История развития и становления педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития и становления педагогики



1. Особенности донаучного периода развития педагогической мысли.

2. Причины выделения педагогики из системы философского знания

3. Особенности педагогической мысли Европы в эпоху Возрождения и Средние века.

4. Отличительные признаки педагогической мысли России

 

 

Литература:

1. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999

2. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М., 1998

3. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

 

Семинарское занятие № 1

Современная педагогика как наука

1. Структура педагогики как самостоятельной науки, характеристика основных структурных компонентов (предмет, функции, основные категории).

2. Система педагогических наук

3. Взаимосвязь педагогики с методологической наукой философией.

4. Методы педагогических исследований

 

Литература:

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.

2. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

3. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

 

Семинарское занятие № 1

 

Целостный педагогический процесс

 

1. Понятие «целостный педагогический процесс». Сущность целостности.

2. Компоненты и функции целостного педагогического процесса. Их характеристика.

3. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

4. Взаимосвязь процессов воспитания, обучения, развития и формирования личности

5. Концепция оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бабанского:

6. Инвариантная и вариативные части целостного педагогического процесса

 

 

Литература

1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций. – Феникс. – Р/нД, 2002. – 512с. Лекция № 2.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 192.

3. Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 1997. – Гл.3.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.

5. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

6. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. – Раздел III.

7. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Гл. 2,3,4.

8. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 1т. – С.219.

9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство У.пособие. – М.: Совершенство, 1998. – 368с. Гл. 5.

 

 

Семинар №

 

Тема: Формы обучения

 

1. Основные особенности и признаки классно-урочной системы. Ее достоинства и недостатки.

2. Урок как основная форма обучения, его признаки. Дидактические требования к уроку.

3. Типы уроков и их структуры.

4. Нестандартные уроки.

 

Литература

 

 

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. – Гл. 3,4.

2. Дидактика современной школы /Под ред. В.А. Онищука. – Киев, 1987. – Гл. 6. – С. 243-274.

3. Дидактика средней школы //Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984.

5. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.

6. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

7. Управленческие аспекты внедрения нестандартных уроков в общеобразовательном процессе. – Р/н/Д, 1993.

Семинар №

 

Тема: Профессиональная культура учителя современной

Школы

 

1. Общая и профессиональная культура. Понятие педагогической культуры.

2. Структурные компоненты педагогической культуры.

3. Пути и средства формирования педагогической культуры.

4. Этика учителя современной школы. Кодекс педагогической морали.

 

Литература

1. Баскаков А.М. Культура педагогического общения. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 162с.

2. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М.: НПО, 1995. – 268с.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 190с.

4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183с.

6. Маркова А.И. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 158с.

7. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

8. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178с.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ КУРСА

 

Базовое образование — общественно необходимый уровень общеоб­разовательной подготовки, предусматривающий разностороннее разви­тие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование об­щекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и про­фессионального становления.

Взаимодействие педагога и воспитанников в педагогическом процес­се — процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие. Каналами взаимо­действия в педагогическом процессе выступают деятельность, общение и отношения воспитателя и воспитанников. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Виды педагогического взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, отношения к самому себе.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитательная система — система педагогической работы, сложив­шаяся в рамках конкретного образовательного учреждения.

Всесторонне развитие личности — гуманистический идеал воспита­ния. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея всесто­роннего развита личности получала различные интерпретации в более поздних философских и педагогических системах в зависимости от осо­бенностей историко-кулътурной ситуации.

Гармоническе развитие личности — гуманистический идеал воспи­тания, соразмерите развитие физических и духовных сил человека,: стройное сочетайте различных сторонки функций сознания, поведения деятельности.

Гуманизация педагогического процесса — педагогическая концепция, в основе которого идея построения педагогической системы на принци­пах гуманизма с целью создания максимально благоприятных условий для полноценное) развития ребенка.

Дальтон-план — система индивидуализированного обучения, возник­шая в США в начале XX века.

Демократизация педагогического процесса — педагогическая концеп­ция, в основе второй идея построения педагогической системы на принципах демократии, предоставления большей свободы педагогичес­кого творчества педагогу, а также больших возможностей воспитаннику как субъекту легкой деятельности.

Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей; целенаправленное преобразование ими природной и со­циальной действительности; в педагогическом аспекте — ведущее средство, обеспечивающее взаимодействие педагога и воспитанников. Понятие «деятельность» педагогика заимствовала из философии, где это понятие разрабатывалось с античных времен. Трактовка философами данного понятия оказывала существенное влияние на развитие педагогических теорий, появление новых педагогических систем.

Дидактическая система — совокупность элементов (цель, дидакти-ческие: принцип, содержание, формы организации и методы обучения), образующее единую целостную структуру, ориентированную на достижение целей обучения, определенных исходя из психолого-педагогической (дидактической) концепции, лежащей в ее основе.

Закономерность целостного педагогического процесса — это проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

Индивид (от латинск. individuum — неделимое) — человек как еди-ничное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического, носитель индивидуально своеобразных черт, отличающих его от других людей; отдельный представитель человеческой общности; возраст и половая принадлежность — важнейшие индивид­ные свойства человека.

Индивидуальная ситуация развития — своеобразное, неповторимое, присуще только ей отношение между личностью и средой, обусловлен­ное индивидуальностью.

Индивидуальность — интегративное целостное объединение индиви­да, личности и субъекта деятельности; неповторимое своеобразие от­дельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; неповторимый вариант реализации человеком потенциальных возмож­ности и способностей

Итеративный характер отношений в педагогической системе — ха­рактер отношений между воспитателем и воспитанниками по модели субъект-объектного взаимодействия, предполагающий точное и беспре­кословное исполнение ребенком всех требований взрослого, слепое сле-дование формальным нормам и правилам поведения. Воспитанник на­ходится в подчиненном положении, в формальной зависимости от воспитания.

Компоненты педагогической системы — цель (педагогический идеал воспитания), содержание педагогического воздействия (образовательная программа), средства, формы, методы педагогического воздействия; ре-зультат; люди (педагоги, родители, дети и т.п.) как носители педагоги­ческой системы, объекты и субъекты педагогической деятельности.

Личность — человек как участник историко-эволюционного процес­са, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути; человек как преобразователь природы, общества, самого себя.

Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания (состоит в трансформации общей педагогической цели, стоящей перед системой образования, в конкретные задачи, достигаемые на отрезках педагогического процесса), диагностики условий (предполагает сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, способствует корректировке намеченных задач на основе полученного диагноза), прогнозирование хода ирезультатов педагогического процесса (предварительная оценка результативности педагогического процесса в имеющихся конкретных условиях), проектирование (возникает проект организации педагогического процесса на основе результатов диагностики и прогнозирования) и планирование развития педагогического процесса (на основе проекта составляется план как итоговый документ, отражающий организацию педагогического процесса и адаптированный к конкретной системе – школы, классного коллектива и т.п.)

Анализ достигнутых результатов завершает цикл педагогического процесса и называется заключительным этапом. Этот этап необходим для предотвращения возможных ошибок в сходных педагогических ситуациях, для учета в ходе осуществления очередного педагогического процесса неэффективных моментов предыдущего.

Образовательная программа — документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.

Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее обра-зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образо-вательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание учащихся, воспитанников.

Образовательный стандарт — минимально гарантируемый уровень образования, получаемый в образовательном учреждении. Образование данном случае — это не только знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности, но это еще и ценности, опыт понимания, переживания и поведения. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки учащихся; требования к уровню подготовки выпускников.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике принято различать такие формы организации педагогического процесса как индивидуальное обучение и воспитание (самая древняя форма воспитания и обучения, допускает не только систему индивидуального обучения, но и индивидуально-группового обучения), классно-урочная система (существует с ХVII в., допускает органичное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы, урок выступает как основная форма организации педагогического процесса, допускает применение дополнительных форм организации педагогического процесса, среди которых экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция и т.п., а также рассчитана на использование вспомогательных форм организации педагогического процесса, среди которых факультативы, занятия в кружках, клубах и т.п.) и лекционно-семинарская система (существует с ХI в., предполагает доминирование массовых форм обучения над индивидуальными и групповыми, т.к. рассчитана на определенный опыт учебно-познавательной деятельности). Они различаются между собой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства педагогическим процессом со стороны педагога.

Педагогика сотрудничества — современная педагогическая концепция, в которой ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах. Фундаментом педагогики сотрудничества является гуманистический характер отношений воспитателя и воспитанников. Педагогическая концепция (от латинск. conceptio — восприятие) — определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогический явлений.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая система (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — широкое педагогическое понятие, включающее в себя определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в ре-альной педагогической практике; устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степе­нью вероятности реализующий в опыте, практике заданные цели обра­зования; некая эталонная модель, результаты действия которой апроби­рованы на социальном уровне и имеют свою специфику, т.е. отличны от другой педагогической системы.

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Педагогическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) — логическое обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; система педагогических идей; науч­ное объяснение закономерностей и обоснование целей, задач, содер­жания, методов осуществления педагогической деятельности; совокупность обобщенных положений, образующих педагогику как науку.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогические взгляды (воззрения) — мнения, суждения по поводу педагогических явлений, не сложившиеся в целостную и самостоятель­ную концепцию.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Развити е — цель и результат воспитания; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, которые характеризуют период от низших к высшим уровням.

Система образования — совокупность образовательных учреждений «зависимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, организаций.

Социализация — процесс освоения индивидом социального опыта; приобщение к культуре, нравственным ценностям; процесс выработки данного поведения, превращения человека в сознательного и активного члена общества. Излишняя социализация, по мнению Л. Колберга, ведет к потере уникальности. Поэтому социализация неразрывно связана с индивидуализацией — приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения i самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе.

Средствами обучения и воспитания являются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Структура педагогического процесса: педагоги, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).

Субъект деятельности – человек, активно проявляющий себя в раз­ных видах деятельности (познание, общение, игра, труд и пр.), способ­ный самостоятельно реализовать деятельность во всей ее полноте от момента целеполагания и мотивации деятельности до получения и оцен­ки результат.

Формальное образование — концепция общего образования, согласно которой цель школьного обучения состоит в развитии способностей учащихся, мышления, воображения, памяти, воли; развивающую ценность образования видели в классических языках и математике.

Формы организации педагогического процесса (с комментариями) – организационная структура педагогического процесса.

Целостное развитие человека — гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы, представляющей собой внутреннее единство. Трактовка термина имеет разные интерпре­тации в педагогических теориях и концепциях в зависимости от фило­софских подходов, историко-культурной ситуации.

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Цель образования – системообразующий фактор педагогической системы, выражающий заказ общества.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя такие взаимосвязанные элементы как постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников (подразумевает осуществление оперативной обратной связи, которая способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость), использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (подразумевает осуществление оперативного педагогического контроля, направленность которого, объем, цель подчинены цели и направленности педагогического процесса, при этом максимально учитываются другие конкретные обстоятельства), обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этапы педагогического процесса (с комментариями): подготовительный, основной, заключительный. Педагогический процесс имеет циклический характер.

2.1. Темы и планы семинарских занятий

 

Учебное издание

 

 

Елена Викторовна Исмаилова

 

 

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Методическое обеспечение дисциплины

для студентов очного отделения

 

 

Сдано в РИО Формат 60х84 1/16 Заказ №   Подписано к печати Объем п. л. Тираж 100 экз.

 

 

Челябинская государственная академия культуры и искусств

 

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а

Лицензия ИД № 06283 от 16.11.01

________________________________________________________________

Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.048 с.)