ТОП 10:

Урок 12. «И танки наши быстры» Иван Яковлевич Трашутин.



Урок- рассказ о подвиге горловчанина, труд которого помог изменить ход Великой Отечественной войны .

Педагог : «Иван Яковлевич - наш земляк. Он родился в Горловке 18 января 1906 года. После окончания Харьковского политехнического института в 1930 году получил направление на стажировку в США (1931-1933). Молодой специалист жадно впитывал все новое, осваивал достижения технической мысли на предприятиях Америки. После возвращения на родину вместе с другими конструкторами работал над совершенствованием машинных двигателей. В довоенный период при разработке новых типов танков определились две линии. В Англии, Франции и Германии танки оснащались карбюраторными моторами. В пользу такой позиции склонялись некоторые конструкторы и в нашей стране. Сторонники другого направления, в числе которых был и Трашутин, доказывали экономичность, а при условии дополнительной доводки, и надежность дизельмоторов. Убедительным аргументом было и то, что БТ-5 и БТ-7, работавшие на легком бензиновом топливе, оказались во время боев на Халхин-Голе весьма пожароопасными. Главный конструктор нового танка М.И.Кошкин и его помощники установили на новой боевой машине дизельный двигатель. Два танка своим ходом прошли от Харькова до Москвы. 19 декабря 1939 года средний танк Т-34 был принят на вооружение, а с июля 1940 года началось его серийное производство.

Давайте посмотрим фильм из серии «Оружие Победы. Средний танк Т-34»( длительность 12 минут).


В 1939 году Трашутина назначили начальником серийного конструкторского отдела Харьковского дизельного завода, а в 1941 году руководителем специального конструкторского бюро. Трашутинскими двигателями стали оснащать также тяжелые танки KB и самоходные артиллерийские установки.

К 22 июня 1941 года в войска поступило 1225 Т-34 и 636 КВ. Мощность двигателя составляла 365 кВт (500 л.с), максимальная скорость 55 км в час с запасом хода до 600 км. Война явилась серьезным испытанием боевых машин. Один из главных теоретиков и практиков танковых войск рейха Гейнц Гудериан на личном опыте убедился в качествах Т-34 в первые дни войны при форсировании Березины. Самодовольному нацисту пришлось тогда спешно вжиматься в землю. Вторично генерал убедился в достоинствах бронированного вездехода под Мценском, когда состоялся встречный бой с бригадой полковника М.Катукова. После завершения сражения Гудериан осмотрел поле боя и несколько подбитых русских танков. По его настоянию сюда прибыли видные специалисты для изучения тридцатьчетверок и конструирования на их основе немецких машин. Но почти все они, как писал с огорчением генерал, признали невозможным изготовление в кратчайший срок двигателя, подобного харьковскому алюминиевому дизельному мотору. Высокую оценку двигателю дал и английский исследователь Лиддел Гарт: «В 1941 году ни один из наших танков не мог сравниться с Т-34..., обладавшим довольно высокой скоростью при прекрасной проходимости».

С приближением фронта началась эвакуация. Сорок эшелонов увозили из Харькова на Восток рабочих, инженеров, техников. И еще станки, оборудование, инструменты, готовые узлы и детали, металл. Одному из эшелонов, сформированному на станции Основа, отдавалось предпочтение. Возле него постоянно находился усиленный караул. В сейфах, ящиках сверхсекретная документация на танк, на дизельмоторы. Часть ее передали в Сталинград тракторному заводу, ставшему до сентября 1942 года головным предприятием по производству средних танков (40%). Двигатели В-2 харьковской конструкции изготовляли в четырех цехах. Оборудование Харьковского дизельного и значительной части Кировского тракторного из Ленинграда вместе с Челябинским тракторным заводом, составили крупнейшее в стране танковое предприятие, прозванное в народе Танкоградом. Трашутин стал Главным конструктором по дизелям.

Пока шел демонтаж, пока двигались эшелоны, установливалось на новом месте станочное и другое оборудование, производство танков резко снизилось, а без достаточного их количества остановить продвижение гитлеровских армий было очень трудно. Частично дефицит покрывался за счет машин, присланных из Америки по ленд-лизу (англ.- «давать взаймы», «сдавать в аренду») и Великобритании. Наши танкисты быстро осваивали поступавшую технику. При проверке в боевых условиях сразу же обнаружились уязвимые места английских «валентайнов» и «матильд» с бензиновыми двигателями. Несколько лучшими оказались «Черчилли» и американские «шерманы» с двумя дизелями на каждой машине. Подкупали в них комфортное оформление рабочих мест экипажа и надежная радиосвязь. И все же Т-34 по всем другим параметрам превосходил импортных аналогов. В телеграмме 18 июля 1942 года Сталин сообщил американскому президенту: «Считаю долгом предупредить, что, как утверждают наши специалисты, на фронте американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей». \

Если во втором полугодии 1941 года было выпущено 4177 всех видов танков, то в 1942 -24668, за всю войну - 102,5 тысячи.

Человек большой технической эрудиции, умелый организатор коллектива конструкторов И.Я.Трашутин совершил величайший подвиг вместе с возглавляемым коллективом. Труд конструктора - это повседневное творчество. Оно и воплощалось в непрестанное совершенствование силовой части всех разновидностей двигателей, как для средних, так и для тяжелых танков и самоходок. Одновременно накапливалась исходная документация для докторской диссертации. Беспокойным человеком был Иван Яковлевич. Отрываясь от кульмана или чертежной доски, мчался в один цех, в другой, на полигон. Выверял, менял, многократно переделывал. Были внесены изменения в коробку передач, главный фрикцион, систему охлаждения и смазки двигателей. К прежнему обозначению тяжелого танка KB-I прибавилась буква С - скоростной. На этой основе действовали варианты - огнеметный КВ-8 и с мошной 122-мм гаубицей КВ-9. До конца 1942 года KB оставался самым сильным тяжелым танком.

 

Челябинский завод выдержал экзамен на техническую зрелость. Танкоградцы первыми освоили поточное производство боевых машин. Конструкторы-двигателисты оказались на высоте своей деятельности и под руководством И.Я.Трашутина с честью выполнили порученное им дело .Генерал-полковник инженерно-технической службы Ж.Я<Котин дал высокую оценку двигателю: «Им оснащалась большая часть наших броневых машин - участниц войны. По компактности, экономичности, эксплуатационным достоинствам В-2 не имел себе равных в мире. Ему во многом обязаны высоким качеством отечественные танки».

Иван Яковлевич внимательно следил за появлением новых систем ведения боя и вражеской техники. Летом 1942 года на фронте появились первые образцы мощных танков «тигров» сначала под Ленинградом, а в декабре 1942 года и под Сталинградом. Удача выпала нашим войскам 14 января 1943 года, когда удалось захватить исправный «тигр» на Волховском фронте. Танк имел сильную броню и мощную пушку, но слабую маневренность, что и использовали наши танкисты в период Курской битвы, быстро идя на сближение для уверенного поражения с полукилометрового расстояния. К тому же к моменту летнего сражения на фронт из Танкограда прибыли новые тяжелые танки ИС-1 с более сильным двигателем в 380 кВт (520 л.с.) конструкции трашутинцев и знаменитый «зверобой» СУ-152.

Перед началом Курской битвы германским солдатам читали обращение Гитлера: «До сих пор достигать того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они». Этими «лучшими» были T-V «пантеры» и T-V1 "тигры". И вот самый сильный накал битвы в трех километрах от Прохоровки. Уточним: на поле совхоза "Комсомолец". Давайте почитаем, что писала по свежим следам боя газета "Красная звезда" 29 июля 1943 года: "Первый эшелон атакующих советских танков на полном ходу врезался в боевые порядки танковой колонны немцев. Ряды перемешались. Немецкие T-V, лишенные в ближнем бою преимущества своего вооружения, расстреливались нашими «Т-34» почти в упор... С мощных немецких танков слетали тяжелые башни, снаряды пробивали навылет броню. На поле боя горело свыше сотни неприятельских танков и самоходных пушек. Наши танки одержали победу».

Танки с трашутинскими двигателями принимали участие в освобождении родного города Ивана Яковлевича, причем первым на окраину Горловки ворвался на боевой машине головчанин Александр Негурицын, а танкисты генерала «Вперед», как любовно воины называли своего командарма Д.Лелюшенко за умение вести наступательные бои, освободили Никитовку (подробности см.ниже). - •'

В декабре 1943 года началось серийное производство в Челябинске тяжелых танков с усовершенствованным двигателем В-2 бис мощностью 383 кВт (520 л.с), а затем В-2 ИС. Возросла скорость. Боевой путь машины начался на Украине с Корсунь-Шенвченковской битвы в феврале 1944 года. Она поражала «тигров» с расстояния двух километров. После этого немецкие танкисты избегали открытых сражений с подобными танками, действуя преимущественно из засад.

Иван Яковлевич обладал незаурядными качествами Инженера с большой буквы и ученого. Он в самый короткий срок мог найти рациональное решение, мобилизовать скрытые резервы. Вместе с тем умело опирался на знания, умения, опыт конструкторов и рабочих, должным образом использовал их находки, рационализаторские предложения и изобретательские идеи. Своевременная подготовка операционных карт для каждого станка позволяла даже новичкам в считанные недели добиваться положительных результатов при должном качестве деталей От успехов каждого зависела надежность двигателей Т-34, KB, ИС, а, значит, и безотказность боевых машин в самой сложной обстановке. Все это отмечалось в характеристиках и наградных листах. Так завоевывалось преимущество советского танкостроения над танковой промышленностью фашистской Германии. Заслуги инженера -полковника доктора технических наук И. Я. Трашутина в годы войны были отмечены двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями, в 1946 году его удостоили Государственной премии СССР. Впоследствии Ивану Яковлевичу вручили вторую Государственную премию и две Звезды Героя Социалистического Труда.

Скольким людям спасла жизнь разработка И.Я. Трашутина, сколько битв было выиграно благодаря его танку.

Стоит в Горловке памятник- танк, символ освобожденной Горловки. На сайтеhttp://www.shukach.com/ru/node/9332 размещена интересная статья давайте ее прочтем.

В фондах музея истории города Горловки хранятся основополагающие документы о двух стрелковых дивизиях, которые особенно отличились в боях за освобождение Горловки, и со временем стали именоваться «Горловскими». Это: справка о боевом пути 271-й Горловской Краснознаменной Ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии и военно-исторический очерк о Горловской дважды Краснознаменной, ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии. Следует сразу указать, что авторами этих изданий были сами участники событий Великой Отечественной войны: генерал-майор Д. Сорокин, капитан Р. Розмарица, полковник в отставке И.Ф. Лысухин, доцент, кандидат исторических наук и подполковник в отставке С.Е. Куковенко, председатель совета ветеранов дивизии.
Постараемся восстановить ход событий 4-5 сентября 1943 года, которые связаны с памятником – танком, установленным на братской могиле в сквере Освободителей города.
Вечером 3 сентября 126-я стрелковая дивизия получила задачу: утром с рубежа Орджоникидзе, Хацапетовка, возобновить наступление в направлении Новосадки, Поклонская и, обходя противника с севера, овладеть северо-западной частью города Горловка. Сосед слева – 271-я стрелковая дивизия полковника И.П. Говорова – наступал в направлении Красный Профинтер и овладевал юго-западной частью города. (ЦАМО, ф.333, оп.4885, д.33, л.37).
Ранним утром 4 сентября после артиллерийской подготовки части 126-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Во второй половине дня подошли главные силы полков, и началось общее наступление на Горловку. Действия наступающих частей поддерживали авиация и танки. В бою за родной город отличился горловский шахтер – командир танковой роты старший лейтенант Александр Негурицин (Негурица). Умело маневрируя на поле боя, рота огнем и гусеницами танков КВ уничтожила на подступах к городу одно самоходное и пять полевых орудий, две минометные батареи, пять пулеметов и до сотни гитлеровцев. На своей боевой машине Александр Негурицин одним из первых ворвался на улицы Горловки ( ЦАМО, ф.333, оп.4885, д.27, л.101).
Вот здесь следует задержать наше внимание и вспомнить, какой танк установлен в нашем городе возле автовокзала. Напоминаем, это – танк Т-34, а в документах значится, что Негурицын воевал на танке КВ. Значит, танк, который возвышается на холме, является памятником - символом в честь всех освободителей города от захватчиков и не принадлежит конкретному герою.
Но этот холм хранит еще одну тайну, о которой, наверное, многие и не догадываются.
Памятник в виде танка символически объединяет два героических эпизода горловского освобождения: прорыв вражеской обороны нашими танкистами (Негурицын) и трагическую гибель экипажа одной из тридцатичетвёрок в бою около машзавода. И если имя Негурицына сохранено историей, то кем были два других воина, связанных со знаменитым танком на кургане, неизвестно. А история такова.
Во время штурма Горловки один из танков, входивших в состав 238-й танковой бригады подполковника Тимина А.И., ворвался в город со стороны Дебальцево. В этом Т-34 находились два члена экипажа. Проезжая по мостовой мимо сгоревшей школы №2, рядом с проходной завода им. Кирова, ими был замечен немецкий обоз с оружием. Танкисты пошли ва-банк… Сначала закончилось горючее, потом – патроны и снаряды, после чего бойцы открыли люки и стали отбиваться гранатами. Но силы были слишком не равны, и наши ребята погибли. Машиностроители похоронили павших на площади около своего завода, на улице Ленинградской (ныне ул. Катеринича), где им были установлены два безымянных памятника. В 1961 году останки танкистов были перезахоронены в братскую могилу около бывшего кинотеатра «Украина», где в том же году был насыпан холм и установлен танк Т-34, знакомый сегодня каждому горловчанину. На памятной доске начертаны слова: «Неизвестные воины советской Армии, павшие в боях за освобождение гор. Горловки от немецко-фашистских захватчиков. Сентябрь 1943 года». С одной стороны – всё в порядке, но возникает вопрос: корректно ли со спокойной душой принимать слова «неизвестные воины»?»

В православной традиции поминовение убиенных воинов проходит как в частной молитве, так и во время панихиды. Обычно от священника можно услышать: «Помяни и тех, кого мы не помянули из-за множества имён. Или кого забыли. Или чьи подвиги не знаем. Но ты, Господи, знаешь всех защитников и помяни каждого. И вознеси их в селение праведных».

Давайте почтим минутой молчания тех конструкторов, разработчиков, рабочих, танкистов всех тех , кто создавая и приводил в действие танки, тем самым защищая Родину.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.006 с.)