Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 6.Нравственный выбор во имя Отечества одних и предательство других.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: Рассмотреть вопрос о возможности или невозможности гармонизации двух начал человеческого бытия — природного эгоизма и нравственного долга. Продемонстрировать то, что человек — свободен в принятии решений, осуществлении нравственного выбора. Свободен и ответственен за этот выбор перед собой, народом и наконец, перед Господом. Использовать просмотр фильма для обсуждения и активизации ранее полученных знаний об истории Горловки в годы Великой Отечественной войны
Урок- диспут по итогам просмотра фильма. На основе анализа просмотра фильма «Это было в Донбассе» (1945 год) исследовать проблему: патриотический долг во имя Родины или предательство, во имя сохранения себе жизни любой ценой. I. Вводное слово учителя. Постановка проблемы. Трудно ли человеку сделать нравственный выбор? Какие обстоятельства могут повлиять на это? Сейчас мы с вами посмотрим фильм Какой выбор сделали горловчане в годы оккупации города и области немецко-фашистскими войсками? Фильм снят в 1945 году, и понятно уступает современным блокбастерам и боевикам. Постарайтесь его посмотреть с точки зрения человека, знающего историю города. Постарайтесь найти схожесть и различие с нашей ситуацией в городе.
II. Учащиеся получают памятку участнику дискуссии. Памятка участнику дискуссии. 1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию. 2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы. 3. Внимательно выслушай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения. 4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты. 5. Лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика. 6. Говори ясно, точно, отчетливо. 7. Заканчивая выступление, подведи итоги и сформулируй выводы. III. Вопросы и задания: 1. Приведите конкретные примеры мужества и героизма горловчан в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, свидетельствующие об исполнении нравственного долга перед Родиной, подобные которым показаны в фильме.
После выступления детей, учитель читает агитационную листовку, которую распространяли фашисты в 1942 году (Музей истории города -НДФ 4563)[1]
2. Как показаны в фильме изменения, происходившие в сознании советских людей в годы войны?
3. Кто становился пособником оккупантов? После выступления детей зачитываем статью «40-лет лечебной деятельности М.И. Перепечаенко» от 16 апреля 1943 года. (приложение 37) Помните, мы с Вами договаривались, не судить по 1-му факту, т.к не знаем насколько он правдив Какие другие цели могли преследовать оккупанты этой статьей? (дети отвечают) Абсолютно верно, можно было запятнать имя человека. Показать, что он помогает врагу. Тогда у него не было обратной дороги. С другой стороны, сколько лет может быть человеку, который отмечает 40-летний юбилей трудовой деятельности в 43 году. Значит, трудовая деятельность началась до революции. И как складывались его отношения с советской властью, мы не знаем. Вариантов может быть множество. Нам с вами предстоит ответить на вопрос «Что могло повлиять на нравственный выбор человека? Почему одни выполнили свой долг перед Родиной, а другие стали на путь предательства?» Примерный ответ учащегося. На нравственный выбор человека: быть патриотом или предателем могли повлиять следующие факторы: 1. Конкретные обстоятельства (например, жестокий оккупационный режим) 2. Чувство страха за свою жизнь и жизнь своих близких 3. Стремление отомстить советской власти. 4. Фашистская пропаганда, наивная вера некоторых людей, добровольно уезжавших в Германию в поисках лучшей жизни. 5. Различное понимание нравственного долга перед Родиной. Задание на дом: составьте таблицу на основе изученного материала: Таблица: Нравственный выбор во имя Отечества или предательство других.
IV. Подведение итогов дискуссии. Выводы: Учитель: Чаще всего определяющим решение человека является его отношение к жизни или смерти. Мы с вами должны помнить важные вещи: Важно не только как живут люди, но и как они умирают. И слава и позор всегда живут дольше человека Кто не боится смерти? только те, кто знал для чего надо жить. История знает примеры, когда люди умирали за идею. Только всегда ли идея была верна? Можно быть преданным ошибке. От человека не зависит продолжительность жизни, но ширина, глубина и высота её зависит от него. Живите нравственно. Пусть Ваш выбор оценят Ваши будущие дети и внуки. До новых встреч.
Урок 7. Освобождение Горловки. Урок- экскурсия по подготовленной ребятами выставке (по страницам книги учителя-краеведа П.И.Жеребецкого ) Цель: С помощью работы над визуализацией отрывка, научить ребят: - вдумчиво работать с текстом, - подбирать фото, фотодокументы, повествующие о событии, - системно их выстраивать в презентацию, - соотносить текст и изображение в рассказе. Предлагается разделить текст на части. И раздать для работы группам учащихся. Задание группе - создать фотовыставку, демонстрирующую содержание отрывка классу. За основу берется отрывок «Освобождение» из книги П.И.Жеребецкого «Горловка» Часть «После поражения немецко-фашистских войск на Курской дуге в Ставке и Генеральном штабе намечалось проведение следующей крупной наступательной операции под условным названием «Полководец Румянцев». Основной ее целью было нанесение поражения вражеской группировке в районе Белгорода и Харькова и выход к Днепру. С операцией согласовывались и действия по освобождению Донбасса. Генерал армии С. М. Штеменко в книге «Генеральный штаб в годы войны» писал: «...силы Юго-Западного фронта должны были совместно с Южным фронтом разгромить донбасскую группировку противника и овладеть районом Горловка, Сталино. Тем самым окончательно оформился состав вооруженных сил и определились задачи войск по операции «Полководец Румянцев». Координацию действий вышеуказанных фронтов осуществлял 1-й заместитель наркома обороны СССР маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский. Наш земляк - заместитель наркома обороны и начальник Главного управления связи Красной Армии И.Т.Пересыпкин занимался вопросами бесперебойного обеспечения Южного и Юго-Западного фронтов связью. По словам Г.К.Жукова наши войска имели некоторый перевес в людях, но в танках и боевой авиации на нашей стороне почти не было количественного преимущества. Проводилось пополнение войсковых частей личным составом, его обучение, снаряжение материальными ресурсами. Но и немецкое командование усиливало соединения 1-й танковой и 6-й полевой армий группы «Юг», всего свыше 20 дивизий. Оно укрепляло оборонительные позиции по рекам Миус и Северский Донец, создавая сплошную систему траншей с дотами, проволочными заграждениями, минными полями, За первой полосой укреплений шли вторая, третья. Первыми начали наступать 13 августа войска Юго-Западного фронта (командующий Р.Я.Малиновский). Через пять дней пошли вперед полки Южного фронта (командующий Ф.И.Толбухин). Начальник штаба этого фронта С.СБирюзов вспоминал: «Мы стремились в первую очередь овладеть важнейшим промышленным узлом Донбасса - городами Донецк Макеевка, Горловка, где на сравнительно небольшой площади были сосредоточены крупнейшие шахты и металлургические заводы» («Твои освободители, Донбасс», Донецк, 1971, с.97). Военный корреспондент майор В.Величко наблюдал, как наши роты и батальоны прогрызали Миус-фронт. Померк, а затем исчез дневной свет. Даже ракеты не могли проткнуть многометровый слой дыма и пыли. Дрожали и земля, и скалы, и доты. Не выдержала, раскололась первая линия врага, затем вторая. В наступлении принимали участие и горловчане. Танковая рота А.Семенихина, бывшего рабочего шахты «Комсомолец» возле Иловайска встретила заслон из двух «фердинандов», двух «тигров» и двух бронетранспортеров. Танкисты использовали скоростные качества тридцатьчетверок, смело пошли на сближение и одержали победу. Другой горняк «Комсомольца» Иван Овчаренко был разведчиком. В районе Мануйловка - Дебальцево его группа ошеломила фашистов дерзкой вылазкой и взяла в плен двадцать солдат и одного офицера. Помимо других наград на груди старшего сержанта к концу войны был полный комплект из трех степеней Ордена Славы. Восточная часть Горловки находилась на участке третьей полосы оборонительного рубежа на северном фасе Миус-фронта и являлась важным узлом сопротивления. Высоты и многие здания враг приспособил к длительной обороне, а подступы к ним густо нашпиговал минами. О том, какое значение придавал командующий группы войск «Юг» Манштейн и командующий 1-й танковой армией Макензен горловскому укрепленному району, говорит размещение здесь 294-й, 302-й и 306-й пехотных дивизий (трех из двадцати в Донбассе!), а также артиллерийских и танковых частей. - Начальник штаба Южного фронта С.С.Бирюзов писал: «..мы продвигались вперед. Уже 4 сентября шли бои в Горловке. Как сейчас помню выпущенный в те дни плакат, мощная рука советского бойца душит Гитлера. И внизу броская надпись: «ЗА ГОРЛОвку!» (Они освобождали Донбасс. Донецкое кн. изд-во, 1963, с.16). Часть
Жители Горловки своим освобождением обязаны и украинским воинам и народам других республик, что легко прослеживается на примере 271-й стрелковой дивизии. Она была сформирована в один из самых критических моментов войны в августе 1942 года на территории Азербайджана из местных жителей, а также из армян и грузин. Вместе с другими соединениями приняла участие в изгнании захватчиков из Северного Кавказа. Дивизия выполнила наказ земляков. Ее воины дали обещание «...беспощадно истреблять фашистских захватчиков, не зная страха в борьбе, не зная устали в ратных подвигах... Сейчас мы неустанно готовимся к грядущим боям, совершенствуем боевое мастерство, крепим воинскую дисциплину, боевую готовность» (Архив МО СССР, ф.1563, оп.40025, д.], л.26). Все это пригодилось при освобождении населенных пунктов Донетчины, в том числе и нашего города. Многотиражка дивизии «Патриот Родины», выходившая трижды в неделю, рассказывала о героических подвигах солдат и командиров 271-й, с честью выполнявших данную клятву. Кроме нее, в боях за город участвовали 126-я, 127-я, 346-я, 259-я стрелковые дивизии, 238-я танковая бригада, 243-й отдельный танковый полк. В поселке Зайцево сражалась 257-я стрелковая дивизия. Со стороны Дебальцево к утру 4 сентября приблизились полки 127-й Чистяковской дивизии. Гитлеровцы возле азотнотукового завода обрушили на пехотинцев шквал огня. Сержант Г.Володин сумел выдвинуться вперед, установил местонахождение орудий и стал корректировать ответный артобстрел. Вскоре замолчала и артиллерийская батарея и десять пулеметных гнезд. Вооружившись автоматами и гранатами, минометчики старшего лейтенанта Степанюка проникли в расположение врага. Схватка длилась около двух часов. Не выдержали фашисты, начали отход. В этом противоборстве отличились командиры взводов Алексей Зыков, Сергей Бочкарев, рядовые Евгений Вязко, Николай Труш, Закир Акуев, Петр Черняев, Леонид Тер-Погосов, Петр Белянин и другие (Освобожденный Донбасс. Год 1943. Донецк, 1980, с.112). Часть
Обойдя пригороды Горловки с северо-востока, 126-я стрелковая дивизия повела наступление в районе ст. Байрак. Ее встретил плотный огонь из всех видов оружия. В атаку устремились штурмовые группы 550-го 690-го полков. Во второй половине дня подтянулись и главные силы. Хорошо запомнил события дня Леонид Плешаков: «690-й полк перерезал железную дорогу Дебальцево - Горловка и, построившись в колонну, ускоренно продвигался к городу вдоль железной дороги. Вел ее командир полка майор Крысов Василий Александрович. На восточной окраине Горловки нас обстреляли. Развернулись в боевые порядки. Зацепились за первую улицу. И тут незабываемое: идет стрельба, а жители из укрытий бегут к нам, встречают. Это у первого переезда. Дальше огонь плотнее. В упор бьет пулемет, рвутся мины. Понаблюдали мы с напарником и применили свой ПТР. Заткнули глотку пулемету. С наступлением сумерек пошли в атаку возле азотнотукового. Там все горело. Нам сильно помогли танкисты. Протаранили вражескую оборону. Разведчики проникли в тыл, напали на обоз. Немцев как ветром сдуло, все бросили. Сколько там было шнапса. Это с его помощью поддерживали гитлеровские офицеры боевой дух своего ведомства». • В числе первых ворвался на улицы города на тяжелом танке KB бывший забойщик шахты им. Румянцева Александр Данилович Негурицын. Он был уже опытным фронтовиком, прошел закалку в огне Сталинграда, у берегов Тихого Дона. На подступах к городу юности успел подбить танк, поджечь склад со снарядами, уничтожить десятки фрицев. Родные места придавали силы. Он и его товарищи достойно проявили себя. Об этом сообщала сводка Информбюро: «В боях за Горловку отличился горловский шахтер, танкист Александр Негурицын, уничтоживший одно самоходное и пять полевых орудий, 2 минометные батареи и пять пулеметов противника». 7 сентября газета «Советский боец» подробно рассказала об этом. Когда в июне 1941 года родители провожали Сашу на войну, он услышал отцовский наказ: «Ты смотри, сынок, действуй, как в шахте. Рубай!». И сын обещал: «Буду рубать, отец, а ты тут крепи. Тыл крепи. Стало быть, и на войне каждый своей профессией заниматься будет: я - рубить, а ты - крепить». Товарищам по роте говорил: «Увижу батю, с честью доложу, что приказ выполняю: немцев рубаю. Запомнят немцы Донбасс!». Успех боевых действий в борьбе за город зависел от взаимодействия армий и дивизий. Удачный маневр совершил подвижной отряд, созданный командующим 3-й гвардейской армией Дмитрием Даниловичем Лелюшенко. Он использовал для броска на юг часть танков 243-го танкового полка, один из стрелковых полков 259-й стрелковой дивизии и трофейные автомашины. А.М.Василевский писал: «Не без участия передовых частей 51-й армии Южного фронта отряд разгромил гитлеровцев возле Никитовки, захватив город, большие трофеи, Лелюшенко затем оказал помощь войскам Южного фронта в борьбе за Горловку, расположенную далеко за пределами полосы, установленной для его армии...» (Освобожденный Донбасс. Год 1943. Донецк, 1980, ее. 16-17). Этот фланговый удар явился для врага полной неожиданностью. Сам Лелюшенко в своих мемуарах отметил особую заслугу в освобождении Никитовки и Горловки 939-го стрелкового полка подполковника П.В.Ренгача. Он быстро развернул свою часть в боевые порядки, артиллеристы ударили прямой наводкой, пехота стремительно атаковала обороняющихся. Усиливался натиск ис востока и северо-востока. Командир 126-й полковник А.И.Казарцев перенес временный командный пункт на одно из самых высоких зданий и продолжал руководить боем. Уже выбиты гитлеровцы из Байрака и Калиновки. Началось наступление в сторону ст. Горловка и центральной части города. Пока передовые части и батареи подавляли опорные точки врага, саперы под прицельным огнем расчищали проезжую часть дорог от заграждений. Вместе с Н.Коноваловым и П.Ревой подходы к вокзалу и переезд разминировал Василий Сухов, будущий герой Советского Союза. Сняли 41 мину. В центре города обезвреживал мины саперный взвод лейтенанта Н.Исаева и отделение сержанта П.Меренкова. Благодарные горловчане не забудут самоотверженного подвига воинов 2-го батальона 550-го стрелкового полка капитана В.Ткаченко, которые сражались за каждый дом, выкуривая из подвалов и стальных колпаков оккупантов. В памяти сохраним славные ратные дела артиллеристов капитана А.Панферова, уничтоживших два танка, старшего лейтенанта А.Анисимова, подавивших батарею и три огневые точки. В сражении за город высокое воинское мастерство проявили штурмовые группы старшего лейтенанта Л.Ситникова, старшего сержанта И.Банникова, батальонов старшего лейтенанта И.Байбулатова, капитана Г.Кириллова. Гитлеровцы порой контратаковали. На участке, где наступала рота старшего лейтенанта И.Кремина, они двигались вслед за танком. Командир роты противотанковой гранатой остановил тот панцер. Вылазка гитлеровцев захлебнулась (И.Ф.Лысухин, С.Е.Куковенко. Горловская дважды Краснознаменная. М., 1986, ее.86-90). Часть
В тесном взаимодействии с соседом слева 126-й дивизией вели наступление на станцию Байрак и дальше в западном направлении 1164-й и 1166-й полки 346-й стрелковой дивизии. 271-я стрелковая дивизия вышла к Горловке со стороны Енакиево. Для ускорения продвижения некоторые подразделения были посажены на машины. Внезапное появление колонны возле поселка Карла Маркса заставило гитлеровцев разбежаться. Нашим достался немалый запас горюче-смазочных материалов, что было весьма важно, так как свои ресурсы заканчивались. После обстрела при дальнейшем движении вперед устремились разведчики Николай Журавлев, Петр Коновалов, Михаил Пшенов, Петр Яковлев, Дмитрий Витковский. Их вел по знакомым улицам своего города командир отделения сержант Теорий Бахалов. В самой Горловке неожиданно для фашистов появились солдаты 271-й возле лагеря военнопленных. Сержант Армен Айвазянц был в числе освободителей. Он вспоминал: «Военнопленные выбегали навстречу на костылях, опираясь друг на друга. У некоторых еще молодых парней головы покрывала седина, будто им за 50. Мы, солдаты, развязали свои вещмешки и отдавали им хлеб, сухари, сахар. Затем снова в бой у здания с башней. На ней пулемет. Несколько попыток подобраться к строению не удались. Старший сержант Ширяев с расчетом выкатил свое орудие на открытое место и открыл огонь. Пехота устремилась вперед с криками «Ура!». (Материалы музея 126-й и 271-й Горловских стрелковых дивизий в санаторной школе-интернате №1 г.Горловки). Решительные действия заместителя командира 566-го саперного батальона Ивана Федоровича Баранова способствовали проникновению в расположение гитлеровцев и вытеснению их из занимаемых позиций. Капитан Баранов погиб уже при движении за городом. Ранение в голову получил молодой солдат Ашот Аведян. Из боя его вынесла медсестра Саша Горбенко, перевязала рану. Через 39 лет состоялась волнующая встреча Ашота со спасительницей. Существенную помощь в разведке, нанесении бомбовых ударов, подавлении вражеской артиллерии, уничтожении транспортных средств оказала 8-я воздушная армия. Горловчане указывали наступающим места скоплений фашистов, расположение огневых точек. Группы подпольщиков уничтожали врага. На весь мир прозвучала сводка информбюро: «В течение 4 сентября наши войска в Донбассе продолжали успешно развивать наступление и, продвинувшись вперед от 15 до 25 километров заняли свыше 90 населенных пунктов, в том числе город и крупный железнодорожный узел Дебальцево, город Ёнакиево, город и железнодорожный узел Горловка, город и крупный железнодорожный узел Никитовка...». Отличившимся в боях 126-й и 271-й стрелковым дивизиям приказом Верховного Главнокомандующего от 8 сентября 1943 года были присвоены наименования «Горловских». 5 сентября завершилось изгнание гитлеровцев из западных окраин.127-я дивизия освободила населенные пункты Озеряновку, Михайловку, Широкую балку, Ставки, Пантелеймоновку.
Полтора месяца оборонялась в 1941 году Горловка. Менее двух суток потребовалось нашим соединениям, чтобы вышвырнуть ненавистных оккупантов за ее пределы. Немало воинов получили заслуженные боевые награды. В документах указывалось: «За успешное выполнение боевых заданий в боях на Миусе, при овладении Саур-могилой и при освобождении Горловки...». В освобождении города принимали участие и верные спутники фронтовиков 127 стрелковой дивизии... верблюды. Это они доставили к началу боя к передовой орудия и снаряды и, пока шло сражение, отдыхали в укрытии. Зачехлили пушкари стволы, и верблюды снова впряглись в лямки и твердой поступью пошли вместе с бойцами на запад... «Корабли пустыни» достались дивизии при формировании частей в туркменском городе Теджене. Его жители дали личному составу соединения наказ разгромить врага и подарили десять этих довольно выносливых животных. Зачислил их на ратную службу и поставил на довольствие 1034 артиллерийский полк. Верблюды здорово выручали наших воинов, особенно в распутицу и бездорожье, когда буксовали в грязи или в глубоких снежных заносах даже самые мощные автотягачи. Но в боях всякое бывало... Восемь пали в сражениях. До Праги дошли только два - и на Влтаве свой закончили поход. Артиллеристы передали боевых побратимов местному зоопарку... Побывавший через полтора десятка лет по туристической путевке в столице Чехословакии Евгений Яковлевич Барков зашел проведать четвероногих «ветеранов», с которыми так сдружился в ходе боевых действий, но пришлось смахнуть набежавшую слезу - в живых застал только одного... 8 сентября в честь освободителей г. Горловки и других населенных пунктов области прозвучало двадцать артиллерийских залпов из 224 орудий. Горловчане сохраняют светлую память о героях, отдавших жизни за освобождение города. Некоторое время Горловка оставалась фронтовым городом. В самом пригороде и возле села Михайловки располагались два крупных аэродрома бомбардировочной авиации». По завершении выступления учащихся учитель благодарит детей. (При необходимости, можно просмотреть фильм «Горловка в годы Великой Отечественной войны (часть 6-(10:05))
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.014 с.) |