Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Система управления рисками реализации Стратегии
Риски и угрозы, которые могут возникнуть в процессе реализации настоящей стратегии, можно разделить на четыре категории в зависимости от возможности города Иркутска адекватно на них реагировать.
К первой группе неуправляемых рисков можно отнести внешние угрозы, на которые город Иркутск не может адекватно реагировать по разным причинам.
Вторая группа слабоуправляемых рисков связана в основном с внешними для города Иркутска условиями, в связи с чем реагирование на их возможное появление должно заключаться, с одной стороны, в выработке и реализации ярких прорывных проектов мирового и российского уровня, основанных на конкурентных преимуществах города Иркутска и реализуемых на принципах муниципально-частного партнерства, а, с другой стороны, в обеспечении базовых жизнеобеспечивающих функций муниципалитета на основе реализации эффективной бюджетной политики.
Третья группа частично управляемых рисков может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами и для них в рамках стратегии социально-экономического развития города Иркутска может быть предложена система мер, позволяющая пусть не полностью, но достаточно существенно снизить негативные последствия за счет реализации как муниципальных целевых программ, так и посредством реализации проектов, основанных на принципах муниципально-частного партнерства и привлечении региональных и федеральных ресурсов.
Наконец, четвертая группа управляемых рисков, обусловленных проявлением в основном внутренних негативных факторов. Городу Иркутску вполне по силам практически полностью снять влияние этих рисков в основном за счет собственных ресурсов и возможностей, иногда привлекая внешние ресурсы.
Основываясь на результатах SWOT-анализа, приведенного в разделе 6, в рамках настоящей стратегии разработана следующая система управления рисками приведенная в таблицах № 8,9,10,11 настоящей стратегии и соотнесенная с тремя важнейшими плоскостями развития: городская среда, экономика и культурная политика, а также рассмотренная относительно административно-политической системы города Иркутска.
Таблица 8. Управление рисками для системы жизнеобеспечения и городской среды
Риски и угрозы
| Группа рисков
| Способы возможного реагирования
| Высокий уровень атмосферного загрязнения
| Частично управляемый
| Возможности прямого влияния города на уровень выбросов в атмосферу ограничены законодательством. в части введения санкций. В связи с этим, администрация города при участии жителей может проводить мониторинг ситуации и взаимодействовать по этим вопросам с органами государственного экологического контроля.
| Риск загрязнений окружающей среды при выходе из штатного режима эксплуатации канализационно-очистных сооружений
| Управляемый
| Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года, утвержденной решением Думы города Иркутска от 05.12.2011 № 005-20-280443/1 предусмотрены мероприятия по комплексному развитию системы очистных сооружений города, что при эффективной реализации позволит избежать возникновения данной угрозы.
| Риск потерь исторической идентичности города вследствие точечной и несанкционированной застройки
| Управляемый
| Решение вопросов по сохранению культурно-исторического наследия города будет осуществляться на основе комплексного подхода, описанного в настоящей стратегии. В части реализации градостроительной политики будут разработаны нормы строительства в исторической части города, введены жесткие ограничения и регламенты строительства, осуществляться мониторинг (с привлечением граждан) всех строительных объектов, в том числе за счет принятия решений о прекращении строительства тех или иных объектов. Таким образом, данный риск может быть преодолен практически полностью.
|
Таблица 9. Управление рисками для системы экономической деятельности
Риски и угрозы
| Группа рисков
| Способы возможного реагирования
| Потеря конкурентоспособности местного бизнеса в результате вхождения России в ВТО
| Слабо управляемый
| Продолжение программ поддержки малого и среднего (в том числе и инновационного) бизнеса смогут несколько снизить последствия данного риска.
| Высокая вероятность стагнации мировой экономики
| Неуправляемый
| Реагирование на данный риск будет заключаться в свертывании и или переносе сроков реализации стратегических проектов и концентрации всех ресурсов города на поддержании необходимого уровня жизнеобеспечивающих функций.
| Отсутствие доступных альтернативных источников для теплоснабжения (выход из строя действующих)
| Частично управляемый
| Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года, утвержденной решением Думы города Иркутска от 05.12.2011 № 005-20-280443/1 предусмотрены мероприятия по строительству в городе дополнительных теплоисточников и новых энергогенерирующих объектов. Реализация данных проектов во многом зависит от взаимодействия города (при поддержке Правительства Иркутской области) с монополистом в этой сфере – ОАО «ИркутскЭнерго». Помимо этого, данный риск, может быть, нивелирован за счет проекта газификации города, реализация которого зависит от решений ОАО «Газпром».
| Продолжение таблицы 9.
Риски и угрозы
| Группа рисков
| Способы возможного реагирования
| Потеря экономических преимуществ от низкой цены электроэнергии
| Слабо управляемый
| Преодоление данного риска зависит преимущественно от результатов взаимодействия Правительства Иркутской области и ОАО «ИркутскЭнерго» по согласованию тарифов на электроэнергию. Администрация города в данном случае может выступать как участник и тем самым оказывать посильное влияние на преодоление последствий данного риска
| Возможный прогнозируемый энергодефицит
| Частично управляемый
| Преодоление последствий возникновения данного риска также зависит от множества как внешних, так внутренних факторов. Помимо, реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года, утвержденной решением Думы города Иркутска от 05.12.2011 № 005-20-280443/1 в городе должен быть осуществлен комплекс мероприятий по энергосбережению.
| Таблица 10. Управление рисками для социально-культурной системы
Риски и угрозы
| Группа рисков
| Способы возможного реагирования
| Увеличение доли населения нетрудоспособных возрастов
| Частично управляемый
| Система управления данным риском должна быть построена по нескольким направлениям в пределах полномочий органов местного самоуправления (ОМС). Во-первых, в городе Иркутске должна быть выстроена система стимулирования занятости подростков, студентов и пенсионеров. Во-вторых, формирование моды на здоровый образ жизни позволит увеличить возраст активной общественной и экономической жизни жителей всех возрастов. В третьих, развитие высокотехнологичного сектора экономики, креативных индустрий повысит производительность труда и даст возможность более эффективного использования трудового потенциала города Иркутска. Реализованные в комплексе с другими направлениями развития благоприятной экономической среды города Иркутска, названные способы реагирования могут существенно снизить негативные последствия данной угрозы.
| Рост социальной напряженности, связанный с миграционным давлением
| Управляемый
| Город Иркутск традиционно считается местом высокой межкультурной и межконфессиональной толерантности. Несмотря на это, риск повышения социальной напряженности имеется. Одним из возможных способов реагирования, доступных для города Иркутска является организация общественного диалога по данным проблемам с включением в этот процесс представителей всех мигрантских диаспор. Развитие гармоничной социокультурной и экономической среды с обеспечением равных возможностей всех социальных групп может позволить нивелировать влияние этого риска.
| Продолжение таблицы 10.
Риски и угрозы
| Группа рисков
| Способы возможного реагирования
| Возможность размывания самоидентичности за счет влияния культур внешних мигрантов
| Управляемый
| Основным направлением системы реагирования на данный вид угроз должны стать: поддержка сохранения и развития традиционной национальной культуры коренного населения (не только русского) с обязательным соблюдением принципа толерантности. В рамках настоящей стратегии предполагается реализация проектов, направленных на социально-культурную ассимиляцию и экономическую адаптацию прибывающих на постоянное место жительства мигрантов. Представляется, что эта система мер позволит снизить негативное влияние данной угрозы до минимума.
|
Таблица 11. Управление рисками для административно-политической системы
Риски и угрозы
| Группа рисков
| Способы возможного реагирования
| Постепенная потеря значимости города Иркутска для федерального центра
| Частично управляемый
| Основным способом реагирования на эту угрозу является эффективная реализация всех намеченных настоящей стратегией направлений развития и проектов российского и международного уровня. Только при этих условиях город Иркутск может сохранить устойчивый интерес со стороны федерального центра, достойно конкурировать с другими городами, прежде всего, за человеческий ресурс, а также снизить вероятность потери статуса столицы региона. Успешное реагирование на эти внешние по отношению к городу Иркутску угрозы возможно только при условии консолидации городского сообщества и поддержке региональной власти
| Опережающее развитие Г-К и, как следствие, увеличивающийся отток лучших кадров из города Иркутска
| Частично управляемый
| Вероятность потери «столичного» статуса в результате укрупнения территорий
| Слабо управляемый
|
Риски, описанные в сценарном анализе внешней ситуации (Раздел 9), в большинстве своем связаны с обстоятельствами, влиять на которые город Иркутск может в крайне малой степени. Однако наличие общего представления о возможном появлении таких угроз, а также предварительная оценка вероятности их возникновения, позволяет в рамках настоящей стратегии предложить обобщенные способы выстраивания действий, перегруппировки и концентрации ресурсов на тех или иных направлениях, гибкого реагирования на возникающие внешние условия. Данные предложения в общих чертах описаны в Разделе 9.
|