Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 27. Общечеловеческий пафос и национальная проблематика провинциальных и петербургских повестей ГоголяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Даты жизни Н.В.Гоголя: 1809 - 1852 Периодизация творчества Гоголя: 1)1829-1835 (петербургский период) 2)1835-1842 (работа над «Ревизором» и «Мертвыми душами») 3)1842-1852 (работа над вторым томом поэмы, публикация «Выбранных мест из переписки с друзьями») Провинциальные, или малороссийские повести относятся к первому периоду творчества Гоголя. Эти годы стали для писателя поисками своего пути в литературе. Он трудится над повестями о Малороссии, и уже в 1831г. опубликована первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». На следующий год Гоголь издает вторую часть сборника, продолжает активно работать, создает бытовую повесть «Страшный кабан» и исторический роман «Гетьман»; однако «Вечера» остались главным наследием начальной поры гоголевского творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник содержит 8 повестей, различных по проблематике/ жанровым и стилистическим особенностям. Гоголь использует популярный в то время принцип «циклизации». Повести связаны: · единством места действия (Диканька и окрестности) · фигурами рассказчиков (все они знают друг друга) · фигурой «издателя» (пасичник Рудый Панько), под маской которого скрывается автор (уместно сопоставить: Пушкин выбрал литературную маску Белкина, Гоголь – другого рассказчика) Материал повестей: устные рассказы, легенды/байки, исторический и современный материал –автор использует все, «лишь бы слушали да читали» (слова издателя в предисловии). Цель – познание национальных духа и характера (романтическая тенденция). Прошлое исполнено сказочности, заключает в себе образы нравственно здоровых и чистых людей, не стремящихся к наживе, лишенных практицизма. Малороссийский праздник – место, где жизнь выходит за рамки привычного существования и случаются чудеса: заключаются невозможные ранее браки («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь,или утопленница», «Ночь перед Рождеством»), активизируется нечисть («Ночь перед Рождеством», «Майская ночь»). Праздник – пространство превращений, переодевания, разоблачения; в атмосфере праздника по-новому раскрывается малороссийский народ, люди преображаются (как, например, Оксана в «Ночи перед Рождеством»). Смех Гоголя в этот период – юмористический, в его основе лежит яркий народный юмор, емкое и красочное народное слово. Своеобразие художественного мира тесно связано с фольклорными традициями (Гоголь обращается к народным преданиям и сказаниям за материалом; пример – поверье о цветущем папоротнике). «Вечера на хуторе» воплощает категорию фантастического в народном миропонимании. Склонность к легендарно-фантастическому мышлению для Гоголя – показатель духовного здоровья народа. При этом мир нечисти и мир людей объединены общей принадлежностью Малороссии, связаны малороссийским духом и свободно проникают один в другой (например, ведьмы в «Пропавшей грамоте» предлагают деду рассказчика сыграть с ними в дурачки, чтобы вернуть свою шапку). Черт, который выглядит как «настоящий губернский стряпчий», обжигается о месяц, который он хватает рукой с неба, кузнец летает верхом на черте – народная фантастика переплетается с реальностью, разделяя добро и зло. Гоголя еще не интересуют детали – сейчас он увлечен созданием народного духа вольности, ширины человеческой натуры. Романтический идеал автора проявился в победах добра над злом, в доброте и справедливости главных героев; Гоголь создал свою провинциальную поэтическую утопию. Его представления о том, каким должен быть народ, отражают его понимание идеала человека. Легендарно-фантастический мир «Вечеров» ярок и красочен, резко отличаясь от более позднего мира «Ревизора» или «Мертвых душ». В «Ночи перед Рождеством» уже появляется образ Петербурга, но он настолько противопоставлен фантастической реальности Диканьки, насколько отдаленным и призрачным «тридевятым царством» кажется по сравнению с малороссийским колоритом, что пока еще сложно представить, какие изменения образу Петербурга суждено претерпеть. В 1834 году написана «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Повесть создана на малороссийском материале, но совершенно иная по сравнению с «Вечерами». Гоголь ищет путь к другому смеху, не «для развлечения самого себя» (как в «Вечерах»), но для того, чтобы «делать добро», «смеяться даром». Сборник «Миргород» (1835) – в него входят «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий». В «Миргороде» Гоголь расширяет рамки художественной географии: яркость Диканьки сменяется прозаичностью уездного города (главная достопримечательность которого – лужа). В названии города одновременно заключены идеи обыкновенности, спокойствия и непримечательности – и «замкнутости» отдельного мира (на этом моменте возникают ассоциации с городом Калиновым и «темным царством» Островского). В этом мире, как в зазеркалье, искажаются и переворачиваются человеческие отношения, вещи вытесняют людей. Однако еще есть место фантастике, которая, правда, уже становится мрачной, и, хотя остается вплетенной в реальный мир, оказывается враждебной ему (романтический/ готический отпечаток несет на себе «Вий», к примеру. Построение сборника приобретает достаточно прозрачную логику: повести антитетичны, так, бытовые «Старосветские помещики» противопоставлены героическому «Тарасу Бульбе», нравоописатльная ироничная «Повесть о том…» противопоставлена народному преданию в «Вие». Точка зрения автора выражается во взаимодействии романтических и реалистических принципов изображения героев. Второй период открывается «петербургскими повестями»: · «Невский проспект» · «Записки сумасшедшего» · «Портрет» Все повести вошли в сборник «Арабески» (1835). Сам автор пояснял название сборника как «сумбур», «смесь», «каша». За «Арабесками» следом в печать отданы «Нос» (1836) и «Шинель» (1839-1841), на которой этот цикл завершается. Из творчества Гоголя постепенно уходит гармоничность, яркие краски малороссийских повестей сменяются темными, мрачно-блеклыми тонами. Гоголю покорилась городская, петербургская тема, и повести этого периода объединены прежде всего Петербургом – не только как местом действия, но и как образом-символом. Формируется новый образ пространства действия; волшебство из «Вечеров на хуторе» трансформируется в смесь реальности города и пугающей фантастичности. Город насыщен своими, уже не народными, а сугубо городскими легендами и преданиями; он фантасмагоричен, в нем все на грани правдоподобия. Невероятное становится реальным, реальное – невероятным. Лотман: «Петербург Гоголя напоминает кошмарный сон. Это город-обман, город-ложь. В основе самого принципа бюрократии лежит превращение реальности в фикцию и фикции – в реальность: жизнь живых людей с их человеческими чувствами, любовью, страданиями, с точки зрения бюрократа менее реальна, чем канцелярская бумага, справка, документ. Зато бумага вырастает в этом мире, превращаясь в кошмарную реальность…Здесь чин важнее, чем человек, деньги заменяют талант, а служебное положение – ум и добродетель…Поприщин сходит с ума и только в безумном бреду начинает понимать, что «нормальный» мир вокруг него основан на безумии, что человек в нем потерялся среди чинов, орденов и денежного капитала». Петербург Гоголя, в отличие от Петербурга Пушкина, город невероятного, призрачно-абсурдного. В нем происходят метаморфозы, вещи обретают «лица» (так происходит с носом коллежского асессора Ковалева). Город обезличивает людей: теперь чин, социальное положение, а не лицо и индивидуальность находятся на первом месте. Зазеркалье трансформируется в кривое зеркало. Смысл такого гротескного образа – в том, чтобы указать человеку на необходимость нравственного возрождения, пока оно еще возможно (в «Мертвых душах» эта возможность уже будет упущена). «Невский проспект» - как заставка для всего цикла. Открывается панорама; «физиологический» внешний облик города сочетается с романтической историей судеб художника Пискарева и поручика Пирогова. Невский проспект сводит людей, сталкивает их; он кажется даже более живым, чем сами люди. Человек уподобляется марионетке в руках города-кукловода. Каждая повесть с новой стороны раскрывает образ города (например, в «Портрете» Петербург обольщает и губит Чарткова из-за денег, как дьявол). Петербургский абсурд проявляется в безумии. В каждой повести есть герои-безумцы (Пискарев в «Невском проспекте», Чартков в «Портрете», Поприщин в «Записках сумасшедшего», Башмачкин в «Шинели»). Образ сумасшедшего возникает неспроста: петербуржец – ноль среди нулей, и выделить его может лишь безумие. Реальность настолько искажена, что безумие становится «звездным часом» героя. Безумие позиционируется как одна из форм бунта против всевластия социальной среды. Вольный пересказ фрагмента лекции Москвина о Гоголе: фамилия Поприщина связана с поприщем, это отсылает читателя к Евангелии от Матфея: «если тебе скажет кто-нибудь пройти с ним поприще, иди с ним два». А этот герой не может одного своего пройти, и все это из-за того, что он живет в такое фантасмагорическое, искаженное, безумное время. Повести «Нос» и «Шинель» отображают два разных полюса жизни Петербурга: абсурдная фантасмагория и будничная реальность. В основе «Носа» лежит принципиально иная, нежели чем в «Вечерах», фантастика: это «бюрократическая мифология», фантастика, возникшая под действием неких невидимых сил города. Нос ведет себя как «значительное лицо» (молится в Казанском соборе, гуляет по Невскому, делает визиты, собирается поехать в Ригу). Нос «двуликий» - с одной стороны, это настоящий нос «майора» Ковалева, которого тот лишился, с другой – это социальный образ. Образ Носа – итог, обобщение всей петербургской фантасмагории. Идея в том, что нос стал чиновником, но никто не заметил ничего подозрительного: настолько затмили людям умы чины и роль статуса в обществе. Суть человека исчерпывается его должностью. Использованная литература: · «Русская литература XIX-XX веков» («Шурики»), том I · Т.П.Буслакова, «Русская литература XIX века» · лекция Москвина #9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.012 с.) |