Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 21. Пушкин как историк.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные источники: лекция, шурики В отличие от Лермонтова, который начал с исторического произведения, а закончил Героем Нашего Времени, Пушкин начал с Евгения Онегина, то есть с современности, и закончил изучением Петровской эпохи. Тема истории начинает занимать его еще в 20х годах, когда он пишет короткие, пробные произведения, ищет формы и идеи. 30й год и Болдинская осень – обращение к зарубежной истории, «Маленькие трагедии». Дубровский. В начале 30-х годов Пушкин пишет Дубровского. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года. Дубровский имеет отношение к историческим произведениям, хотя написан на Пушкинскую современность – описывается начало 20-х годов. Но историческое — не обязательно то, что было 200 лет назад. В этом романе Пушкин хотел изобразить не столько прошлую историю России, а историческую ситуацию и историческую перспективу. Исторические судьбы России — главная тематика пушкинских произведений 30-х годов. Структура государства триедина – Государь-самодержец наверху, затем идет дворянство, затем народ. Дворянство разделено на 2 составляющие: сословное и новая знать — люди, лишенные моральных традиционных устоев, у которых нет политического патриотизма, которые существуют для себя. Получается, что в этой гармоничной структуре наблюдается раскол в дворянстве, которое должно было быть естественным союзником народа. Дворянин служит народу через служение государю. 2 типа дворян — Троекуров и Дубровский, их история – не просто история о хорошем и плохом дворянине, речь об исторической судьбе сословия дворянства и о том, какое место займет дворянство в новой жизни России. Идея работы ценна, но метод, которым воспользовался Пушкин, чтобы найти выход из положения - Робин Гуд. Тема разбойника не устарела. Дубровский – прекрасно написанное произведение, но оно не развивает замысла, не дает результата, не получилось союзников — с Дубровским понятно, он должен отомстить, но почему крестьяне должны из-за большой любви к Дубровскому идти за ним? Пушкин связал их кровью. Организовал пожар – уходить надо в лбом случае. Маша Троекурова — правильный ход - Пушкин предлагает соединить раскалывающуюся Россию любовью. Так же и у Обломова. Какая его миссия? Он должен создать любовь, единственный герой, который может это сделать. Пушкин выбирает именно такой метод. Маша Троекурова до того, как явился Дубровский в обличье француза, тоже считала слуг низшими существами. Не предназначенное не соединяется. Итак, Дубровский — тоже историческое произведение. Борис Годунов - реалистическая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. В нем переплетаются две традиции: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов "Истории Государства Российского" Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было декларативное осуждение деспотизма, как это требовал от него Рылеев в письме. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного, именно здесь, полагал Рылеев, Пушкину следует искать тему. Пушкин избрал Бориса Годунова - правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить не эксцессы патологической личности, а закономерность трагедии власти, чуждой народу. Борис лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от "царя-Ирода". Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта - цинический урок: «Милости не чувствует народ». Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, - не случай, а закономерность: «...Государь досужною порою // Доносчиков допрашивает сам.» Добрые намерения - преступления - потеря народного доверия - тирания - гибель. Такой закономерный трагический путь отчужденной от народа власти. Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах. Однако, и позиция народа противоречива: обладая безошибочным нравственным чутьем (выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец), он политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, он отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода". Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимой сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца (тема эта в дальнейшем приведет Пушкина к Пугачеву). Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос - мужика на амвоне. Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы зайти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Федор, который еще в предыдущей сцене был "Борисов щенок" и, как и царь, вызывал ненависть народа, теперь "гонимый младенец", кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец. Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода. Финальная ремарка: "Народ безмолвствует", - символизирует и нравственный суд над новым царем, будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга. Москвин обращал внимание на метаморфозу самозванца, необходимую для успешного восхождения на трон. В Борисе Годунове Дмитрий Самозванец — Григорий, был Григорием для себя, так как романтический герой хотел, чтобы Мария Мнишек любила его как личность. Тема самозванства более 10 лет преследует Пушкина: есть сцена, где Мария Мнишек успокаивает Григория, говорит, что не хочет быть рабой, хочет быть достойной супругой, помощницей Московского царя, он говорит — нет. Она уязвлена ситуацией, что он воспользовался ей, она начинает его унижать. Но затем – «Я слышу речь не мальчика, а мужа», Григорий стал Димитрием, метаморфоза произошла (отсутствует добавление — лже-, -самозванец). Имя можно взять, но нельзя взять судьбу. Не мог измениться новый государь, не мог стать государем, и года его правления не прошло до краха. Пушкин напоминает эту ситуацию в Капитанской дочке, где этой ситуации не случилось. Капитанская дочка. Пушкин весь 32 год думает о Капитанской дочке. Произведение не историческое, философское. КД также является и любовным романом, говорит Москвин. Даже название никак с Пугачевым не связано, хотя на то есть свои причины. Пугачев действительно центральная фигура в романе, но назвать повесть его именем значило бы налететь на резкую критику цензоров. Посему Пушкин как бы «прячется» за незаметное название. И все же Пушкин очень внимательно изучал историю восстания, которая занимает в Капитанской дочке немалое место, поэтому о ней нельзя не говорить. Материалы по восстанию Пугачева были засекречены, доступ ограничен. 6-го марта Пушкин пишет письмо-прошение Чернышеву, чтобы ему разрешили поработать с архивами по восстанию Пугачева для описания биографии Суворова. Память о восстании скрывалась и стиралась. Произошло чудо. Государь и Пушкин встретились в зале на открытом пространстве, и государь стал спрашивать Пушкина о его работе над историей Петра, весь двор навострил уши, о чем они говорят, и там же был Чернышев. На след день Чернышев дает разрешение. Произведение состоит из 2-х планов: исторический и личный. Основа сюжета — историческое событие — восстание Пугачева, и в отличие от предшествующих писателей, Пушкин находит способ объединения двух линий. Точное конструктивное решение: он берет главных героев от исторической и личной линии и заставляет их встретиться 4 раза. 1-й раз — во время бурана, 2 — при захвате Белогорской крепости, 3 — освобождение Маши из крепости, 4 — казнь. До восстания — буран и постоялый двор, успех восстания — захват крепости, кризис восстания — освобождение Маши, казнь — конец; 4 ключевых момента — до, успех, кризис, конец. Самый главный человек, в чьей судьбе сосредоточена суть проблематики времени — не Екатерина II, а Пугачев. Судьба России — в этой фигуре. Пушкин включает в произведение историю заячьего тулупа. До лета 32 года он не мог найти деталь, которая соединила бы судьбы Пугачева и дворянина. В Казани узнал историю попа, кот давал Пугачеву милостыню, а когда он стал Петром 3, то приблизил его к себе. Пушкина заинтересовала важная деталь — благодарность. Пугачев увидел благодарность, оказанное добро, всякое такое событие первое в жизни, это первое добро, которое ему оказано — заячий тулуп, и он не может это забыть. Пушкин являет добро в жизни Пугачева. Оказывается, Пушкин связывает Пугачева и Гринева этим событием, его значением. Пугачев три раза обращается к Гриневу во время пирушки: 1 — думал ли ты, что человек, которого ты спас был самый государь. Пугачев совмещает прошлое и настоящие. Тулуп был подарен ему как государю. Гринев ему нужен потому, что он не может отказаться от того, что было в его душе, ему нужно было, чтобы Гринев согласился, что сделал подарок не бродяге, а государю. Не получается. 2 — предлагает Гриневу преступный сговор – служить при нем, при котором добро не будет иметь значения, 2 преступника договорятся — Гринев говорит нет. 3 — тогда не служи против меня. 3 попытки для того, чтобы найти способ не отказаться от этого добра, сделанного Пугачевым, чтобы примирить Петра 3 с Пугачевым. Самое интересное в этой ситуации то, что с ним не может произойти душевная метаморфоза, если мы принимаем чье-то имя, судьбу, Пугачеву надо стать Петром 3, а этот мальчик ему не дает. 3-е-кратное отречение Петра, упоминает имя Петра 3 раза, героический миф — мифологема литературная. В ГНВ — в Тамани то же самое. Когда Пугачев Гринева отпускает, дарит коня и овчинный тулуп, ещё слуга говорит, что государь пожаловал тебе полтину, но по дороге растерял. Пугачев платит и платит, но расплатиться не может. Полтина на водку не доходит до Гринева. Именно заплатить можно, но заплатить за благодарность нельзя. Все это происходит в душе Пугачева — результат 2-й встречи — не смог стать Петром 3. Не произошло мистическая метаморфоза. 3я встреча, когда Пугачев должен выбрать сторону — капрал Белобородов и Лапуш - ситуация выбора. Человеческий выбор или расчетливый, Пугачев принимает сторону Гринева. История – неподвластная людям, враждебная им сила, соизмеримая с судьбой, – разрушила быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринева и всех обитателей Белогорской крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человечность. Во время бунта гибнут родители Маши, Иван Игнатьевич, пугачевцы сеют смерть и разрушения. Однако для влюбленных Гринева и Маши, которые уже не надеялись соединиться, именно исторические события становятся благом. Счастливая развязка их взаимоотношений позволила Пушкину выявить взаимодействие человеческого, частного, и всеобщего, исторического. История, заставившая героев кружить по «бездорожью», вывела их в конце концов на дорогу, ведущую к дому, семье, счастью. «Властелином» их судеб стал Пугачев. Гринев воспринимает его как человека, который «по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан». Но и сами герои должны были проявить лучшие свои качества, чтобы прийти к своей цели. Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Историзм Пушкина — нравственный историзм — сумел объединить историзм как таковой и нравственность в истории Маши. Соединение Маши и Дубровского — конец конфликта, а соединение Маши и Гринева — объединение нации, и история выписана по типу народной сказки — влюбленные преодолевают препятствия, это – новое, философское основание истории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.01 с.) |