Тема 1. Креативный менеджмент – понятия, его место в общей системе управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Креативный менеджмент – понятия, его место в общей системе управления



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

65 (07)

Х154

 

И.Ф. Хайдуков, А.Е. Щелконогов

 

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Конспект лекций

 

 

 

 

Челябинск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Антикризисное управление»

 

 

65 (07)

Х154

 

 

И.Ф. Хайдуков, А.Е. Щелконогов

 

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Конспект лекций

 

Челябинск

УДК 651.012.3 (075.8)

ББК Ю959.18.я7 + Ч215.2.я7

Хайдуков И.Ф., Щелконогов А.Е. Креативный менеджмент: Конспект лекций. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 130 c.

Ил. 5, табл. 9, список лит. – 24 назв.

 

 

Одобрено учебно-методической комиссией

международного факультета.

 

 

ISBN 5-696-03084-Х © Издательство ЮУрГУ, 2009.

Тема 1. Креативный менеджмент – понятия, его место в общей системе управления

Лекция 2. Креативный менеджмент в системе управления организации

Организация – сложный организм (или объект), характеризующийся экономическим, технологическим, организационным и социальным единством.

Организация субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Организация – организм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности, группы и коллектива, стимулы и ограничения, жёсткая технологическая дисциплина и инновации, свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя мораль, своя культура, свои традиции, свой имидж. Понятию организации синонимами выступают понятия: «экономическая система», «корпорация», «фирма», «предприятие», «объединение» и другие хозяйствующие объекты. Организация имеет свою внутреннюю структуру и внешние связи. Внутренняя структура организации строится на системе договоров, в широком понимании, на правилах игры: законы, контракты с персоналом, положения об оплате труда, положения о стимулировании, в том числе о стимулировании творческой деятельности. Кроме юридических актов (законов, договоров, положений) организация как структура, как единый организм существует за счёт своих традиций, имиджа, связей, морали, культуры производства, главное за счёт творческого (интеллектуального) потенциала коллектива, стабильности человеческих отношений в процессе совместной деятельности, то есть за счёт всего того, что относится к понятию интеллектуального капитала организации.

Интересы креативного менеджмента в функционировании подсистемы управления созданием интеллектуального продукта, интеллектуальной собственности, интеллектуального капитала.

В теории организации излагаются многочисленные выводы о значимости человеческих отношений, описывается работа школ человеческих отношений. Приводятся такие выводы:

– «человек – главный объект внимания», а менеджмент определяется как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»;

– труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;

– роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными, и тем более универсальными;

– человеческое поведение определяется «поиском удовольствия и избежания боли».

Перечень подобных выводов говорит о многочисленных мотивациях поведения человека, нас же интересуют мотивации человека к творческой деятельности. Ранее, в первой лекции, мы сделали вывод, что мотивация человека к познанию неизвестного, к созданию того, что ещё никто не сделал, не произвёл, не увидел на столько сильна, что человек пренебрегает не только болью, но и здоровьем, материальными и социальными стимулами.

Всё это возможно только при соответствующей цели, воспринятой человеком, как его личная цель. Если эта цель совпадает с целью других людей, то творческая деятельность человека перерастает в творчество групп, коллективов. При правильном поведении менеджмента творческая деятельность осуществляется в интересах организации. Только за счёт этого можно достичь эффективного и комфортного компромисса между личностью и организацией.

В первой лекции мы определили место креативного менеджмента в общей системе функциональных менеджментов, как основу инновационного менеджмента. Из теории организации мы уяснили важность мотивации – совпадение творческих целей организации и персонала (личностей) и определили место креативного менеджмента в системе управления организацией. Эта система управления знаниями, подбором, обучением персонала и мотивацией его к творческой деятельности в направлении достижения основных целей организации.

Одной из причин повышенного интереса к управлению знаниями является развитие информационных технологий. Эти технологии позволяют получать огромные массивы информации, нужны новые люди, способные извлечь пользу из этого потока знаний.

Подбор персонала.

Одной из характеристик творческих способностей (креативности) выступает интеллект.

Интеллект – работа мозга, которая может быть востребована практикой.

Интеллект – это комплексные способности человека к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях внешней среды.

Интеллект основан на творческих способностях, которыми обладает человеческий мозг. Информация об интеллекте выражается через коэффициент интеллекта (КИ). Такой коэффициент измеряется путём применения специальных тестов на интеллект (прил.).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Работа с тестами

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Интеллект отражается в знаниях, в способности их восприятия и накапливания в деятельности человека, в его поведении, в способности принимать решения, особенно неординарные решения в критических ситуациях.

Интеллект характеризуется и такими способностями человека как интуиция, креативность, фантазии, эмоции, социальная компетентность, мораль и т.д. Тема интеллекта весьма актуальна для креативного менеджмента. Интеллект человека проявляется с первых осмысленных шагов, слов, поступков ребёнка и развивается всю его жизнь.

Обучение персонала.

Явные знания – это знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов и других способов общения. Знания являются осознанными, если человеку, обладателю знаний известно, что они у него есть, и он может ими распорядиться. Знания являются неосознанными, если человек неосознанно использует свои знания в процессе трудовой деятельности и не может ими распорядиться другим образом.

Организация (менеджмент) с целью обучения персонала может организовать систему обмена знаниями. Если знания явные, то затруднений с организацией обмена знаниями нет. Если знания неявные, то требуются специальные приёмы по изучению неявных знаний и превращению их в явные. Примерами таких приёмов могут быть пооперационный хронометраж, наблюдение, набор статистических данных и их обработка, анкетирование сотрудников. Передача скрытых знаний от одних сотрудников другим организуется такими приёмами как наставничество, школы передового опыта и другое индивидуальное обучение. Система обучения персонала может включать профессиональную переподготовку, получение дополнительного образования, повышение квалификации, краткосрочные курсы, консалтинговые семинары, получение образования через различные системы обучения в школах мастерства, а также через систему аттестации научных кадров (кандидаты наук, доктора наук) и другие способы обучения.

Пример. Требования к выпускнику вуза сводятся к следующему:

– уметь на научной основе организовать свой труд;

– владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учётом технических, финансовых и человеческих факторов;

– уметь использовать различные методы решения задач по определению оптимальных соотношений параметров различных систем;

– уметь приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии;

– уметь ставить цель и формулировать задачи;

– уметь на основе системного подхода строить и использовать модели для исследования и/или прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

– уметь работать в коллективе, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требованиях.

Требования к менеджеру вырабатываются на основе полученных глубоких знаний в процессе обучения, при этом менеджер должен обладать следующими личными и деловыми качествами: решительность, настойчивость, убеждённость, интеллект (интуиция, креативность), гуманизм, нравственность (мораль, этика).

Отличительные качества успешного менеджера – это его коммуникабельность, предприимчивость, лидерство. Квалифицированный менеджер должен владеть мастерством точного своевременного выявления проблем функционирования организации, а ещё более важно умением управленческими решениями не допустить проблем (сбоя в системе управления), быть антикризисным управленцем с креативным мышлением, обладать интеллектом, багажом знаний и интуицией.

Тема 3. Найти идею. Методы

Раздел I.

Этап 1 – Разработка методических материалов по разделу I работы.

Этап 2 – Определение состояния системы управления выявлением, созданием, охраной и учётом интеллектуальной продукции с применением инвентаризации и аудита.

Этап 3 – Диагностика и анализ результатов инвентаризации, аудита и информационных баз.

Этап 4 – Диагностика, анализ результатов обследования. Формирование перечня проблем, задач, вопросов, по которым требуется создание интеллектуальной продукции.

Раздел II.

Этап 5 – Разработка методических материалов по разделу II работы.

Этап 6 – Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческой деятельностью.

Этап 7 – Оформление итоговых документов по законченной работе.

Намечаемая исследовательская работа по поиску идей является многоэтапной и комплексной. Планирование и управление выполнением такой работы – весьма сложный процесс. В этом случае целесообразно применение специальных методов сетевого планирования и управления (СПУ). Применение методов СПУ требует предварительно решить несколько вопросов.

1. Чётко определить перечень работ.

2. Определить продолжительность выполнения каждой работы.

3. Чётко определить все временные взаимосвязи предстоящих работ, то есть определить после завершения каких работ может быть начата j -я работа.

4. Определить трудоёмкость каждой работы и потребность в других ресурсах по каждой работе.

 

Для определения перечня работ и их продолжительности предварительно составим структурный план выполнения работы, аналогичный традиционному календарному плану.

Структурный план работы.

Лекция 9. Новшество

Новшество – вид интеллектуальной продукции, этап её продвижения, следующий за появлением идеи и предшествующий нововведению. Новшества чаще всего являются результатом законченных научных исследований и разработок. Иногда это оформленная должным образом разработка в виде технологии, методики, программы, конструкторско-проектной документации или отчёта по результатам исследований, интеллектуального труда, подлежащего охране по закону «Об авторских правах» или по режиму засекречивания «ноу-хау». Новшество может иметь правовую охрану либо находиться на стадии её оформления. Новшество, получившее правовую охрану, становится объектом интеллектуальной собственности и попадает в сферу интересов инновационной деятельности. Новшество может создаваться для использования в собственном производственном процессе организации или для использования как товара. В инновационных проектах организации используются новшества, создаваемые организацией или привлечённые со стороны (купленные, полученные безвозмездно) на законных основаниях. Организации могут заниматься интеллектуальной или инновационной деятельностью, но чаще всего эти виды деятельности являются сопутствующими.

В литературе встречаются понятия «инициации» (от лат. initiatio – совершение таинств). Слово идея (греч. idea – понятия, представления). Инициация включает в себя всё, что мы ранее рассматривали как «поиск идей», то есть это деятельность, состоящая в определении проблем, выборе цели, постановки задачи и поиске идей для создания новшества, обоснования целесообразности создания новшества (технико-экономическое обоснование) и материализация идей. Таким образом, от этапа поиска идей переходим к этапу их материализации. Совершаем «обряд таинств», реализации тех представлений (идей), которые мы для себя открыли. Если на уровне идей утверждалось, что создаётся та продукция, которую мы не видим, которая не имеет массы, которую нельзя взять и переместить, но которая существует, имеет ценность, цену и на её создание произведены реальные затраты, прежде всего трудозатраты, которые превратились в определённый капитал (интеллектуальный капитал).

Ставится задача определённым образом материализовать идею, придать ей более реальный, официальный облик, желательно, юридический правовой статус. Задача решается по двум основным направлениям:

1. Осуществить правовую охрану идеи.

2. Материализовать (разработать) идею, продвинуть её в направлении решения той задачи, на которую идея направлена.

Первое направление – правовая охрана идеи, новшества. Каждое конкретное новшество получит своё имя (название, наименование) и правовой статус. Вопросы правовой охраны представляют собой целую область деятельности, которая будет рассмотрена позднее.

В рамках данной лекции рассмотрим вопрос материализации идеи и как этим процессом управлять.

Материализацией идей занимается наука. Утверждение неоднозначное – но это именно так. Неоднозначность заключается в том, что наука – весьма широкое понятие и имеет весьма широкое поле деятельности. Можно утверждать, что наука создаёт знания, занимается поиском идей, создаёт интеллектуальную продукцию, но, в конечном счёте, наука занимается материализацией идей. Наука абстрактные, виртуальные объекты превращает в реальные объекты интеллектуального капитала и в реальные материальные объекты. Организационной формой деятельности в области науки является научно-исследовательская работа (НИР), либо научно-исследовательская опытно-конструкторская работа (НИОКР). Деятельность науки осуществляется в виде исследований и разработок. Наука организует, осуществляет и сопровождает создание интеллектуальной продукции, а затем и материальной продукции на всех этапах от зарождения проблемы, идеи её решения до готового продукта и, более того, даже на стадии использования (применение продукции, исследование и создание рынка). Основными ресурсами и источниками получения этих ресурсов является интеллект и знания, а это область интересов креативного менеджмента. Важное применение креативный менеджмент находит в системе управления научной деятельностью. Научная деятельность осуществляется на самых различных уровнях:

– международный уровень (в рамках ООН);

– уровень национальный (государственный) – академии, университеты, которые живут при любом политическом государственном устройстве (почти как религии), но, к сожалению, в отличие от религий не имеют самостоятельной системы финансирования и привязаны к государственным бюджетам;

– уровень отраслевой науки (НИИ);

– особое место занимает вузовская наука;

– корпоративная (внутрифирменная наука);

– проектно-конструкторские организации;

– опытные производства, как правило – структурные образования различного уровня.

Для того, чтобы рассматривать вопросы создания новшества, потребовалось такое развёрнутое вступление. Основным приёмом управления интеллектуальной деятельностью по созданию интеллектуальной продукции является НИР, выполняемая с определённой заранее сформулированной целью (в ранее рассмотренной НИР была цель – поиск идей). НИР, как правило, проводится с целью:

1) поиска идей и создания новшеств для решения конкретной проблемы;

2) создания новшеств по заранее определённой (найденной) идеи, то есть работа по преобразованию идеи в новшество;

3) определения степени полезности новшества путём экспериментальных исследований;

4) создания проектно-конструкторской документации для опытного образца новшества;

5) создания (производства) опытного образца (партии продукции) с целью исследования и определения характеристик новшества;

6) разработки технологии, технологической, технической и проектно-конструкторской документации для промышленного производства;

7) освоения промышленного производства;

8) на всех этапах от выявления проблемы и поиска идеи её решения до организации промышленного производства проводятся маркетинговые исследования.

Во всех перечисленных работах присутствует элемент креатива (творчества). Основным ресурсом этих работ является интеллектуальный потенциал, а основным результатом работ является интеллектуальная продукция в различных видах, различной степени готовности стать товаром и перейти из интеллектуальной продукции в материальную, из интеллектуального капитала в материальный капитал.

Из всех перечисленных работ на данном этапе нас интересуют работы, отмеченные в п. 1 и п. 2, то есть работы, направленные на определение проблем, поиск идей и превращение идей в новшества.

Под материализацией идеи будем понимать перевод её в новую продукцию (оборудование, технологию, документы имущественного права (патент, лицензия, свидетельство авторского права, товарный знак, фирменный знак, «ноу-хау»), программы, методики, образцы и т.д.), и всё это будем называть одним словом новшество.

Процесс, именуемый инициацией заканчивается созданием новшества. Основным этапом этого процесса является истинно творческий процесс поиск (создание) идей. Есть идея – есть продолжение работы – будет создано новшество. Масштабность новшества, его уровень влияния, зависит от масштабности идеи, от того, на каком уровне (этапе) научной деятельности она создана (найдена). Иногда в процессе исследований, проводимых верхними уровнями науки, создаются новшества, именуемые открытиями. Открытия как правила приводят к новым экономическим, технологическим, техническим укладам развития человечества. Например, открытие новых видов энергии, новых знаний о устройстве вселенной, о миросоздании. Уровень организации научных исследований, как правило, определяет масштабность идей, а следовательно и новшеств. Крупные значимые новшества – это плод исследования академической науки, иногда отраслевой и вузовской. Внутрифирменная наука решает, как правило, свои внутренние проблемы, исключение составляет создание новых видов продукции, которая может затрагивать интересы многих людей (безопасность автомобиля, экономичный двигатель, новые виды нейлона, полиэтилена и т.д.). Отсюда, когда рассматривается вопрос создания рынка новшеств, то это определяется тем, кто создавал новшество и кто его заказывал, на решение каких проблем и задач новшество направлено. Следовательно, создание новшества начинается с исследования проблемы, которую оно может решить и идеи, с использованием которой предполагается устранить проблему. Предварительно следует изучить два основных аспекта своевременности создания новшества:

– возможность создать рынок, если его ещё нет;

– возможность создать производителя новшества, с учётом инфраструктуры. Если хотя бы на один из этих аспектов даётся отрицательное заключение, то создавать новшество не следует, идею лучше оставить не реализованной. Например, открытие пара (как энергоносителя) было реализовано через 2000 лет;

– идея полёта на луну оставалась нереализованной тысячелетиями. Вина всему – отсутствие технической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию идеи (открытия).

После получения положительных результатов исследования по обоим аспектам проблемы своевременности создания новшества активизируется продвижение новшества (открывается финансирование, разрабатывается инфраструктура, устраняются препятствующие проблемы). Создание масштабных новшеств порождает множество сопутствующих проблем и идей их решения, Таким образом, возникает лавинообразный процесс создания других более мелких новшеств, создание интеллектуальной продукции на всех стадиях, в том числе материальной продукции новых видов. Всё это приводит к интенсивному наращиванию объёма знаний.

Появление масштабных (эпохальных и базовых) идей может не совпадать по времени с их использованием. От идеи до её реализации проходит определенное время, необходимое для создания возможностей (инфраструктуры) использования новшества. Ниже приводится классификация новшеств с некоторым их анализом, которая поможет в решении вопроса своевременности создания новшества.

По уровню новизны:

– эпохальные;

– базисные;

– улучшающие;

– микроновшества;

– псевдоновшества;

– антиновшества.

По охвату областей применения:

– глобальные;

– цивилизационные;

– национальные;

– региональные;

– локальные;

– точечные.

По охвату областей деятельности:

– технологические (процессы, продукция);

– технические (оборудование, сооружения);

– экономические (производства, управление, использование);

– экологические (природопользование, охрана окружающей среды);

– социально-политические (социальная сфера, политика);

– государственно-правовые (государственная власть, управление, государственное право);

– в духовной сфере (наука, культура, образование, этика, идеология, религия);

– в сфере обороны и безопасности (военно-оборонная деятельность, правопорядок, безопасность).

Приведенная классификация – анализ позволяет установить, что новшество, создаваемое на уровне организации, является, как правило, улучшающими и для их использования всегда имеется возможность (инфраструктура). По охвату области деятельности это весьма широкий перечень, например, в сфере производства – это технологические (процессы, продукция), технические (технология, инструмент, оборудование, сооружение), экономические, экологические, социальные. В других сферах деятельности также широко создаются улучшающие новшества.

 

Пример.

В 1995 году созданы и работают 68 центров с банком новейших технологий в 1300 единиц. Их членами являются 220 европейских организаций, в которых работает более 1000 консультантов. В настоящее время ведется работа по созданию новых центров инновационных компаний. На эти цели ЕК выделила 15 млн. евро. Евросоюз проводит инновационную политику по:

– выработке единой исследовательской и инновационной политики на международном и национальном уровнях;

– созданию единого европейского пространства с учетом расширения ЕС;

– открытию национальных научно-исследовательских программ для иностранных ученых на взаимовыгодной основе;

– созданию рамочных программ вида НИОКР ЕС – принцип функционирования которых – «дополнение».

Отбор проектов в рамочные программы НИОКР ЕС – на основе конкурсов. Стимул участия заключается в том, что все участники проекта независимо от доли в финансировании имеют доступ ко всем результатам, а по окончании проекта – каждому участнику выдается бесплатная лицензия.

В табл. 10.1 представлена динамика приоритетов в пятилетних рамочных программах – НИОКР-ЕС [16].

Таблица 10.1

Динамика приоритетов

 

Финансирование по направлениям, в процентах к итогу         1999-2001г.г.
Информационные технологии          
Промышленные технологии и новые материалы          
Транспорт          
Энергетика          
Обеспечение жизнедеятельности человека          
Окружающая среда          
Международная кооперация          
Человеческий капитал          
Инновации для малых фирм          
Всего, млн. евро          

Россия.

На национальном уровне в России проблема поддержки финансирования создания новшеств особенно обострилась в 90-х годах прошлого века.

В настоящее время делается попытка активизировать эту деятельность. Так. В марте 2002 года состоялось заседание Совета Безопасности с участием Президента Российской Федерации, на котором рассматривался документ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Цель, сформулированная в документе – «переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов». Документ имеет стратегическое значение, и к его более детальному рассмотрению обратимся позднее. Важнейшими приоритетами названы:

– информационные технологии и электроника;

– космические и авиационные технологии;

– новые материалы и химические технологии;

– новые транспортные технологии;

– перспективное вооружение и специальная техника;

– производственные технологии;

– технологии живых систем;

– экология и природопользование;

– энергосберегающие технологии.

Кроме рассматриваемого документа создана Федеральная целевая программа на 2002–2006 годы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники».

Вышеназванные документы включают детальный перечень критических технологий РФ до 2010 года.

Так, через систему поддержки приоритетных направлений в развитии науки осуществляется управление на макроуровне.

Региональные аспекты инновационной политики возникают из-за неравномерности развития регионов и природно-хозяйственных особенностей. Региональные интересы в некоторых направлениях имеют приоритеты отличные от федеральных и задача региональных властей доказать это и на федеральном уровне, обеспечить их поддержку.

Задача регионов – на уровне государственной стратегии обеспечить их развитие и создать инновационный потенциал. Меры, способствующие осуществлению региональной политики инновационного развития:

– осуществление специальных целевых программ на национальном, региональном и местном уровнях;

– прямое государственное финансирование региональных программ;

– налоговые льготы, направленные на развитие региона;

– формирование научных парков и центров передовой технологии;

– создание инкубаторов малого бизнеса;

– привлечение венчурного капитала;

– мобилизация ресурсов частного сектора на научно-техническое развитие;

– совершенствование информационной, финансовой инфраструктуры региона;

– организация управленческого консультирования предпринимателей.

Термин «научный парк» – его аналоги «технологический парк», «исследовательский парк», «инновационный центр», «технополис» – все они имеют свои оттенки, но имеют и общее:

– формируются с участием крупной научной организации, например, университета;

– включают в себя организации, создающие инфраструктуру, необходимую для создания и передачи разработок, технологий в производство (промышленную эксплуатацию);

– наличие венчурных фирм, банков или других источников льготного финансирования;

– наличие наработанных связей и методов с потенциальными заказчиками;

– желательно включение лизинговых компаний;

– создание инкубаторов малого и среднего бизнеса.

Функции инкубаторов малого инновационного бизнеса – оказание помощи начинающим предпринимателям в инновационном бизнесе, основанном на реализации своих идей.

В России крупные технополисы являются наукоградами, научными парками, инновационными технологическими центрами – это Дубна, Жуковский, Зеленоград, Королев и т.д. В нашем регионе – Снежинск, Озёрск.

Правда, с началом перестройки эти территории находятся в критическом состоянии и требуют государственной поддержки.

Особенности управления создания новшеств на уровне организации, компаний подробно рассмотрены ранее. Основные принципы управления сводятся к следующему:

– систематическое исследование (анализ, диагностика) состояния организации;

– выявление проблем, задач, приоритетов;

– создание и активизация интеллектуального потенциала организации.

Что это такое?

Например: технология и тот состав оборудования, который работает в организации, гарантирует выход годной продукции высшего сорта – 60%; первого сорта – 30%; второго сорта 8% и брак – 2%.

Проблема заключается в том, что требуется технология, обеспечивающая производство продукции высшего сорта в объёме 100%. Цены на продукцию высшего сорта, первого сорта и второго сорта известны, а брак – это прямые убытки. При известных объёмах производства не трудно определить упущенную выгоду.

По такой методике можно оценить многие проблемы, кроме того, проблемы могут быть оценены не только по экономическим показателям, но и по набору других показателей (технических, экологических, социальных). Проблему можно решать различными путями с различным уровнем затрат:

1. Купить новую технологию, новое оборудование, если они есть на рынке. Такое решение позволит достичь уровня известного, но не позволит получить конкурентные преимущества, так как ту же самую технологию и оборудование могут купить ваши конкуренты. В результате проблема решена, однако, для организации данное решение можно оценить только как рационализаторское предложение без создания новшества.

2. Купить лицензию или другой объект интеллектуальной собственности с правом использования (без исключительного права). Достоинства и недостатки этого решения такие же, как у варианта п. 1. но затраты могут быть другими.

3. Купить лицензию или другой объект интеллектуальной собственности с исключительным правом использования. Такое решение позволит достичь преимущества перед конкурентами. Несмотря на это, предложенное решение о покупке лицензии с исключительным правом использования может быть рассмотрена только на уровне рационализаторского предложения. Приобретённая лицензия становится ИС – ИА - ИК покупателя. Затраты будут выше, чем по п. 2.

4. Заказать решение проблемы специализированным организациям, занимающимся созданием ИП. Новшества, которые будут созданы в процессе выполнения работы, принадлежат заказчику.

Результаты такие же, как по п. 3. Дополнительный положительный момент – могут быть получены сопутствующие новшества, усиливающие правовую охрану и улучшающие отдельные показатели.

Проблема решается с меньшими затратами, но увеличивается степень риска и сроки решения проблемы.

5. Решение проблемы осуществляется путём активизации и использования интеллектуального потенциала организации. Создаются новшества, обладающее мировой новизной, с возможной коммерциализацией.

Затраты на создание контролируются организацией и могут быть минимальными.

Во всех перечисленных случаях затраты могут быть определены на стадии планирования и фактические после завершения любой стадии создания ИП по решению задачи. Сравнивая планируемые или фактические затраты по решению проблемы с её ценой, получаем первичную оценку эффективности создания новшества.

Кроме экономической эффективности, новшество может быть оценено по другим признакам (критериям), таким, как новизна, техническая значимость, социальная значимость, экологическая значимость и другие.

Следует обратить внимание на то, что между формулированием проблемы и созданием новшества ИП выступает в качестве идеи. Идея, прежде всего, оценивается по критерию новизны. На первой стадии оценки определяется, является ли идея потенциально охраноспособной. На этой стадии идеи распределяются:

– потенциально охраноспособные;

– идеи, подлежащие засекречиванию (ноу-хау);

– идеи, обладающие полезностью (рац. предложения).

Ноу-хау и рац.предложения организация охраняет своими нормативными актами и принимает решения по их использованию. Эффективность от использования определяется в соответствии с действующими в организации методиками. Иногда при использовании этой ИП организация получает значительный экономический эффект, а также другие виды эффектов (социальный, экологический и т.д.). Ноу-хау может быть превращено в товар и в этот момент получает рыночную оценку.

Во время использования рац.предложений в собственном производстве идея материализуется и ИП переходит в материальную продукцию через включение её стоимости в себестоимость продукции. Реализация продукции приносит прибыль и прирост материального капитала. На этом жизненный цикл рац. предложения заканчивается.

Что касается ноу-хау, то использование этой ИП в собственном производстве даёт тот же эффект, что и использование рац. предложения, с той лишь разницей, что ноу-хау не прекращает своей жизни как ИП и остаётся интеллектуальным товаром и интеллектуальным капиталом организации.

По потенциальным охраноспособным идеям проводятся патентные исследования. Вторая стадия оценки – оценка новизны. После этой стадии оценки часть идей признаются не охраноспособными и переходят в состав рац. предложений или ноу-хау. Другая часть идей (охраноспособные), проходят третью стадию оценки методом сравнения с выявленными во время патентного исследования аналогами по всем значимым показателям. На этой стадии среди аналогов определяется ближайший по основным признакам аналог, который принимается за прототип.

Дальнейшая оценка эффективности предполагаемого новшества ведётся в сравнении с прототипом (базовым образцом).

На этой стадии организация (иногда индивидуальные авторы) направляет материалы в государственную экспертную службу на предмет получения соответствующего правового охранного документа на создание новшества (патента, свидетельства на авторские права и т.д.). Государственная экспертная служба оценивает объект на мировую новизну, определяет изобретательский уровень и возможность промышленного использования. При положительной оценке выдаётся охранный правовой документ на интеллектуальную продукцию, подтверждающий два её статуса:

– научный – интеллектуальная продукция является новшеством;

– правовой – новшество становится объектом ИС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.126 с.)