Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Введение в историю психологии.
Тема № 1. Введение в историю психологии. План: 1. Предмет истории психологии. Уровни научной рефлексии (М.Г.Ярошевский). 2. Задачи истории психологии. 3. Основные подходы при объяснении развития психологии. Факторы развития науки. 4. Научные принципы в истории психологии. 5. Периодизация истории психологии. 6. Методы и источники истории психологии. Литература: Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997. С. 5-20. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. С. 3-16. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1966. С. 4-16. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. С.3-22. Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 17-36. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., 1 Т.,М., 1982.-С. 291-436. Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, № 5. - С. 3-11. Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22. Предмет истории психологии. Предмет истории психологии (по Ярошевскому М.Г.) - это изучение в исторической перспективе исследовательской деятельности тех, кто добывает научные знания о психике. История психологии пытается объяснить, как от незнания о психике человеческая мысль перешла к знанию о ней, как происходит переход от одной теории к другой, как рождаются новые представления о психике, чем объяснить процесс развития научного знания. Коротко, история психологии изучает процесс развития научного знания о психике. История психологии - это наука о науке. В связи с этим необходимо отметить следующее: 1. Специфика научного труда предполагает иметь информацию о Бернштейн Н.Л. (1896-1966): «Нет в природе такого явления, суть которого можно понять, не вникая в то, как оно возникло». Т.е., современные идеи в области психологии должны быть поняты через их становление. 2. Наука совершается деятельностью многих учёных и не одним днём. «Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю». 3. Наука - это знание развивающееся. Неизбежно возникает вопрос о однажды возникшую мысль о психических явлениях объектом специального исследования. Т.е. потребность в «мышлении второго порядка» - рефлексии. История психологии как научная рефлексия. Разные уровни рефлексии помогают раскрыть предмет истории психологии. 1 - предрефлексивный Нет осознанного отношения к вопросам истории психологии. A) Б.М.Теплов (1896-1965): «Многие просчёты учёных-психологов обусловлены тем, что они не знали разработок психологических проблем предшественниками» => игнорирование того, что уже достигнуто (не надо «изобретать велосипед»), неэффективность работы. Б) На работе учёного лежит «табу на повтор», т.к. его открытия должны иметь социальную значимость, его основная задача - генерирование новых идей => необходимо знать достижения, уже существующие в науке. Т.о., в науке нельзя стать генератором идей, не будучи эрудитом, т.е. хранителем информации о прошлом. B) Даже игнорируя историю, учёный не является свободным от неё. Пример: З.Фрейд за несколько лет до создания теории психоанализа изучал сочинения античных философов, в т.ч. Платона, однако, никогда не ссылался на теории других авторов в связи со своей концепцией, считая её оригинальной. Платон: учение о душе - части души 1 - Низшее начало - чёрный конь стадо 2 - Яростный дух - белый конь собака 3 - Разумное начало - возница пастух Фрейд 3.: структура личности Ego (возница) Sego (белый конь) Id (чёрный конь) Усвоенное в молодости оказало влияние на Фрейда, но не осознавалось им при создании психоаналитической теории личности. Т.о., знания о прошлом всегда присутствуют. 2 - рефлексия при обращении к истории вопроса Исследователь сознательно обращается к истории вопроса. Например: теоретическая часть, обзор, историческая справка и т.п. Это даёт возможность определиться в вопросе, определить новизну исследования. Высок элемент субъективности: - анализ прошлого исходя из собственных интересов; - поиск поддержки для выбора направлений исследования; - разбор прошлых ошибок; - опора на авторитеты. Творческий диалог с прошлым Исследователи не ограничиваются воспроизведением прошлых воззрений, а производят анализ их, оценивают с точки зрения влияния на развитие науки. Эта форма обращения к истории науки особенно важна в переломные моменты её развития. Пример: Выготский Л.С. (1896-1934) «Исторический смысл психологического кризиса» (1927). Научно-историческая рефлексия В науке происходит разделение труда, появляется фигура историка науки. Он становится посредником между современными учёными и учёными предшествующих поколений. Его основная задача - проследить развитие научного знания. Можно выделить периоды обострённого внимания к истории психологии в XX веке: 10-е годы - период открытого кризиса в психологии, резкая критика предшествующих взглядов (предмет - акты сознания, метод - интроспекция), зарождение множества научных направлений: З.Фрейд (1900), Д.Уотсон (1913), М.Вертгеймер (1912). => Первые тексты зарубежных авторов по истории психологии. Конец 20-х - начало 30-х годов - психология Запада в состоянии кризиса (неофрейдизм, необихевиоризм) => появляются работы по истории психологии. Например: Боринг «История экспериментальной психологии». В отечественной психологии не было разнообразных психологических концепций, однако, нет ни одного крупного отечественного психолога, который не обращался бы к вопросам истории психологии. Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса»; Рубинштейн С.Л. «Пути и принципы развития психологии»; Гальперин П.Я. «Курс лекций по истории психологии»; Теплов Б.М. «О культуре научного исследования»; Смирнов А.А. «Развитие и современное состояние исторической науки в СССР»; Ананьев Б.Г. - диссертация по истории психологии. 60-е годы - НТР, смена взглядов на природу психического => первые журналы по истории психологии (США). Задачи истории психологии Общая задача: изучить закономерности развития знаний о психике. Частные задачи: - раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками, от которых может зависеть развитие психологических знаний; - выявить зависимость зарождения и развития знаний о психике от социокультурного развития и идеологических влияний; - изучить роль личности и её индивидуального пути в становлении науки. Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, №5.-С. 3-11. Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22. Основные подходы при объяснении развития психологии. Факторы развития науки. Доминирующими при объяснении логики развития психологии являются два подхода: «персоналистический» и «контекстный». Персоналистическая теория Акцент делается на достижения отдельных личностей. Согласно этой теории движение вперед, прогресс, изменения в науке связаны с деятельностью отдельных выдающихся людей, уникальных учёных. По этой теории, Наполеон, Гитлер или Дарвин были главными движущими силами великих исторических событий. Связанные с именами этих людей события никогда не произошли бы, если бы не появились именно эти выдающиеся люди: «Человек делает время». Действительно, наука - это работа интеллектуалов, отдельных учёных, которые часто определяют направление её развития. Например, мы говорим о физике «до Эйнштейна» и «после Эйнштейна». Т.о., в персоналистической теории есть доля истины. Однако, считать её достаточной для объяснения науки нельзя. Так, часто работу учёных не замечают при жизни, подвергают гонениям и т.д. Как показывает история, одобрение или отрицание идеи могут зависеть от культурной атмосферы времени. Образ мышления и проблемы, преобладающие в данный момент в обществе («дух времени»), могут преградить путь открытию. Идея, названная в данный момент странной и нелепой, может быть с восторгом принята через сто лет. Т.о., анализ деятельности отдельных личностей в полной мере не объясняет развитие науки. Парадигмальная теория Американский историк физики Томас Кун выдвинул учение о парадигме. Парадигма - это модель, образец, способ мышления, который в течение некоторого времени для исследователей в данной области является общепринятым. Например, в физике система Галилея-Ньютона - одна парадигма, система Эйнштейна - другая, их смена - революция в науке. Каждая наука, согласно парадигмальной теории, проходит разные периоды в своём развитии. Предпарадигмальный период - ранняя стадия развития науки, нет общей парадигмы, т.е., нет общих представлений о предмете, методах, основных понятиях и т.д. Парадигмальный период - свидетельствует о зрелости науки, складывается парадигма, которая достаточно сильна, чтобы объединить умы учёных вокруг себя. Некоторое время все следуют принятой парадигме, не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо перестраиваются, но в то же время они расшатывают парадигму и создают ситуацию кризиса в науке. Так, согласно Куну, наличие различных школ, несовместимых теорий свидетельствует о том, что кончается эпоха «нормальной науки», происходит революция и воцаряется новая парадигма. Парадигмальный подход интересен, но, приложив его к истории развития психологии, можно сказать, что, видимо психология до сегодняшнего дня находится на предпарадигмальной стадии развития, сегодня она ещё более неоднородна, чем 100 лет назад. Возможно, психология - вообще предпарадигмальная наука. Теория Брунсвика Эгон Брунсвик - венгерский психолог (США), предложил классифицировать основные психологические концепции, исходя из общей схемы «организм и его окружение». Компоненты схемы: О - организм А - мышечные движения В - изменения, производимые организмом в среде С - отдалённые последствия деятельности Непосредственные раздражители - а Объекты среды, физические тела - в Отдалённое прошлое организма - с Данные компоненты можно соотнести с отдельными направлениями в психологии. Бихевиоризм - (R=>S) - схема «а-А» Фрейдизм-(зависимость организма от прошлого опыта)- схема «с-О» Брунсвик отмечает, что каждая из теорий в истории психологии - это фрагмент в целостном процессе её развития. Для полного анализа развития науки схема Брунсвика непригодна, т.к. не объясняет причин генезиса и распада теорий. Т.о., существующие подходы в объяснении развития психологии дополняют друг друга, не являясь достаточными в отдельности. В отечественной истории психологии считается, что взаимодействие трёх факторов оказывает влияние на развитие науки: Социальный Научные идеи зарождаются и преобразуются под воздействием потребностей общества, социальной практики, материального производства (Контекстный подход). Личностно-психологический Роль личности в научном познании (Персоналистический подход). Предметно-логический Наука имеет собственную логику развития, закономерности. Структура научного мышления воплощена в категориальном аппарате науки, который запечатлевает то, что добыто кропотливым трудом представителей различных школ и направлений. Категориальный аппарат науки - это её категории и объяснительные принципы. К числу основных психологических категорий относятся: - образ - действие - мотив - личность - психосоциальные отношения К числу основных объяснительных принципов относятся: - принцип детерминизма - принцип системности - принцип развития Категории - это наиболее общие, предельные, ни к чему не сводимые разделы научных знаний. В преобразовании категориального аппарата и заключается логика развития науки как объективного процесса, который призвана реконструировать история науки. История психологии выявляет смену категориальных схем и тем самым - закономерности эволюции психологического познания. Тема № 1. Введение в историю психологии. План: 1. Предмет истории психологии. Уровни научной рефлексии (М.Г.Ярошевский). 2. Задачи истории психологии. 3. Основные подходы при объяснении развития психологии. Факторы развития науки. 4. Научные принципы в истории психологии. 5. Периодизация истории психологии. 6. Методы и источники истории психологии. Литература: Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997. С. 5-20. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. С. 3-16. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1966. С. 4-16. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. С.3-22. Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 17-36. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., 1 Т.,М., 1982.-С. 291-436. Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, № 5. - С. 3-11. Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22. Предмет истории психологии. Предмет истории психологии (по Ярошевскому М.Г.) - это изучение в исторической перспективе исследовательской деятельности тех, кто добывает научные знания о психике. История психологии пытается объяснить, как от незнания о психике человеческая мысль перешла к знанию о ней, как происходит переход от одной теории к другой, как рождаются новые представления о психике, чем объяснить процесс развития научного знания. Коротко, история психологии изучает процесс развития научного знания о психике. История психологии - это наука о науке. В связи с этим необходимо отметить следующее: 1. Специфика научного труда предполагает иметь информацию о Бернштейн Н.Л. (1896-1966): «Нет в природе такого явления, суть которого можно понять, не вникая в то, как оно возникло». Т.е., современные идеи в области психологии должны быть поняты через их становление. 2. Наука совершается деятельностью многих учёных и не одним днём. «Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю». 3. Наука - это знание развивающееся. Неизбежно возникает вопрос о однажды возникшую мысль о психических явлениях объектом специального исследования. Т.е. потребность в «мышлении второго порядка» - рефлексии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.107 (0.01 с.) |