Строительство городов предопределяется не эстетической спекуляцией, а исключительно функциональными целями.
* В числе учредителей CIAM были Вальтер Гропнус, Хосе Луис Ссрт, Зигфрид Гиднон. Выдающуюся роль в создании и работе CIAM играл Ле Корбюзье, объединивший крупнейших архитекторов-новаторов в их борьбе против официального архитектурного академизма. С 1929 по 1935 г. CIAM изучали проблемы, связанные с жилой застройкой и рациональной планировкой населенных пунктов на основе современных научных данных. (Прим. ред.)
2. В первую очередь градостроительство должно привести к гармо а) быт; б) работу; в) отдых (спорт, развлечения и т. п.). 3. Руководствуясь экономическими и социальными принципами, а 4. Классификация транспорта должна включать в себя временной и 5. Непрерывно развивающаяся техника и все достижения нового Афинская хартия IV конгресс CIAM, проходивший в 1933 г. в Афинах, был посвящен теме «Функциональный город». На рассмотрение участникам конгресса представители отдельных стран предложили пронизанные единством замысла 33 проекта городов. Эти проекты должны были послужить основой для дискуссии и выработки принципов, зафиксированных так называемой Афинской хартией. В хартии были развиты идеи первой декларации, которые необходимо было продокументировать серией монографий о городах. В 1942 г. известный испанский градостроитель Хосе Луис Серт, эмигрировавший в США, выпустил книгу, представляющую собой обзор основных документов о деятельности CIAM и разъяснений многих принципов Афинской хартии. Здесь же можно найти самую четкую и ставшую уже классической формулировку существа функциональной структуры города: «Функций, относящихся к проектированию городов, всего четыре: а) быт; б) работа; в) отдых; г) транспорт (который объединяет первые три функции)»23. В заключение своей книги Серт отвечает на вопрос, поставленный в ее названии. Его слова, обобщающие систему взглядов, выработанную перед второй мировой войной, во многом актуальны и сегодня: «Могут ли наши города выжить? На этот вопрос можно ответить тремя различными способами: 1. Одни думают, что города могут сохранить свою современную 2. Другие считают, что города не справятся с постоянно растущими
3. Третьи верят в эффективность определенных крутых мер, примене О взглядах, характерных для прогрессивных западных архитекторов того времени, свидетельствует не только Афинская хартия, но и ряд других публикаций, выходивших в связи с отдельными конгрессами CIAM. Уже сама постановка проблем свидетельствует о том, что эта организация занималась действительно актуальными проблемами архитектуры и градостроительства. Конгресс, проходивший в ноябре 1930 г. в Брюсселе, был посвящен теме «рациональные системы застройки». В материалах конгресса содержится верная и по сегодняшний день оценка новых идей, которые современная архитектура выработала в борьбе против антисанитарных замкнутых кварталов капиталистичес- ких городов XIX и XX вв. Среди докладчиков на этом конгрессе были Гропиус, Ле Корбюзье, Нейтра, а также чех Карел Тайге*. Общая точка зрения конгресса, на котором говорилось очень много о преимуществах и недостатках многоквартирных и индивидуальных домов, лучше всего выражена в заключении, где сказано о том, что конгресс «не считает многоэтажный жилой дом единственно возможной формой жилья, но констатирует, что эта форма может привести к решению проблемы минимальной квартиры»25. В предисловии к материалам конгресса Гиднон ссылается, например, на фаланстеры Фурье, считая, что они нашли воплощение в многоэтажных домах нашего века. На выставке конгресса, насыщенной большим количеством документов, были представлены главным образом сблокированные системы застройки, типичные для довоенных проектов населенных мест, и первые проекты башенных домов. Новые идеи архитектуры и градостроительства того времени иногда демонстрировались на примере поселков-выставок, проводившихся, в частности, в Германии. В этих поселениях использовались новые системы застройки и функционалистские решения отдельных домов. Из целого ряда таких поселков-выставок наиболее известна выставка в Штутгарте, 1927 г., где по плану, разработанному Мис ван дер Роэ, были построены одно- и многоквартирные жилые дома, спроектированные рядом наиболее известных западноевропейских авангардистских архитекторов. Наиболее обширное жилищное строительство в соответствии с новыми рационалистическими принципами в 1929—1930 гг. проводил магистрат города Франкфурта-на-Майне, где в то время над осуществлением новых принципов решения жилых кварталов работал Эрнст Май**. В других городах новые районы строились по проектам Вальтера Гропиуса, Марта Штама и других архитекторов. В Чехословакии ту же роль выполнила Выставка современной культуры, проводившаяся в 1928 г. з Брно. Ее составной частью была постройка группы индивидуальных домов под общим названием «Новый дом». Несколько позже, в 1932 г., в Праге была построена колония вилл на Бабе, градостроительное решение которой разработал Павел Янак. Однако славное «десятилетие архитектуры» (1920—1930 гг). ушло безвозвратно, а вторая половина 30-х годов уже не принесла никаких новых идей. В Европе нарастает угроза фашизма. Известные западноевропейские и прежде всего немецкие архитекторы эмигрируют в США и там пропагандируют новейшие архитектурные и градостроительные концепции. Создается ситуация, которую цинично прокомментировал декан ньюйоркского университета: «Я очень благодарен Гитлеру, он потряс дерево, а я подобрал яблоки»26.
Развитие теоретических концепций после второй мировой войны Во время войны развитие градостроительных теорий почти остановилось. Лишь в Соединенных Штатах вышло несколько теоретических работ. Все они были изданы роскошно, с великолепными иллюстрациями, но по существу черпали свой материал из довоенных идей и из концепций, в большинстве случаев рожденных в Европе. В первые годы после войны занимались главным образом восстановлением разрушенных городов и сел, причем чаще всего пользовались первоначальными планами городов. Лишь в отдельных случаях удалось осуществить новые концепции и создать более выразительные структуры городов, например при восстановлении центров Гавра, Роттердама, Ковентри, Мо-бежа, Волгограда и некоторых других городов. • Карел Тайге (1900—1951 гг.) — видный чехословацкий теоретик современной архитектуры и искусства. В конце 20-х — начале 30-х годов преподает в Баухаузе. В годы межвоенного 20-летия активно пропагандировал советскую культуру. (Прим. ред.) •* Эрнст Май (1889—1970 гг.)—видный немецкий архитектор-градостроитель. В 30-х годах работал в СССР. Известен своей пропагандой системы строчной застройки. (Прим. ред.) При этом большие города росли и изменялись дальше. Если в начале века в большинстве из них численность населения колебалась в пределах 1 млн. жителей, то сегодня в ряде городов мира число жителей достигает 5 и даже 10 млн. человек. Если после первой мировой войны только предполагали возможное влияние на планировку городов автомобильного транспорта, то в настоящее время этот автомобиль, особенно в капиталистических странах, активно воздействует на структуру расселения и парализует всю жизнь большого города. Создаются целые городские цепи, наиболее ярким примером которых является выросший на западном побережье США пояс (Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон), достигающий в длину около 1000 км и в ширину 100 км. В каждом из шести городов-гигантов, входящих в этот пояс, живет от 2 до 10 млн. жителей. Во всем этом поясе — «городской туманности» — в 1950 г. жило немногим более 31 млн. жителей, а сегодня их число приближается к 40 млн. В Англии, наряду с 10-миллнонным Лондоном, из городов Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Шеффилд, Лидс в Брэдфорд, образовался 8-миллионный гигант. В Японии 10-миллионный Токио вместе с Иокогамой и еще 20 другими городами образует почти 15-миллионный гигант, а город Осака является центром группы городов с общим населением 8 млн. человек. Подобные же группы городов, в которых неизменно ухудшаются условия жизни, растут и в других странах. Население в своей повседневной жизни испытывает на себе все проблемы и трудности, которые сопровождают жизнь больших городов. Градостроительством все больше заинтересовываются представители других наук. Авторы большинства градостроительных теорий современности считают необходимым не допустить дальнейшего разрастания больших городов как компактных образований. Все более активно проводятся разработки целых систем расселения и других новых концепций (мы рассмотрим их в следующих главах этой работы). Все более неотложной становится задача рассредоточения крупнейших населенных мест. В связи с этим исследуются оптимальные размеры городов, а в их окрестностях все чаще осуществляется строительство городов-спутников. Вместе с тем дальнейшее развитие получают теории, по которым концентрация жителей в городах-гигантах считается естественным явлением, которому нельзя и не нужно препятствовать. На основе современных тенденций развития делаются выводы о том, какие технические новшества потребуются городам, население которых может вырасти до 20 или даже 50 млн. человек. Так, в одной из американских работ, трезво оценивающих создавшееся положение, делается предположение о том, что в 2000 г. в США будет 10 суперметрополий, в которых станет проживать до 72 млн. человек, из них 23 млн. — в Нью-Йорке, 20 — в Лос-Анджелесе, 11 — в Чикаго и т. д.27. Думают о новых возможностях транспорта, о снабжении городов-гигантов водой и о способе устранения мусора, что, очевидно, представит одну из серьезнейших проблем. Однако во всех этих планах не найти уже и тени того восхищения от неограниченного роста городов, которое испытывал льюисовский Бэб-бит, преуспевающий американец, наживающийся на спекуляции участками в своем родном городе Зенит. Сейчас рост городов-гигантов рассматривают скорее как необратимый ход неумолимой стихии, к которой люди должны приспособиться независимо от своих желаний. Считается, что они должны подумать о том, как сделать возможной жизнь в искусственной среде, переполненной людьми, зданиями и механизмами. Не случайно в статьях западных авторов при описании городов-гигантов употребляются такие выражения, как «гангрена», «раковая опухоль» и другие, им подобные определения, образно отождествляющие рост городов с гибельными, пока неизлечимыми патологическими процессами. Много специалистов изучает возможные последствия этого процесса, и мы все чаще слышим предупреждения вроде того, какое сделал в Концентрация башенных домов прошлом венский, а ныне американский архитектор В. Гргоэн*, проанализировавший пороки американских городов, насыщенныхавтострадами: «Я твердо верю в то, что Европа вовремя извлечет урок из наших трагических ошибок и предохранит от них свои города, пока еще не поздно»28. Самым значительным в капиталистических странах центром теории больших городов в настоящее время можно считать Японию и особенно Токио, дальнейший рост которого многими считается неизбежным. Кендзо Танге** предполагает «возникновение ключевых городов, которые будут иметь 10 и более миллионов жителей» и говорит, что речь «идет, на наш взгляд, не о ненормальном развитии, а о неизбежном следствии действительной потребности в таких метрополиях для выполнения определенных функций, жизненно важных для современного общества... метрополия является неустранимым явлением, которое будет развиваться дальше»29. Если Грюэн воспринимает рост городов-гигантов как неотвратимое зло, то Кендзо Танге пока еще не настроен столь пессимистически. Он верит в то, что проекты реконструкции Токио, разработанные его группой, не только реальны, но действительно ликвидируют трудности этого большого города, входящего в число крупнейших населенных мест мира. Интересно, что главным предметом заботы в большинстве современных проектов, разрабатываемых для городов с населением в несколько миллионов человек, является не человек, а его машина и дороги, по которым она движется. Неслучайно в США цена участков около автострад повысилась на 100—150%. Существует бесчисленное множество проектов, авторы которых предлагают свое решение проблем современного крупного города. Почти в каждом годовом выпуске архитектурных журналов можно найти новую концепцию решения проблем большого города. Среди них, без сомнения, есть ряд проектов, которые спекулируют па оригинальности и главная цель которых — самореклама. В то же время есть интересные и действительно оригинальные идеи, в которых отражено стремление найти новый способ перестройки структуры больших населенных мест. Главный признак новых концепций больших компактных городов — это очевидное стремление к максимальному использованию городской земли без дальнейшего разрастания города вширь. Такое стремление понятно, ибо земля в центрах городов дорога, а окраинные территории все больше становятся предметом спекуляции. Кроме стремления владельца здания или участка к прибыли здесь можно, очевидно, усматривать и проявление определенной объективной тенденции. Техническое оснащение города становится все более сложным, а следовательно, и более дорогим. Это означает, что дорожает каждый гектар существующего города и что, следовательно, нерентабельно менять на сельскохозяйственную землю пли какую-нибудь другую свободную территорию участок города с его водопроводом и канализацией, теплопроводом, дорогами, линиями массовых средств транспорта, энергетическими и телекоммуникационными сетями, парками, зданиями и другими устройствами. При этом признание объективных мотивов такого процесса, очевидно, не означает, что мы абсолютно с ним смирились, ибо следование только вышеприведенным принципам в ряде случаев могло бы создать невыносимые условия жизни. * Виктор Грюэн (род. в 1903 г.) — австрийский архитектор, с 1938 г. работает в США. Специализируется на проектировании крупных торговых и общественных центров. Автор ряда теоретических работ. (Прим. ред.) ** Кендзо Танге (род. в 1913 г.)—выдающимся современный японский архитектор, автор проектов крупных общественных зданий и градостроительных проектов. С 1964 г. примыкает к группе метаболнетов. (Прим. ред.). Самым обычным и наиболее частым проявлением этой тенденции является строительство башенных домов и организация движения транспорта в нескольких уровнях. С такой тенденцией мы встречались и раньше. Правда, теперь это уже не башенные дома Корбюзье. В современных проектах практически исчез естественный рельеф. Весь он оказался сплошь покрытым несколькими ярусами дорог, автомобильными стоянками, складами и т. п. Дома возвышаются над этой искусственной поверхностью. Ранние признаки комбинированных зданий в 20-е годы содержались в проектах Л. Гильберсеймера. Одним из характерных современных примеров такого рода может служить район Marina City, созданный в Чикаго по проекту Б. Гольдберга. Район образуют 60-этажные круглые дома. В 19 нижних этажах располагаются гаражи на 896 на- шин — по числу квартир, вытянувшихся на высоту следующих этажей. Два таких уже построенных дома с собственной системой общественного обслуживания, универсальным магазином, бассейном и 10-этажным административным зданием размещены на площади, равной 1,2 га. Следовательно, плотность здесь превышает 3400 жителей на 1 га, если учесть наличие и других учреждений, находящихся на этой территории. Гольд-берг считает, что таким зданиям в городах принадлежит будущее, чте-сосредоточение в нижних этажах высотных объемов центров торговли, образования и отдыха будет содействовать ограничению горизонтального городского транспорта, разгрузке дорог и в то же время усилит роль вертикального транспорта. Далее он считает желательным использование отдельных городских учреждений в несколько смен, благодаря чему скорее будут амортизироваться расходы на их строительство. Приведенный пример — далеко не единственный. Напротив, такой процесс становится характерным для США. В ряде американских городов и в центральных районах других капиталистических агломераций на месте ликвидированных трущоб сегодня строятся новые жилые дома с такой плотностью, что их вполне справедливо называют «новыми трущобами». Некоторые критики считают даже, что новые сооружения в гигиеническом и социальном отношении хуже того, что было снесено. Помимо жилых домов на таких участках размещаются еще административные здания, магазины, общие гаражи и другие учреждения, способные давать прибыль. Это означает, что вместо разгрузки старых центров, наполнения их воздухом и зеленью получается еще большая концентрация зданий и людей. В отдельных случаях это зависит от конкретных условий города. История градостроительства свидетельствует о том, что на концентрацию и высоту застройки средневековых городов Европы свое воздействие оказывало наличие крепостных стен. В арабских городах высокие здания строили потому, что берегли ценную сельскохозяйственную землю оазисов. В современном Нью-Йорке центр города с преимущественной частью торговой и административной жизни всего гиганта сосредоточен па небольшой площади острова Манхеттен. В последнее время появился ряд проектов расширения острова за счет искусственных площадок и связанной с этим реконструкцией набережной. Экспериментальная группа архитекторов и инженеров предложила перспективный (до 2000 г.) проект реконструкции, в результате которой у реки Гудзон будет отобрана 1 кв. миля, на которой разместят гостиницы и жилые дома. В планировке новых жилых кварталов Гонконга находит свое отражение сдавленность этого города с 3-миллионным населением, расположенного на нескольких квадратных километрах земли. Использование Ряд специалистов считает, что интенсивное использование городской пространства территории состоит не только в высотной застройке и организации дви- жения транспорта в нескольких уровнях. Французский архитектор Иона Фридман в 1958 г. создал Экспериментальную группу мобильной архитектуры — GEAM. Члены группы поставили перед собой цель создавать архитектуру и осуществлять
о 39. Паоло Солери. Био ка, главнаямагистраль; к—административный и тор- такая пространственная решетка будет иметь модуль 3X6 м, расстояние багинн; «ц—"учёбный^пентр10 между несущими столбами составит 40—60 м. Авторы подобных проектов хотят, таким образом, создать целые городские секторы, представляющие собой самостоятельные комплексы с собственной системой теплоизоляции и климатизации. Кондиционирование целых частей городов считает возможным и американец Баккмин-стер Фуллер, перекрывающий своими геодезическими куполами целые городские кварталы. Самой смелой идеей его концепции является предложение о создании купола над Манхеттеном, перекрывающим территорию 40 км2. Таки м образом, на смену отдельному зданию, выступав- шсму до сих_пр рГ в качестве основного элемент а города, прих одит вари антная пр остранственная система, причем «понятие мобильная архитек тура неЪзнача ет, что будут передвигаться целые конструкции, оно озна -чает лишь их приспособляемость к различнымпотребностямнзменяю - щегося обществ а»30. 11оль~Мснм6п во Франции, Фрей Отто и Шульце-Фелитц в ФРГ проектируют подвешенные города в форме систем конусообразных башен. По проекту Меймона каждая из них, вмещая от 15 до 20 тыс. жителей, должна представлять собой своего рода огромный дом-коммуну. Плотность заселенной территории в этом случае превышает 3 тыс. жителей па 1 га. Тот же архитектор проектирует для Парижа 12-ярусную систему подземных сооружений под Сеной. Самой реки изменения не должны коснуться, но под нее предполагается направить значительную часть, транспорта, создать здесь сложную систему современных автомобиль-
них и скоростных дорог, центральных автостоянок, площадей, свободных пешеходных путей и магазинов. Совершенно самостоятельную концепцию представляет собой сби технический город» итальянца Паоло Солери, живущего в США. Ег-город — это система биологических форм, которая на площади 22 000;-должна предоставить условия для жизни 2 млн. человек. План город! представляет собой несколько деформированный овал длиной 22 км i шириной 10 км. Каждый круглый дом, напоминающий по своей форм~ гриб, рассчитан на 2,4—4 тыс. жителей. С фантастичностью рисунке* контрастируют весьма рациональные принципы автора, включающг-в себя помимо нового архитектурного и градостроительного решени! расчеты плотности населения и оборудования города, учет условий ИМ работы автомобильного транспорта и т. д. Свой проект автор обосновь вает экономическими соображениями, преимуществами компактной за стройки и универсальных зданий, их стандартизации; в то же время решаются отдельные вопросы эксплуатации города и строительной та ники. В ряде вариантов разработаны проекты городов в форме башен, пир: мил и искусственных гор. Авторы таких проектов предусматривают д ступность всего объекта путем создания специальных автомобильн: рамп. Гаражи они предполагают размещать во внутренних, не ос щаемых солнцем пространствах, которые могут быть использованы д.' устройства коммунальных предприятий, общественных центров и дл установки различного технического оборудования. Одним из таких пр: меров может служить схема «идеального города», предложенна еще в 1947 г. учеником Корбюзье Мазе. Другим ярким примером я! ляется проект жилого комплекса на Эллис Айлэнд у Нью-Йорка. Э своего рода город-остров, разработанный в 1959—1961 гг. ученикамг. Ф. Л. Райта, входящими в известное Тейлизинское объединение архитекторов. На проекте сказалось влияние творчества их учителя, которьп в 1947 г. спроектировал для Питтсбурга общественный центр в вп; большой круглой пирамиды. Проект Эллис Айлэнда близок к трем разработкам, в основе которы:1--лежат идеи расширения городской территории за счет использования пространства над водными поверхностями. Мы знаем, что у этой идеи был предшественник еще в эпоху Возрождения. Систему мостов над Сеной, застроенных жилыми домами, разрабатывал Дю Серсо, которы в своем проекте предусматривал разбивку над рекой круглой площади правильных очертаний. Во второй половине XVI в. Палладио проектировал для Венеции мост Риальто в виде большой площади со зданиями, общественными пространствами и колоннадами. Известны также старые джонковые города, располагавшиеся на широких просторах восточно-азиатских рек. Американец Джеймс Фицджибон вместе со своими коллегами предложил висячую круглую пространственную конструкцию, которая, располагаясь над рекой Гудзон, должна представить собой город-мост на 10 тыс. жителей. В Лондоне серьезно думают о создании на месте существующего моста Воксхол другого, многоэтажного моста с магази нами, гостиницей, зимним стадионом, выставочным залом, террасами и, разумеется, с автомагистралью и автостоянками. Совершенно исключительный характер носит идея Ионы Фридмана, который имеет в виду использовать мост через Ла-Манш для постройки большого общего англо-французского портового города31. Японские теоретики Самое большое количество проектов использования пространства над водной поверхностью разработано в Японии, городам которой свойственна очень плотная застройка. Большинство таких проектов предназначено для Токио, расположенного у неглубокого морского залива. В его юго-восточной части глубина колеблется в пределах между 8 и 15 л. Предложение по использованию бухты впервые появилось в 1957 г. Оно
40. Кендзо Танге. Проект расширения Токио; 1959 г. Новый жилой комплекс на 5 млн. жителей сосредоточен в сооружениях, расположенных над морским заливом /—жилая застройка: 2— промышленность; 3~ аэродром; 4 — порт; 5 — правительственный центр; 6- административные центры зафиксировано в официальном документе, рассматривающем возможности дальнейшего развития города. Наиболее известный проект использования залива разработан в 1961 г. коллективом под руководством Кендзо Танге. В этой работе были проанализированы различные концепции структуры городских планировок и использованы идеи ряда существующих вариантов. Главные принципы, выработанные в процессе работы, были сформулированы следующим образом: 1) замена радиальной системы линейной системой; 2) создание единства планировки города, транспортной системы 3) новая пространственная структура, воплощающая в себе разомк- Из существующего города авторы проекта протянули новую ось в область залива, где через 20 лет должен быть создан городской комплекс на 5 млн. человек. Основу планировки составляют 23 секции площадью 1 км2. Объединяясь по три. они образуют комплексы с более высокой общественной организацией. Основная часть зданий (некоторые из них достигают высоты 300 м) и коммуникаций должна быть заложена на сваях. Главный общественный центр нового городского организма предполагается устроить на искусственном насыпном острове. Особое внимание в проекте уделено транспорту. Главная коммуникационная ось расположена на высоте 50 м и состоит из подвешенной скоростной дороги и трех уровней для автомобильного транспорта. Первый уровень рассчитан на скорость 30 км/ч, развязки здесь отстоят одна от другой на 1 км. Второй уровень учитывает скорость 60 км/ч и располагает развязками через каждые 3 км. Третий уровень предназначен для движения со скоростью 120 км/ч. Развязки на этом уровне удалены одна от другой на расстояние 9 км. Проект группы Танге не единственное предложение по использованию Токийского залива. Есть и другие проекты, предусматривающие иную планировку, иное использование конструкций, другой тип застройки, другую высоту и конфигурацию домов. Кажется закономерным, что именно токийские архитекторы выдвигают в противовес не оправдавшим себя традиционным разработкам много новейших идей
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.015 с.) |