Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы нравственного воспитания на уроке истории.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание.
Введение в тему............................................................................................................................ 2 О программе курса........................................................................................................................ 6 «История города Горловки в годы Великой Отечественной войны»................................. 6 Роль учителя истории................................................................................................................... 7 Методы нравственного воспитания на уроке истории........................................................... 10 Методы изучения истории Горловки и горловчан в годы Великой Отечественной войны на уроках истории......................................................................................................................................... 18 Программа курса:........................................................................................................................ 27 «История Горловки в годы Великой отечественной войны».............................................. 27 Часть первая: «История Горловки в Годы Великой Отечественной войны»...................... 29 Урок №1. Введение в курс: «История Горловки в годы Великой Отечественной войны». 29 Урок 2.Начало войны. «Все для фронта. Все для Победы».................................................... 32 Урок 3.Фашистский оккупационный режим в г. Горловка.................................................. 39 Урок 4. Урок-практикум «Работа с документами очевидцев- оккупации Горловки»...... 42 Урок 5.Война в тылу врага. Партизанское и подпольное движение в г. Горловка............ 45 Второй вариант урока................................................................................................................. 53 История партизанского и подпольного движения в Горловке.............................................. 53 Урок 6.Нравственный выбор во имя Отечества одних и предательство других................. 66 Урок 7. Освобождение Горловки.............................................................................................. 69 Урок 8. Подвиг восстановления Горловки.............................................................................. 76 Урок 9. Памятники и братские могилы города Горловки.................................................... 81 Урок 10.История Великой Отечественной войны в названии улиц города....................... 89 Часть вторая. Имена горловчан в истории Великой Отечественной войны....................... 95 Урок 11. «Беру ответственность на себя». Подвиг горловчан на фронтах войны............. 95 Урок 12. «И танки наши быстры» Иван Яковлевич Трашутин.......................................... 113 Урок 13. Крылья Родины. Горловчане- герои в небе Родины............................................. 120 Урок 14. Орден солдатской Славы. Горловчане - полные кавалеры Ордена Славы....... 131 Уроки 15. Горловчане - Герои Советского Союза................................................................ 135 Урок 16. Горловка, воспетая в огне........................................................................................ 146 Часть третья. Герои-горловчане, награжденные орденами и медалями в честь воинов Святой Руси. 165 Урок 17. Горловчане, награжденные орденом Святого благоверного князя А. Невского 165 Урок18. Горловчане, награжденные орденом Кутузова..................................................... 171 Урок19. Горловчане, награжденные орденом Суворова...................................................... 178 Урок 20. Горловчане, награжденные орденом Богдана Хмельницкого........................... 186
Введение в тему Великая Отечественная война. Говорят: «Пройдет время, и ЕЕ забудут, как забыли другие войны». Эти люди не понимают, что тяжесть исторического груза потери 26 миллионов жизней, которые мы заплатили за то, чтобы выжить как народ, нельзя вычеркнуть, нельзя забыть. Хотим мы этого или не хотим. Именно поэтому, наша история, даже после развала СССР в XX веке подразделяется на "до войны" и "после войны". Великая Отечественная война оставила в коллективном сознании нашего народа страшную травму, рубцы от которой, даже заживая по прошествии времени, все равно являются тем напоминанием, которое не исчезнет, даже когда уйдет последний ветеран. Погибших не вернуть, тех ветеранов, что уже ушли от нас - тоже не вернуть. Но до сих пор среди ныне живущих память пробуждает глубинные чувства, затрагивающие само естество человека. Знакомые до боли пафосные слова. Что в них? Помним ли мы….. и для чего вообще необходимо хранить память, бороться за каждое имя погибшего или умершего от ран воина, вырывать его из забытья? Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром» подметил уникальную особенность человеческой памяти, она — избирательна. Она фильтрует позитивные факты, делая их основанием становления человеческой личности, ее способности к выживанию, адаптации к социуму. Сколько раз мы взрослые сетовали на то, что история переписывается, подтасовываются ее факты. Но неизменным остается одно - каждый из вариантов видения истории демонстрирует выбор, перед которым оказывается каждый человек - «жить по совести, умереть за правое дело или всю жизнь бояться и все равно гибнуть, разрушая себя изнутри страхом и подлостью. Это самый сложный выбор, который всю жизнь делает человек. Выбор, который ведет либо к бесчестию, либо к памяти народной. Изучая историю Горловки и горловчан, мы не можем рассматривать ее в отрыве от ситуации, в которой жили и трудились эти люди. Ведь история Горловки - это часть большой истории нашего народа. История – это прежде всего процесс изучения опыта, анализ нравственного выбора, с которым знакомясь ребенок, применяет к своему мировоззрению. Задает вопрос «А как бы поступил я?». Горловчанам есть чем гордиться. Очень стыдно и неприятно, когда детям внушают: «угораздило же вас родиться в Горловке…», «Горловка - депрессивный город». Тем самым неосознанно перечеркивая понятия родного дома, города, Отчизны, значит, забирая будущее и у самих себя. А ведь горловчанин – это прежде всего мужество и трудолюбие, это смелость и сила духа. История города, жизни и подвиги его жителей могут рассказать детям и их родителям, как в самые трудные времена боролся наш город и не сдавался врагу. Его подвигом восхищались Борис Горбатов, Павел Беспощадный, Юрий Черный- Диденко и многие писатели и поэты. Родину любят не только богатую и счастливую, не только тогда, когда она что- то дает нам. Отдают сначала ей. Строят, благоустраивают, украшают. И только потом она платит красотой своих тенистых улиц. Улиц, названных в честь подвига тружеников, воинов, патриотов. Юношеству нужны положительные герои для воспитания в себе чувства собственного достоинства, самодостаточности как человека, как народа. Самоунижение народа, его истории, то, что «смакуется» в средствах массовой информации, ведет к нравственной деградации целого поколения живущего в таком информационном социуме. Читаем простые и мудрые размышления Д.С. Лихачева в книге «Письма о Добром» о свойствах человеческой памяти. «Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... «Генетическая память» - память, заложенная в веках, память, переходящая от одного поколения живых существ к следующим. При этом эта память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается именно то, что нужно. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты... Особенно важно, когда юношество, не знающее по каким-то причинам историю своей семьи, испытывающее ту самую пресловутую проблему «отцов и детей», вдруг находит след прадеда, фамилию которого он носит, подвигом которого можно гордиться …. Именно знание истории своей семьи, уважение ее традиций, корректирует поведенческую мотивацию любого человека, пробуждает в нем СОВЕСТЬ. Ведь совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенных поступков. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Память преимущественно должна укреплять ростки самосознания личности, сопричастности нравственному наследию своего народа. Экология духовного пространства человека - нравственная среда, созданная культурой его предков и им самим. «История города Горловки в годы Великой Отечественной войны» Программа курса «История г. Горловки в годы Великой Отечественной войны» рассчитана на изучение, как старшими школьниками, так и студентами. Подбор тем выстроен таким образом, что курс можно читать в комплексе и выбирать отдельные его темы. От урока к уроку мы попытаемся раскрыть аналогию нравственного выбора и в результате - героического подвига человека, любившего и верившего в свой народ, отдавшего за него самое ценное – жизнь. Формы, предлагаемые для изучения тем различные (беседы, уроки исследования, видеопросмотры, проектная деятельность, подготовка выставок и экспозиций). Но объединяющим стержнем является одно - это уроки-исследования, в которых принимают участие дети вместе с родителями и педагогами. Цель этого всего одна – не просто дать практическую оценку знаниям, сформировать основы критического мышления, а научить знать историю и любить свой народ, город в котором они родились, сформировать стремление трудиться на его благо.
Реализовать задачу, когда исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру, и в конечном счете на самовоспитание учеников может только человек искренне любящий свой народ и его историю. Раскрывая данную темы, мы позволим себе ссылаться на работы известного православного педагога, учителя истории Елисова Андрея Владимирович (сайт http://pritcha-elisova.ucoz.ru/)
Педагог Елисов Андрей Владимирович о нравственном воспитании на уроках истории пишет: «Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности. Необходимо взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая опыт истории: Способствовать формированию терпимого отношения к тем ценностям, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся. Таким образом, можно выделить ряд аспектов нравственного воспитания на уроках истории: 1) аксеологический - обращение учащихся к высшим ценностям; 2) гносеологический - включение учащихся в процесс познания высших ценностей; 3) когнитивный - познание учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей; 4) ориентационный - выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе; 5) результативный - механизм становления структуры человеческого «я». Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания: 1) целенаправленность; 2) процесс взаимоотношения педагога и ученика; 3) создание воспитательной среды; 4) содержание воспитания; 5) творческий характер воспитания. Многоплановость этого процесса побуждает к созданию системы нравственного воспитания на протяжении двух концентров при изучении истории. С одной стороны деятельность учителя должна быть направлена на накопление в учениках знаний, умений, навыков, с другой стороны учителю необходимо формировать в учениках отношение к приобретенным знаниям. Существуют три формы, при помощи которых может осуществляться воспитательный процесс: рационалистическая, эмоциональная и поведенческо-волевая. Рациональная форма включает в себя содержание мыслительной деятельности и само умение мыслить; эмоциональная - восприятие любого знания через призму эмоционального строя личности; поведенческо-волевая предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие ученика, которое проявляется в поступках, в определении своей позиции по конкретному вопросу. Рационалистическое и эмоциональное познания должны быть обращены к смысловому обогащению ученика, при помощи которого учение совершает нравственное или безнравственное действие. Вот как выглядит этот процесс схематически:
Таким образом, нравственное воспитание – это основа всей жизни».
Сайт «Подвиг народа» Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», наполняемый имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной.
Сайт «Мемориал» Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Как работать с этими сайтами, можно найти в «Библиотеке следопыта благотворительного фонда «Витязь». Работа с архивами поможет больше узнать ребенку о близких ему людях, прошедших войну, о том наследии какого подвига народа он является Экскурсия в музей
Начнём с того, что в современных условиях музей всё более разносторонне раскрывает свои возможности в диалоге со зрителем не только через выставочно-экспозиционную деятельность, но и через непосредственное участие в судьбе человека, в становлении личности нового типа. В сфере воспитания и формирования этого нового типа намечены акценты научно-педагогической работы.
Специфика музейной педагогики заключается в «погружении» посетителя в музейную среду, которая обеспечивает ценное культурное образование через музейные ценности — экспонат, экспозицию, специфический образ музея, исторической эпохи и т.д. Желательно предварительно уточнять в заявке, что именно вы хотите, чтобы прозвучало в ходе экскурсии. На что необходимо сделать экскурсоводу акцент.
«История Горловки в годы Великой отечественной войны» Часть первая: «История Горловки в Годы Великой Отечественной войны» Урок №1. Введение в курс: «История Горловки в годы Великой Отечественной войны». Урок 2.Начало войны. «Все для фронта! Все для Победы!» Урок 3.Фашистский оккупационный режим в городе Горловка. Урок 4. Урок-практикум «Работа с документами очевидцев оккупации Горловки». Урок 5.Война в тылу врага. Партизанское и подпольное движение в городе Горловка. Урок 6.Нравственный выбор во имя Отечества одних и предательство других. Урок 7.Освобождение Горловки. Урок 8. Подвиг восстановления Горловки Урок 9. Памятники и братские могилы города Горловки. Урок 10.История Великой Отечественной войны в названии улиц города.
Часть вторая. Имена горловчан в истории Великой Отечественной войны
Урок 11. «Беру ответственность на себя». Подвиг горловчан на фронтах войны. Урок 12. «И танки наши быстры» Иван Яковлевич Трашутин. Урок 13. Крылья Родины. Горловчане- герои в небе Родины. Урок 14. Орден солдатской Славы. Горловчане - полные кавалеры Ордена Славы. Уроки 15. Горловчане- Герои Советского Союза Урок 16. Горловка, воспетая в огне. Часть третья. Герои-горловчане, награжденные орденами и медалями в честь воинов Святой Руси. Урок17. Горловчане, награжденные орденом Александра Невского Урок18. Горловчане, награжденные орденом Кутузова. Урок 19. Горловчане, награжденные орденом Суворова. Урок 20.Горловчане, награжденные орденом Богдана Хмельницкого
Обсуждение фильма На сайте http://ruskino.ru/ помещены отзывы тех, кто посмотрел фильм. Согласны ли вы с ними? «Да, конечно, фильм для молодых, но не только и не просто «о войне»… Он скорее о сегодняшнем дне, о нас, но взгляд через призму той войны. Это фильм-притча, позволивший нынешним ребятам заглянуть в глаза тем, чьи могилы они копают. Авторы обсуждаемого фильма не видят никакого выхода для своих героев, кроме фантастического, тем самым, вероятно, признавая окончательную победу бездуховности молодого поколения. Отчего они не верят в молодёжь? Почему у них представление о ней, как о неких накаченных «скинхедах», или любителей африканских «дредов», или бездуховных искателей продавать память и честь, обменивая её на денежные знаки?» Согласны ли вы с автором? Как вы думаете, верят ли в молодежь авторы фильма? Почему? (Ответы детей) «Хорошая постановка, хорошая идея фильма, подобраны актёры на «ура». Но… после просмотра стало тяжело и грустно, а что больше всего СТЫДНО, стыдно за наше поколение. Фильм показывает период Великой Отечественной, построена красивая история любви, но даже в самом начале мы уже видим полнейшее неуважение к нашему прошлому, нелегальные раскопки, сбыт раритетов, а когда герои накололи череп погибшего солдата на какой-то сучок… просто ради забавы, что бы пострелять из найденного пистолета, стало отвратительно до глубины души… Вот оно, наше поколение - ничего святого. Когда пришла к ним старушка с просьбой найти портсигар погибшего сына-солдата, они смеялись, смеялись, не скрывая этого. Наказание у них было одно - пройти через ад войны, чтобы почувствовав всё это, они поняли и хоть как-то изменились. Если взглянуть на наше поколение трезвыми глазами, что мы видим? Какие у нас ценности? Первый вопрос, что возникает: а что мы знаем о нашем прошлом? О Великой Отечественной? Знаем ли мы, в честь кого названы улицы нашего родного города? Кто захоронен в братских могилах, почему в городе так много солдат застыло на своих постаментах…? Этому и еще многому другому будет посвящен цикл наших встреч. Я не могу назвать их уроками. Никто никого здесь не будет учить. Мы будем учиться вместе. Работать с документами, искать в архивах, брать интервью. Шаг за шагом мы с Вами приблизимся к тому, что зовется памятью народной. Славной Памятью нашей родной Горловки. До следующих встреч, ребята. По материалам урока Светланы Борхович.
Цель урока: на основе анализа документов дать оценку положения города и Донецкой (Сталинской) области в начальный период войны; выяснить, как город Горловка и область готовились к отпору врага. Тип урока: урок-исследование. Урок начинается с просмотра 1–ой части фильма «Горловка в годы Великой Отечественной войны» (15:29). Кадры фильма показывают обстановку, предшествующую началу войны, «вводят в тему». Вводное слово учителя, постановка цели урока. III. Организуется работа с историческими документами. Учащиеся делятся на 5 групп. Вопрос для исследования: как Горловка и область готовились к отпору врага? Первоначально все группы работают с документами: 1) «Из выступления по радио заместителя председателя СНК СССР народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова о внезапном нападении фашисткой Германии на Советский Союз» 22 июня 1941 г. (Приложение 01) 2) Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации военнообязанных» от 22 июня 1941 г. (Приложение 02) 3) «Из сообщения в газете «Кочегарка» от 5 июля 1941 года. (Приложение 03) В одном из апрельских номеров «Кочегарки» был напечатан отрывок из книги киевлянки Ирины ОМЕЛЬЧУК «Незабываемое». Автор жила в Горловке, о чем поведала в своих мемуарах. Перед самой войной Ирина Омельчук работала учителем в начальной школе № 35, которая располагалась в двух двухэтажных зданиях в районе шахты «Кочегарка». Постарайтесь понять и оценить чувства пишущего воспоминания человека. 22 июня в Горловке гастролировал Харьковский театр. Я с подругой Марией пошла на дневной сеанс пьесы Афиногенова «Машенька», который начинался в полдень. Все места в зале были заполнены. Едва началось первое действие, как неожиданно занавес опустился. А когда вновь поднялся, на сцене уже находилась трибуна, возле которой стоял секретарь горкома партии. Нас охватила тревога. – Товарищи! Прошу внимания и спокойствия! – произнес он. А дальше сообщил о выступлении В.М. Молотова по Всесоюзному радио в 12 часов дня, из которого страна узнала о вероломном нападении гитлеровской Германии на СССР. Зал вскрикнул. Кто-то потерял сознание. Ведь у многих на границе служили сыновья. И мое сердце сжалось в тревоге за знакомого пограничника Бориса Панфилова, который был из Горловки и который мне очень нравился. Многие зрители стали покидать зал, но мы с Марией остались. Пьеса была про хороших людей. Запомнилась сцена после того короткого тревожного перерыва. К главной героине Машеньке пришли одноклассники. Они слушали что-то интересное в рассказе Машиного деда. Прозвучала фраза «Придет такое время, когда на Земле прозвучит последний выстрел». Да, тогда мы верили в коммунизм, когда люди будут жить в мире и дружбе, не будут покушаться на чужие земли, идти воевать друг с другом. А реалии, вот какие: «Война!». На пятый день войны я услышала по радио новую песню. Ее сразу подхватили: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». Из громкоговорителей на улицах между краткими сводками Информбюро звучали марши, патриотические песни, классическая музыка. Сразу начался массовый призыв в армию военнообязанных, которых спешно отправляли на фронт. Среди молодежи непризывного возраста было много добровольцев, но они привлекались в основном к охране объектов и рытью окопов. На случай немецкого десанта в Горловке был создан истребительный отряд из числа инженеров и квалифицированных рабочих, у которых была «бронь», так как работали для фронта, а со временем на них легла эвакуация предприятий за Урал. Когда нам с Марией стало известно, что при батальоне создается санитарный взвод, мы записались туда санитарками, сразу же включившись в работу. Учились оказывать первую помощь раненым и больным, изучали устав воинской службы. Разбирали и собирали винтовки, стреляли из них, а еще из пистолетов и пулеметов. Между бойцами-истребителями были распределены объекты для дежурства во время воздушных налетов вражеской авиации, о которых сообщало радио. Услышав сирену по радио, а потом голос диктора «Граждане, воздушная тревога!», я должна была схватить санитарную сумку с медикаментами и бежать не в убежище, а на указанный мне объект – детский садик, что находился неподалеку. Штаб истребительного батальона и все службы разместились на втором этаже магазина «Пассаж». На крыше постоянно находились дежурные, чтобы не пропустить немецкие бомбардировщики… Быстро пролетело лето. 1 сентября заработали школы. Мне дали второклассников. Успевала на двух работах, а еще нужно было неподалеку от школы копать глубокие убежища-«щели». 12 октября в Горловке объявили эвакуацию, так как фронт приближался. Занятия прекратились. Истребительный батальон перевели на казарменное положение. Мы выходили на круглосуточное дежурство. Незабываемым останется одно из них. Ночь. С крыши наблюдательного пункта видны сполохи пожаров, дым, взрывы, рев самолетов и выстрелы зениток. Отдельные промышленные объекты взрывались своими же, чтобы не достались врагу. Было безмерно больно смотреть, как разрушается добро, годами строившееся руками горловчан. Я заплакала навзрыд. Ко мне подошел один из бойцов батальона Николай Зубенко. Словно младшую сестру, обнял нежно за плечи и стал успокаивать. С Николаем я не была знакома, хотя до войны часто видела, как он шел по ул. Пионерской, на которой я жила, на работу в «Донбассэнерго», где был инженером. Обращало внимание то, что за руку он всегда вел мальчика лет пяти, который еле успевал за отцом. Слышала от других, что жена и сын Николая уже уехали в глубокий тыл. В этом же эшелоне находились семьи партийных работников района, города и другие люди… На память у меня осталась Колина фотография с трогательной подписью, сделанной 18 октября: «Тебе, Ирочка, в дни нашей Отечественной войны. Пусть эта фотография послужит для тебя маленьким воспоминанием о наших коротких встречах в Горловке. Желаю от всего сердца тебе счастья и здоровья. Не предаваться пессимизму». Командир санитарного взвода Нина Андреевна по секрету мне рассказала, что для подпольной борьбы с захватчиками командование подбирает людей. Нужно было только предъявить характеристику. Я решила выполнить свой долг перед Родиной. Пошла в городской отдел народного образования за характеристикой с уверенностью, что она будет положительной. В кабинете заведующего был только инспектор с перевязанным глазом. Ничего у меня не спросив, начал писать. Я поблагодарила и поспешила домой. Глянула на бумагу, а первая же строка звучала: «Приходько Ирина Васильевна – дочь кулака, врага народа…». Полились слезы, душила обида за недоверие. «Где же моя Родина?!» – выкрикнула даже, рыдая. Когда фронт приблизился вплотную, я взяла кое-какие вещи и пошла к маме в поселок шахты им. Калинина. Там уже была сестра Паша, которая после окончания коксохимического техникума в городе Сталино работала в одном из днепропетровских НИИ. Остаток своего добра я хотела забрать позже. И вдруг центральную часть Горловки заняли немцы – мы очутились в прифронтовой зоне. Жить стало голодно и страшно. Запасы быстро закончились. Магазины были пустые. Немного помогали красноармейцы, которые квартировали почти в каждом доме… Через какое-то время улицы заполнили немецкие танки. Солдаты были злыми, агрессивными. Они шастали по квартирам, залазили в погреба в поиске красноармейцев
Иван Трофимович КАТЕРИНИЧ Статья «Товарищ директор».Горловская газета «Кочегарка» Понедельник, июня 27, 2011 В июне 2011г. одному из самых известных руководителей Горловского машзавода Ивану Трофимовичу КАТЕРИНИЧУ исполнилось бы 105 лет. Десять лет он возглавлял ГМЗ в самый трудный период истории завода. Под его руководством коллектив машиностроителей достиг большого успеха в довоенные годы, в годы вой- ны осуществил эвакуацию и создание аналога ГМЗ в уральском городе Копейске, а с конца 1943-го поднимал завод из руин. Ивана Катеринича искренне любили во всех коллективах, где ему пришлось работать. А в Горловке о нем даже легенды слагали, и сегодня уже невозможно определить, где правда, а где вымысел. Например, многие заводчане были уверены, что их директор родом из цыган. В связи с этим ходили слухи, что стоит ему во время поездки увидеть где-то цыганский табор, обязательно свернет к кибиткам, пообщается с ромами на их языке. Однако если учесть, что отец Ивана Трофимовича был железнодорожником, работал машинистом, мастером в депо, а во всех его документах в графе о национальности было записано «украинец», то невольно возникают сомнения. Хотя внешне Катеринич уж очень был похож на сына ромского племени, да и характером был под стать цыганам – рисковый, ершистый, своевольный. Людям с таким характером, тем более руководителям высокого ранга, в конце 30-х годов, да и в последующие 40-е и 50-е, быстро находилось место в застенках НКВД. Каким чудом он сумел избежать этой участи,какая неведомая сила хранила его от клейма «врага народа»? Ведь даже такой крамольный факт, как пребывание за границей, имел место в биографии Ивана Трофимовича: в 1934 – 1935 годах он в течение года находился в США в составе комиссии наркомата тяжелого машиностроения (в ту пору Катеринич возглавлял один из ведущих цехов НКМЗ), целью этой командировки была закупка оборудования для новых заводов, строящихся в СССР. Многое почерпнул он для себя за тот год, его сослуживцы позже вспоминали, что Иван Трофимович не расставался с «американским» блокнотом с записями и пометками, сделанными в той командировке. Как руководитель он всегда относился к рабочим и ИТР с необыкновенной теплотой и сердечностью. – Я много лет проработал на ГМЗ, пережил шесть директоров, – вспоминает А.П. Шеремет, – но запомнился только Катеринич, хотя тогда, в послевоенные годы, я был совсем еще мальчишкой. Иван Трофимович приходил к нам в инструментальный цех часто, и всегда с теплыми словами. Я помню их и сейчас: «Орлы мои, вы наша гордость, вы жемчужины завода!». Не знаю, говорил ли он что-то подобное и в других цехах, но нас, лекальщиков, уважал и ценил, мы это чувствовали и это нас окрыляло. А как заботился о заводчанах в голодные послевоенные годы! Каким-то чудом организовал на Азовском море рыбацкую бригаду, которая снабжала завод рыбой, – не деликатесами, а обычными бычками, которые помогали рабочим и их семьям выжить. И подсобное заводское хозяйство – его называли «кировский совхоз» – тоже детище Катеринича, оно также спасало нас от голода, снабжая заводскую столовую овощами и картофелем. Я тогда жил поблизости от этого хозяйства и не раз видел, как директор приезжал туда на мотоцикле – сам за рулем. Он постоянно все держал под своим контролем. На ГМЗ И.Т. Катеринича назначили в 1938 году сначала главным инженером, а через полгода директором. Ему тогда было всего 32 года. Это был очень важный этап в жизни предприятия: запуск серийного производства новой врубовой машины ГТК-3 и работа над созданием на ее базе, впервые в мировой практике, очистных комбайнов, причем как для пологого, так и для крутого падения. Это был настоящий прорыв в деле механизации шахтерского труда, за осуществление которого директор ГМЗ получил свою первую награду – орден «Знак Почета». А завод к началу 40-х становится одним из ведущих машиностроительных предприятий страны и главной базой механизации шахт. Социальным вопросам Катеринич уделял не меньше внимания, чем производственным. Он добивался, чтобы все рабочие, а особенно молодые, учились, получали образование по специальности в техникумах и вузах, особое внимание уделял спорту, задействуя для этого не только стадион, но и гуеновский пруд. По его инициативе пруд был расширен, и на нем проводились заводские соревнования по плаванию, по гребле на лодках. Он лично следил за озеленением и благоустройством рабочего поселка, строительством клуба, созданием заводского пионерского лагеря. Видимо, переняв опыт американцев, Катеринич преобразил цеха – по его распоряжению все оборудование было окрашено в светлые, радующие глаз тона, созданы зеленые уголки из комнатных цветов. А все дороги и тротуары на территории завода были заасфальтированы. После начала войны в кратчайшие сроки машзавод был перестроен на выпуск минометов, автоматов, авиабомб, гранат. Новые для завода технологии производства боеприпасов и оружия были освоены в течение июня. 10 октября 1941 года Катеринич получил приказ об эвакуации завода, и в тот же день началась погрузка первого из трех эшелонов, состоящих из платформ и теплушек, на которых все оборудование завода и 500 рабочих и ИТР были отправлены на Урал. А там, в заснеженном Копейске, в сорокаградусные морозы озводили аналог ГМЗ. И уже в первом квартале 1942 года государственное задание по выпуску мин и снарядов было перевыполнено. Это был настоящий подвиг заводчан, на который их сплотил и вдохновил директор И.Т.Катеринич. Как только пришла весть об освобождении Горловки, Катеринич стал добиваться возвращения. Он был уверен, что в Копейске созданная им команда справится со всеми задачами, а завод, который был до войны гордостью Горловки, должен как можно скорее восстать из пепла: людям нужна работа, шахтам нужна техника. И под руководством И.Т. Катеринича ГМЗ действительно быстро начал восстанавливаться, и одновременно конструкторами завода велась работа по совершенствованию врубовок и комбайнов. За создание завода в Копейске и быстрое восстановление ГМЗ Иван Трофимович в 1948 году был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а в 1949-м за разработку очистного комбайна «Донбасс» – звания лауреата Сталинской премии. …Последним местом работы Ивана Трофимовича был образованный в столице Донбасса совнархоз – руководящий орган для всей экономики региона. В нем Катериничу отвели должность заместителя председателя. Но поработать на благо всего Донецкого края ему не довелось: он умер в 1962 году, не дожив до пенсионного возраста. В память о нем названы улицы в Горловке и Краматорске, где он тоже возглавлял завод. Очень символично, что нынешний адрес машзавода – улица Катеринича, 1. Е. ИСИДОРОВА__ Приказы, распоряжения, предостережения немецкого командования и местных органов управления Приложение 10 1. Воззвание штандорткоменданта к населению г.Сталино о немедленной сдаче военного оружия и боеприпасов под угрозой смертной казни. 14 февраля 1943г. ГАДО, газета "Донецкий вестник", инв.№2896 Приложение 11 2. Объявление полевого коменданта о расстреле молодых людей, оказавших содействие бегству военнопленных. г.Сталино. 16 января 1942г. ГАДО, газета «Донецкий вестник» от 18.01.1942, инв.№2894 Приложение 12 3. Оповещение местной комендатуры о расстреле 10 заложников в ответ на срезку военных телефонных проводов на путях Артемовск-Константиновка и Константиновка-Дружковка. 8 января 1942г. ГАДО, газета «Константиновские вести» от 08.01.1942, инв. №2898 Приложение 13 Медицина 1. Сообщение санитарного управления Донбасса для всех главврачей районов о порядке выписки медикаментов. 30 июля 1943г. ГАДО, ф.Р-1769, оп.1, д.1, л. Приложение 19 2. Приказ №32/48 начальника Краматорского района об обязательной сдаче врачами, акушерками и прочим населением в городскую больницу всех гинекологических инструментов, предназначенных для производства абортов. 21 июля 1943г. ГАДО, газета "Краматорская газета", 04.08.1943, стр.2,инв.№2897 Приложение 20
II. Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы. Формулируем вывод о сущности оккупационного режима. Вывод: Оккупационный режим — режим террора и насилия, установленный оккупантами на временно захваченной территории, преследовавший цель полного порабощения населения и ограбление оккупированных районов. Задание: подготовка к уроку-практикуму. Литература: П.И. Жеребецкий. Горловка в годы Великой Отечественной войны: Научно-публицистический очерк. 1993 Конкурс. Школа выживания. Для партизан большую пользу приносил вовремя разведенный костер. Он давал возможность обогреться при низкой температуре воздуха, приготовить горячую пищу и питье, что особенно важно при наличии в группе раненых. Костер — это еще и чисто психологический успокоитель, от которого веет надеждой, уверенностью в благополучном исходе дела. И сигнал для самолетов, привозивших боеприпасы и медикаменты. Одним словом, уметь разводить огонь в любом месте и при любых погодных условиях очень важно. У партизан не было зажигалок, спичек или они безнадежно отсырели. В этом случае приходилось добывать огонь одним из способов, о которых Вы нам и поведаете. Мы з
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.218 (0.013 с.) |