Концептуальные основы стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы стратегии



Иркутск 2012

Оглавление

Введение. 4

1. Концептуальные основы стратегии. 6

Резюме. 6

Термины и определения. 7

2. Тенденции развития городов. 10

Глобализация. 10

Прогнозируемое сокращение численности населения. 10

Конкуренция городов за все виды ресурсов. 10

Высокая неопределенность будущего. 11

Тенденция укрупнения городов. 11

3. Место Иркутска в стратегических документах России. 13

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 13

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. 13

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года 14

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы.. 14

4. Современные тенденции и потенциал развития. 16

Географическое положение и транзитно-логистический потенциал. 16

Демографический потенциал. 16

Занятость и рынок труда. 20

Экономический потенциал. 23

Малый бизнес и туризм.. 25

Строительство. 26

Характеристика и перспективы развития инженерных систем.. 28

Транспортная инфраструктура. 30

Экология. 32

Сфера культуры.. 34

5. МЕСТО ИРКУТСКА И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕЙТИНГАХ.. 37

Индекс качества жизни. 37

Индекс развития человеческого потенциала. 38

Рейтинг Института территориального планирования «Урбаника». 38

6. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. 40

7. Оценка макроэкономических перспектив развития. 44

8. Позиционирование города. 46

9. Сценарии развития внешней ситуации для стратегии развития города Иркутска. 52

Рисунок № 15. Вероятность реализации сценариев развития внешней среды.. 57

10. Система управления рисками реализации Стратегии. 59

11. Стратегическое видение, цель и задачи для города Иркутска. 66

Стратегическая цель: 67

Стратегические задачи: 67

12. Идеальное состояние. 68

Городская среда. 68

Экономика. 72

Культурная политика и развитие человеческого потенциала. 76

Культура и насыщенность города событийными мероприятиями. 77

Образование. 78

Формирование здорового образа жизни. 79

Развитие возможностей для вовлечения жителей в развитие города. 79

Резюме. 80

13. Проекты, направленные на достижение идеального состояния города Иркутска. 83

14. Механизмы реализации стратегии. 86

15. Действия по реализации стратегии. 88

Приложение 1. Дорожная карта реализации Стратегии развития Иркутска. 89

 


Введение

Стратегия социально-экономического развития города Иркутска (далее – Стратегия) разрабатывалась при активном участии представителей всех заинтересованных слоев городского сообщества - городских и областных властей, предпринимательства, научно-образовательных учреждений, некоммерческих организаций, предприятий города, местных средств массовой информации, социально активных групп граждан. Это сохраняет за горожанами право не только высказывать свое видение будущего города с точки зрения своих интересов, но и принимать участие в реализации Стратегии.

Стратегия - это компромисс интересов. Каждый город - это совокупность самых различных интересов - политических, возрастных, микрорайонных, национальных и так далее. В Стратегии социально-экономического развития города Иркутска учтены многие из них в зависимости от того, насколько активно принимали участие в формировании Стратегии представители тех или иных интересов.

Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года разработана с учетом:

· Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р)

· Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р

· Стратегии социально-экономического развития Дальнего востока и Байкальского региона до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р

· Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, утвержденная Законодательным Собранием иркутской области от 15.12.2010 года № 28/18-ЗС.

Стратегия развития города служит верхним звеном системы социально-экономического планирования развития города. Она призвана логически выстроить все виды социально-экономического планирования, осуществляемые на муниципальном уровне, с бюджетным процессом. Таким образом, Стратегия социально-экономического развития города Иркутска становится фундаментом социально-экономической политики города.

Стратегия выполняет две важные управленческие функции:

1. Выбирает один сценарий развития города, благоприятный с точки зрения интересов городского сообщества и с учетом имеющихся у города ресурсов и возможностей.

2. Устанавливает обобщенный план действий, который позволил бы городу Иркутску реализовать выбранный сценарий.

Стратегия - это фактор инвестиционной привлекательности города. Само наличие у города стратегического плана развития зачастую благоприятно влияет на мнение потенциальных инвесторов о городе и таким образом улучшает инвестиционный климат в городе.

Стратегия - это способ консолидации городского сообщества вокруг решения главных городских проблем.

Стратегия - задача "коллективная". Каждая из общественных сил имеет свое значение в ее реализации:

- органы местного самоуправления: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Стратегии; координация процесса реализации Стратегии; текущее планирование социально-экономического развития города; реализация городских целевых программ;

- Правительство Иркутской области: реализация областных целевых программ с учетом Стратегии социально-экономического развития города Иркутска; учет интересов иркутского сообщества в Стратегии социально-экономического развития Иркутской области; административное сопровождение экономического роста города Иркутска;

- бизнес: развитие экономической базы города Иркутска; создание рабочих мест, реализация инвестиционных проектов, участие в городских социальных программах;

- население: активное участие в городской жизни в рамках местного самоуправления; законопослушность; городской патриотизм, повышение семейного благосостояния.

При этом важно подчеркнуть следующие моменты:

1) стратегия не охватывает абсолютно всех сфер жизнедеятельности города Иркутска. Она указывает на главное - на наиболее актуальные сферы развития города Иркутска, способствующие достижению стратегической цели;

2) стратегические направления не являются автономными, независимыми друг от друга, а тесно переплетаются - это единый комплекс действий, ориентированный на реализацию стратегической цели.


Концептуальные основы стратегии

Резюме

Развитие городов и процессы урбанизации населения, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, являются основными трендами развития человечества. С 2008 года в мире численность сельского населения сравнялась с численностью городских жителей, а по прогнозам к 2050 г. более 85% населения земли будут жить и работать в городах. В России урбанизация идет более высокими темпами: в 2010 году численность городского населения страны составляла уже 73,7%, а в Иркутской области – 79,7%. Более 24% жителей Иркутской области проживают в городе Иркутске.

При этом на фоне снижения общей численности населения в Иркутской области численность населения города Иркутска начиная с 2008 г. неуклонно растет, что в первую очередь связано с внутриобластной миграцией и высоким притоком в городе Иркутске относительно низкоквалифицированных трудовых ресурсов, в том числе из стран ближнего зарубежья. Так в 2011 г. из миграционного прироста граждан, прибывших в Иркутск из-за пределов Иркутской области (2766 человек), 34% прибыли из республик Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Такой высокий уровень урбанизации сопровождается целым комплексом вызовов: ростом инфраструктурных и экологических нагрузок, социальными проблемами, связанными с ростом преступности, а также разрушением культурной и исторической преемственности.

Ответом на эти вызовы должно стать гармоничное развитие города Иркутска, как среды обитания, привлекательной в первую очередь для нового поколения, среды обитания, в которой удобство жизни становится первичным, по отношению к традиционным смыслам существования города Иркутска.

В современной глобальной экономике, вовлеченной в глобальные процессы, роль основного фактора в экономике переходит от человеческой деятельности к человеческому капиталу. Условием конкурентоспособности становится умение и возможности привлекать человеческий капитал, в первую очередь - активных жителей, так называемый «креативный класс».

При этом наличие «креативного» класса является первичным по отношению к инвестиционному климату или наличию достаточного количества финансовых ресурсов в городе Иркутске. Поскольку именно «креативный» класс сам по себе способен создавать инновации во всех сферах человеческой деятельности: науке, культуре, дизайне, управлении, предпринимательстве, образовании, и др. Города с высокой долей «креативного» класса привлекают инвесторов, в них бурно развиваются интеллектуалоёмкие виды деятельности, формируются центры прибыли крупных компаний.

Можно сколько угодно направлять усилия на подготовку молодых ученых и талантливых изобретателей, однако, наиболее конкурентоспособные из них, при прочих равных условиях, уедут туда, где жить и работать удобнее. Поэтому победить в конкуренции за «креативный класс» могут только города с высоким качеством жизни, то есть именно качество жизни определяет дальнейшие успехи города, как в инновационном развитии, так и в экономике в целом.

Настоящая Стратегия социально-экономического развития города Иркутска нацелена:

· на повышение конкурентоспособности города, за счет повышение качества среды обитания жителей

· на формирования новых смыслов в экономике города

· на создание гармоничного города, который не только способствует удовлетворению материальных потребностей жителя, но и во многом задает определенную планку интеллектуального уровня и духовных ценностей горожан.

Термины и определения

В современной экономической науке существует множество определений понятия «стратегия», относительно такого сложного объекта, как город. Однако реальная практика показывает, что, ни один город, ни один субъект федерации не развивается в строгом соответствии с планами, какими бы разумными и правильными они ни были. Это связано с практикой рассмотрения стратегии города в военной трактовке смысла «стратегии», когда муниципалитет рассматривается, как единый субъект действия. В этом контексте деятельность муниципалитета в условиях недостаточности ресурсов сводится к своевременному и правильному перераспределению ресурсов по принципу в нужное время, в нужном месте.

Однако город - это сложная саморазвивающаяся система, в которой действует множество субъектов с собственными стратегиями, переплетаются множество судеб, мировоззрений и заблуждений. Жизнь вносит в развитие городов постоянные и порой радикальные коррективы. Самые благие инициативы власти закончатся ничем, если они не будут приняты и поддержаны городскими элитами и большинством горожан.

Разработка стратегии подразумевает договоренность о возможных путях развития города и способах достижения этого пути посредством множества субъектов присутствующих на территории города. А система реализации стратегии, рассматривается как система договоренностей между муниципалитетом, бизнесом и городским населением. Причем этот процесс согласований и достижения консенсуса должен быть непрерывным.

Деятельность же муниципального образования по реализации стратегии, осуществляется в рамках полномочий, определенных Федеральным законом 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Используемые термины:

«Креативный» класс – это «люди, которые меняют будущее» (Р. Флорида). Ядро «креативного» класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, «креативный» класс включает также обширную группу специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. «К реативный» класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости.

Городская агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Этот процесс охватывает все сферы жизни общества.

Мейнстрим - (англ. m ainstream — основное течение) — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени.

E-learning - (сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

M-learning - (сокращение от англ. Mobil Learning) - дистанционное обучение. Близко к понятию E-learning. Подразумевает использование любого вида обучения, происходящего, когда ученик находится не в неподвижном положении, а когда ученик использует в своих интересах возможности изучения, предлагаемые мобильными технологиями.

Shopping malls – одно или более зданий, формирующих комплекс магазинов, соединенных переходами, позволяющих посетителям легко идти от магазина до магазина – современная версия традиционного рынка.

Девелопмент территорий - (англ. development - развитие) - область управления бизнесом, недвижимостью, строительством, ориентированная на увеличение стоимости объектов и приносимых ими доходов посредством учета изменяющейся ситуации, оценки рисков, использования возможностей развития, удачного вложения капитала.

Редевелопмент – перестройка (перепрофилирование) уже застроенных территорий или новое строительство на ранее используемых территориях. Например, реконструкция промышленной площадки под жилищное строительство.

Мультимодальный – предусматривающий или использующий несколько способов, режимов осуществления деятельности (обработка пассажиропотока и/или грузопотока, комбинации различных способов лечения и т.п.)

Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям (Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г). Понятие «культурная толерантность» включается в общее понимание, отражая уважение и сотрудничество между представителями различных форм культуры и искусства.

 

 


Тенденции развития городов

Глобализация.

Предполагается, что включенность в глобальные процессы, попадание в мировой мейнстрим, дает городу Иркутску дополнительные дивиденды и стимулы развития, с одной стороны резко расширяя пространственные связи и возможности города, с другой стороны увеличивая разнообразия вариантов развития, предполагающих разную степень включенности в мировые и местные процессы. Глобализация выступает «стимулятором» развития города Иркутска. Но одновременно с этим это несет и чрезвычайно высокие риски для развития, связанные с «летучестью» глобального капитала и его ориентаций на краткосрочные инвестиции.

Город Иркутск, с одной стороны может быть вовлечен в глобальные процессы Юго-Восточной Азии, с другой стороны в западно-ориентированные процессы, связанные с общероссийской специализацией.

Демографический потенциал

Население города Иркутска составляет около 25 % от общей численности населения Иркутской области. Плотность населения – более 21 тыс. человек на 1 кв. км.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения города Иркутска составила 587,9 тыс. человек.

В период современной истории только начиная с 2008 года демографическая ситуация в городе Иркутске начала улучшаться как за счет естественного, так и миграционного прироста населения. В 2010 году число жителей на 23,8% увеличилось за счет естественного прироста и на 76,2% - за счет миграционного прироста (Рисунок № 1).

Город Иркутск является городом с одним из самых высоких по Сибирскому федеральному округу показателей рождаемости – 14,8 человек на 1000 населения, это превышает среднероссийский уровень на 17,5% (Рисунок № 2).

 

Рисунок 1 Естественный и миграционный прирост/убыток в 1998 – 2011 г. Рисунок 2 Рождаемость и смертность по городам АСДГ

 

Значительно замедляются темпы смертности. Годом с наибольшим уровнем смертности являлся 2003 год – 9,3 тыс. умерших. В 2011 году, по предварительным данным, умерло на 25% жителей меньше – 7,1 тыс. человек.

Анализируя динамику изменения численности населения города Иркутска за период с 1995 года по 2011 год, можно выделить наличие циклических изменений, связанных с влиянием демографической «ямы» 90-х годов прошлого столетия. Тем не менее, при сохранении сложившихся в последние несколько лет позитивных тенденций в миграционных и естественных процессах численность населения города Иркутска будет расти умеренными темпами и, по оценкам, к 2025 году может составить 628-630 тыс. чел. В то же время, при эффективной реализации дополнительных механизмов поддержки населения города Иркутска, способствующих миграционному притоку и положительному сальдо естественного прироста, либо при появлении негативных факторов, в полной мере, учесть которые в настоящий момент не представляется возможным, данный прогноз потребует корректировки.

Половозрастная структура населения обусловливает поддержание численности населения только при сочетании естественного прироста и положительного миграционного баланса. Тем не менее, в среднесрочной перспективе численность населения трудоспособного возраста будет постоянно снижаться, а пенсионных возрастов – плавно возрастать. Рост числа пенсионеров - это нагрузка на бюджеты всех уровней. Их количество начнет сокращаться, когда в эту группу станет входить поколение 90-х, то есть в конце 2040-х годов. Сейчас, чтобы снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, Правительство Российской Федерации предпринимает слишком прямолинейные меры: повышает налоги и подумывает об увеличении пенсионного возраста. Однако эти шаги не только чреваты усилением социальной напряженности, они еще имеют кратковременный эффект и негативное влияние на экономику. Повышение пенсионного возраста на 5-7 лет даст отсрочку всего на 5-7 лет. А увеличение налогов в России, как правило, приводит к тому, что большая часть бизнеса уходит в тень, и налоговые сборы при этом уменьшаются. Сейчас же это "многочисленное" поколение начинает выходить на пенсию, а вступать в трудоспособный возраст начинает "малочисленное" поколение 90-х годов. Получается, что у нас число трудоспособных людей начинает резко сокращаться. К чему это приведет? К тому, что финансовая нагрузка на одного работающего будет расти. И расти она будет в течение ближайших 10-15 лет, пока не наметится обратный тренд. Даже не 15 лет, а дольше, поскольку молодежь сейчас выходит на рынок труда не сразу, как вступает в трудоспособный возраст - 17-20 лет, а позже. Большинство стремится получить высшее образование, поэтому период, когда у нас будет мало трудоспособной молодежи, растянется не на 15 лет, а на 20.

В городе Иркутске высока доля молодежи (17-35 лет), и основной миграционный прирост обеспечивается именно молодежью, приезжающей в город с целью учебы, что обусловлено концентрацией в областном центре учреждений образования и возможностей для построения более успешной, чем в других городах Иркутской области, жизненной траектории. Из этого же следуют определенные миграционные риски, связанные с тем, что ВУЗы города Иркутска, за исключением ИРГТУ, не получили статус федеральных учебных или исследовательских учреждений, что в дальнейшем может сместить миграционный приток молодежи в сторону Красноярска, Новосибирска или Томска.

Половозрастная структура города Иркутска выглядит следующим образом. Средний возраст мужчин – 33,5 лет, женщин – 38,5 лет. В возрасте до 20 лет преобладают мужчины (Рисунок № 3), старше 20 лет – женщины (Рисунок № 4). Общая доля женщин в численности населения – 55,2%.

Город Иркутск является важнейшей точкой притяжения мигрантов в Иркутской области и одновременно – крупным центром выхода мигрантов за пределы Иркутской области. В 2009 году наблюдается механический приток населения.

 

 

Рисунок 3 Половозрастная структура населения – мужчины Рисунок 4 Половозрастная структура населения - женщины

В миграционном отношении город Иркутск в значительной степени «замкнут» на Иркутскую область и Республику Бурятия (83% миграционного прироста по СФО) (Рисунок № 5): внутрирегиональные миграционные потоки преобладают над межрегиональными в структуре миграционного притока.

 

Рисунок 5 Сальдо миграции по территориям Рисунок 6 Миграционный прирост в зависимости от обстоятельств миграции

Мотивом миграции населения чаще всего выступает заинтересованность в учебе и работе (Рисунок № 6).

Основной миграционный прирост приходится на возраст 15 – 30 лет, что еще раз подчеркивает статус города, как образовательного центра (Рисунок № 7).

Рисунок 7 Миграционный прирост по возрастам

Из города Иркутска уезжают молодые, мобильные и активные.

Резюме: Цель демографической политики состоит не в абсолютном росте численности населения города Иркутска, а в качественных изменениях параметров миграции, изменении или, как минимум, поддержании существующих в данный период времени демографических тенденций в процессах рождаемости, смертности, миграционного баланса населения города Иркутска, повышение показателя количества трудоспособного населения и его качественной составляющей.

 

Занятость и рынок труда

Численность трудовых ресурсов города Иркутска на 1 января 2011года составила 408,7 тыс. чел., что на 1,2 тыс. чел. больше, чем на начало 2010 года. Рост произошел за счет увеличения числа работающих пенсионеров на 3,7 тыс. чел. (7,2%), тогда как численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (без учета иностранной рабочей силы) снизилась на 5,6% и на начало 2011 г. составила 315,8 тыс. чел.

По предварительным данным, среднесписочная численность занятых в организациях города Иркутска в 2011 году составила 233,0 тыс. чел., или 99,7% к уровню предыдущего года, и 101,7% к 2009 году. В том числе, численность работников в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, - 188,8 тыс. чел., что на 2% меньше чем 2009 году. Среднесписочная численность занятого населения на крупных и средних предприятиях города Иркутска за январь-декабрь 2011года увеличилась по сравнению с январем-декабрем 2010 года на 0,7% и составила 188,8 тыс. чел. Наибольший удельный вес занятых на крупных и средних предприятиях отмечен в обрабатывающем производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа, воды и добыче полезных ископаемых (16,0%), в образовании (16,0%), в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; в обязательном социальном обеспечении (13,6%), в здравоохранении (12,9%), на транспорте и в связи (11,8%).

В городе Иркутске один из наименьших уровней официальной безработицы. Уровень регистрируемой безработицы на 1 марта 2012года составляет 0,61% (на начало 2012 года – 0,65%). Средняя продолжительность безработицы на конец отчетного периода –4,5 месяца. Продолжительность безработицы неодинакова у различных социально-демографических групп населения: у безработных женщин она равнялась 4,6 мес., у молодежи – 3,7 мес., у инвалидов – 4,8 мес. Наиболее многочисленные группы среди безработных граждан составляют: бухгалтеры, водители автомобиля, инженеры, продавцы, экономисты, юристы, заведующие складом и кладовщики, техники, секретари и менеджеры офиса, администраторы, кассиры.

В январе-феврале 2012 года 327 предприятий различных форм собственности пополняли банк вакансий центра занятости населения. Всего за этот период были поданы 8958 вакансий, что на 28,7% меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Доля вакансий от общего количества по видам деятельности составляет: обрабатывающие производства, распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых – 4,9%, строительство – 69,6%, оптовая и розничная торговля – 8,7%, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 3,3%, образование – 2,6%. Сохраняется тенденция преобладания спроса на рабочие профессии, их доля в структуре потребности в работниках составила 91,7%.

Коэффициент напряженности на рынке труда на конец отчетного периода в городе Иркутске составил – 0,25%.

Численность безработных жителей города Иркутска, обратившихся в областное государственное учреждение «Центр занятости населения города Иркутска» за содействием в поиске работы, снизилась с 27,0 тыс. человек в 2009 году, до 17,4 тыс. чел. в 2011 году. Значительная доля обратившихся и зарегистрированных с целью поиска работы приходится на молодых людей в возрасте 14–29 лет.

Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2012 года - 2298 человек, что на 29,9% меньше чем 2010, и на 47,8% чем в 2009 году (Рисунок № 8). Среди безработных по-прежнему велика доля женщин 62,4%.

 

Рисунок 8 Данные по официальной безработице

 

Основным фактором, влияющим на рынок труда, является несбалансированность спроса и предложения. Профессиональные качества безработных во многих случаях не соответствуют предъявляемым требованиям работодателей, а условия работы и оплаты труда не соответствуют запросам безработных. По некоторым вакансиям предлагаемая заработная плата ниже прожиточного минимума и ниже средней заработной платы по Иркутской области.

В декабре 2011 года, по сведениям территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, средняя заработная плата работников по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства в городе Иркутске – 29401,9 руб.

Средняя заработная плата по вакансиям, находящихся в базе областного государственного учреждения «Центр занятости населения города Иркутска» в феврале 2012 года составила 10388,1 руб. (в декабре 2011 года – 10732,5 руб.).

Традиционно на рынке труда города Иркутска требуются квалифицированные рабочие: бетонщики, каменщики, электрогазосварщики, плотники, арматурщики, штукатуры, повара, маляры, облицовщики и др. Среди служащих востребованы врачи, сестры медицинские. Устойчивый спрос существует на неквалифицированных рабочих: уборщиков, кухонных работников, грузчиков.

Из-за несоответствия между спросом и предложением на рынке труда возникает необходимость привлечения иностранных работников. Согласно имеющимся сведениям о привлечении и использовании иностранных граждан, граждане Китая составляют 79,4%, Кореи – 14,8%, из других стран – 5,8%.

В основном иностранные работники привлекаются для работы в строительной отрасли. Рабочие строительных профессий составляют 86,4 приглашаемой рабочей силы: каменщики – 20,0%, плотники и столяры –16,5%, бетонщики – 22,1%, маляры, штукатуры и облицовщики – 6,4%; электрогазосварщики, сварщики ручной сварки – 1,2%; арматурщики – 7,6%. Кроме строительных рабочих, в течение отчетного периода требовались повара (китайской кухни) для работы в ресторанах и кафе, переводчики (китайского, корейского языков).

Для сокращения несоответствия профессиональной и квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы в городе Иркутске широко используется профессиональное обучение безработных граждан. На профессиональное обучение направлены 167 человек из числа безработных граждан, из них 75,4% – женщины, 50,3% – молодежь в возрасте 16-29 лет.

В январе-феврале 2012 года услуги по профориентации и психологической поддержке были оказаны 1424 гражданам, в том числе 1373 безработным гражданам (96,4%), 910 женщинам (63,9%).

Экономический потенциал

По итогам 2011 года оборот организаций города Иркутска составил
400,8 млрд. рублей, или 110,4% к объемам 2010 года.

Наибольший удельный вес в объеме оборота организаций города Иркутска приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. За период с 2009 по 2011 годы доля данного вида деятельности увеличилась с 46,1% до 49,0% (Рисунок № 9).

Значительную долю в обороте имеют: промышленные виды деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство.

В промышленности города Иркутска производством и отгрузкой товаров собственного производства, выполнением работ и услуг занимаются 67 крупных и средних предприятий и 185 малых предприятий.

С 2008 по 2010 годы по городу Иркутску сохранялась тенденция увеличения объема выпуска продукции. В 2011 году отмечается снижение индекса промышленного производства - 89,5%.

Основное влияние на уровень индекса промышленного производства в городе Иркутске оказывает вид деятельности «производство транспортных средств и оборудования». За 2009 год индекс производства по данному виду деятельности составил 121,1%, за 2010 год – 113,2%, за 2011 год – 71,2%.

Объем отгруженной продукции предприятиями промышленности города Иркутска (по полному кругу предприятий) составил в 2009 году – 57,3 млрд. руб., 2010 году –71,6 млрд. руб., 2011 году – 71,7 млрд. руб.

 

Рисунок 9 Структура оборота организации г. Иркутска, 2011 г.

 

Наибольший удельный вес в структуре отгруженной продукции составляют виды деятельности: «производство машин, оборудования, аппаратуры для радио, телевидения, связи, транспортных средств» (2009 год – 70,1%, 2010 год – 72,1%, 2011 год – 64,4%) и «производство пищевых продуктов, включая напитки и табака» (2009 год – 12,8%, 2010 год – 11,4%, 2011 год -13,1%).

Показатели города Иркутска по сравнению с другими крупными городами ассоциации сибирских и дальневосточных городов (далее – АСДГ) приведены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели по крупным городам АСДГ
Показатели Ед. изм. Иркутск Новосибирск Красноярск Кемерово Омск Томск
Численность населения (на 01.01.2012 года) тыс. чел. 597,8 1498,8 996,7 536,3 1156,5 560,6
Оборот малых предприятий на 1 жителя тыс. руб.   108,9 х 225,4 744,1 209,1
Объем отгруженных товаров собственного производства крупными и средними предприятиями на 1 жителя   тыс. руб. 109,3 117,8 174,2 225,7 х 125,4
Продолжение Таблицы 1
Оборот розничной торговли на 1 жителя тыс. руб. 173,4 192,6   178,5 159,6 110,8
Объем платных услуг на 1 жителя тыс. руб. 63,3 42,1 42,5 52,2 46,5 43,3
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям руб. 29401,9 25937,3 28777,2   21110,5 26765,8
                   

Х – данные отсутствуют

Резюме: По используемой типологии город Иркутск нельзя отнести к промышленным городам. При более низкой производительности на одного человека средняя заработная плата самая высокая в Сибирском Федеральном округе, что снижает рентабельность предприятий города Иркутска.

Малый бизнес и туризм

По состоянию на 1 января 2012 года на территории города Иркутска действовало 1863 малых предприятий, (без учета микропредприятий), на 1000 человек населения города Иркутска приходилось в среднем три малых предприятия. С 2009 года количество малых предприятий увеличилось на 6%.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности за период с 2009 года по 2011 год практически не изменилась. Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – от 39% (2009г.) до 37,6% (2011г.); предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - от 20% (2009г.) до 22,2%(2011г.); организации строительства – 15,0%; обрабатывающие производства – от 10,4% (2009г.) до 9,3% (2011г.),

Среднесписочная численность работников (без совместителей) малых предприятий города Иркутска за период с 2009 года по 2011 год возросла на 10% и составила 42,2 тыс. человек. Доля занятых на малых предприятиях составила 18,3% от занятых в экономике города, с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей вклад малого бизнеса в занятость достигает 25,4%.

В течение 2011 года малыми предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 48,5 млрд. руб. с темпом роста к 2009 году составил 194%. В отгруженной за 2011 год продукции 41,8% приходится на объем предприятий строительства, 21,8% - на предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 13,9% - на объем промышленной продукции обрабатывающих производств; 12,3% - на объем услуг транспорта и связи.

Оборот малых предприятий города Иркутска по всем видам экономической деятельности за 2011 год составил 124,8 млрд. руб., и вырос по сравнению с 2009 годом в два раза (62,7 млрд. руб. в 2009 году). Вклад малых предприятий в общий оборот среди предприятий города Иркутска составляет 31,1%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.085 с.)