Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Человек и его творческая деятельность – источник знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Я управляю своим умом и, следовательно, своими результатами
Итак, включая в работу свой мозг, свой интеллект – мы приступаем к трудовой деятельности, которую определяем как мышление. Включаемся в беседу через механизм понимания собеседника, если мы замечаем элементы общения других людей, то мы сделали шаг к пониманию процессов мышления, мы адекватно реагируем по теме беседы, таким образом, проявляем своё участие в процессе мышления. В процессе беседы мы получаем информацию, которая является питательной средой для процесса мышления. Информация может быть получена по нескольким каналам: лингвистически (во время беседы), визуально (зрительно), аудиально (слушать), кинестически (чувствовать). По всем упомянутым каналам информация поступает в мозг человека, преобразуется, сохраняется и при этом возбуждает процесс мышления. Процесс мышления может перерасти в процесс творчества, если мышление направлено на решение сформулированной задачи, проблемы, на поиск ответа на заданный вопрос. При этом решение или ответ не известны, их нужно найти. Из множества один принять как единственно правильный (по крайней мере, мы так думаем, или мы так утверждаем). В дальнейшем целенаправленная проверка покажет, является ли наше решение новшеством, а опыт (жизнь) даст ответ насколько это решении правильное и оптимальное. Оптимальность решения может быть определена с помощью строгих математических методов. Личное творчество – это процесс мышления конкретного человека, результатом которого является ответ на поставленный вопрос, на который в момент его постановки ответ был не известен (с неизвестным ответом). Исходным продуктом творческой деятельности процесса мышления является идея. Лауреат Нобелевской премии Линус Поллинг сказал: «Лучший способ получить хорошую идею – это получить много идей». Одна или несколько из них могут оказаться новшеством. Творчество можно развивать и, очевидно, нужно развивать. Как рекомендует Дэвид Молден в своей книге для этого нужно немногое – заняться изучением и выполнением его методов самосовершенствования. Это методика из области психотехнологий и называется нейролингвистическое программирование (НЛП). Метод НЛП – это метод для владения собой и управления другими. Итак, согласно рекомендациям автора, творчество и обучение можно развивать, стимулируя мозг различными способами: эмоционально, питанием и через связь физического и умственного труда. Мозг лучше всего учится, когда он полон эмоциями, лучше позитивными. Лучше всего для зарядки позитивными эмоциями создавать себе обстановку, в которой допустимы неформальность, юмор и свобода самовыражения. Например, наши телевидение и радио очень активно заботятся о тренировке наших мозгов, постоянно создают эмоциональную обстановку неформальной музыкой, ненормативной лексикой, эротическими картинками, дополняют всё это фильмами – боевиками и ужастиками, добиваясь эмоционального стресса. Питаться Дэвид Молден рекомендует свежими фруктами, орехами, рыбой и т.д., а главная рекомендуется вести такой образ жизни, чтобы тело и душа были молоды. Обеспечьте себе физические нагрузки и заставьте работать свой ум в сфере познания, в сфере развития стиля мышления, мозг вам нужен любопытный, ищущий, творческий. Различают четыре стиля творческого подхода (мышления) к решению проблем:
1. Генерирующий – выявление проблемы и поиск фактов. 2. Концептуальный – определение проблемы и поиск идей. 3. Оптимизирующий – оценка идей, их отбор и планирование действий. 4. Исполнительский – получение одобрения и осуществление. Генерирующий стиль мышления подразумевает извлечение информации из непосредственного опыта и рассмотрения ситуации с различных точек зрения. Такой подход позволяет вести расширенный поиск фактов, выявление основной проблемы и сопутствующих ей дополнительных проблем, предлагает многовариантные решения. Концептуальный стиль мышления – предполагаетрассмотрение многих вариантов. Информация может извлекаться не на строгом опыте, а с помощью абстрактного мышления. Важно найти идею, выдумать её, а проверять её, доходить до истины, до конкретного результата, проверку и реализацию идей – это не их дело. Оптимизационный стиль мышления – оценить всё самостоятельно в уме с помощью своего абстрактного мышления, найти единственный, лучший вариант и проработать его основательно, до мельчайших подробностей. Они зацикливаются на принятии решений и могут упустить многие варианты, они самоуверенны, полагаются на своё знание проблемы и не хотят осуществлять более широкий поиск сопутствующих проблем. Исполнительский стиль мышления – сосредоточены на своём опыте, стремятся не размышлять, а проверять. Эти люди достигают результата методом проб и ошибок, но результат будет обязательно получен, проблема будет снята, решение принято и проверено на практике. Для определения стиля мышления разработаны соответствующие тесты. Один из таких тестов вам предлагается для самоконтроля (табл. 3.1). Результаты самоконтроля обсудите на практических занятиях. Групповое творчество вступает в работу тогда, когда менеджер не может справиться с возникшими проблемами, задачи в реально отведенное для этого время, когда есть желание просмотреть как можно больше идей по данному вопросу и найти лучшую, может быть оптимальную или, по крайней мере, оригинальную, когда проблема велика или комплексна, когда самый творческий ум человека не справиться с генерацией такого разнообразия и объема идей. Одним из самых распространенных методов группового творчества считается метод «мозгового штурма». Этот метод преподносится как достижение науки, на самом деле этот метод стар настолько, насколько старо мыслящее человечество. Совет племени, Семейный совет, Совет общины, Совещание, Заседание, Оперативки, Парламенты, Дума, Кворуму, Конференции и многое другое – это структуры группового творчества, которые используют элементы «метода мозгового штурма». Упомянутые выше формы группового творчества решают многие и другие вопросы: обмен знаниями, информацией, разбор ошибок и успехов, поставка задач, распределение задач, выдачу заданий, подведение итогов и т.д. В конечном итоге вырабатывают и принимают решение на основе коллективного творчества. Как организовать и провести то или иное коллективное мероприятие по выработке решения – это одна из основных задач менеджера – это нужно постоянно учиться всеми доступными способами. От умения вырабатывать решение с использованием творчества коллектива зависит успешность деятельности менеджера, успех управления, успех менеджмента, успех организации. Для развития коллективного творчества важно всё: восприятие, взаимоотношения, доверие, ответственность, полномочия, территория, четкость, плановость, профессионализм, интеллект и знания. Шуточный вопрос: что обязательно необходимо иметь для участия в мозговом штурме? Ответ: головной мозг. Интересен прием метода коллективного творчества, когда одна и та же проблема решается независимо параллельно различными группами. Примеры. Для развития самолётостроения в СССР было создано несколько конструкторских бюро одновременно. Их предложения и разработки ранжировались по приоритетности и лучшие принимались для промышленной реализации в первую очередь (способ сосредоточить инвестиции на приоритетных направлениях). Многопартийная система политических партий создает возможность разрабатывать альтернативные варианты управления страной, государством. В учебных целях этот метод в настоящее время применяют при изучении всех видов менеджмента и не только менеджмента. Этот метод интересен, он почти игра и все обучающиеся – её участники. Здесь есть победители, есть лучшие, есть первые – а это стимул к творчеству. В учебных целях метод описан своими правилами. На практических занятиях мы опробуем этот метод. Вернемся к основным рабочим целям креативного менеджмента и повторим их: 1. Дать персоналу знания. 2. Обеспечить его информацией. 3. Побудить персонал к творческой деятельности. 4. Обеспечить его права на результаты своего творческого труда. 5. Обеспечить права и интересы организации. С учетом этих целей и вышеизложенных понятий о творчестве личности и коллективном творчестве сформулируем основные задачи креативного менеджмента: 1. Сформировать творческий коллектив. 2. Обеспечить условия сохранения (стабильности) коллектива и постоянного наращивания его творческого потенциала. 3. Активизировать (стимулировать) коллектив к творческой деятельности. 4. Организовать систему управления творческой деятельностью, знаниями, созданием интеллектуальной продукции. 5. Обеспечить прирост интеллектуального капитала организации. Управлять использованием результатов творческого труда, когда они стали объектом интеллектуальной собственности, интеллектуальными активами, интеллектуальным капиталом и извлекать из этого экономическую выгоду (прибыль, доход) – это дело менеджмента по соответствующим функциональным направлениям. Обратим особое внимание на понятие интеллектуальный потенциал. Известный современный экономист западного мира Питер Друкер сказал: «Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали данный вариант всем прочим возможностям». Интеллектуальный потенциал сотрудника – это его готовность к генерированию идей и решению задач по созданию новшеств, готовность принимать неординарные решения в критических ситуациях, опираясь на свой интеллект, знания, опыт. Рассматривая (оценивая) интеллектуальный потенциал сотрудника, кроме рассмотренного нами теста на интеллект, опираются на набор базовых показателей: 1. Образование. Уровень базового образования. Уровень научной квалификации. Уровень дополнительного профессионального образования. 2. Имеющиеся научные результаты. Масштаб публикаций. Масштаб инновационных результатов (изобретений, патентов и др.). Масштаб научных (конструкторских) работ. 3. Умение. Опыт нестандартных инженерных решений. Умение комплексного решения проблем. Знание современного состояния соответствующей области вашей деятельности, области знаний. Метод заключается в том, что эксперты оценивают тестируемого по каждому показателю от 0 до 10. Находится средний балл и по нему определяется средний уровень интеллектуального потенциала сотрудника. К методам анализа интеллектуального потенциала сотрудников также относятся такие методы как: – интервьюирование сотрудников – по специально разработанной анкете с целью выявления всех потенциальных интеллектуальных способностей сотрудников; – тестирование и аттестация – определяются возможности сотрудника, и ему дается право проявить свои способности; – выявление знаний – фиксирование знаний для распространения опыта и занесения в базу данных; – самооценка – необходима сотруднику для самосовершенствования; – оценка руководителем – необходима для построения карьеры, более полного использования потенциала; – оценка коллегами – создание команды; – составление послужного списка всех работников – позволяет утвердить веру в свои способности путем учета успехов, навыков, достижений и ошибок.
Таблица 3.1 Определение стиля мышления
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.238 (0.009 с.) |