Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность менеджментаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие менеджмента Термин менеджмент происходит от английского «management» – управление, организация, руководство. Очень часто менеджмент так и интерпретируется как управление. Однако это не совсем точно. Понятие «управление», с одной стороны, шире, чем менеджмент, а с другой – не полностью отражает содержание менеджмента. Менеджмент -это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Менеджмент — область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Современное понимание менеджмента многозначно: наука об управлении; практика управления; искусство управления; управленческий орган предприятия; элемент национальной культуры. Менеджмент как наука, область знаний изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами: функции управления, методы управления, культуру управления, лидерство и т. д. Объектом науки менеджмента выступает деловая организация и совместная деятельность людей в ней, а также финансовые, инвестиционные, производственные и др. процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей. Предметом науки менеджмента являются межличностные и межсистемные отношения, возникающие в процессе управления организацией. Наука менеджмента интегрирует научные знания таких областей, как экономика, социология, право, психология, педагогика. Менеджментом называется и учебная дисциплина, которая является базовой в подготовке квалифицированных управленческих кадров. Менеджмент как практическая деятельность реализует функции планирования, организации, мотивации, контроля, руководства людьми и производством для достижения эффективности и конкурентоспособности. Природа и практика управления людьми имеет многовековую историю. Возникнув в процессе разделения и кооперации совместного труда, управленческая деятельность выступает как объективная потребность и важнейший фактор развития общества. Менеджмент – это искусство управления людьми, сфера проявления таланта, природных способностей руководителей, менеджеров. При рассмотрении основных положений управления предприятием менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента). 1 По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трех уровнях руководства предприятиям: - высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия). На данном уровне определяются общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимаются ключевые решения по стратегии развития организации. Деятельность менеджеров на высшем уровне управления характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений. - средний уровень управления организацией обеспечивает разработку и реализацию тактических планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. - нижний (низовой) уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и др. специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления. 2 По специфике управления предприятием (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области: - стратегический менеджмент; - производственный или операционный менеджмент (в широком смысле отражения практической деятельности конкретного предприятия); - инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде); - финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия); - управление персоналом и др.
Понятие организации Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Следовательно, под организацией понимают предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования. Таким образом, организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Любая организация характеризуется рядом таких параметров, как целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, внешняя и внутренняя среда, система экономических связей и отношений. В соответствии с набором параметров все многообразие организаций в зависимости от однородности критерия подразделяется на классы и виды. Все организации обладают рядом общих характеристик. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой, зависимость от внешней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Организации полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды — как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Цель всякой организации включает преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, — это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Разделение труда, всей работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам. Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения. Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур. Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник более низкой квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов. Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство — выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации; технологическое руководство — разработка и внедрение прогрессивных технологий; экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы; оперативное управление — составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом и количеством производственного процесса; управление персоналом — подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и внешней (окружающей) среды. !Деятельность организации зависит от влияния внешних и внутренних факторов. Внешняя среда – это окружение организации, состоящее из определенного набора факторов прямого и косвенного воздействия на организацию, вынуждающее ее действовать определенным образом. Цель анализа внешней среды – выявление возможностей и угроз для организации. Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: - среда косвенного воздействия (макросреда); - среда прямого воздействия (микросреда или деловая среда). Среда прямого воздействия (деловая среда) – представлена факторами, которые оказывают непосредственное воздействие на организацию. К ним относятся: 1.поставщики ресурсов — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности; 2.потребители продукции (работ, услуг) — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией; 3.конкуренты — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей; 4.законы и государственные органы- государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью организации: налоговые, санитарные и др. инспекции, социальные, пенсионные фонды, различные комиссии. 5.Общественность – партии, объединения, союзы, общества, формирующие общественное мнение, отношение в сознании населения и ее продукции. Среда косвенного воздействия создает общие условия среды нахождения организации и определяется следующими факторами: Политико-правовые факторы – законодательство, регламентирующее коммерческую деятельность, уровень политической стабильности, уровень правовой грамотности в обществе и пр. Экономические факторы – уровень экономического развития страны, региона, структура экономики, уровень инфляции, курс валют, уровень жизни населения и т.д. Демографические факторы – динамика численности населения, половозрастная структура населения, структура населения по доходам и социальным слоям и пр. Социально-культурные факторы – традиции общества, изменения в менталитете, сложившиеся стереотипы поведения и т.д. Научно-технические факторы – степень внедрения научно-технических достижений, уровень компьютеризации экономики, используемые технологии. Природные факторы – сырьевая и энергетическая ситуация, естественные природно-климатические условия для ведения бизнеса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.008 с.) |