Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Герои и круг и идей в романе «евгений онегин»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребность написать ЕО возникла у Пушкина в 1819 году, если не раньше. Жизнь и поэзия одно, «Вольность», «К Чаадаеву» - для него дело жизни. Думает, что людей можно изменить. Потом пишет Узника. Сеятелям — цитата из Матфея. Невозможность сделать, сказать — это кризис. Размах кризиса говорит о том, что Онегин, вернувшись к ситуации 10х годов, через 1 главу, через душевное обретение личности Онегина должны показать развитие России. От начала века к 1825 году. 1810е время воодушевления и подъема. Те годы, которые Гибоедов переживал лично, то Пушкин пережил это в образе Онегина (в 1й главе). С 1812 года для Грибоедова это годы живой жизни — воспоминания глубже, чем у мальчика, который учился в лицее (он учился с 11 по 17й год там). Годы, описанные в Онегине — не прожитые Пушкиным лично. Горе от ума написано на живых, юношеских впечатлениях, а ЕО — более зрелое переосмысление, период осмысления случившегося. В литературном отношении важно, что начало 20х годов знаменует потребность создания эпической картины нашей жизни — эпоса который сначала проявляется в эпических жанрах — повесть, рассказ, а с 20х — первый русский роман. 3 ведущие темы ЕО: 1) героя времени; 2) любовь; 3) России — национальная. В них вложено всё. В чем здесь русская хандра по отношению к трем ведущим темам? Объединяет, пронизывает все эти три темы. Тема русской хандры шампур по отношению к трем главным темам, сквозная. Русская хандра — состояние неравнодушия. Завязка в 1й главе, кульминация — убийство Ленского.. Развязка в 8-й главе. Я, любовь, общая жизнь, в которой я нахожусь (цитата из лекции, я сама не пойму в чем тут дело). Поэтому роман ЕО надо рассматривать как откровение стабильности в русском обществе, которое начинает формироваться, стабильность пустила корни. Востребованность в герое времени, в теме любви к женщине возникает только и всегда развивается в период стабильности жизни. Почему так важна русская хандра? Неуклонный процесс развития сплина, получающий в разных нациях свое преломление, выражение. Хандра отличается от сплина тем, чем отличается наша русская русалка от немецкой ундины. Наша русалка — злая, пытается увлечь в свой мир. Ундина осмысляется как игривая, подобная человеку. Наша хандра — разъедает человека изнутри, она его уничтожает. Поэтому в 1й главе есть важные слова: он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел. Хандру надо осмыслять в трех аспектах: индивидуальном, социальном, национальном. Национальная вещь настолько глубока, что эпиграф в 6й главе: “Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать” — суть завоевания, суть недуга, который охватил нацию. Невовлеченность в жизнь — наша особенность, отсутствие восторга от жизни, энтузиазма к ней, желания, «не больно», но ведь Ленскому больно умирать, Онегин опаздывает на дуэль — дело не столь важное. Дело в преодолении в нашей душе, жизнеспособности, той омертвляющей нашу жизнь хандры. Эта совокупность тем может быть развита только в эпическом произведении. Пушкин — мистик высокого плана, он философ-мистик, понимает глубину жизни, её основание. Самое главное в изображении человека, человеческой жизни — изображение души, её жизни — центральная тема, дух Онегина. Начало 70х годов — охотно стрелялись. Начиная с Вертера, Фауста, Шиллера — тянется в 19 век, герой времени развивается, появление личности, переживание судьбы личности. Вопрос экзистенции, существования человека — вот откуда подготовка героя времени. Лермонтовский Герой нашего времени, Байроновские «Дон Жуан», «Паломничество Чайльд Гарольда» и т д — источников для Онегина много. Предшествующая литра очень важна, изобразить внутреннюю жизнь невозможно на основании одного произведении. Это было про героя времени. Тема любви. Рубеж 18 и 19х веков — появление любви как явления позиционистского, социального, культурного, исторического. Когда появился человек, тогда появилась так называемая любовь. Лермонтов много влюблялся. В 16 лет написал «1831 июля 11 дня» - все описание романтической эпохи, психологической, культурной (Москвин говорил выучить). Есть одна октава, которая начинается «Я не могу любовь определить». Ему в 16 лет надо определить любовь, понять что это такое, любовь в начале 19 века нуждается не просто в понимании, а определении, то есть «о чем мы говорим», Пушкин нашел, а Лермонтов — другими средствами. 2 вопроса волнуют: 1) девичья любовь в ЕО, 2) сохранение любви, ситуация двух встреч лежит в основе Онегина. Пушкин осознал и понял свой роман. Сюжетно и обстоятельственно эти две встречи могут быть интерпретированы как девичья любовь — девушка наделяет любовью... Бурным цветом эта тема развивается в 19 веке. Пушкин разыскивает важнейшие признаки любви, определяет свою концепцию любви в ЕО, в сюжетном тематическом, идейном отношении они вычленяются. Хандра: «Тянулись дни мои без божества, без вдохновения, без слез, без жизни, и без любви». Слезы это восторг нашего существования, сначала исчезают слезы и появляются потом. Пушкинская концепция любви: 1-й признак: любовь бывает только с первого взгляда. Пушкин старается это доказать. «Вошел и вмиг узнал». Мы не влюбляемся, мы узнаем любовь. 2-й признак: любовь бывает только взаимной 3-й: любовь бывает только единственно. Именно эти три признака сошлись в любви Евгения и Татьяны, именно они составляют его художественную концепцию. «Она была девушка, она была влюблена» («Elle était fille, elle était amoureuse». Malfilâtre – строки из поэмы «Нарцисс или Остров Венеры» Мальфилатра Шарля Луи Кленшана (1733-1767) — эпиграф 3-й главе. В ней — Ленский поехал к Ольге, Онегину уже надоело сидеть в деревне, хочет увидеть невесту Ленского. Они уехали - оборвана строфа. «Послушаем украдкой героев наших разговор». Онегину - 26, Ленскому — 18. Ленскому не очень удобно, «ну что Онегин ты зеваешь». Ленский: «ну скучаешь ты как-то больше». Онгеин взбесился. Наговорил много всего, но стало неудобно — «Ларина проста и очень милая старушка...боюсь, чтобы брусничная вода мне не наделала вреда» — зигзаги. Нормальное ли это поведение для опытного светского человека наброситься на молодого друга? Потом «скажи, которая Татьяна» - будто не запоминает. Пушкин не показывает их первую встречу, а Ленский может — вошла, села у окна, бросила взгляд на Онегина. Вот почему опущены стихи первой строфы, там произошло то, что нельзя показывать, таинство, которое нельзя изобразить — рождение любви. Взрыв восторга: «неужто ты влюблен в меньшую?» = ну и дурааак... ЕО: «я выбрал бы другую, когда б я был как ты, поэт». Когда замещаем себя на месте другого — рождение конфликта, один должен будет вытеснить другого. Онегин не едет спокойным. «Какие глупые дома. Какая глупая луна на этом глупом небосклоне» - так говорят тинейджеры а не 26летние люди. Онегин тронут с места. Мы не знаем, появилась ли любовь, но его душа неспокойна. Он обречен на любовь к Татьяне с первой встречи, ей просто нужно пройти свой путь. Поэтому то, что дальше делает Пушкин — все отношения построены на диалоге — вопрос-ответ, ни один вопрос не остается без ответа. Отношения развиваются волнами — взаимность, о которой говорит Пушкин, любовь может быть только взаимной. Письмо Татьяны: она должна сказать, что с ней происходит, должна написать, потому что она любит. На не может написать письмо с бухты-барахты. Она вдохновлена любовью, всем миром, природой. В романтической традиции большую роль играет луна, но начинает играть привычную, банальную роль. Что делает Пущкин — вовлекает всю природу в любовь. Пушкин не придумал письмо из головы, а переводит разных писателей. Куда идет Луна, туда смотрит и Татьяна, соловей... Разговаривает с няней, заканчивается эпизод — «а между тем луна сияла» — художественное средство, есть олицетворение — сияла. Сердцем Татьяна далеко носилась, смотря на луну... Луна ее наталкивает на мысль написать письмо, когда пишет, ей светит луна. Утверждение концепции, что любовь Татьяны не выделена из мира, любовь то мироздание, безмерное пространство. Когда она писала письмо, знает, что он не мог не прийти «Я жду тебя». Чувство любви и отношения Е. и Т. составляют душу произведения. Но наша национальная жизнь и представлена в душе этого произведения. Некоторые говорят, что у произведения есть свои души. 25 сентября 1830 Пушкин сделал запись об окончании романа. В 31 году Пушкин пишет письмо Онегина к Татьяне и включает его в текст романа в октябре 31 года — это окончание романа. Не простая задача - надо раздвинуть текст. Почему он это сделал? Из мудрых соображений. Симметрия: 3 и 4 глава — Татьяна влюбляется, переживает, пишет письмо и получает ответ. Онегин — влюбляется, переживает, не пишет письмо сначала, потом пишет и получает ответ в конце 8 главы. Ситуации идентичны. Необходимо было включить их, чтобы они были. Зачем нужна эта симметрия? Роман для многих был не завершен, многих беспокоит: а что будет дальше? Онегин не умер. В изображении любви 2 композиционных плана: 1 план: то, что случается с нами всегда — любая история любви — встречаемся и расстаемся, здесь это есть. Сюжет великолепно завершается: «но я другому отдана и век буду ему верна». Многие не осознают значения этих слов, мужчина бы сказал — но я другой владею, пока не околею. 2 план: две сюжетные ситуации поставлены так, что отражаются одна от другой — если два зеркала друг напротив друга - бесконечные отражения. Пушкин помещает читателей в пространство бесконечного созерцания этого таинства — вот цель этой композиции. О каком финале может идти речь? Любовь была всегда. Пушкин не задумывал изначально произведение таким. Первый роман в русской литре. На теме любви строится произведение, все остальные темы вытекают из нее. Пушкин задумывал 9 песен поэмы. Почему 9? Есть гипотеза... Пушкин писал оду «Вольность», глядя на дворец Павла 1 через Фонтанку. 9 окон в одном и другом крыле. Если первая глава так связана с этим местом, то может это имеет значение. *ОДАААААА* Но глав — 8. 8я не включена в произведение и не закончена — путешествие Онегина. Почему не закончена? Такой большой мастер не мог быть не в состоянии закончить главу. Дело в художественных основаниях. Написать главу можно. Но куда её поместить? Онегин уехал, Татьяна осталась одна, разорвана сюжетная линия. У любви нет перерыва. Создается в сюжете искусственная ситуация перерыва. Татьяна помнит Онегина, а Онегин — нет, любовь прервана, а потом встретились — нарушение стройности произведения. Все линии подчинены этой теме, они важны, но не могут прерывать сюжета. Произведение создавалось много лет на глазах читающей публики. Произведение создавалось в самой жизни, в этом плане создается нами, постоянно читалось и обсуждалось, сыграло огромную воспитательную роль в русском мире. Герои. Онегин Евгений Онегин – главный герой пушкинского романа. В его образе Пушкин стремился воссоздать характер и духовный облик своего современника – представителя образованной части дворянского сословия. Онегин – молодой аристократ, родившийся и выросший в Петербурге, светский франт. Это человек не чуждый либеральных взглядов, о чем свидетельствуют некоторые отмеченные автором детали. Так, он нигде не служил, что было в то время признаком вольнодумства; увлекался теорией Адама Смита; читал Байрона и других современных авторов. Герой облегчил жизнь крестьян в своем имении, заменив «ярем... барщины старинной» на легкий оброк. Онегин – лицо пушкинского круга: он обедает вместе со знакомым Пушкина Кавериным, сравнивается с Чаадаевым, становится «добрым приятелем» самого автора, хотя и не разделяет его поэтического взгляда на мир. Онегин – человек образованный, начитанный, знающий сочинения древних и современных ему авторов. Вместе с тем образование Онегина оторвано от национальных истоков, духовных традиций. Отсюда – скептицизм героя, его равнодушие к вопросам веры, в конечном итоге – глубочайший пессимизм, утрата смысла жизни. Пушкинский герой – натура тонкая, незаурядная. Его отличают, по замечанию поэта, «неподражательная странность», «резкий, охлажденный ум», умение разбираться в людях. Вместе с тем герой иссушил душу в светских увлечениях и оказался не способен откликнуться на глубокое и искреннее чувство Татьяны. Онегин, по выражению Пушкина, «добрый малый»: человек честный, порядочный, благородный. Между тем его отличает крайний эгоизм, эгоцентризм, что проявилось ярче всего в столкновении с Ленским. Герой равнодушен к светскому обществу, тяготится пребыванием в светской толпе. Однако он оказывается рабом общественного мнения, что не позволяет ему избежать дуэли и убийства друга. Все указанные противоречия в характере и мировоззрении героя раскрываются на протяжении действия романа. Онегин проходит испытания любовью и дружбой. Ни одного из них он не выдерживает. Трагически погибает Ленский. В финале романа уже Татьяна отвергает Онегина. Она сохранила в своем сердце чувство к герою, но отказалась разделить его страсть. Ленский Владимир Ленский – один из центральных персонажей романа. Это молодой поэт-вольнодумец романтического склада. Отметим, что среди оппозиционно настроенной дворянской молодежи первой половины 1820-х годов встречались как холодные скептики, наподобие Онегина, так и пылкие романтики, как Ленский. Образ Ленского не только оттеняет образ главного героя произведения, но и имеет самостоятельное значение. Мы узнаём, что Ленский учился в Геттингенском университете, одном из наиболее либеральных университетов Европы. Юный поэт увлекался идеями Канта, который воспринимался в России как философ-вольнодумец. О «вольнолюбивых мечтах» Ленского свидетельствует и его любовь к творчеству Шиллера. Герой получил хорошее по тем временам образование, но оно, как и образование Онегина, было оторвано от национальных истоков. Как и Онегин, Ленский нигде не служил, что было признаком свободомыслия. Ленский – человек честный, искренний, благородный, исполненный благих помыслов, но чрезвычайно эмоциональный и совершенно не способный жить в реальном мире. Романтик Ленский противопоставлен скептику Онегину. Главный герой романа реально смотрит на вещи, трезво о них судит. Ленский витает в облаках. Онегин, по словам Белинского, «характер действительный», Ленский оторван от действительности.Интересно сопоставить характеры Ленского и Татьяны. Героев сближает поэтичность натур. В то же время личность Татьяны питают, по замыслу Пушкина, глубинные национальные, народные корни. Ленский же с его немецким идеализмом чужд российской действительности; его романтизм не связан с национальной почвой. С образом Ленского соотнесен и образ автора романа. Пушкин, «поэт действительности», с иронией пишет о романтике Ленском. И всё же Ленский дорог создателю «Евгения Онегина» и как поэт, и как герой, напоминающий автору о собственной романтической юности, о друзьях – тоже поэтах-романтиках (например, о Дельвиге, с которым сравнивается Ленский). Выбор Ленским Ольги в качестве предмета поклонения не случаен. Внешне привлекательная, в действительности Ольга оказывается весьма заурядной. Романтик Ленский идеализирует свою невесту, приписывая ей душевные качества, отсутствующие в реальности. Судьба Ленского – важное звено не только в любовной интриге, но и в сюжете произведения в целом. История любви Ленского к Ольге, закончившаяся трагической развязкой, свидетельствует о неспособности героя трезво и хладнокровно вести себя в критических ситуациях. Повод весьма незначительный толкает Ленского к дуэли, к трагической гибели. Его смерть в шестой главе имеет символический смысл. Пушкин показывает здесь несостоятельность романтических иллюзий, нежизненность идей, оторванных от реальной действительности. Вместе с тем Пушкину дороги возвышенные идеалы поэта, его служение «славе и свободе». Татьяна. Татьяна Ларина – главная героиня романа. В ее образе поэт реалистически воссоздал замечательный тип женщины-дворянки. Автор наделил героиню яркими чертами русского национального характера, показал ее в широком контексте жизни России 1820-х годов. Белинский видел «подвиг поэта» в том, что «он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».Татьяна соединяет в себе типические черты, свойственные женщинам-дворянкам пушкинской поры, с чертами незаурядной личности. Пушкин отмечает в главной героине черты одаренной натуры, выделяющие ее из окружающей среды. Татьяне свойственны живой ум, глубина чувств, поэтичность натуры. По замечанию автора, героиня …от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Как многие юные дворянки, Татьяна воспитывалась, по-видимому, французскими гувернантками, отсюда у нее знание французского языка, увлечение романами западноевропейских авторов, которые героиня читала по-французски. В то же время жизнь в деревне, на лоне природы, общение с крестьянами, особенно с няней, приобщили Татьяну к русской народной культуре. В отличие от Онегина героиня не оторвана от национальных истоков. Отсюда те нравственные ценности, которые свойственны Татьяне. Это живая вера в Бога (Татьяна «молитвой услаждала /Тоску волнуемой души»), милосердие («бедным помогала»), искренность, целомудрие, отсутствие сомнений в святости брака. Кроме того, это любовь к русской природе, связь с народом, знание народных обычаев («Татьяна верила преданьям / Простонародной старины»); равнодушие к светской жизни: «постылой жизни мишура» не привлекает героиню. Рассмотрим место Татьяны в системе персонажей романа. В противопоставлении Татьяны Ольге отчетливо вырисовывается принцип симметрии в расстановке центральных персонажей произведения. Внешняя красота Ольги скрывает заурядную и поверхностную ее натуру и одновременно делает более заметной внутреннюю, душевную красоту Татьяны. Татьяна противопоставлена не только сестре Ольге, но и матери – Прасковье Лариной, заурядной помещице. Пушкину важно подчеркнуть такую черту личности Татьяны, как национальная самобытность. В этой связи особое значение в системе персонажей приобретает няня Татьяны, оттеняющая образ главной героини. Наиболее ярко личность Татьяны раскрывается в ее соотнесении с личностью Онегина. Главные герой и героиня пушкинского романа в чем-то близки друг другу, в чем-то совершенно противоположны. Татьяна, как и Онегин, – личность незаурядная. Героев сближают ум, глубина и тонкость мировосприятия. В то же время Онегин холоден к окружающему его миру, не чувствует его красоты. Татьяне, в отличие от Онегина, свойственны любовь к природе, умение чувствовать красоту окружающего мира. Главное же, что отличает Татьяну от Онегина, – народные корни ее личности, самоотверженность, глубокая вера в Бога. Онегину же чужды христианские духовные ценности. Ему непонятны взгляды Татьяны на брак, семью, супружескую верность. История любви Татьяны и Онегина составляет основную сюжетную линию романа. Финал произведения – отповедь Татьяны Онегину – позволяет читателю ясно осознать духовные основания личности героини. Татьяна сохраняет в душе чувство к Онегину, однако верность супружескому долгу для нее превыше всего. Особую роль в создании образа Татьяны играют картины природы: они сопровождают её на протяжении всего действия произведения. Татьяна – «милый идеал» автора. Поэт неоднократно высказывает героине свою симпатию, сочувствует, сострадает ей. Источники: 1) Лекции Москвина 2) Матюшенко «Учебное пособие по истории русской литературы XIX века»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.01 с.) |