ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Градообразующие факторы и структура современного города.



Факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими.

 

Градообразующие функции города, которые имеют внешнее относительно поселения значение. Поэтому типология городов по функциям учитывает только градообразующие функции. Такие функции могут быть центральными (разнообразное обслуживание окружающей территории - административное управление, оптовая и розничная торговля, бытовое и культурное обслуживание и др.) и специальными {какие-либо отрасли промышленности, транспорта или непроизводственной сферы).

Сочетание различных функций в одном поселении приводит, как правило, к его быстрому развитию. Потому большие города являются многофункциональными. И наоборот, небольшие города и поселки городского типа (ПГТ), как правило, являются монофункциональными.

Города с центральными функциями внутри каждой страны образуют иерархическую систему, связанную с административно-территориальным делением. На верхнем уровне иерархии находится столица Москва, обслуживающая всю территорию страны. Следующий уровень образуют центры экономических районов (Нижний Новгород, Новосибирск и др.). Обслуживание территорий субъектов Российской Федерации осуществляют региональные центры (Псков, Астрахань, Хабаровск, Владивосток и др.). Внутри каждого региона можно выделить уровень межрайонных центров, обслуживающих административные районы внутри субъекта РФ (например, Арсеньев, Дальнереченск в Приморском крае). Следующий уровень образуют поселения - райцентры (например, Выборг в Ленинградской области). Низший уровень иерархии (в зависимости от размеров страны) образуют поселения - внутрирайонные центры, которые обслуживают часть административного района (пос. Славянка Хасанского района Приморского края).

Специальные функции, часто в масштабах всей страны, выполняют отраслевые центры. В России наибольшее количество городских поселений - промышленных центров (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Дальнегорск и др.). Наиболее яркими представителями транспортных центров являются крупные морские порты (Новороссийск, Находка). Относительно редко встречаются в нашей стране научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.).

Чем крупнее город, тем больше градообразующих функций он имеет, но и в полифункциональных городах обычно все-таки можно выделить одну-две главные функции, которые и учитываются при типологии. Таким образом, получаются города промышленно-транспортные, административно-рекреационные и т. п. центры. Средние и особенно малые города часто имеют только одну градообразующую функцию, что ставит их в зависимое положение от экономических колебаний в соответствующей отрасли хозяйства, и не способствует дальнейшему развитию.

В силу специфики освоения на Российском Дальнем востоке образовано много монофункциональных городов и поселков городского типа (поселки городского типа так же относятся к населенным пунктам городского типа расселения). Они возводились и отстраивались вблизи месторождения полезных ископаемых так необходимых стране в период индустриализации. Другая причина монофункциональности многих населенных пунктов Дальнего Востока и Приморья в частности кроется в близости морской и сухопутной Государственной границы, что привело к необходимости создания так называемых военных городков расположенных вблизи военских частей или ЗАТО вблизи секретных объектов (г. Фокино, г. Большой камень в Приморском крае, ПГТ Завойко на Камчатке). В период перехода к рынку именно монофункциональные города оказались в глубоком экономическом кризисе, породившем серьезные социальные проблемы.

Функциональное разнообразие городов отражается на системной структуре самого города.

Структура - система элементов и способы их связей.

Планировочная структура - городской организм в единстве взаимосвязи различных его частей. В отличии от функциональной планировочная структура обладает большей инерционностью, т.к все ее части имеют привязку к местности. Планировочная структура образует планировочный каркас.

Планировочный каркас - совокупность основных функциональеных узлов и транспортных соединений. Сердцевиной планировочного каркаса является центр города.

Любой город к конечном итоге формирует свою уникальную планировочную структуру. Общие закономерности такой структуры проявляются в подавляющем большинстве городов современного мира, что является одним из проявлений глобального действия процессов урбанизации.

Каждый город включает в себя три важнейшие подсистемы:

• население,

• экономическую базу

• инфраструктуру.

Элементами планировочной структуры города являются функциональные зоны (районы), жилые, промышленные, транспортные, рекреационные, научно-образовательные, общественных центров, деловых районов и другие. Обычно самую большую площадь в городе занимают жилые районы, связанные ежедневными и еженедельными людскими потоками со всеми остальными функциональными зонами.

Город, прежде всего реальный объект изучении которого особенно важным является прикладной экономический аспект. Поэтому на одно из первых мест встает вопрос распределения цен на землю в городах, прежде всего западных стран, где рост цен на землю в центральных районах по сравнению с периферийными разиличен. При углубленном исследовании территориальной структуры американских городов и мозаики цен наземельные участки в них были предложены дифференцированные модели, отвечающие особенностям разных городов: концентрическая (Е.Барджес), секторная (Х.Хойт), многоядерная (Ч.Гаррис, Е.Ульман). Эти модели структуры города показаны на рис. В них описывалась территориальная структура городов и выделялись типы городских районов (деловые, жилые, промышленные) разного уровня в зависимости от конкретных условий.

Существуют четыре основные модели взаимного размещения функциональных зон в городе.

1. концентрическая (наиболее распространенная) - функциональные зоны расположены кольцами от центра города;

2. секторальная - функциональные зоны привязаны к разным радиальным магистралям, вдоль которых и формируются отдельные сектора;

3. многоядерная - функциональные зоны образуют отдельные ядра, сложным образом связанные друг с другом;

4. линейная - зоны расположены параллельно друг другу

 

2. Планирование и застройка городов. Принцип функционального зонирования территории. Характеристика территориально-производственных комплексов. Г. аспекты благоустройства городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, реакционных зон и пр. Г. жилых и общественных зданий. Планировка жилища. Г. характеристика строительных и отделочных материалов.

 

Планирование и застройка городов.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ — процесс регулирования использования территорий, заключающийся в создании и введении градостроительной документации, принятии и реализации соответствующих решений;

 

Планировка и застройка городов, успешное решение градостроительных задач начинается с выбора территории для города. На этой стадии во многом предопределяется возможность рационального функционирования его основных составляющих — производственных и селитебных зон, внешняя связь с другими населенными пунктами, природные, гидрогеологические факторы, затопляемость территории и многие другие. Учитывая сложность задачи, территория для города выбирается на основе схемы районной планировки с участием многих государственных и научно-исследовательских учреждений, специалистов-градостроителей, врачей, экономистов, транспортников, строителей, географов, экологов и др.

Схема размещения новых городов и тенденции их развития показаны на рис. 5-10. Эти тенденции диктуются интересами освоения новых районов с богатыми месторождениями сырьевых ресурсов (обширные территории вдоль Байкало-Амурской магистрали, районы Западной Сибири).

Планировка застройки городов разнообразна. Селитебная зона формируется из жилых районов и микрорайонов, системы культурно-бытового обслуживания. Заложенная в проектах городов ступенчатая система обслуживания населения не всегда выдерживается на практике до конца. Разделение системы обслуживания на повседневное, периодическое и эпизодическое постепенно меняется в зависимости от раз вития сети городского транспорта, расширения форм обслуживания, по мере увеличения числа автомобилей, находящихся в личном пользовании, и т. д.

В планировочной структуре селитебной зоны решающее значение приобретает формирование системы общественного обслуживания. В нее входят здания и комплексы управления общественной и деловой жизнью, образования, просвещения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, медицины, физкультуры, спорта, отдыха и досуга. При проектировании городов большое внимание уделяется архитектурно-пространственной организации городского общественного центра во взаимосвязи с общественными центрами жилых и промышленных районов.

В систему общественного центра города обычно включаются здание горсовета, гостиница, почта, телеграф, ресторан, торговый центр, Дом культуры, спортивные сооружения и др. Они планируются в виде единого ансамбля в сочетании с городскими парками, скверами, садами.

Для нахождения оптимального решения по многим вариантам прорабатывается размещение селитебной зоны по отношению к зоне градообразующей промышленности. Общая планировочная структура города определяет размещение и взаимосвязь промышленной и селитебной зон, основные транспортные направления и места общественных центров.

К градостроительным проблемам промышленной архитектуры следует относить вопросы, служащие стыковыми между градостроительством и промышленной архитектурой:

• дифференцированное размещение предприятий и оздоровление городской среды;

• охрана природы и экономия земли под промышленное строительство;

• архитектурно-планировочная организация промышленных узлов (комплексов) и предприятий.

 

 

Эти проблемы решаются как градостроителями, начиная со стадии проектирования генерального плана города, так и архитекторами промышленной специализации, начиная с проектирования схем генеральных планов промышленных узлов в городах. От того, насколько рационально и комплексно решены градостроительные проблемы, включая и градостроительные задачи промышленной архитектуры, зависят функциональные, социальные и эстетические качества города в целом

На размещение промышленных предприятий в системе населенного пункта оказывают решающее влияние:

 

• специфика производства, обусловленная санитарной характеристикой технологического процесса: видами и объемами производственных выбросов в атмосферу, водоемы, почву;

• виды внешнего транспорта и объемы грузооборота - железнодорожного, водного, автомобильного;

• местные природно-климатические условия - направление господствующих ветров, рельеф местности, грунты, вечная мерзлота и др.;

• взаимное расположение селитебной и производственных зон, оптимизация внутригородских транспортных связей и осуществление единого композиционного замысла города (населенного пункта) в целом.

Промышленные предприятия различаются по санитарной характеристике. Все большее число предприятий перестает выделять вредные вещества в воздушный бассейн, водоемы, почву, снижают уровень шума, вибрации и электромагнитных излучений. Такие предприятия по санитарной характеристике относятся к IV и V классам, требуют санитарно-защитных разрывов лишь в пределах 50 и 100 м от жилых домов. Это практически равно ширине улиц современных городов. Сюда относятся предприятия легкой и пищевой промышленности, приборостроения, машиностроения и т. п. Они, как правило, образуют городские промышленные комплексы. Безвредные предприятия рационально размещать внутри селитебных территорий, образуя производственно-селитебные комплексы. Подобное решение обеспечивает минимальные трудовые поездки людей, что уменьшает материальные затраты на городской транспорт и непроизводительно затрачиваемое трудящимися время. А это чрезвычайно важный социальный фактор.

 

 

Значительно труднее решаются вопросы размещения предприятий I и II класса по санитарной характеристике — предприятий тяжелой индустрии: черной и цветной металлургии, химических отраслей промышленности, требующих санитарно-защитных разрывов от 1000 до 500 м. Практически такие предприятия размещаются на расстоянии многих километров от селитьбы (рис. 12), что зависит от мощностей производств.

На границе с селитебной территорией размещаются обычно машиностроительные заводы, комбинаты домостроения и т. п., требующие санитарно-защитную зону в 300 м.

В состав городских промышленных районов входят значительные территории, занятые промышленными предприятиями и связанными с ними объектами, транспортом, инженерными сооружениями и т. п. В некоторых индустриальных городах промышленные районы занимают до 50-60% городской территории. В связи с этим большое значение имеет рациональное размещение промышленных предприятий в городе. Оно влияет на условия труда на предприятиях, условия проживания, транспортную схему и общую планировочную структуру города.

Наиболее удачной формой размещения безвредных предприятий следует считать производственно-селитебные зоны, где территориально объединены жилая и промышленная застройка, включающая предприятия IV и V класса по санитарной характеристике с незначительным грузооборотом, осуществляемым преимущественно автомобильным транспортом. Эта форма обладает единой планировочной структурой с кратчайшими пешеходными и транспортными связями (при затрате времени в пределах 20 мин для поездки от жилых домов до предприятий, «от двери до двери»). Планируются инженерные сети, благоустройство, зона отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания, сосредоточенные в едином общественном центре. Деловая занятость трудоспособного населения в «своем» районе — свыше 50%. При размещении промышленности в пределах жилых районов города обычно исходят из времени, необходимого на путь до места работы. Этот радиус для таких селитебно-производственных зон не должен превышать 2 км. В этом случае связанная с промышленностью общая селитебная территория будет равна примерно 1200 га, а наибольший размер территории промышленной зоны — 400 га при максимальном числе работающих 25—30 тыс. чел. (город или несколько районов крупного города). Такую промышленную зону можно разделить на два или три комплекса, разместив их в сочетании с селитебными зонами.

Принцип функционального зонирования территории

Одним из основных проявлений техногенного воздействия на природный комплекс является процесс загрязнения. По отношению к процессам переноса и накопления загрязняющих веществ все компоненты природного комплекса могут быть разделены на две группы:

· среды, преимущественно депонирующие загрязняющие вещества. К ним относятся почвы, донные отложения, биотические компоненты;

· среды, преимущественно транспортирующие загрязняющие вещества. Они включают в себя воздушные массы, поверхностные и подземные воды.

Изучение состояния депонирующих сред дает ответ на вопрос о степени воздействия техногенных объектов на элементы природного комплекса за определенные периоды времени. Однако рассматривая лишь среды-накопители, невозможно выявить основные источники загрязнения и разработать комплекс мер по предотвращению его дальнейшего распространения. Тем более нереально, основываясь лишь на данных по накоплению загрязняющих веществ, изучить динамику процесса загрязнения. В то же время подобная задача представляется более важной и является намного более трудоемкой. Для ее решения основной упор необходимо делать на рассмотрение транспортирующих сред. Данные же по депонирующим средам целесообразно использовать для проверки правильности выводов об источниках, объемах и механизмах поступления загрязняющих веществ. Следовательно, при функциональном зонировании из всех составляющих природного комплекса основным объектом изучения должны являться транспортирующие среды. Необходимо иметь ввиду и более реальные возможности прогноза процессов загрязнения, в первую очередь - миграции загрязнителей в потоках, теория и методы которой разработаны достаточно полно.

Рассмотрим подробнее каждую из транспортирующих сред.

Воздушные массы. Процессы формирования воздушных масс носят региональный характер и связаны, в первую очередь, с географическим положением изучаемой территории и ее климатическими особенностями. Перенос воздухом загрязнения также имеет региональный характер, и изучение этого процесса должно выполняться при проведении мелкомасштабных работ, охватывающих большие территории (например, в пределах области). В городских же условиях ведущими факторами в формировании воздушных потоков в приземном слое атмосферы являются продуваемость отдельных кварталов, этажность и плотность застройки, степень озелененности территории. С учетом того, что земная поверхность в г. Москве на многих участках была спланирована в процессе строительства, значимость вышеуказанных факторов существенно увеличивается. Работы по изучению формирования и распространения воздушных загрязнений в пределах города должны выполняться в крупном масштабе - 1:500 или же, в крайнем случае, 1:2000. Более мелкий масштаб, в частности, 1:10000, не позволяет в полной мере учесть все особенности формирования воздушных потоков. В связи с этим воздушные массы для работ такого масштаба не могут рассматриваться в качестве основной транспортирующей среды. Однако вклад воздушного переноса загрязнений в общий объем может быть косвенно оценен при анализе загрязнения депонирующих сред, например - почв.

Поверхностные воды.Загрязнение поверхностных вод формируется за счет трех основных факторов:

· Поверхностного стока с территории и сброса ливневых вод;

· Сброса загрязненных стоков с промышленных предприятий;

· Разгрузки загрязненных грунтовых вод[3].

Однако, в масштабе 1:10000 поверхностные воды имеют достаточно локальное распространение. Их рассмотрение в качестве среды - переносчика загрязнения, также как и для воздушных масс, целесообразно при мелкомасштабных работах (в масштабе области, региона и т.д.) В этом случае степень загрязненности поверхностных вод отражает общее соотношение нарушенных и ненарушенных территорий. Кроме того, поверхностные водотоки обладают высокой степенью самоочистки. Связано это с тем, что, во-первых, скорости течения в поверхностных водотоках достаточно высоки, что предопределяет их интенсивную аэрацию, перемешивание и разбавление, а во-вторых, очень высокой очищающей способностью обладают гидробионты. В формировании загрязнения поверхностных вод ведущую роль играют временные факторы; пространственные закономерности размещения источников загрязнения имеют подчиненное значение [9]. Следовательно, масштаб выполняемых работ не позволяет корректно рассматривать поверхностные воды в качестве транспортирующей среды. В то же время вклад поверхностных вод в общую картину формирования загрязнения, по аналогии с воздушными массами, может быть косвенно определен при изучении депонирующих сред - донных отложений, бентоса, перифитона[4].

·Подземные воды.Основными факторами, определяющими процесс формирования загрязнения в подземных водах, являются:

· Строение верхней части разреза;

· Функциональная принадлежность территории;

· Расположение и характеристика основных техногенных источников загрязнения.

В отличие от поверхностных вод, подземные воды имеют повсеместное распространение. Наиболее восприимчивым к техногенному воздействию является грунтовый водоносный горизонт, являющийся в условиях города наиболее загрязненным, так как любое загрязнение с поверхности попадает сначала именно в грунтовые воды. Из грунтового горизонта загрязнение может попадать в более глубокие водоносные горизонты. Наиболее интенсивно данный процесс идет на участках, где существует возможность гидравлической связи между водоносными горизонтами. Так как из-за длительной интенсивной эксплуатации артезианских вод в целях водоснабжения их напоры существенно снижены [6], то на территории Москвы повсеместно существует предпосылка нисходящей фильтрации.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении подземных вод в качестве транспортирующей среды первоочередное внимание должно уделяться именно грунтовым водам.

В отличие от артезианских вод, областями разгрузки которых являются региональные дрены, грунтовые воды дренируются в пределах водосборных бассейнов более мелких порядков. Для них характерны небольшие длины путей фильтрации и незначительная поперечная дисперсия вещества в пределах загрязненных лент тока. Размеры самих лент тока варьируют от десятков до сотен метров по ширине и от сотен метров до первых километров по длине, что хорошо изображается в масштабе 1:10000. В более мелких масштабах загрязненные ленты тока выделяются плохо. Для работ, выполняемых в более крупных масштабах, картирование загрязненных лент тока не обосновано фактическим материалом. В связи с этим наиболее информативным масштабом работ по изучению условий питания, движения и разгрузки грунтовых вод является масштаб 1:10000, так как он позволяет построить схемы потоков грунтовых вод в пределах водосборных бассейнов второго, третьего и т.д. порядков.

Таким образом, при выполнении работ в масштабе 1:10000 единственной средой, которая может быть корректно рассмотрена при изучении переноса загрязнения, являются грунтовые воды. Этот вывод представляется тем более обоснованным, что именно подземные воды занимают в экосистеме (природном комплексе) низший энергетический уровень, принимая вещество из атмосферы, почв и других депонирующих и транспортирующих сред.

Основные факторы, влияющие на формирование и распространение загрязнений в потоке грунтовых вод, являются пространственными (в отличие от поверхностных вод, для которых главенствующее положение занимают временные факторы). Степень загрязнения грунтовых вод и химический состав загрязнителей будут существенно различаться в зависимости от ее функциональной принадлежности территории. На участках, занятых промышленными предприятиями, основными загрязняющими веществами являются тяжелые металлы, нефтепродукты, тепло. Для жилой застройки характерны вещества - индикаторы “бытовых” загрязнений: органические соединения (не относящиеся к нефтепродуктам), соединения азота и фосфора, повышенные концентрации хлорид-ионов, тепло. В пределах площадей, занятых зелеными насаждениями (лесов, парков и пр.) специфический набор компонентов-загрязнителей выделить достаточно сложно, и загрязнение проявляется в основном в изменении макрокомпонентного состава и увеличении минерализации

Все объекты инфраструктуры города могут быть разделены на три большие группы, соответствующие различным функциональным зонам:

· промышленные зоны (промзоны) - территории, в пределах которых преимущественное распространение имеют промышленные предприятия;

·селитебные зоны - территории, в пределах которых основной является жилая застройка;

· рекреационные зоны - территории, в пределах которых распространены зеленые насаждения, как сохранившиеся в относительно ненарушенных условиях, так и высаженные позднее и территории, которые могут использоваться в рекреационных целях после выполнения комплекса мер по их благоустройству.

Выделенные крупные функциональные зоны далее подразделяются на более мелкие - в соответствии с некоторыми изменениями в объектах техногенной нагрузки и, соответственно, в характере и степени воздействия на грунтовые воды. Исключение составляют лишь промышленные зоны, так их можно рассматривать в качестве единой промзоны, не проводя разделение предприятий по типам производств. Объясняется это следующими причинами:

1. В соответствии с проведенными обследованиями, изучением экологических паспортов отдельных предприятий и тенденциями в современном развитии промышленности и общей инфраструктуры в г. Москве выяснилось, что в пределах промзон сосредоточены предприятия, имеющие самый разнообразный спектр производств. Следовательно, состав загрязняющих веществ, поступающих со всех предприятий промзоны, также будет достаточно широк.

2. Как следует из имеющихся данных по сточным водам, основные вещества-загрязнители, формирующие большую часть массового расхода, для предприятий различного профиля являются одинаковыми. В связи с этим загрязнение, поступающее в грунтовые воды от различных предприятий в пределах одной промзоны, будет иметь некий средневзвешенный состав[6].

Среди селитебных зон выделяются две подзоны:

а).Территории с основной застройкой до 5 этажей. К ним относятся, во-первых, районы старой жилой застройки и, во-вторых, районы, застроенные в период до 1965 гг.

б).Территории с основной высотной застройкой (9 этажей и выше). К ним относятся преимущественно новые “спальные” микрорайоны, такие, как Крылатское, Очаково, Никулино, Раменки и т.д.

Подобное разделение связано с тем, что для каждой из подзон различны основные архитектурно-градостроительные характеристики: плотность населения, количество объектов социально-бытового обслуживания, озелененность территории, плотность дорожной сети, густота и способ прокладки коммуникаций. Кроме того, утечки из водонесущих коммуникаций, являющиеся основным источником загрязнения грунтовых вод в пределах селитебных зон, различны в районах старой и новой застройки. На большинстве участков старой застройки замена водонесущих коммуникаций проводилась в начале 1960-х гг., то есть, в период массового строительства "пятиэтажек". В настоящее время практически все коммуникации корродированы и пришли в негодность. Прокладка коммуникаций в новых районах проводилась по иным принципам, чем ранее, и объемы утечек здесь - намного меньше, чем в старых районах [9]. Вероятность загрязнения грунтовых вод за счет утечек из водонесущих коммуникаций на участках низкоэтажной застройки - намного выше, чем в новых жилых массивах, и такое разделение селитебных зон представляется вполне правомерным.

Рекреационные зоныусловно могут быть разделены на четыре подзоны:

а) Условно леса и лесопарки - территории, где частично сохранились естественные условия, существовавшие до застройки этой части города.

б) Городские сады, парки культуры и отдыха - рекреационные объекты, соответствующим образом оборудованные для массового отдыха людей.

в) Условно скверы и окультуренные территории.

г) Преимущественно резервные территории. Это - придолинные участки малых рек, а также незанятые и неосвоенные территории (пустыри, заброшенные карьеры и т.д.) которые могут использоваться в качестве рекреационных зон после выполнения комплекса средовосстановительных мероприятий и мер по благоустройству территории.

В основе разделения рекреационных зон лежит, во-первых, различия в их использовании, а во-вторых, отличия в характере и степени воздействия на подземные воды в каждой из подзон.

Городские лесов и лесопарков характеризуются минимальными воздействиями на элементы природного комплекса. Рекреационная нагрузка на них - наименее интенсивная.

Для городских садов, парков культуры и отдыха техногенное воздействие проявляется более ощутимо: здесь большая плотность дорожно-тропиночной сети, чем в пределах лесопарков, большее количество культурно-бытовых сооружений (аттракционов, кафе и т.д.).

Скверы и окультуренные территории специально создаются для рекреационного использования преимущественно в районах массового жилого строительства. При небольшой площади подобных объектов рекреационная нагрузка на них - чрезвычайно высокая.

Территории в пределах последней подзоны сейчас практически не используются в рекреационных целях, а заняты по большей части несанкционированными огородами, стихийными свалками и гаражами. Особенности использования этих территорий определяют специфический тип формирующихся здесь загрязнений: в основном это - продукты разложения свалочного мусора и отходы гаражных хозяйств. Кроме того, в местах размещения огородов может сформироваться "сельскохозяйственное" загрязнение - за счет вносимых в почву удобрений. Следует заметить, что данная подзона является наиболее неблагоприятной с точки зрения возможности появления и распространения загрязнений[7].

Основываясь на результатах разделения городской территории на различные функциональные зоны, можно качественно оценить характер и степень воздействия различных объектов городской инфраструктуры на элементы природного комплекса. Однако для принятия административных решений по вопросам дальнейшего развития тех или иных участков, необходимо выделенные функциональные зоны соотнести с территориями, имеющими определенный статус и режим природоохранной и хозяйственной деятельности. К последним относятся:

· водоохранные территории;

· памятники природы федерального и городского значения.

Основными признаками, на основании которых проводится выделение водоохранных территорий, являются:

· условия защищенности подземных вод в соответствии с геологическим строением территории и ее гидрогеологическими условиями (методика определения зон защищенности подземных вод подробно изложена в [4]);

· размещение коллекторов ливневых стоков, которые в условиях города являются неотъемлемым элементом гидрографической сети;

· функциональная принадлежность территории, прилегающей к долине реки (жилая застройка, зеленые зоны, промышленные предприятия и пр).

Внутри водоохранных территорий, в свою очередь, выделяются две зоны:

а)внутренняя водоохранная территория - участки, прилегающие к руслу реки (как открытому, так и взятому в коллектор);

б)внешняя водоохранная территория.

К памятникам природы относятся городские территории, определяемые административными границами и линиями застройки, в пределах которых сохранены фрагменты природного комплекса, существовавшего в ненарушенных условиях. Памятники природы представляют собой одну из основных составляющих территории природного комплекса. Важнейшими функциями памятников природы являются:

· использование их в качестве рекреационных зон для жителей города;

· сохранение уникальных экосистем в пределах городской территории.

Итогом рассмотрения особенностей функционального зонирования и регламента использования территорий является составление двух схем - соответственно, схемы функционального зонирования территории и схемы регламентов природоохранной и хозяйственной деятельности.

Характеристика территориально-производственных комплексов.

 

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.

Формирование ТПК - ведущее направление территориальной организации производительных сил, позволяющее наиболее полно реализовать эффект территориального разделения труда с учетом местных природных и экономических условий производства, ускорить решение задач повышения эффективности размещения производства. В составе территориальной производственной структуры страны эти образования позволяют реализовать все то прогрессивное и эффективное, что используется в отраслевой структуре народного хозяйства страны. Классическое определение ТПК впервые было дано Н. Н. Колосовским в 1941 г.: “ Производственным комплексом называется такое экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением”.

ТПК как функциональное образование иерархичен. Объективной базой этой иерархии является неодинаковая на различных территориальных уровнях степень комплексности его развития, элементов промышленной и сельскохозяйственной деятельности, а также производственной и непроизводственной инфраструктуры. Комплексность выявляется через анализ производственно-территориальных связей.

Объективные возможности для широкого развития территориальных комплексов возникли в период 1961-1990 гг., когда при размещении отраслей и предприятий стал учитываться территориальный фактор. Роль территориального фактора не сводится только к решению проблемы рационального сочетания предприятий в рамках определенной территории. Территориальный подход к развитию производства дает основания и для уточнения территориальной специализации этого производства в данном комплексе или промышленном узле. В этом смысле проблема определения эффективности региональных комплексов в стране перерастет в проблему выявления эффективности всего территориального разделения труда в России.

В территориальных комплексах экономический эффект обеспечивается как совместной эксплуатацией предприятий общей инфраструктуры, так и экономией в сфере самого производства в результате более полного использования сырья, комбинирования и кооперирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, лучшего использования основных фондов, оборотных средств. По расчетам проектных организаций, площади застраиваемых территорий в ТПК сокращаются по сравнению с изолированным размещением предприятий на 10%, протяженность коммуникаций уменьшается на 20%, экономия капитальных вложений достигает 15-20%.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.026 с.)