Лекция 5. Управление поиском идей. Методы и методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Управление поиском идей. Методы и методики



В предыдущих лекциях были рассмотрены:

– задачи и место креативного менеджмента в системе функциональных менеджментов, в системе управления организацией, знаниями;

– вопросы, связанные с управлением процессом создания творческого коллектива путём подбора специалистов с использованием методов оценки их интеллекта, интеллектуального потенциала;

– вопросы, связанные с мотивацией сотрудников к творческой активности, мотивации сотрудников к коллективной творческой деятельности в интересах организации.

На базе рассмотренных вопросов поставим перед собой более конкретные задачи по управлению непосредственно процессом творчества в интересах организации и начнём с начала – с поиска идей. От риторической (абстрактной) задачи «найти идею» перейдём к рассмотрению этой задачи применительно к организации.

Применительно к конкретной организации эта задача может быть сформулирована, в рамках креативного менеджмента, как управление процессом поиска идей, обеспечивающих:

– достижение стратегических целей организации;

– решение текущих задач;

– устранение проблем;

– совершенствование системы технологической безопасности;

– повышение конкурентоспособности;

– создание новых видов продукции;

– совершенствование технологии;

– совершенствование технологического оборудования;

– совершенствование технологии инструмента;

– экономия ресурсов;

– улучшение экономических показателей.

Поиск идей – это начальная стадия создания интеллектуальной продукции, развивающейся последовательно от идеи через новшество, интеллектуальную собственность и интеллектуальные активы в интеллектуальный капитал.

Работа по поиску идей должна вестись в двух направлениях:

1. Обследование организации по всем направлениям её деятельности;

2. Активизация интеллектуального (творческого) потенциала.

Решение поставленной задачи осуществляется носителями интеллектуального потенциала (сотрудниками), которые выступают в роли руководителей, организаторов, исполнителей исследовательской работы по поиску идей и творцов – создателей идей и новшеств.

При выполнении работы по поиску идей используется и вторая часть интеллектуального потенциала организации – информационные базы:

– нормативная документация;

– техническая и технологическая документация;

– результаты маркетинговых исследований, НИР и НИОКР;

– данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности;

– учетно-отчётная и архивная документация подразделений, связанных с созданием интеллектуальной продукции.

Для решения поставленной задачи организация в помощь своим специалистам может привлекать специалистов или организации, профессионально занимающиеся вопросами создания интеллектуальной продукции и разработкой методов и методических материалов по организации исследований в этой области.

Предостережение: могут пострадать коммерческие тайны организации.

Исследовательская работа по поиску идей в первом направлении начинается с выполнения этапов:

1. Инвентаризация;

2. Аудит;

3. Диагностика состояния организации по отдельным направлениям;

4. Анализ полученных результатов инвентаризации, аудита, диагностики и данных информационных баз.

Вторым направлением обозначенной работы по поиску идей является активизация интеллектуального (творческого) потенциала сотрудников.

В этом направлении заслуживают более внимательного рассмотрения следующие методы:

1. Метод мотивации путём создания положения о стимулировании творческой деятельности в организации. Этот метод является необходимым дополнением ко всем рассматриваемым методам. Метод можно именовать как метод «разработки (создания) правил игры».

2. Метод личного контакта ответственного лица за создание интеллектуальной продукции с потенциальными генераторами идей, при этом обязательно ведётся учёт высказанных идей в личных карточках потенциальных авторов идей или в журнале ответственного лица. Предусматривается последующее планирование преждепользования, доработки, засекречивания и организации правовой охраны.

3. Метод «мозгового штурма» в нескольких вариантах: вариант круглого стола; анкеты по решению конкретных проблем, задач, вопросов, например: правовая охрана выпускаемой продукции, повышение производительности агрегатов, повышение качества продукции, снижение расхода определённых видов ресурсов и т.д.; анкеты по улучшению системы управления бригадой, участком, цехом, организацией, – в этом случае анкета может иметь вид: «Если б я был … (бригадиром, нач. участка, директором и т.д.)».

4. Создание творческих групп соавторов.

5. Метод выдачи служебного задания.

6. Метод самооценки. В анкете к этому методу ставятся вопросы: «Как я выполняю свою работу?», «Что я знаю о выполнении такой же работы другими людьми в нашей организации, в других организациях?», «Как бы я хотел выполнять эту работу?», «Что мне мешает выполнить работу так, как я хочу?», «Что мне мешает выпускать новую продукцию, услугу?», «Что нужно сделать, с кем решить, какие вопросы?», «Какие провести изменения усовершенствования в технологии, в оборудовании, в инструменте, в приёмах, нормативной документации?

7. Метод получения новых идей из внешних источников. Основан на предоставлении сотрудникам максимальной возможности доступа к источникам информации (специальной литературе, журналам, материалам конференций, семинаров, Интернету, рекламным материалам) и на организации личных контактов с сотрудниками других организаций. Сбор идей осуществляется путём предоставления обязательных отчётов для определённых сотрудников и путём анкетирования широкого круга сотрудников. Анкета должна содержать вопросы: «Что нового вы прочитали, увидели, услышали по вопросам, связанными с вашей работой, с интересами вашей организации?», «Как вы думаете, информация, которая для вас является новой, может ли быть использована в вашей работе, в вашей организации?», «Что нужно сделать, чтобы использовать полученную вами новую информации, опыт?». Иногда такая информация может поступать от посторонних лиц.

Примечание: данный метод весьма щепетильный с этических и правовых моментов, полученная информация требует внимательной обработки профессиональными специалистами и юристами в области использования интеллектуальной продукции. Кроме того, требуется подписание с лицом, предлагающим идею специального неконфиденциального соглашения о разглашении.

Методов поиска идей – бесчисленное множество, предлагается каждому из вас предложить свой метод поиска идей.

Выше был упомянут системный комплексный подход к поиску идей целенаправленно по всем направлениям деятельности организации и по всем направлениям формирования её информационной базы. При таком подходе портфель идей формируется под конкретные задачи, под конкретные проблемы, а также под стратегические цели организации, а именно – повышение эффективности производства, повышение конкурентоспособности, наращивание интеллектуального капитала как составной части богатства.

Обозначенные проблемы, цели, задачи – это направление поиска идей, это актуальность решений. Системный комплексный подход к поиску идей заключается в том, что организация на постоянной основе проводит:

– инвентаризацию интеллектуальной продукции (портфеля идей, портфеля новшеств, портфеля интеллектуальной собственности, портфеля интеллектуальных активов);

– аудит интеллектуальной продукции, позволяющей отслеживать продвижение интеллектуального продукта от идеи через новшество, интеллектуальную собственность, интеллектуальные активы к интеллектуальному капиталу, использование интеллектуальной продукции в собственном производстве, коммерциализацию интеллектуальной собственности и интеллектуальных активов. Использование интеллектуальной продукции в собственном производстве позволяет повысить технологическую безопасность (охраноспособность технологий, продукции, документации), улучшить экономические показатели, обеспечить прирост интеллектуального капитала;

– диагностика – выявление приоритетных направлений деятельности организации, приоритетных видов продукции, в том числе новой продукции, выявление всех проблемных моментов на устранение которых должны быть направлены усилия коллектива, задействован интеллектуальный потенциал сотрудников и организации – диагностирование направлено на генерацию идей;

– анализ – стадия любого исследования, изучения, позволяющая оценить состояние в сравнении с аналогами, известными фактами и данными, с прошлыми достижениями и опытом, в процессе анализа вырабатывается программа действий и процесс вступает в стадию принятия решений, то есть наработанные идеи обрабатываются, оцениваются и продвигаются в направлении реализации.

Описанный подход поиска идей следует рассматривать как проведение комплексной исследовательской работы с многими направлениями её выполнения. Управлять процессом планирования и ходом выполнения работы – задача не из лёгких.

Очевидно, наиболее правильно в этом случае будет применение методов сетевого планирования и управления. Методы СПУ разработаны как математические методы построения моделей исследования операций [9]. Разработка метода доведена до рабочих компьютерных программ и нам остаётся научиться ими пользоваться применительно к нашей работе по поиску идей. Использование методов СПУ вы будете осваивать на практических занятиях. Методы СПУ основаны на моделировании процессов с помощью сетевых графиков и представляют собой совокупность расчётных методов, организационных и контрольных мероприятий по планированию и управлению комплекса работ. Система СПУ позволяет:

– формировать календарный план реализации некоторого ком­плекса работ;

– выявлять и мобилизовывать резервы времени, трудовые, ма­териальные и денежные ресурсы;

– осуществлять управление комплексом работ по принципу «ведущего звена» с прогнозированием и предупреждением воз­можных срывов в ходе работ;

– повышать эффективность управления в целом при четком распределении ответственности между руководителями разных уровней и исполнителями работ.

Сетевая модель представляет собой план выполнения некото­рого комплекса взаимосвязанных работ (операций), заданного в специфической форме сети, графическое изображение которой называется сетевым графиком. Элементами сетевой модели являются события и работы.

Работа – это действительная работа со своим объёмом затраченного времени, затратами ресурсов. На графе – это стрелка, соединяющая два события. Первое событие – конец предыдущей работы и начало предстоящей (рассматриваемой), второе событие – это окончание рассматриваемой работы.

Событие на графе отмечается кругом, является узловым пунктом сети (рис. 5.1).

 

Рис. 5.1. Пример построения сетевого графика

 

Для того, чтобы построить сетевой график с помощью готовой разработанной модели и реализованных на компьютере программ необходимо подготовить исходную информацию и сформулировать, какие решения мы хотим получить. Для этого нужно знать инструкции по пользованию программой и строго выполнять их требования по подготовке информации. Независимо от решаемых задач мы должны составить перечень всех работ, предусмотренных к выполнению и установить очерёдность начала работ, то есть после окончания какой i -ой работы может быть начата j -ая работа и для каждой работы установить нормы затрат времени и других ресурсов. Программой предусмотрена оптимизация графика работ по времени и по другим видам ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.018 с.)