![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития и становления педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Особенности донаучного периода развития педагогической мысли. 2. Причины выделения педагогики из системы философского знания 3. Особенности педагогической мысли Европы в эпоху Возрождения и Средние века. 4. Отличительные признаки педагогической мысли России
Литература: 1. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999 2. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М., 1998 3. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
Семинарское занятие № 1 Современная педагогика как наука 1. Структура педагогики как самостоятельной науки, характеристика основных структурных компонентов (предмет, функции, основные категории). 2. Система педагогических наук 3. Взаимосвязь педагогики с методологической наукой философией. 4. Методы педагогических исследований
Литература: 1. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 2. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 3. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
Семинарское занятие № 1
Целостный педагогический процесс
1. Понятие «целостный педагогический процесс». Сущность целостности. 2. Компоненты и функции целостного педагогического процесса. Их характеристика. 3. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса 4. Взаимосвязь процессов воспитания, обучения, развития и формирования личности 5. Концепция оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бабанского: 6. Инвариантная и вариативные части целостного педагогического процесса
Литература 1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций. – Феникс. – Р/нД, 2002. – 512с. Лекция № 2. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 192. 3. Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 1997. – Гл.3. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.
5. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 6. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. – Раздел III. 7. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Гл. 2,3,4. 8. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 1т. – С.219. 9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство У.пособие. – М.: Совершенство, 1998. – 368с. Гл. 5.
Семинар №
Тема: Формы обучения
1. Основные особенности и признаки классно-урочной системы. Ее достоинства и недостатки. 2. Урок как основная форма обучения, его признаки. Дидактические требования к уроку. 3. Типы уроков и их структуры. 4. Нестандартные уроки.
Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. – Гл. 3,4. 2. Дидактика современной школы /Под ред. В.А. Онищука. – Киев, 1987. – Гл. 6. – С. 243-274. 3. Дидактика средней школы //Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. 4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984. 5. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 6. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 7. Управленческие аспекты внедрения нестандартных уроков в общеобразовательном процессе. – Р/н/Д, 1993. Семинар №
Тема: Профессиональная культура учителя современной Школы
1. Общая и профессиональная культура. Понятие педагогической культуры. 2. Структурные компоненты педагогической культуры. 3. Пути и средства формирования педагогической культуры. 4. Этика учителя современной школы. Кодекс педагогической морали.
Литература 1. Баскаков А.М. Культура педагогического общения. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 162с. 2. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М.: НПО, 1995. – 268с. 3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 190с. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183с. 6. Маркова А.И. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 158с.
7. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 8. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178с.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ КУРСА
Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Взаимодействие педагога и воспитанников в педагогическом процессе — процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие. Каналами взаимодействия в педагогическом процессе выступают деятельность, общение и отношения воспитателя и воспитанников. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы. Виды педагогического взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, отношения к самому себе. Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитательная система — система педагогической работы, сложившаяся в рамках конкретного образовательного учреждения. Всесторонне развитие личности — гуманистический идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея всестороннего развита личности получала различные интерпретации в более поздних философских и педагогических системах в зависимости от особенностей историко-кулътурной ситуации. Гармоническе развитие личности — гуманистический идеал воспитания, соразмерите развитие физических и духовных сил человека,: стройное сочетайте различных сторонки функций сознания, поведения деятельности. Гуманизация педагогического процесса — педагогическая концепция, в основе которого идея построения педагогической системы на принципах гуманизма с целью создания максимально благоприятных условий для полноценное) развития ребенка. Дальтон-план — система индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX века. Демократизация педагогического процесса — педагогическая концепция, в основе второй идея построения педагогической системы на принципах демократии, предоставления большей свободы педагогического творчества педагогу, а также больших возможностей воспитаннику как субъекту легкой деятельности. Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей; целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности; в педагогическом аспекте — ведущее средство, обеспечивающее взаимодействие педагога и воспитанников. Понятие «деятельность» педагогика заимствовала из философии, где это понятие разрабатывалось с античных времен. Трактовка философами данного понятия оказывала существенное влияние на развитие педагогических теорий, появление новых педагогических систем. Дидактическая система — совокупность элементов (цель, дидакти-ческие: принцип, содержание, формы организации и методы обучения), образующее единую целостную структуру, ориентированную на достижение целей обучения, определенных исходя из психолого-педагогической (дидактической) концепции, лежащей в ее основе.
Закономерность целостного педагогического процесса — это проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов. Индивид (от латинск. individuum — неделимое) — человек как еди-ничное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического, носитель индивидуально своеобразных черт, отличающих его от других людей; отдельный представитель человеческой общности; возраст и половая принадлежность — важнейшие индивидные свойства человека. Индивидуальная ситуация развития — своеобразное, неповторимое, присуще только ей отношение между личностью и средой, обусловленное индивидуальностью. Индивидуальность — интегративное целостное объединение индивида, личности и субъекта деятельности; неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; неповторимый вариант реализации человеком потенциальных возможности и способностей Итеративный характер отношений в педагогической системе — характер отношений между воспитателем и воспитанниками по модели субъект-объектного взаимодействия, предполагающий точное и беспрекословное исполнение ребенком всех требований взрослого, слепое сле-дование формальным нормам и правилам поведения. Воспитанник находится в подчиненном положении, в формальной зависимости от воспитания. Компоненты педагогической системы — цель (педагогический идеал воспитания), содержание педагогического воздействия (образовательная программа), средства, формы, методы педагогического воздействия; ре-зультат; люди (педагоги, родители, дети и т.п.) как носители педагогической системы, объекты и субъекты педагогической деятельности. Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути; человек как преобразователь природы, общества, самого себя. Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой.
На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания (состоит в трансформации общей педагогической цели, стоящей перед системой образования, в конкретные задачи, достигаемые на отрезках педагогического процесса), диагностики условий (предполагает сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, способствует корректировке намеченных задач на основе полученного диагноза), прогнозирование хода ирезультатов педагогического процесса (предварительная оценка результативности педагогического процесса в имеющихся конкретных условиях), проектирование (возникает проект организации педагогического процесса на основе результатов диагностики и прогнозирования) и планирование развития педагогического процесса (на основе проекта составляется план как итоговый документ, отражающий организацию педагогического процесса и адаптированный к конкретной системе – школы, классного коллектива и т.п.) Анализ достигнутых результатов завершает цикл педагогического процесса и называется заключительным этапом. Этот этап необходим для предотвращения возможных ошибок в сходных педагогических ситуациях, для учета в ходе осуществления очередного педагогического процесса неэффективных моментов предыдущего. Образовательная программа — документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее обра-зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образо-вательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание учащихся, воспитанников. Образовательный стандарт — минимально гарантируемый уровень образования, получаемый в образовательном учреждении. Образование данном случае — это не только знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности, но это еще и ценности, опыт понимания, переживания и поведения. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки учащихся; требования к уровню подготовки выпускников. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике принято различать такие формы организации педагогического процесса как индивидуальное обучение и воспитание (самая древняя форма воспитания и обучения, допускает не только систему индивидуального обучения, но и индивидуально-группового обучения), классно-урочная система (существует с ХVII в., допускает органичное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы, урок выступает как основная форма организации педагогического процесса, допускает применение дополнительных форм организации педагогического процесса, среди которых экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция и т.п., а также рассчитана на использование вспомогательных форм организации педагогического процесса, среди которых факультативы, занятия в кружках, клубах и т.п.) и лекционно-семинарская система (существует с ХI в., предполагает доминирование массовых форм обучения над индивидуальными и групповыми, т.к. рассчитана на определенный опыт учебно-познавательной деятельности). Они различаются между собой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства педагогическим процессом со стороны педагога.
Педагогика сотрудничества — современная педагогическая концепция, в которой ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах. Фундаментом педагогики сотрудничества является гуманистический характер отношений воспитателя и воспитанников. Педагогическая концепция (от латинск. conceptio — восприятие) — определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогический явлений. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогическая система (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — широкое педагогическое понятие, включающее в себя определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в ре-альной педагогической практике; устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, практике заданные цели образования; некая эталонная модель, результаты действия которой апробированы на социальном уровне и имеют свою специфику, т.е. отличны от другой педагогической системы. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Педагогическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) — логическое обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; система педагогических идей; научное объяснение закономерностей и обоснование целей, задач, содержания, методов осуществления педагогической деятельности; совокупность обобщенных положений, образующих педагогику как науку. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогические взгляды (воззрения) — мнения, суждения по поводу педагогических явлений, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Развити е — цель и результат воспитания; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, которые характеризуют период от низших к высшим уровням. Система образования — совокупность образовательных учреждений «зависимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, организаций. Социализация — процесс освоения индивидом социального опыта; приобщение к культуре, нравственным ценностям; процесс выработки данного поведения, превращения человека в сознательного и активного члена общества. Излишняя социализация, по мнению Л. Колберга, ведет к потере уникальности. Поэтому социализация неразрывно связана с индивидуализацией — приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения i самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе. Средствами обучения и воспитания являются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Структура педагогического процесса: педагоги, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы). Субъект деятельности – человек, активно проявляющий себя в разных видах деятельности (познание, общение, игра, труд и пр.), способный самостоятельно реализовать деятельность во всей ее полноте от момента целеполагания и мотивации деятельности до получения и оценки результат. Формальное образование — концепция общего образования, согласно которой цель школьного обучения состоит в развитии способностей учащихся, мышления, воображения, памяти, воли; развивающую ценность образования видели в классических языках и математике. Формы организации педагогического процесса (с комментариями) – организационная структура педагогического процесса. Целостное развитие человека — гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы, представляющей собой внутреннее единство. Трактовка термина имеет разные интерпретации в педагогических теориях и концепциях в зависимости от философских подходов, историко-культурной ситуации. Целостность педагогического процесса – синтетическое качество, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Цель образования – системообразующий фактор педагогической системы, выражающий заказ общества. Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя такие взаимосвязанные элементы как постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников (подразумевает осуществление оперативной обратной связи, которая способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость), использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (подразумевает осуществление оперативного педагогического контроля, направленность которого, объем, цель подчинены цели и направленности педагогического процесса, при этом максимально учитываются другие конкретные обстоятельства), обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Этапы педагогического процесса (с комментариями): подготовительный, основной, заключительный. Педагогический процесс имеет циклический характер. 2.1. Темы и планы семинарских занятий
Учебное издание
Елена Викторовна Исмаилова
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Методическое обеспечение дисциплины для студентов очного отделения
Челябинская государственная академия культуры и искусств
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а Лицензия ИД № 06283 от 16.11.01 ________________________________________________________________ Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.63 (0.011 с.) |