ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая схема устройства водопровода



Центральное водоснабжение чаще всего производится из поверхностных водоемов (рек, водохранилищ, озер), так как для цен-трального водоснабже­ния обычно необходимы большие объемы воды.

Воду стараются забирать как можно дальше от всевозможных источни­ков-загрязнителей . При заборе воды из реки (что бывает чаще всего) воду берут по течению выше города, стоянок судов и других источников загрязне­ния.

Система центрального водоснабжения принципиально включает в себя 3 основные части:

1) Водозаборные сооружения

2) Очистные сооружения (водопроводная станция).

3) Распределительная сеть

Приблизительная схема водопровода представлена следующими звеньями:

1. Приемники воды располагают как можно дальше от берега на рас­стоянии 40-70 см от дна, входное отверстие защищают решеткой

2. Насосная станция 1-го подъема обеспечивает непосредственно забор воды и подачу ее на водопроводную станцию

3. Очистные сооружения - здесь осуществляется очистка и обеззара­живание воды (см. соответствующие вопросы)

4. Насосная станция 2-го подъема - подает воду с водопроводной станции на водонапорную башню.

5. Водонапорная башня - обеспечивает напор воды для ее доставки до потребителей по разводящей водопроводной сети.

6. Разводящая водопроводная сеть - обеспечивает непосредственно поступление воды в отдельные здания, квартиры и тд.

Зоны санитарной охраны водоисточника

По законодательству эта зона делится на 3 пояса:

1) пояс строгого режима;

2) пояс ограничений;

3) пояс наблюдения.

ЗСО поверхностных водоемов

Первый пояс(пояс строгого режима) – участок, где находятся место забора воды и головные сооружения водопровода. Сюда включается акватория, примыкающая к водозабору на протяжении не менее 200 м вверх по течению и не менее 100 м ниже водозабора. Здесь выставляется военизированная охрана. Запрещаются проживание и временное пребывание посторонних лиц, а также строительство. В границы 1-го пояса небольших поверхностных источников обычно включается противоположный берег полосой 150—200 м. При ширине водоема менее 100 м в пояс входят вся акватория и противоположный берег – 50 м. При ширине более 100 м в 1-й пояс входит полоса акватории до фарватера (до 100 м). При водозаборе из озера или водохранилища в 1-й пояс входит береговая полоса не менее чем на 100 м от водозабора во всех направлениях. Акватория 1-ого пояса должна быть отмечена бакенами.

Второй пояс(пояс ограничений) – территория, использование которой для промышленности, сельского хозяйства и строительства или совсем недопустимо, или разрешается на известных условиях. Здесь ограничиваются спуск всех сточных вод и массовое купание.

Для открытых водоисточников протяженность пояса вверх по течению определяется расстоянием, выше которого поступление загрязнений не отражается на качестве воды в месте забора. Так, верхняя точка этой границы определяется временем, в течение которого поступившие здесь загрязнения при подходе к водозабору ликвидируются в результате процессов самоочищения. Это время установлено в 3—5 суток. Так как процессы самоочищения в зимний период значительно замедляются, то ЗСО 2-го пояса должна быть удалена от водозабора так, чтобы пробег воды от верхней границы зоны до водозабора обеспечил период бактериального самоочищения не менее 5 суток. Ориентировочно это расстояние для крупных рек составляет вверх по течению 20—30 км, для средних – 30—60 км.

Нижняя граница 2-го пояса устанавливается не менее 250 м от водоразбора с учетом ветрового обратного водотечения.

Пояс наблюдения —3-й пояс, включающий все населенные пункты, имеющие связь с данным источником водоснабжения.

ЗСО для подземных источников

ЗСО подземных источников устанавливаются вокруг водозаборных скважин, так как защищенность водонепроницаемыми породами не всегда надежна.

Изменение состава подземных вод может иметь место при интенсивном заборе воды из скважины, когда по законам гидродинамики вокруг скважины создаются зоны пониженного давления, что может создать подсос воды. Изменение состава подземных вод может быть обусловлено и влиянием внешних поверхностных загрязнений. Однако его проявление следует ожидать через длительный промежуток времени, так как скорость фильтрации обычно не более 0,1 м в сутки.

На территории зоны строгого режима подземного водоисточника должны размещаться все головные водопроводные сооружения: скважины и каптажи, насосные установки и оборудование для обработки воды.

Зона ограничения устанавливается с учетом мощности скважины и характера грунта. Эта зона для грунтовых вод устанавливается радиусом 50 м и площадью 1 га, для межпластовых вод – 30 м и площадью 0,25 га.

Требования, предъявляемые к качеству воды источника

Гигиенические требования, предъявляемые к качеству воды открытых водоисточников, изложены в СанПиНе 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Документ устанавливает гигиенические требования к качеству воды водных объектов для двух категорий водопользования. Первая – когда источник служит для забора воды, используемой для питьевого, хозяйственно-бытового и водоснабжения предприятий пищевой промышленности. Второй – для рекреационного водопользования, когда объект используется для купания, занятий спортом и отдыхом.

 

Зоны санитарной охраны устанавливаются вокруг водоисточников. При этом территория санитарной охраны делится на 2 пояса (зоны) - первый по­яс (зона строго режима) и второй пояс (зона ограничений).

Специальные методы улучшения качества воды( фторирование, дефторирование, дезородация,дезактивация, опреснение,обезжелезевание).

 

Фторирование водыосуществляется при концентрации фтора в воде всреднемниже0.5 мг/л(так как при этом значительно возрастает частота воз­никновения кариеса среди детей и взрослых).

Методика: Для фторирования воды применяют фторид натрия, крем-нефтористый аммоний, кремнефтористый натрий. Вводят соединения фто­ра в воду после ее коагуляции и фильтрации. Кроме системного фторирова­ния водопроводной воды возможно фторирование воды в детских учреждени­ях, школах.

Дефторирование водыпоказано при концентрации фтора в воде в сред­немсвыше1.5мг/л (так как при этом возникает флюороз зубов).

Методика: Дефторирование осуществляется на специальных установках путем осаждения избытка фтора или фильтрации воды через активную окись алюминия или анионообменныс смолы, которые извлекают фтор из воды.

Опреснение- это удаление из воды избытка минеральных солей. Опрес­нению подвергают морскую воду, высокоминерализованные подземные воды'." Методика:

1. Метод дистилляции (перегонки).Воду испаряют, а пар затем конденсируют. При этом образуется дистиллированная вода, которую за­тем разбавляют исходной, так как дистиллированная вода вообще не со­держит минеральных солей и не пригодна для питья.

2. Метод ионного обмена.Осуществляется с помощью ионообмен-ников. Сначала воду пропускают через фильтр, загруженный катионитом, затем - анионитом. При этом минеральные соли (ионы) поглощаются.

3. Метод электродиализа.Суть метода заключается в том, что ка­тионы и анионы минеральных солей, содержащихся в воде перемещаются к погружаемым в воду электродам под действием электрического поля .

4. Метод замораживания.Основан на том, что при замораживании сначала замерзает пресная вода, превращаясь в лед, а соленая вода остает­ся внизу, (подо льдом). Используют естественный холод и холодильные ус­тановки.

Обезжелезивание воды.

Используется для удаления из воды избытка железа, которое ухудшает ее органолептические свойства (вкус, цвет, прозрачность). Избыток железа чаще всего содержится в артезианских водах.

Методика: Принцип заключается в окислении растворимых соединений железа, находящихся в воде (при пропускании через нее воздуха, обогащен­ного кислородом) в нерастворимые, которые выпадают в осадок при отстаи­вании.

 

Дезактивция — это один из видов обеззараживания, представляет собой удаление радиоактивных веществ с заражённой территории, с поверхности зданий, сооружений, техники, одежды, средств индивидуальной защиты, воды, продовольствия.

Дезактивация может проводиться двумя способами — механическим и физико-химическим, которые друг друга дополняют. Механический способ предполагает удаление радиоактивных веществ с заражённых поверхностей сметанием щётками и подручными средствами, вытряхиванием, выколачиванием одежды, обмыванием струёй воды, сдуванием (например с помощью авиационных двигателей). Уменьшить поверхностное натяжение воды можно повышением температуры и применением поверхностно-активных веществ (мыла, стиральных порошков и т. д.). Механический способ наиболее прост и доступен и, как правило, используется для дезактивации техники, автотранспорта, одежды, средств индивидуальной защиты сразу же после выхода из заражённой территории. Также используют физико-химический способ, который предполагает применение растворов специальных препаратов, значительно повышающих эффективность удаления (смывания) радиоактивных веществ с поверхности.

Дезодорация воды

Под дезодорацией воды понимается устранение из нее нежелательных запахов и привкусов, ухудшающих органолептические (вкусовые) качества природных вод.

Нежелательные запахи и привкусы вызывает присутствие в воде различных органических и неорганических веществ природного и искусственного, главным образом, антропогенного происхождения, в том числе при передозировке реагентов в процессах очистки воды (например, при ее перехлорировании), или при неправильной эксплуатации водоочистных сооружений (в частности, если очищаемая вода приобретает коррозионную активность).

Наличие в природной воде органического вещества естественного биологического генезиса является результатом процессов разложения (с после­дующей трансформацией) белков водной биоты (высших растений, планктона и бентоса). При этом в воду выделя­ется большое количество низкомолекулярных спиртов, карбоновых кислот, кетонов, альдегидов, фенол­содержащих веществ, обладающих сильным запахом.

Распад органического вещества способствует также развитию в воде специальных микроорганизмов, выделяющих сероводород, аммиак, сильно- и плохо пахнущие меркаптаны. Интенсивное развитие и отмирание водорослей, например, при цветении застойной воды, продуцирует образование фенолов.

В классическом понимании, дезодорация воды направлена на удаление летучих органических соединений естественного биологического происхож­дения, вызывающих запахи и привкусы в природных водах. Такая направленность процессов водоочистки предопределила широкое использование процессов дегазации воды и, в частности, ее аэрирования, которое может быть осуществлено разными способами при очистке воды.

Дезодорация воды в некоторых частных случаях достигается путем коагулирования примесей воды и их флокулированием с последующим отстаиванием и фильтрованием. Для дезодорации широко применяется фильтрование через сорбенты, в т.ч. БАУ.

Важно отметить, что при водоочистке аэрированием невозможно устранить стойкие запахи и привкусы, обусловленные примесями воды нелетучего характера, а также вызванных присутствием в ней минеральных и органических загрязнителей антропогенного происхождения.

5.Г. характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов. Санитарная охрана водоемов и прибрежных морских вод, используемых для рекреационных, оздоровительных и лечебных целей. Природноохранительное законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.

Г. характеристика источников водоснабжения.

Источником питьевой воды могут быть атмосферные, поверхностные и подземные воды. Все они очень отличаются по химическому составу и гигиенической значимости для человека.

 

^ Атмосферная вода – дождевая характеризуется как мягкая, поскольку в ней нет солей Са и Мg. Широко используется для питья в безводных регионах (Австралия, Израиль). Но, как мы рассматривали ранее, в атмосферной воде крупных городов и в местностях с интенсивной промышленностью содержится много загрязнений: различные кислоты, соли металлов из дымов и разнообразные неболезнетворные микроорганизмы. Такая вода без обработки не пригодна для питья: ее можно употреблять после отстоя или очистки и кипячения.

 

Подземные воды делятся на поверхностные, грунтовые и межпластовые. Поверхностные воды располагаются у самой поверхности земли – это почвенные воды. Эта вода появляется в период снеготаяния, обильных дождей. Часть воды уходит ниже, а часть испаряется. Эта вода для питья ограничено годна в нежилой зоне и не годна в жилой, т.к. в ней много антропогенных загрязнений – микробных и химических.

 

Поверхностные воды, опускаясь ниже, встречают глиняную или каменную преграду, скапливаются над ней, образуя грунтовые воды – это колодцы, родники, ключи. Эти воды отражают состав почвы: чем сильнее загрязнение почвы (в жилой зоне), тем больше этих веществ в воде. Двигаясь по уклону местности под землей, эта вода с одной стороны фильтруется от поверхностных загрязнений, а с другой – в жилой зоне она может загрязняться, впитывая, что встречает на пути (содержимое необустроенных выгребных уборных и помойных ям). В этой воде часто присутствуют химические вещества (аммиак, нитриты, нитраты) и микроорганизмы (повышенное содержание кишечной палочки), указывающие на фекальные загрязнения и возможное наличие болезнетворных микробов (дизентерийных и брюшнотифозных) и вирусов (гепатита А и др.). Поэтому в современных городских условиях пить воду из колодцев, «святых источников» и родников надо после гигиенической оценки – посмотреть откуда стекает вода. Если это сельский колодец, то надо периодически проводить его дезинфекцию и лабораторные исследования воды.

 

Спускаясь вниз и растекаясь по уклону местности, вода затекает в водонепроницаемые межпластовые пространства, скапливается здесь и называется межпластовой. Если пробурить скважину глубиной 20 - 90 м , то вода из нее будет называться артезианской. Эта вода отличается от других вод характерным химическим составом, зависящим от пород, по которым она двигается, большей прозрачностью из-за отсутствия взвешенных частиц, низкой температурой; в ней мало микробов и почти полностью отсутствует кислород. Чаще это вода с повышенной жесткостью – в ней много Са и Мg. Физико-химический состав артезианской воды характеризуется постоянством: как правило, это чистая вода. Загрязнения артезианской воды возможны: 1) из-за трещины в земных породах, куда проваливается поверхностная вода и 2) при поступление воды из заброшенных шахт в результате слишком интенсивной эксплуатации артскважины. Артезианская вода используется без очистки и хлорирования. Минусом ее является жесткость воды, в результате чего в ней плохо приготовляется пища - плохо развариваются овощи и мясо; не мылится мыло и плохо стирается белье; водопроводные трубы быстро выходят из строя в результате закупорки их просвета известью. Люди, употребляющие эту воду в сыром виде (некипяченой), чаще болеют желудочно-кишечными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

 

 

^ Поверхностные водоисточники разделяются на естественные водоемы (реки, озера, пруды) и

 

искусственные (водохранилища, каналы). Вода проточных водоемов (рек) отличается от воды непроточных (озер, прудов).

 

Чистота воды в реках зависит от сезона года, источника воды, скорости течения, многоводности и объема загрязнений, стекающих в нее, от санитарного состояния ее берегов и что на них расположено – предприятия, спускающие сточные воды, или навозохранилища молочно-товарный ферм. Как правило, реки берут свое начало из болот и поверхностных водоисточников. Весной и осенью идут дожди – и реки сильно загрязняются сточными водами. Зимой из-за уменьшения атмосферных осадков реки становятся чище. Большинство рек в настоящее время перегорожены плотинами и используются для гидроэлектростанций, поэтому вода в них малопроточна, что снижает процессы самоочищения. Например, Волга перекрыта 6 водохранилищами, ее вода до впадения в Каспийское море трижды «выпивается и выливается» городами, расположенными на ней; в результате только ее химическое загрязнение в 2 раза превышает ПДУ.

 

То же относится к воде озер и прудов. Поэтому вода рек, озер и прудов из-за микробной загрязненности для непосредственного питья непригодна. А выпитая при купании часто служит причиной кишечных заболеваний. Купающиеся в прудах утки служат показателем возможной загрязненности воды гельминтозами и сальмонеллезом. Для питьевого водоснабжения чаще используются искусственные водохранилища. Самое большое их них в Европе - Рыбинское водохранилище в Ярославской области – площадью 15 км2. Минусом искусственных водохранилищ является их малопроточность, из-за чего они сильно зацветают зелеными водорослями, которые при разложении ухудшают вкус воды и засоряют очистные фильтры.

 

Причины антропогенного загрязнения водоемов

Источниками загрязнения природных резервуаров питьевой воды являются:

■стоки поверхностных вод с загрязненных территорий;

■спуски бытовых и промышленных стоков (1992 г. в РФ сброшено 28 км3 стоков, из них 8,4 км3 без очистки);

■сбросы отходов водного транспорта.

 

Бытовые (фекально-хозяйственные) сточные воды загрязняют водоемы органическими веществами и бактериями. Производственные стоки изменяют химический состав воды, придают ей измененные запахи, окраску, вводят плавающие и вредные вещества. Несмотря на самоочищение, водоемы не справляются и на отдельных участках становятся сточными канавами, реками-поганками, непригодными для санитарно-бытового использования.

 

1/3 загрязнений поступает с поверхностными ливневыми водами. В весенний паводок качество воды резко ухудшается из-за смыва загрязнений с поверхности почвы, попадания навоза с полей и переполненных навозохранилищ и многих других причин.

 

Санитарная охрана водоемов и прибрежных морских вод, используемых для рекреационных, оздоровительных и лечебных целей.

благоприятных условий пользования ими для оздоровительных и культурно-бытовых нужд населения.

2. Правила распространяются на прибрежные районы морей (районы водопользования), отведенные для купания, водного спорта и культурного отдыха с устройством пляжей и водных станций, в границах населенных мест, пригородов, курортов, санаториев, домов отдыха, туристских и других баз.

Примечание: Правила не распространяются на участки морей, используемые в рыбохозяйственных целях. Условия сброса сточных вод в прибрежную полосу моря в каждом конкретном случае согласовываются с органами рыбоохраны.

 

3. Прибрежный район моря считается загрязненным, если состав и органолептические свойства морской воды в этом районе изменились под влиянием производственной деятельности и бытовых условий жизни населения и в результате этого морская вода стала непригодной для указанных выше целей.

4. Запрещается спускать в море сточные воды:

а) которые с соблюдением технико-экономических условий могут быть устранены путем рациональной технологии, максимального использования в оборотной системе водоснабжения, использования на коммунальных или земледельческих полях орошения;

б) содержащие ценные отходы, которые могут быть утилизированы на данном или других предприятиях;

в) содержащие сырье, полупродукты и конечные продукты производства в количествах, превышающих установленные министерствами, комитетами, совнархозами нормативы технологических потерь.

Примечание: В пределах 50 миль от берега запрещается сброс с морских судов балластных, льяльных и других сточных вод, содержащих нефтепродукты, если содержание нефтепродуктов в них превышает 50 мг/л. Указанный норматив является ориентировочным и уточняется органами санитарно-эпидемиологической службы в зависимости от местной санитарной ситуации.

 

5. Спуск бытовых и производственных сточных вод в прибрежных районах морей в границах, отведенных для оздоровительных и культурно-бытовых целей (п. 2), запрещается.

6. В случае необходимости отведения в море сточных вод в силу недостаточности мероприятий, изложенных в п. 4, или невозможности их выполнения по обоснованным технико-экономическим расчетам, спуск сточных вод в море может быть разрешен лишь при условии соблюдения требований и нормативов, изложенных в настоящих правилах.

7. Нормативы качества морской воды, которые должны быть обеспечены при спуске сточных вод, чтобы исключить возможность ограничения или нарушения нормального использования прибрежного района для оздоровительных и культурно-бытовых целей (п. 2), относятся к району водопользования в отведенных границах и к створам на расстоянии 300 м в стороны от этих границ.

8. Границы прибрежного района моря, выделяемого для оздоровительного и культурно-бытового водопользования, устанавливаются исполкомами местных Советов депутатов трудящихся при участии органов санитарно-эпидемиологической службы с обязательным учетом официальных данных о перспективах использования прибрежной полосы моря для народно-хозяйственных и других нужд.

9. Общие требования к составу и органолептическим свойствам морской воды в районах водопользования населением

10. Содержание вредных веществ промышленных стоков в воде прибрежных районов моря, используемых населением (п. 2 и п. 7), не должно превышать предельно допустимые концентрации, установленные по общесанитарному и органолептическому признакам вредности (Приложение).

11. Предельно допустимое содержание радиоактивных веществ в воде прибрежных районов моря, а также требования к спуску сточных вод должны отвечать требованиям "Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений", утвержденных 25 июня 1960 г. Государственной санитарной инспекцией СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по использованию атомной энергии N 33-60.

12. Указанные выше требования к условиям спуска сточных вод в моря распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие выпуски производственных и бытовых вод населенных мест, промышленных предприятий, коммунальных, лечебно-профилактических, транспортных, совхозно-колхозных и других учреждений и объектов, независимо от их ведомственной принадлежности.

13. Условия спуска сточных вод в море определяются с учетом возможного смешения и разбавления сточных вод с морской водой - на пути от места выпуска до створа, находящегося в 300 м от границ используемого населением прибрежного района моря (п. 7), при этом глубина и конструкция выпуска (рассеивающий) должны обеспечить возможность наиболее полного смешения сточных вод с морской водой в месте выпуска.

14. При выборе места выпуска сточных вод и расчетах степени смешения и разбавления должны учитываться характер и расположение границ ближайших прибрежных районов моря, используемых для оздоровительных и культурно-бытовых целей, местные гидрологические условия, направление господствующих ветров, наличие приливов и отливов и другие природные условия.

15. При производстве расчетов, обосновывающих необходимую степень очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод, в соответствии с требованиями настоящих правил, должны быть использованы данные (опытные или расчетные) для периодов наименее благоприятных условий смешения и разбавления сточных вод на пути к прибрежному району водопользования и соответствующие этим условиям кратности разбавления.

16. Необходимое уменьшение содержания в спускаемых сточных водах загрязнений для приведения количества их в соответствие с требованиями к составу и свойствам воды в прибрежном районе моря (п. 7) производится любым проверенным в практике методом очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод.

17. Для предупреждения загрязнения морской воды стоками судов, стоящих на рейде и у причала, должны предусматриваться:

а) специальные емкости для сбора фекальных сточных вод и твердых отбросов. Опорожнение фекальных цистерн может производиться во время хода судна непосредственно в открытое море за пределами 50 миль от берега (78 км);

б) возможность присоединения к городской канализации на время стоянки судов в порту через специально оборудованные сливные станции, а во время стоянки на рейде - через ассенизационные баржи, сбрасывающие сточные воды в городскую канализацию;

в) оборудование портов специальными механизмами для очистки акватория от случайно попавшей нефти (плавснаряды, плавучие ограждения и проч.) с последующей утилизацией собранных нефтяных остатков.

18. Отведение сточных вод в море подлежит обязательному согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы в части, касающейся санитарной охраны прибрежных районов:

а) предварительно - при выборе и отводе площадки для нового объекта, при рассмотрении вопроса о реконструкции, расширении или изменении технологии предприятий;

б) окончательно - при рассмотрении проектного задания канализации, очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод нового или реконструируемого объекта, обязательно включающего решение вопроса о соответствии условий отведения в море и место расположения выпуска сточных вод.

19. Заключение по условиям спуска сточных вод в море сохраняет силу в течение трех лет, после чего подлежит возобновлению. В случае изменения местных условий использования прибрежного района моря прежнее заключение по условиям спуска сточных вод может быть аннулировано и выдано новое, в котором требования к очистке, обезвреживанию или обеззараживанию сточных вод должны соответствовать новой обстановке в прибрежном районе моря.

20. Постоянное наблюдение за эксплуатацией сооружений по очистке, обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод, построенных в соответствии с согласованным проектом, должно обеспечиваться администрацией объекта, сбрасывающего в море сточные воды.

Порядок контроля и его содержание должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы.

21. Ответственность за выполнение настоящих правил несут руководители предприятий или объектов, а также лица, на которых приказом администрации этих объектов возложен контроль за мероприятиями, связанными с предупреждением загрязнения водоемов, причем:

а) все изыскания, специальные исследования и наблюдения, производство необходимых анализов, а также техническое обоснование необходимости спуска сточных вод и их обработки производятся силами и средствами хозяйственной организации, для которой осуществляется проектирование, или по ее поручению соответствующими исследовательскими и проектными организациями;

б) вышестоящие хозяйственные или ведомственные организации (министерства, комитеты, совнархозы и т.д.), утверждающие проекты строительства любых объектов, обязаны проверять наличие положительного заключения органов санитарно-эпидемиологической службы.

22. Государственный санитарный надзор за соответствием условий спуска сточных вод объекта требованиям и нормативам, предусмотренным настоящими правилами, осуществляется органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.

 

Примечание:

1. При загрязнении прибрежных районов морей комплексом веществ с одинаковыми лимитирующими показателями вредности: органолептическими (по запаху, привкусу, окраске), по влиянию на общесанитарный режим водоема (на процессы самоочищения от органического загрязнения) - приведенные в таблице предельно допустимые концентрации для отдельных веществ должны приниматься с учетом одного из следующих указаний:

а) при осуществлении предупредительного санитарного надзора - величина предельно допустимой концентрации каждого вещества, входящего в комплекс, должна быть уменьшена во столько раз, сколько вредных веществ с одинаковыми лимитирующими показателями предполагается к спуску со сточными водами или содержится в водоеме;

б) при осуществлении текущего санитарного надзора - сумма концентраций всех веществ, выраженная в процентах от соответствующих предельно допустимых концентраций для каждого вещества в отдельности, не должна превышать 100%.

2. Допустимые концентрации в воде прибрежных районов вредных веществ, не указанных в настоящем перечне (в том числе и веществ, нормируемых для воды водоемов санитарно-бытового водопользования по санитарно-токсикологическому признаку), устанавливаются в каждом отдельном случае по указанию органов санитарно-эпидемиологической службы.

 

Природноохранительное законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.

Природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого на разных уровнях различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим поведение людей фактором, более или менее согласованной системой дозволения, запретов, ограничений и санкций.

 

Рассматривать систему законодательства удобнее с помощью классификаций составляющих сто актов. Для этого обычно используются разные критерии. Например, выделяют следующие акты:

1) по юридической силе и форме - Конституцию, конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведомственные акты;

2) по территориальному действию - распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию Российской Федерации в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные;

3) по предмету регулирования - общие экологические, специальные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы;

4) по объекту регулирования - устанавливающие правила: а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира); б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.); в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений); г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;

5) по субъекту принятия - принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т.п.

В качестве общих выступает Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

- охрану морской среды - Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.027 с.)