Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическое видение, цель и задачи для города Иркутска

Поиск

Стратегическое видение города Иркутска показано на следующей схеме:

 

 

Стратегическая цель:

Стать российским центром создания и продвижения новых эколого-ориентированных и гуманитарных технологий, продуктов и услуг, конвертируемых в пополняемые ресурсы развития экономики, социальной сферы и человеческого капитала города Иркутска .

При такой постановке цели предполагается, что формирование в городе Иркутске центра по генерации новых эколого-ориентированных решений и технологий не является самоцелью, а должно стать средством для получения городом Иркутском финансовых, организационно-управленческих и других ресурсов для развития гармоничной городской среды, диверсифицированной экономики, преимущественно постиндустриального характера, развитой социальной сферы и человеческого потенциала.

Для достижения стратегической цели городскому сообществу совместными усилиями необходимо решить следующие стратегические задачи.

Стратегические задачи:

- Создать максимально благоприятные социально-экономические и правовые условия для жителей города Иркутска и привлечения в город Иркутск представителей «креативного класса», инновационного бизнеса и инвестиционных институтов.

- Создать систему открытых коммуникационных площадок для согласования интересов всех факторов городского развития.

- Сформировать и запустить постоянно действующие механизмы, стимулирующие генерацию, общественную и профессиональную оценку и реализацию проектных инициатив активных горожан.

- Разработать и реализовать эффективную систему мер по преобразованию потенциала города Иркутска и его уникальных конкурентных преимуществ в ресурсы для развития экономики и социальной сферы города Иркутска.


Идеальное состояние

Идеальное состояние города Иркутска оценивается в трех плоскостях, а именно «городская среда», «экономика» и «культурная политика и развитие человеческого потенциала». Возможные сценарии его достижения рассматриваются с точки зрения так называемых «стратегических развилок».

Городская среда

В данной плоскости существуют несколько «стратегических развилок».

Во-первых, возможны два варианта развития города: Иркутск – город с расширяющимися границами или «компактный» город. Экспансия на близлежащие территории, помимо очевидных организационно-управленческих и нормативно-правовых проблем, связанных с изменением административных границ муниципальных образований, чревата серьезным увеличением нагрузок на имеющуюся городскую инженерную инфраструктуру и обусловливает необходимость существенных капитальных вложений в ее расширение и модернизацию. Напротив, если город Иркутск будет развиваться преимущественно за счет качественных изменений городской среды и реновации слабо застроенных территорий, то это позволит на основе модернизации инженерных коммуникаций осуществлять комплексную застройку с укрупнением уже имеющихся деловых, жилых кварталов инфраструктурными объектами по принципу заполнения «пробелов», а не по принципу «где дали участок, там и буду строить». Это, в частности, может снизить ежедневную маятниковую миграцию населения. Поквартальная разбивка с развитой инфраструктурой подтолкнет строительную отрасль к поиску и использованию инновационного подхода к строительству объектов, что, в свою очередь, является интересной площадкой для привлечения научного потенциала.

Таким образом, наиболее приемлемым является вариант комплексного перепрофилирования городской среды.

Второй «стратегической развилкой», тесно связанной с предыдущей, является разрешение вопроса о принципах формирования Иркутской агломерации в составе городов Иркутск, Ангарск, Шелехов и близлежащих муниципальных районов. Развитие городских агломераций является одним из федеральных стратегических приоритетов. По этому пути движутся Ростов, Самара, Челябинск, Красноярск, Томск, Новосибирск и многие другие российские города. Территориально и социально-экономически Иркутская агломерация сложилась де-факто еще в конце прошлого столетия. В настоящее время муниципальные образования, входящие в ареал агломерации, имеют преимущественно стихийно складывающиеся социально-экономические связи и потоки маятниковой миграции населения.

Первый путь – административное объединение в единое муниципальное образование, не приемлем по ряду серьезных причин, связанных, в том числе, с практической реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках настоящей стратегии социально-экономического развития города Иркутска проект развития Иркутской агломерации рассматривается не как политико-административный, а как социально-экономический проект и содержит в себе дополнительные возможности для города Иркутска. На основе подписания всеобъемлющего межмуниципального соглашения о сотрудничестве между городами Иркутск, Ангарск, Шелехов, а также Иркутским, Ангарским и Шелеховским районами будет возможна реализация следующих комплексных проектов:

• развитие транспортной системы Иркутской агломерации, включающей реконструкцию и строительство дорог, что позволит решить «дорожный вопрос»;

• реконструкция систем водоснабжения и водоотведения городов Иркутск, Ангарск, Шелехов;

• строительство мусороперерабатывающего комплекса

• объединение системы теплоснабжения городов Иркутска и Ангарска;

• организация научных, индустриальных парков.

Третьей «стратегической развилкой» для развития городской среды является решение дилеммы организации транспортной схемы в центре города Иркутска. В частности, создавать ли систему парковок различного типа для личного автотранспорта в центре и близлежащих к нему территориях, либо дать приоритет общественному транспорту. В городе Иркутске 330 машин на 1000 жителей. Для Европы сегодня очевидно: невозможно сделать комфортным город, где каждый пользуется только собственным автомобилем и обеспечен достаточным количеством дорог и парковочных мест. Город Иркутск тому не исключение и «дорожный вопрос» стоит краеугольным камнем в социально-экономическом развитии города, затрагивающем все стороны жизни города Иркутска. Опыт других городов показывает, что путь строительства многоярусных (подземных, надземных) парковок по большому счету проблему пробок и скученности автотранспорта, особенно в час пик не решает. С другой стороны, есть положительный опыт городов, где введены жесткие ограничения на доступ личного транспорта в деловую и культурно-историческую части городов с одновременным развитием общественного транспорта и пешеходных зон. Стратегическое видение города Иркутска заключается в преимущественной реализации второго подхода. Частный транспорт, помимо «пробок», создающих большую транспортную нагрузку на центр города, который является не только историческим, но и деловым, усиливает экологическую проблему. Стоит отметить, что город Иркутск в Иркутской области возглавляет список городов с экологическими проблемами. Приоритет общественного транспорта на иркутских дорогах, а также повышение его качества позволит с одной стороны решить проблему «пробок», с другой стороны – «эко» вопрос.

При разработке транспортной сети необходимо руководствоваться следующими принципами:

· Центр города остается открытым для всех видов транспорта, однако гарантированную скорость движения может предоставить только общественный транспорт. С этой целью необходимо обеспечение приоритета общественного транспорта на перекрестках и постепенный перевод общественного транспорта (особенно трамвая) на обособленные полосы движения.

· Приоритет общественного транспорта должен быть поддержан созданием сети перехватывающих парковок на подходах к центру города. Парковочный тариф на таких стоянках должен быть намного ниже, чем тариф на обычных городских стоянках.

· На наиболее востребованных маршрутах должно быть обеспечено беспересадочное сообщение. Беспроблемное движение на других маршрутах должно быть обеспечено развитием сети пересадочных узлов. Каждый узел должен обслуживать несколько линий общественного транспорта и быть обеспечен павильоном для ожидающих пассажиров.

· Необходимо создание единой билетной системы, позволяющей осуществлять поездку по всей сети, независимо от вида транспорта или вида компании, оказывающей услуги по перевозке. В тарифную политику могут быть включены и другие услуги, такие как оплата за стоянку и т.д.

Сопряженными с третьей «развилкой» являются ответы на вопросы о функциональных нагрузках центра города Иркутска. «Четвертой развилкой» можно считать проблему концентрации в центре города Иркутска или разнесения в районы торгово-развлекательных объектов. Видится, что наиболее целесообразным в данном случае является второй подход, поскольку центр города Иркутска в настоящее время и так существенно перегружен, вследствие того, в удаленных от центра районах города Иркутска соответствующие объекты либо слабо развиты, либо их попросту нет. Пятой «стратегической развилкой» является решение проблемы сочетания в центре города Иркутска или территориального разнесения основных функций: культурно-исторической, административно-деловой и научно-инновационной.

Городу Иркутску благодаря своему географическому расположению исторически предопределено быть центром делового общения Сибири. В свою очередь, развитие конгрессно-деловой и выставочной инфраструктуры в городе Иркутске способствует проведению в городе Иркутске знаменательных и важных общероссийских и международных событий. Концентрация в городе Иркутске административных и финансовых структур придаёт высокий статус, привлекательный для бизнесменов и чиновников. Однако основная их часть размещается в центре города, являющемся еще и историческим. Увеличение количества современных площадок для проведения бизнес-мероприятий, наличие в городе Иркутске профессиональных ассоциативных объединений (Байкальская ассоциация делового туризма, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма), проведение ежегодных выставок, семинаров, круглых столов, развитие выставочной деятельности и инфраструктуры («Сибэкспоцентр») – всё это позволяет позиционировать город Иркутск как центр деловой активности Восточной Сибири. И в тоже время создает дополнительную нагрузку на все стороны жизни центра города Иркутска.

В настоящее время в большей мере центр города Иркутска выполняет все эти функции, что приводит к серьезным противоречиям между стремлением сохранить исторические кварталы и необходимостью строительства современных офисных зданий, между мобильностью и высокими ритмами деловой жизни и размеренной жизнью научного сообщества. Представляется, что для гармонизации общегородской среды эти городские функции там, где это возможно, должны быть разнесены с обязательным обеспечением высокой транспортной доступности всех составляющих элементов. Разнесение центра деловой жизни города Иркутска в различные части города Иркутска, концентрация их на поквартальной основе, в том числе формирование креативного и инновационного центра города Иркутска будет способствовать формированию положительного имиджа города Иркутска как удобного и экологичного города.

Наконец, шестой «стратегической развилкой» является разрешение проблемы исторической деревянной застройки, в частности, сохранять исторические кварталы, вписывая их в существующую деловую часть города Иркутска с изменением функций, или выносить исторические здания за пределы делового центра.

Де-факто город Иркутск является историческим городом, и большой интерес у приезжающих вызывают кварталы исторической деревянной застройки. Город Иркутск еще в 1970 году был включен в список исторических городов России как один из немногих, сохранивших свою массовую историческую деревянную застройку. На территории города Иркутска 1119 объектов историко-культурного наследия, из них в муниципальной собственности — 485. Реставрационно-восстановительные работы необходимо провести на 142 объектах. Памятники истории города Иркутска в основном сконцентрированы в центре города. На ремонт одного дома, в зависимости от площади, необходимо от 20 до 30 млн рублей. Чтобы восстановить все деревянное наследие города Иркутска, потребуется около
5,5 млрд руб. Интеграция исторических памятников в отдельные кварталы, вынесенные за пределы делового центра города Иркутска не столь очевидна. Рассматривая вариант переноса объектов культурного наследия нельзя не сказать о том, что необходимо сохранить уникальность города Иркутска, как исторического города. Решение проблемы видится в преимущественном сохранении имеющихся исторических кварталов и адаптации их к современной жизни города Иркутска. В рамках этой работы сохраняются не просто отдельные памятники исторического наследия, но и объекты рядовой застройки, а также существующие природные ландшафты. Сохраняется аутентичность деревянного зодчества, но возникает необходимость оснащения домов современными инженерными коммуникациями. Объекты деревянного зодчества интегрируются в повседневную городскую жизнь за счет формирования моды на проживание и работу в деревянных зданиях. С этой целью в центре города Иркутска формируются исторические зоны, на базе которых размещаются деловые центры. Здания, являющиеся памятниками истории и архитектуры, реставрируются с привлечением частных инвесторов, которые со временем получат эти здания в собственность. В связи с этим строительство в историческом центре необходимо жестко ограничить и остановить дальнейшее строительство торговых и офисных зданий, создающих дополнительную нагрузку на дорожно-транспортную сеть. С целью сохранения профиля исторического центра и его архитектурного облика следует ограничить высотность строительства (в том числе при реконструкции объектов) здесь до пяти, а в некоторых местах – до двух этажей.

Развивая имидж города Иркутска как города, удобного для жизни, в микрорайонах необходимо активно использовать новые формы озеленения: зеленые кровли и зимние сады, что будет компенсировать высокое антропогенное загрязнение воздуха. Необходимо организовать обустройство публичных пространств во всех микрорайонах и кварталах города Иркутска. Это площади, скверики, придомовые территории, специально оборудованные для свободного времяпровождения горожан и их общения.

Экономика

Развитие экономики города Иркутска также сопряжено с необходимостью выбора в рамках двух «стратегических развилок».

Первая стратегическая развилка связана с определением будущего промышленного сектора экономики города Иркутска. Очевидно, город Иркутск был и в перспективе будет оставаться торговым городом (почти 50% оборота организаций). Однако промышленность, созданная в прошлом столетии, до сих пор остается достаточно значимой для города Иркутска (около 20% оборота). Поэтому необходимо выбирать одно из двух направлений: развитие старопромышленных видов деятельности (модернизация существующих производств), либо создание новых, высокотехнологичных. Очевидно, что оба пути требуют значительных капиталовложений.

Город Иркутск, двигаясь по пути восстановления и модернизации существующих производств, в том числе как сырьевой базы для индустриальных технологий, находится далеко не в выигрышном положении, прежде всего, по тому, что это технологии, превалирующие в пятом, уходящем в настоящее время технологическом укладе. Извлекаемые сырьевые ресурсы находятся в северных районах области и значительно удалены от столицы региона. Реализация этих проектов в условиях демографического сжатия повлечет за собой миграцию трудовых ресурсов из города Иркутска, что, в свою очередь, потребует оптимизации социальной инфраструктуры и городов. Для города Иркутска при таком векторе развития промышленности возникнет риск утраты высококвалифицированных кадров и утечки специалистов за пределы города.

В настоящее время город Иркутск входит в число наиболее экологически неблагоприятных городов Иркутской области. Это накладывает ограничения на выбор места реализации новых индустриальных проектов. Реализация комплекса проектов глубокой переработки сырья с очень большой долей вероятности независимо от технологии приведет к еще более значительному ухудшению экологии. Усиление загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями влечет за собой ряд негативных последствий не только для города Иркутска, но и для всей Иркутской области, а именно:

· ухудшение здоровья населения;

· снижение капитализации крупных предприятий, оказывающих негативное воздействие на природную среду, в результате установления неизбежных административных ограничений для их производственной деятельности;

· снижение инвестиционной привлекательности города и региона;

· рост бюджетных расходов на здравоохранение и реализацию природоохранных мероприятий.

Основные объекты черной и цветной металлургии, газовой промышленности, лесной индустрии расположены вне границ города Иркутска. Развитие авиационного машиностроения и атомной промышленности происходит на общефедеральном уровне, и создание полной производственной цепочки в регионе маловероятно. Нефтяная промышленность получила дальнейшее качественное развитие на базе создаваемой промышленно-производственной зоны близ города Ангарска. Высокая культура производства, наличие инновационного сектора экономики и квалифицированных кадров позволяет развивать в городе Иркутске высокотехнологичные производства. Для привлечения инвестиций в промышленность такого типа должны быть созданы определенные преференции для инвесторов. В частности – снижение налоговых выплат, предоставление готовой инфраструктуры и технопарков и т.д.

Путь создания новых, в том числе высокотехнологичных производств, с одной стороны, сможет частично опираться на существующие инфраструктуры и человеческие ресурсы, с другой стороны, является мощным стимулом для развития поддерживающих отраслей и сервисов. Предприятия городского бизнеса работают в основном в отраслях, ориентированных на внутренний рынок; главным образом это предприятия легкой и пищевой промышленности, строительные компании, компании, работающие в транспорте и связи и пр. Поскольку город Иркутск и Иркутская агломерация являются развитым и емким рынком сбыта (около 1 млн. потребителей) более высокими темпами должна развиваться пищевая промышленность, обслуживающая нужды жителей агломерации и прилегающих к ней городов (Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Саянск).

Такой сценарий предусматривает ускоренное развитие на территории города Иркутска инновационной экономики, ориентированной на генерацию новых знаний и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а также развитие сферы услуг и образования.

Создание мощной инновационной системы – долгий и очень ресурсоемкий процесс, и рассчитывать на качественное изменение ситуации в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Накопленное отставание города Иркутска и Иркутской области в технологическом развитии от других российских территорий приводит к тому, что региональный модуль инновационной системы не может обеспечить масштабность инновационно-технологического развития (отсутствие возможностей для создания соответствующих рабочих мест, низкая привлекательность для инвестиций в инновационные предприятия и производства, большие транзакционные издержки на НИОКР, оказание инжиниринговых услуг и пр.).

Однако такой сценарий развития промышленного потенциала города Иркутска имеет очень высокую привлекательность. Это определяется наивысшей конкурентоспособностью инновационной экономики, высокой инвестиционной привлекательностью. Данный сценарий полностью укладывается в Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации, в которой наиболее перспективным направлением признается развитие инновационной экономики. Вместе с тем, для города Иркутска данный сценарий связан с наиболее серьезными рисками. Неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток высококвалифицированных кадров могут привести к тому, что город Иркутск не выдержит острой конкуренции со стороны других субъектов СФО.

Город Иркутск является не только административным, но научно-образовательным, финансовым, торговым и культурным центром региона. Формирование агломерации городов Иркутск, Ангарск, Шелехов может стимулировать развитие данных функций, что в среднесрочной перспективе даст возможность сосредоточения в агломерации центров управления важнейшими региональными проектами, а также создаст условия для создания и развития инновационного кластера, генерирующего и транслирующего наукоемкие технологии и решения для экономики и социальной сферы региона, в том числе создание инновационно – технического кластера, занимающегося вопросами сохранения, переработки и транспортировки Байкальской воды, производством новых лекарственных и биологически активных препаратов, с использованием Байкальской воды.

Особое внимание стоит уделить общесистемному развитию малого и среднего бизнеса, как основы для формирования среднего класса, людей с внутренней творческой и предпринимательской свободой. Основной упор в поддержке малого и среднего бизнеса необходимо сделать на законный протекционизм по отношению к предприятиям, работающим на привлечение средств в регион, через:

· Поддержку экспортно-ориентированных предприятий;

· Поддержку предприятий, работающий на привлечение в регион потребителей (въездной туризм);

· Производственных предприятий, способствующих замещению товаров, ввозимых из-за предела региона (производство строительных материалов, производство продуктов питания и т.д.);

· Предприятий, поднимающих качественный уровень оказываемых услуг;

· Производство товаров с высокой добавленной стоимостью (инновационное предпринимательство).

В тоже время развитие города Иркутска как инновационного кластера потребует участия в федеральных и областных программах, а также продвижения инвестиционных проектов на международном уровне.

Второй «стратегической развилкой» при формировании будущего в экономической сфере города Иркутска является выбор между двумя путями развития города Иркутска как туристического центра. Оставаться городу Иркутску «воротами» на Байкал, т.е. транзитной точкой въезда, или же развивать в городе Иркутске самостоятельные источники притяжения туристов, в том числе формировать город Иркутск как центр деловых коммуникаций.

Оба направления не противоречат, а стратегически могут, дополняя друг друга, привести к существенному синергетическому эффекту для экономики города Иркутска.

Город Иркутск обладает существенным въездным туристическим потоком. В городе Иркутске активно развивается сфера делового туризма. Это и туристы, отдыхающие на озере Байкал, и представители бизнеса и органов власти, приезжающие для участия в конференциях, совещаниях, форумах. В этой связи необходима соответствующая инфраструктура, развитая на уровне мировых стандартов, ее развитие позволит существенно увеличить долю кластера креативных и культурных индустрий (см. раздел 4) в городской экономике. Город Иркутск специализируется по данному направлению для России и Юго-Восточной Азии, учитывая опыт организации событийных мероприятий (фестиваль «Звезды на Байкале», Байкальский экономический форум и т.п.), создающих стабильную загрузку средств размещения и сферы услуг и положительно влияющих на внешний имидж города Иркутска. Въездной туризм в городе Иркутске в настоящее время носит преимущественно транзитный характер по пути на Байкал. Иностранные туристы задерживаются в городе в среднем на 1,5—2 дня, большинство из которых — путешественники из Китая, Германии и Японии. 70% туристического потока приходится на летний сезон. В связи с этим возникает потребность в развитии социальной инфраструктуры, которая способствует переходу города Иркутска в самостоятельную туристическую ценность. Для этого необходимо обеспечить деятельность в городе Иркутске консульских служб зарубежных стран.

Помимо этого, существующий уровень развития системы здравоохранения в городе Иркутске в сочетании с рекреационными возможностями города и его окрестностей, а также с потенциальными возможностями совмещения высокотехнологичной медицинской помощи и методов традиционной восточной медицины, может позволить городу Иркутску позиционироваться в качестве одного из ведущих центров оказания качественных медико-реабилитационных услуг для жителей других городов и близлежащих регионов. Это направление, условно называемое «медицинским туризмом», может существенным образом повлиять на развитие муниципального здравоохранения и повысит вклад медицинских учреждений в экономику города, в том числе и в пополнение городского бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.013 с.)