Тема № 1. Введение в историю психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Введение в историю психологии.



Тема № 1. Введение в историю психологии.

План:

1. Предмет истории психологии. Уровни научной рефлексии (М.Г.Ярошевский).

2. Задачи истории психологии.

3. Основные подходы при объяснении развития психологии. Факторы развития науки.

4. Научные принципы в истории психологии.

5. Периодизация истории психологии.

6. Методы и источники истории психологии. Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997. С. 5-20.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. С. 3-16.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1966. С. 4-16.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. С.3-22.

Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 17-36.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., 1 Т.,М., 1982.-С. 291-436.

Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, № 5. - С. 3-11.

Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22.


Предмет истории психологии.

Предмет истории психологии (по Ярошевскому М.Г.) - это изучение в исторической перспективе исследовательской деятельности тех, кто добывает научные знания о психике. История психологии пытается объяснить, как от незнания о психике человеческая мысль перешла к знанию о ней, как происходит переход от одной теории к другой, как рождаются новые представления о психике, чем объяснить процесс развития научного знания.

Коротко, история психологии изучает процесс развития научного знания о психике.

История психологии - это наука о науке. В связи с этим необходимо отметить следующее:

1. Специфика научного труда предполагает иметь информацию о
прошлом. Любое исследование должно быть органически связано с историей
изучаемого вопроса, т.к. нет такой проблемы в современной науке, которая
могла бы решаться без учёта предшествующей истории.

Бернштейн Н.Л. (1896-1966):

«Нет в природе такого явления, суть которого можно понять, не вникая в то, как оно возникло».

Т.е., современные идеи в области психологии должны быть поняты через их становление.

2. Наука совершается деятельностью многих учёных и не одним днём.
Г.Эббингауз (1850-1909):

«Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю».

3. Наука - это знание развивающееся. Неизбежно возникает вопрос о
производстве, становлении этого знания, возникает потребность сделать


однажды возникшую мысль о психических явлениях объектом специального исследования. Т.е. потребность в «мышлении второго порядка» - рефлексии.

История психологии как научная рефлексия.

Разные уровни рефлексии помогают раскрыть предмет истории психологии.

1 - предрефлексивный

Нет осознанного отношения к вопросам истории психологии.

A) Б.М.Теплов (1896-1965):

«Многие просчёты учёных-психологов обусловлены тем, что они не знали разработок психологических проблем предшественниками» => игнорирование того, что уже достигнуто (не надо «изобретать велосипед»), неэффективность работы.

Б) На работе учёного лежит «табу на повтор», т.к. его открытия должны иметь социальную значимость, его основная задача - генерирование новых идей => необходимо знать достижения, уже существующие в науке. Т.о., в науке нельзя стать генератором идей, не будучи эрудитом, т.е. хранителем информации о прошлом.

B) Даже игнорируя историю, учёный не является свободным от неё.
Достижения предшествующих поколений учёных, так или иначе, влияют на
воззрение психолога.

Пример: З.Фрейд за несколько лет до создания теории психоанализа изучал сочинения античных философов, в т.ч. Платона, однако, никогда не ссылался на теории других авторов в связи со своей концепцией, считая её оригинальной.

Платон: учение о душе - части души

1 - Низшее начало - чёрный конь стадо

2 - Яростный дух - белый конь собака

3 - Разумное начало - возница пастух


Фрейд 3.: структура личности Ego (возница)

Sego (белый конь)

Id (чёрный конь)

Усвоенное в молодости оказало влияние на Фрейда, но не осознавалось им при создании психоаналитической теории личности. Т.о., знания о прошлом всегда присутствуют.

2 - рефлексия при обращении к истории вопроса

Исследователь сознательно обращается к истории вопроса. Например: теоретическая часть, обзор, историческая справка и т.п. Это даёт возможность определиться в вопросе, определить новизну исследования. Высок элемент субъективности:

- анализ прошлого исходя из собственных интересов;

- поиск поддержки для выбора направлений исследования;

- разбор прошлых ошибок;

- опора на авторитеты.

Творческий диалог с прошлым

Исследователи не ограничиваются воспроизведением прошлых воззрений, а производят анализ их, оценивают с точки зрения влияния на развитие науки. Эта форма обращения к истории науки особенно важна в переломные моменты её развития.

Пример: Выготский Л.С. (1896-1934)

«Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

Научно-историческая рефлексия

В науке происходит разделение труда, появляется фигура историка науки. Он становится посредником между современными учёными и учёными


предшествующих поколений. Его основная задача - проследить развитие научного знания.

Можно выделить периоды обострённого внимания к истории психологии в XX веке:

10-е годы - период открытого кризиса в психологии, резкая критика предшествующих взглядов (предмет - акты сознания, метод - интроспекция), зарождение множества научных направлений: З.Фрейд (1900), Д.Уотсон (1913), М.Вертгеймер (1912). => Первые тексты зарубежных авторов по истории психологии.

Конец 20-х - начало 30-х годов - психология Запада в состоянии кризиса (неофрейдизм, необихевиоризм) => появляются работы по истории психологии. Например: Боринг «История экспериментальной психологии».

В отечественной психологии не было разнообразных психологических концепций, однако, нет ни одного крупного отечественного психолога, который не обращался бы к вопросам истории психологии.

Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса»;

Рубинштейн С.Л. «Пути и принципы развития психологии»;

Гальперин П.Я. «Курс лекций по истории психологии»;

Теплов Б.М. «О культуре научного исследования»;

Смирнов А.А. «Развитие и современное состояние исторической науки в СССР»;

Ананьев Б.Г. - диссертация по истории психологии.

60-е годы - НТР, смена взглядов на природу психического => первые журналы по истории психологии (США).

Задачи истории психологии

Общая задача: изучить закономерности развития знаний о психике.


Частные задачи:

- раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками, от которых может зависеть развитие психологических знаний;

- выявить зависимость зарождения и развития знаний о психике от социокультурного развития и идеологических влияний;

- изучить роль личности и её индивидуального пути в становлении науки.

Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, №5.-С. 3-11.

Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22.

Основные подходы при объяснении развития психологии.

Факторы развития науки.

Доминирующими при объяснении логики развития психологии являются два подхода: «персоналистический» и «контекстный».

Персоналистическая теория

Акцент делается на достижения отдельных личностей. Согласно этой теории движение вперед, прогресс, изменения в науке связаны с деятельностью отдельных выдающихся людей, уникальных учёных. По этой теории, Наполеон, Гитлер или Дарвин были главными движущими силами великих исторических событий. Связанные с именами этих людей события никогда не произошли бы, если бы не появились именно эти выдающиеся люди: «Человек делает время».

Действительно, наука - это работа интеллектуалов, отдельных учёных, которые часто определяют направление её развития. Например, мы говорим о физике «до Эйнштейна» и «после Эйнштейна». Т.о., в персоналистической теории есть доля истины. Однако, считать её достаточной для объяснения науки нельзя. Так, часто работу учёных не замечают при жизни, подвергают гонениям и т.д. Как показывает история, одобрение или отрицание идеи могут


зависеть от культурной атмосферы времени. Образ мышления и проблемы, преобладающие в данный момент в обществе («дух времени»), могут преградить путь открытию. Идея, названная в данный момент странной и нелепой, может быть с восторгом принята через сто лет.

Т.о., анализ деятельности отдельных личностей в полной мере не объясняет развитие науки.

Парадигмальная теория

Американский историк физики Томас Кун выдвинул учение о парадигме. Парадигма - это модель, образец, способ мышления, который в течение некоторого времени для исследователей в данной области является


общепринятым. Например, в физике система Галилея-Ньютона - одна парадигма, система Эйнштейна - другая, их смена - революция в науке.

Каждая наука, согласно парадигмальной теории, проходит разные периоды в своём развитии.

Предпарадигмальный период - ранняя стадия развития науки, нет общей парадигмы, т.е., нет общих представлений о предмете, методах, основных понятиях и т.д.

Парадигмальный период - свидетельствует о зрелости науки, складывается парадигма, которая достаточно сильна, чтобы объединить умы учёных вокруг себя.

Некоторое время все следуют принятой парадигме, не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо перестраиваются, но в то же время они расшатывают парадигму и создают ситуацию кризиса в науке. Так, согласно Куну, наличие различных школ, несовместимых теорий свидетельствует о том, что кончается эпоха «нормальной науки», происходит революция и воцаряется новая парадигма.

Парадигмальный подход интересен, но, приложив его к истории развития психологии, можно сказать, что, видимо психология до сегодняшнего дня находится на предпарадигмальной стадии развития, сегодня она ещё более неоднородна, чем 100 лет назад. Возможно, психология - вообще предпарадигмальная наука.

Теория Брунсвика

Эгон Брунсвик - венгерский психолог (США), предложил классифицировать основные психологические концепции, исходя из общей схемы «организм и его окружение».

Компоненты схемы:

О - организм

А - мышечные движения

В - изменения, производимые организмом в среде


С - отдалённые последствия деятельности

Непосредственные раздражители - а

Объекты среды, физические тела - в

Отдалённое прошлое организма - с

Данные компоненты можно соотнести с отдельными направлениями в психологии.

Бихевиоризм - (R=>S) - схема «а-А»

Фрейдизм-(зависимость организма от прошлого опыта)- схема «с-О»

Брунсвик отмечает, что каждая из теорий в истории психологии - это

фрагмент в целостном процессе её развития. Для полного анализа развития

науки схема Брунсвика непригодна, т.к. не объясняет причин генезиса и

распада теорий.

Т.о., существующие подходы в объяснении развития психологии дополняют друг друга, не являясь достаточными в отдельности.

В отечественной истории психологии считается, что взаимодействие трёх факторов оказывает влияние на развитие науки:

Социальный

Научные идеи зарождаются и преобразуются под воздействием потребностей общества, социальной практики, материального производства (Контекстный подход).

Личностно-психологический

Роль личности в научном познании (Персоналистический подход).

Предметно-логический

Наука имеет собственную логику развития, закономерности. Структура научного мышления воплощена в категориальном аппарате науки, который


запечатлевает то, что добыто кропотливым трудом представителей различных школ и направлений.

Категориальный аппарат науки - это её категории и объяснительные принципы. К числу основных психологических категорий относятся:

- образ

- действие

- мотив

- личность

- психосоциальные отношения

К числу основных объяснительных принципов относятся:

- принцип детерминизма

- принцип системности

- принцип развития

Категории - это наиболее общие, предельные, ни к чему не сводимые разделы научных знаний.

В преобразовании категориального аппарата и заключается логика развития науки как объективного процесса, который призвана реконструировать история науки. История психологии выявляет смену категориальных схем и тем самым - закономерности эволюции психологического познания.

Тема № 1. Введение в историю психологии.

План:

1. Предмет истории психологии. Уровни научной рефлексии (М.Г.Ярошевский).

2. Задачи истории психологии.

3. Основные подходы при объяснении развития психологии. Факторы развития науки.

4. Научные принципы в истории психологии.

5. Периодизация истории психологии.

6. Методы и источники истории психологии. Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997. С. 5-20.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. С. 3-16.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1966. С. 4-16.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. С.3-22.

Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 17-36.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., 1 Т.,М., 1982.-С. 291-436.

Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, № 5. - С. 3-11.

Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22.


Предмет истории психологии.

Предмет истории психологии (по Ярошевскому М.Г.) - это изучение в исторической перспективе исследовательской деятельности тех, кто добывает научные знания о психике. История психологии пытается объяснить, как от незнания о психике человеческая мысль перешла к знанию о ней, как происходит переход от одной теории к другой, как рождаются новые представления о психике, чем объяснить процесс развития научного знания.

Коротко, история психологии изучает процесс развития научного знания о психике.

История психологии - это наука о науке. В связи с этим необходимо отметить следующее:

1. Специфика научного труда предполагает иметь информацию о
прошлом. Любое исследование должно быть органически связано с историей
изучаемого вопроса, т.к. нет такой проблемы в современной науке, которая
могла бы решаться без учёта предшествующей истории.

Бернштейн Н.Л. (1896-1966):

«Нет в природе такого явления, суть которого можно понять, не вникая в то, как оно возникло».

Т.е., современные идеи в области психологии должны быть поняты через их становление.

2. Наука совершается деятельностью многих учёных и не одним днём.
Г.Эббингауз (1850-1909):

«Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю».

3. Наука - это знание развивающееся. Неизбежно возникает вопрос о
производстве, становлении этого знания, возникает потребность сделать


однажды возникшую мысль о психических явлениях объектом специального исследования. Т.е. потребность в «мышлении второго порядка» - рефлексии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.237 с.)