Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития и становления педагогики ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Особенности донаучного периода развития педагогической мысли. 2. Причины выделения педагогики из системы философского знания 3. Особенности педагогической мысли Европы в эпоху Возрождения и Средние века. 4. Отличительные признаки педагогической мысли России
Литература: 1. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999 2. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М., 1998 3. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
Семинарское занятие № 1 Современная педагогика как наука 1. Структура педагогики как самостоятельной науки, характеристика основных структурных компонентов (предмет, функции, основные категории). 2. Система педагогических наук 3. Взаимосвязь педагогики с методологической наукой философией. 4. Методы педагогических исследований
Литература: 1. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 2. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 3. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
Семинарское занятие № 1
Целостный педагогический процесс
1. Понятие «целостный педагогический процесс». Сущность целостности. 2. Компоненты и функции целостного педагогического процесса. Их характеристика. 3. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса 4. Взаимосвязь процессов воспитания, обучения, развития и формирования личности 5. Концепция оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бабанского: 6. Инвариантная и вариативные части целостного педагогического процесса
Литература 1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций. – Феникс. – Р/нД, 2002. – 512с. Лекция № 2. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 192. 3. Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 1997. – Гл.3. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.
5. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 6. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. – Раздел III. 7. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Гл. 2,3,4. 8. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 1т. – С.219. 9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство У.пособие. – М.: Совершенство, 1998. – 368с. Гл. 5.
Семинар №
Тема: Формы обучения
1. Основные особенности и признаки классно-урочной системы. Ее достоинства и недостатки. 2. Урок как основная форма обучения, его признаки. Дидактические требования к уроку. 3. Типы уроков и их структуры. 4. Нестандартные уроки.
Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. – Гл. 3,4. 2. Дидактика современной школы /Под ред. В.А. Онищука. – Киев, 1987. – Гл. 6. – С. 243-274. 3. Дидактика средней школы //Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. 4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984. 5. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 6. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 7. Управленческие аспекты внедрения нестандартных уроков в общеобразовательном процессе. – Р/н/Д, 1993. Семинар №
Тема: Профессиональная культура учителя современной Школы
1. Общая и профессиональная культура. Понятие педагогической культуры. 2. Структурные компоненты педагогической культуры. 3. Пути и средства формирования педагогической культуры. 4. Этика учителя современной школы. Кодекс педагогической морали.
Литература 1. Баскаков А.М. Культура педагогического общения. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 162с. 2. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М.: НПО, 1995. – 268с. 3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 190с. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183с.
6. Маркова А.И. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 158с. 7. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 8. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178с.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ КУРСА
Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Взаимодействие педагога и воспитанников в педагогическом процессе — процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие. Каналами взаимодействия в педагогическом процессе выступают деятельность, общение и отношения воспитателя и воспитанников. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы. Виды педагогического взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, отношения к самому себе. Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитательная система — система педагогической работы, сложившаяся в рамках конкретного образовательного учреждения. Всесторонне развитие личности — гуманистический идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея всестороннего развита личности получала различные интерпретации в более поздних философских и педагогических системах в зависимости от особенностей историко-кулътурной ситуации. Гармоническе развитие личности — гуманистический идеал воспитания, соразмерите развитие физических и духовных сил человека,: стройное сочетайте различных сторонки функций сознания, поведения деятельности. Гуманизация педагогического процесса — педагогическая концепция, в основе которого идея построения педагогической системы на принципах гуманизма с целью создания максимально благоприятных условий для полноценное) развития ребенка. Дальтон-план — система индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX века. Демократизация педагогического процесса — педагогическая концепция, в основе второй идея построения педагогической системы на принципах демократии, предоставления большей свободы педагогического творчества педагогу, а также больших возможностей воспитаннику как субъекту легкой деятельности. Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей; целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности; в педагогическом аспекте — ведущее средство, обеспечивающее взаимодействие педагога и воспитанников. Понятие «деятельность» педагогика заимствовала из философии, где это понятие разрабатывалось с античных времен. Трактовка философами данного понятия оказывала существенное влияние на развитие педагогических теорий, появление новых педагогических систем.
Дидактическая система — совокупность элементов (цель, дидакти-ческие: принцип, содержание, формы организации и методы обучения), образующее единую целостную структуру, ориентированную на достижение целей обучения, определенных исходя из психолого-педагогической (дидактической) концепции, лежащей в ее основе. Закономерность целостного педагогического процесса — это проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов. Индивид (от латинск. individuum — неделимое) — человек как еди-ничное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического, носитель индивидуально своеобразных черт, отличающих его от других людей; отдельный представитель человеческой общности; возраст и половая принадлежность — важнейшие индивидные свойства человека. Индивидуальная ситуация развития — своеобразное, неповторимое, присуще только ей отношение между личностью и средой, обусловленное индивидуальностью. Индивидуальность — интегративное целостное объединение индивида, личности и субъекта деятельности; неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; неповторимый вариант реализации человеком потенциальных возможности и способностей Итеративный характер отношений в педагогической системе — характер отношений между воспитателем и воспитанниками по модели субъект-объектного взаимодействия, предполагающий точное и беспрекословное исполнение ребенком всех требований взрослого, слепое сле-дование формальным нормам и правилам поведения. Воспитанник находится в подчиненном положении, в формальной зависимости от воспитания. Компоненты педагогической системы — цель (педагогический идеал воспитания), содержание педагогического воздействия (образовательная программа), средства, формы, методы педагогического воздействия; ре-зультат; люди (педагоги, родители, дети и т.п.) как носители педагогической системы, объекты и субъекты педагогической деятельности. Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути; человек как преобразователь природы, общества, самого себя. Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой.
На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются задачи целеполагания (состоит в трансформации общей педагогической цели, стоящей перед системой образования, в конкретные задачи, достигаемые на отрезках педагогического процесса), диагностики условий (предполагает сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, способствует корректировке намеченных задач на основе полученного диагноза), прогнозирование хода ирезультатов педагогического процесса (предварительная оценка результативности педагогического процесса в имеющихся конкретных условиях), проектирование (возникает проект организации педагогического процесса на основе результатов диагностики и прогнозирования) и планирование развития педагогического процесса (на основе проекта составляется план как итоговый документ, отражающий организацию педагогического процесса и адаптированный к конкретной системе – школы, классного коллектива и т.п.) Анализ достигнутых результатов завершает цикл педагогического процесса и называется заключительным этапом. Этот этап необходим для предотвращения возможных ошибок в сходных педагогических ситуациях, для учета в ходе осуществления очередного педагогического процесса неэффективных моментов предыдущего. Образовательная программа — документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее обра-зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образо-вательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание учащихся, воспитанников. Образовательный стандарт — минимально гарантируемый уровень образования, получаемый в образовательном учреждении. Образование данном случае — это не только знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности, но это еще и ценности, опыт понимания, переживания и поведения. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки учащихся; требования к уровню подготовки выпускников. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике принято различать такие формы организации педагогического процесса как индивидуальное обучение и воспитание (самая древняя форма воспитания и обучения, допускает не только систему индивидуального обучения, но и индивидуально-группового обучения), классно-урочная система (существует с ХVII в., допускает органичное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы, урок выступает как основная форма организации педагогического процесса, допускает применение дополнительных форм организации педагогического процесса, среди которых экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция и т.п., а также рассчитана на использование вспомогательных форм организации педагогического процесса, среди которых факультативы, занятия в кружках, клубах и т.п.) и лекционно-семинарская система (существует с ХI в., предполагает доминирование массовых форм обучения над индивидуальными и групповыми, т.к. рассчитана на определенный опыт учебно-познавательной деятельности). Они различаются между собой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства педагогическим процессом со стороны педагога.
Педагогика сотрудничества — современная педагогическая концепция, в которой ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах. Фундаментом педагогики сотрудничества является гуманистический характер отношений воспитателя и воспитанников. Педагогическая концепция (от латинск. conceptio — восприятие) — определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогический явлений. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогическая система (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — широкое педагогическое понятие, включающее в себя определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в ре-альной педагогической практике; устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, практике заданные цели образования; некая эталонная модель, результаты действия которой апробированы на социальном уровне и имеют свою специфику, т.е. отличны от другой педагогической системы. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Педагогическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) — логическое обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; система педагогических идей; научное объяснение закономерностей и обоснование целей, задач, содержания, методов осуществления педагогической деятельности; совокупность обобщенных положений, образующих педагогику как науку. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогические взгляды (воззрения) — мнения, суждения по поводу педагогических явлений, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Развити е — цель и результат воспитания; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, которые характеризуют период от низших к высшим уровням. Система образования — совокупность образовательных учреждений «зависимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, организаций. Социализация — процесс освоения индивидом социального опыта; приобщение к культуре, нравственным ценностям; процесс выработки данного поведения, превращения человека в сознательного и активного члена общества. Излишняя социализация, по мнению Л. Колберга, ведет к потере уникальности. Поэтому социализация неразрывно связана с индивидуализацией — приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения i самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе. Средствами обучения и воспитания являются, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Структура педагогического процесса: педагоги, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы). Субъект деятельности – человек, активно проявляющий себя в разных видах деятельности (познание, общение, игра, труд и пр.), способный самостоятельно реализовать деятельность во всей ее полноте от момента целеполагания и мотивации деятельности до получения и оценки результат. Формальное образование — концепция общего образования, согласно которой цель школьного обучения состоит в развитии способностей учащихся, мышления, воображения, памяти, воли; развивающую ценность образования видели в классических языках и математике. Формы организации педагогического процесса (с комментариями) – организационная структура педагогического процесса. Целостное развитие человека — гуманистический идеал воспитания, утверждающий целостность человеческой природы, представляющей собой внутреннее единство. Трактовка термина имеет разные интерпретации в педагогических теориях и концепциях в зависимости от философских подходов, историко-культурной ситуации. Целостность педагогического процесса – синтетическое качество, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Цель образования – системообразующий фактор педагогической системы, выражающий заказ общества. Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя такие взаимосвязанные элементы как постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников (подразумевает осуществление оперативной обратной связи, которая способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость), использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (подразумевает осуществление оперативного педагогического контроля, направленность которого, объем, цель подчинены цели и направленности педагогического процесса, при этом максимально учитываются другие конкретные обстоятельства), обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Этапы педагогического процесса (с комментариями): подготовительный, основной, заключительный. Педагогический процесс имеет циклический характер. 2.1. Темы и планы семинарских занятий
Учебное издание
Елена Викторовна Исмаилова
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Методическое обеспечение дисциплины для студентов очного отделения
Челябинская государственная академия культуры и искусств
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а Лицензия ИД № 06283 от 16.11.01 ________________________________________________________________ Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.048 с.) |