Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Управление исследовательской работой по поиску идей

Поиск

с применением методов сетевого планирования и управления

Рассмотрение вопроса применения методов сетевого планирования и управления (СПУ) начато в лекциях № 6, 7. За основу планирования принят структурный план работ. Используя структурный план работ, составлен перечень работ (табл. 7.1) приведен в табл. 7.2. В табл. 7.2 приводится упорядоченный вариант перечня работ, а также продолжительность выполнения каждой работы в месяцах, днях и установлены временные взаимосвязи между работами, то есть определено после завершения каких работ может быть начата аj-я работа, другими словами, указаны предшествующие работы.

На основе анализа структурного плана определяется необходимый состав рабочей группы, специалисты определенной квалификации и необходимое их количество для выполнения всего комплекса работ. Количественный состав рабочей группы окончательно определяется после составления рабочего варианта плана. Таким планом может быть оптимальный план работ.

Квалификация специалиста определяет его почасовую оплату, которая устанавливается, как правило, путем поиска аналогов на рынке труда (данные приводятся в табл. 8.1).

Таблица 8.1

Состав рабочей группы

 

№ п/п Код ресурса (специа-листа Сi) Квалификация, профессия специалиста Количество ресурса (чел.) Заработная плата, руб./час Цена часа работы, руб./час.
  С1 Менеджер по производству      
  С2 Менеджер-патентовед      
  С3 Менеджер-аудитор      
  С4 Менеджер-маркетолог      
  С5 Экономист, с.н.с.      
  С6 Инженер, н.с.      
  С7 Экономист-бухгалтер      
  С8 Делопроизводитель, Оператор ПЭВМ      
    Итого      

 

При определении затрат на выполнение комплекса работ наиболее удобно задавать цену часа работы в приведенных затратах.

Пример расчета приведенных затрат.

Расчет цены часа работы специалиста в приведенных затратах (Цп)

Цп = Зп + К1·Зп + К2·Зп руб./час.,

где: Зп – заработная плата специалиста, руб./час.;

К1 – коэффициент налогообложения;

К2 – коэффициент сопутствующих затрат.

К1 = 0,01·(СС + Пф + МС) = 0,01·(4 + 28 + 3,6) = 0,356,

 

где СС = 4% – отчисления на социальное страхование;

Пф = 28% – отчисления в пенсионный фонд;

МС = 3,6% – отчисления на медицинское страхование.

К2 = 0,01·(Зд + ПМ + НР + КТР + УС + П) = 0,01·(15+15+30+25+15+10) = 1,1

где Зд = 15% – дополнительная заработная плата обслуживающего персонала;

ПМ = 15% – покупные материалы, изделия, оборудование;

НР = 30% – накладные расходы (аренда, коммунальные услуги, энергообеспечение и прочие расходы);

КТР = 25% – командировочные и транспортные расходы;

УС = 15% – услуги сторонних организаций (государственные инспекции, организация патентно-лицензионной экспертизы, типографии и другие);

П = 10% – прибыль (отчисление на развитие).

Расчет цены часа работы в приведенных затратах:

Цп1 = Цп2 = Цп3 = 150 + 53 + 165 = 368 руб./час.

Цп4 = 120 + 43 + 132 = 295 руб./час.

Цп5 = 90 + 32 + 99 = 221 руб./час.

Цп6 = Цп7 = 70 + 25 + 77 = 172 руб./час.

Цп8 = 50 + 18 + 55 = 123 руб./час.

Максимальное рабочее время каждого специалиста при продолжительности выполнения работы Тр = 9,5 месяцев, определяемое по линейной диаграмме (рисунок 7.1) составляет Тс max = 24 9,5 = 228 дней (количество рабочих дней в месяце принято равным 24 дням).

Используя перечень работ (табл. 7.2) и состав рабочей группы (табл. 8.1), определяем загрузку специалистов – Тсi и трудоемкость работ – Таj чел./дней где: i = 1, 2, … 8 – текущее значение кода ресурса (специалистов С1, С2, … С8); j = 1, 2, … 24 – текущее значение кода (вида работ а1, а2, … аj … а24).

Трудозатраты (загрузка специалистов) определяется на основании данных табл. 7.2 и табл. 8.1

Тсi = ∑ tij ≤ Тсi max,

j=1

где Тсi max – максимальная загрузка специалистов (ресурса – Сi

Тс1 max = Тс2 max = Тс3 max = Тс4 max = Тс7 max = 228 дней;

Тс5 max = Тс6 max = 456 дней;

Тс8 max = 684 дня.).

tij – трудоемкость (выполнении аj – работы специалистами Сij:

tij = tаj×Сij,

где Сij – количество специалистов, участвующих в выполнении аj – работы.

Формирование трудоёмкости наглядно представлено в табл. 8.2, в которой определяется количество и вид специалистов, необходимых для выполнения аj – работы, и количество дней, в которых задействованы Сi – специалисты при выполнении аj – работы.

В табл. 8.2. приводятся исходные данные для расчета трудоемкости.

Столбец 3 – продолжительность работ в днях tаj.

Столбцы 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 – количество Сij – специалистов, задействованных в выполнении аj – работы.

Столбцы 5,7,9,11,13,15,17,19 – tij – трудоемкость, чел./день.

Столбец 20 – ∑Сij – количество специалистов, выполняющих аj – работу.

i =1

 

 

Столбец 21 – ∑tij – трудоемкость аj – работы.

i =1

 

При этом должны выполняться следующие ограничения:

 

Сij ≤ Сi;

8 8

∑Сij ≤ ∑ Сi;

i =1 i =1

tij ≤ tаj×Сi;

24 8 24 8

∑Tаj = ∑Tсi ≤ ∑taj ∑Сi.

j=1 i =1 j=1 i =1

 

Для табл. 8.2 последнее неравенство 2283 ≤ 396 12 = 4752 (при идеальном планировании левая и правая части последнего неравенства должны быть равны).

В табл. 8.2. приводятся данные по трудоемкости отдельных работ

(Tаj) и комплекса работ в целом (Тк = ∑ Tаj). Трудоемкость работ (Tаj)

j=1

и загрузка специалистов (Tсi) приводятся в человеко-днях.

8 8

Трудоемкость аj – работы Tаj = ∑ tij ≤ tаj ∑ Сi;

i =1 i =1

24 24 8

Трудоемкость комплекса работ Тк = ∑ Tаj = ∑ ∑ tij.

j=1 j=1 i =1

Приведенная система ограничений охватывает все параметры табл. 8.2,

кроме одного – неизвестно неравенство вида ∑ Сij ≤? (то есть пока не может

j=1

быть определено ограничение по загрузке специалистов). Данное ограничение может быть определено только при анализе распределения ресурсов с учетом календарного плана. Такой анализ удобнее проводить с использованием линейной диаграммы Ганта.

Неизвестное неравенство может быть записано на каждый момент вре

мени выражением ∑ Сij ≤ Сi на основании календарного плана.

j=1

Для приведенного примера выполнены расчеты на ПЭВМ с использованием программы Microsoft Project.

Результаты расчетов представлены:

1. Сетевой график (рис. 8.1, на 3-х листах).

2. Календарный план-график (рис. 8.2).

3. Календарный план (табл. 8.3 на 4-х листах).

4. Диаграмма Ганта (рис. 8.3 на 2-х листах).

5. Назначение ресурсов (рис. 8.4).

6. Трудозатраты (табл. 8.5 на 4-х листах).

7. Определение резервов (табл. 8.6).

8. Графики распределения ресурсов (рис. 8.4 на 4-х листах).

Анализ графиков распределения ресурсов указывает на неудовлетво-рительное распределение ресурсов и неудовлетворительный календарный график работ. После проведения корректировки календарного графика работ и распределения ресурсов получен вариант плана выполнения работ, удовлетворяющий описанной системе ограничений.

Результаты расчетов представлены:

1. Календарный план-график (рис. 5 на 2-х листах).

2. Диаграмма Ганта (рис. 6 на 2-х листах).

3. Трудозатраты (табл. 8.7 на 3-х листах).

4. Определение резервов (табл. 8.8).

5. Графики распределения ресурсов (рис. 7 на 4-х листах).

6. Показатели по комплексу работ (табл. 8.9).

7. Влияние корректировки на показатели плана работ (табл. 8.10).

План работ после корректировки имеет улучшенные показатели по трудозатратам и удовлетворяет всей системе ограничений распределения ресурсов.

По ресурсам С3 (менеджер-аудитор) загрузка неполная и составляет 112,2 человека-дня (из 228 допустимых), то есть менее 50%. Следовательно, данный сотрудник может быть приглашен для работы на 0,5 ставки на условиях договора услуг.

По ресурсу С4 (менеджер-маркетолог) и по ресурсу С7 (экономист-бухгалтер) загрузка составляет соответственно 51 и 55,2 человеко-дней, то есть ориентировочно 25% от допустимой. Данные сотрудники могут быть приглашены на временную работу.

Разработанный вариант может быть еще улучшен, так как по ряду работ имеется резерв времени, а план работ имеет единственный критический путь. Дальнейшая работа по управлению выполнением работ (комплексом работ) с помощью методов СПУ сводится к организации обратной связи, заключающейся в систематической корректировке данных, изменяющихся при использовании времени и ресурсов, контроль за показателями которых ведется исполнителями работ.

 


Таблица 8.2

Распределение трудовых ресурсов, расчёт трудоёмкости работ

 

Код рабо- ты Этап работы Продол- жительность работы, дней С1 = 1 С2 = 1 С3 = 1 С4 = 1 С5 = 2 С6 = 2 С7 = 1 С8 = 3   ∑ Сi = 12  
чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день чел. чел. день
а1     0,9 43,2 0,9 43,2 0,9 43,2 0,1 4,8         0,2 9,6       336,2
а2     0,5   0,5                   0,1 7,2     5,1 367,2
а3 2.1   0,1 0,6 0,5   0,3 1,8             0,1 0,6     3,9  
а4 2.2.1   0,5   0,5   0,3 5,4                     4,3 77,4
а5 2.2.2   0,5   0,5   0,3 1,8         0,5           3,8 22,8
а6 2.3   0,5   0,5   0,3 1,8             0,5       4,8 28,8
а7 2.4.1   0,9 10,8 0,1 1,2 0,3 3,6 0,5                   4,8 57,6
а8 2.4.2   0,5   0,1 0,3 0,3 0,9     0,5   0,5           3,9 23,4
а9 2.4.7   0,5   0,5   0,5   0,1 1,2 0,5               5,1 61,2
а10 2.4.8   0,3 7,2 0,3 7,2 0,3 7,2                     4,9 117,6
а11 2.4.3   0,3 1,8 0,1 0,6 0,3 1,8 0,65   0,5               3,7 28,2
а12 2.4.4   0,3 3,6 0,3 3,6 0,3 3,6                     3,9 46,8
а13 2.4.5   0,3 1,8 0,3 1,8 0,3 1,8                     3,9 23,4
а14 2.4.6   0,3 1.8 0,3 1,8 0,3 1,8                     3,9 23,4
а15     0,5   0,5   0,3 21,6 0,1 7,2         0,1 7,2     7,5  
а16 4.1   0,9 21,6 0,9 21,6 0,1 2,4 0,1 2,4         0,1 2,4     6,1 146,4
а17 4.2   0,9 5,4 0,5   0,1 0,6 0,1 0,6         0,1 0,6     4,7 28,2
а18 4.6   0,5   0,5   0,1 0,6 0,5       0,5   0,1 0,6     4,2 25,2
а19 4.3   0,5   0,5   0,1 0,6 0,1 0,6         0,5       4,7 28,2
а20 4.4   0,5   0,5       0,1 0,6         0,1 0,6     4,2 25,2
а21 4.5   0,5           0,5       0,5   0,1 0,6     4,6 27,6
а22 5.1   0,5           0,5           0,1 1,2     6,1 73,2
а23 5.2   0,5   0,5       0,1 0,6         0,1 0,6     5,2 31,2
а24                 0,5           0,5          
  Итого     224,4 13,2 222,9 6,4 119,1 4,8   21,5       4,7 67,2     121,6  

Тема 4. Новшество – интеллектуальная продукция

Лекция 9. Новшество

Новшество – вид интеллектуальной продукции, этап её продвижения, следующий за появлением идеи и предшествующий нововведению. Новшества чаще всего являются результатом законченных научных исследований и разработок. Иногда это оформленная должным образом разработка в виде технологии, методики, программы, конструкторско-проектной документации или отчёта по результатам исследований, интеллектуального труда, подлежащего охране по закону «Об авторских правах» или по режиму засекречивания «ноу-хау». Новшество может иметь правовую охрану либо находиться на стадии её оформления. Новшество, получившее правовую охрану, становится объектом интеллектуальной собственности и попадает в сферу интересов инновационной деятельности. Новшество может создаваться для использования в собственном производственном процессе организации или для использования как товара. В инновационных проектах организации используются новшества, создаваемые организацией или привлечённые со стороны (купленные, полученные безвозмездно) на законных основаниях. Организации могут заниматься интеллектуальной или инновационной деятельностью, но чаще всего эти виды деятельности являются сопутствующими.

В литературе встречаются понятия «инициации» (от лат. initiatio – совершение таинств). Слово идея (греч. idea – понятия, представления). Инициация включает в себя всё, что мы ранее рассматривали как «поиск идей», то есть это деятельность, состоящая в определении проблем, выборе цели, постановки задачи и поиске идей для создания новшества, обоснования целесообразности создания новшества (технико-экономическое обоснование) и материализация идей. Таким образом, от этапа поиска идей переходим к этапу их материализации. Совершаем «обряд таинств», реализации тех представлений (идей), которые мы для себя открыли. Если на уровне идей утверждалось, что создаётся та продукция, которую мы не видим, которая не имеет массы, которую нельзя взять и переместить, но которая существует, имеет ценность, цену и на её создание произведены реальные затраты, прежде всего трудозатраты, которые превратились в определённый капитал (интеллектуальный капитал).

Ставится задача определённым образом материализовать идею, придать ей более реальный, официальный облик, желательно, юридический правовой статус. Задача решается по двум основным направлениям:

1. Осуществить правовую охрану идеи.

2. Материализовать (разработать) идею, продвинуть её в направлении решения той задачи, на которую идея направлена.

Первое направление – правовая охрана идеи, новшества. Каждое конкретное новшество получит своё имя (название, наименование) и правовой статус. Вопросы правовой охраны представляют собой целую область деятельности, которая будет рассмотрена позднее.

В рамках данной лекции рассмотрим вопрос материализации идеи и как этим процессом управлять.

Материализацией идей занимается наука. Утверждение неоднозначное – но это именно так. Неоднозначность заключается в том, что наука – весьма широкое понятие и имеет весьма широкое поле деятельности. Можно утверждать, что наука создаёт знания, занимается поиском идей, создаёт интеллектуальную продукцию, но, в конечном счёте, наука занимается материализацией идей. Наука абстрактные, виртуальные объекты превращает в реальные объекты интеллектуального капитала и в реальные материальные объекты. Организационной формой деятельности в области науки является научно-исследовательская работа (НИР), либо научно-исследовательская опытно-конструкторская работа (НИОКР). Деятельность науки осуществляется в виде исследований и разработок. Наука организует, осуществляет и сопровождает создание интеллектуальной продукции, а затем и материальной продукции на всех этапах от зарождения проблемы, идеи её решения до готового продукта и, более того, даже на стадии использования (применение продукции, исследование и создание рынка). Основными ресурсами и источниками получения этих ресурсов является интеллект и знания, а это область интересов креативного менеджмента. Важное применение креативный менеджмент находит в системе управления научной деятельностью. Научная деятельность осуществляется на самых различных уровнях:

– международный уровень (в рамках ООН);

– уровень национальный (государственный) – академии, университеты, которые живут при любом политическом государственном устройстве (почти как религии), но, к сожалению, в отличие от религий не имеют самостоятельной системы финансирования и привязаны к государственным бюджетам;

– уровень отраслевой науки (НИИ);

– особое место занимает вузовская наука;

– корпоративная (внутрифирменная наука);

– проектно-конструкторские организации;

– опытные производства, как правило – структурные образования различного уровня.

Для того, чтобы рассматривать вопросы создания новшества, потребовалось такое развёрнутое вступление. Основным приёмом управления интеллектуальной деятельностью по созданию интеллектуальной продукции является НИР, выполняемая с определённой заранее сформулированной целью (в ранее рассмотренной НИР была цель – поиск идей). НИР, как правило, проводится с целью:

1) поиска идей и создания новшеств для решения конкретной проблемы;

2) создания новшеств по заранее определённой (найденной) идеи, то есть работа по преобразованию идеи в новшество;

3) определения степени полезности новшества путём экспериментальных исследований;

4) создания проектно-конструкторской документации для опытного образца новшества;

5) создания (производства) опытного образца (партии продукции) с целью исследования и определения характеристик новшества;

6) разработки технологии, технологической, технической и проектно-конструкторской документации для промышленного производства;

7) освоения промышленного производства;

8) на всех этапах от выявления проблемы и поиска идеи её решения до организации промышленного производства проводятся маркетинговые исследования.

Во всех перечисленных работах присутствует элемент креатива (творчества). Основным ресурсом этих работ является интеллектуальный потенциал, а основным результатом работ является интеллектуальная продукция в различных видах, различной степени готовности стать товаром и перейти из интеллектуальной продукции в материальную, из интеллектуального капитала в материальный капитал.

Из всех перечисленных работ на данном этапе нас интересуют работы, отмеченные в п. 1 и п. 2, то есть работы, направленные на определение проблем, поиск идей и превращение идей в новшества.

Под материализацией идеи будем понимать перевод её в новую продукцию (оборудование, технологию, документы имущественного права (патент, лицензия, свидетельство авторского права, товарный знак, фирменный знак, «ноу-хау»), программы, методики, образцы и т.д.), и всё это будем называть одним словом новшество.

Процесс, именуемый инициацией заканчивается созданием новшества. Основным этапом этого процесса является истинно творческий процесс поиск (создание) идей. Есть идея – есть продолжение работы – будет создано новшество. Масштабность новшества, его уровень влияния, зависит от масштабности идеи, от того, на каком уровне (этапе) научной деятельности она создана (найдена). Иногда в процессе исследований, проводимых верхними уровнями науки, создаются новшества, именуемые открытиями. Открытия как правила приводят к новым экономическим, технологическим, техническим укладам развития человечества. Например, открытие новых видов энергии, новых знаний о устройстве вселенной, о миросоздании. Уровень организации научных исследований, как правило, определяет масштабность идей, а следовательно и новшеств. Крупные значимые новшества – это плод исследования академической науки, иногда отраслевой и вузовской. Внутрифирменная наука решает, как правило, свои внутренние проблемы, исключение составляет создание новых видов продукции, которая может затрагивать интересы многих людей (безопасность автомобиля, экономичный двигатель, новые виды нейлона, полиэтилена и т.д.). Отсюда, когда рассматривается вопрос создания рынка новшеств, то это определяется тем, кто создавал новшество и кто его заказывал, на решение каких проблем и задач новшество направлено. Следовательно, создание новшества начинается с исследования проблемы, которую оно может решить и идеи, с использованием которой предполагается устранить проблему. Предварительно следует изучить два основных аспекта своевременности создания новшества:

– возможность создать рынок, если его ещё нет;

– возможность создать производителя новшества, с учётом инфраструктуры. Если хотя бы на один из этих аспектов даётся отрицательное заключение, то создавать новшество не следует, идею лучше оставить не реализованной. Например, открытие пара (как энергоносителя) было реализовано через 2000 лет;

– идея полёта на луну оставалась нереализованной тысячелетиями. Вина всему – отсутствие технической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию идеи (открытия).

После получения положительных результатов исследования по обоим аспектам проблемы своевременности создания новшества активизируется продвижение новшества (открывается финансирование, разрабатывается инфраструктура, устраняются препятствующие проблемы). Создание масштабных новшеств порождает множество сопутствующих проблем и идей их решения, Таким образом, возникает лавинообразный процесс создания других более мелких новшеств, создание интеллектуальной продукции на всех стадиях, в том числе материальной продукции новых видов. Всё это приводит к интенсивному наращиванию объёма знаний.

Появление масштабных (эпохальных и базовых) идей может не совпадать по времени с их использованием. От идеи до её реализации проходит определенное время, необходимое для создания возможностей (инфраструктуры) использования новшества. Ниже приводится классификация новшеств с некоторым их анализом, которая поможет в решении вопроса своевременности создания новшества.

По уровню новизны:

– эпохальные;

– базисные;

– улучшающие;

– микроновшества;

– псевдоновшества;

– антиновшества.

По охвату областей применения:

– глобальные;

– цивилизационные;

– национальные;

– региональные;

– локальные;

– точечные.

По охвату областей деятельности:

– технологические (процессы, продукция);

– технические (оборудование, сооружения);

– экономические (производства, управление, использование);

– экологические (природопользование, охрана окружающей среды);

– социально-политические (социальная сфера, политика);

– государственно-правовые (государственная власть, управление, государственное право);

– в духовной сфере (наука, культура, образование, этика, идеология, религия);

– в сфере обороны и безопасности (военно-оборонная деятельность, правопорядок, безопасность).

Приведенная классификация – анализ позволяет установить, что новшество, создаваемое на уровне организации, является, как правило, улучшающими и для их использования всегда имеется возможность (инфраструктура). По охвату области деятельности это весьма широкий перечень, например, в сфере производства – это технологические (процессы, продукция), технические (технология, инструмент, оборудование, сооружение), экономические, экологические, социальные. В других сферах деятельности также широко создаются улучшающие новшества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.012 с.)