Урок 8. Подвиг восстановления Горловки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 8. Подвиг восстановления Горловки



Цель урока: проанализировать документальный и статистический материал и на его основе исследовать последствия ущерба от оккупации немецко-фашистскими войсками г. Горловки. Показать самоотверженный труд горловчан по восстановлению экономики страны

План.

1. Урон, нанесенный Горловке в период фашистской оккупации 1941‑1943 гг.

2. Процесс восстановления экономики и культуры области после освобождения ее от захватчиков. Трудности восстановления.

3. Трудовой героизм горловчан в процессе восстановления.

4. Помощь населению Горловки в процессе восстановления.

5. Изменения в повседневном быту жителей городов и сел Сталинской области к концу 1945 года.

1.Вводное слово учителя. Постановка проблемы исследования.

Сегодня на уроке, работая с документальным материалом, вам нужно оценить каковы последствия фашистского оккупационного режима. Но в начале я предлогаю Вам посмотреть отрывок из документального фильма "Битва за нашу Советскую Украину", год выпуска 1943. (просмотр отрывка)

II. Организуется работа учащихся в группах по 11 человек (по количеству документов).

Документальные источники:

1. Сообщение Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их соучастников и причиненного ими убытка гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Сентябрь 1943г. ГАДО, ф.Р-1838, оп.1, д.41, л. Приложение 37-38

2. Докладная записка начальника управления госбезопасности по Сталинской области об экономическом состоянии Сталинской области после освобождения от немецко-фашистских оккупантов и развороте работы оперативной деятельности по области. 24 сентября 1943г. ГАДО, ф.Р-1838, оп.1, д.1, л. Приложение 39-40

3. Сведения об ущербе, причиненном немецко-фашистскими оккупантами Мариупольскому заводу им. Ильича. 2 декабря 1943г. ГАДО, ф.П-326, оп.2, д.34, л. Приложение 41-42

4. Сведения о нанесении ущерба комбинату "Сталинуголь". 27 сентября 1943г. ГАДО, ф.П-326, оп.2, д.43, л. Приложение 43-44

5. Справка о причиненном ущербе сельскому хозяйству Сталинской области. 1944г. ГАДО,ф.П-326, оп.2, д.524, л. Приложение 45

6. Обращение молодых горнячек Горловского района ко всем женщинам Донбасса. ГАДО, выездная редакция газеты «Правда» в Донбассе, 11 декабря 1943г., инв. №2212 Приложение№46

7. «Вся страна восстанавливает Донбасс». ГАДО, газета «Социалистический Донбасс» от 11 января 1944г., инв. №2057 Приложение№47

8. Обращение к девушкам и женщинам Донбасса относительно участия в слете горнячек. ГАДО, выездная редакция газеты «Правда» в Донбассе, 15 января 1944г., инв. №2212

9. «Женщина на шахте - большая сила». ГАДО, выездная редакция газеты «Правда» в Донбассе, апрель 1944г., инв. №2212 Приложение№48

9. Доклад о проведенных сборах духовенством и верующими на общественно-государственные нужды в 1944г. ГАДО, ф.Р-4022, оп.1, д.4, л. Приложение 49-50

10. Сведения о проведенных сборах духовенством и верующими русской православной церкви на оборону страны и другие цели за время с 22 июня 1941г. по 1 июня 1944г. по Сталинской области. ГАДО, ф.Р-4022, оп.1, д.1, л. Приложение 51-52

11. Ведомость о патриотической деятельности церквей 4-го благочиннического округа Сталинской области за период. 1944-1946гг. ГАДО, ф.Р-4022, оп.1, д.8, л. Приложение 53

 

Каждый участник получает отдельный документ для исследования. Его задача: прочесть внимательно текст, записать основные моменты и рассказать о нем товарищам в группе. Выстроить общий рассказ о восстановлении народного хозяйства в Горловке

План выступления:

1. Как шел процесс восстановления промышленности, сельского хозяйства, учреждений культуры Сталинской области после освобождения от немецко-фашистских захватчиков? Какие трудности приходилось преодолевать жителям области?

2. Какую помощь населению Сталинской области оказывали трудящиеся других областей и республик СССР?

3. За счет каких средств и ресурсов осуществлялось восстановления хозяйства?

4. Как менялся повседневный быт жителей Горловки в первые послевоенные годы?

5. Трудовой героизм горловчан в годы восстановления экономики.

Класс делится на пять групп, каждая из которых готовится по одному из указанных вопросов.

III. Проверка выполнения задания.

Учитель читает отрывок из книги П.И.Жеребецкого «Горловка» (2012 год)

Когда фронт отодвинулся на запад, железнодорожники Никитовки, Горловки, Майорской, Трудовой стали испытывать значительное облегчение, хотя работали на израненных и на отработавших свой ресурс локомотивах. Не все удавалось своевременно отправлять потребителям. По указанию Государственного Комитета Обороны шесть дней в декабре 1944 года и три первых дня 1945-го запрещалось что- либо грузить, кроме угля, кокса, крепежного леса для шахт. Все воскресенья января горловчане выходили на погрузку угля, разгрузку поступавших вагонов. Работали все - и рабочие, и пенсионеры, и ученики... Так удалось расшить узкие места на транспортных линиях.

Попутно с восстановлением промышленных объектов и сельскохозяйственных предприятий восстанавливалось жилье. К маю 1945 года было отремонтировано и построено 1134 дома.

Не только трудом, но и рублем помогали горловчане фронту, вносили деньги на строительство авиаэскадрильи «Освобожденный Донбасс» и танковой колонны. Работники коксохимзавода №3 Федор Сидорчук принес 4000 рублей, Иван Шилов отчислил из заработка 3000, а Николай Марченко - 2000. Рабочие совхозов собрали 411649 рублей («Кочегарка», 13.01, 10.02, 3.12.1944 года). Вскоре первый заказ на самолеты был готов. 16 июля 1944 года газета «Социалистический Донбасс» сообщила: «...бывший шахтер лейтенант Погорелое... на самолете, построенном на средства трудящихся освобожденного Донбасса, первым открыл счет сбитых стервятников в боях за Днестр... Четырежды орденоносец, кавалер ордена Александра Невского капитан Антипов на самолете «Освобожденный Донбасс» сбил двенадцатого по счету гитлеровского стервятника. Далеко на запад ушли быстрокрылые птицы с гордой надписью «Освобожденный Донбасс». Они дойдут до самого логова врага».

В первые дни после освобождения города стали поступать первые финансовые ассигнования. Существенную помощь учебным заведениям оказывали промышленные предприятия. Шахтеры «Комсомольца» и машиностроительного завода изготовили для школ №11 и №2 540 столов, 1350 стульев и табуретов, 24 шкафа, 190 тумбочек, коксохим выделил школе №5 уголь, отремонтировал кочегарку и систему отопления (Фронтовые вахты. Донецк, 1971- С. 173). Директор машиностроительного завода И.Катеринич организовал приобретение для учащихся 280 пар обуви, а ртутный комбинат передал школе №10 предметы одежды для 446 учащихся. Необходимую помощь получили первоначально пять тысяч школьников. Недоставало учебников, тетрадей. Иногда приходилось писать на газетах. Но дети учились, овладевали знаниями. И во всем помогали взрослым. Они узнали, что из тонны металла получается сто снарядов. А это сто взрывов в стане фашистов. Учащиеся такой мерой взвешивали свои находки металлолома, а на уроках вместе с учителями составляли и решали задачи по результатам дневного, недельного, месячного сбора. И были очень горды своей причастностью к военным победам, как и сотками, гектарами ухоженных или собранных овощей, подсолнухов, кукурузпригородных хозяйствах. Это была их война. И кто после этого посмеет утверждать, что они, даже самые маленькие, не являлись участниками войны?!

Много трудных вопросов после освобождения города пришлось решать по организации снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. Практически все продовольственные базы и помещения торговых учреждений оказались разрушенными. Их восстановление требовало значительных средств, материалов и времени. Поэтому на первых порах приходилось работать в наскоро приспособленных помещениях и уголках. После восстановления железнодорожной линии вслед за армейскими эшелонами в город стали поступать грузы с оборудованием для восстанавливаемых предприятий и продовольствием. Уже в сентябре началась выдача по карточкам через отделы рабочего снабжения муки, круп, жиров, картофеля трудящимся и иждивенцам. И все же период с сентября 1943 по июль 1944 года был в этом отношении самым напряженным. Никаких запасов продовольствия после бегства оккупантов не осталось. С трудом распределяли продукты питания, поступавшие из неоккупированных областей и краев. С зимы отделы рабочего снабжения провели определенную работу по организации подсобных хозяйств предприятий и выделению участков трудящимся под индивидуальные огороды. Подсобные хозяйства после сбора урожая передавали в государственный фонд половину зернового сбора и 250 литров молока с каждой фуражной коровы. Все остальное направлялось для организации питания рабочих и служащих в столовых, детей в яслях и садах, учащихся школ, ФЗО и техникума (горячие завтраки), больных в лечебных учреждениях. Серьезные нарушения и злоупотребления в системе снабженческих организаций наблюдались довольно редко. Попытка руководителей станции Никитовка распределить между собой часть продуктов, закупленных на селе, была решительно пресечена.

В конце 30-х годов местные пекарни использовали в основном привозную муку. Весной 1944 года заработала своя городская мельница, осуществлявшая простой помол зерна на трех вальцовых агрегатах отечественного производства, что позволило устранить случавшиеся до этого перебои с поставкой норм муки в пекарни из-за нехватки и частых поломок сильно изношенных транспортных средств. Трудовой коллектив мельницы быстро освоил рабочие профессии. Особенно хорошо обслуживал производственные линии слесарь Петр Бродский.

Известно, что на устойчивости бюджета отрицательно отражается его дефицит. Но даже в условиях войны он составлял незначительную сумму: в 1943 году, например, 3%, 1944 год вообще оказался бездефицитным. Своевременно получали зарплату учителя и медработники, милиционеры и дворники. Для отдельных категорий ведущих профессий были устроены специальные магазины. Один из них на поселке бывшей шахты 19-20 до сих пор традиционно называется «забойщицким». Старатели ртутного производства, отбиравшие и поставлявшие руду к заводу с богатым содержанием киновари, получали специальные денежные знаки-боны, по которым можно было приобрести продукты и товары повышенного спроса сверх утвержденных норм по карточкам.

Особенно сложным и трудным являлось восстановление совхозов и колхозов. В большинстве перебазированные сначала в Сталинградскую область, а затем и дальше на восток тракторы, комбайны, плуги, сеялки частично исчерпали свой эксплуатационный ресурс и были разобраны на запчасти, другие разыскать не удалось. Возобновившие деятельность машино-тракторные станции сумели восстановить несколько тракторов ХТЗ, «Универсалов», но из-за крайне ограниченных поставок горюче-смазочных материалов (первым делом их направляли на фронт) они нередко простаивали. Снова, как в трудные начальные годы коллективизации, для подъема зяби в октябре-ноябре 1943-го и в сезон 1944-го года использовали в качестве тягловой силы оставшихся после оккупантов немногочисленных коров. На полях после уборки урожая и прошедших дождей с помощью кос, а кое-где и сохранившихся жнеек-лобогреек, заготовляли отросшие травы, собирали стебли кукурузы и свозили на подворья животноводческих ферм. Из восточных областей страны поступали в хозяйства фуражные коровы и молодняк крупного рогатого скота
Урок 9. Памятники и братские могилы города Горловки.

 

За основу разработки взята книга «Памятники рассказывают»,2008 г. Авторы: Савенко Н.А., директор музея истории города Горловка, Арусланова Н.В., научный сотрудник музея истории).

Форма урока: заочная экскурсия, совмещенная с практической работой над документами захоронений. (Предлагается дать предварительное задание учащимся:

изучить историю памятника или захоронения и рассказать на уроке.)

 

Учитель: память о горловчанах, которые сражались против фашизма за свободу и независимость, запечатлена в 59 памятниках на Горловской земле, из них 25 – братские могилы. В них захоронены более 20 тысяч человек, ставшие жертвами фашизма. Кто-то удачно сравнил братские могилы и памятники в честь героев войн с родинками на земле… Я предлагаю небольшое путешествие по местам, где некогда трудовые коллективы горловских предприятий установили памятники в честь погибших своих тружеников в годы Великой Отечественной войны. Они напоминают нам о трагических и героических событиях в нашей истории. Но начать свой обзор предлагаем с улицы, названной в честь Минина и Пожарского, которая находится в Центрально-городском районе Горловки.

Представители старшего поколения мало кто не слышали о памятнике Минину и Пожарскому, который стоит на Красной площади в г. Москва. Это был первый памятник в городе, который поставили не в честь государя, а в честь народного героя. Кое-кто вспомнит и фамилию автора этого ансамбля – Ивана Петровича Мартоса. Но еще меньше людей знает, что родился этот талантливый человек в 1754 году в Украине, в городке Ичня Черниговской губернии, в семье обеднелого помещика, отставного корнета Петра Мартоса. Этот памятник посвящен освободителям Руси во время польского нашествия. Минин отдал все, что у него было ради общего блага, могучим порывом своего сердца поднял дух своих соотечественников. Со всех сторон начали стекаться пожертвования, люди проснулись от оцепенения… А во главе же бесстрашного воинства Минин поставил Пожарского. Любопытным является факт, касающийся именно построения памятника. Начало его рождения было связано с предложением в 1803 году о сборе пожертвований на установление памятника Минину и Пожарскому в Москве. Тогда это предложение было отклонено, но идея понравилась и позже нашла свой отзыв в обществе. Фактически работа над этой скульптурой началась в 1812 году, в канун событий Отечественной войны 1812 года, когда снова нависла угроза. Это – пример значения памятника, как социально–психологического объекта в нашей жизни.

Теперь бросим взгляд на некоторые мировые шедевры в искусстве памятников, посвященных второй мировой войне. И вспомним немецкого автора Кете Кольвиц, которая умерла 8 мая 1945 года, за день до конца кровопролитной войны. Ее голос стал голосом всех матерей, который сквозь скульптуру „Башня матерей” демонстрирует активный протест против войны. И как сказал Ромен Ролан: ”Произведения Кете Кольвиц – наибольшая поэма Германии того времени, которая отображает пытки и горе простых и отвергнутых. Она – голоса молчания народов, которыми пожертвовали”.

Вот уже более шестидесяти лет стоит на набережной Левенхавен в Роттердаме „Разрушенный город” – свидетельство нашей эпохи о кошмаре второй мировой войны. Автор – Осип Цадкин, который в августе 1941 года успел уехать из Франции, в связи с нависшей угрозой быть брошенным в концентрационный лагерь. На строгом гранитном цоколе памятника надпись: „май, 1940 год – дата незабываемого убийства Роттердама, трагического дня 14 мая, в течение которого нацистские бомбардировщики разрушили его центр, ликвидировал 11 тысяч домов и оставил 78 тысяч людей без дома”. Статуя Цаткина стала патетическим образом мученичества, которому подвергся город, приговором преступления перед историей. Что такое этот памятник? Что он выражает, о чем хочет нам рассказать? Вы задумались?… – и это очень хорошо! Это то, для чего нужны нам, людям, памятники.

На 54-м километре шоссе Минск – Витебск в 1969 году появился указательный знак к Мемориалу Хатынь. Ни на одной самой подробной географической карте не найдете вы сегодня этого белорусского села. Оно было стерто с лица земли фашистскими карателями. Это произошло 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд фашистов взял в кольцо село и ни один житель не мог остаться незамеченным. Только трем детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось спрятаться от гитлеровцев.

К сожалению, таких памятных мест на нашей земле много. На донбасской земле их также немало. Не всюду они отмечены памятными или указательными знаками, но главное, чтобы со временем не притупилась наша память, чтобы всегда у нас хватало мудрости, воспитания, любви к своим героическим предкам. Чтобы мы, подходя к братской могиле периода второй мировой войны или к памятнику, посвященному людям, в судьбу которых вписаны страницы героизма и мужества в борьбе против фашизма, действительно были бы благодарными своим пращурам…

Есть у нас, у горловчан, еще одна обязанность… В фондах музея истории города Горловки хранится письмо с фронта нашего земляка Ивана Сопина (1944 года), который написал матери своего погибшего боевого товарища. Там есть такие строки: „Завтра меня также могут убить, и моей матери будут писать такое же письмо… Ну, что же? Такая наша задача – освободить землю… Может и о нас когда-то вспомнят…” Именно эти человеческие слова – обращение простого солдата, нашего земляка, хочется, чтобы каждый раз, подходя к памятнику второй мировой войны или даже просто, проходя мимо него, мы вспоминали…

Сегодня Ваши одноклассники подготовили сообщения о памятниках и захоронениях времен Великой Отечественной войны.

Примерный текст сообщений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.036 с.)