Урок 13. Крылья Родины. Горловчане- герои в небе Родины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 13. Крылья Родины. Горловчане- герои в небе Родины.



 

Форма урока: урок- конференция.

 

Учитель: «Сегодня у нас с Вами пойдет рассказ об удивительных людях которых называют «соколы страны», о летчиках - горловчанах.

Военный пожар, полыхавший в Европе, не мог обойти стороной Советский Союз. Это понимало руководство СССР, предпринявшее ряд мер по подготовке страны к войне. Однако при этом были допущены серьезные ошибки.

Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Молодые специалисты, пришедшие с институтской скамьи, не могли полностью заменить выбывшие кадры. Кроме того, погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Таким образом, выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники.
Замена территориально-милиционной системы формирования вооруженных сил всеобщей воинской обязанностью позволила более чем втрое увеличить численность Красной Армии. Однако репрессии, ослабившие командный состав, породили серьезные проблемы в управлении войсками. Квалификация офицеров, заменивших выбывших из строя товарищей, была низкой. Укомплектованность новых соединений техникой, средствами связи и другими материалами была недостаточной.

 

В 1934 году открылся городской аэроклуб, а уже к концу 1936 года Горловка имела 28 пилотов и 4 инструктора летного дела. Все выпускники аэроклуба были комсомольцами, совмещавшими учебу с работой на производстве. Каждый из выпускников совершил до 60 самостоятельных вылетов на самолете. Наибольшая группа пилотов была подготовлена на заводе имени Кирова, диспетчер которого А. С. Сазоненко, модельщик И. Р. Третьяков, строгалыцица А. Д. Этенко, размотчица. С. И. Драгунова, слесари Д. П. Рыбалко и И. Г. Коленко, учетчица П. И. Чичкова первыми получили звание летчиков, а звание инструктора присвоено токарю В. П. Фесенко. Среди: первых выпускников аэроклуба были шахтеры, энергетики, химики, рабочие железной дороги и ртутного рудника. В 1937/38 учебном году летному делу обучалось уже 67 рабочих и служащих. В районе поселка Короленко находился аэродром, был также и аэроклуб.

 

В 1934 годуна Горловском аэродроме находилось пять местных самолетов. После освобождения Горловки от немец­ко-фашистских захватчиков на Домбе, по нынешнему прос­пекту Победы, 14, находилась боевая авиационная часть Советской Армии. Мемориальная доска, помещенная на этом здании гласит: «Здесь в сентябре—декабре 1943 года разме­щался штаб и летный состав 11-го гвардейского Краснозна­менного Сталинского авиаполка 22-й Донбасской авиадивизии дальнего действия»

 

Именно с аэродрома Горловки улетали советские бомбардировщики на боевое задание, бомбили коммуникации и бое­вые порядки немецко-фашистских войск.

 

Для того, чтобы представить ситуацию с военной авиацией в годы войны, предлагаю посмотреть документальный фильм из цикла "Великая война". Он расскажет о наиболее значимых событиях и сражениях в Великой Отечественной войне.

(просмотр фильма)


Летом 1941-го года шли ожесточенные воздушные бои, в которых советская авиация понесла большие потери. Но советские ВВС не были уничтожены в первые месяцы войны. Именно советские истребители вместе с наземными ПВО не позволили немцам разбомбить Москву, как это планировалось немецким командованием

 

И так 1941 год.

Беспримерный подвиг летчиков пугал фашистов. Ожесточенные бои в воздухе демонстрировали решимость отстоять свою родину ценой своей жизни.

Летчики совершали огненный таран, разбивая вражеские колонны. Среди них был и Иван Прокофьевич Веденин.

Давайте предоставим слово__________. Учащийся рассказывает о герое.

Примерный текст

Иван Прокофьевич Веденин. Годы жизни: 1922 - 29.09.1942

Место рождения: Сталинская обл., г. Горловка. Призван в армию Горловским РВК Сталинской обл. Служил в штурмовой авиации. Совершил 22 боевых вылета. Окончил летную школу летом 1942 г. и в звании сержанта направлен в 504 шап. Быстро освоился и начал летать на боевые задания. Отличался собранностью, аккуратностью, в боях проявлял находчивость, смелость.

22.09.42 г. участвовал в штурме сталинградского аэродрома. До войны Веденин бывал на нем и отлично представлял его расположение, места стоянки самолетов. Это пригодилось ему при сбрасывании бомб и реактивных снарядов. Обратный маршрут пролегал через горящий Сталинград. Летчик знал, что у него еще неизрасходованы два эрэса и часть боекомплекта пушек и пулеметов. В поле зрения летчика оказалась незамаскированная колонна вездеходов-автоцистерн. Еще на земле ведущий говорил, что, если попадется хорошая цель, он разрешает каждому проявить самостоятельность. Веденин отвернул от группы, перевел самолет в планирование и открыл огонь по колонне. Атака оказалась неожиданной для врага, они успели сделать лишь несколько беспорядочных выстрелов по самолету Веденина. Из планирования он вышел на уровне крыш домов. Вышел на трехэтажное здание школы, где теперь размещался противник. Веденин в упор выпустил по штабу эрэсы и боевым разворотом пристроился к группе.

За свои 17 боевых вылетов, совершенных в период Сталинградской битвы, Веденин лично уничтожил 13 танков и столько же автомашин врага, 130 солдат и офицеров.

29.09.42 г. И.П.Веденин совершил новый подвиг, о котором узнала вся страна. Это был его 22 боевой вылет. С утра небо заволокла низкая облачность, моросил мелкий дождь. Семерка Ил-2, в которой Веденин летел ведомым, командира аэ ст. лейтенанта М.И.Смильского, наносила удар по скоплению пехоты, танков и автомашин в балке Сухая Мечетка. С первого захода Веденин поджег танк. Успешным был и второй заход. Но тут на штурмовиков набросились восемь "мессершмиттов". Парами они атаковали "илов" сверху, сзади и в лоб. Группу советских самолетов обстреливали и с земли. В момент выхода из атаки зенитный снаряд попал в мотор самолета Веденина. Языки пламени обволакивали машину, проникая в кабину пилота. Пылающий самолет приближался к земле. Но по его эволюциям можно было понять, что он еще повинуется пилоту. Летчик направил его прямо в центр танковой колонны, втянувшейся в балку. Вместе с остатками самолета горели и вражеские танки.

Имя ст. сержанта И.П.Веденина навечно занесено в списки первой эскадрильи 74 гвардейского штурмового полка.

Донесение о безвозвратных потерях № 32198 от 11.11.1942

Учитель: Советская авиация смогла преодолеть тяжесть потерь первого периода войны и технологическую отсталость промышленности, став надежной поддержкой сухопутных войск и завоевав на конечном этапе господство в воздухе.

В 1942 году погиб еще один летчик- герой - Бойко Григорий Евдокимович. Его именем названа одна из улиц нашего города.

Примерный текст сообщения учащегося:


БОЙКО ГРИГОРИЙ ЕВДОКИМОВИЧ

Герой Советского Союза Бойко Григорий Евдокимович
– командир звена 514-го отдельного пикирующего бомбардировочного авиационного полка Северо-Западного фронта, старший лейтенант.

Родился в 1918 году в селе Озеряновка ныне Горловского горсовета Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Образование неполное среднее. Работал слесарем на Горловском машиностроительном заводе имени С.М. Кирова и одновременно занимался в аэроклубе.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с первых её дней.

Командир звена 514-го отдельного пикирующего бомбардировочного авиационного полка (Северо-Западный фронт) старший лейтенант Григорий Бойко совершил 158 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника.
7 июня 1942 года старший лейтенант Григорий Бойко погиб, выполняя боевое задание.
Похоронен на военном кладбище в городе Старая Русса Новгородской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Григорию Евдокимовичу Бойко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.
В городе Горловка установлен бюст Героя.

***

Окончив 7 классов, работал слесарем на Горловском машиностроительном заводе имени С.М. Кирова и одновременно занимался в аэроклубе. Волевой, целеустремленный юноша после окончания аэроклуба поступил в Ворошиловградскую школу военных летчиков, которую закончил в 1939 году. Служил в воинских частях западных областей Украины. С первых дней Великой Отечественной войны принимал активное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Командир звена 514-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Бойко проявил себя отважным и мужественным летчиком. Всего за два месяца войны он совершил 38 боевых вылетов на бомбометание, за что был награжден орденом Красного Знамени. А в январе 1942 года за успешное выполнение заданий командования по разведке вражеских войск его представили к высшей правительственной награде – ордену Ленина.

В наградном представлении командир авиаполка майор Котнов о нем написал так: «Настойчивый и волевой командир звена. Техникой пилотирования на самолете Пе-2 овладел в совершенстве. Летает в любых метеоусловиях смело и уверенно. К поставленной боевой задаче относится внимательно и аккуратно, проявляет разумную инициативу. Пользуется большой популярностью и деловым авторитетом среди личного состава полка».

Вот наиболее характерные эпизоды из его боевых вылетов. В январе 1942 года старший лейтенант Бойко получил приказ разведать вражеские позиции в районе Молнотицы, Тоболка, Залучья, Великого Села, Речицы. Вылетев на разведку, молодой пилот быстро обнаружил немецкие обозы с боеприпасами и артиллерию па конной тяге, которые двигались по дороге Великое Село – Залучье. Бойко передал по радио в штаб разведданные и тут же атаковал противника. В результате бомбардировки им было уничтожено 5 подвод и рассеяно до взвода гитлеровцев.

Ценные разведданные представил командованию отважный летчик и в феврале. Несмотря на сложные метеоусловия, старший лейтенант за месяц совершил более 20 успешных боевых вылетов. Он громил немецкие автоколонны, железнодорожные составы, технику и живую силу противника. Его мощные бомбовые удары всегда достигали цели и наносили захватчикам ощутимый урон. Не раз самолет командира звена подвергался бешеному обстрелу вражеских зениток, получал сильные повреждения в яростных схватках со стервятниками, но благодаря высокому летному мастерству пилота и отличному знанию им материальной части, возвращался с победой на свой аэродром.

Летом 1942 года бои разгорелись с новой силой. Летчикам приходилось делать по нескольку вылетов в день. Заправившись горючим и боеприпасами, они снова взлетали в суровое небо войны. Советские соколы успешно выполняли поставленные перед ними задачи, не жалея для этого ни сил, ни здоровья, а подчас и самой жизни. В один из июньских дней не возвратился с боевого задания и Григорий Евдокимович Бойко.

Всего за время боевых действий он совершил 158 вылетов, сбросил свыше 6000 килограммов бомб, около миллиона листовок. Уничтожил более 20 автомашин, 10 подвод с грузами и пехотой противника, неоднократно бомбил железнодорожные узлы и скопления пехоты врага.

За выдающиеся боевые заслуги и проявленный героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года Григорий Евдокимович Бойко посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Биография предоставлена
Кириллом ОСОВИКОМ,
патриотический интернет проект
«ГЕРОИ СТРАНЫ»

Учитель: героизм наших земляков нашел высокую оценку нашего народа. За разный период войны получили звание Героя Советского Союза еще несколько наших земляков. Давайте вспомним их имена.

Идут сообщения ребят.

Диденко Гавриил Власович

Среди старшего поколения советских асов, т. е. тех, кому к концу войны исполнилось 35 лет, Диденко имеет наибольшее количество побед, причем половина сбитых им самолетов — тяжелые бомбардировщики.

Он родился в шахтерской Горловке 12 июня 1908 г. В 1929 г. окончил сельхозтехникум, а в 1933 г. — Энгельсское военное авиационное училище летчиков. За заслуги в советско-финляндской войне награжден орденом Красного Знамени.

Великой Отечественной войне участвовал с первого дня. Уже 28 июня на МиГ-3 при сопровождении Пе-2 в бою над финской территорией он сбил 2 Ме-109.

5 мая 1942 г., во время боев за Крым, отражая налет на железнодорожную станцию Семь Колодезей, единственную станцию, "питавшую" в то время фронт, в 20-минутном бою с численно превосходящим противником Диденко на Як-1 сумел уничтожить 3 вражеских самолета. Сам был сбит, ранен, выбросился с парашютом.

В сентябре 1942 г. он возглавил спецгруппу истребителей Як-1 на Сталинградском фронте. Вновь особо отличился в одном из ноябрьских боев, атаковав парой 12 Ю-88, лично сбив 3 бомбардировщика и "обеспечив ведомому уничтожение еще одного".

Зимой и весной 1943 г. защищал нефтяные коммуникации в районе Астрахани — Кизляра. В первом же бою на новом направлении лично сбил 2 Ю-88, а летчики его группы уничтожили в тот день еще 4 Ю-88, одного тараном, чем существенно снизили активность немецкой бомбардировочной авиации.

С апреля по сентябрь 1943 г. Диденко командовал 907-м иап ПВО на Центральном фронте. Его звездный час вновь пробил 2 июля 1943 г., когда, отражая налет авиации противника на Курск, летчики возглавляемого им полка сбили 31 вражеский самолет, из них 21 бомбардировщик, потеряв одну свою машину. Диденко провел в этот день 6 боевых вылетов, сбил лично 4 и в группе 9 (!) самолетов противника.

В мае 1944 г. он был назначен заместителем командира 2-го гиап. Лично "провез" и проверил технику пилотирования у всех летчиков полка. В октябре майор Диденко стал командиром 482-го иап. За время его командования полком был сбит 91 самолет противника, свои потери составили 6 летчиков и 11 самолетов.

Командование нередко сдерживало боевой пыл Диденко, зачастую прямо запрещая ему принимать участие в боевых вылетах. В конце 1944 г. — начале 1945 г. ему удалось провести лишь 3 воздушных боя, но в одном из них он вновь сделал "хет-трик", сбив на

Ла-5 над переправой через реку Бобер 3 ФВ-190. За 365 боевых вылетов, 80 воздушных боев, 22 лично и 37 в группе сбитых самолетов противника майору Диденко было присвоено звание Героя Советского Союза. [64]

Всего он уничтожил лично 25 самолетов противника: 6 Ю-88, 4 Хе-111, 2 До-215, Хш-126, 8 ФВ-190, 4 Ме-109. Диденко демобилизовался сразу после войны. Жил и работал в Ленинграде. Умер 25 января 1970 г.

Герой Советского Союза (Ю.4.45). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалями.

 

Михаил Моисеевич Кибкалов

Залп вражеской зенитки был точным – прямо в мотор водяного охлаждения. Поэтому сразу же за истребителем потянулся шлейф пара и дыма. Но прыгать нельзя: внизу немцы. Хотя до линии фронта рукой подать, и она приближалась с каждой секундой. Эх, дотянуть бы… И только когда машина резко пошла вниз, он отстегнул ремни, но застрял в развороченной кабине.
Земля неумолимо приближалась, а перед глазами, словно вспышки кинокадров, мелькали эпизоды жизни, до обидного короткой, но по-своему счастливой.
Утопающее в зелени село на Полтавщине, где родился. Отец – лучший кузнец на всю округу. Неуклюжие школьные парты. И сразу аэроклуб в Горловке, после которого окончил Ворошиловградскую летную школу, стал бомбардировщиком. Затем – Сталинградское летное училище, стал истребителем. С первой получки, это уже когда проходил службу на Кавказе, купил мечту всех деревенских парней – баян. А 22 июня в общежитие вошел комиссар полка, растолкал сонного сержанта Кибкалова: «Вставай, Миша, бери гармонь. Идем на митинг. Война…»

Потом – Крым. Прикрывал с воздуха действия кораблей Черноморского флота. Именно там, в районе Феодосии, в декабре 1941 года на своем И-16 сбил первый вражеский самолет. Тогда он проводил взглядом немецкий «Хейнкель-111» до самой земли, до родной советской. Стоп-стоп: ведь она, родная, может стать и твоей могилой! Вывалился летчик рывком из кабины и почти сразу дернул кольцо парашюта. И почти мгновенно – удар о землю. Когда очнулся, увидел рядом раскрывшийся парашют, пошевелился – вроде бы ничего не сломал. Но сразу же в голове мелькнуло: на чьей территории? Услышав голоса, достал пистолет и затих. И с какой же радостью он узнал трехэтажный русский мат!
Солдаты привели его в землянку. Медсестра смыла кровь с лица, задетого парашютными стропами. А к вечеру на выделенном «виллисе» его привезли в расположение летного полка. Когда Михаил Кибкалов открыл дверь во временное жилье летчиков, то все сидящие за столом онемели. А он, увидев стакан со спиртом, накрытый кусочком хлеба, всё понял и только улыбнулся, как человек, вернувшийся с того света. Летчики, летавшие с ним на задание, видели только, как его самолет подбили и он стал быстро терять высоту, а купола парашюта, который раскрылся почти перед землей, уже никто не мог заметить: у краснозвездных машин после боя горючее было на исходе, и пилоты, считая друга погибшими, уже держали курс на свой аэродром. «А мы уже за твой упокой выпили – значит, будешь долго жить!»
Что ж, эти слова оказались пророческими. Но впереди еще были десятки вылетов на воздушную разведку, сопровождение наших бомбардировщиков, неизбежные бои с вражескими асами. Впереди – путь от Курска до Варшавы. А когда была освобождена столица Польши, и в воздухе уже запахло близкой победой, то, лежа на летном поле под плоскостями самолетов, сколько раз Михаил Кибкалов вместе с боевыми товарищами восклицал: «Какая же будет прекрасная жизнь после войны!»
После Варшавы – перелет в Восточную Пруссию. И здесь, за 9 дней до Победы, его самолет снова яростно обстреливают немецкие зенитки. И снова Михаил дергает кольцо, и в небе раскрывается спасительный купол парашюта. Вот ведь какая судьба: за четыре года войны в его самолеты попадали только зенитные снаряды, а всех немецких летчиков он умудрялся перехитрить. Это и талант, и мастерство, и интуиция… А вот строки из наградного листа, подтверждающие геройскую воздушную хватку летчика:
«Высокое летное мастерство еще раз продемонстрировал товарищ Кибкалов 6.05.45 г. при выполнении разведки в районах Скрунда-Скаудас-Любава. Обнаружив на встречных курсах четыре “ФВ-190”, он со своим напарником стремительно атаковал противника и, не давая опомниться врагу, следующей атакой сбил один “ФВ-190”. Его напарник связал боем один вражеский самолет, а остальные два “Фоккера” наседали на Кибкалова, стараясь сбить его. Но безукоризненная техника пилотирования помогла ему занять такое выгодное положение в бою, что, когда самолеты противника старались зажать его в “клещи”, он искусным маневром ушел от них и вызвал столкновение врагов, и оба горящих самолет врезались в землю. Его ведомый также сбил один “ФВ-190”. Так в одном воздушном бою старший лейтенант Кибкалов лично сбил 3 самолета “ФВ-190”, еще больше стяжал славу летчика-героя». Кстати, за этим боем наблюдал командующий фронтом маршал И.Баграмян.
Всего за годы войны М.Кибкалов совершил 306 боевых вылетов и лично сбил 17 самолетов противника, из них 10 «Фоккеров», 3 «Мессершмитта», 2 «Юнкерса», 1 «Хейнкель» и 1 «Физлер-Шторх». А вот скупые строчки в документе, датированном 14 мая 1945 года:

«За отвагу и геройство, проявленные в 38 воздушных боях, и лично сбитые 17 самолетов противника достоин представления к высшей правительственной награде – званию “Герой Советского Союза”».
Золотая Звезда заблестела на его груди уже после войны. Да и много чего уже прошло после тех дней: Рига, Высшие тактические курсы в Липецке, военная академия, служба в Хабаровске, на Сахалине, в Приморье, выполнение правительственного задания на Кубе.
В запас ушел в 1971 г. и с того времени жил в Зеленограде. Почти четверть века отдал работе в ДОСААФ (РОСТО).
Михаил Моисеевич Кибкалов долгое время был заместителем председателя Совета ветеранов войны нашего города. Правда, в последнее время всё реже выступал перед школьниками и допризывниками с воспоминаниями. Все-таки сказывался возраст. А на вопрос правнука, сколько же у него наград, отвечает: «Орденов – 11, а медали – посчитай сам. И вообще, мы воевали не за награды…»

Молозев Виктор Фёдорович - лётчик 75-го гвардейского Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова II степени штурмового авиационного полка 1-й гвардейской Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова II степени и Кутузова II степени штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии младший лейтенант.

Виктор Фёдорович Молозев родился 1 мая 1919 года в деревне Глубокая ныне Карасукского района Новосибирской области в семье крестьянина. Семья жила в Новосибирске, в начале 30-х годов переехала в город Горловка Донецкой области.

Молозев Виктор Фёдорович окончил среднюю школу, работал токарем на машиностроительном заводе, учился в аэроклубе.

В Красную Армию Молозев Виктор Фёдорович призван в 1940 году. В 1944 окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1944 года. Молозев Виктор Фёдорович воевал на 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Героически сражался в боях за освобождение Крыма, Белоруссии, Прибалтики. В 1945 году поддерживал наступавшие войска в Восточно-Прусской операции, при штурме Кёнигсберга и Пиллау, в ходе десанта на косу Фрише-Нерунг. Летал ведомым выдающегося аса-штурмовика дважды Героя Советского Союза А.К.Недбайло. В августе 1944 года в одном из воздушных боёв в Литве закрыл его самолет своей машиной от огня вражеских истребителей и спас жизнь командира.

Лётчик 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта гвардии младший лейтенант Молозев Виктор Фёдорович к маю 1945 года совершил 101 боевой вылет, поддерживая штурмовыми ударами наступление советских войск и нанося врагу большой урон в живой силе и технике. Уничтожил большое количество танков, автомашин, орудий и эшелонов врага. Дважды был сбит зенитным огнём и покидал машину с парашютом. В воздушном бою экипаж сбил вражеский истребитель.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии младшему лейтенанту Молозеву Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6363).

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.И. Жуковского. С 1975 года полковник Молозев Виктор Фёдорович — в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде (в настоящее время Санкт-Петербурге). Работал в одном из производственных объединений города. Умер 25 мая 1991 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском православном кладбище.

Молозев Виктор Фёдорович награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.

 

Гербинский Павел Яковлевич - Герой Советского Союза (1957), летчик-испытатель, старший лейтенант.
Родился 2 июня 1914 в селе Концеба ныне Савранского района Одесской обл. в семье крестьянина. Украинец. В 1933 г. окончил Одесский строительный техникум, затем Полтавскую лётную школу Осоавиахима. Работал летчиком-инструктором Новосибирского и Барнаульского аэроклубов. С 1939 после окончания КУКС Осоавиахима - командир звена Новосибирского аэроклуба.
С 1941 в армии, лётчик-инструктор запасного авиационного полка. В Великую Отечественную войну готовил лётные кадры для фронта. В июле-августе 1943 г. находился на боевой стажировке в действующей армии. Совершил 33 боевых вылета. В воздушных боях сбил 1 самолет лично и 1 в группе.
С 1946 г. лейтенант Гербинский в запасе. Работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе.
Погиб 3 июля 1955 года в испытательном полете на МиГ-19.
1 мая 1957 ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Награжден орденом Ленина, 2-мя орденами Красной Звезды, медалями.

 

Глобин Николай Иванович

командир звена 525-го штурмового Ямпольско-Кременецкого авиационного полка 227-й Бердичевской Краснознаменной штурмовой авиационной дивизии 8-го штурмового авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, старший лейтенант.

 

Родился 21 июля 1920 года на хуторе Овдянский ныне Лебединского района Сумской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Рано лишившись родителей, выехал в Донбасс. Окончил 8 классов. В 1938 году окончил Енакиевский металлургический техникум, а в 1939 году — Херсонскую авиационную школу. Работал летчиком-инструктором Горловского аэроклуба.

 

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

 

Участник Великой Отечественной войны с ноября 1943 года. Сражался на 1-м и 4-м Украинских фронтах. В 1944 году был ранен.

 

Командир звена 525-го штурмового Ямпольско-Кременецкого авиационного полка (227-я Бердичевская Краснознаменная штурмовая авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) старший лейтенант Николай Глобин к концу войны совершил 100 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных эшелонов, опорных пунктов, скоплений войск противника и нанес врагу большие потери.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Николаю Ивановичу Глобину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4221).

 

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1949 году заочно окончил Черновицкий учительский институт, а в 1975 году — Днепропетровский университет. С 1961 года полковник Н.И. Глобин — в запасе. Жил в областном центре Украины - городе Запорожье. Работал на заводе имени 50-летия СССР начальником технического обучения. Скончался 26 июня 1989 года.

 

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

 

Учитель: Задумайтесь только, к началу войны горловский аэроклуб дал стране 67 выпускников. Из них 6- Герои Советского Союза. Это только те, кто нам известен.

Его руководитель Д. Е. Шевелев командовал партизанским отрядом.

Домашнее задание: Подготовить сообщения о героях- летчиках, именами которых названы улицы нашего города.

Среди них:

Бондаренко Георгий Степанович. Летчик, выпускник Горловского аэроклуба. Пал смертью храбрых за освобождение Кавказа.

В 1960-е годы школе № 18, в который учился Г.Бондаренко, было присвоено его имя.

Чура Николай Семенович. О небе мечтал с детства. Еще учась в школе, стал членом Горловского аэроклуба. В 1940 г. получил аттестат зрелости и уехал учиться в Ворошиловградскую школу летчиков. Осенью 1942 г. был зачислен в 800-го штурмового авиаполка. Особенно отличился при штурме крепости в Великих Луках, за что был награжден орденом Красной Звезды. Систематически принимал участие в сложных операциях, считался одним из лучших боевых летчиков, специалистом по противотанковым бомбежкам.

12 июля 1943 года принимал участие в очень жестокой битве под Прохоровкой. Именно тогда был награжден вторым орденом. Через некоторое время за подвиги, совершенные в боях за освобождение Белгорода и Харькова, получил 3-й орден. В бою под Мерефой в его самолет попал немецкий снаряд. Чура направил свой пикирующий "ИЛ" на батарею вражеской техники.

Давайте почтим минутой молчания славных героев, жертвовавших своей жизнью ради победы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.046 с.)