ТОП 10:

Памятка №3. История как понятие.



1. ИСТория всегда обращена к ИСТине (правде).

2. ИСТория ищет начало (ИСТоки).

3. У любой ИСТории есть свой ИСТочник.

4. ИСТория это зеркало для ИСТориков.

5. ЧИСТота нашей жизни - вот лучшее усвоение уроков ИСТории.

6. Тайные ИСТории не мыслимы без поИСКа.

Памятка №3 помогает учителю включить ребенка в познавательный процесс, нацелить его на те, или иные действия, связанные с изучением истории. Эти действия в основном связаны с поиском исторической правды, новой информации, которая не лежит на поверхности и которую надо добыть, поработав с источниками. Эта памятка как бы уточняет, в каких координатах находится исследователь, если он хочет разобраться в сущности изучаемого. В памятке показано как слова «история», «исток», «источник», «истина», «поиск» близки по смыслу, но имеют различное назначение.
Методы изучения истории Горловки и горловчан в годы Великой Отечественной войны на уроках истории.

Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего, мы живем, как и к чему, мы должны стремиться.

В. О. Ключевский (1.11 375.)

 

Исторические события глазами разных людей.

Исторические события оцениваются разными людьми по разному. Взгляд очевидца порой резко отличается от точки зрения исследователя. Одно поколение людей рассматривает те или иные исторические факты с одной позиции, а другое находит в них иногда иное содержание. Разные факты неодинаково воздействуют на людей. Поэтому данную технологию можно использовать в различных направлениях.

Первой такой разновидностью можно назвать «Взгляд очевидцев исторических событий на факты, свидетелями которых они были».

Преимущество такой технологии заключается в том, что очевидец, приглашенный на урок, открыто демонстрирует свою нравственную оценку изучаемого события, а у учащихся есть возможность непосредственно вступить с ним в диалог этического характера, сравнивать свои собственные наблюдения по изучаемому материалу или вопросу. Такие беседы необходимо проводить либо до изучения новой темы, чтобы пробудить интерес к объективному анализу события, либо после изучения темы, как логическое завершение работы над учебным материалом.

Встреча с ветеранами помогает ученикам услышать мнение живых свидетелей военных событий, которые, как правило, нигде не опубликованы. Опыт преодоления трудностей, моральных дилемм очень ценен для учеников. Один из возможных сценариев такого урока будет дан в приложении к работе.

Другой разновидностью этой технологии может стать осмысление событий прошлого глазами разных поколений людей, в частности детей.

Конечно, сегодня очевидцев становится все меньше, и на помощь приходят цифровые технологии. Просмотр и прослушивание интервью-это один из форматов знакомства детей со свидетельствами очевидцев.

 

Третьим направлением, связанным с данной технологией, может стать исследовательская деятельность учащихся, которая направлена на поиск новых фактов, основанных на опыте жизни своих родственников. Так урок о войне 1941 - 1945 годов можно начинать с сообщений учащихся о судьбе своих родственников в годы войны и в послевоенный период. Стержневым вопросом, который будет исследован каждым учеником самостоятельно, является проблема - как повлияла война 1941 -1945 годов на жизнь ваших родственников? Учащиеся озвучивают на уроке свою работу с этой области. Приводимые факты носят неповторимый характер и воздействуют на сердце детей.

Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной. Так учитель может применить методику журналистского исследования с применением телевизионной камеры. Учащимся дается конкретная проблема, связанная с выражением мнений разных людей по поводу того или иного исторического факта. Например, учащиеся выясняют у населения своего города, что люди знают об улице, на которой они живут, о братской могиле, мимо которой проходят каждый день. Данная технология включает в себя разные формы деятельности: интервью, съемку сюжета, монтаж видеоматериалов, просмотр их на уроке, обсуждение и формулировку выводов.

Исследовательская работа может включать в себя также подбор телевизионных сюжетов исторического содержания, например, используя опыт передачи «Старая квартира» и т.д.

Данная технология может быть использована при составлении памятки «Уроки войны». Вот как выглядит её текст:

«Уроки войны»

1. Война - это не только столкновение экономик, полководческих талантов, идеологических копий, война - это ещё и столкновение духов.

2. Ужасна не война, а состояние народов, приводящее к войне.

3. Война красива только издалека и для тех, кто на ней не был.

4. Победа в войне — это не только умелый выбор позиции, удачи маневра, это душа народа в единстве с замыслом полководца.

5. На войне исход сражения решает не первая, не вторая, а последняя атака или битва.

6. Война - явление сложного характера, она может быть смесью добра и зла, быть чистым злом, но беспримесным добром она не бывает никогда.

7. Война - священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости в защиту правды и Отечества.

8. Солдат войны не выбирает.

9. Пойми одного солдата, и ты поймешь всю войну.

10. Смотри всегда за собственной войной и никогда не думай о том - будет ли война.

Порядок работы с этой памяткой может быть очень разнообразным. Так, если встреча учащихся с очевидцем одной из войн может происходить под эпиграфом из 9 пункта памятки. Можно предложить ветерану войны блиц-опрос, ответы на который могут стать новой памяткой о войне.

А можно озадачить учеников таким заданием, как составление памятки «Уроки войны» самостоятельно, предложив им ответить на следующие вопросы:

- что такое война?

- может ли война быть священной?

с чем у вас ассоциируется любая война? почему на земле продолжаются войны? и т.д.

В рамках этой технологии рекомендуется использовать памятку «События и человек». Вот её текст:

1.Помни, что события и люди взаимосвязаны; эта связь может быть минимальной или максимальной в зависимости от человека и события.

2.Определи, какое место в событиях занимали конкретные люди, живущие в ту историческую эпоху.

3.Выяви, какие мотивы были у человека в связи с его участием в данном событии.

4.Определи, какие события стали следствием участия человека в разбираемом событии.

5.Проанализируй, как это событие повлияло на ход истории.

6.Проанализируй, как повлияли поступки людей конкретно на тебя, связанные с этим событием.

7.Оцени, исходя из своей системы ценностей влияние события на человека и человека на событие.

Цель данной памятки заключается в том, чтобы ученик научился анализировать роль взаимодействия события на человека и человека на событие. Разбирая жизнь людей, живущих в разные исторические периоды, учащиеся анализируют

собственные возможности влияния на жизнь и людей, с которыми он соприкасается. Нравственная проблема здесь может быть выражена так: человеком руководят обстоятельства или человек руководит обстоятельствами?

Чтобы яснее представлять необходимость того или иного выбора учащимся следует дать памятку «Люди и трудности»(или «Мой выбор»). Вот как она выглядит:

1. Определи, что побуждало действовать людей так, а не иначе.

2. Выскажи мнение о причинах, почему одни люди смиряются с действительностью, а другие сопротивляются судьбе?

3. Попытайся найти мотивы выбранных действий (обстоятельства, страх, жажда славы и т.д.) теми людьми и что двигает тобой?

4. Предположи, какие дилеммы возникали перед людьми в момент принятия ими решения.

5. Выскажи свое мнение о том, чтобы ты сделал в подобных обстоятельствах.

6. Определи, что можно предпринять в сфере обучения, чтобы избежать повторения печальных событий или повторить положительный опыт.

Одной из форм знакомства с историческим событием является работа с картинами, повествующими о событиях Великой Отечественной войны.

Памятка «Как читать произведения искусства» призвана помочь ученикам осознать внутреннюю ценность произведений искусства, их нравственный смысл. Вот её содержание:

1. Ознакомься с сюжетом данного произведения.

2. Попытайся раскрыть смысл образа.

3. Определи, что связывает данный образ или изображение лично с тобой.

4. Ответь на вопрос о том, что ты чувствуешь от соприкосновения с этим образом духовно, и какие нравственные чувства возникают в душе.

5. Подумай, какую цель ставил автор этого произведения, создавая его, и как ему это удалось.

6. Какое событие описано на картине.

7. Проанализируй картину, ссылаясь на исторические документы.

8. Какие произведения искусства посвященны этому историческому событию.

Особенно интересен для ребят урок «Твое имя в истории»

Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную связь своего имени с теми людьми, которые его носили в прошлые годы или в настоящее время. Известно, что имя обладает мощным духовным потенциалом и способно влиять на жизнь и поступки многих людей. Носитель этого имени должен был знать житие своего святого покровителя и подражать ему в поведении.

Разговор об имени человеческом на уроке – это попытка понять смысл своего имени и найти отголосок его в истории. Вот как выглядит памятка «Смысл имени»

1.Имена наши – суть послушаний, которые раздал Бог всем людям. Имя человека – это его должность (архимандрит Петр Кучеров).

2.Фамилию мы получаем от рода, Отчество - от отца, а Имя - от Бога.

3.Изначальный смысл имени в том, чтобы одним словом обозначить глубинную суть человека. Во чье Имя человек трудится, от того он и получает награду.

4. У великого человека есть две вещи: талант и имя. Талант дается свыше, а чистота имени зависит от самого человека.

5. У каждого имени свой тайный код, разгадав который человек получает помощь для выполнения своего жизненного предназначения.

6. Горе человеку, если его имя славнее его дел.

7. Имя - это благопожелание, в котором заключается надежда и благословение на то, чтобы быть надеждой для родителей, родины, Бога.

8.Имя означает – «высокий, возвышенный». Выражение «во имя» означает, что человек живет тем, что выше его. По имени и житие.

9.Цель Имени: указать на конечную цель жизни, цель Отчества: указать на сохранение родовых качеств, цель Фамилии: обозначить ответственность перед своим родом.

 

Учитывая громадную палитру имен и фамилий в истории, учитель может предложить ученикам следующую работу. Её суть заключается в том, что учащиеся на протяжении изучения истории будут записывать в тетрадь имена и фамилии тех людей, которые повлияли на учеников своей жизнью нравственно и стали их авторитетами. Цепочка имен может быть большой и маленькой. Преимущество этой технологии заключается в том, что она не требует детальной перестройки урока и может применяться на любом уроке, где фигурируют те или иные имена.

Вот как, например, может выглядеть задание ученику, которого зовут Александр : найти 7 Александров- Героев Советского С, оюза , которые у него вызывают уважение.

Пример выполнения задания:

- Алексеев Александр Иванович .

- Маршал авиации Александр Ефимов

- Волков Александр Ефимович

- Александр Матросов

- Чекалин Александр Павлович

- Шабалин Александр Осипович.

 

Выполнение этого задания носит познавательно-нравственное значение. Список подобного рода имен может быть дополнен именами людей, проживающих в той местности, где обучаются дети. Применение данной технологии может быть начато с памятки «Имя человека»или завершено ею.

Вот как выглядит эта памятка:

1. Не бывает имени без отчества, а отчества без отечества.

2. В твоем имени жизнь твоих предков и тех, кто придет после тебя.

3. Продли своим именем добрую память о тех, кто тебе его давал.

4. Позор и слава могут пережить твое имя.

5. Не все имена остаются в истории.

6. Подумай, что осталось от тех имен, которые были до тебя и что останется на земле от твоего имени.

7. Взгляни на историю и прочитай свое имя потомкам.

8. Величие имени не в его звучности, а высоте его дел.

Это же задание мы можем выполнить с помощьюсайтов: « Подвиг народа» и «Мемориал».

Сайт «Подвиг народа»

Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», наполняемый имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной.
В ходе проекта будет переведен в электронный вид Архив наградных дел с документами о 30 миллионах награждений военного времени, и Архив документов по оперативному управлению боевыми действиями. В системе доступны документы более 200 тысяч архивных дел, общий объем — около 100 миллионов листов.
1. Архив наградных дел.
2. Архив документов по оперативному управлению боевыми действиями.
Источниками информации являются фонды Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО):

 

Сайт «Мемориал»

Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках

Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой

Отечественной войны и послевоенный период.

Как работать с этими сайтами, можно найти в «Библиотеке следопыта благотворительного фонда «Витязь».

Работа с архивами поможет больше узнать ребенку о близких ему людях, прошедших войну, о том наследии какого подвига народа он является

Экскурсия в музей

 

Начнём с того, что в современных условиях музей всё более разносторонне раскрывает свои возможности в диалоге со зрителем не только через выставочно-экспозиционную деятельность, но и через непосредственное участие в судьбе человека, в становлении личности нового типа. В сфере воспитания и формирования этого нового типа намечены акценты научно-педагогической работы.

 

Специфика музейной педагогики заключается в «погружении» посетителя в музейную среду, которая обеспечивает ценное культурное образование через музейные ценности — экспонат, экспозицию, специфический образ музея, исторической эпохи и т.д.

Желательно предварительно уточнять в заявке, что именно вы хотите, чтобы прозвучало в ходе экскурсии. На что необходимо сделать экскурсоводу акцент.


Программа курса:

« История Горловки в годы Великой отечественной войны»

Часть первая: «История Горловки в Годы Великой Отечественной войны»

Урок №1. Введение в курс: «История Горловки в годы Великой Отечественной войны».

Урок 2.Начало войны. «Все для фронта! Все для Победы!»

Урок 3 .Фашистский оккупационный режим в городе Горловка.

Урок 4. Урок-практикум «Работа с документами очевидцев оккупации Горловки».

Урок 5.Война в тылу врага. Партизанское и подпольное движение в городе Горловка.

Урок 6.Нравственный выбор во имя Отечества одних и предательство других.

Урок 7.Освобождение Горловки.

Урок 8. Подвиг восстановления Горловки

Урок 9. Памятники и братские могилы города Горловки.

Урок 10 .История Великой Отечественной войны в названии улиц города.

 

Часть вторая. Имена горловчан в истории Великой Отечественной войны

 

Урок 11. «Беру ответственность на себя». Подвиг горловчан на фронтах войны.

Урок 12. «И танки наши быстры» Иван Яковлевич Трашутин.

Урок 13. Крылья Родины. Горловчане- герои в небе Родины.

Урок 14. Орден солдатской Славы. Горловчане - полные кавалеры Ордена Славы.

Уроки 15. Горловчане- Герои Советского Союза

Урок 16. Горловка, воспетая в огне.

Часть третья. Герои-горловчане, награжденные орденами и медалями в честь воинов Святой Руси.

Урок17. Горловчане, награжденные орденом Александра Невского

Урок18. Горловчане, награжденные орденом Кутузова.

Урок 19. Горловчане, награжденные орденом Суворова.

Урок 20 .Горловчане, награжденные орденом Богдана Хмельницкого

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.0 (0.018 с.)