ТОП 10:

Управления созданием интеллектуальной продукции



 

Исторически на предприятиях Советского Союза, а позднее и на предприятиях России, не создавалось четко выраженной системы управления созданием ИП, это понятие было размыто. Однако на промышленных предприятиях, как правило, в структуре были подразделения: изобретательства и рационализации, информации, технический отдел, проектно-конструкторский, новой техники, капитального строительства, цех автоматизации и механизации, центральная заводская лаборатория. Эти подразделения выполняли те или иные функции по созданию разработке и использованию ИП. Функции учета выполняла бухгалтерия. Оценка, инвентаризация, аудит и коммерциализация выполнялась только при необходимости. Стратегическую и инновационную политику разрабатывали централизованно. Вся научно-техническая деятельность НИР НИОКР планировалась Государственными органами. В 90-х годах прошлого столетия эта система сломалась. Новой системы управления созданием и использованием ИП не создано.

Базой для ее создания может служить:

– сохранившийся на предприятиях лишь некоторый опыт и остатки отжившей системы;

– опыт зарубежных стран;

– опыт и остатки Государственной системы планирования, регулирования и поддержки науки и предприятий выполняющих НИОКР;

– сохранившееся в несколько модернизированном виде Государственное патентное ведомство;

– обновленная нормативно-правовая база охраны прав авторов и собственников ИП.

Новая внутрифирменная система управления созданием ИП включает в себя:

– структурное подразделение-отдел ИП;

– современную нормативно-правовую базу;

– комплект внутрифирменных нормативных документов (положений определяющих «правила игры»).

Отдел ИП организует внутрифирменную работу по созданию и правовой охране ИП и осуществляет внешние связи с Государственным патентным ведомством представляя интересы организации и авторов. Все права и обязанности отдела ИП закреплены положением «об отделе ИП» и должностными инструкциями сотрудников.

Перед отделом стоят следующие задачи:

– получение достоверной информации по всем приоритетным и проблемным направлениям деятельности предприятия;

– диагностика и анализ всей вновь полученной информации с целью выявления проблем, формирования задач, активизации работы по поиску идей (предложений) решения возникших проблем, задач (формируется перечень проблем, задач и всеми доступными средствами коллектив привлекается к творческой работе по их решению);

– регистрация всех предложений (идей) направленных на решение поставленных задач, а также предложений созданных по личной инициативе сотрудников;

– предварительная экспертиза (оценка) всех поступающих предложений (идей) сотрудниками отдела (патентоведами) по критериям целесообразности, полезности и применимости в интересах организации;

– поступившие предложения распределяются по назначению: организационные, коммерческо-финансовые, технические и технологические, затем они направляются на заключение соответствующим специалистам организации;

– предложения, получившие оценку потенциально полезных (значимых) подвергаются более глубокой экспертизе, на этом этапе часть предложений регистрируется в качестве рационализаторских предложений, по другим принимается решение подготовить материалы для отправки заявки на выдачу патента (свидетельства), некоторым предложениям может быть определен статус «коммерческая тайна» или «ноу-хау»;

– дальнейшая задача отдела обеспечить получение правоохранных документов для авторов и для организации, как патентообладателя, регистрация рацпредложений, «ноу-хау» подтверждается внутрифирменным свидетельством;

– отдел постоянно работает с авторами, специалистами и службами по использованию ИП и получению авторами поощрительных и авторских вознаграждений для чего составляется и подписывается организацией и авторами соответствующее соглашение;

– одной из основных задач отдела является создание и постоянное совершенствование внутрифирменной нормативной базы, контроль за обновлением нормативно-правовой документации РФ и наращиванием патентно-информационного фонда.

ВНУТРИФИРМЕННАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА должна содержать следующие положения:

– положение «о мониторинге конкурентоспособности организации»;

– положение «о создании интеллектуальной продукции»;

– положение «о правовой охране объектов интеллектуальной собственности»;

– положение «о стимулировании создателей интеллектуальной продукции»;

– положение «об использовании интеллектуальной продукции»;

– положение «об определении эффективности и дохода от использования интеллектуальной продукции и его распределении «;

– положение «о мониторинге коммерциализации интеллектуальной продукции»;

– положение «об оценке объектов интеллектуальной собственности, интеллектуальных активов и их коммерческого потенциала»;

– положение «об реестрах, учете интеллектуальной продукции.

Основным звеном внутрифирменной нормативной базы является положение «о создании интеллектуальной продукции», которое предусматривает порядок выполнения следующих работ:

1. Проводить ежегодно плановую инвентаризацию и аудит во всех подразделениях организации с целью выявления в проблемных и приоритетных направлениях проблем и задач подлежащих решению.

2. В сфере интересов организации получать и анализировать информацию о конкурентах, о достижениях в отросли и на мировом уровне.

3. На основе полученной информации создавать и обновлять портфель проблем, задач.

4. Активизировать творческую (интеллектуальную) деятельность коллектива по поиску идей (решений) сформулированных проблем, задач (содержимое портфеля) и выявленных сотрудниками по личной инициативе.

5. На основе полученных результатов по п.4, формировать и пополнять портфель идей (предложений), практически это значит что все поступающие предложения регистрируются в специальном журнале, на каждого автора заводится личная карточка в которой регистрация предложения дублируется, затем в этих документах делаются записи о результатах рассмотрения предложений и их продвижении.

6. Все поступающие предложения подвергаются первичной экспертизе сотрудниками отдела ИП на предмет значимости (полезности) для организации, затем предложения признанные полезными оцениваются на предмет потенциального правового статуса:

– предложения потенциально охраноспособные;

– предложения подпадающие под статус «ноу-хау»;

– предложения требующие режима «коммерческая тайна»;

– рационализаторские предложения;

– предложения не представляющие интереса для организации.

7. По потенциально охраноспособным предложениям проводится экспертиза на предмет целесообразности подачи заявки на выдачу патента на имя организации.

8. По предложениям с потенциальным статусом «ноу-хау» и «коммерческая тайна» определяется целесообразность установления этого статуса при положительном решении такой статус, соответствующий режим ораны и защиты устанавливаются на основе внутрифирменного положения.

9. Рационализаторские предложения направляются на экспертизу заинтересованным специалистам на предмет их разработки и использования.

10. Рассмотрение и выдача заключения должны быть сделаны в определенный срок от даты регистрации предложения.

11. По предложениям отобранным для подачи заявок на выдачу патентов оформляется соответствующий комплект документов и направляется в патентное ведомство РФ.

12. Предложения со статусом «ноу-хау» могут быть использованы в собственном производстве либо коммерциализированы.

13. По рацпредложениям составляется график работ по их разработке, испытаниям и промышленному использованию.

14. Прохождение экспертизы в патентном ведомстве контролируется отделом ИП и ведется необходимая переписка от имени организации.

15. С авторами принятых к использованию предложений (идей) в том числе предложений по которым поданы заявки на выдачу патентов заключаются соглашения об условиях использования и выплате поощрительного и авторского вознаграждений.

16. При получении положительного решения о выдаче патента решаются вопросы патентования в зарубежных странах и коммерциализации патента.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Глухов В.В., С.Б. Коробко, Маринина Т.В. Экономика знаний: Учеб. пособие. – СПб.: «Питер», 2003. – 528 с.: ил.

2. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие/ под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э. Изд. 2-е, переработ. и доп. – М., ЦИСН, 1998. – 568 с.

3. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: Учебное пособие. Под ред. д.э.н. проф. Гапоненко А.Л., д.э.н Орловой Т.М. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. – 184 с.

4. Лафта Д.К. Теория организации. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003. – 416 с.

5. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 320 с.

6. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: Руководство к действию: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

7. Дэвид Молден. «Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. Как использовать мощь методов НЛП достичь финансового процветания». Москва, Центр НЛП-тренинга, 2000. – 247 с.

8. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

9. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов/ Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под. ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.

10. Программа Microsoft Project Standard 2002, разработчик – Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation.), 1990–2002.

11. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 368 с.: ил.

12. Аудит. Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.

13. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 215 с.

14. Стандарт предприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Общие требования к оформлению СТП ЮУрГУ 04-2001/ Составители: Сырейщикова Н.В., Гузеев В.И., Сурков И.В., Винокурова Л.В., – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – 49 с.

15. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. «Внутрифирменное управление интеллектуальными активами». – М.: ООО «Омега-Л», 2004. – 192 с.

16. Инновационный менеджмент. Учебное пособие под редакцией В.М. Аньшина, А.А. Дагаева – М.: Дело, 2003. – 528 с.

17. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: Экономика, 2004. – 444 с.

18. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. 2-е издание – М.: ЗАО Бизнес Школа «Интел-Синтез», 2000. – 624с.

19. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – Спб.: «Питер», 2001. – 304 с.

20. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. Изд. 2-е перерабо­танное и дополненное/ Под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Минде-ли. – М.: Центр исследований и статистики, 1998. – 568 с.

21. Г.С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-у здание дополненное. – Новосибирск. Наук. Сиб. отделение, 1991. – 225 с.

22. Баркер Алан. Алхимия инноваций (пер. с англ. А.Р.Ханукаева). – М.: ООО «Вершина», 2004. – 224 с.

23. Гражданский Кодекс РФ.

24. Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и её защита. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2002. – 128 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТ 1. ТЕСТОВАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Общих знаний о людях для оценки одного человека часто бы­вает недостаточно. Впечатлениями руководствоваться не всегда рационально.

В связи с этим необходим самоанализ личности или индивиду­альное познание собственного «Я». Такой анализ позволяет дей­ствовать успешнее, умнее. В этом случае прибегают к различным тестовым оценкам. Причем результаты иногда бывают неожидан­ными. Необходимо знать, что в ответах на вопрос отражается только те­кущая ситуация. Иначе говоря, результат тестирования относите­лен.

Проведенные в XX веке исследования медиков, психологов, философов убедительно подтвердили разделение мозга на левую и правую части и закрепление за ними определенных функций. Основой развития правомозговых функций служат творческие способности. Оценка этих способностей осуществляется с помо­щью тестов-упражнений.

Предлагается тест, который разработан немецкими учеными М.Виттманом, А.Айзенколбом и К.Перлетом. Он состоит из четырех частей-упражнений. Для каждой из этих частей дается различное время. Их вклад в оценку вашей креативности также различен.


Прежде всего, необходимо ознакомиться с указаниями для выполнения тестов. Каждый тест имеет вводную или поясни­тельную части. Их надо тщательно прочитать.

Оценка происходит после работы со всеми четырьмя упраж­нениями. На последней странице теста на оценку творческих способностей приводится оценочная схема.

 

 

1.1 РИФМОВАНИЕ ИМЕН

 

Задача состоит в том, чтобы подобрать рифмы к заданным именам. Ряд имен вам задан. Необходимо как можно больше найти слов к заданным именам, чтобы они рифмовались с этими именами.

Поместите эти слова рядом с именами на свободные поля. Может быть также часть предложения, если она рифмуется с заданным именем.

 

Пример: Лина Вячеслав  
глина отечество славь

 

Следует использовать слова, которые фактически существуют в русском языке. Фантазии исключаются.

Ждите сигнала на начало теста и стартуйте по команде орга­низатора. У вас есть 4 минуты.

Рифмование имен.

Егор Павел Марина

______________ ______________ ______________

Анна Роман Роза

______________ ______________ ______________

Людмила Иван Елена

______________ ______________ ______________

Татьяна Юлия Ольга

______________ ______________ ______________

Нина Петр Владимир

______________ ______________ ______________

Надежда Вера Федор

______________ ______________ ______________

Борис Марк Леонид

______________ ______________ ______________

Ева Инна Виктор

______________ ______________ ______________

 

 

1.2 ФАНТАЗИРОВАНИЕ С АББРЕВИАТУРОЙ (СОКРАЩЕНИЯМИ)

 

Что означает СНГ, КПСС, МАЗ, IBM, BMW? Это сокращен­ные названия объединений, партий, предприятий. Ниже вы найдете ряд выдуманных для этого теста совер­шенно абстрактных сокращений. Ваша задача состоит в том, чтобы найти по возможности два решения и записать их на свободных полях под сокращениями.

Следует использовать только те комбинации, которые могут существовать в русском языке. У вас есть 4 минуты.

 

Пример: ИНСЭТ

Институт новых социально-экономических технологий

Исследование нестандартных самоуправляемых электронных технологий

 

Простые повторения букв сокращений в одном слове не яв­ляются решением, так как каждой букве сокращений должно соответствовать слово.

МНПЛ_______________________________________________________________

________________________________________________________________

ОКБА________________________________________________________________

________________________________________________________________

АБВ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

АВИК________________________________________________________________

________________________________________________________________

ИМУР________________________________________________________________

________________________________________________________________

БНП ________________________________________________________________

________________________________________________________________

КБТЭМ______________________________________________________________

________________________________________________________________

СБОР________________________________________________________________

________________________________________________________________

ФРУТ________________________________________________________________

________________________________________________________________

НПК ________________________________________________________________

________________________________________________________________

ДОЛИ________________________________________________________________

________________________________________________________________

АИПУ________________________________________________________________

________________________________________________________________


 

1.3 КАК МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ИСТОРИИ (РАССКАЗЫ)?

 

Вам предлагается маленькая история. Она может выглядеть осмысленной или явно не оконченной. Необходимо для заданной истории найти как можно больше окончаний развития со­бытий.

Каждое решение должно состоять минимум из четырех час­тей, то есть предложений.

Ниже приведён пример истории с двумя решениями.

В одной далекой стране сидела девушка и днем, и ночью у своего компьютера. Она мечтала найти по Интернету любовь к мужчине, который отзовется на её отправленное фото. И вот однажды в результате огромных усилий и благодаря свое­му стремлению встреча состоялась.

Как выглядит дальше эта история?

1. При встрече «он» оказался женщиной. Девушка была удивлена. Но вскоре они подружились. Дружба продолжалась многие годы, даже когда обе вышли замуж и создали свои семьи.

2. Её компьютерный знакомый тщательно изучил её био­графию по компьютеру. Он пришел на встречу с букетом кра­сивых роз. Но вначале сыграл роль любительского детектива и наблюдал за поведением девушки вблизи. Вскоре состоя­лась помолвка.

. .

!! Ждите сигнала начала тестирования и начинайте знакомить­ся с началом истории. У вас есть 6 минут, чтобы составить как можно больше вариантов её продолжения.

Ученый открыл в своей лаборатории субстанцию, с помощью которой можно читать мысли других людей. Он уничтожил это средство, так как понял его опасность для человечества. Но жена ученого сканировала лабораторные исследования и технологию изготовления этого средства. Она оказалась в состоянии изгото­вить такой удивительный аптекарский товар.

Как развивается история?

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

10. __________________________________________________________________

 

1.4 СКЕЛЕТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Предлагаются упражнения со словами. Вы должны составить предложения из слов, которые бы начинались из предложенных букв. Если буква пропущена, слово может быть любым. Надо составить как можно больше предложений. Начинайте по сигналу организатора. У вас есть 6 минут.

Пример:

И ______ ________ К_________

Иван любит картошку

История большой катастрофы

Илья купил костюм

 

1.А ___________ ______________ М____________

2.А ___________ ______________ М____________

7.А ___________ ______________ М____________

 

1.С ___________ ______________ П____________

2.С ___________ ______________ П____________

7.С ___________ ______________ П____________

 

1.О ________ С________ Е_________ В________

2.О ________ С________ Е_________ В________

7.О ________ С________ Е_________ В________

 

1.Д ___________ Т______________ ______________

2.Д ___________ Т______________ ______________

7.Д ___________ Т______________ ______________

 

1.З ________ И________ _________ С________

2.З ________ И________ _________ С________

7.З ________ И________ _________ С________

 

 

Итого____________ Общая сумма______________

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – ОЦЕНКА КРЕАТИВНОСТИ СО СЛОВАМИ

Занесите в таблицу оценочные цифры из предыдущих упражне­ний. Они образуют вашу оценочную сумму. Её можно сравнить с аналогичной цифрой других участников группы.

Тест Баллы
Рифмование имен Фантазирование с сокращениями Продолжение рассказа Скелеты предложений __________ __________ __________ __________
Итого  

 

P.S. Оценка креативности является относительной как к тестам, так и к участникам группы.

 

 

ТЕСТ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ

 

Одной из характеристик творческих способностей человека выступает интеллект. Информация об интеллекте выражается через коэффициент интеллектуальности.

С помощью данного теста можно самостоятельно определить свой коэффициент интеллектуальности.

В общей сложности тест включает 35 заданий, на его выполнение дается 20 минут.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.022 с.)