Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции воспитания. Основы социальной педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современное состояние школьного воспитания. Концепции воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Воспитание в новых условиях: цель, задачи. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию. Опыт разработки современных концепций воспитания. Основы социальной педагогики. Взаимосвязь школьного и семейного воспитания. Личность и ее взаимодействие с социумом.
Основы семейного воспитания и семейной педагогики. Понятие «семья». Основные типы семей. Функции семьи. Семья как воспитательный коллектив. Проблемы современной семьи и их профилактика. Типология семейных конфликтов и способы их преодоления. Взаимодействие родителей и школы в воспитании ребенка. Тенденции современного семейного воспитания.
Раздел III. Целостный педагогический процесс. Теория обучения (дидактика)
Обучение в целостном педагогическом процессе Дидактика как наука. Основные дидактические теории и системы. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Двусторонний характер и структура обучения. Закономерности и принципы обучения. Гносеологические основы процесса обучения. Функции обучения. Психологические основы процесса обучения, категории обучения. Знания, умения, навыки. Учебно-познавательный процесс. Методологические основы познавательной деятельности учащихся. Логика, этапы, звенья процесса обучения. Мотивы учения. Общение в процессе обучения.
2. 3. 2. Система образования РФ. Содержание образования в современной школе Система образования РФ. Кризис системы образования. Сущность, признаки, пути выхода. Общее понятие о содержании образования. Цели и содержание образования. Исторический характер проблемы определения содержания образования. Современные концепции и теории содержания образования в отечественной и мировой педагогике (М.Н. Скаткин, Н.Я. Лернер, Леднев, Стоунс). Культура и образование. Информационный, операционный, аксиологический компоненты содержания образования. Факторы, доминирующие отбор содержания образования.
Виды обучения и их характеристика Факторы процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Звенья процесса усвоения знаний в традиционной практике обучения. Виды обучения и их краткая характеристика: догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение (сообщающее), программированное обучение; проблемное обучение; дифференцированное обучение; проблемное обучение; компьютерное обучение; модульное обучение.
Методы, средства и формы обучения Понятие метода обучения. Функции обучения. Приемы, правила и средства обучения. Требования к выбору учителем метода обучения. Классификации методов. Классификация Н.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Понятие о формах организации обучения. Классно-урочная система, ее признаки. Урок – основная форма организации обучения и его особенности. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. Особенности современного урока. Другие формы обучения и их сущность.
Понятие и сущность педагогической технологии Понятие педагогической технологии. Основные черты педагогической технологии по Г.М. Афониной. Предпосылки и истоки ее возникновения. Классификация педагогических технологий. Классификация по Г.К. Селевко. Технология развивающего обучения. Технология проблемного обучения. Личностно ориентированные педагогические технологии. Личностно ориентированные педагогические технологии
*Жирным курсивом выделены дидактические единицы ГОС По темам и видам занятий Для очного отделения
III. Распределение часов дисциплины По темам и видам занятий Для заочного отделения
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы: 1. Место педагогики в системе научного знания. 2. Объект, предмет и функции педагогики. 3. Понятие об основных категориях в педагогике. Сформулируйте понятие о методологии педагогики и ее уровнях. 4. Методы исследования в педагогике. Оцените исследовательские возможности различных методов. 5. Раскройте философские основания педагогики. Что представляют из себя общенаучная и конкретно-научная методология? Что такое технологическая методология? 6. Чем отличаются фундаментальные исследования от прикладных? Раскройте структуру научного исследования. Передайте собственное представление о научной этике. 7. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы, влияющие на развитие личности. 8. Сущность социализации и её стадии. Типы организации социальных отношений в процессе обучения. Факторы социализации и формирования личности. 9. Роль воспитания и обучения в развитии личности. 10.Возрастная динамика развития человека в процессе образования: возрастная периодизация, акселерация, неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей. 11.Особенности воспитанников различных возрастных групп. 12.Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности, принципы и этапы педагогического процесса. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе. 14.Формы организации и методы осуществления педагогического процесса. 15.Современное мировое образовательное пространство. Модели образования. 17.Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений. Критерии оценки нововведений. 18.Инновационные учебные заведения. Авторские школы как пример инновационных решений в образовании.
Примерная тематика рефератов, контрольных работ
Требования к зачету или экзамену Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если: 1) ответ достаточно полон по содержанию (1-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию), 2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы, 3) иногда незначительно нарушается логика рассуждений и доказательств, но восстанавливается студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы.
Вопросы для ЗАЧЕТА 1. Объект, предмет и задачи педагогической науки. 2. Понятие и структура педагогической науки. 3. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики. 4. Системный, личностный, деятельностный подходы. Краткая характеристика 5. Категориальный аппарат педагогической науки. 6. Понятие о функциях педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация личности. 7. Личность как объект и субъект воспитания и обучения. 8. Педагогический процесс как целостное явление. 9. Закономерности, противоречия и принципы целостного педагогического процесса. 10. Целеполагание в целостном педагогическом процессе. 11. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: характерные особенности, движущие силы. 12. Структурные элементы процессов обучения и воспитания. Их взаимосвязь. 13. Цель, содержание и источники воспитания. 14. Методы воспитания. Классификация. 15. Воспитательная система школы. 16. Современные концепции воспитания. 17. Основы социальной педагогики. Краткая характеристика. 18. Организация внеучебной деятельности учащихся. 19. Личность и ее взаимосвязь с социумом. 20. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. 21. Информационный, операционный, аксиологический компоненты содержания образования. 22. Цели и содержание образования. 23. Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы. 24. Понятие о государственном образовательном стандарте. 25. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. 26. Методы воспитания. Многомерные классификации методов. 27. Формы и средства обучения. 28. Понятие о педагогической системе. Система образования РФ. 29. Понятие о педагогической технологии. 30. Педагогическое мастерство учителя. 31. Педагогическое общение. Общая характеристика. 32. Основные стили педагогического общения. 33. Развивающее обучение (Л.В. Занков и др.). 34. Программированное обучение. 35. Проблемное обучение. 36. Игровые технологии. 37. Кризис системы образования. Сущность, причины и пути выхода. 38. Методология и методы педагогического исследования. 39. Возрастная периодизация. 40. Личностно ориентированное обучение.
4.4. Основная литература 1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций. – Феникс. – Р/нД, 2002. – 512с. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 192. 3. Баскаков А.М. Культура педагогического общения. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 162с. 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416с. 5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.Н. Педагогика. – М., Р/н/Д, 1994. 6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. 7. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999 8. Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 1997. 9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.— M.- ИНТОР,1996. 10. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука. — Киев, 1987. 11. Дидактика средней школы //Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. 12. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984. 13. Ильина Т.А. Педагогика.— М.: Просвещение, 1984. 14. Кан-Калик В. А., Никандров H.. Педагогическое творчество. — М., 1990. 15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 190с. 16. Караковский В А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. 17. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с. 18. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183с. 19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.--М., 1980. 20. Маркова А.И. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 158с. 21. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. 22. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с. 23. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996. 24. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 25. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. 26. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. 27. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984. 28. Современная дидактика: теория — практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1995. 29. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство Учеб. пособие. – М.: Совершенство, 1998. – 368с. 30. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999. 31. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178с. 32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990. 33. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1987. 34. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. Дополнительная литература
V. Формы промежуточного И итогового контроля
К итоговому зачету студент должен представитьконспектылекций по дисциплине, материалы по подготовке к семинарским занятиям.Изучение курса завершается зачетом, который включает ответ на вопросы в ходе собеседования по курсу.
Часть II. Методическое обеспечение дисциплины Семинарское занятие № 1
Правовые основы сферы образования. 1. Система образования – приоритетная сфера государственной политики. 2. Основные принципы государственной политики в области образования. 3. Национальная доктрина образования РФ. 4. Конвенция о правах ребенка – правовая основа гуманизации воспитания. 5. Современная социокультурная ситуация в России и проблема защиты детства. Литература 1. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 2. Педагогика / Под ред. Пидкасистого. – М., 1995, гл. 4. 3. Закон РФ «Об образовании» (1992). 4. Конвенция о правах ребенка
Семинарское занятие № 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.011 с.) |