Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 12. «И танки наши быстры» Иван Яковлевич Трашутин.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Урок- рассказ о подвиге горловчанина, труд которого помог изменить ход Великой Отечественной войны. Педагог: «Иван Яковлевич - наш земляк. Он родился в Горловке 18 января 1906 года. После окончания Харьковского политехнического института в 1930 году получил направление на стажировку в США (1931-1933). Молодой специалист жадно впитывал все новое, осваивал достижения технической мысли на предприятиях Америки. После возвращения на родину вместе с другими конструкторами работал над совершенствованием машинных двигателей. В довоенный период при разработке новых типов танков определились две линии. В Англии, Франции и Германии танки оснащались карбюраторными моторами. В пользу такой позиции склонялись некоторые конструкторы и в нашей стране. Сторонники другого направления, в числе которых был и Трашутин, доказывали экономичность, а при условии дополнительной доводки, и надежность дизельмоторов. Убедительным аргументом было и то, что БТ-5 и БТ-7, работавшие на легком бензиновом топливе, оказались во время боев на Халхин-Голе весьма пожароопасными. Главный конструктор нового танка М.И.Кошкин и его помощники установили на новой боевой машине дизельный двигатель. Два танка своим ходом прошли от Харькова до Москвы. 19 декабря 1939 года средний танк Т-34 был принят на вооружение, а с июля 1940 года началось его серийное производство. Давайте посмотрим фильм из серии «Оружие Победы. Средний танк Т-34»(длительность 12 минут). В 1939 году Трашутина назначили начальником серийного конструкторского отдела Харьковского дизельного завода, а в 1941 году руководителем специального конструкторского бюро. Трашутинскими двигателями стали оснащать также тяжелые танки KB и самоходные артиллерийские установки. К 22 июня 1941 года в войска поступило 1225 Т-34 и 636 КВ. Мощность двигателя составляла 365 кВт (500 л.с), максимальная скорость 55 км в час с запасом хода до 600 км. Война явилась серьезным испытанием боевых машин. Один из главных теоретиков и практиков танковых войск рейха Гейнц Гудериан на личном опыте убедился в качествах Т-34 в первые дни войны при форсировании Березины. Самодовольному нацисту пришлось тогда спешно вжиматься в землю. Вторично генерал убедился в достоинствах бронированного вездехода под Мценском, когда состоялся встречный бой с бригадой полковника М.Катукова. После завершения сражения Гудериан осмотрел поле боя и несколько подбитых русских танков. По его настоянию сюда прибыли видные специалисты для изучения тридцатьчетверок и конструирования на их основе немецких машин. Но почти все они, как писал с огорчением генерал, признали невозможным изготовление в кратчайший срок двигателя, подобного харьковскому алюминиевому дизельному мотору. Высокую оценку двигателю дал и английский исследователь Лиддел Гарт: «В 1941 году ни один из наших танков не мог сравниться с Т-34..., обладавшим довольно высокой скоростью при прекрасной проходимости». С приближением фронта началась эвакуация. Сорок эшелонов увозили из Харькова на Восток рабочих, инженеров, техников. И еще станки, оборудование, инструменты, готовые узлы и детали, металл. Одному из эшелонов, сформированному на станции Основа, отдавалось предпочтение. Возле него постоянно находился усиленный караул. В сейфах, ящиках сверхсекретная документация на танк, на дизельмоторы. Часть ее передали в Сталинград тракторному заводу, ставшему до сентября 1942 года головным предприятием по производству средних танков (40%). Двигатели В-2 харьковской конструкции изготовляли в четырех цехах. Оборудование Харьковского дизельного и значительной части Кировского тракторного из Ленинграда вместе с Челябинским тракторным заводом, составили крупнейшее в стране танковое предприятие, прозванное в народе Танкоградом. Трашутин стал Главным конструктором по дизелям. Пока шел демонтаж, пока двигались эшелоны, установливалось на новом месте станочное и другое оборудование, производство танков резко снизилось, а без достаточного их количества остановить продвижение гитлеровских армий было очень трудно. Частично дефицит покрывался за счет машин, присланных из Америки по ленд-лизу (англ.- «давать взаймы», «сдавать в аренду») и Великобритании. Наши танкисты быстро осваивали поступавшую технику. При проверке в боевых условиях сразу же обнаружились уязвимые места английских «валентайнов» и «матильд» с бензиновыми двигателями. Несколько лучшими оказались «Черчилли» и американские «шерманы» с двумя дизелями на каждой машине. Подкупали в них комфортное оформление рабочих мест экипажа и надежная радиосвязь. И все же Т-34 по всем другим параметрам превосходил импортных аналогов. В телеграмме 18 июля 1942 года Сталин сообщил американскому президенту: «Считаю долгом предупредить, что, как утверждают наши специалисты, на фронте американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей». \ Если во втором полугодии 1941 года было выпущено 4177 всех видов танков, то в 1942 -24668, за всю войну - 102,5 тысячи. Человек большой технической эрудиции, умелый организатор коллектива конструкторов И.Я.Трашутин совершил величайший подвиг вместе с возглавляемым коллективом. Труд конструктора - это повседневное творчество. Оно и воплощалось в непрестанное совершенствование силовой части всех разновидностей двигателей, как для средних, так и для тяжелых танков и самоходок. Одновременно накапливалась исходная документация для докторской диссертации. Беспокойным человеком был Иван Яковлевич. Отрываясь от кульмана или чертежной доски, мчался в один цех, в другой, на полигон. Выверял, менял, многократно переделывал. Были внесены изменения в коробку передач, главный фрикцион, систему охлаждения и смазки двигателей. К прежнему обозначению тяжелого танка KB-I прибавилась буква С - скоростной. На этой основе действовали варианты - огнеметный КВ-8 и с мошной 122-мм гаубицей КВ-9. До конца 1942 года KB оставался самым сильным тяжелым танком.
Челябинский завод выдержал экзамен на техническую зрелость. Танкоградцы первыми освоили поточное производство боевых машин. Конструкторы-двигателисты оказались на высоте своей деятельности и под руководством И.Я.Трашутина с честью выполнили порученное им дело.Генерал-полковник инженерно-технической службы Ж.Я<Котин дал высокую оценку двигателю: «Им оснащалась большая часть наших броневых машин - участниц войны. По компактности, экономичности, эксплуатационным достоинствам В-2 не имел себе равных в мире. Ему во многом обязаны высоким качеством отечественные танки». Иван Яковлевич внимательно следил за появлением новых систем ведения боя и вражеской техники. Летом 1942 года на фронте появились первые образцы мощных танков «тигров» сначала под Ленинградом, а в декабре 1942 года и под Сталинградом. Удача выпала нашим войскам 14 января 1943 года, когда удалось захватить исправный «тигр» на Волховском фронте. Танк имел сильную броню и мощную пушку, но слабую маневренность, что и использовали наши танкисты в период Курской битвы, быстро идя на сближение для уверенного поражения с полукилометрового расстояния. К тому же к моменту летнего сражения на фронт из Танкограда прибыли новые тяжелые танки ИС-1 с более сильным двигателем в 380 кВт (520 л.с.) конструкции трашутинцев и знаменитый «зверобой» СУ-152. Перед началом Курской битвы германским солдатам читали обращение Гитлера: «До сих пор достигать того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они». Этими «лучшими» были T-V «пантеры» и T-V1 "тигры". И вот самый сильный накал битвы в трех километрах от Прохоровки. Уточним: на поле совхоза "Комсомолец". Давайте почитаем, что писала по свежим следам боя газета "Красная звезда" 29 июля 1943 года: "Первый эшелон атакующих советских танков на полном ходу врезался в боевые порядки танковой колонны немцев. Ряды перемешались. Немецкие T-V, лишенные в ближнем бою преимущества своего вооружения, расстреливались нашими «Т-34» почти в упор... С мощных немецких танков слетали тяжелые башни, снаряды пробивали навылет броню. На поле боя горело свыше сотни неприятельских танков и самоходных пушек. Наши танки одержали победу». Танки с трашутинскими двигателями принимали участие в освобождении родного города Ивана Яковлевича, причем первым на окраину Горловки ворвался на боевой машине головчанин Александр Негурицын, а танкисты генерала «Вперед», как любовно воины называли своего командарма Д.Лелюшенко за умение вести наступательные бои, освободили Никитовку (подробности см.ниже). - •' В декабре 1943 года началось серийное производство в Челябинске тяжелых танков с усовершенствованным двигателем В-2 бис мощностью 383 кВт (520 л.с), а затем В-2 ИС. Возросла скорость. Боевой путь машины начался на Украине с Корсунь-Шенвченковской битвы в феврале 1944 года. Она поражала «тигров» с расстояния двух километров. После этого немецкие танкисты избегали открытых сражений с подобными танками, действуя преимущественно из засад. Иван Яковлевич обладал незаурядными качествами Инженера с большой буквы и ученого. Он в самый короткий срок мог найти рациональное решение, мобилизовать скрытые резервы. Вместе с тем умело опирался на знания, умения, опыт конструкторов и рабочих, должным образом использовал их находки, рационализаторские предложения и изобретательские идеи. Своевременная подготовка операционных карт для каждого станка позволяла даже новичкам в считанные недели добиваться положительных результатов при должном качестве деталей От успехов каждого зависела надежность двигателей Т-34, KB, ИС, а, значит, и безотказность боевых машин в самой сложной обстановке. Все это отмечалось в характеристиках и наградных листах. Так завоевывалось преимущество советского танкостроения над танковой промышленностью фашистской Германии. Заслуги инженера -полковника доктора технических наук И. Я. Трашутина в годы войны были отмечены двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями, в 1946 году его удостоили Государственной премии СССР. Впоследствии Ивану Яковлевичу вручили вторую Государственную премию и две Звезды Героя Социалистического Труда. Скольким людям спасла жизнь разработка И.Я. Трашутина, сколько битв было выиграно благодаря его танку. Стоит в Горловке памятник- танк, символ освобожденной Горловки. На сайте http://www.shukach.com/ru/node/9332 размещена интересная статья давайте ее прочтем. В фондах музея истории города Горловки хранятся основополагающие документы о двух стрелковых дивизиях, которые особенно отличились в боях за освобождение Горловки, и со временем стали именоваться «Горловскими». Это: справка о боевом пути 271-й Горловской Краснознаменной Ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии и военно-исторический очерк о Горловской дважды Краснознаменной, ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии. Следует сразу указать, что авторами этих изданий были сами участники событий Великой Отечественной войны: генерал-майор Д. Сорокин, капитан Р. Розмарица, полковник в отставке И.Ф. Лысухин, доцент, кандидат исторических наук и подполковник в отставке С.Е. Куковенко, председатель совета ветеранов дивизии. В православной традиции поминовение убиенных воинов проходит как в частной молитве, так и во время панихиды. Обычно от священника можно услышать: «Помяни и тех, кого мы не помянули из-за множества имён. Или кого забыли. Или чьи подвиги не знаем. Но ты, Господи, знаешь всех защитников и помяни каждого. И вознеси их в селение праведных». Давайте почтим минутой молчания тех конструкторов, разработчиков, рабочих, танкистов всех тех, кто создавая и приводил в действие танки, тем самым защищая Родину.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.01 с.) |