Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Креативный менеджмент – понятия

Поиск

Сегодня понятие креативность является не новым и ассоциируется в сознании как творческий, нестандартный, оригинальный.

Если обратимся к словарям, то получим следующие определения:

– креативность (от лат. Creatio – созидание, сотворение) – творческая, созидательная, новаторская деятельность;

– креатира (от лат. Creatira – созидание, творение) – а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего покровителя, например: человек – творение бога (создателя).

Вспомним, что же такое менеджмент и каковы его функции? Чем принципиально различаются понятия «менеджмент» и «управление»?

Известно, что «управление» является широким понятием, его можно применить к любому объекту: финансам, персоналу, автомобилю, ресурсам, станку с ЧПУ, товарным потокам, продажам, закупкам, производству. А менеджмент – узкое понятие, так как мы не можем сказать: «менеджмент станка с ЧПУ» или «менеджмент оборудования», а произносим: «управление станком», «управление оборудованием».

На сегодняшний день выделено большое количество различных видов менеджмента: менеджмент организации, инновационный менеджмент, креативный менеджмент, антикризисный менеджмент, менеджмент персонала и т.д.

Все виды менеджмента направлены на управление различными ресурсами организации для достижения основных оперативных и стратегических целей и задач компании. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Анри Файоль, ещё в начале ХХ века во Франции определил следеющие функции менеджмента: прогнозирование и планирование, организация, руководство, координация и контроль.

Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования экономической системы (предприятия, фирмы и т.д.)

Управлением различными сферами деятельности занимаются различные виды функционального менеджмента, так в общем менеджменте особое место занимают инновационный менеджмент, а в свою очередь в инновационном менеджменте основой, началом сферы инновационный деятельности является творческая деятельность человека по созданию интеллектуального продукта от идеи до новшества – этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Место креативного менеджмента в общей системе управления

Следует отнеси к интересам креативного менеджмента и вопросы создания творческого потенциала (обучение, информационное насыщение, повышение профессионального мастерства, создание условий и стимулов для творческой деятельности). Результатом творческой деятельности является интеллектуальная продукция, включающая в себя все результаты данной деятельности от идеи до новшества (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Кругооборот инвестиций в организации

 

Для понимания сути интеллектуального продукта и цели управления творческой деятельностью рассмотрим такое понятие как интеллектуальный капитал.

Интеллектуальный капитал – это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно использовать для создания наращивания капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.

Понятие «интеллектуальный капитал» синоним понятиям «интеллектуальный потенциал», «знания», «активы знаний», «нематериальные активы», «интеллектуальные активы» – каждое из этих понятий имеет своё более точное значение, но понятие «интеллектуальные капитал» наиболее ёмкое понятие, которым мы будем пользоваться. В конечном итоге вся деятельность экономических систем отражается в накоплении капитала, а творческая деятельность накоплением «интеллектуального капитала». На рис. 3 показана структура формирования «интеллектуального капитала».

 

 

Рис. 3. Структура формирования «интеллектуального капитала»

 

В сегодняшнем понимании капитал формируется из физического и интеллектуального. Различия и общность капиталов показаны в табл. 1.

 

Таблица 1

Различия и общность физического и интеллектуального капиталов

 

Физический Интеллектуальный
Материальная природа Результат действий в прошлом Аддитивный Преимущественно финансовая оценка Организация владеет всем капиталом Нематериальная природа Оценка действий в будущем Неаддитивный Комбинация стоимостных и нестоимостных оценок Организация владеет капиталом лишь частично

 

Физический капитал – результат определённых действий в прошлом; интеллектуальный капитал – затраты в прошлом, доходы в будущем.

Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем.

Получением доходов вы займётесь при рассмотрении других видов функционального менеджмента, например инновационного, финансового, стратегического и т.д.

Как следует из рис. 3, основное приложение креативного менеджмента – это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Организационный и потребительский капитал – это уже некоторый результат творческой деятельности человека (человеческого капитала).

 

Итак, мы сформулировали основные рабочие цели креативного менеджмента:

1) дать человеку знания;

2) обеспечить его информацией;

3) побудить человека к творческой деятельности;

4) обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда;

5) обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.

Человеческий капитал – часть интеллектуального капитала, которое имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, их культура труда). Без человеческого капитала не может быть творчества, не может быть науки, новаций, инноваций и интеллектуального капитала. Сложность отношения человеческого капитала с организацией, с которой связан человек в процессе своей деятельности заключается в том, что этот капитал как правило является принадлежностью человека, его трудно сделать чьей-то собственностью, в том числе собственностью самого человека, а тем более собственностью организации. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из разряда человеческого капитала в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).

На создание своего интеллектуального капитала человек делает физические и прочие затраты постоянно в течение своей жизни, а на выполнение физической работы только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические возможности человек всегда имеет при себе и может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя затраты прошлых периодов.

Задача организации (менеджмента) создать привлекательные условия для человеческого капитала и исключить его миграцию. Задача креативного менеджмента обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческого капитала). Для мотивации творческой деятельности накоплен целый арсенал методов и способов. Однако самая эффективная мотивация заложена в самом творческом человеке – это его любознательность, стремление сделать то, что ещё никто не сделал, узнать то, что ещё никто не знает.

Известные исторические истины:

– Одних «чудаков» сжигали на костре за крамолу, а другие продолжали искать ответ «Круглая ли земля?», «Крутится ли она?».

– Одни люди разбивались, прыгая с колоколен, а другие продолжали приделывать себе крылья и повторять опыты.

– Учёные-атомщики гибли от радиации, но исследования продолжались, и имидж физики и физиков не уменьшался.

Перед вами (перед нами) стоят задачи осмыслить, попытаться найти ответы, которые ищет всё человечество: «Что же это такое творческое начало человека?», «Как взаимозаменяют, взаимодополняют или в каких-то других взаимоотношениях находится творческая личность и творческий коллектив?».

Как показывает опыт последних лет, глобальные творческие задачи человеческое сообщество решает усилиями крупных творческих коллективов, в том числе усилиями всех землян (пример тому – освоение космоса).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.44 (0.01 с.)