Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суд и процесс. Система Судебных доказательств по Салической правде.

Поиск

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Судебный процесс. Он осуществлялся в одинаковых формах для уголовных и гражданских дел и носил состязательный характер. Суд возбуждал дело только по инициативе истца. Стороны были равны в правах. Процесс носил состязательный характер, был устным, гласным и отличался формализмом. Применялись три вида доказательств. Первый - соприсяжники — это родственники, соседи и друзья подсудимого. Второй — свидетельства очевидцев. Третий — ордалии («суд Божий»}. Судья и заседатели выбирались на собрании свободных людей. Позже выборный суд постепенно заменяется королевской администрацией.

33.Феодальное гос-во во Франции в период раздробленности. Во Франц существовало правило: «вассал моего вассала не является моим вассалом», те вассальн зависим от короля признавалась лишь теми феодалами, которые находи-лись в непосредственной вассальной зависимости от него. Это правило выражало степень крайней феодадьн раздроб-ти. 1-ое место среди прав короля занимала судеб власть. Людовик 8 (1223 – 1226) устанавлив наследственность королевской власти. По мере надобности король созывал собрание «генеральной курии», те баронов и епископов из своей об-ласти или со всего королевства. В кон 12 в короли начинают использов силу растущ городов для борьбы с феодалами. Причины усилен королевск власти: 1.развитие тов-ден отно-шений; 2. обострен классовой борьбы; 3.выгодное геграфич положен сеньории короля. Чтобы укреп своё власть, франц короли производят реорганизацию управления в своих владе-ниях. Создаётся центральн королевск совет, состоящ из дворцовых слуг короля. Организуется аппарат для управления на местах. При Люд 9 (1226 – 1270) произошла реорганизация королевск курии, котор была разделена на 2 палаты – счётную и судебную. 1-ая ведала финансами, 2-ая – судебн делами. Вскоре крупн феодалы перестали приним участие в посто-янн работе парламента. Короли наход у легистов (учён-юрист) поддержку в борьбе с феодал. Легисты пропагандиров идею неограничен королевск власти. Во главе округов, на ко-тор были разбиты владения короля, стояли прево – управляющие королевск имениями в данном округе: полицейск, судебн власть, командован ополчением; проводили политику укреплен королевс власти на местах. Бальяжи – объединен отдельн округов. Во главе бальяжей стоят бальи. Здесь осуществлялась система «кормлений», те пользов частью доходов короля. Франц короли привлек на свою сторону вассалов крупн феодалов, следоват, наносился удар принципу: «вассал моего вассала не является моим вассалом». Король претендовал на сбор доходов с церковных имуществ.

Образование сословно-представительной монархии во Франции. Центральное и местное управление. При короле Филиппе 4 (1285 – 1314) происходит дальнейшее укрепление королевск власти и расширение королевск владений. При Филиппе 4 образовалось подобие представитель-ного учреждения – собрание депутатов от сословий, или генеральные штаты. Генеральные штаты представляли духовенство, дворянство и городскую аристократию. Во время заседаний генер штатов депутаты от каждого сословия составл отдельн группы. Каждая группа обладала одним голосом. Ген штаты созывались главн образом в тех случаях, когда коро-ли нуждались в деньгах и в условиях феод раздроб-ти должны были спрашив согласие на субсидии и введение налогов, следоват, одним из важн полномоч ген штатов было право на самообложение. Однако ген штаты не могли добиться ограничен королевск власти, ослабления произвола его администрации и значит влияния на решение гос вопросов. Неудача этих попыток ген штатов была результатом ряда обстоятельств, которые обусловливались не преодолённым во Франции состоянием феод раздроб-ти. В сер 15 в почти во всей Франции образовались штаты в отдельных сеньориях. Они формировались в общем по такому же принципу, как и ген штаты, с некотор изменениями. Эти штаты занимались главн образом вопросами о налогах.

Абсолютная монархия во Франции. Усиление королевской власти и политич централизации происход с 16 в. король уже считает себя не первым среди равных, а главой гос-ва, носителем верховной власти, всех же остальных – его подданными. Взаимоотношения между королём и населением превращаются из вассальных в отношения подданства государю. С 16 в короли очень редко созывают ген штаты, редко созываются и собрания нотабелей (наибол знатн части дворянства). С Франциска 1 начинается ущемление права парламента на ремонстрацию. Только в 18 в. парламенту удалось восстановить своё прежнее положение. Бывшие сеньории превратились в провинции, которыми управляли должностн лица, назначены из центра. Во главе центрального аппарата стоял королевский совет, разделившийся на ряд департаментов. Секретари этих департаментов стали назыв министрами. Особое значение приобрёл генеральный контролёр финансов, ставший фактически 1-ым министром. Создаются новые административные должности – губернаторы – военные начальники, командующие королевск войсками, городской милицией и феодальными дружинами. Ришелье восстановил должность интендантов – представители центральной власти на местах, высшие чиновники судебного ведомства - интенданты полиции, суда и финансов. Так образ, была установлена бдительная бюрократическая опека центральной власти над всей страной. Помощники интендантов – субделегаты – подавляли всякую местную инициативу и самодеятельность.

Эволюция государственного строя Франции средних веков.
В развитии французского королевства выделяются следующие периоды: период феодальной раздробленности (IX—XIII вв.), период со сословно-представительной монархии (XIV—XV вв.). период абсолютной монархии (XV—XVIII вв.).
Государственный строй феодальной раздробленности. Государство было поделено на множество феодальных владений, которые лишь формально считались единым королевством. Власть короля была очень слабой. Верховным собственником земли номинально считался король, но большая часть этой земли находилась у феодалов, которые считались вассалами короля, а он их сеньором. Король — глава государства. Он выбирается вассалами и высшими иерархами церкви.
Великий совет — съезд крупных феодалов, под председательством короля решал важнейшие вопросы управления.
Государственное устройство в период сословно-представительной монархии. Завершается период феодальной раздробленности, возникает относительно сильная королевская власть и одновременно имеется представительство от сословий - Генеральные штаты, которые обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Впервые были введены общегосударственные налоги. Каждое сословие было представлено отдельной палатой, имевшей при голосовании один голос. Начиная с XV века Генеральные штаты перестают созываться, поскольку выполнили свою функцию укрепления королевской власти и централизации государства.
К органам государственного управления следует отнести Государственный совет и Счетную палату. Большие полномочия имел канцлер, осуществлявший текущее управление. В некоторых провинциях (Нормандия, Прованс) действовали провинциальные штаты. С XV века они также перестают созываться. В городах выбирается орган городского самоуправления - городской совет во главе с пожизненно избранным мэром.
Период абсолютной монархии (XVI—XVIИ вв.).
Государственный строй. К началу XVI века во Франции оформилась абсолютная монархия, В руках наследного главы государства — короля сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Резко усилилась централизация административного аппарата, суда. Генеральные штаты прекратили свою деятельность, права Парижского парламента были ограничены. По эдикту 1641 г. парламент обязан беспрекословно регистрировать все нормативные акты короля.
Наряду с сохранением старого государственного аппарата создавалась новая система государственных органов, в которую входили, как правило, люди незнатные, но обладающие специальными знаниями и преданные королю. В их компетенции находились самые важные управленческие функции. Эти должности не продавались и не передавались по наследству. Эта система управления стала доминировать над старой, где должности фактически находились под контролем отдельных аристократических семей. Государственный совет превратился в совещательный орган при короле. Центральным органом в государстве являлся так называемый Малый королевский совет, состоящий из Генерального контролера финансов и четырех государственных секретарей (по военным, иностранным, морским делам и делам двора). С ними король решал все важнейшие вопросы.
На местах управляли уполномоченные королевского правительства — интенданты (интенданты юстиции, полиции и финансов), которые руководили администрацией и судом.
34. Источники права средневековой Франции - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В III в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.

.

35. Нормандское завоевание и его влияние на общественный и государственный строй Англии в XI-XIIIвв. Норманнское завоевание оказало большое влияние на развитие Англии. Процесс образования г-ва похож на Франкское. Отличия: отсутс. феод разд-ти, быстрое развит гос аппарата, ранняя централизация. Устанавливается право верховенства короля на все земли. Английск король обладал законодат, высшей судебной и высшей военной властью. Норманнские земли вошли в королев домен. Часть земли раздавалась англо-саксоснким и норманнским феодалам. Все свободн землевладельцы присягали на верность королю. Высшее гос управление осуществлялось королевской курией. В неё входили приближ короля: маршал, комерарий, канцлер, юстициарий. Королев курия была высшим судебным органом. В 1186 г в Анг была проведена перепись населения – «Книги страшного суда». Перепись показала, что большая часть крестьян была уже закрепощена. Крестьяне получали земли в держание от лорда, оно было наследственным. Крепостные крестьяне стали назыв вилланами. В Анг формируется общее право, обеспечив защита свободн держания.

Нормандское завоевание и его влияние на общественный строй Англии. С древнейших времен остров Британия был заселен кельтскими племенами – бритты, валлийцы, скотты. За относительно короткое время равнинная часть острова вошла в часть Римской империи. В связи с ослаблением Римской империи, римские легионы ушли и бритты стали подвергаться набегам со стороны скоттов. Бритты пригласили поселиться на острове германским племенам англов и саксов. Это поселение переросло в англосаксонское завоевание острова. Возникновение 7 королевств в виде типичных варварских государств. В этих королевствах шел процесс имущественного расслоения и возникли предпосылки феодализма. Класс крупных землевладельцев формировался из родоплеменной знати – эрлов. Члены англосаксонской общины – керлы – страдая от малоземелья, постепенно попадали в зависимость к эрлам. К ХI в. 7 англосаксонских королевств объединились в одно королевство – Англия. Но значительное влияние на историю этого государства оказал внешний фактор. В 1066г. свои претензии на английский престол заявил головной вассал французского короля герцог Вильгельм Норманнский. В решающей битве Вильгельм одержал победу и присвоил титул короля Англии. Основная часть англосаксонской знати была перебита норманнской знатью.

Вильгельм – завоеватель объявил себя верховным собственником всех земель и стал раздавать их своим приближенным, а также титулы барона с обязательным принесением ему оммажа.

В результате в Англии стал действовать принцип «Вассал моего вассала – мой вассал». Вильгельм оставил себе 1/6 часть всех земель, остальные земли раздавал баронам в разных частях королевства, препятствуя тем самым, круп. Колтактных феодалов.

Спустя 20 лет после завоевания была произведена перепись населения, итоги которой были зафиксированы в «книге страшного Суда». По этой переписи основная часть крестьян была причислена к вилланам, на, в отличии от Франции, вилланы были не только имущественно, но и лично зависимые крестьяне. Т.о., в теории сюрененной монархии в Англии утвердилась сильная королевская власть. После смерти Вильгельма в Англии междоусобная война. После утверждения на престоле Генри II он провел следующие реформы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.212 (0.009 с.)