Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции воспитания. Основы социальной педагогики

Поиск

Современное состояние школьного воспитания. Концепции воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Воспитание в новых условиях: цель, задачи. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию. Опыт разработки современных концепций воспитания. Основы социальной педагогики. Взаимосвязь школьного и семейного воспитания. Личность и ее взаимодействие с социумом.

 

Основы семейного воспитания и семейной педагогики.

Понятие «семья». Основные типы семей. Функции семьи. Семья как воспитательный коллектив. Проблемы современной семьи и их профилактика. Типология семейных конфликтов и способы их преодоления. Взаимодействие родителей и школы в воспитании ребенка. Тенденции современного семейного воспитания.

 

Раздел III. Целостный педагогический процесс.

Теория обучения (дидактика)

 

Обучение в целостном педагогическом процессе

Дидактика как наука. Основные дидактические теории и системы. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Двусторонний характер и структура обучения. Закономерности и принципы обучения. Гносеологические основы процесса обучения. Функции обучения. Психологические основы процесса обучения, категории обучения. Знания, умения, навыки. Учебно-познавательный процесс. Методологические основы познавательной деятельности учащихся. Логика, этапы, звенья процесса обучения. Мотивы учения. Общение в процессе обучения.

 

2. 3. 2. Система образования РФ. Содержание образования в современной школе

Система образования РФ. Кризис системы образования. Сущность, признаки, пути выхода. Общее понятие о содержании образования. Цели и содержание образования. Исторический характер проблемы определения содержания образования. Современные концепции и теории содержания образования в отечественной и мировой педагогике (М.Н. Скаткин, Н.Я. Лернер, Леднев, Стоунс). Культура и образование. Информационный, операционный, аксиологический компоненты содержания образования. Факторы, доминирующие отбор содержания образования.

 

Виды обучения и их характеристика

Факторы процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Звенья процесса усвоения знаний в традиционной практике обучения. Виды обучения и их краткая характеристика: догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение (сообщающее), программированное обучение; проблемное обучение; дифференцированное обучение; проблемное обучение; компьютерное обучение; модульное обучение.

 

Методы, средства и формы обучения

Понятие метода обучения. Функции обучения. Приемы, правила и средства обучения. Требования к выбору учителем метода обучения. Классификации методов. Классификация Н.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Понятие о формах организации обучения. Классно-урочная система, ее признаки. Урок – основная форма организации обучения и его особенности. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. Особенности современного урока. Другие формы обучения и их сущность.

 

Понятие и сущность педагогической технологии

Понятие педагогической технологии. Основные черты педагогической технологии по Г.М. Афониной. Предпосылки и истоки ее возникновения. Классификация педагогических технологий. Классификация по Г.К. Селевко. Технология развивающего обучения. Технология проблемного обучения. Личностно ориентированные педагогические технологии. Личностно ориентированные педагогические технологии

 

 

*Жирным курсивом выделены дидактические единицы ГОС
III. Распределение часов дисциплины

По темам и видам занятий

Для очного отделения

Наименование темы Количество часов
Лекции Семин. занятия Практические задания СРС
Раздел I. Общие основы педагогики
1.1. История возникновения педагогической науки        
1.2. Теоретико-методологические основы педагогики        
1.3. Методология и методы педагогических исследований.        
1.4. Развитие, социализация и воспитание личности.        
1.5. Возрастная периодизация в педагогике.          
Раздел II Теория воспитания
2.1. Психическая структура личности        
2.2. Деловое общение и психодиагностика        
2.3. Барьеры общения мотивы поведения. Формирование первого впечатления        
2.4. Невербальное поведение – экспрессивный репертуар человека        
Раздел III Теория обучения (дидактика)
3.1. Деловое общение в рабочей группе (коллективе)        
3.2. Стиль руководства. Социально-психологические проблемы руководства        
3.3. Конфликты и пути их разрешения        
3.4. Ролевые игры в деловом общении        
3.5.   Стресс. Способы и приемы его психической саморегуляции.        
Раздел IV. Управление образовательными системами
4.1. Эффективное вхождение в контакт с собеседником. Влияние на психику человека        
4.2. Деловая риторика        
4.3. Психологические особенности проведения деловых бесед, совещаний, дискуссий, переговоров        
  Итого:        

III. Распределение часов дисциплины

По темам и видам занятий

Для заочного отделения

Наименование темы Количество часов
Лекции Семин. занятия Практические задания СРС
Раздел I. Общение как социально-психологическая проблема
1.1. Психология делового общения как наука и дисциплина. Понятие и структура общения        
1.2. Общение как коммуникация        
1.3. Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие)        
1.4. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга)        
Раздел II Личность в деловом общении
2.1. Психическая структура личности        
2.2. Деловое общение и психодиагностика        
2.3. Барьеры общения мотивы поведения. Формирование первого впечатления        
2.4. Невербальное поведение – экспрессивный репертуар человека        
Раздел III Деловое общение в коллективе
3.1. Деловое общение в рабочей группе (коллективе)        
3.2. Стиль руководства. Социально-психологические проблемы руководства        
3.3. Конфликты и пути их разрешения        
3.4. Ролевые игры в деловом общении        
3.5.   Стресс. Способы и приемы его психической саморегуляции        
Раздел IV. Технология делового общения
4.1. Эффективное вхождение в контакт с собеседником. Влияние на психику человека        
4.2. Деловая риторика        
4.3. Психологические особенности проведения деловых бесед, совещаний, дискуссий, переговоров        
Раздел Этика делового общения
5.1. Этикет и культура поведения делового человека        
5.2. Имидж делового человека        
  Итого:        

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов

для самостоятельной работы:

1. Место педагогики в системе научного знания.

2. Объект, предмет и функции педагогики.

3. Понятие об основных категориях в педагогике. Сформулируйте понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

4. Методы исследования в педагогике. Оцените исследовательские возможности различных методов.

5. Раскройте философские основания педагогики. Что представляют из себя общенаучная и конкретно-научная методология? Что такое технологическая методология?

6. Чем отличаются фундаментальные исследования от прикладных? Раскройте структуру научного исследования. Передайте собственное представление о научной этике.

7. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы, влияющие на развитие личности.

8. Сущность социализации и её стадии. Типы организации социальных отношений в процессе обучения. Факторы социализации и формирования личности.

9. Роль воспитания и обучения в развитии личности.

10.Возрастная динамика развития человека в процессе образования: возрастная периодизация, акселерация, неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей.

11.Особенности воспитанников различных возрастных групп.

12.Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности, принципы и этапы педагогического процесса.

Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе.

14.Формы организации и методы осуществления педагогического процесса.

15.Современное мировое образовательное пространство. Модели образования.

17.Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений. Критерии оценки нововведений.

18.Инновационные учебные заведения. Авторские школы как пример инновационных решений в образовании.

 

Примерная тематика рефератов, контрольных работ

  1. Роль и место педагогики в системе научного знания.
  2. Потенциал научно-исследовательских методов педагогики в изучении образовательных процессов.
  3. Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности.
  4. Факторы, влияющие на формирование личности.
  5. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
  6. Возрастные особенности дошкольников и их учет при организации педагогического процесса.
  7. Возрастные особенности младших школьников и их учет при организации педагогического процесса.
  8. Возрастные особенности подростков и их учет при организации педагогического процесса.
  9. Возрастные особенности старших школьников и их учет при организации педагогического процесса.
  10. Воспитательный потенциал игры как вида деятельности.
  11. Воспитательный потенциал труда как вида деятельности.
  12. Педагогический процесс: история понятия и современность.
  13. Генезис форм организации педагогического процесса.
  14. Эволюция методов осуществления педагогического процесса.
  15. Эффективные модели образования в современном мире.
  16. Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения.
  17. Философские основы и генезис традиционной (авторитарной) педагогики.
  18. Гуманистические ориентации в современном педагогическом мышлении.
  19. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений в образовании.
  20. Современная модернизация образования и ее возможные результаты.

 

Требования к зачету или экзамену

Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если:

1) ответ достаточно полон по содержанию (1-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию),

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы,

3) иногда незначительно нарушается логика рассуждений и доказательств, но восстанавливается студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы.

 

Вопросы для ЗАЧЕТА

1. Объект, предмет и задачи педагогической науки.

2. Понятие и структура педагогической науки.

3. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики.

4. Системный, личностный, деятельностный подходы. Краткая характеристика

5. Категориальный аппарат педагогической науки.

6. Понятие о функциях педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация личности.

7. Личность как объект и субъект воспитания и обучения.

8. Педагогический процесс как целостное явление.

9. Закономерности, противоречия и принципы целостного педагогического процесса.

10. Целеполагание в целостном педагогическом процессе.

11. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: характерные особенности, движущие силы.

12. Структурные элементы процессов обучения и воспитания. Их взаимосвязь.

13. Цель, содержание и источники воспитания.

14. Методы воспитания. Классификация.

15. Воспитательная система школы.

16. Современные концепции воспитания.

17. Основы социальной педагогики. Краткая характеристика.

18. Организация внеучебной деятельности учащихся.

19. Личность и ее взаимосвязь с социумом.

20. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.

21. Информационный, операционный, аксиологический компоненты содержания образования.

22. Цели и содержание образования.

23. Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы.

24. Понятие о государственном образовательном стандарте.

25. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования.

26. Методы воспитания. Многомерные классификации методов.

27. Формы и средства обучения.

28. Понятие о педагогической системе. Система образования РФ.

29. Понятие о педагогической технологии.

30. Педагогическое мастерство учителя.

31. Педагогическое общение. Общая характеристика.

32. Основные стили педагогического общения.

33. Развивающее обучение (Л.В. Занков и др.).

34. Программированное обучение.

35. Проблемное обучение.

36. Игровые технологии.

37. Кризис системы образования. Сущность, причины и пути выхода.

38. Методология и методы педагогического исследования.

39. Возрастная периодизация.

40. Личностно ориентированное обучение.

 

 

4.4. Основная литература

1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций. – Феникс. – Р/нД, 2002. – 512с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 192.

3. Баскаков А.М. Культура педагогического общения. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 162с.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416с.

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.Н. Педагогика. – М., Р/н/Д, 1994.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000.

7. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. — М., 1999

8. Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики: в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.— M.- ИНТОР,1996.

10. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука. — Киев, 1987.

11. Дидактика средней школы //Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.

12. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984.

13. Ильина Т.А. Педагогика.— М.: Просвещение, 1984.

14. Кан-Калик В. А., Никандров H.. Педагогическое твор­чество. — М., 1990.

15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 190с.

16. Караковский В А. Воспитательная система школы: пе­дагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

17. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс,2008. – 256 с.

18. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183с.

19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.--М., 1980.

20. Маркова А.И. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 158с.

21. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петров­ского. — М.: Педагогика, 1989.

22. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

23. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996.

24. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

25. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

26. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

27. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.

28. Современная дидактика: теория — практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1995.

29. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство Учеб. пособие. – М.: Совершенство, 1998. – 368с.

30. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педаго­гика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

31. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178с.

32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

33. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1987.

34. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обуче­ние в современной школе. — М., 1996.

Дополнительная литература

 

 

V. Формы промежуточного

И итогового контроля

Форма контроля Очное отделение Заочное отделение
семестр семестр
Промежуточные формы контроля    
Промежуточная аттестация    
Итоговые формы контроля    
Зачет    

К итоговому зачету студент должен представитьконспектылекций по дисциплине, материалы по подготовке к семинарским занятиям.Изучение курса завершается зачетом, который включает ответ на вопросы в ходе собеседования по курсу.

 

 


Часть II. Методическое обеспечение дисциплины

Семинарское занятие № 1

 

Правовые основы сферы образования.

1. Система образования – приоритетная сфера государственной политики.

2. Основные принципы государственной политики в области образования.

3. Национальная доктрина образования РФ.

4. Конвенция о правах ребенка – правовая основа гуманизации воспитания.

5. Современная социокультурная ситуация в России и проблема защиты детства.

Литература

1. Педагогика: учеб./ Л. П. Крившенко (и др); под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

2. Педагогика / Под ред. Пидкасистого. – М., 1995, гл. 4.

3. Закон РФ «Об образовании» (1992).

4. Конвенция о правах ребенка

 

Семинарское занятие № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.011 с.)