Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегическое видение, цель и задачи для города ИркутскаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стратегическое видение города Иркутска показано на следующей схеме:
Стратегическая цель: Стать российским центром создания и продвижения новых эколого-ориентированных и гуманитарных технологий, продуктов и услуг, конвертируемых в пополняемые ресурсы развития экономики, социальной сферы и человеческого капитала города Иркутска . При такой постановке цели предполагается, что формирование в городе Иркутске центра по генерации новых эколого-ориентированных решений и технологий не является самоцелью, а должно стать средством для получения городом Иркутском финансовых, организационно-управленческих и других ресурсов для развития гармоничной городской среды, диверсифицированной экономики, преимущественно постиндустриального характера, развитой социальной сферы и человеческого потенциала. Для достижения стратегической цели городскому сообществу совместными усилиями необходимо решить следующие стратегические задачи. Стратегические задачи: - Создать максимально благоприятные социально-экономические и правовые условия для жителей города Иркутска и привлечения в город Иркутск представителей «креативного класса», инновационного бизнеса и инвестиционных институтов. - Создать систему открытых коммуникационных площадок для согласования интересов всех факторов городского развития. - Сформировать и запустить постоянно действующие механизмы, стимулирующие генерацию, общественную и профессиональную оценку и реализацию проектных инициатив активных горожан. - Разработать и реализовать эффективную систему мер по преобразованию потенциала города Иркутска и его уникальных конкурентных преимуществ в ресурсы для развития экономики и социальной сферы города Иркутска. Идеальное состояние Идеальное состояние города Иркутска оценивается в трех плоскостях, а именно «городская среда», «экономика» и «культурная политика и развитие человеческого потенциала». Возможные сценарии его достижения рассматриваются с точки зрения так называемых «стратегических развилок». Городская среда В данной плоскости существуют несколько «стратегических развилок». Во-первых, возможны два варианта развития города: Иркутск – город с расширяющимися границами или «компактный» город. Экспансия на близлежащие территории, помимо очевидных организационно-управленческих и нормативно-правовых проблем, связанных с изменением административных границ муниципальных образований, чревата серьезным увеличением нагрузок на имеющуюся городскую инженерную инфраструктуру и обусловливает необходимость существенных капитальных вложений в ее расширение и модернизацию. Напротив, если город Иркутск будет развиваться преимущественно за счет качественных изменений городской среды и реновации слабо застроенных территорий, то это позволит на основе модернизации инженерных коммуникаций осуществлять комплексную застройку с укрупнением уже имеющихся деловых, жилых кварталов инфраструктурными объектами по принципу заполнения «пробелов», а не по принципу «где дали участок, там и буду строить». Это, в частности, может снизить ежедневную маятниковую миграцию населения. Поквартальная разбивка с развитой инфраструктурой подтолкнет строительную отрасль к поиску и использованию инновационного подхода к строительству объектов, что, в свою очередь, является интересной площадкой для привлечения научного потенциала. Таким образом, наиболее приемлемым является вариант комплексного перепрофилирования городской среды. Второй «стратегической развилкой», тесно связанной с предыдущей, является разрешение вопроса о принципах формирования Иркутской агломерации в составе городов Иркутск, Ангарск, Шелехов и близлежащих муниципальных районов. Развитие городских агломераций является одним из федеральных стратегических приоритетов. По этому пути движутся Ростов, Самара, Челябинск, Красноярск, Томск, Новосибирск и многие другие российские города. Территориально и социально-экономически Иркутская агломерация сложилась де-факто еще в конце прошлого столетия. В настоящее время муниципальные образования, входящие в ареал агломерации, имеют преимущественно стихийно складывающиеся социально-экономические связи и потоки маятниковой миграции населения. Первый путь – административное объединение в единое муниципальное образование, не приемлем по ряду серьезных причин, связанных, в том числе, с практической реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках настоящей стратегии социально-экономического развития города Иркутска проект развития Иркутской агломерации рассматривается не как политико-административный, а как социально-экономический проект и содержит в себе дополнительные возможности для города Иркутска. На основе подписания всеобъемлющего межмуниципального соглашения о сотрудничестве между городами Иркутск, Ангарск, Шелехов, а также Иркутским, Ангарским и Шелеховским районами будет возможна реализация следующих комплексных проектов: • развитие транспортной системы Иркутской агломерации, включающей реконструкцию и строительство дорог, что позволит решить «дорожный вопрос»; • реконструкция систем водоснабжения и водоотведения городов Иркутск, Ангарск, Шелехов; • строительство мусороперерабатывающего комплекса • объединение системы теплоснабжения городов Иркутска и Ангарска; • организация научных, индустриальных парков. Третьей «стратегической развилкой» для развития городской среды является решение дилеммы организации транспортной схемы в центре города Иркутска. В частности, создавать ли систему парковок различного типа для личного автотранспорта в центре и близлежащих к нему территориях, либо дать приоритет общественному транспорту. В городе Иркутске 330 машин на 1000 жителей. Для Европы сегодня очевидно: невозможно сделать комфортным город, где каждый пользуется только собственным автомобилем и обеспечен достаточным количеством дорог и парковочных мест. Город Иркутск тому не исключение и «дорожный вопрос» стоит краеугольным камнем в социально-экономическом развитии города, затрагивающем все стороны жизни города Иркутска. Опыт других городов показывает, что путь строительства многоярусных (подземных, надземных) парковок по большому счету проблему пробок и скученности автотранспорта, особенно в час пик не решает. С другой стороны, есть положительный опыт городов, где введены жесткие ограничения на доступ личного транспорта в деловую и культурно-историческую части городов с одновременным развитием общественного транспорта и пешеходных зон. Стратегическое видение города Иркутска заключается в преимущественной реализации второго подхода. Частный транспорт, помимо «пробок», создающих большую транспортную нагрузку на центр города, который является не только историческим, но и деловым, усиливает экологическую проблему. Стоит отметить, что город Иркутск в Иркутской области возглавляет список городов с экологическими проблемами. Приоритет общественного транспорта на иркутских дорогах, а также повышение его качества позволит с одной стороны решить проблему «пробок», с другой стороны – «эко» вопрос. При разработке транспортной сети необходимо руководствоваться следующими принципами: · Центр города остается открытым для всех видов транспорта, однако гарантированную скорость движения может предоставить только общественный транспорт. С этой целью необходимо обеспечение приоритета общественного транспорта на перекрестках и постепенный перевод общественного транспорта (особенно трамвая) на обособленные полосы движения. · Приоритет общественного транспорта должен быть поддержан созданием сети перехватывающих парковок на подходах к центру города. Парковочный тариф на таких стоянках должен быть намного ниже, чем тариф на обычных городских стоянках. · На наиболее востребованных маршрутах должно быть обеспечено беспересадочное сообщение. Беспроблемное движение на других маршрутах должно быть обеспечено развитием сети пересадочных узлов. Каждый узел должен обслуживать несколько линий общественного транспорта и быть обеспечен павильоном для ожидающих пассажиров. · Необходимо создание единой билетной системы, позволяющей осуществлять поездку по всей сети, независимо от вида транспорта или вида компании, оказывающей услуги по перевозке. В тарифную политику могут быть включены и другие услуги, такие как оплата за стоянку и т.д. Сопряженными с третьей «развилкой» являются ответы на вопросы о функциональных нагрузках центра города Иркутска. «Четвертой развилкой» можно считать проблему концентрации в центре города Иркутска или разнесения в районы торгово-развлекательных объектов. Видится, что наиболее целесообразным в данном случае является второй подход, поскольку центр города Иркутска в настоящее время и так существенно перегружен, вследствие того, в удаленных от центра районах города Иркутска соответствующие объекты либо слабо развиты, либо их попросту нет. Пятой «стратегической развилкой» является решение проблемы сочетания в центре города Иркутска или территориального разнесения основных функций: культурно-исторической, административно-деловой и научно-инновационной. Городу Иркутску благодаря своему географическому расположению исторически предопределено быть центром делового общения Сибири. В свою очередь, развитие конгрессно-деловой и выставочной инфраструктуры в городе Иркутске способствует проведению в городе Иркутске знаменательных и важных общероссийских и международных событий. Концентрация в городе Иркутске административных и финансовых структур придаёт высокий статус, привлекательный для бизнесменов и чиновников. Однако основная их часть размещается в центре города, являющемся еще и историческим. Увеличение количества современных площадок для проведения бизнес-мероприятий, наличие в городе Иркутске профессиональных ассоциативных объединений (Байкальская ассоциация делового туризма, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма), проведение ежегодных выставок, семинаров, круглых столов, развитие выставочной деятельности и инфраструктуры («Сибэкспоцентр») – всё это позволяет позиционировать город Иркутск как центр деловой активности Восточной Сибири. И в тоже время создает дополнительную нагрузку на все стороны жизни центра города Иркутска. В настоящее время в большей мере центр города Иркутска выполняет все эти функции, что приводит к серьезным противоречиям между стремлением сохранить исторические кварталы и необходимостью строительства современных офисных зданий, между мобильностью и высокими ритмами деловой жизни и размеренной жизнью научного сообщества. Представляется, что для гармонизации общегородской среды эти городские функции там, где это возможно, должны быть разнесены с обязательным обеспечением высокой транспортной доступности всех составляющих элементов. Разнесение центра деловой жизни города Иркутска в различные части города Иркутска, концентрация их на поквартальной основе, в том числе формирование креативного и инновационного центра города Иркутска будет способствовать формированию положительного имиджа города Иркутска как удобного и экологичного города. Наконец, шестой «стратегической развилкой» является разрешение проблемы исторической деревянной застройки, в частности, сохранять исторические кварталы, вписывая их в существующую деловую часть города Иркутска с изменением функций, или выносить исторические здания за пределы делового центра. Де-факто город Иркутск является историческим городом, и большой интерес у приезжающих вызывают кварталы исторической деревянной застройки. Город Иркутск еще в 1970 году был включен в список исторических городов России как один из немногих, сохранивших свою массовую историческую деревянную застройку. На территории города Иркутска 1119 объектов историко-культурного наследия, из них в муниципальной собственности — 485. Реставрационно-восстановительные работы необходимо провести на 142 объектах. Памятники истории города Иркутска в основном сконцентрированы в центре города. На ремонт одного дома, в зависимости от площади, необходимо от 20 до 30 млн рублей. Чтобы восстановить все деревянное наследие города Иркутска, потребуется около Развивая имидж города Иркутска как города, удобного для жизни, в микрорайонах необходимо активно использовать новые формы озеленения: зеленые кровли и зимние сады, что будет компенсировать высокое антропогенное загрязнение воздуха. Необходимо организовать обустройство публичных пространств во всех микрорайонах и кварталах города Иркутска. Это площади, скверики, придомовые территории, специально оборудованные для свободного времяпровождения горожан и их общения. Экономика Развитие экономики города Иркутска также сопряжено с необходимостью выбора в рамках двух «стратегических развилок». Первая стратегическая развилка связана с определением будущего промышленного сектора экономики города Иркутска. Очевидно, город Иркутск был и в перспективе будет оставаться торговым городом (почти 50% оборота организаций). Однако промышленность, созданная в прошлом столетии, до сих пор остается достаточно значимой для города Иркутска (около 20% оборота). Поэтому необходимо выбирать одно из двух направлений: развитие старопромышленных видов деятельности (модернизация существующих производств), либо создание новых, высокотехнологичных. Очевидно, что оба пути требуют значительных капиталовложений. Город Иркутск, двигаясь по пути восстановления и модернизации существующих производств, в том числе как сырьевой базы для индустриальных технологий, находится далеко не в выигрышном положении, прежде всего, по тому, что это технологии, превалирующие в пятом, уходящем в настоящее время технологическом укладе. Извлекаемые сырьевые ресурсы находятся в северных районах области и значительно удалены от столицы региона. Реализация этих проектов в условиях демографического сжатия повлечет за собой миграцию трудовых ресурсов из города Иркутска, что, в свою очередь, потребует оптимизации социальной инфраструктуры и городов. Для города Иркутска при таком векторе развития промышленности возникнет риск утраты высококвалифицированных кадров и утечки специалистов за пределы города. В настоящее время город Иркутск входит в число наиболее экологически неблагоприятных городов Иркутской области. Это накладывает ограничения на выбор места реализации новых индустриальных проектов. Реализация комплекса проектов глубокой переработки сырья с очень большой долей вероятности независимо от технологии приведет к еще более значительному ухудшению экологии. Усиление загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями влечет за собой ряд негативных последствий не только для города Иркутска, но и для всей Иркутской области, а именно: · ухудшение здоровья населения; · снижение капитализации крупных предприятий, оказывающих негативное воздействие на природную среду, в результате установления неизбежных административных ограничений для их производственной деятельности; · снижение инвестиционной привлекательности города и региона; · рост бюджетных расходов на здравоохранение и реализацию природоохранных мероприятий. Основные объекты черной и цветной металлургии, газовой промышленности, лесной индустрии расположены вне границ города Иркутска. Развитие авиационного машиностроения и атомной промышленности происходит на общефедеральном уровне, и создание полной производственной цепочки в регионе маловероятно. Нефтяная промышленность получила дальнейшее качественное развитие на базе создаваемой промышленно-производственной зоны близ города Ангарска. Высокая культура производства, наличие инновационного сектора экономики и квалифицированных кадров позволяет развивать в городе Иркутске высокотехнологичные производства. Для привлечения инвестиций в промышленность такого типа должны быть созданы определенные преференции для инвесторов. В частности – снижение налоговых выплат, предоставление готовой инфраструктуры и технопарков и т.д. Путь создания новых, в том числе высокотехнологичных производств, с одной стороны, сможет частично опираться на существующие инфраструктуры и человеческие ресурсы, с другой стороны, является мощным стимулом для развития поддерживающих отраслей и сервисов. Предприятия городского бизнеса работают в основном в отраслях, ориентированных на внутренний рынок; главным образом это предприятия легкой и пищевой промышленности, строительные компании, компании, работающие в транспорте и связи и пр. Поскольку город Иркутск и Иркутская агломерация являются развитым и емким рынком сбыта (около 1 млн. потребителей) более высокими темпами должна развиваться пищевая промышленность, обслуживающая нужды жителей агломерации и прилегающих к ней городов (Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Саянск). Такой сценарий предусматривает ускоренное развитие на территории города Иркутска инновационной экономики, ориентированной на генерацию новых знаний и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а также развитие сферы услуг и образования. Создание мощной инновационной системы – долгий и очень ресурсоемкий процесс, и рассчитывать на качественное изменение ситуации в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Накопленное отставание города Иркутска и Иркутской области в технологическом развитии от других российских территорий приводит к тому, что региональный модуль инновационной системы не может обеспечить масштабность инновационно-технологического развития (отсутствие возможностей для создания соответствующих рабочих мест, низкая привлекательность для инвестиций в инновационные предприятия и производства, большие транзакционные издержки на НИОКР, оказание инжиниринговых услуг и пр.). Однако такой сценарий развития промышленного потенциала города Иркутска имеет очень высокую привлекательность. Это определяется наивысшей конкурентоспособностью инновационной экономики, высокой инвестиционной привлекательностью. Данный сценарий полностью укладывается в Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации, в которой наиболее перспективным направлением признается развитие инновационной экономики. Вместе с тем, для города Иркутска данный сценарий связан с наиболее серьезными рисками. Неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток высококвалифицированных кадров могут привести к тому, что город Иркутск не выдержит острой конкуренции со стороны других субъектов СФО. Город Иркутск является не только административным, но научно-образовательным, финансовым, торговым и культурным центром региона. Формирование агломерации городов Иркутск, Ангарск, Шелехов может стимулировать развитие данных функций, что в среднесрочной перспективе даст возможность сосредоточения в агломерации центров управления важнейшими региональными проектами, а также создаст условия для создания и развития инновационного кластера, генерирующего и транслирующего наукоемкие технологии и решения для экономики и социальной сферы региона, в том числе создание инновационно – технического кластера, занимающегося вопросами сохранения, переработки и транспортировки Байкальской воды, производством новых лекарственных и биологически активных препаратов, с использованием Байкальской воды. Особое внимание стоит уделить общесистемному развитию малого и среднего бизнеса, как основы для формирования среднего класса, людей с внутренней творческой и предпринимательской свободой. Основной упор в поддержке малого и среднего бизнеса необходимо сделать на законный протекционизм по отношению к предприятиям, работающим на привлечение средств в регион, через: · Поддержку экспортно-ориентированных предприятий; · Поддержку предприятий, работающий на привлечение в регион потребителей (въездной туризм); · Производственных предприятий, способствующих замещению товаров, ввозимых из-за предела региона (производство строительных материалов, производство продуктов питания и т.д.); · Предприятий, поднимающих качественный уровень оказываемых услуг; · Производство товаров с высокой добавленной стоимостью (инновационное предпринимательство). В тоже время развитие города Иркутска как инновационного кластера потребует участия в федеральных и областных программах, а также продвижения инвестиционных проектов на международном уровне. Второй «стратегической развилкой» при формировании будущего в экономической сфере города Иркутска является выбор между двумя путями развития города Иркутска как туристического центра. Оставаться городу Иркутску «воротами» на Байкал, т.е. транзитной точкой въезда, или же развивать в городе Иркутске самостоятельные источники притяжения туристов, в том числе формировать город Иркутск как центр деловых коммуникаций. Оба направления не противоречат, а стратегически могут, дополняя друг друга, привести к существенному синергетическому эффекту для экономики города Иркутска. Город Иркутск обладает существенным въездным туристическим потоком. В городе Иркутске активно развивается сфера делового туризма. Это и туристы, отдыхающие на озере Байкал, и представители бизнеса и органов власти, приезжающие для участия в конференциях, совещаниях, форумах. В этой связи необходима соответствующая инфраструктура, развитая на уровне мировых стандартов, ее развитие позволит существенно увеличить долю кластера креативных и культурных индустрий (см. раздел 4) в городской экономике. Город Иркутск специализируется по данному направлению для России и Юго-Восточной Азии, учитывая опыт организации событийных мероприятий (фестиваль «Звезды на Байкале», Байкальский экономический форум и т.п.), создающих стабильную загрузку средств размещения и сферы услуг и положительно влияющих на внешний имидж города Иркутска. Въездной туризм в городе Иркутске в настоящее время носит преимущественно транзитный характер по пути на Байкал. Иностранные туристы задерживаются в городе в среднем на 1,5—2 дня, большинство из которых — путешественники из Китая, Германии и Японии. 70% туристического потока приходится на летний сезон. В связи с этим возникает потребность в развитии социальной инфраструктуры, которая способствует переходу города Иркутска в самостоятельную туристическую ценность. Для этого необходимо обеспечить деятельность в городе Иркутске консульских служб зарубежных стран. Помимо этого, существующий уровень развития системы здравоохранения в городе Иркутске в сочетании с рекреационными возможностями города и его окрестностей, а также с потенциальными возможностями совмещения высокотехнологичной медицинской помощи и методов традиционной восточной медицины, может позволить городу Иркутску позиционироваться в качестве одного из ведущих центров оказания качественных медико-реабилитационных услуг для жителей других городов и близлежащих регионов. Это направление, условно называемое «медицинским туризмом», может существенным образом повлиять на развитие муниципального здравоохранения и повысит вклад медицинских учреждений в экономику города, в том числе и в пополнение городского бюджета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.013 с.) |