Характеристика и перспективы развития инженерных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и перспективы развития инженерных систем



Состояние инженерных систем города Иркутска характеризуется:

· сверхнормативным потреблением тепловой, электрической энергии, воды и стоков;

· растущим моральным износом оборудования;

· недостаточной пропускной способностью трубопроводов, коллекторов, линий электропередач, что не позволяет в достаточном объеме обеспечить теплом, электричеством, водой жилые дома при их уплотненной застройке;

· недостаточной надежностью и сейсмостойкостью;

· необходимостью строительства дополнительного источника тепловой энергии в связи с недостаточной надежностью и нарастающим дефицитом тепловой мощности;

· отсутствием резервных источников питьевого водоснабжения;

· существенной перегрузкой право- и левобережных очистных сооружений;

· отсутствием организованной системы ливневой канализации, что приводит к существенному загрязнению р. Ангара;

· отсутствием системы автоматизированного управления инженерными сетями города;

· отсутствием приборов учета на большей части жилых объектов.

По системе утилизации твердых бытовых отходов:

· увеличением объемов образующихся отходов как в абсолютных величинах, так и на душу населения;

· усложнением морфологического состава твердых бытовых отходов, включающих в себя все большее количество экологически опасных компонентов;

· наличием проблем в технологии утилизации (захоронения) отходов;

· наличием несанкционированных свалок;

· отсутствием мощностей по утилизации отдельных видов отходов;

· несовершенством технологии утилизации и захоронения отходов, относящихся к классу опасных.

Теплоснабжение. Суммарная существующая нагрузка 2409,7 Гкал/ч при установленной мощностях всех источников – 3633,64 Гкал/ч. Протяженность сетей - 697 км, 35-ПНС, ТНС, 44% сетей имеют отработанный нормативный срок.

Электроснабжение. Существующая нагрузка 741,2 МВт, установленная мощность - 889,5 МВт. Протяженность сетей - 2722,3 км, износ сети - 60%.

Водоснабжение. Существующая нагрузка - 285,2 тыс. куб.м/сут. Мощность Ершовского водозабора - 360 тыс.куб.м/сут. (60 тыс. куб.м/сут. уходит на водоснабжение города Шелехов). Протяженность сетей водоснабжения - 728,4 км, из них 376,2 км имеют отработанный нормативный срок.

Водоотведение. Существующая нагрузка - 307,2 тыс. куб.м/сут. Суммарная мощность очистных сооружений левого и правого берегов - 300 тыс.куб.м/сут., реально поступает до 307 тыс.куб.м/сут. Из 710,4 км сетей, 333,1 км имеют отработанный нормативный срок.

Существующая ливневая канализация – это 56 неорганизованных выпусков в водоем, протяженность сетей ливневой канализации по городу Иркутску - 86 км, выполненных железобетонными трубами, из них 18,7 км в аварийном состоянии.

Газоснабжение. В настоящее время в городе Иркутске существует несколько районов с централизованным газоснабжением от стационарных распределительных пунктов, однако говорить о массовом обеспечением города этим видом ресурса не приходится. Развитие этого вида снабжения зависит от перспектив прихода в город трубопроводного газа.

Утилизация отходов. В городе Иркутске формируется около 2212 тыс.куб.м твердых бытовых отходов (ТБО) в год. Основной полигон захоронения ТБО находится на 5 км Александровского тракта. В настоящее время объем накопления 42,5 млн. куб.м. Полигон занимает площадь 41,87 га. На 16 га проведен первый этап рекультивации, 6 га находится в эксплуатации. По оценкам, возможностей полигона хватит на 1,5 - 2 года.

Очевидно, что решение проблем развития коммунальной и инженерной инфраструктуры города должно осуществляться в рамках системного подхода. Для этого в 2011 году была разработана и принята Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года.

Основными задачами совершенствования и развития коммунального комплекса города Иркутска являются:

· инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем;

· взаимосвязанное перспективное планирование развития коммунальных систем;

· обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и модернизации;

· повышение надежности систем и качества предоставления коммунальных услуг;

· совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры города;

· повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры города;

· обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей.

Инженерные системы города Иркутска должны не только обеспечивать нормативный уровень выполнения всех жизнеобеспечивающих функций, но и давать возможность реализовать перспективные проекты развития городской среды, строительства жилья и новых объектов социальной сферы и бизнес-инфраструктуры.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года утвержденная решением Думы города Иркутска от05.12.2011 № 005-20-2800443/1 предполагает увеличение возможностей инженерных систем города, в том числе за счет строительства новых обеспечивающих объектов и модернизации сетей: по теплоснабжению – на 20,4%, по электроснабжению – в 2,2 раза, по водоснабжению – на 12,7%, по водоотведению – на 15,4%, в том числе увеличение мощности городских канализационно-очистных сооружений более, чем в 1,5 раза. Планируется кардинальная модернизация системы ливневой канализации со строительством 66 локальных очистных сооружений на выпусках, 4 снегоплавильных пунктов, центральных очистных коллекторов протяженностью 64,705 км. Перспективный проект газификации города предполагает увеличение потребления газа до 1348381 тыс. куб.м/год. Увеличение объема переработки твердых бытовых отходов до 69,5 млн. куб.м с учетом сортировки возможно только за счет строительства мусороперерабатывающего завода.

Транспортная инфраструктура

Сложившаяся в последние годы транспортная ситуация и анализ существующего состояния улично-дорожной сети города Иркутска показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировалось ряд проблем, требующих решения.

Транспортная ситуация в городе Иркутске с каждым годом усложняется. Темпы роста численности автомобильного транспорта опережают темпы развития улично-дорожной сети города. Кроме того, через город Иркутск ежедневно проезжают до 30 тысяч единиц иногороднего транспорта.

В настоящее время средняя ширина проезжей части магистральных улиц составляет 11,6 м. Для увеличения пропускной способности большая часть магистральных улиц нуждается в максимальном расширении до 15,0 м.

Существующая линейная плотность магистральной сети в жилой застройке составляет 1,75 км/км2. Минимально необходимая плотность для организации движения массового пассажирского транспорта, в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89, должна составлять 2-2,5 км/км2, а для организации движения автомобильного транспорта центральной части города показатель линейной плотности магистралей должен быть увеличен до 4,5 км/км2 за счёт строительства новых и реконструкции существующих магистралей.

Такая плотность сети обеспечивает пешеходную доступность общественного пассажирского транспорта в течение 5 мин. Размещение маршрутов общественного транспорта разрешается нормами только на магистральных улицах. Поэтому достаточная плотность сети магистральных улиц общегородского и районного значений является важнейшим условием повышения плотности сети общественного транспорта.

В результате низкой плотности магистральной сети дорог и улиц общественный транспорт сосредоточен на ограниченном количестве улиц, что приводит к очень высокой загруженности правых крайних полос и улиц в целом.

Среднее количество маршрутов на улицах составляет по районам города Иркутска 10-15 единиц (в центральной части города Иркутска количество маршрутов значительно больше), в то время как его среднее значение в крупных городах не должно превышать 4 единицы. Таким образом, улично-дорожная сеть города Иркутска перегружена маршрутным транспортом.

При интенсивности движения маршрутного транспорта 200 - 300 ед/час остановочные пункты не могут функционировать нормально и становятся источником помех движению транспортных потоков.

Сокращение муниципального подвижного состава ведет к увеличению коммерческого пассажирского транспорта и на сегодняшний день тенденция такова, что на маршруте сосредоточено большое количество частных микроавтобусов (малой вместимостью около 11-14 мест), что напрямую влияет на интенсивность движения, негативно сказывается на пропускной способности улично-дорожной сети города Иркутска, безопасности движения.

Малое количество магистралей и отсутствие дублирующих направлений привело к чрезмерной концентрации потоков на ограниченном числе улиц в центральной части города, Свердловском районе и на въездах в центральную часть города Иркутска – Маратовское кольцо, транспортная развязка в районе железнодорожного вокзала и других.

На этих магистралях наблюдается заметное снижение скорости движения, частое возникновение "пробок", а в следствие этого ухудшение общего экологического состояния города.

Исследуя скоростной режим поездок по городским маршрутам можно констатировать, что скорость сообщения на легковом автомобиле составляет 30-40 км/час, а должна составлять минимум 50-60 км/час.

Такие параметры линейной плотности магистральных дорог, скоростного режима движения подтверждают необходимость реконструктивных мероприятий на отдельных магистралях и узлах пересечения, а также обязательное наращивание протяженности сети за счёт нового строительства.

Существующая ситуация, определённая ростом количества автомобильного транспорта, превышающим темпы роста дорожного строительства, требует дальнейшего совершенствования транспортной схемы города Иркутска. С каждым годом повышаются требования в отношении комфортного проживания населения в городе, безопасности движения транспорта и пешеходов, что предполагает качественную работу по содержанию объектов благоустройства города.

Экология

Город Иркутск на протяжении десятка лет входит в Приоритетный список городов России с высоким средним уровнем загрязнения атмосферы. Указанный список городов Российской Федерации составляется на основании комплексного индекса загрязнения атмосферы (далее - ИЗА) с учетом ряда характеристик, определяющих качество воздуха в городе (сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, метеорологические факторы, определяющие перенос и рассеивание примесей, различные химические превращения и вымывание примесей из атмосферы осадками и др.). В Приоритетный список попадают российские города с показателем ИЗА более 14, в городе Иркутске данный индекс за последние два года вырос до 20.

В городе Иркутске на 1 января 2011 года насчитывается 3405 стационарных источников (208 промышленных предприятий). Ежегодно от этих источников в атмосферу города Иркутска поступает 69 загрязняющих веществ, в том числе пыль − 6 (8,7%), продуктов сгорания топлива (окись углерода, двуокись азота, окись азота, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен, сажа, зола угольная, зола мазутная) − 8 (11,6%), специфических веществ − 55 (79,7%), что составляет 0,3%, 98,3% и 1,4% соответственно от валового количества, выбрасываемого всеми стационарными источниками города Иркутска в год. Таким образом, выбросы продуктов сгорания топлива в валовом отношении наиболее значительны.

Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников города Иркутска в 2010 году составили 57,469 тыс.т, в том числе: твердых веществ – 9,8 тыс.т, диоксида серы –31тыс.т, оксида углерода – 4,7 тыс.т, оксидов азота (NO2 и NO) – 10,8 тыс.т, углеводородов (без летучих органических соединений) – 0,4 тыс.т, летучих органических соединений – 0,7 тыс.т., согласно данным Государственного регионального доклада Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (2010). Основной вклад в выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетики (69,2%). Наибольшее количество специфических загрязняющих веществ поступило в атмосферу от источников Иркутского авиационного завода – филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».

Автомобильный парк города Иркутска составляет 195654 единиц (на
1 января 2011 года) и постоянно увеличивается. Передвижение автомобилей фиксируется по значительной части городской территории (на 30 − 40%). Последние семь лет валовые выбросы от автотранспорта в городе Иркутске составляют более 52% общегородских выбросов, в 2010 году данный показатель превысил 60 %.

Современное состояние окружающей среды в городе Иркутске характеризуется также рядом других проблем, которые можно сгруппировать следующим образом:

· подтопление грунтовыми водами городских территорий, которое усиливается под воздействием растущей техногенной нагрузки;

· отсутствие современного сейсмического микрорайонирования территории города с оценкой сейсмической опасности и риска как существующих, так и строящихся объектов на основе учета синергетических эффектов взаимодействия природных и техногенных факторов;

· физиологическая неполноценность питьевой воды;

· отсутствие резервного источника питьевого водоснабжения;

· сброс загрязненных производственных сточных вод в систему городской канализации без предварительной очистки;

· фрагментарность ливневой канализации города;

· недостаточность мощностей канализационных очистных сооружений города для обеспечения устойчивого развития городского сообщества (необходимость реконструкции КОС Правого и Левого берега с увеличением объемов сточных вод и обеспечением соответствия качества стоков нормативам);

· неэффективность административно-организационных и финансово-экономических механизмов исполнения в водоохраной деятельности (ухудшающееся состояние поверхностных водных объектов и прибрежных территорий, неудовлетворительное состояние русел и берегов водных объектов, несоответствие их состояния действующим экологическим и градостроительным требованиям);

· недостаточное количество зеленых насаждений на 1 жителя города (вдвое ниже нормативного показателя на жителя города);

· усиление процессов деградации в сфере городского зеленого строительства;

· радоноопасность территории города;

· недостаточная изученность электромагнитного загрязнения города и несовершенная система мониторинга электромагнитной безопасности;

· отсутствие городской шумовой карты улично-дорожной сети при высоком уровне акустического загрязнения;

· нахождение аэропорта в городской черте;

· отсутствие генеральной схемы очистки территории города;

· несоответствие статуса города в решении задач по переработке и повторному использованию бытовых и иных отходов, а также существующей материально-технической базы, региональной поддержки в обращении с отходами производства и потребления современным экологическим требованиям;

· отсутствие мусороперерабатывающего комплекса;

· относительно низкий уровень экологической культуры населения.

Очевидно, что улучшение экологической обстановки в городе Иркутске требует комплексных подходов и решений, так как именно этот аспект с каждым годом приобретает все большее значение при оценке комфортабельности городской среды.

Основная масса поставленных проблемных точек относится к вопросам местного значения и их решение предполагается в рамках соответствующих муниципальных целевых программ.

Сфера культуры

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Город Иркутск – исторический город, сохранивший свой неповторимый колорит и свою историю. Культура города имеет глубокие исторические корни, основанные как на традициях классического искусства, так и на традициях народного творчества. Вместе с тем, иркутское городское сообщество восприимчиво к различным формам современного музыкального, изобразительного, театрального искусства. Здесь проводятся ставшие традиционными фестивали театрального искусства, джазовой и рок-музыки, выставки современной живописи и скульптуры, фотографии и дизайна, которые притягивают в город Иркутск известных российских и зарубежных деятелей культуры. Многие иркутские музыканты, художники, актеры широко известны в России и мире.

Основная цель культурной политики города Иркутска – это сохранение и развитие культурного потенциала города Иркутска, стимулирование творческой активности населения, создание условий для активной продуктивной культурно-творческой деятельности, поддержка одаренных детей, развитие кадрового потенциала, обеспечение единства и доступности культурного пространства для всех социальных групп населения с учетом их культурных интересов и потребностей.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений и гармоничного взаимодействия человека и природы. Вместе с этим, благоприятные условия для появления и развития современных культурных форм может стать дополнительным источником притяжения в Иркутск представителей «креативного» класса.

Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений национальной идентичности. С другой стороны, замыкание культурной сферы города Иркутска только лишь на традиционных народных видах искусства грозит утратой связи города Иркутска с современными культурными тенденциями и потерей статуса города Иркутска «культурной толерантности».

Поэтому развитие культурной сферы города Иркутска должно строиться на сочетании и взаимопроникновении традиций народного творчества и современных «креативных» форм искусства.

В соответствии с методикой, предложенной Е.Р.Метелевой[1], в крупных городах в настоящее время формируется так называемый кластер «креативных» и культурных индустрий, который постепенно становится весьма значимым для городской экономики. Данный кластер, согласно предложенной методике, составляют виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, в том числе инвестиционно-кредитными услугами, транспортными потоками (пассажиры и грузы), обслуживанием потоков туристов, посетителей спортивных мероприятий и культурных объектов (музеев, театров), студентов ВУЗов, предоставлением бизнес-услуг высокого качества, а также с развитием инфраструктуры в сфере образования, досуга и развлечений.

Город Иркутск находится на четвертом-пятом местах среди городов, столиц субъектов СФО, по уровню развития кластера «креативных» и культурных индустрий, о чем свидетельствуют расчеты о доходах, расходах и экономическом эффекте, генерируемых в городских экономиках этими кластерами (млн. руб.), сделанные автором методики (Таблица 2).

Таким образом, можно констатировать, что формируемые кластеры, включающие сферу культуры, из сугубо расходных (дотируемых) становятся заметным фактором экономического роста городов (по оценкам, вклад этих кластеров в 2008-2009 годах составил от 1,3% до 3% валового объема экономики). Очевидно, что более крупные и развитые в этом плане города притягивают представителей креативного класса, которые становятся самостоятельными и активными субъектами экономического развития и генераторами формирования креативной экономики города.

Город Иркутск в этом отношении имеет наименьший вклад данного кластера в экономику. В связи с этим реализация Стратегии развития Иркутска должна опираться на стимулирование притока в город «креативного» класса, который, в свою очередь, при благоприятных условиях может стать драйвером развития новой экономики города Иркутска, построенной на сочетании конкурентных преимуществ города Иркутска.

Таблица 2. Сравнение городов СФО о экономическому вкладу кластеров креативных и культурных индустрий

Город Общие доходы Место Общие расходы Место Экономический эффект (доходы минус расходы) Место
Томск 399,40   193,42   205,98  
Омск 808,40   233,19   575,21  
Иркутск 489,48   214,16   275,32  
Барнаул 312,76   249,36   63,4  
Кемерово 335,94   182,73   153,21  
Чита 197,92       89,92  
Новосибирск 1691,39   271,42   1419,97  
Красноярск 620,08   251,61   368,47  
Улан-Удэ 184,79   114,00   70,79  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.029 с.)